0 RSS-лента RSS-лента

Пара историй из практики

Автор блога: ТМУРП
ПОКА ЕЩЕ БЕЗ ДИПЛОМОВ - 03 04 1975
Не так давно с отличными . производственными показателями возвратился в родной порт транспортный рефрижератор «Нарвский залив». В этом рейсе проходили практику курсанты четвертого курса Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. Цель практики — привить будущим судоводителям практические навыки. В этом им помогли командование и экипаж судна. При несении вахт курсанты имели возможность пользоваться всеми необходимыми приборами, картами и пособиями, получить квалифицированную помощь в ведении навигационной прокладки, мореходной астрономии и другим наукам.
— Этот рейс был интересным для судоводителей, — рассказывает руководитель практики B. П. Ежков, который вместе с курсантами ходил в этот рейс. — Судно дважды пересекло Атлантику, заходило на рейды Гавра и Гетеборга, попадало в жестокие штормы и шло во льдах. Все это закалило курсантов, дало им возможность получить опыт судовождения в сложных условиях плавания. Программа практики была выполнена успешно.
Ребята быстро втянулись в рабочий ритм судовых "будней, активно участвовали в общественной жизни. И когда командование обратилось к ним с просьбой оказать помощь в разгрузке промысловых судов, которые стояли в ожидании разгрузки, курсанты охотно согласились. Их четкая и слаженная работа на промысле во многом помогла экипажу, в результате чего судно загрузилось на несколько дней раньше срока. Практиканты отлично справлялись с грузовыми операциями, узнали характер этой работы.
Среди семнадцати курсантов, проходивших практику на ТР «Нарвский залив», многие выделялись своим трудолюбием, добросовестным отношением к делу. Виктор Буцкевич и Александр Иванов — одни из тех, кто отлично зарекомендовал себя в учебе и работе.
— Большинство ребят стали такими же помощниками, как и мы, хотя пока еще и без диплома,—таково мнение третьего штурмана ТР «Нарвский залив» Владимира Аристова, который непосредственно занимался с курсантами во время рейса.
После прихода судна из рейса курсанты вновь вернулись в училище. Впереди у них государственные экзамены. Сегодняшние курсанты — завтрашние выпускники, они вернутся на наши суда дипломированными специалистами.

Н. КРУТИКОВА

НА СНИМКЕ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

идут практические занятия на ТР «Нарвский залив».

Фото М. Москаленко.
ТМУРП 0 Нет комментариев
УРОК НЕ ПОШЕЛ ВПРОК - 29 11 1977
ИЗ ЗАЛА СУДА

В помещении, где заседает товарищеский суд, удручающая обстановка. Неловко чувствуют себя многие, хотя лично их не касается то, о чем пойдет разговор. А касается мастера обработки рыбы РПР-1281 Станислава Лозового. Молодой человек, возраст — 21 год, комсомолец, и вдруг пред стал перед судом. Краснеет Станислав Лозовой перед членами суда, перед товарищами. Сознает, в какую неприглядную историю попал.
27 августа этого года Лозовой был задержан на проходной с четырьмя банками пресервов. Один урок не пошел впрок. Ровно через двое суток в сумке С. Лозового оказалось еще три банки. Но теперь он уже был не самим собой, — пытался вынести пресервы по чужому пропуску.
Смотришь на расстроенного молодого человека, — обидно становится за него. Куда, зачем тащил столько рыбы?
— Для себя, домой хотел отнести, — смущенно говорит ответчик.
В характеристике, выданной по окончании Таллинского мореходного училища рыбной промышленности, говорится, что Лозовой «безукоризненно дисциплинирован». А вот приказ капитана-директора ПР «Аугуст Корк» от 25 сентября 1975 года (через короткий промежуток времени после окончания училища). «При отходе судна на рейд помрыбмастера С. Лозовой на борт судна не явился. Не прибыл в течение трех суток». Решение — списать с судна.
Вот и оказывается на поверку, что дисциплиной-то он не отличался. И ответственности не признавал. Суд постановил взыскать со Станислава Лозового денежный штраф в сумме 50 рублей. Мера поучительная не только для него, но и для тех, кто еще не расстался с мыслью поживиться за счет государства. А подобные дела, подлежащие рассмотрению в товарищеском суде, к сожалению, еще не перевелись.

