0 RSS-лента RSS-лента

Пара историй из практики

Автор блога: ТМУРП
Памяти Людмилы Александровны Юдиной. И НЕТ ВЫСШЕЙ НАГРАДЫ... - 08 03 1975
ПЕРЕДО МНОЙ пачка писем, и все они адресованы одному человеку — преподавателю литературы Таллинского мореходного училища рыбной промышленности Людмиле Александровне Юдиной.
«Здравствуйте, уважаемая Людмила Александровна! С горячим флотским приветом к Вам бывшие курсанты В. Волков и Л. Горбунов. Немножко о наших делах. Доехали хорошо. В дороге провели восемь суток, но не жалеем, так как увидели много интересного. Уж очень здесь красиво, особенно в районах озера Байкал».
Здравствуйте, уважаемая Людмила Александровна! Пишу Вам из Находки. Сюда мы доставили очередной груз рыбы из района Гавайских островов. Сразу же по возвращении из Таллина стал оформлять документы на рабочий диплом, неожиданно попросили идти в визированный рейс рефмотористом. Вначале думал, пойдем в Одессу, но в Корсакове сообщили - идем на Гавайи».
«Получил от Вас письмо, за которое огромное спасибо! Людмила Александровна, я очень благодарен Вам за то, что Вы хотите помочь подготовиться к экзаменам. Я бы очень попросил, если достали учебники, то пусть они у Вас полежат до мая. Демобилизуюсь где-то в двадцатых числах и заеду к Вам. Сейчас готовлюсь к экзаменам. Скоро мы начинаем сдавать итоговую проверку. Нужно самому сдать на «отлично», да и за роту душа болит. Не у всех все в порядке. А мне, как старшине, поручили двоих ребят подтянуть по политподготовке и вождению».
Это лишь некоторые из писем, но какое ни прочтешь — в каждом ощущаешь искренность и подкупающую непосредственность. Ребята делятся со своей бывшей учительницей, как с близким человеком, своими сомнениями и надеждами, рассказывают о планах, благодарят за поздравления, обращаются с просьбами. В этой обширной переписке не исключены и письма от родителей. Находясь далеко от детей, они беспокоятся, спрашивают о поведении и учебе сыновей.
Не случайно я привела эти выдержки. За их строками — ребята, добрые и отзывчивые, благодарные и целеустремленные. А главное — красноречивее всяких слов письма говорят о тех, кому они адресованы.
Переписка не может долго продолжаться, если она односторонняя. Людмила Александровна, несмотря на свою занятость, ни одно из них не оставляет без ответа. Как и в училище, она делится с бывшими воспитанниками жизненным опытом, ненавязчиво помогает добрым советом, добросовестно выполняет их просьбы. Она искренне заинтересована в их судьбах.
Когда я спросила у Л. А. Юдиной, как она умудряется найти контакт с такими разными по характеру и развитию ребятами, она ответила очень просто: «Не злоупотребляю их доверием. Пятнадцатилетние мальчишки, какими они приходят в училище, очень доверчивые и искренние. И если ты идешь к ним с открытой душой, они платят тебе тем же. Стоит один раз воспользоваться их прямодушием и откровенностью в корыстных целях, как они быстро отвернутся от тебя».
Может быть, это и есть один из педагогических «секретов» Людмилы Александровны?
Приведенные выше письма написаны курсантами последнего выпуска Юдиной. Сейчас у нее новая группа Х-32 — третьекурсники, будущие специалисты по холодильным установкам. Своими учениками она довольна. В группе не стоит вопроса об успеваемости. Ребята дисциплинированные, исполнительные, отзывчивые. Людмила Александровна называет своих помощников — комсорга Валеру Тимофеева, старшину Валерия Калиничева, преподавателей группы Ш. Ароновича, Р. Ряка, начальника специальности Б. Михайлова, с которыми Юдина сообща делает одно общее дело — воспитывает будущих командиров производства.
За 23 года педагогического стажа и пятнадцать лет преподавания в училище Людмила Александровна научилась находить «ключик» к ребячьим душам, хорошо понимать их. Но не будь у нее главного — любви к ним — не было бы теплоты и сердечности, которыми ребята одаривают свою учительницу.
Л. А. Юдина всегда среди своих воспитанников. И по долгу службы (она еще и классный руководитель), и по велению души. На уроках литературы она прививает ребятам любовь к прекрасному, к своему предмету. Не случайно, о курсантах этой группы говорят «заядлые театралы». Дежуря на самоподготовке, Людмила Александровна всегда поможет, поддержит спор или разговор и на отвлеченную тему. В загородных поездках, на вечерах она старший товарищ, друг.
Нелегко заслужить доверие своих учеников, воспитать в них требовательность к себе, чувство благодарности за чужой труд. Достижению этой цели преподавательница отдает всю себя. И нет высшей награды для нее, как видеть своих воспитанников настоящими людьми.
Воспитанники Людмилы Александровны несут трудную морскую вахту в разных уголках земного шара. И, как пишет один из них, стараются работать, так, чтобы училищу не было стыдно за них.

