0 RSS-лента RSS-лента

Пара историй из практики

Автор блога: ТМУРП
Памяти Эйнера Эрнстовича Кальюла. ПРИНЯТЫ В МОРЕ - 15 01 1971
СОВСЕМ рядом, за бортом, сердито рокотало зимнее море. В салон-столовой CPTР-9045 "Панга" наступила тишина - началось партийное собрание.
Секретарь парторганизации Николай Фефелов положил перед председателем собрания повестку дня. Первым вопросом стояло: прием кандидатами в члены КПСС Эйнера Эрнстовича Кальюла и Николая Ивановича Михальченко.
Секретарь зачитывает заявление, анкету и рекомендации Эйнера Кальюла.
Слово берет коммунист старпом Игорь Георгиевич Устрицкий:
— Биография Эйнера Кальюла характерна для молодого советского человека. Он имеет среднетехническое образование, окончил в 1959 году техникум рыбной промышленности и посвятил себя с тех пор нелегкому, но почетному труду рыбака океанического лова. Он вдумчивый, инициативный человек. Как старший мастер добычи, он умело организует дело, освоил хорошо и траловый и кошельковый лов. В том, что судно досрочно завершило и годовой и пятилетний планы добычи рыбы, есть и его заслуга. Товарищ он задушевный, отзывчивый, неунывающий в трудные минуты, а это в нашей профессии при работе в далеком море — качества исключительно ценные. Предлагаю принять Эйнера Эрнстовича Кальюла кандидатом в члены КПСС.
Мнение тов. Устрицкого поддержал коммунист капитан Анатолий Карнаухов. Предложение принять товарища Калыола принято единодушно.
Рекомендации Николаю Ивановичу Михальченко дали тт. Эркман, Фефелов, Вельц.
Фефелов в своем выступлении сказал:
— Стармех Николай Михальченко — человек дела. Свой стиль четкого бдительного ухода за механизмами он передает и своим подчиненным. Машина судна, техника всегда в порядке, всегда безотказны. Тов. Михальченко как профорг ведет немалую общественную работу, подает личный пример в социалистическом соревновании за выполнение высоких соцобязательств.
И Николай Михальченко был принят в кандидаты КПСС.
Людям, идущим в партию, есть с кого брать на судне пример.
Секретарь парторганизации Николай Фефелов, чтобы "не терять своего судна», вышел в этот рейс матросом. Лишь когда перешли на кошельковый лов, он занял свою настоящую должность акустика и как всегда отлично справлялся с обязанностями.
Кандидат в члены КПСС матрос первого класса Николай Евдоков, несмотря на трудную промысловую обстановку, продолжал повышать свои знания. Он освоил боцманское дело и теперь вполне может исполнять эту ответственную должность. Коммунист второй механик Михаил Муникайнен образцово несет свою вахту.
В ноябре на судне получили приятную радиограмму. Экипаж в социалистическом соревновании по "Запрыбе» завоевал одно из призовых мест и денежную премию.
Небольшая парторганизация СРТР-9045 "Панга» живет и действует на высоком дыхании.


А. ОСТ.
ТМУРП 0 1 комментарий
ПОЗДРАВЛЯЕМ! - 08 07 1975
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

старшего помощника капитана БМРТ-253 «Март Саар" КАРАУША Геннадия Васильевича с получением диплома капитана дальнего плавания.
Г В. Карауш работает в рыбной промышленности с 1956 гола, после окончания Таллинского морского рыбного техникума. Плавал вначале матросом, а с 1963 года он стол капитаном СРТ.
В 1971 году окончил высшее Калининградское инженерное морское училище по специальности «Судовождение на морских путях». С 1971 года по настоящее время работает на судах типа БМРТ.
Плавая на рыбодобывающих судах объединения «Океан», он зарекомендовал себя грамотным судоводителем-промысловиком, обладает хорошими организаторскими способностями.
Суда, на которых работал Г. В. Карауш, всегда выполняли производственный план.
Экипаж БМРТ-253, где плавал старшим помощником Г. В. Карауш, за успешное выполнение социалистических обязательств завоевал переходящий вымпел Министерства рыбного хозяйства СССР по итогам первого квартала 1975 года.
Сердечно поздравляем Геннадия Васильевича Карауша с присвоением ему звания капитана дальнего плавания, желаем ему новых трудовых успехов!

