0 RSS-лента RSS-лента

Пара историй из практики

Автор блога: ТМУРП
РЕЙСЫ С БОЛГАРСКИМИ ДРУЗЬЯМИ – 25 10 1973
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Город дружественной Болгарии, расположенный на берегу Черного моря, встретил советского гостя прекрасной погодой. Приветливо встретили Павла Васильевича Федоренко и представители производственного объединения «Болгаррыба".
Павел Васильевич — судоводитель из Эстонского рыбопромышленного объединения «Океан» - направлен на болгарский рыбопромысловый флот на должность старпома БМРТ. Ему предстояло передать опыт молодым штурма нам флота «Болгаррыбы". Так в 1970 году на судне «Бекас» он вышел в свой первый рейс на промысел с болгарским экипажем. Молодые матросы и судоводители оказались внимательными, любознательными учениками, с которыми приятно было работать, сознавая, что знания они перенимают с большим желанием.
Поиск разных косяков, процессы лова, овладение поисковой и навигационной аппаратурой, организация внутренней службы на судне и т. д. – вот широкий круг обязанностей, с которыми советский старпом знакомил личный состав БМРТ.
— Мне полагался переводчик, — вспоминает Павел Васильевич, — однако его не было. Пришлось самому взяться за изучение болгарского языка. С одной стороны, в нем много слов и понятий, сходных с русскими, что как будто облегчало изучение болгарского языка. Но в нем немало слов, имеющих совершенно другое значение.
Два рейса совершил старпом на «Бекасе», два — на «Ми-ланите», затем на «Цирконии». Все они были удачными. План вылова и производства рыбопродукции всегда перевыполнялся. Среднесуточный вылов составлял не менее 400 центнеров, заморозка — 300, выпуск рыбной муки — 20 центнеров. За этот период траулеры побывали на промысле в районах Центрально-Восточной, Юго-Восточной и Северо-Западной Атлантики.
Благодарностями, премиями, ценными подарками отмечен труд советского старпома по воспитанию и обучению рыбацких коллективов дружественной социалистической страны. Вручен ему и специальный нагрудный знак за ударную работу. В июне этого года по окончании длительной заграничной командировки он вернулся на Родину.
Морская биография Павла Васильевича началась в 1951 году на военной службе. Затем он работал на судах Министерства морского флота и с 1963 года — в Эстонском рыбопромышленном производственном объединении «Океан». Здесь он заочно закончил Таллинское мореходное училище рыбной промышленности.
Ходил штурманом на «Каскаде» «Коралле», на «Юхане Лийве». Все рейсы завершались с перевыполнением производственных заданий. На днях Павлу Васильевичу Федоренко присвоен диплом капитана дальнего плавания.


А. НЕСТЕРОВ.

На снимке: П. В. Федоренко
Фото А. Дудченко.
ВЕСОМЫЙ ВКЛАД АЛЕКСЕЯ ГЕРАЩЕНКО - 15 09 1973
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Восемнадцать лет тому назад выпускник Таганрогской мореходной школы Алексей Анатольевич Геращенко был направлен трудиться в Прибалтику. Здесь зарождался большой рыбопромысловый флот.
Молодой судоводитель оказался у начала этого знаменательного события. Весь многолетний путь становления и развития эстонского рыболовного океанического флота он прошел как активный участник. Работал на передовой линии производства - на добыче морских даров, хотя дары эти не даются так легко, как представляется на первый взгляд человеку, не посвященному в дело.
В 1956 году в должности третьего помощника капитана среднего рыболовного траулера Алексей Геращенко выходит впервые в Северную Атлантику за сельдью, осваивает дрифтерный лов.
Продолжая ходить на промысел, он одновременно учится заочно в Таллинском мореходном училище рыбной промышленности и успешно заканчивает его в 1966 году. В 1967 году Алексей Анатольевич вступает в ряды КПСС.
Дальнейшие ступени его служебной лестницы — старпом, капитан среднего рыболовного траулера — уже на траловом лове.
С 1968 года он ходит старпомом на больших морозильных рыболовных траулерах.
Разнообразны и многочисленны обязанности старпома, тем более на большом судне. Но одной из главнейших является воспитание членов экипажа в духе советского моряка, патриота своей Родины, строителя коммунизма. Этот долг старпом выполняет.
В социалистическом соревновании за досрочное завершение заданий девятой пятилетки вносит и он свой вклад в общую трудовую копилку судовых коллективов.
На днях Алексею Анатольевичу Геращенко выдан диплом капитана дальнего плавания. Сердечно поздравляем его с получением диплома и желаем ему успеха в трудовой и общественной деятельности.