Г. МЕЛИКОВА.
ТМУРП 0 1 комментарий
КРАЖА – 23 12 1976
Из зала суда
— Встать! Суд идет!
— Фамилия, имя, отчество: Чернев Сергей Николаевич.
— Год рождения: 1960-й
— Образование: 8 классов.
На скамье подсудимых — шестнадцатилетний подросток, бывший курсант Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. Слушается дело по обвинению несовершеннолетнего Сергея Чернова в краже денег и вещей, принадлежащих курсантам ТМУРП.
Сначала очень кратко о фактах.
Приказом начальника ТМУРП от 16 августа 1976 г. «за употребление спиртных напитков и устроение беспорядков» Сергей Чернов лишается стипендии сроком на три месяца и предупреждается, что в случае дальнейших нарушений дисциплины будет отчислен из училища. Приказом от 20 августа этого года за самовольную отлучку Чернов был отчислен из мореходного училища
В пятидневный срок бывшему курсанту Сергею Чернову необходимо уехать к себе домой в город Калининград. В это-то время и были совершены им два преступления.
В ночь с 22 на 23 августа Чернов обыскивает карманы курсанта, живущего вместе с ним в общежитии. Из найденных сорока семи рублей — двадцать два берет себе. На украденные деньги покупает билет на калининградский поезд. Но уехать домой не пришлось — слишком долгим оказалось прощание с друзьями, на поезд Чернов опоздал.
Через несколько дней Сергей и его приятель Игорь Самарин (тоже отчисленный из училища) отмечают день рождения, а заодно и... свое отчисление. Купленных трех бутылок вина показалось мало. И Чернов идет на новую кражу. На этот раз у двух курсантов училища украдена крупная сумма денег, личные вещи. Спустя некоторое время Чернов относит краденое в камеру хранения железнодорожного вокзала — в этот день он все-таки собирался уехать в Калининград. Но до отхода поезда оставалось время, Чернов решает в последний раз зайти в училище. Здесь-то его и задерживают. Парень сначала отпирался, юлил, но, когда его, что называется, прижали к стенке, во всем признался.
Так выглядела фактическая сторона дела. Что же скрывалось за этими фактами? Что привело шестнадцатилетнего подростка на скамью подсудимых?
...Отца не стало, когда Сереже был всего один год. Мальчику шел пятый, когда мать привела в дом нового мужа. Пожалуй, именно с приходом в семью этого человека началась история, развязка которой происходила уже в суде...
Отчим не утруждал себя даже элементарной заботой о ребенке. Все его воспитание сводилось к пьяным окрикам и постоянным упрекам и понуканиям. Мальчика называли обидными словами, за малейшую провинность били, упрекали куском хлеба, называли дармоедом. Отчим избивал Сережу и за плохие отметки, полученные в школе. Побои, грубость, несправедливые горькие упреки ожесточали детское сердце. Его самозащитой, его протестом становились упрямство, лживость, непослушание, которые развивались с каждым годом. Да и как еще может защитить себя восьмилетний ребенок от пьяной жестокости и самодурства такого «воспитателя»? В Сереже росли замкнутость и озлобленность, которые вели его к воровству. Украденный пирожок или булка в магазине — такой была его реакция на постоянные упреки в дармоедстве, таким путем он пытался самостоятельно добывать себе пропитание.
Сережу неоднократно задерживали. Но и это не заставило его родителей спохватиться. Они даже не стремились найти контакт с сыном. Сережа, его мать, отчим только жили под одной крышей, больше их ничего не связывало. И царящие в доме ненависть и неприязнь сделали родной дом чужим. А в школе у него были сверстники, чья благополучная домашняя обстановка еще сильнее подчеркивала контраст с его собственной. Все чаще замечает Сережа свою плохую одежду, все больнее отзывается в его сердце пьяная ругань отчима... В таких условиях развивался его характер. Мальчик старается найти выход. И находит... в темных подъездах, в компаниях таких же безнадзорных ребят.
В свои десять лет Сережа Чернов уже состоял на учете в детской комнате милиции, занимался мелким воровством, хулиганством, бродяжничал — таким был результат безответственного отношения родителей к воспитанию сына. Так появилась в его жизни Сланцевская специальная школа для трудновоспитуемых. В ней он и заканчивает восемь классов.
В 1975 году Чернов поступает в Таллинское мореходное училище рыбной промышленности. За сотни километров остался дом, но то зло, которое было в нем посеяно, уже пустило глубокие корни.
В училище Сергей начал обучение по технологической специальности. Смышленый, и сообразительный, он быстро овладевал учебными предметами, мог самостоятельно разобраться в новом материале. И не только сам для себя, но и помогал своим новым товарищам. Интересовался судостроением, посещал специальный кружок. Учиться начал неплохо.
Плохо было другое: Чернов не выносил дисциплины, которой требует морская служба. Быт курсантов построен здесь четко и строго, по-морскому: регламентировано время для занятий и отдыха, выход из училища разрешен лишь по определенным дням, курсанты обязаны соблюдать форму одежды. Эти и другие требования предъявляет мореходное училище к каждому курсанту.
