0 RSS-лента RSS-лента

Пара историй из практики

Автор блога: ТМУРП
Рулевые новой пятилетки – 28 03 1971
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Рулевые... Это те, кто стоит на самом важном посту. Рулевые — название часто образное. Да и сами корабли порой условны. Ими бывают и завод, и колхозная ферма, и даже отдел какого-нибудь, спокойного с виду, научного института. Но где бы то ни было, на любом поприще нужен рулевой, умудренный опытом и теоретическим знанием человек, чья уверенно твердая рука держит путеводный штурвал. Чтобы точно по курсу шел к цели и малый и большой корабль.
Рулевые - вот они, сегодняшние питомцы Таллинской рыбной мореходки. Разными судьбами шли они на рыбацкий флот. Разыми личными, но, в общем-то взгляде, и одинаковыми. Потому-то знакомство с будущими мореходами можно свести к впечатлению от одной из встреч. К рассказу о том, кто такой Миша Шипов — радист-мореход.


Подмосковный Звенигород - место не знаменитое. Разве что чудесные белоствольные рощи, так любимые уставшими от столичного гомона дачниками. Тихий Звенигород о славе, кажется, никогда и не помышлял. Тем более о славе морской. И не знал до поры, что на одной его улице растет целый мореходный экипаж.
В детстве все играют в капитанов. Лихо катит штурвал, влево-вправо руля, остроконечный замшелый забор встает чередой волн. Но кончается, как и все, зеленое безмятежье. А другим удается взять в дальний путь то, что называется первой мечтой.
Свой школьный аттестат Миша принес на местную фабрику игрушек. Стал токарем. Точал и кораблики, почти копии настоящих. А море оставалось далеко. Такое ли оно, как снимают в кино? Расспрашивать про флотскую жизнь, заехавшего в отпуск моряка Миша не стал. Зависть не позволяла. Она-то, наверное, и придала решимости. Написал в несколько училищ. Первым ответило таллинское: приезжайте.
После экзаменов в списке принятых на отделение радиотехников появилась строка: М. Шипов. Море почти за окном. А если забраться на Вышгород, его и глазом не охватить - целых 180 градусов моря. Еще не покорного Михаилу.
Время теперь рассчитано на часы лекций, лабораторных и контрольных работ. Время идет медленно, просто тянется. Скорее бы лето - настоящее дело. Практика на СРТР, а потом и на самом "Монюшке"! На этой практике курсант-третьекурсник М. Шипов впервые в жизни по-настоящему рассердился.
Часов десять кряду, больше чем вахту, он просидел у приборов, тщетно вглядываясь в переплетение стрелок и шкал. Рыбы не было. Каких только линий не рисовал осциллограф. Вот он, кажется, долгожданный косяк. А проверишь: не рыба это, просто "ломается донный рельеф... И, наконец, рыба! И еще один косяк!.. "Кошелек" взял сразу тонн двадцать пять. На ногах почти вся команда. Миша выскакивает из рубки взглянуть на эту деловую суету. Он улыбается, еще бы... И тут какой-то верзила, весь в чешуе, чуть не сбивает его с ног. "Чего стоишь руки в брюки? Пассажир!..."
С виду радист и впрямь белоручка, приборы (начинка рубки) любят чистоту. Работа не физическая, но любой смыслящий в добыче поймет важность этой судовой роли. Радист, как наводчик в орудийном расчете. И посмеялась бы нынешняя путанная погоней рыба, появись траулер в море без эхолота.
Говоря о профессии, Миша изрядно волнуется, торопится на слово, сердится даже, будто и сейчас перед ним тот верзила в чешуе. Два года назад при приеме в училище Шипов попал на радиотехническое отделение почти случайно - трудно быть мудрым в выборе, когда тебе девятнадцать. Но скоро понял - не подвела интуиция, вытащил именно свой счастливый билет.
Два года назад Миша написал в анкетном листе: "Кандидат в члены КПСС". А минувшей осенью партийное собрание училища приняло Шипова в свои ряды. На рукаве будущего судового радиста ниже четырех шеврончиков (отметки курса), еще три узеньких золотых полосы. Михаил - заместитель командира роты. Без успехов в учебе этой чести не заслужишь. Как и без уважения однокашников.
Один из курсантов заглянул в дверь: "Миша, твоя очередь". Рядом в кабинете директора шло распределение. Вышло так, что Михаил остается в Таллине, придет в наш "Океан". Сам он, конечно, очень рад - здесь много друзей. Среди них и три земляка. Один уже кончил училище, плавает на БМРТ. А два других - Сергей Никулин и Юрий Богомазов - пока на втором курсе. Миша для них, как наставник. Он и впрямь показал им, мальчикам-капитанам из тихого подмосковного Звенигорода, путь в рыбопромысловый флот.