А. НЕСТЕРОВ.

На снимке: А. А. Геращенко.
Фото А. Дудченко.
БРИГАДА ДРУЖНЫХ – 17 11 1973
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ТРУД рыбаков всегда был окружен почетом и уважением, потому что рыбацкая профессия мужественная и нелегкая. Физическая сила и выносливость — неотъемлемые качества рыбака. Но есть иные, не менее ценные свойства человеческой души.
— Отзывчивый, душевный, деликатный, — так отзывается технолог А. С. Моисеенко о своем товарище по работе Владимире Богатыренко.
Комсомольца Володю Богатыренко, несмотря на его молодость, можно назвать бывалым моряком. Из своих 26 лет десять отдал он суровой рыбацкой жизни.
Начинал Владимир в Таллинском мореходном училище рыбной промышленности, где учился по специальности «Промышленное рыболовство». Потом было первое знакомство с морем, сначала курсантом, затем — на равных, матросом.
Сейчас Владимир Богатыренко бригадир, мастер добычи на БМРТ-474 «Оскар Сепре». Это уже его второй рейс на этом судне.
«Оскар Сепре» не так давно возвратился с промысла в северных широтах.
Отменно потрудилась в рейсе бригада Богатыренко. В ее составе, не считая Владимира, пять человек. Двое новичков: Виктор Карагодов и Виктор Писеуков. И где не хватало опыта, помогали юношеский задор и своевременная помощь бригадира.
Бригада Богатыренко старается всячески улучшить результаты своей работы. Так, она добилась перехода с трала на трал в рекордное время — всего за 14 минут.
Молодой бригадир сумел наладить в своем коллективе четкую организацию труда, хорошую дружескую обстановку. На высоте оказалась и дисциплина. Недаром имя Владимира занесено в судовую Книгу почета. И бригада, глядя на него, тоже старается не отставать. Виктор Писеуков — победитель социалистического соревнования, фотография Виктора Карагодова помещена но комсомольской Доске почета. Другие тоже не были в числе отстающих.
Тяжелый труд рыбаков всем им по плечу!

Н. КРУТИКОВА.