П. ИВАНОВ
ТМУРП 0 Нет комментариев
СЧАСТЛИВЫЕ ДНИ И ГОДЫ ПЭЭТЕРА ПАО – 20 08 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

СТАРШИЙ механик-наладчик технологического оборудования плавбазы «Фридерик Шопен» Пээтер Пао посмотрел на часы. Прошло десять минут с момента аварийной остановки морозильного конвейера. Сломался шпиндель морозильной тележки. Пришлось ремонтировать в срочном порядке. И вот, закручена последняя гайка, убраны ставшие ненужными угольники и инструменты.
- Включите, — подал Пээтер команду мастеру рыбообработчиков Виктору Ольшевскому, — работать будет как новая.
- Спасибо за помощь. — ответил мастер.
— Чего уж там, — смущенно пожав плечами, ответил Пао.
Это его рабочий долг. Долг специалиста высокой квалификации. В обычных условиях такой ремонт, вроде проведенного, выполняется за 30 — 35 минут. В условиях же производства мороженой рыбопродукции это считается просто невозможным. Не раз Пээтер задумывался над тем, как сократить продолжительность ремонта. Советовался по этому вопросу с начальством, беседовал со слесарями. Проводил хронометраж рабочего времени и понял: решение только в том, чтобы улучшить организацию ремонтных операций. Была учтена каждая минута рабочего времени. Изготовили про запас наиболее ходкие детали. Подготовили вспомогательные материалы. Все это разместили неподалеку от работающих механизмов. Каждому члену бригады расписали, чем он должен заниматься во время ремонта. Все это дало ощутимые выгоды. Простой механизмов сведен к минимуму. Это, в свою очередь, дало возможность повысить не только производительность морозильных агрегатов, но и значительно улучшить качество рыбопродукции.
Сегодня Пээтер Пао испытывал большое моральное удовлетворение. С пользой для общего дела прожит еще один трудовой день. До конца вахты оставалось 30 минут. В силу выработанной годами привычки Пээтер, как обычно, перед окончанием смены решил проверить технологическое оборудование. Хозяйство у него немалое. Две морозильных камеры, производительность которых в сутки составляет 120 тонн мороженой рыбы. Транспортерные ленты всевозможных назначений и рыбомучные установки. Элеваторы, по которым в трюмы подаются короба с мороженой продукцией. Пресервная линия с ее капризными закаточными машинами. Пээтер обязательно заглянет в редуктор — не подлить ли смазки...
В работе третьего элеватора, как в большом измученном сердце, появились сбои. Сделал пометку в блокнотике: произвести профилактический осмотр.
И так каждый день — работа на совесть, с гарантией. Пао не может представить себя без своего любимого дела. Прикипел к своим «железкам» душой и сердцем. Наверно, поэтому Пээтер работает с огоньком, с творческой выдумкой.
Как-то он прикинул, сколько же подал рационализаторских предложений за время работы на плавбазе «Фридерик Шопен». Оказалось около 25(!), с годовым экономическим эффектом 50 тысяч рублей. Быть рационализатором - дело нелегкое. Но еще труднее быть новатором на судне. Теснота и скученность механизмов. Негусто и с подсобными материалами. Забот — непочатый край, а времени на раздумья отпущено мало. A в общем, есть над чем поломать голову и показать, на что ты способен.