Сам Михаил Шипов готов уже встать у руля. Впереди - море и труд. Будущее определено в работе. С этим и идти молодому коммунисту, меряя свой шаг, как от вехи, от первого в жизни съезда своей партии.


Б.МИХАЙЛОВ.

Фото А. Дудченко.
ТМУРП 0 Нет комментариев
СЧАСТЛИВОГО ПЛАВАНИЯ! – 17 07 1973
Новый отряд дипломированных специалистов для рыбной промышленности вступает в строй

НИ ОДНА отрасль промышленности республики не претерпела таких изменений, как рыбная. На смену утлым, весельчатым лодчонкам пришли мощные траулеры, рефрижераторные суда, плавучие базы, высокопроизводительные орудия лова. То, о чем мечтали поколения эстонских рыбаков, свершилось в годы Советской власти: рыбаки вышли на просторы морей и океанов.
Для выполнения задач девятого пятилетнего плана Советская Эстония имеет и получает первоклассные суда, которых сейчас насчитывается около 125, а к концу пятилетки эстонские рыбаки получат дополнительно более десятка новейших судов. Непрерывно растущий флот требует пополнения квалифицированными специалистами, грамотными моряками.
День 4 июля был знаменательным в жизни Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. Училище отметило 24-й выпуск. 133 выпускника получили дипломы об окончании училища, а 24 — рабочие дипломы,
В этом году ТМУРП выпускает 20 дипломированных судоводителей, 25 судомехаников, 41 радиооператора, 47 рефмехаников. Все выпускники успешно сдали экзамены. Это говорит о том, что труд большого преподавательского коллектива и самих курсантов не пропал даром.
Среди выпускников — люди, которыми гордится училище. Это бывшие курсанты из группы судоводителей, сдавшие эк замены на «отлично» — М. Жученя, Т. Киви, П. Касс. Из группы радиооператоров получают дипломы с отличием тт. Яковлев и Субоч. Успешно сдали экзамены в этой группе и курсанты зарубежных стран: из Гвинеи — Диало, Каевоги, Нишель; с Мальдивских островов — Шариф; из группы рефмехаников Кейта, Трауре (Гвинея).
6 июля — знаменательный день и в жизни выпускников учебно-курсового комбината ЭРПО «Океан». В этом году комбинат отмечает 30-й выпуск комплавсостава для маломерных судов местного лова. Группа из 23 судомехаников маломерных судов до 400 л. с. успешно сдала экзамены, все выпускники получили свидетельства, а 4 из них — рабочие дипломы.
Лучшими по выпуску явились Р. Тикка, Р. Эйласте, Л. Ыунапуу, Т. Косе, В. Константинов. Рабочие дипломы судомехаников до 400 л. с. получили: Р. Тикка, В. Миксюк, Р. Эйласте и Л. Ыунапуу.
Вместе с дипломами каждый курсант получает путевку в жизнь, которая открывает дорогу и широкие горизонты для решения задач, стоящих перед каждым молодым специалистом. И многое будет зависеть от самих выпускников, как идти этой дорогой.
Старейшая заповедь поморов гласит: прежде чем следовать дальше, ты должен хорошо знать пройденное. В противном случае — остановиться, и если нужно — стать на якорь, осмотреться, взвесить обстановку, проанализировать свои действия, и только после этого смело решать следующую задачу.
Профессия моряка заставляет его быть научным исследователем, который, кроме наук судовождения, электромеханических и радиотехнических, должен изучать и знать много других дисциплин, тогда он будет настоящим советским мореходом-промысловиком.
Тяжел, труден, но почетен труд советского рыбака. Недаром рыбакам-мореходам, этим неустанным труженикам моря, самоотверженно отдающим свои силы на улучшение благосостояния нашего народа, поэты посвятили такие замечательные слова:

Пусть борта у тебя помяты,
Сбита краска крутой волной,
Нет, не в новых мундирах
солдаты
После боя идут домой...
Ты до самой Африки плавал,
У Фарер вытягивал сеть,
И текла серебряной лавой,
На сырую палубу сельдь.
Пусть суда, что вокруг
белели,
Чья походка быстра, легка,
На тебя с высоты глядели —
Ты на них смотрел свысока!

Желаю вам, дорогие друзья, достойно пронести в далеких морях и океанах флаг Советской Родины.

Счастливого вам плавания!

Н. БАЛАКШИН, капитан ТМРП.
НОВОСТИ ИЗ МОРЕХОДКИ - 25 09 1875
УЧАСТВОВАЛИ В ТОРЖЕСТВАХ
22 сентября — в годовщину освобождения эстонской столицы от немецко-фашистских захватчиков большая группа курсантов третьего и четвертого курсов Таллинского мореходного училища рыбной промышленности принимала участие в торжественных мероприятиях, посвященных этой знаменательной дате. В этот день они пришли отдать дань уважения памяти погибшим воинам-освободителям.
Вместе с командирами рот И. В. Ровенским и А. Т. Белобородовым старшекурсники участвовали в возложении венков у памятника В. И. Ленина и у Вечного огня. Курсанты присутствовали на праздничном митинге в честь дня освобождения.