Сергею Чернову все это показалось невыполнимым. Учиться — учился, но подчинить себя общему порядку не смог. Самовольно уходил из училища, случалось — выпивал, нарушал форму одежды, стал пропускать уроки, недобросовестно относился к выполнению заданий. Все это повлекло за собою плохую успеваемость. И, несмотря на способности к учебе, стали в его зачетке появляться неудовлетворительные оценки. Дальше — больше: несколько раз был замечен в воровстве.
Как же реагировали на это его товарищи, курсанты из группы Т-12, в которой он учился? Об этой группе в училище проскальзывало мнение, что курсанты в ней как-то разобщены, каждый сам по себе. Группа в целом подобралась трудная, в ней чаще, чем в других, бывали нарушения дисциплины. Это с самого начала учебного года вызывало тревогу преподавателей и в первую очередь командира роты Сергея Михайловича Наумова, который особо занимался с Т-12: проводил общие беседы, индивидуально работал со многими курсантами. И те из ребят, которые извлекли пользу из таких уроков, сегодня учатся на втором курсе. Чернову стать второкурсником не пришлось. Хотя, пожалуй, ни с кем из других курсантов столько не занимались, сколько с ним. Он был под особым наблюдением Сергея Михайловича. Долгие часы проводили они вдвоем. И как будто не было между ними недосказанного. Обо всем поведал своему воспитателю Сергей: и о своем нелегком детстве, и о том, сколько незаслуженных обид перенес он о доме отчима. Взаимопонимание и сочувствие нашел мальчик у воспитателя. Но вот ответить на него не смог. Все чаще и чаще приходилось Чернову отчитываться за свое неудовлетворительное поведение, каждый раз обещал исправиться и тут же совершал новый проступок, и опять раскаивался, и опять совершал... Беседовали с ним и классный руководитель группы Виктория Станиславовна Бертель, и его товарищи. Справедливо требовали от него отчета в своих действиях старшина группы Николай Грицук, комсорг Владимир Онищенко, курсант Вячеслав Раткевич.
Зато родители словно вливали в него силы, мешавшие принять новую жизнь. И когда на каникулах курсанты торопились домой, к близким, Сергею свидание с семьей не сулило радости. Дом встречал его той же пьяной бранью, участились столкновения с отчимом. Еще большую моральную ущербность приносят Сергею те недолгие часы, которые проводит он дома: садится есть — его обвиняют в обжорстве; случилось взять вещи отчима — в результате жестоко избили. Всякий раз он возвращался в училище глубоко уязвленный. Так родители сводили на нет все попытки педагогов училища перевоспитать их сына, подрывали в нем веру в добро, в справедливость, вселяли в сердце подростка подозрения, неверие в людей.
И, возвращаясь в училище, Сергей продолжал лгать; был недисциплинирован и упрям. И вот очередное нарушение повлекло за собой отчисление Чернова из мореходки. Ему надо уехать из Таллина в Калининград. Где взять деньги на билет? У сокурсников, которым он нанес немало обид? Но рядом с ним были и взрослые люди, воспитатели, отвечающие за него, хотя бы до тех пор, пока он не покинет Таллин. Многие из них проявляли заботу о нем на протяжении всего учебного года. Однако никто не поинтересовался, на какие деньги неработающий подросток доберется до Калининграда. И формальный ответ, что он в свое время получил стипендию (которую он вполне мог уже и истратить) здесь не удовлетворяет. Конечно невозможно оправдать тот способ, каким Чернов ре шил добыть деньги на билет, и две кражи, совершенные им, ни в коей мере не оправдывают его — за эти преступления он ответил перед законом. Но, наверное, не следовало и администрации училища так быстро слагать с себя всякую ответственность за судьбу недавнего своего воспитанника.
Сам Чернов обратиться за помощью ни в училище, ни домой не пожелал. Сработал принцип, которому он был сызмальства научен. Как в детстве, когда хотел есть — крал в магазине, так и сейчас, когда не оказалось денег на билет — пошел и украл у своего же товарища.
...Заседание суда было недолгим. Подсудимый Чернов свою вину признал. Решением народного суда Октябрьского района города Таллина он был приговорен к полутора годам лишения свободы. Трудовой колонии предстоит перевоспитывать Сергея Чернова, вернуть человека обществу.
На судебном процессе присутствовала женщина, давшая жизнь Сергею Чернову - Пекина Анна Францевна. Долгие годы мирилась она с той обстановкой в доме, которая в конечном итоге привела ее сына к преступлению, сделала его озлобленным, одиноким подростком.
Смогла ли осознать эта женщина все то горе, которое принесла собственному сыну? Ведь воспитание ребенка - это не только личное дело, но и общественный долг, за выполнение которого родители отвечают перед государством. Сергея Чернова будут перевоспитывать другие люди, но дома, в Калининграде, у него осталась маленькая сестренка. Что будет с нею? Сумеет ли мать понять то, что случилось, и не просто понять, но и предъявить к себе самой строгие требования? Пока на эти вопросы ответить трудно. Поэтому сейчас в этой истории еще нельзя поставить точку. Она продолжается...