И. ПШЕНИЧНИКОВ, начальник дипломной группы ТМРП.
КАПИТАН ЗАБЕГАЕВ - 21 06 1977
ЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Крупным планом Забегаев В. Н. и СРТ - 4590

КАПИТАНА MБ "Лембит» Владимира Николаевича Забегаевa в нашем объединении знают давно. Почти двадцать три года прошло с тех пор, как пришел в Таллинский рыбопромысловый техникум юноша, твердо решивший стать моряком, рыбаком.
А родился Владимир Николаевич в Вологодской области, в лесном краю. С детства его окружали лесорубы, сплавщики, рабочие лесоскладов, железнодорожники. Нелегкими были детство и юность. Когда разразилась война, ему было всего четыре года, а младшему брату Виктору — и того меньше. Хотя военные действия не докатились до Вологды, но тяжкие испытания военного времени переживали и здесь.
— Кончилась война, — вспоминает Владимир Николаевич, — отец не вернулся. Остались мы с матерью одни. У меня за плечами восемь классов школы. По тому времени этого было вполне достаточно, чтобы начать самостоятельную жизнь. И выбрал я профессию моряка. Дело в том, что военным моряком был отец матери. Да и мой отец служил на Балтике. О морской службе дедушки часто вспоминала мать. Ее рассказы дополнялись литературой и кино. Что надо еще мальчишке?.. Первая практика, знакомство с морем, его стихией прошли для меня на рыбацком промысле Каспия. Затем снова Балтика. В рыбопромысловом флоте начинал с азов, матросом. Техникум закончил в 1958 году.
Первая командная должность — третий помощник капитана РР-1282. Стояли мы как-то в старом рыбном порту. Нужно было произвести перешвартовку судна. Помню, капитан А. Обоймов коротко сказал: «Ваша работа - действуйте!» Признаюсь, я растерялся: ведь первая самостоятельная перешвартовка. Акватория порта — узка. Однако, успокоился: капитан-то рядом, в случае чего поправит, подскажет. Но я выполнил перешвартовку без подсказок.
Первая самостоятельная работа окрылила. Я понял, что недаром учился, плавал пять лет матросом, и понял, что нужно еще многое познать в искусстве судовождения и рыболовства. Так прошло три года — срок немалый, прежде чем я ступил на мостик капитаном. Во многом тут помог капитан-наставник Олег Иванович Ровбут, очень требовательный к себе и подчиненным. Но требовательность сочеталась у него с большим уважением к людям. Спрашивал строго и в тоже время не выходил из себя из-за ошибок и упущений. Эти уроки не прошли даром, — они пригодились позже, когда я в течение двух лет учил молодых моряков на Кубе. Всему, что знал сам. Вернувшись с Кубы, продолжил плавать, но подвело здоровье, и пришлось сменить бескрайнюю Атлантику на малый каботаж. И вот уже третий год работаю на буксире. Коллектив у нас крепкий, работает на совесть. С заданиями справляется. В 1975 году мы заняли второе место в смотре технического состояния судов. В 1976 году экипаж МБ «Лембит» был награжден Почетной грамотой на конкурсном смотре по технике безопасности. А по технике эксплуатации экипаж «Лембита» признан лучшим во вспомогательном флоте объединения. Третий год работаю с этим коллективом, и третий год не знаю, что такое нарушения трудовой дисциплины...
Примером для других служат у нас старший помощник Пээт Тыниссон, старшин механик Аарне Реммелькор. Они работают со дня ввода буксира в строй. В том, что «Лембит» уже четыре года плавает без заводского ремонта и может находиться в эксплуатации еще год, заслуга в первую очередь старшего механика. Выделить кого-либо в палубной команде затрудняюсь. Впрочем, назову матроса первого класса Василия Горланова...
Задаю последний вопрос: «Какие дни в вашей жизни считаете самыми счастливыми?»
Владимир Николаевич подумал немного и ответил:
— Всякое было в жизни. Как говорят, «и шишки, и пышки». Но самым радостным помнится день, когда мне было доверено, самостоятельно работать. И еще — когда приняли в ряды Коммунистической партии Советского Союза.
Таких людей, как Владимир Николаевич, в нашем объединении немало. Честь и уважение им!