Не раз Пээтер Пао видел, как матросы-пультисты, пользуясь длинным рычагом, зажимали и разжимали на морозильной тележке вручную сорок четыре протвиня. Таких технологических операции за 4 часа приходилось проделывать свыше сорока. Огромный физический труд. «А нельзя ли для этого поставить электрические моторы? " — мелькнула однажды мысль. Вечером засел за расчеты. Из многообразия вариантов был выбран оптимальный. Подобрал нужной мощности двигатель. Как снежный ком обрастал на чертежах и в натуре дополнительными узлами механизм. Приходилось учитывать и технику безопасности. Возбужденный мозг не давал покоя. Иногда Пээтер терзал себя сомнениями. Перебрал почти все соединительные муфты: зубчатые, шариковые, пружинные. Но — слишком жесткое соединение. При эксплуатации появятся перегрузки, что приведет к неизбежной аварии. Снова поиски, эксперименты. Остановился на фрикционной муфте сцепления. Практика показала, что решение его было правильным. Даже при больших перегрузках механизмы с такой муфтой сцепления работают надежно, мягко, а самое главное, — заменен тяжелый ручной труд.
Творческий труд для Пээтера — это радость свершений задуманного. Он постоянно ощущает неудовлетворенность достигнутым. Наладил бесперебойную работу закаточных машин — не успокоился. Попробовал, сконструировать механическую машинку дли резки тушки, Получилось. Производительность труда возросла втрое. Экономисты подсчитали, что только за два Африканских рейса это новшество позволило сэкономить 17 тысяч рублей.
А история с приспособлениями для укладки рыбы в металлические банки? Новшество было позаимствовано им с плавбазы «Севрыба», у мурманчан, но значительно усовершенствовано им самим. Эти приспособления он сделал более универсальными и надежными. Несомненно, и это новшество в нынешнем рейсе принесет ощутимые выгоды.
За повседневной работой не забывает Пээтер Пао и о своих подчиненных, с которыми делит все тяготы и заботы нелегкой морской службы. С должным уважением и пониманием относится он к своему помощнику — второму механику технологического оборудования Николаю Загайнову. Н. Загайнов на плавбазе «Фридерик Шопен» — не случайный человек. Море его родная стихия. Имеет Николай высшее военно-инженерное образование. Долгое время служил на Северном флоте. Не боится никакой работы. Служит настоящим примером для других. Охотно обучает своему ремеслу молодежь, щедро делясь с ней богатым опытом. Трудовая дружба двух механиков крепнет с каждым промысловым рейсом. У них нет друг от друга секретов.
Как-то Николай спросил у Пээтера:
- А ты счастлив? - Да! - не задумываясь, ответил Пао.
Счастливых дней у Пээтера очень много. К примеру, закончил Таллинский морской рыбный техникум. Стал коммунистом. А разве не счастье - иметь любимую жену и симпатичного сына? Его жена Ирика работает в городской больнице медсестрой. Пока он в рейсе, она воспитывает маленького Януса. Недавно получили трехкомнатную квартиру со всеми удобствами - живи и радуйся.
Одним словом, сколько себя помнит Пээтер Пао, столько и счастливых у него дней. Большую гордость испытывает он и за своих родителей. Это они вырастили и привили ему качества, так нужные на широкой дороге жизни.
Сейчас они на заслуженном отдыхе. Отец - Алексей Юханович - потомственный рыбак. Вся его жизнь связана с морем. Во время войны Алексей Юханович принимал активное участие в партизанском движении в Эстонии.
Сам Пээтер Пао родился в 1943 году, уже после войны, когда немного подрос, стал помогать родителям по хозяйству. Можно было бы многое вспомнить ему о тех горячих днях молодости. Комсомолец. Первые самостоятельные шаги на трудовом поприще - на Тойласком рыбокомбинате под Нарвой в качестве сменного слесаря.
Глубокий след оставила служба в Советской Армии. Солдат, младший сержант, сержант, старшина. Впоследствии механик-инструктор. Демобилизовался младшим лейтенантом.
И вот — морская стихия океанические просторы. Вот так и идет он по жизни - кузнец своего счастья, рабочий человек, хозяин своей судьбы, старший механик-наладчик плавбазы «Фридерик Шопен» коммунист Пээтер Пао.

