0 RSS-лента RSS-лента

Пара историй из практики

Автор блога: ТМУРП
РЫБАК - ЭТО ДВАЖДЫ МОРЯК - 1961 год
С дома № 1 по улице Луйзе сняли старую вывеску. Событие вроде не ахти какое. Но какую бурю чувств вызвало оно у обитателей здания! Мы ощутили ее силу еще в вестибюле, где толпилась молодежь.
- А форма у нас, какая будет? - допытывался у товарищей белобрысый паренек, весь вид которого свидетельствовал, что он весьма ревниво следит за своей внешность.
- Тебе капитанскую сразу дадут, а мы в курсантской походим, - съязвил кто-то под общий смех.
Вспыхивает жаркий спор о том, чему и как будут учить. Каждый из спорящих так торопится блеснуть морской эрудицией, что догадываешься - это абитуриенты.
Вывеска "Таллинский рыбопромышленный техникум" снята не спроста. Ее место займет другая: "Таллинсое мореходное училище рыбной промышленности". Чем же вызвано такое преобразование?
Начальник училища (еще вчера его именовали - директор) Юрий Васильевич Васильев объясняет:
- Рыболовный флот растет так стремительно и настолько модернизируется, что старые формы подготовки специалистов уже не удовлетворяют его нужд. Рассудите сами: разве можно сравнить суда, на которых начинал ловить рыбу, с тем, что пополняют теперь наш флот?
"Коралл", "Альбатрос" и другие корабли по красоте и навигационному вооружению поспорят, пожалуй, с пассажирскими лайнерами. Кстати говоря, вы знаете, что мы, рыбники, обогнали по количеству судов торговый флот? А скоро, наверно, по тоннажу догоним!
Эстонские рыбаки, например, получают в нынешнем году такие громадины, как "Фридерик Шопен". Это плавучие заводы для переработки рыбы. И понятно, что управлять ими должны люди, обладающие высокой морской и технической культурой. Их-то мы и призваны готовить ...
- Что же для этого предусматривают сделать? Видимо, увеличится срок обучения? - спрашиваю я.
- Как раз нет. Остаются те же четыре курса, как и в техникуме. Но знания курсанты приобретут более глубокие, чем студенты техникума. Во-первых, потому, что коренным образом изменится распорядок их учебы и быта. Они перейдут полностью на государственное обеспечение, будут жить в общежитиях.
Во-вторых, обновим и расширим нашу учебно-техническую базу и т. д. Многое уже сделано: посмотрите наши классы...
Штурманский класс пуст: группы судоводителей, сдав экзамены, ушли в море на летнюю практику и уже показали себя перед опытными моряками отнюдь не "салажатами". Вот выдержка из приказа капитана учебного судна "Тропик":
"... За коротки срок матросы-практиканты освоили все судовые работы и в период подготовки судна к выходу в море выполнили большой объем работ, оказав тем самым неоценимую помощь экипажу..."
Всем тринадцати курсантам объявлена благодарность. Будь сейчас здесь сами отличившиеся, расспросили бы, сколько пота пролили, сколько мозолей набили, снаряжая корабль...
Следующий класс оборудован поисковыми приборами. Новейшая аппаратура - эхолоты с самописцами, фишлупы – это "подводные разведчики" рыбаков. "Пашет" траулер морскую ниву, а на экранах приборов, отраженный от дна ультразвук, вычерчивает его рельеф. Но вот резкий выброс в обе стороны от вертикальной линии. Косяк? Да! Точно укажут умные приборы глубину, на которой он идет, примерную площадь, занятую им. Маневрируй быстрей, капитан, пошевеливайся, команда...
И хотя сейчас в классе роль косяка "играет" передвижной металлический щит, техники-радисты выпускники Валерий Бочаров, Лев Колесников, Раймонд Паузер
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