А. ПЕТРОВСКИЙ.
ТМУРП 0 1 комментарий
... ЧТОБ СТАТЬ КАПИТАНОМ – 25 01 1990
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Наши юбиляры — 60 —

Начальнику портнадзора ТМРП, заслуженному рыбаку Эстонской ССР, капитану дальнего плавания Карлу Карловичу Роману исполнилось 60 лет - своего рода рубеж, веха, от которой ярче высвечиваются прожитые годы, по-иному начинается отсчет тех, что еще впереди.
... Говорят, что капитанами не рождаются, а становятся. Может быть, и так. Но в таком случае Карл Карлович родился, чтоб стать капитаном. А родился он на полуострове Пакри, образно говоря, под светом самого высокого на Балтике маяка, смотрителем которого был его дедушка, отец матери. Сколько себя помнит, выходил в море с мамой рыбачить - помогал. А в семь лет помогал уже по настоящему: отец дома бывал нечасто - работал в Таллинне, а даже на самом ближнем лове на лодке нужны две пары рук. Вот мама и передавала иногда весла маленькому Карлу, благо рос он крепким и здоровым. И уже знал: будет капитаном.
На первый взгляд, что тут особенного: кто из мальчишек, живущих на берегу моря (да еще под лучом маяка!), не мечтает о капитанском мостике? Но вот поднимаются на него далёко не все. Подрастая, начинают понимать, что кроме капитанской есть еще много интересных профессий. Но только не для Карла Романа.
Однако путь к ней оказался не из легких. Впрочем, легкого пути он и не ждал. В 17 лет поступил в Таллиннскую мореходную школу, вышел из нее матросом первого класса. Немного поплавал на судах Эстонского пароходства, а потом вместе с Акселем Сиемером подались в рыбопромысловый флот в Мурманск.
Прошел по обычным для моряка этапам — матрос, боцман... Матросы, особенно в те времена, известно - вольница. Ho Карла Романа и тогда отличала особая морская - «капитанская" - четкость, подтянутость, та, что и в самые давние времена была присуща командирам-морякам. И хотя с товарищами-рыбаками был он дружен, относился к ним душевно, внимательно, никогда не отказывая ни в какой помощи, все же что-то незримо выделяло его из других. Этот будет капитаном... - говорили о нем.
Через три года Карл вернулся в Эстонию, закончил Пярнускую мореходную школу, курсы судоводителей, и в 1953 году сбылось давнее предопределение: он стал капитаном буксира Таллиннского морского рыбного порта.
Это было время становления эстонского промышленного океанического рыболовства. Поступали новые суда, промысловые и транспортные, первые плавбазы... Управление сельдяного лова преобразовывалось в базы тралового и рефрижераторного флота. Уже и СРТРы не были новинкой, у причалов строящегося на Пальяссаре порта швартовались БМРТ.
В 1965 году Карл Карлович закончил Таллиннское мореходное училище (тогда техникум рыбной промышленности ) и вышел в море третьим помощником производственного рефрижератора «Саяны». Впереди — океан. Диплом капитана дальнего плавания Карл Карлович получил в 1968 году. Это совпало с приходом в объединение транспортного рефрижератора «Бриз". Почти двадцать лет бессменным капитаном "Бриза" был Карл Карлович Роман. Для него «Бриз" не был, как иногда говорят горе-моряки о судах, куском железа . Бриз и его капитан работали вместе, «дружили ", понимая друг друга с полуслова, с «полузвука". Эта любовь была взаимной: "Бриз" ни разу не подводил своего капитана.
А если немного оторваться от мистики, то не подводил экипаж, воспитанный капитаном Романом. В чем сила его воспитания? Прежде всего, в личном примере. Никто никогда не видел Карла Карловича раздраженным, в дурном настроении (хотя за столько морских лет бывало всякое), не мог заметить ни при каких обстоятельствах небрежности в одежде, резкого тона с товарищами по работе, с подчиненными. Приветливая сдержанность, дружелюбие не переходящее в подыгрывание, скрупулезная точность в соблюдении морской формы — вот отличительные черты капитана Романа.
На какой бы должности Карл Карлович ни находился — капитаном ли портового буксира или красавца «Бриза», или, набирая необходимый опыт и плавательный ценз, третьим штурманом, он всегда остается Капитаном — именно так, с прописной буквы. И это не от высокомерия, как может кому-либо показаться, не от угрюмости характера, а от величайшего уважения к своей, самой для него прекрасной профессии, от уважения и признательности к экипажу, к людям, которые несут вместе с ним нелегкую морскую службу, доверили ему свою жизнь.
Когда, по чьему-то неумному распоряжению от нас отобрали транспортные суда, Карл Карлович сошел на берег. Не захотел изменять «Бризу», не представлял, как он сможет увидеть, с борта другого судна свой «Бриз» в чужих руках.
... И замкнулся круг в его морской судьбе. Снова Карл Карлович в Таллиннском морском рыбном порту. И, поздравляя его с юбилейной датой, желая ему доброго здоровья, можно уверенно сказать — где бы ни трудился капитан Роман, как бы ни складывалась его жизнь, главным для него всегда будет любовь к морю, которая горит в его сердце, как свет маяка, под лучом которого он родился. Чтоб стать капитаном.