ОБУЧАЮТСЯ ИНОСТРАНЦЫ
Как и во всех учебных заведениях, начался новый учебный год и в ТМУРП. Позади остались тревоги вступительных экзаменов, и училище приняло новое пополнение молодых парней, желающих получить морскую специальность.
В этом году к нам на обучение приехала группа иностранцев. Восемь молодых людей, прибывших в начале сентября из Республики Гвинеи, Экваториальной Гвинеи, Конго, Малагасийской Республики и Исламской Республики Мавритании, уже приступили к занятиям. Здесь, в училище, они начали курс обучения по радиотехнической специальности и холодильным установкам.

ОТМЕЧАЯ ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ
В сентябре этого года молодая Республика Гвинея-Бисау отмечает вторую годовщину своей независимости.
В Таллинском училище рыбной промышленности обучаются восемь гвинейцев — представителей молодого африканского государства. Это будущие радисты и холодильщики, которые пока еще учатся на первом и втором курсах в нашей мореходке. В эту субботу для них состоится торжественное собрание, посвященное знаменательной дате. Их придут поздравить командир роты иностранцев О. Филонов, начальник организационно-строевого отдела Н. Нагорный, товарищи по учебе. Курсантам из Гвинеи будут вручены памятные сувениры.

ЕСЕНИНСКИЙ ВЕЧЕР
4 октября в училище состоится вечер, посвященный восьмидесятой годовщине со дня рождения советского поэта Сергея Есенина. Его цель — лучше познакомить курсантов с творчеством замечательного русского поэта-лирика.
Организацию вечера взял на себя комитет комсомола совместно с библиотекой и педагогами ТМУРП. Нет недостатка в участниках вечера. Курсанты с удовольствием готовятся к этому интересному празднику: собирают материалы и оформляют стенды к выставке, в которой будут отражены основные этапы творчества поэта, рисуют плакаты, готовятся к выступлениям. Иван Бурка (группа Р-21), Николай Харитошкин (Т-21), Володя Умнов (Х-22) и другие курсанты активно готовится к есенинскому юбилею.
На вечере выступит также преподавательница литературы Юдина. Она расскажет о поэзии Сергея Есенина, о его художественном мастерстве.
Вокально-инструментальный ансамбль ТМУРП предложит вниманию собравшихся песни на стихи великого российского поэта.

НА СТАРТЕ — ГРУППА «ПОИСК"
Сегодня в главном учебном корпусе и общежитии училища взгляды курсантов привлекают объявления, приглашающие принять участие в работе группы «Поиск». Группа холодильщиков второго курса решила возобновить полезное и интересное дело.
Их предшественники, ребята из поисковой группы сейчас проходят учебную практику. Теперь собираются новые курсанты, чтобы продолжить начинания своих товарищей. Ребята собирают материалы о краснофлотце Викторе Ляховкине, погибшем в годы Великой Отечественной войны.
Руководит и направляет работу группы «Поиск», как и прежде, военрук Л. И. Белинский.


СПОРТИВНЫЕ УСПЕХИ
В честь 31-й годовщины освобождения Таллина в училище состоялся большой спортивный праздник. В нем участвовало свыше 470 курсантов со всех курсов, в том числе и нового пополнения. Успешно прошла сдача норм ГТО в кроссе на тысячу метров. Многие курсанты показали хорошие результаты, отличную спортивную форму. Среди лучших здесь были Ю. Курик (группа Р-32), А. Вшивцев (С-22), В. Ильенко (С-23) и А. Борисов (Р-21).