Е. МАРУСИН, подшкипер плавбазы «Фридерик Шопен».
РЫБАК - ЭТО ДВАЖДЫ МОРЯК - 1961 год
С дома № 1 по улице Луйзе сняли старую вывеску. Событие вроде не ахти какое. Но какую бурю чувств вызвало оно у обитателей здания! Мы ощутили ее силу еще в вестибюле, где толпилась молодежь.
- А форма у нас, какая будет? - допытывался у товарищей белобрысый паренек, весь вид которого свидетельствовал, что он весьма ревниво следит за своей внешность.
- Тебе капитанскую сразу дадут, а мы в курсантской походим, - съязвил кто-то под общий смех.
Вспыхивает жаркий спор о том, чему и как будут учить. Каждый из спорящих так торопится блеснуть морской эрудицией, что догадываешься - это абитуриенты.
Вывеска "Таллинский рыбопромышленный техникум" снята не спроста. Ее место займет другая: "Таллинсое мореходное училище рыбной промышленности". Чем же вызвано такое преобразование?
Начальник училища (еще вчера его именовали - директор) Юрий Васильевич Васильев объясняет:
- Рыболовный флот растет так стремительно и настолько модернизируется, что старые формы подготовки специалистов уже не удовлетворяют его нужд. Рассудите сами: разве можно сравнить суда, на которых начинал ловить рыбу, с тем, что пополняют теперь наш флот?
"Коралл", "Альбатрос" и другие корабли по красоте и навигационному вооружению поспорят, пожалуй, с пассажирскими лайнерами. Кстати говоря, вы знаете, что мы, рыбники, обогнали по количеству судов торговый флот? А скоро, наверно, по тоннажу догоним!
Эстонские рыбаки, например, получают в нынешнем году такие громадины, как "Фридерик Шопен". Это плавучие заводы для переработки рыбы. И понятно, что управлять ими должны люди, обладающие высокой морской и технической культурой. Их-то мы и призваны готовить ...
- Что же для этого предусматривают сделать? Видимо, увеличится срок обучения? - спрашиваю я.
- Как раз нет. Остаются те же четыре курса, как и в техникуме. Но знания курсанты приобретут более глубокие, чем студенты техникума. Во-первых, потому, что коренным образом изменится распорядок их учебы и быта. Они перейдут полностью на государственное обеспечение, будут жить в общежитиях.
Во-вторых, обновим и расширим нашу учебно-техническую базу и т. д. Многое уже сделано: посмотрите наши классы...
Штурманский класс пуст: группы судоводителей, сдав экзамены, ушли в море на летнюю практику и уже показали себя перед опытными моряками отнюдь не "салажатами". Вот выдержка из приказа капитана учебного судна "Тропик":
"... За коротки срок матросы-практиканты освоили все судовые работы и в период подготовки судна к выходу в море выполнили большой объем работ, оказав тем самым неоценимую помощь экипажу..."
Всем тринадцати курсантам объявлена благодарность. Будь сейчас здесь сами отличившиеся, расспросили бы, сколько пота пролили, сколько мозолей набили, снаряжая корабль...
Следующий класс оборудован поисковыми приборами. Новейшая аппаратура - эхолоты с самописцами, фишлупы – это "подводные разведчики" рыбаков. "Пашет" траулер морскую ниву, а на экранах приборов, отраженный от дна ультразвук, вычерчивает его рельеф. Но вот резкий выброс в обе стороны от вертикальной линии. Косяк? Да! Точно укажут умные приборы глубину, на которой он идет, примерную площадь, занятую им. Маневрируй быстрей, капитан, пошевеливайся, команда...
И хотя сейчас в классе роль косяка "играет" передвижной металлический щит, техники-радисты выпускники Валерий Бочаров, Лев Колесников, Раймонд Паузер
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