Н. МОЛЧАНЮК
Фото Р. ЭЙНА.
ТМУРП 0 Нет комментариев
ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ - 04 01 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В Таллинском мореходном училище рыбной промышленности накануне нового года состоялся очередной выпуск специалистов для судов рыбопромыслового флота. Молодые мореходы, прошедшие практику на судах, станут штурманами и механиками, технологами и мастерами. Для них в новом году открываются новые горизонты большого океанского плавания.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


На снимках: (вверху) вчерашние курсанты ТМУРП на выпускном вечере.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

(внизу) Э. Тинт, окончивший курс обучения с отличием, Т. Виппер и А. Лахи, сдавшие экзамены с отличными оценками.

Фото А. Дудченко
В Таллинском рыбопромышленном... - 12 06 1965
НОВОЕ В ТЕХНИКУМЕ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Коллектив Таллинского рыбопромышленного техникума много делает по созданию учебно-материальной базы. Не прекращая занятий, преподаватели и учащиеся оборудовали классы. Отделано 18 кабинетов и лабораторий, в которых установлены новейшие оборудование и приборы. Среди них кабинеты навигации и лоции, морской практики, электронавигационных и рыбопоисковых приборов, радиотехники и радиоизмерений, радиооборудования судов, обществоведения и другие. Скоро будет готов кабинет английского языка. Он оснащен специальными столами, магнитофонами. В кабинете обществоведения есть киноаппаратура для демонстрации документальных фильмов. Готовятся учебно-производственные мастерские.
Но недостаток в помещениях не позволяет создать полный комплекс мастерских, где будущие моряки могли бы приобрести всесторонние знания. Не хватает токарных станков. Негде разместить кузнечную, сварочную, жестяно-медницкую мастерские.
С этого года техникум преобразуется в училище. Сейчас идет прием документов от желающих, поступить на дневное и заочное отделение. Предполагаем принять в 1965 году 900 человек на дневное отделение и столько же на заочное. Училище будет готовить судоводителей, специалистов по судовым установкам, холодильным и компрессорным установкам и других работников рыбной промышленности,
Все учащиеся в мореходном училище будут обеспечиваться питанием. Поэтому предстоит провести работу по организации столовой. Готовим форменную одежду для ребят.
Сейчас в техникуме проводятся занятия в две, а иногда и в три смены. В связи с образованием мореходного училища и переходом на типовой распорядок дня учебная часть отрабатывает расписание занятий в одну смену.
Создание мореходного училища рыбной промышленности позволит повысить успеваемость учащихся, укрепить дисциплину среди них. Специалисты, выпускаемые для флота и предприятий рыбной промышленности, будут более квалифицированные, что обеспечит повышение производительности труда, а следовательно, и выпуск рыбной продукции.