Н. ВАЛЕНТИНОВА.
С ДИПЛОМАМИ СПЕЦИАЛИСТОВ – 24 05 1975
В ТАЛЛИНСКОМ мореходном училище рыбной промышленности обучаются молодые люди из многих зарубежных стран, в том числе из ряда молодых развивающихся африканских государств. В этом учебном году приступили к занятиям ребята из группы P-13-и, приехавшие из Экваториальной Гвинеи, Республики Гвинея. Их будущая специальность — радисты. В нашем училище они живут одной большой дружной семьей вместе с эстонскими и русскими курсантами, вместе с ребятами из других союзных республик.
Родина девятнадцатилетнего Рамона Митуй Абага — город Бата в Экваториальной Гвинее, расположенный в Западной Африке, на побережье Атлантического океана. В своей стране он успешно закончил среднюю общеобразовательную школу. Его, как одного из лучших учеников, направили на дальнейшую учебу в Советский Союз. Сегодня Рамон — курсант первого курса мореходного училища.
— Русского языка до приезда в вашу страну не знал, — рассказывает молодой гвинеец, — начал изучать его в Астрахани на специальных курсах. Сначала пришлось тяжело, но всегда шел вперед к тому, к чему стремился. Упорно занимался. Здесь, в училище, продолжаю совершенствовать русский. Читаю в оригинале русских классиков. Очень нравятся произведения Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого.
Работоспособного и серьезного в учении молодого человека заметили и преподаватели. Рамон всегда внимательно относится к учебным занятиям. Своим трудом, усидчивостью, способностями он зарекомендовал себя как один из лучших курсантов. Его портрет помещен на Доске почета отделения.
Совсем, казалось бы, недолго живет Рамон Митуй в Советском Союзе. Но он уже успел побывать во многих городах страны, познакомиться с жизнью советских людей. Особенно запомнились ему столица нашей Родины, Киев, Донецк, Львов, Харьков, Краснодар.
В ТМУРП Рамон учится вместе со своим земляком Раймундо Мба Абага. Здесь, в училище, появилось у него много новых хороших друзей и среди советских ребят. Часто можно видеть парней из Гвинеи вместе с секретарем комсомольской организации училища курсантом Володей Ильиным. В свободные часы молодые люди любят побродить по нашему городу, знакомятся с его достопримечательностями, бывают в музеях и кинотеатрах, посещают интересные выставки. Очень нравится им Кадриорг.
Но, конечно, основное для ребят — учеба. Подходит к концу первый год их обучения. Скоро начнутся экзамены. Много времени у них сейчас занимает подготовка к предстоящей экзаменационной сессии. Курсанты из группы Р-13-и — Бангура Ибрахим и Камара Огустин из Республики Гвинея, йеменец Ахмед Саид Мокша — стараются не отставать от Рамона. Вместе занимаясь, помогая друг другу, они стремятся как можно лучше усвоить заданный материал. И всегда рядом с ними опытные педагоги и руководители. Здесь постоянно чувствуют они внимание и заботу коллектива.
После сдачи экзаменов у ребят начнутся летние каникулы, во время которых многие из них поедут к себе на родину. Отдохнут вместе с родными, расскажут им о новых советских друзьях, о нашей стране.
А когда вернутся в училище, подойдет время первой учебной практики. Получив первую необходимую подготовку в учебных аудиториях, курсанты будут закреплять полученные знания во время практических занятий.
Впереди у них еще годы упорного труда. И когда закончится учеба в Таллинском мореходном училище рыбной промышленности, они вернутся к себе на родину с прочными знаниями специалистов, хорошо овладев русским языком, с большим запасом знаний о Советском Союзе.


Н. КРУТИКОВА.
ПОКА ЕЩЕ БЕЗ ДИПЛОМОВ - 03 04 1975
Не так давно с отличными . производственными показателями возвратился в родной порт транспортный рефрижератор «Нарвский залив». В этом рейсе проходили практику курсанты четвертого курса Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. Цель практики — привить будущим судоводителям практические навыки. В этом им помогли командование и экипаж судна. При несении вахт курсанты имели возможность пользоваться всеми необходимыми приборами, картами и пособиями, получить квалифицированную помощь в ведении навигационной прокладки, мореходной астрономии и другим наукам.
— Этот рейс был интересным для судоводителей, — рассказывает руководитель практики B. П. Ежков, который вместе с курсантами ходил в этот рейс. — Судно дважды пересекло Атлантику, заходило на рейды Гавра и Гетеборга, попадало в жестокие штормы и шло во льдах. Все это закалило курсантов, дало им возможность получить опыт судовождения в сложных условиях плавания. Программа практики была выполнена успешно.
Ребята быстро втянулись в рабочий ритм судовых "будней, активно участвовали в общественной жизни. И когда командование обратилось к ним с просьбой оказать помощь в разгрузке промысловых судов, которые стояли в ожидании разгрузки, курсанты охотно согласились. Их четкая и слаженная работа на промысле во многом помогла экипажу, в результате чего судно загрузилось на несколько дней раньше срока. Практиканты отлично справлялись с грузовыми операциями, узнали характер этой работы.
Среди семнадцати курсантов, проходивших практику на ТР «Нарвский залив», многие выделялись своим трудолюбием, добросовестным отношением к делу. Виктор Буцкевич и Александр Иванов — одни из тех, кто отлично зарекомендовал себя в учебе и работе.
— Большинство ребят стали такими же помощниками, как и мы, хотя пока еще и без диплома,—таково мнение третьего штурмана ТР «Нарвский залив» Владимира Аристова, который непосредственно занимался с курсантами во время рейса.
После прихода судна из рейса курсанты вновь вернулись в училище. Впереди у них государственные экзамены. Сегодняшние курсанты — завтрашние выпускники, они вернутся на наши суда дипломированными специалистами.