с неподдельной серьезностью "засекают глубину" , на котрой он "идет".
Скоро, очень скоро им придется испытать то непередаваемое словами чувство, охватывающее каждого рыбака, когда на "крючок" эхолота попадается косяк окуня или мерлузы весом в несколько тонн...
В радиоклассе готовились к экзаменам Виктор Алексеев, Владимир Абрамов, Владимир Зайцев и Борис Сорокинский.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Четкая дробь телеграфных ключей, стук "морзянки" заставили и меня, бывшего радиста, тряхнуть стариной, потягаться с ребятами. Но куда там! Через минуту пришлось капитулировать - темп, взятый курсантами, оказался для меня непосильным. А потом я узнал, что Виктор Алексеев - победитель юношеских соревнований радистов мореходных училищ и передает - 170 знаков в минуту. Да и другие немногим ему уступали. Видно было сразу, что они прошли хорошую школу. И точно: их наставник Михаил Александрович Гофман, ветеран радиосвязи, начинал с матроса, а вышел в отставку в звании капитана I ранга.
Новорожденному училищу уже сейчас тесно. В будущем году начнется строительство общежития, в котором разместятся 650 курсантов. Расширяются и учебные корпуса.
Да, многое изменится к лучшему в жизни вчерашних студентов, а ныне курсантов.
Не изменится, пожалуй, лишь одно: стремление упрочить добрую славу училища, принять от него эстафету. Бывший техникум дал рыболовному флоту республики сотни хороших специалистов, которые занимают важные командные посты, известных как мастера лова. Фридрих Тамм, Олев Риивитс, Лео Сангельт и многие другие выпускники награждены орденами и медалями - их фамилии занесены на Доску почета училища. Есть все основания полагать, что список героев труда пополнится - недаром девизом училища служит гордая поговорка: "Рыбак- дважды моряк!".

Ю. ВАНДЕРФЛИТ.
Памяти курсанта Арви Ояла. ДОСТИГШИЙ МЕЧТЫ - 23 10 1965
ЭТО случилось не сколько лет назад. По улице шло двое парней Мне показалось, что одного я знаю. Пригляделся - да это же Арви Ояла! Поздоровался, и разговорились. Было интересно узнать о жизни знакомого человека.
...Жизнь Арви сложилась обычно, похожа на многие. Родился в деревне, работал в колхозе. После окончания школы служил в армии. Там присвоили ему звание младшего командира. И всегда на груди Арви блестел комсомольский значок...
Мы быстро нашли общий язык. Ояла рассказывал о себе.
-Как учеба? — спросил я его, зная, что он учился в строительном техникуме.
Арви улыбнулся:
— Бросил я техникум.
- Вот как! — меня это неприятно поразило.
Неужели парень испугался трудностей, спасовал, хочет жить «незаметно"?
Арви, видимо, понял, о чем я подумал и договорил:
- Оставил я техникум потому, что увидел море и решил выбрать морскую профессию. Знаю, будет нелегко, но ничего, справлюсь.
Я посмотрел на Арви с уважением. Мы заспорили о целях и смысле жизни, мечтах. Я, будто отговаривая Арви от моря, пугал трудностями, которые встречаются там. Ояла слушал внимательно, потом вдруг сказал:
- Я уже сделал рейс на рыболовном траулере. Ищу романтику.
Больше Арви мог не продолжать. Не мальчишеское увлечение повело его в морские просторы. Передо мной был человек, самостоятельно выбравший дорогу в жизни...
...И вот опять мне довелось встретиться с Арви, заправским моряком.
- Мне казалось, — сказал он, — что все уже освоил, повидал... Но в море нужно много знаний, оно предъявляет строгие требования.
Рейс за рейсом делал траулер под командованием капитана Юрия Масубони. Частенько в штурманскую рубку заглядывал боцман.