с неподдельной серьезностью "засекают глубину" , на котрой он "идет".
Скоро, очень скоро им придется испытать то непередаваемое словами чувство, охватывающее каждого рыбака, когда на "крючок" эхолота попадается косяк окуня или мерлузы весом в несколько тонн...
В радиоклассе готовились к экзаменам Виктор Алексеев, Владимир Абрамов, Владимир Зайцев и Борис Сорокинский.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Четкая дробь телеграфных ключей, стук "морзянки" заставили и меня, бывшего радиста, тряхнуть стариной, потягаться с ребятами. Но куда там! Через минуту пришлось капитулировать - темп, взятый курсантами, оказался для меня непосильным. А потом я узнал, что Виктор Алексеев - победитель юношеских соревнований радистов мореходных училищ и передает - 170 знаков в минуту. Да и другие немногим ему уступали. Видно было сразу, что они прошли хорошую школу. И точно: их наставник Михаил Александрович Гофман, ветеран радиосвязи, начинал с матроса, а вышел в отставку в звании капитана I ранга.
Новорожденному училищу уже сейчас тесно. В будущем году начнется строительство общежития, в котором разместятся 650 курсантов. Расширяются и учебные корпуса.
Да, многое изменится к лучшему в жизни вчерашних студентов, а ныне курсантов.
Не изменится, пожалуй, лишь одно: стремление упрочить добрую славу училища, принять от него эстафету. Бывший техникум дал рыболовному флоту республики сотни хороших специалистов, которые занимают важные командные посты, известных как мастера лова. Фридрих Тамм, Олев Риивитс, Лео Сангельт и многие другие выпускники награждены орденами и медалями - их фамилии занесены на Доску почета училища. Есть все основания полагать, что список героев труда пополнится - недаром девизом училища служит гордая поговорка: "Рыбак- дважды моряк!".

Ю. ВАНДЕРФЛИТ.
Памяти курсанта Арви Ояла. ДОСТИГШИЙ МЕЧТЫ - 23 10 1965
ЭТО случилось не сколько лет назад. По улице шло двое парней Мне показалось, что одного я знаю. Пригляделся - да это же Арви Ояла! Поздоровался, и разговорились. Было интересно узнать о жизни знакомого человека.
...Жизнь Арви сложилась обычно, похожа на многие. Родился в деревне, работал в колхозе. После окончания школы служил в армии. Там присвоили ему звание младшего командира. И всегда на груди Арви блестел комсомольский значок...
Мы быстро нашли общий язык. Ояла рассказывал о себе.
-Как учеба? — спросил я его, зная, что он учился в строительном техникуме.
Арви улыбнулся:
— Бросил я техникум.
- Вот как! — меня это неприятно поразило.
Неужели парень испугался трудностей, спасовал, хочет жить «незаметно"?
Арви, видимо, понял, о чем я подумал и договорил:
- Оставил я техникум потому, что увидел море и решил выбрать морскую профессию. Знаю, будет нелегко, но ничего, справлюсь.
Я посмотрел на Арви с уважением. Мы заспорили о целях и смысле жизни, мечтах. Я, будто отговаривая Арви от моря, пугал трудностями, которые встречаются там. Ояла слушал внимательно, потом вдруг сказал:
- Я уже сделал рейс на рыболовном траулере. Ищу романтику.
Больше Арви мог не продолжать. Не мальчишеское увлечение повело его в морские просторы. Передо мной был человек, самостоятельно выбравший дорогу в жизни...
...И вот опять мне довелось встретиться с Арви, заправским моряком.
- Мне казалось, — сказал он, — что все уже освоил, повидал... Но в море нужно много знаний, оно предъявляет строгие требования.
Рейс за рейсом делал траулер под командованием капитана Юрия Масубони. Частенько в штурманскую рубку заглядывал боцман.