Н. КРУТИКОВА

НА СНИМКЕ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

идут практические занятия на ТР «Нарвский залив».

Фото М. Москаленко.
УРОК НЕ ПОШЕЛ ВПРОК - 29 11 1977
ИЗ ЗАЛА СУДА

В помещении, где заседает товарищеский суд, удручающая обстановка. Неловко чувствуют себя многие, хотя лично их не касается то, о чем пойдет разговор. А касается мастера обработки рыбы РПР-1281 Станислава Лозового. Молодой человек, возраст — 21 год, комсомолец, и вдруг пред стал перед судом. Краснеет Станислав Лозовой перед членами суда, перед товарищами. Сознает, в какую неприглядную историю попал.
27 августа этого года Лозовой был задержан на проходной с четырьмя банками пресервов. Один урок не пошел впрок. Ровно через двое суток в сумке С. Лозового оказалось еще три банки. Но теперь он уже был не самим собой, — пытался вынести пресервы по чужому пропуску.
Смотришь на расстроенного молодого человека, — обидно становится за него. Куда, зачем тащил столько рыбы?
— Для себя, домой хотел отнести, — смущенно говорит ответчик.
В характеристике, выданной по окончании Таллинского мореходного училища рыбной промышленности, говорится, что Лозовой «безукоризненно дисциплинирован». А вот приказ капитана-директора ПР «Аугуст Корк» от 25 сентября 1975 года (через короткий промежуток времени после окончания училища). «При отходе судна на рейд помрыбмастера С. Лозовой на борт судна не явился. Не прибыл в течение трех суток». Решение — списать с судна.
Вот и оказывается на поверку, что дисциплиной-то он не отличался. И ответственности не признавал. Суд постановил взыскать со Станислава Лозового денежный штраф в сумме 50 рублей. Мера поучительная не только для него, но и для тех, кто еще не расстался с мыслью поживиться за счет государства. А подобные дела, подлежащие рассмотрению в товарищеском суде, к сожалению, еще не перевелись.

П. ИВАНОВ
ТМУРП 0 Нет комментариев
СЧАСТЛИВЫЕ ДНИ И ГОДЫ ПЭЭТЕРА ПАО – 20 08 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