На снимке: Владимир БОГАТЫРЕНКО.
Фото А. Дудченко.
БМРТ -555 Феодор Окк. «МЕТОД ДАШИЧЕВА» - 29 05 1973
Матрос Олег Дашичев — на флоте не новичок. Этот рейс для него — десятый по счету.
— Я работал в бригаде тралмастера Владимира Васильева, — рассказывает он. — Добытчики на судне подобрались опытные, дело знали, работали слаженно. Если бывали порывы, то трал ремонтировали быстро. Впрочем, так случалось не часто. Хорошо работал штурманский состав, бережно относился к тралам, и это во многом нам помогало.
Лебедчиком в нашей бригаде работал Эдмундас Гирецкас — по своему опыту он вполне может быть и тралмастером. Хорошо справлялся со своими обязанностями и другой член нашей бригады, Юрий Галанов.
Говоря о своей работе, Олег Дашичев умолчал, пожалуй, о главном. Об этом добавил рыбмастер В. Помозов:
— Не забудьте написать, что он обучил чуть ли не весь экипаж резке филе..,
Это сейчас Олег Дашичев добытчик. В 1971 году он закончил отделение промышленного рыболовства в Таллинском мореходном училище рыбной промышленности. А раньше он неоднократно ходил в рейсы обработчиком. Бывал на Патагонском шельфе, несколько раз в Южной Африке. В этих рейсах он работал и на изготовлении филе, стал, можно сказать, мастером в этом деле.
Прежний опыт пригодился. В начале рейса на БМРТ-555 мало кто умел резать филе. Тем более, так быстро и умело, как Дашичев: он разделывал рыбу с одновременным удалением пленки. А это — огромная экономия времени!
Скоро «методом Дашичева владел уже весь экипаж. Можно сказать, что он трудился одновременно на двух местах — и на палубе, и в рыбцехе. И везде справлялся отлично!
Не удивительно поэтому, что коммуниста Олега Дашичева экипаж избрал заместителем председателя судового комитета профсоюза.
ПАУЛЬ ЛААНЕТУ, комсомольский вожак – 14 02 1974
Ему всего 25. Жизнь только начиняется.
Пауль Лаанету успешно закончил восемь классов и поступил в Таллинское мореходное училище рыбной промышленности на отделение "Судовые и холодильные установки".
Знакомство с морем произошло у него на четвертом курсе училища во время производственной практики на плавбазе «Иоханнес Варес».
И теперь, спустя семь лет, Пауль опять на судне, на котором еще курсантом получил свое первое морское крещение. За семь лет работы в море были производственные рефрижераторы «Крейцвальд", «Аугуст Корк», "Буревестник», плавбаза «Фридерик Шопен», плаврыбозавод «Станислав Монюшко».
Но везде, где бы он ни был, Пауль старался не отставать от бывалых мореходов, вникал в суть морских премудростей. За это его уважали все, с кем доводилось ему плавать.
Спорт, занятия фотоделом, художественная самодеятельность, поручения комсомольской организации — все это не мешает его основной работе — работе рефмеханика. Пауль отличный производственник. Ведь недаром он в 1972 и 1973 годах заслужил звание «Лучший молодой рыбак ЭРПО «Океан».
Благодарности и другие поощрения — свидетельстве того, что он честно и добросовестно относится к своим обязанностям. А сколько хороших дел, застрельщиком которых был Пауль Лаанету, проведено на судах!
Он был организатором комсомольско-молодежного познавательного клуба «Эврика» на ПР «Крейцвальд». На плавбазе «Иоханнес Варес" Пауль Лаанету продолжил начатое на «Крейцвальде». Так появился новый комсомольский клуб «Романтик». Просмотры любительских кинофильмов и диапозитивов, интересные беседы, здесь же художественная самодеятельность, любопытные викторины — таков диапазон действий «Романтика».
Лаанету всегда умеет зажечь комсомольцев интересными делами. Вот уже несколько лет он секретарь комсомольской организации «Иоханнеса Вареса», редактор «Комсомольского прожектора».
По итогам социалистического соревнования комсомольских организаций ЭРПО «Океан» в первом полугодии 1973 года коллектив плавбазы «Иоханнес Варес" занял третье место. В этом немалая доля труда и комсомольского секретаря Пауля Лаанету.
Напряженные морские будни, общественная работа не мешают Паулю готовиться для поступления в высшее учебное заведение. Впереди — институт, новые комсомольские планы и дела.

Н. КРУТИКОВА
На память радисту Александру Арехину. МСБ «Ураган». ПОМОГЛИ ГРЕЧЕСКОМУ МОРЯКУ - 11 12 1975
Морской спасательный буксир «Ураган» направлялся в район промысла. В Северо-Западной Атлантике штормило, но тем более бдительно неслись вахты.
Наш экипаж принял социалистические обязательства: встретить XXV съезд КПСС личными трудовыми подарками и завоевать почетное звание «Экипаж коммунистического труда». Комсомольцы обязались добиться права подписать Рапорт Ленинского комсомола XXV съезду КПСС. Между палубной и машинной командами судна развернуто соревнование за звание лучшей вахты.
... 14 ноября в 17 часов 50 минут радиооператор комсомолец Александр Арехин принял тревожный сигнал: на греческом судне «Кинг Аегеус» второй помощник капитана во время работы упал в трюм, сломал правую руку и ногу и находится в крайне тяжелом состоянии. "Доктора на борту не имею. Необходима срочная медицинская помощь», — сообщал греческий радист.
Капитан МСБ "Ураган» Виктор Вингисар принимает решение — немедленно следовать к греческому судну. Всю ночь капитан не покидал мостик, поддерживая связь с "Кинг Аегеусом» у которого, к тому же, вышел из строя гирокомпас.
Только на следующие сутки, 15 ноября, в 13 часов 40 минут «Ураган» подошел к греческому судну. Старший помощник капитана коммунист Виктор Дурнев собрал моряков, которым предстояло идти на шлюпке, для инструктажа. Шторм не утихал. И вот спущена шлюпка с правого борта. Командовать ею поручено старшему помощнику Виктору Дурневу, в состав экипажа шлюпки вошли четвертый механик Валерий Еремин, матросы первого класса комсомольцы Евгений Лазюк и Николай Шило, матрос второго класса Тариель Бакрадзе и доктор Олев Ээсалу. Капитан МСБ В. Вингисар развернул буксир так, чтобы прикрыть отходящую шлюпку от волн. Дул резкий северо-восточный ветер, достигавший 6 баллов, крупная волна доходила до двух метров, захлестывая шлюпку, но экипаж шлюпки проявил высокую морскую выучку, смелость и выносливость.
Остававшиеся на борту буксира с волнением следили за отошедшей шлюпкой. И вот она, наконец, у борта греческого судна, на борт которого поднялись старший помощник и доктор. В течение трех часов находился доктор Ээсалу у пострадавшего, оказывая ему медицинскую помощь. Капитан и экипаж греческого судна горячо поблагодарили наших моряков.