- Что скажешь, Арви? - спрашивал капитан. И рассказал ему парень, что хотел бы вот также, самостоятельно вести судно. — Надо тебе учиться. — посоветовал Масубони. - Впрочем, я тоже собираюсь.
В каюте боцмана никогда не переводились учебники: Ояла готовился к экзаменам. Решил поступить в Таллинский рыбопромышленный техникум. Вместе с капитаном Юрием Масубони они изучали теорию морского дела. Совместная работа, а затем учеба, еще больше сдружила промысловиков. Настал день, когда Ояла получил диплом штурмана дальнего плавания. Хоть теперь суда у них разные, но курсы одинаковые — вперед.
— А романтика? — спросил я Арви, вспомнив наш прежний разговор. — Нашел ты ее?
Арви ответил:
- Мне кажется, что романтика везде, где человек идет к своей цели.

В. РЕШЕТИЛОВ.
Памяти мастера добычи Валерия Смирнова. ПРОИЗВОДСТВЕННИК ПОСТУПАЕТ УЧИТЬСЯ - 12 06 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Успех промысла всегда зависит от умелой организация поиска рыбы и правильной вооруженности орудий лова. Последнее - в руках мастеров добычи. На БМРТ-350 не было случая, чтобы трал отказывал в работе. Он имел хорошее раскрытие и обеспечивал максимальную обработку площади облова. В этой немалая заслуга мастера добычи Валерия Смирнова.
Вместе с опытным специалистом добычи Григорием Федоренко он еще на переходе настраивал трал, выверял ваера. И надо сказать, что труд даром не пропал - по прибытии на промысел экипаж «Эвальда Таммлаана» стал сразу брать высокие уловы. Во время работы всякое случается: можно порвать трал. Для настройки нового требуется много времени. Поэтому на палубе БМРТ-350 всегда находились три готовых к эксплуатации трала.
Экипаж БМРТ «Эвальд Таммлаан» успешно справился с производственным заданием, план добычи перевыполнен.
Сейчас Валерий Смирнов сдает экзамены в Таллинский рыбопромышленный техникум.

На снимке: В. Смирнов
ТМУРП 0 Нет комментариев
ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ – 03 03 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Таллинский рыбопромышленный техникум. В актовом зале полно народа. Сегодня здесь вручают дипломы молодым специалистам. На торжестве присутствуют преподаватели, родители, знакомые выпускников.
Еще несколько дней назад ребята были учениками. Слушали лекции, дрожали перед экзаменами. Но вот на лацканах пиджаков блестят значки-ромбики. Вчерашние ученики — сегодня уже моряки.
У ребят немного смущенный, торжественный вид.
Плавание начинается. Это не только море. Жизнь. Говорит директор техникума т. Ряк.
— Сегодня рыбный флот пополнился новыми судоводителями. Ваш диплом, ребята, путевка в жизнь. Она открывает «голубые дороги». Дерзайте, ребята! Учитесь! Везде будьте исследователями. И тогда назовут вас настоящими специалистами. А мы станем гордиться вами.
Выпускников поздравляют преподаватели, представители парткома КП Эстонии рыбопромыслового флота ЭПУРПа.
Простые, теплые слова старших — молодым. Наступает церемония вручения дипломов. Молодым морякам дарят цветы. Щелкают затворы фотоаппаратов: на память. Сияющие лица.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вот Лембит Кыве. Ему двадцать лет. Как всем.
- Мои планы? - говорит он. — Большие. Пока иду плавать матросом на промысловое судно. Наберу ценз. Хочу быстрее получить право работать штурманом.
Так думают и все товарищи Лембита: финн Виктор Пекконен, украинец Евгений Бень. Ребята собираются группами. Море, море, море,— слышится со всех сторон.
— Я выбрал море в детстве, — сказал Женя Бень, — по романам Жюля Верна. И, наверное, не ошибся. — Он улыбнулся. А еще мне нравится спорт, книги. И во всем романтика. Ребята уже немного знакомы с ней. Практику проходили в Атлантике.
А пройдет немного времени, и выпускники станут прокладывать курсы голубых дорог. Ни, пуха, вам, ни пера!