СТАРШИЙ механик-наладчик технологического оборудования плавбазы «Фридерик Шопен» Пээтер Пао посмотрел на часы. Прошло десять минут с момента аварийной остановки морозильного конвейера. Сломался шпиндель морозильной тележки. Пришлось ремонтировать в срочном порядке. И вот, закручена последняя гайка, убраны ставшие ненужными угольники и инструменты.
- Включите, — подал Пээтер команду мастеру рыбообработчиков Виктору Ольшевскому, — работать будет как новая.
- Спасибо за помощь. — ответил мастер.
— Чего уж там, — смущенно пожав плечами, ответил Пао.
Это его рабочий долг. Долг специалиста высокой квалификации. В обычных условиях такой ремонт, вроде проведенного, выполняется за 30 — 35 минут. В условиях же производства мороженой рыбопродукции это считается просто невозможным. Не раз Пээтер задумывался над тем, как сократить продолжительность ремонта. Советовался по этому вопросу с начальством, беседовал со слесарями. Проводил хронометраж рабочего времени и понял: решение только в том, чтобы улучшить организацию ремонтных операций. Была учтена каждая минута рабочего времени. Изготовили про запас наиболее ходкие детали. Подготовили вспомогательные материалы. Все это разместили неподалеку от работающих механизмов. Каждому члену бригады расписали, чем он должен заниматься во время ремонта. Все это дало ощутимые выгоды. Простой механизмов сведен к минимуму. Это, в свою очередь, дало возможность повысить не только производительность морозильных агрегатов, но и значительно улучшить качество рыбопродукции.
Сегодня Пээтер Пао испытывал большое моральное удовлетворение. С пользой для общего дела прожит еще один трудовой день. До конца вахты оставалось 30 минут. В силу выработанной годами привычки Пээтер, как обычно, перед окончанием смены решил проверить технологическое оборудование. Хозяйство у него немалое. Две морозильных камеры, производительность которых в сутки составляет 120 тонн мороженой рыбы. Транспортерные ленты всевозможных назначений и рыбомучные установки. Элеваторы, по которым в трюмы подаются короба с мороженой продукцией. Пресервная линия с ее капризными закаточными машинами. Пээтер обязательно заглянет в редуктор — не подлить ли смазки...
В работе третьего элеватора, как в большом измученном сердце, появились сбои. Сделал пометку в блокнотике: произвести профилактический осмотр.
И так каждый день — работа на совесть, с гарантией. Пао не может представить себя без своего любимого дела. Прикипел к своим «железкам» душой и сердцем. Наверно, поэтому Пээтер работает с огоньком, с творческой выдумкой.
Как-то он прикинул, сколько же подал рационализаторских предложений за время работы на плавбазе «Фридерик Шопен». Оказалось около 25(!), с годовым экономическим эффектом 50 тысяч рублей. Быть рационализатором - дело нелегкое. Но еще труднее быть новатором на судне. Теснота и скученность механизмов. Негусто и с подсобными материалами. Забот — непочатый край, а времени на раздумья отпущено мало. A в общем, есть над чем поломать голову и показать, на что ты способен.
Не раз Пээтер Пао видел, как матросы-пультисты, пользуясь длинным рычагом, зажимали и разжимали на морозильной тележке вручную сорок четыре протвиня. Таких технологических операции за 4 часа приходилось проделывать свыше сорока. Огромный физический труд. «А нельзя ли для этого поставить электрические моторы? " — мелькнула однажды мысль. Вечером засел за расчеты. Из многообразия вариантов был выбран оптимальный. Подобрал нужной мощности двигатель. Как снежный ком обрастал на чертежах и в натуре дополнительными узлами механизм. Приходилось учитывать и технику безопасности. Возбужденный мозг не давал покоя. Иногда Пээтер терзал себя сомнениями. Перебрал почти все соединительные муфты: зубчатые, шариковые, пружинные. Но — слишком жесткое соединение. При эксплуатации появятся перегрузки, что приведет к неизбежной аварии. Снова поиски, эксперименты. Остановился на фрикционной муфте сцепления. Практика показала, что решение его было правильным. Даже при больших перегрузках механизмы с такой муфтой сцепления работают надежно, мягко, а самое главное, — заменен тяжелый ручной труд.
Творческий труд для Пээтера — это радость свершений задуманного. Он постоянно ощущает неудовлетворенность достигнутым. Наладил бесперебойную работу закаточных машин — не успокоился. Попробовал, сконструировать механическую машинку дли резки тушки, Получилось. Производительность труда возросла втрое. Экономисты подсчитали, что только за два Африканских рейса это новшество позволило сэкономить 17 тысяч рублей.
А история с приспособлениями для укладки рыбы в металлические банки? Новшество было позаимствовано им с плавбазы «Севрыба», у мурманчан, но значительно усовершенствовано им самим. Эти приспособления он сделал более универсальными и надежными. Несомненно, и это новшество в нынешнем рейсе принесет ощутимые выгоды.
За повседневной работой не забывает Пээтер Пао и о своих подчиненных, с которыми делит все тяготы и заботы нелегкой морской службы. С должным уважением и пониманием относится он к своему помощнику — второму механику технологического оборудования Николаю Загайнову. Н. Загайнов на плавбазе «Фридерик Шопен» — не случайный человек. Море его родная стихия. Имеет Николай высшее военно-инженерное образование. Долгое время служил на Северном флоте. Не боится никакой работы. Служит настоящим примером для других. Охотно обучает своему ремеслу молодежь, щедро делясь с ней богатым опытом. Трудовая дружба двух механиков крепнет с каждым промысловым рейсом. У них нет друг от друга секретов.
Как-то Николай спросил у Пээтера:
- А ты счастлив? - Да! - не задумываясь, ответил Пао.
Счастливых дней у Пээтера очень много. К примеру, закончил Таллинский морской рыбный техникум. Стал коммунистом. А разве не счастье - иметь любимую жену и симпатичного сына? Его жена Ирика работает в городской больнице медсестрой. Пока он в рейсе, она воспитывает маленького Януса. Недавно получили трехкомнатную квартиру со всеми удобствами - живи и радуйся.
Одним словом, сколько себя помнит Пээтер Пао, столько и счастливых у него дней. Большую гордость испытывает он и за своих родителей. Это они вырастили и привили ему качества, так нужные на широкой дороге жизни.
Сейчас они на заслуженном отдыхе. Отец - Алексей Юханович - потомственный рыбак. Вся его жизнь связана с морем. Во время войны Алексей Юханович принимал активное участие в партизанском движении в Эстонии.
Сам Пээтер Пао родился в 1943 году, уже после войны, когда немного подрос, стал помогать родителям по хозяйству. Можно было бы многое вспомнить ему о тех горячих днях молодости. Комсомолец. Первые самостоятельные шаги на трудовом поприще - на Тойласком рыбокомбинате под Нарвой в качестве сменного слесаря.
Глубокий след оставила служба в Советской Армии. Солдат, младший сержант, сержант, старшина. Впоследствии механик-инструктор. Демобилизовался младшим лейтенантом.
И вот — морская стихия океанические просторы. Вот так и идет он по жизни - кузнец своего счастья, рабочий человек, хозяин своей судьбы, старший механик-наладчик плавбазы «Фридерик Шопен» коммунист Пээтер Пао.