- Что скажешь, Арви? - спрашивал капитан. И рассказал ему парень, что хотел бы вот также, самостоятельно вести судно. — Надо тебе учиться. — посоветовал Масубони. - Впрочем, я тоже собираюсь.
В каюте боцмана никогда не переводились учебники: Ояла готовился к экзаменам. Решил поступить в Таллинский рыбопромышленный техникум. Вместе с капитаном Юрием Масубони они изучали теорию морского дела. Совместная работа, а затем учеба, еще больше сдружила промысловиков. Настал день, когда Ояла получил диплом штурмана дальнего плавания. Хоть теперь суда у них разные, но курсы одинаковые — вперед.
— А романтика? — спросил я Арви, вспомнив наш прежний разговор. — Нашел ты ее?
Арви ответил:
- Мне кажется, что романтика везде, где человек идет к своей цели.

В. РЕШЕТИЛОВ.
Памяти мастера добычи Валерия Смирнова. ПРОИЗВОДСТВЕННИК ПОСТУПАЕТ УЧИТЬСЯ - 12 06 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Успех промысла всегда зависит от умелой организация поиска рыбы и правильной вооруженности орудий лова. Последнее - в руках мастеров добычи. На БМРТ-350 не было случая, чтобы трал отказывал в работе. Он имел хорошее раскрытие и обеспечивал максимальную обработку площади облова. В этой немалая заслуга мастера добычи Валерия Смирнова.
Вместе с опытным специалистом добычи Григорием Федоренко он еще на переходе настраивал трал, выверял ваера. И надо сказать, что труд даром не пропал - по прибытии на промысел экипаж «Эвальда Таммлаана» стал сразу брать высокие уловы. Во время работы всякое случается: можно порвать трал. Для настройки нового требуется много времени. Поэтому на палубе БМРТ-350 всегда находились три готовых к эксплуатации трала.
Экипаж БМРТ «Эвальд Таммлаан» успешно справился с производственным заданием, план добычи перевыполнен.
Сейчас Валерий Смирнов сдает экзамены в Таллинский рыбопромышленный техникум.

На снимке: В. Смирнов
ТМУРП 0 Нет комментариев
ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ – 03 03 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Таллинский рыбопромышленный техникум. В актовом зале полно народа. Сегодня здесь вручают дипломы молодым специалистам. На торжестве присутствуют преподаватели, родители, знакомые выпускников.
Еще несколько дней назад ребята были учениками. Слушали лекции, дрожали перед экзаменами. Но вот на лацканах пиджаков блестят значки-ромбики. Вчерашние ученики — сегодня уже моряки.
У ребят немного смущенный, торжественный вид.
Плавание начинается. Это не только море. Жизнь. Говорит директор техникума т. Ряк.
— Сегодня рыбный флот пополнился новыми судоводителями. Ваш диплом, ребята, путевка в жизнь. Она открывает «голубые дороги». Дерзайте, ребята! Учитесь! Везде будьте исследователями. И тогда назовут вас настоящими специалистами. А мы станем гордиться вами.
Выпускников поздравляют преподаватели, представители парткома КП Эстонии рыбопромыслового флота ЭПУРПа.
Простые, теплые слова старших — молодым. Наступает церемония вручения дипломов. Молодым морякам дарят цветы. Щелкают затворы фотоаппаратов: на память. Сияющие лица.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вот Лембит Кыве. Ему двадцать лет. Как всем.
- Мои планы? - говорит он. — Большие. Пока иду плавать матросом на промысловое судно. Наберу ценз. Хочу быстрее получить право работать штурманом.
Так думают и все товарищи Лембита: финн Виктор Пекконен, украинец Евгений Бень. Ребята собираются группами. Море, море, море,— слышится со всех сторон.
— Я выбрал море в детстве, — сказал Женя Бень, — по романам Жюля Верна. И, наверное, не ошибся. — Он улыбнулся. А еще мне нравится спорт, книги. И во всем романтика. Ребята уже немного знакомы с ней. Практику проходили в Атлантике.
А пройдет немного времени, и выпускники станут прокладывать курсы голубых дорог. Ни, пуха, вам, ни пера!