Н. КРУТИКОВА.
ТМУРП 0 2 комментария
ПОСВЯЩЕНИЕ В МОРЯКИ - 23 11 1976
Необычным, волнующим и по-праздничному радостным был этот день для курсантов-первокурсников Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. Надолго останется он в памяти ребят, и воспоминание о нем будет освещать выбранный ими путь, путь нескончаемой синевы морских дорог... Торжественное посвящение в курсанты на борту судна — событие действительно особенное, памятное, которому суждено положить начало еще одной доброй традиции будущих мореходов.
...Словно пришедший из мальчишеской мечты, застыл у пирса красавец-парусник. Курсанты поднимаются по трапу четырехмачтового барка «Крузенштерн», одного из самых больших в мире парусных судов. Раздаются торжественные звуки музыки. Праздничная церемония посвящения началась... В торжественном строю застыли вчерашние мальчишки, сегодняшние курсанты мореходки, а завтра — штурманы, технологи, радисты, отважные моряки. Внимательно слушают они слова напутствия своего первого командира — начальника ТМУРП Вячеслава Антоновича Морозова, поздравления капитана «Крузенштерна» Владимира Тимофеевича Роева.
...Уверенно звучат слова курсантской клятвы. И вместе с радистом-первокурсником Александром Брызгалиным вторят ей преданные морю сердца. Каждодневным трудом, хорошей учебой и отличной дисциплиной докажут они свою принадлежность к семье морских тружеников.
Технолог первого курса Виктор Селиванов зачитывает призыв курсантов ТМУРП ко всем учащимся мореходных училищ Западного бассейна — торжественное посвящение в курсанты проводить на борту судов.
Начальники учебных отделений училища В. В. Нурмис, X. X. Ольтерс, П. М. Ялакас вручают новичкам курсантские билеты. И, пожалуй, радость этого дня можно сравнить разве что с радостной взволнованностью поступления в мореходное училище. Каждому первокурснику были подарены фотографии с изображением парусника «Крузенштерн», как память о том, что на его борту происходило посвящение в курсанты, как символ того, что юношеской мечте дано осуществиться, что посвящение в будущую профессию состоялось.