Е. МАРУСИН, подшкипер плавбазы «Фридерик Шопен».
РЫБАК - ЭТО ДВАЖДЫ МОРЯК - 1961 год
С дома № 1 по улице Луйзе сняли старую вывеску. Событие вроде не ахти какое. Но какую бурю чувств вызвало оно у обитателей здания! Мы ощутили ее силу еще в вестибюле, где толпилась молодежь.
- А форма у нас, какая будет? - допытывался у товарищей белобрысый паренек, весь вид которого свидетельствовал, что он весьма ревниво следит за своей внешность.
- Тебе капитанскую сразу дадут, а мы в курсантской походим, - съязвил кто-то под общий смех.
Вспыхивает жаркий спор о том, чему и как будут учить. Каждый из спорящих так торопится блеснуть морской эрудицией, что догадываешься - это абитуриенты.
Вывеска "Таллинский рыбопромышленный техникум" снята не спроста. Ее место займет другая: "Таллинсое мореходное училище рыбной промышленности". Чем же вызвано такое преобразование?
Начальник училища (еще вчера его именовали - директор) Юрий Васильевич Васильев объясняет:
- Рыболовный флот растет так стремительно и настолько модернизируется, что старые формы подготовки специалистов уже не удовлетворяют его нужд. Рассудите сами: разве можно сравнить суда, на которых начинал ловить рыбу, с тем, что пополняют теперь наш флот?
"Коралл", "Альбатрос" и другие корабли по красоте и навигационному вооружению поспорят, пожалуй, с пассажирскими лайнерами. Кстати говоря, вы знаете, что мы, рыбники, обогнали по количеству судов торговый флот? А скоро, наверно, по тоннажу догоним!
Эстонские рыбаки, например, получают в нынешнем году такие громадины, как "Фридерик Шопен". Это плавучие заводы для переработки рыбы. И понятно, что управлять ими должны люди, обладающие высокой морской и технической культурой. Их-то мы и призваны готовить ...
- Что же для этого предусматривают сделать? Видимо, увеличится срок обучения? - спрашиваю я.
- Как раз нет. Остаются те же четыре курса, как и в техникуме. Но знания курсанты приобретут более глубокие, чем студенты техникума. Во-первых, потому, что коренным образом изменится распорядок их учебы и быта. Они перейдут полностью на государственное обеспечение, будут жить в общежитиях.
Во-вторых, обновим и расширим нашу учебно-техническую базу и т. д. Многое уже сделано: посмотрите наши классы...
Штурманский класс пуст: группы судоводителей, сдав экзамены, ушли в море на летнюю практику и уже показали себя перед опытными моряками отнюдь не "салажатами". Вот выдержка из приказа капитана учебного судна "Тропик":
"... За коротки срок матросы-практиканты освоили все судовые работы и в период подготовки судна к выходу в море выполнили большой объем работ, оказав тем самым неоценимую помощь экипажу..."
Всем тринадцати курсантам объявлена благодарность. Будь сейчас здесь сами отличившиеся, расспросили бы, сколько пота пролили, сколько мозолей набили, снаряжая корабль...
Следующий класс оборудован поисковыми приборами. Новейшая аппаратура - эхолоты с самописцами, фишлупы – это "подводные разведчики" рыбаков. "Пашет" траулер морскую ниву, а на экранах приборов, отраженный от дна ультразвук, вычерчивает его рельеф. Но вот резкий выброс в обе стороны от вертикальной линии. Косяк? Да! Точно укажут умные приборы глубину, на которой он идет, примерную площадь, занятую им. Маневрируй быстрей, капитан, пошевеливайся, команда...
И хотя сейчас в классе роль косяка "играет" передвижной металлический щит, техники-радисты выпускники Валерий Бочаров, Лев Колесников, Раймонд Паузер
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



с неподдельной серьезностью "засекают глубину" , на котрой он "идет".
Скоро, очень скоро им придется испытать то непередаваемое словами чувство, охватывающее каждого рыбака, когда на "крючок" эхолота попадается косяк окуня или мерлузы весом в несколько тонн...
В радиоклассе готовились к экзаменам Виктор Алексеев, Владимир Абрамов, Владимир Зайцев и Борис Сорокинский.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Четкая дробь телеграфных ключей, стук "морзянки" заставили и меня, бывшего радиста, тряхнуть стариной, потягаться с ребятами. Но куда там! Через минуту пришлось капитулировать - темп, взятый курсантами, оказался для меня непосильным. А потом я узнал, что Виктор Алексеев - победитель юношеских соревнований радистов мореходных училищ и передает - 170 знаков в минуту. Да и другие немногим ему уступали. Видно было сразу, что они прошли хорошую школу. И точно: их наставник Михаил Александрович Гофман, ветеран радиосвязи, начинал с матроса, а вышел в отставку в звании капитана I ранга.
Новорожденному училищу уже сейчас тесно. В будущем году начнется строительство общежития, в котором разместятся 650 курсантов. Расширяются и учебные корпуса.
Да, многое изменится к лучшему в жизни вчерашних студентов, а ныне курсантов.
Не изменится, пожалуй, лишь одно: стремление упрочить добрую славу училища, принять от него эстафету. Бывший техникум дал рыболовному флоту республики сотни хороших специалистов, которые занимают важные командные посты, известных как мастера лова. Фридрих Тамм, Олев Риивитс, Лео Сангельт и многие другие выпускники награждены орденами и медалями - их фамилии занесены на Доску почета училища. Есть все основания полагать, что список героев труда пополнится - недаром девизом училища служит гордая поговорка: "Рыбак- дважды моряк!".