Н. БОНДАРЬ.
ТМУРП 0 Нет комментариев
Так держать, капитан! - 01 05 1964


О Геннадии Смородском я слышал давно. Знал, что по итогам работы его судно в минувшем году вышло на второе место. А вот познакомиться с капитаном довелось совсем недавно.
Мне почему-то представлялся Смородский старым «морским волком». На самом же деле он оказался молодым человеком с открытой, доброй душой.
Родился Геннадий Смородский вдалеке от морских дорог, на Алтае.
— У нас по соседству даже речки приличной не было, — улыбаясь, рассказывал он, — а я все же влюбился в море.
Как и все мальчишки, Геннадий увлекался книгами о сильных, мужественных людях, запоем читал все, что попадалось о тружениках моря и морских путешествиях.
Когда после окончания средней школы встал вопрос, куда пойти учиться, Геннадий Смородский решил ехать в Ленинград, в Высшее мореходное училище.
Геннадию не повезло. Он не прошел по конкурсу. Но унывают только слабые духом. Геннадий вернулся на Алтай, устроился токарем на завод, а через год вновь уехал в Ленинград. И вновь не прошел по конкурсу.
— Тогда я решил попытать счастье в Таллине, — говорит Геннадий. — И не напрасно Экзамен был выдержан, и я стал курсантом Таллинского мореходного училища. С увлечением изучал навигацию и судовождение, астрономию...
По окончании училища он уже имел некоторую морскую практику и получил диплом штурмана.
Первая самостоятельная вахта на мостике — она никогда не забудется. Естественно волнение молодого моряка и понятна его гордость. Судно держит курс в суровую Атлантику. На время вахты оно доверено ему...
— Мне, можно сказать, повезло, — не без гордости рассказывает Геннадий Смородский. — Я плавал под началом таких опытных капитанов-промысловиков, как Герой Социалистического Труда Иван Агеев и Василий Кулягин.
Молодой штурман присматривался к работе старших товарищей, учился у них искусству нелегкого рыбацкого дела, терпению и выдержке, умению работать с людьми. Каждый новый рейс, каждая вахта приносили молодому моряку новый опыт, новые знания.
Прошло время, и Геннадия Смородского выдвинули на должность капитана. Это и обрадовало и испугало. Смородский знал, что успех промысла зависит от четкой, слаженной работы всего экипажа. И он в первую очередь должен позаботиться о создании дружного коллектива, воспитать у людей чувство личной ответственности за общее дело.
С первого же для плавания новый капитан опирался на партийную и комсомольскую организации, советовался с людьми.
Коммунисты судна приняли его в члены партии. И он понял, что теперь с него, как с коммуниста, будет двойной спрос...
Нелегким был первый рейс в Норвежское море, было немало серьезных испытаний. Эти испытания еще больше сплотили экипаж, обогатили молодого капитана новым опытом.
— Рейсовое задание мы выполнили тогда на 160 процентов, — вспоминает Геннадий Смородский. А вот второй рейс на Джорджес-банку был менее удачным. Дело в том, что нам впервые пришлось работать под тралом. Почти месяц ушел на то, чтобы обучить людей, освоить новое дело...
Потом Геннадию Смородскому пришлось осваивать близнецовый лов, работать в новых районах промысла. Он просиживал ночи за книгами, изучал опыт товарищей по плаванию, анализировал свои промахи и удачи.
Немало трудностей было в море. Приходилось сутками простаивать у баз в ожидании тары и соли, случалось, не было нужных орудий лова. И все же экипаж под командованием Геннадия Смородского добыл 52 тонны рыбы сверх плана.
Недавно СРТ-4543 присвоено знание опорно-показательного судна. Да, в борьбе за высокие уловы, в настойчивой учебе и крепкой дружбе, в безаварийном плавании рыбаки достойно и по праву заслужили это высокое звание.
— Теперь, — сказал мне Геннадий Смородский, — мы не только сами должны работать отлично, но и обучать других, подтягивать отстающих до уровня передовиков. Это большая честь и большая ответственность.
Я слушал Геннадия Смородского и верил, что новые обязанности и заботы по плечу этому беспокойному человеку.
В день первомайского праздника хочется от души сказать капитану:
— Так держать!

А. ГИРО.