Н. КРУТИКОВА.

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Впереди курсантского строя гордо реет знамя училища.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Торжественное построение курсантов ТМУРП на палубе парусника «Крузенштерн».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Начальник отделения X. X. Ольтерс вручает курсантский билет первокурснику Антсу Тислеру.

Фото М. РАУДЕ.
Парень из Намибии – 05 11 1977
Юноши из Народно-Демократической Республики Йемен, Ирака, Сомали... Сегодня их двадцать пять, приехавших в Таллинское мореходное училище рыбной промышленности из десяти стран мира. Вместе с советскими курсантами они изучают радиосвязь и электрорадионавигацию.
Будущие радисты познают сложные предметы: радиоприемные устройства, манипуляцию, радиосвязь. А если к тому же учесть, что русский язык, на котором ведется преподавание, таит в себе еще немало трудностей, то заниматься приходится особенно упорно и настойчиво. Требуется внимание на уроках, добросовестное выполнение домашних заданий. А если все-таки что-то неясно? Можно попросить преподавателя повторить объяснение, а можно побеседовать с тем, кто обучается на родном языке.
Свободное время многие отдают музыке. Звучат популярные мелодии, национальные песни и танцы разных стран. В часы увольнений иностранные курсанты вместе с советскими ребятами знакомятся с Таллином — театрами, музеями, достопримечательностями города. Но не оставаться же в долгу перед своими гидами! И вот в одном из кабинетов мореходки открывается очередная выставка. На этот раз — знакомство с Ираком. Специально оформленные стенды и витрины, литература и магнитофонные записи рассказывают о жизни иракского народа, экономике страны, ее культуре. Выставку подготовили молодые иракцы, обучающиеся в ТМУРП.
Так совместные дела, общие цели и интересы перерастают в дружбу, объединяют молодых людей различных стран и континентов.
В мореходном училище я познакомилась с двадцатичетырехлетним Ипумбу Фили Нанголо. В Советский Союз он приехал из Намибии, африканского государства, которое борется сегодня за национальное освобождение против расистского режима ЮАР,
— До приезда в вашу страну, — рассказывает Фили Нанголо, — учился на родине, сначала в начальной школе, потом в средней. У нас одни школы для черных, другие для белых. Система образования строится на основе расистской политики.
Ипумбу Фили Нанголо родом из городка Ошакати. Там и сейчас живут его мать, сестры, товарищи. Они ждут возвращения Фили домой. Только отец не ждет. Он так никогда и не узнает, что сын его уехал учиться в далекий Советский Союз. Семь лет назад он был расстрелян карателями... На родине Фили участвовал в политической борьбе, вместе с товарищами боролся за независимость Намибии, был членом молодежной организации массового движения против расизме.
— Как вы лопали в Советский Союз?
— В моей стране нельзя выучиться на радиста. Но чтобы продолжить борьбу, Намибии нужны хорошие специалисты. Меня послала учиться моя партия — СВАПО, народная организация Юго-Западной Африки.
— Вы живете у нас вот уже два года. Каковы ваши впечатления о нашей стране?
— Очень нравится, что у вас много книг. Каждый человек может получить образование. Когда-нибудь так будет и у нас. Сегодня мы боремся за это. У вас легко жить: хорошие бытовые условия, дешевый транспорт.
Читал на английском языке новую Конституцию советского народа. Всем людям нужен мир, война не нужна никому. Это должен понять каждый человек в любой точке планеты.
— В каких городах, кроме Таллина, успели побывать?
— Несколько раз был в Москве. У меня там друзья из Намибии. Они учатся в университете Дружбы народов имени Птариса Лумумбы. Ездил в Ленинград, Киев, Ростов. Но Таллин нравится больше. Может быть, потому, что дольше здесь живу...
— Интересуетесь нашей культурой?
— Люблю читать уже здесь познакомился с вашими классиками—Пушкиным , Лермонтовым, Толстым. С удовольствием смотрю советские кинофильмы. Особенно понравился фильм "Обратной дороги нет". В нем показано партизанское движение. Сам принимал участие в такой борьбе, поэтому события фильма заинтересовали, были мне близки.
Во время нашей беседы Фили Нанголо не только рас сказывал о себе, о своих впечатлениях. Он живо интересовался жизнью советских людей, рыбаков. Своим соотечественникам он хочет рассказать о том, как живут люди первого в мире социалистического государства. Ну, а пока у него впереди еще несколько лет учебы. Ипумбу Фили Нан голо учится, чтобы быть полезным родине, намибийскому народу.