Н. БОНДАРЬ.
ТМУРП 0 Нет комментариев
Так держать, капитан! - 01 05 1964


О Геннадии Смородском я слышал давно. Знал, что по итогам работы его судно в минувшем году вышло на второе место. А вот познакомиться с капитаном довелось совсем недавно.
Мне почему-то представлялся Смородский старым «морским волком». На самом же деле он оказался молодым человеком с открытой, доброй душой.
Родился Геннадий Смородский вдалеке от морских дорог, на Алтае.
— У нас по соседству даже речки приличной не было, — улыбаясь, рассказывал он, — а я все же влюбился в море.
Как и все мальчишки, Геннадий увлекался книгами о сильных, мужественных людях, запоем читал все, что попадалось о тружениках моря и морских путешествиях.
Когда после окончания средней школы встал вопрос, куда пойти учиться, Геннадий Смородский решил ехать в Ленинград, в Высшее мореходное училище.
Геннадию не повезло. Он не прошел по конкурсу. Но унывают только слабые духом. Геннадий вернулся на Алтай, устроился токарем на завод, а через год вновь уехал в Ленинград. И вновь не прошел по конкурсу.
— Тогда я решил попытать счастье в Таллине, — говорит Геннадий. — И не напрасно Экзамен был выдержан, и я стал курсантом Таллинского мореходного училища. С увлечением изучал навигацию и судовождение, астрономию...
По окончании училища он уже имел некоторую морскую практику и получил диплом штурмана.
Первая самостоятельная вахта на мостике — она никогда не забудется. Естественно волнение молодого моряка и понятна его гордость. Судно держит курс в суровую Атлантику. На время вахты оно доверено ему...
— Мне, можно сказать, повезло, — не без гордости рассказывает Геннадий Смородский. — Я плавал под началом таких опытных капитанов-промысловиков, как Герой Социалистического Труда Иван Агеев и Василий Кулягин.
Молодой штурман присматривался к работе старших товарищей, учился у них искусству нелегкого рыбацкого дела, терпению и выдержке, умению работать с людьми. Каждый новый рейс, каждая вахта приносили молодому моряку новый опыт, новые знания.
Прошло время, и Геннадия Смородского выдвинули на должность капитана. Это и обрадовало и испугало. Смородский знал, что успех промысла зависит от четкой, слаженной работы всего экипажа. И он в первую очередь должен позаботиться о создании дружного коллектива, воспитать у людей чувство личной ответственности за общее дело.
С первого же для плавания новый капитан опирался на партийную и комсомольскую организации, советовался с людьми.
Коммунисты судна приняли его в члены партии. И он понял, что теперь с него, как с коммуниста, будет двойной спрос...
Нелегким был первый рейс в Норвежское море, было немало серьезных испытаний. Эти испытания еще больше сплотили экипаж, обогатили молодого капитана новым опытом.
— Рейсовое задание мы выполнили тогда на 160 процентов, — вспоминает Геннадий Смородский. А вот второй рейс на Джорджес-банку был менее удачным. Дело в том, что нам впервые пришлось работать под тралом. Почти месяц ушел на то, чтобы обучить людей, освоить новое дело...
Потом Геннадию Смородскому пришлось осваивать близнецовый лов, работать в новых районах промысла. Он просиживал ночи за книгами, изучал опыт товарищей по плаванию, анализировал свои промахи и удачи.
Немало трудностей было в море. Приходилось сутками простаивать у баз в ожидании тары и соли, случалось, не было нужных орудий лова. И все же экипаж под командованием Геннадия Смородского добыл 52 тонны рыбы сверх плана.
Недавно СРТ-4543 присвоено знание опорно-показательного судна. Да, в борьбе за высокие уловы, в настойчивой учебе и крепкой дружбе, в безаварийном плавании рыбаки достойно и по праву заслужили это высокое звание.
— Теперь, — сказал мне Геннадий Смородский, — мы не только сами должны работать отлично, но и обучать других, подтягивать отстающих до уровня передовиков. Это большая честь и большая ответственность.
Я слушал Геннадия Смородского и верил, что новые обязанности и заботы по плечу этому беспокойному человеку.
В день первомайского праздника хочется от души сказать капитану:
— Так держать!

А. ГИРО.