Ю. ВАСИЛЬЕВ, директор техникума.

На снимке: выпускники-заочники (слева направо). А. Логинов, Ю. Плотников, В. Карулин, А. Ояла.

Фото А. Дудченко.
ТМУРП 0 Нет комментариев
РОМАНТИКИ – 07 11 1964
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


47-й год Великого Октября будет знаменательным для Велло Пальма, Киура Мельдера и Владимира Большагина. Велло и Киур заканчивают Таллинский рыбопромышленный техникум, Владимир поступил в него в этом году.
Велло мечтал стать рефмехаником, его страсть — машины, и вот теперь его мечта сбывается.
Юноша был настойчив, добросовестен в учебе. В кабинетах внимательно слушал объяснения. На судомеханическом заводе изучил токарное и слесарное дело, получил второй разряд. На третьем курсе практика проходила на рыбокомбинате в Хийумаа. Целых три месяца работал дублером машиниста. Кийн Калье показал ему сначала устройство холодильника, приборов, аппаратов.
Иногда, что особенно радовало Велло, Кийн позволял ему самостоятельное дежурство.
В прошлом году Велло защищал курсовой проект — конструирование холодильника мощностью 750 тонн. Получил хорошую оценку.
Сейчас Велло готовится защищать дипломный проект. Тема довольно серьезная: «Реконструирование холодильника Пярнуского рыбокомбината». Она требует тщательного изучения механизмов, устройства холодильника. У Велло уже есть кое-какие расчеты, соображения — творческая мысль в поисках правильного решения.
Киура привела на судоводительский факультет романтика. В юности она первая спутница. Коротенькое слово «море» звучало для него по-особому: в нем был и соленый вкус волны, и пронзительный крик чайки, и тревога бессонных штормовых ночей...
Любовь к морю привела его в яхт-клуб. Серьезные занятия, увлеченность спортом помогли ему получить звание рулевого 2 класса и 2 спортивный разряд. И до сих пор Киур убежден в том, что хождение на яхте — лучший вид спорта кроме удовольствия, дает большую закалку, развивает судоводительское чутье.
Поэтому в техникуме ему было легко учиться. Он был уже знаком с сигнализацией, с правилами предупреждения столкновений судов в море.
Первые выходы в рейс на учебном судне, первые практические занятия по морскому делу показали Киуру, что море — не только романтика, это, прежде всего, труд, работа. Порой нелегкая. Однако первые трудности еще больше укрепили в нем стремление стать штурманом, во что бы то ни стало.
С нетерпением ждал Киур практики, когда можно выходить в море. Побывал уже на Каспии, в Мурманске, Пярну. Плавал матросом, а одно время даже исполнял обязанности тралмастера.
Володе 15 лет. Он так же, как и Киур, романтик. Буду капитаном, — решил он. Кончил 8 классов и -— в техникум, на судоводительский факультет. До этого был членом клуба юных моряков. Нравилось ходить на шлюпках, был даже боцманом.
Интересные были эти походы. Совершали их по Псковскому и Чудскому озерам. Володя знает, как вязать морские узлы. Правда, из 32 видов запомнил пока 26. Стоял на руле, работал при швартовке.
Учеба в техникуме началась. И Володя уже сумел проявить себя с хорошей стороны. Воспитатель группы первокурсников И. Н. Марголин отзывается о Володе, как о добросовестном, аккуратном, прилежном студенте. Первая практика перед занятиями показала, что Володя добьется своего: он будет капитаном!
- Идут на смену старшему поколению рыбаков новые, молодые специалисты, достойная замена.

Р. РАКИТИНА.
На снимке: слева направо — Владимир Большагин, Киур Мельдер, Велло Пальм.
Фото Ф. Ключика.