Н. КРУТИКОВА
ТМУРП 0 Нет комментариев
ЗАСЛУЖЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ - 20 10 1977
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В канун Дня учителя Указом Президиума Верховного Совета Эстонской ССР присвоено почетное звание заслуженного учителя республики заместителю начальника Таллинского мореходного училища рыбной промышленности по учебной части Борису Моисеевичу Розенштейну.
Борис Моисеевич работает в ТМУРП с мая 1953 года — после демобилизации из рядов Вооруженных Сил. В годы войны участвовал в боях за освобождение Эстонии, служил на кораблях Краснознаменного Балтийского флота. Награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды, медалями.
За двадцать четыре года работы в училище Б. М. Розенштейн проявил себя способным педагогом, настоящим наставником молодого поколения рыбаков.
Борис Моисеевич — активный общественник: неоднократно избирался секретарем парторганизации училища.
За свою плодотворную работу Б. М. Розенштейн награжден в 1970 году Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ЭССР.
Поздравляя Бориса Моисеевича с почетным званием «Заслуженный учитель Эстонской ССР», молодые рыбаки объединения «Эстрыбпром» желают ему доброго здоровья и новых творческих успехов.
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДЕЛО СВОЁ... – 11 01 1990
В Таллиннском морском колледже

Сегодня, когда наша страна взяла куре на коренные преобразования в экономике, народному хозяйству, рыбной отрасли в том числе, потребуются специалисты новой формации. Жизнь предъявит к ним самые высокие требования и в профессиональной подготовке, и в общей культуре. Ведь иначе соответствовать уровню требований в избранном для себя деле они вряд ли смогут, и останутся на периферии происходящих событий.
Именно в таком ключе и шел разговор на недавней встрече студентов только что созданного на базе ТМУ Таллиннского морского колледжа и специалистов-связистов «Эстрыбпрома». Делегация шефов была весьма представительной — начальник отдела связи объединения Е. Злобил, начальник радиоцентра Б. Сорокинский, начальники судовых РТС М. Лисанов, А. Криворучко, А. Виноградов, заместитель секретаря комитета комсомола объединения электрорадионавигатор В. Злобин.
Открывая встречу, начальник радиотехнического отделения В. Зотов акцентировал внимание на необходимости непрерывного повышения уровня знаний и квалификации, стремлении к обязательному достижению конечного результата, несмотря на возникающие трудности.
Но некоторые студенты, отметил В. Зотов, пока еще не приучены трудиться добросовестно, слишком долго культивируется у них «барское» отношение к работе.
Эту мысль поддержали и выступившие затем Е. Злобин, М. Лисанов. Будущие радиоспециалисты, как показывает опыт, еще не научились с максимальным эффектом использовать учебно-материальную базу, которой располагает это учебное заведение. В последнее время в объединение пришли работать выпускники с низкими знаниями, которых нельзя использовать на флоте как радиоспециалистов. Анализ показывает, что за время учебы такие курсанты не совсем добросовестно относились к приобретению знаний. И при первой же встрече с трудностями, с которыми приходится встречаться молодым специалистам на первых порах своей самостоятельной работы, они не выдерживают экзамена на профпригодность. В этой связи выступавшие дали слушателям конкретные советы, на что именно прежде всего необходимо обратить внимание в учебе. О том, какие требования предъявляет море связистам, говорил и В. Злобин. Он — выпускник ТМУ, два рейса на промысловых судах сделал электрорадионавигатором, а заместителем секретаря комитета комсомола объединения избран в сентябре минувшего года. Естественно, речь зашла и о недавно состоявшемся XXI съезде ЛКСМ Эстонии, о том, какую позицию на нем занимали представители «Эстрыбпрома», что может произойти с молодежным движением в нашей республике. И вопросы — а студенты колледжа на них не поскупились — касались не только чисто профессиональных проблем связистов, но и различных сторон жизни республики.