Ю. ВАНДЕРФЛИТ.
Памяти курсанта Арви Ояла. ДОСТИГШИЙ МЕЧТЫ - 23 10 1965
ЭТО случилось не сколько лет назад. По улице шло двое парней Мне показалось, что одного я знаю. Пригляделся - да это же Арви Ояла! Поздоровался, и разговорились. Было интересно узнать о жизни знакомого человека.
...Жизнь Арви сложилась обычно, похожа на многие. Родился в деревне, работал в колхозе. После окончания школы служил в армии. Там присвоили ему звание младшего командира. И всегда на груди Арви блестел комсомольский значок...
Мы быстро нашли общий язык. Ояла рассказывал о себе.
-Как учеба? — спросил я его, зная, что он учился в строительном техникуме.
Арви улыбнулся:
— Бросил я техникум.
- Вот как! — меня это неприятно поразило.
Неужели парень испугался трудностей, спасовал, хочет жить «незаметно"?
Арви, видимо, понял, о чем я подумал и договорил:
- Оставил я техникум потому, что увидел море и решил выбрать морскую профессию. Знаю, будет нелегко, но ничего, справлюсь.
Я посмотрел на Арви с уважением. Мы заспорили о целях и смысле жизни, мечтах. Я, будто отговаривая Арви от моря, пугал трудностями, которые встречаются там. Ояла слушал внимательно, потом вдруг сказал:
- Я уже сделал рейс на рыболовном траулере. Ищу романтику.
Больше Арви мог не продолжать. Не мальчишеское увлечение повело его в морские просторы. Передо мной был человек, самостоятельно выбравший дорогу в жизни...
...И вот опять мне довелось встретиться с Арви, заправским моряком.
- Мне казалось, — сказал он, — что все уже освоил, повидал... Но в море нужно много знаний, оно предъявляет строгие требования.
Рейс за рейсом делал траулер под командованием капитана Юрия Масубони. Частенько в штурманскую рубку заглядывал боцман.

- Что скажешь, Арви? - спрашивал капитан. И рассказал ему парень, что хотел бы вот также, самостоятельно вести судно. — Надо тебе учиться. — посоветовал Масубони. - Впрочем, я тоже собираюсь.
В каюте боцмана никогда не переводились учебники: Ояла готовился к экзаменам. Решил поступить в Таллинский рыбопромышленный техникум. Вместе с капитаном Юрием Масубони они изучали теорию морского дела. Совместная работа, а затем учеба, еще больше сдружила промысловиков. Настал день, когда Ояла получил диплом штурмана дальнего плавания. Хоть теперь суда у них разные, но курсы одинаковые — вперед.
— А романтика? — спросил я Арви, вспомнив наш прежний разговор. — Нашел ты ее?
Арви ответил:
- Мне кажется, что романтика везде, где человек идет к своей цели.

В. РЕШЕТИЛОВ.
Памяти мастера добычи Валерия Смирнова. ПРОИЗВОДСТВЕННИК ПОСТУПАЕТ УЧИТЬСЯ - 12 06 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Успех промысла всегда зависит от умелой организация поиска рыбы и правильной вооруженности орудий лова. Последнее - в руках мастеров добычи. На БМРТ-350 не было случая, чтобы трал отказывал в работе. Он имел хорошее раскрытие и обеспечивал максимальную обработку площади облова. В этой немалая заслуга мастера добычи Валерия Смирнова.
Вместе с опытным специалистом добычи Григорием Федоренко он еще на переходе настраивал трал, выверял ваера. И надо сказать, что труд даром не пропал - по прибытии на промысел экипаж «Эвальда Таммлаана» стал сразу брать высокие уловы. Во время работы всякое случается: можно порвать трал. Для настройки нового требуется много времени. Поэтому на палубе БМРТ-350 всегда находились три готовых к эксплуатации трала.
Экипаж БМРТ «Эвальд Таммлаан» успешно справился с производственным заданием, план добычи перевыполнен.
Сейчас Валерий Смирнов сдает экзамены в Таллинский рыбопромышленный техникум.

На снимке: В. Смирнов
ТМУРП 0 Нет комментариев