Н. ЕРМОЛАЕВ,
организатор внеклассной культурно-массовой работы Таллиннского морского колледжа.
ТМУРП 0 Нет комментариев
ПРИНИМАЙ ПОПОЛНЕНИЕ, ФЛОТ - 09 07 1977
Более четырех тысяч человек — столько командиров флота подготовило за годы своего существования Таллинское мореходное училище рыбной промышленности. Среди его бывших выпускников — сотни капитанов, главных и старших механиков, технологов, специалистов других флотских профессий.
И вот недавно, накануне Дня рыбака, в училище состоялся новый, выпуск. 150 человек, из них 42 заочника, получили дипломы судоводителей, радистов, холодильщиков. Кто же он, выпускннк-77? Прежде всего, в достаточной степени подготовленный специалист — грамотный, старательный, пытливый. Подтверждением тому служит факт, что девяти выпускникам вручены дипломы с отличием. Среди них, например, судоводитель Сергей Болотько, которому предстоит работать в заполярном Мурманске. Или еще один — также судоводитель и круглый отличник Сергей Пайо...
Выпускник-77 овладевал не только специальными знаниями, но учился и общественной работе. В день получения дипломов пяти питомцам ТМУРП были вручены почетные грамоты Октябрьского райкома комсомола, многим — грамоты училища, памятные подарки. В их числе и Георг Майков, бывший старшина духового оркестра.
Подавляющее большинство нынешних выпускников выбрало себе профессию рыбака не случайно. Любовь к морю — вот основной мотив, в силу которого они пришли на флот. Почти половина выпускников — стипендиаты рыболовецких колхозов республики, объединения «Эстрыбпром» и других предприятий. В день получения дипломов они впервые надели форму командиров флота. Многие— навсегда, на всю жизнь. Пожелаем же, чтобы крепка и надежна была у них связь с моем, чтобы гордились они высоким званием советского моряка.
Счастливого плавания, выпускннк-77!

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Начальник ТМУРП Вячеслав Антонович Морозов вручает четырехтысячный диплом Александру Марченко.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Выпускниками училища стали Николай Мороз и чилиец Арнандо Оливарес.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На торжественном вечере в училище.

Фото А. ДУДЧЕНКО.
ТМУРП 0 Нет комментариев
ОБИДНОЕ НЕДОВЕРИЕ – 01 07 1967
(РАССКАЗЫВАЕТ Т. ЫЙГЕ, СЕКРЕТАРЬ КОМСОМОЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТАЛЛИНСКОГО МОРЕХОДНОГО УЧИЛИЩА РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ)

Их считали самыми трудными. Такая уж слава шла по училищу. Мол, что ни поручи, ничего никогда не выполнят. Одним словом, гордиться технологам - второкурсникам было нечем. Ни в дисциплине, ни в учебе первыми не шли. Об общественной работе и думать не случалось. Еще осенью говорили о них:
— Безнадежные!
Единственное требование к ребятам, чтобы учились как следует.
Осенью же переизбрали наш комсомольский комитет. Собрались мы на очередное совещание. Решали, как поднять успеваемость. Чем заинтересовать курсантов? Какие давать им поручения?
Комсомольская сила огромная. Я верю в нее. Если все возьмемся — дело будет. Главное, думается, всегда следует относиться к работе с душой.
На бюро здорово спорили. Не хотелось думать, что второкурсники-технологи такие уж неисправимые.
Помню, собирались мы в колхоз. Помогать должны были колхозникам на полях. Зашла я в группу. — В чем дело? — спрашиваю ребят, — почему вы отказываетесь выручить? Все едут, а вы не хотите?
Правда, мое обращение к ним может показаться резким. Они, наверное, так и подумали. Удивились:
— Мы ничего не знаем! К нам никто не обращался.
Стало как-то неловко. Выяснилось, что в училище уверены: они плохие и поэтому не тревожили их. А парни обиделись. Но поговорили мы с ними тогда хорошо. И что замечательно — сразу согласились ехать в колхоз.
Уехали. Трудились долго. Никаких вестей не поступало. Мы немного беспокоились, как там наши технологи-второкурсники? Наконец, вернулись. Было приятно узнать, что работали они на совесть. Это немного подняло их репутацию в коллективе. Но по-прежнему как-то всерьез их не принимали.
Однако комсомольский актив не собирался выпускать ребят из поля зрения. Потребовалось однажды стенгазету делать. Потом викторину. Обратились мы вновь к нашим бедным второкурсникам:
— Будете участвовать?
Кто-то заколебался. Другие отказались. Третьи не знали, чью сторону принять. То ли дело было раньше — никто не беспокоил. Считали неисправимыми. Почему бы такими не остаться?
— Ладно, — говорю им. — Думайте сами. Я больше не буду ходить и уговаривать. Но задание дала.
Через несколько дней они сами появились:
— Все сделано, комсорг! Мне кажется, что всегда надо верить в людей. В лучшие их качества.
Теперь лето, но никто не думает, как раньше, что технологи неуемные. Ребята не подвели. Они учатся хорошо. Дисциплина тоже отличная. Прежними они уже не станут.
ТМУРП 0 2 комментария
НОВОЕ ПОПОЛНЕНИЕ ИДЕТ В УЧИЛИЩЕ – 17 08 1965
Я ПОСТУПЛЮ на факультет судовождения, - говорит Валерий Новиков. - Еще не плавал ни разу в жизни, но люблю море. Романтика? Быть может. Только по душе мне и техника, - улыбается парень.
Этот разговор произошел в Таллинском мореходном училище рыбной промышленности перед вступительными экзаменами. В коридоре толпятся парни. Семьсот человек держат испытания.
— Прошу на экзамен! — произносит традиционную фразу преподаватель и широко распахивает двери в аудиторию.
Ребята волнуются. Но вот взяли ручки. Вывели первые буквы. Наступает удивительное спокойствие. Диктант начался.
Большинство из поступающих — пятнадцатилетние. За плечами у них по восемь классов, и училище продолжит их образование. На базе десятилетки поступающие пишут сочинение. Предложены интересные темы. Большинство ребят выбирают образы - борцов за свободу. Все, что они знают, связывают с современностью. Борьба за мир, труд, счастье — вот главные мысли каждой работы.
Абитуриент М. Гринс пишет: «Человек должен задать себе вопрос: что я сделал, чтобы оправдать слова Фучика «Люди, будьте бдительны!". У нас есть цель в жизни, мечта, мы живем в прекрасной стране, где представлены все возможности учиться и трудиться. Люди этого поколения не имеют права дать разрушить то, за что боролись наши деды. Пусть звучат слова: «Миру — мир!».
Пройдет пять лет. Сегодняшние юные абитуриенты покинут стены училища судомеханиками, судоводителями, технологами и радистами.
Этот набор войдет в историю учебного заведения. Он первый, после реорганизации техникума. Изменится направление обучения. Крепкие знания получат ребята. — Классы полностью подготовлены, — говорит директор Ю. Васильев. В распоряжении курсантов современные учебные пособия. Отлично оборудованные кабинеты. Наша гордость —электрорадионавигационный, радиооборудования, морского дела и другие. Преподавательский состав полностью укомплектован. Занятия начнутся с первого сентября. Ребята будут находиться на полном государственном обеспечении. Училище на протяжении ряда лет станет их родным домом....
Следующий экзамен — математика. Как выдержат его? Это основная дисциплина.
Впереди — будущее. У всех. Успеха вам всем, юные моряки!

Н. МИХАЙЛОВА.
ТМУРП 0 Нет комментариев
МОРСКАЯ ЗАКАЛКА - 1 января 1972
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ практика курсантов - третьекурсников Таллинского мореходного училища рыбной промышленности на БМРТ-474 «Оскар Сепре» началась задолго до выхода судна на промысел. В первых числах августа тринадцать молодых подтянутых парней в матросской форме поднялись по трапу на борт судна стоявшего тогда на южной стороне рыбного порта в межрейсовом ремонте.
Они представились старпому как матросы первого и второго класса и сразу же включились в напряженный ритм подготовки судна к рейсу. Грузили промвооружение и технологическое снабжение, завозили продовольствие и боцманское имущество, приводили в порядок палубу и несли вахту у трапа. Вместе с курсантами — однокурсниками из Ростовского МУРП — они выполнили львиную долю всех работ по подготовке судна к выходу на промысел. На трудности не жаловались, работали по-комсомольски, с огоньком. Старпом Маратканов и боцман Рааг остались довольны дружной работой молодых моряков. Судно вышло в море на двое суток раньше срока, предусмотренного рейсовым заданием.
На переходе им отдыхать почти не пришлось. Переход на промысел был коротким — всего четверо суток. За это время нужно было вооружить тралы, отработать судовые расписания, освоить правила техники безопасности. Кроме того, согласно программе нужно было нести штурманскую вахту. Но в море усталость не чувствуется, за работой незаметно летит время. А стоять штурманскую вахту — курсантам одно удовольствие. Особенно ночью в ясную погоду, когда небо усыпано звездами, на берегу приветливо мигают маяки, а вдали виднеются огоньки встречных кораблей. В ходовой рубке темно и под ногами слегка вибрирует палуба да доносится мерный гул работающей машины, приглушенно гудят умформеры да мигают красные лампочки, навигационных приборов. А ты почти штурман, пеленгуешь маяки, определяешь место судна по звездам, ведешь свою первую навигационную практику в море. Правда, тебя контролируют и вахтенный штурман, и руководитель практики, но все-таки тебе чертовски нравится это занятие. А разве не интересно нести штурманскую вахту при прохождении пролива Зунд? И бывалые штурманы испытывают волнение при подходе к маяку Дрогдал с его мощным ревуном и коварными течениями в том районе. Здесь мы берем на борт лоцмана. Вскоре ложимся на фарватер, огражденный многочисленными буями. Слева виднеется берег Дании, вырисовывается силуэт Копенгагена.
Справа в туманной дымке — шведский берег. Плавучие и береговые маяки, большие и малые острова, древние форты. Но штурману любоваться всем этим недосуг... Движение оживленное, как нигде, переменное течение, узкий фарватер, и , хоть лоцман на борту, нужно вести тщательное путеисчисление судна. Лучшей практики, как при плавании Датскими проливами, для будущих штурманов не придумаешь. Погода нас баловала на всем переходе, не штормило, и видимость была отменная, поэтому штурманская вахта для курсантов била плодотворной. И оценки получены высокие.
Сейчас мы находимся на промысле. Уже четвертый месяц. Сначала промышляли в Северном море сайду, затем перешли к Гебридским островам за пикшей и сельдью.
На наших глазах курсанты становятся заправскими рыбаками. Часть из них расписана на постановке и выборке трала. Это — так называемые добытчики. Они работают на верхней палубе под открытым небом и поэтому носят непромокаемые куртки, зюйдвестки и высокие резиновые сапоги. И вид у них вполне рыбацкий.
Основная часть курсантов работает в рыбцехе на обработке рыбы. У них снаряжение другое: прорезиненный фартук, резиновые сапоги да шкерочный нож. Но специальностей несколько: головорубщики, шкерщики, расфасовщики, упаковщики и укладчики рыбы. У каждой из этих малых специальностей имеются свои тонкости, на каждом месте требуются определенные навыки, сноровка. Рыба идет по конвейеру, и если где-нибудь появится слабое звено, заедает весь процесс изготовления рыбопродукции. Поэтому здесь нужно работать с полной отдачей сил, до седьмого пота, без перекуров.
На судне имеются две комплексные бригады, в которые входят добытчики и обработчики. Они работают круглосуточно в две смены по восемь часов. И когда идет рыба, бывает, что за смену бригада, вырабатывает до 12 тонн готовой продукции. Курсанты на обработке рыбы несут основную нагрузку. Так что от них зависит выполнение плана пищевой продукции.
Теперь они работают уверенно и, можно сказать, даже красиво. Если на первых порах побаливали руки и спины и после смены не хотелось даже смотреть кино, то теперь окрепли мускулы у ребят, и усталость уже не валит в койку, а становится приятной, и быстро проходит.
Забот у курсантов хоть отбавляй. Кроме рабочей смены нужно выполнять программу практики: нести штурманскую вахту, посещать занятия, писать отчет, а хочется еще сходить в кино или почитать интересную книгу. Но молодого комсомольского задора хватает на все. Не унывает молодежь и справляется со всеми своими делами.
Все ребята — комсомольцы. Сейчас они вместе с комсомольцами судна готовятся к Ленинскому зачету «Решения XXIV съезда КПСС — в жизнь!», берут на себя индивидуальные социалистические обязательства. И хотя все достойны похвалы, есть и среди них лучшие. Это, прежде всего, Тармо Ояметс — отличник учебы, старшина роты в училище, а здесь, на практике, — староста группы. Рослый, спортивного телосложения, подтянутый курсант. За любое дело берется с готовностью, работает с огоньком на самых трудных участках. Никогда не унывает. Общителен с товарищами. Всегда готов прийти на помощь попавшему в беду. Штурманы и руководитель практики считают его вполне подготовленным для самостоятельного несения штурманской вахты. Любит море, свой корабль. Одним словом, морская душа. Так паренек из сухопутного местечка Мярьямаа Раплаского района, прочитавший в детстве книгу капитана дальнего плавания X. Серго «Море зовет», становится моряком...
А вот Тоомас Раудсепп из Вильянди стал мечтать о море после рассказов родственника-моряка о дальних походах, о трудной, но интересной судьбе рыбаков. Тоомас тоже никогда не унывает, ему по нраву морская жизнь. А в знании английского языка — первенства никому в группе не уступит. Свои способности в английском он показал на деле. Когда мы проходили проливом Зунд, он оживленно беседовал с лоцманом и был нашим переводчиком. Так что преподаватель английского языка может гордиться своим учеником — экзамен он выдержал блестяще. Тоомас физически развит и никогда не отлынивает от трудной работы. Поэтому мастер им доволен.
Всяческой похвалы заслуживают курсанты Ааво Таавет и Харри Таллинурм. Эти веселые ребята — специалисты по рыборазделке, активные комсомольцы, отлично несут штурманскую вахту, успешно работают над своими отчетами за практику. Из них тоже должны получиться хорошие моряки.
Администрация судна высоко оценивает работу, дисциплину и организованность курсантов и выражает благодарность руководству училища за хороших воспитанников. Немалая заслуга в этом и руководителя практики преподавателя X. X Олтерса, который уделяет много времени обучению и воспитанию курсантов и оказывает всестороннюю помощь командованию судна в деле выполнения плановых заданий.
Итоги первого месяца практики и работы на промысле показали, курсанты - комсомольцы успешно готовятся к Ленинскому зачету и достойны именоваться членами «Экипажа коммунистического труда» — это почетное звание коллектив судна подтвердил к 54-й годовщине Великого Октября.

М. КАЗАКОВ,
первый помощник капитана БМРТ-474 «Оскар Сепре».
На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В. Сильд
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

X. Таллинурм
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Т. Раудсепп.

фото автора
ТМУРП 0 Нет комментариев