В. ЛЬВОВ,
первый помощник капитана МСБ «Ураган».
ПР «Крейцвальд». ПРЕДСУДКОМА - 29 11 1975
«...Признать работу судового комитета по организации социалистического соревнования в честь XXV съезда КПСС удовлетворительной. Голосовали: «за» - единогласно».
Из решении партийного собрания ПР «Крейцвальд».

ЗТО БЫЛО уже в конце рейса, когда производственный рефрижератор «Крейцвальд» возвращался из Атлантики домой, в Таллин. Здесь, в управлении ЭРПО «Океан», уже знали, что комсомольско-молодежный экипаж этого судна значительно перевыполнил свое рейсовое задание и социалистические обязательства: заморожено рыбопродукции — 148,8 процента, изготовлено пресервов — 115 процентов. Среди тех, кто подписал победную радиограмму — рапорт, была и фамилия председателя судового комитета ПР «Крейцвальд» коммуниста Рауля Каасика.
В нашем объединении он, пожалуй, самый молодой из помощников по производству — когда-то еще предстоит Раулю отметить собственное 30-летие. А за плечами уже пять лет самостоятельной работы в должности рыбмастера, на которую он был назначен после окончания ТМУРП.
Трудовая биография Р. Каасика начиналась на ПР «Саяны», где скоро обратили внимание на молодого помощника рыбмастера, выделявшегося даже среди видавших виды моряков работоспособностью, хваткой и... «общественной жилкой". Каасик охотно брался за любое поручаемое ему дело, каким бы "самым первым в жизни" оно ни было для него, брался размашисто, смело и энергично. Бывают же такие люди, рядом с которыми никому нельзя делать дело вяло, скучно, кое-как...
Там же, на «Саянах», стал Рауль коммунистом. На плав базе «Иоханнес Варес" рыбмастер Р. Каасик возглавил комсомольскую организацию. И когда он получил назначение — и повышение по службе — на ПР «Крейцвальд», коммунисты судна единодушно рекомендовали его на должность председателя судового комитета. Тем более, что комсомольско-молодежный экипаж рефрижератора готовился встать на трудовую вахту в честь партийного съезда, и нужен был расторопный и опытный организатор соревнования. Кандидатура Рауля Каасика оказалась как нельзя кстати. Помимо всего прочего, именно его служба рыбообработки должна была стать главной ударной силой соревнования.
И стала таковой. Несмотря на то, что перед началом рейса она была сформирована заново, большинство матросов первый раз шли в рейс.
Вот то, о чем не сказано в радиосводке из Атлантического океана, поступившей с борта производственного рефрижератора "Крейцвальд». То, что предшествовало появлению в каюте Р. Каасика вымпела "Лучшей службе».

Л. ФИРСОВ.
ДВАЖДЫ ЗА РЕЙС ПЕРВЫЕ – 28 10 1975
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В 1972 году после окончания Таллинского мореходного училища рыбной промышленности пришел работать в наше объединение Олег Михалев. За эти годы плавал на различных судах рыбопромыслового флота. Последний рейс ходил рыбмастером на РТМ-7192 «Юлемисте». Судно вернулось в родной порт с отличной трудовой победой, экипажу вновь было подтверждено почетное звание коллектива коммунистического труда. В рейсе отличилась и первая производственная бригада Олега Михалева.
На судне было широко развернуто социалистическое соревнование, люди мобилизовали все силы на выполнение производственных заданий, каждая бригада упорно боролась за первое место.
Два раза за рейс подводились итоги социалистического соревнования, и дважды первая комплексная бригада оказывалась победительницей, дважды вручался ей почетный вымпел. Первой бригаде принадлежит и рекорд по заморозке рыбы — 24,3 тонны за смену при суточной норме 25 тонн.
За отличную производственную работу члены бригады неоднократно награждались почетными грамотами. Принятые личные социалистические обязательства были выполнены; многие стали ударниками коммунистического труда, другие в этом рейсе подтвердили это высокое звание. Лучшие производственники были выдвинуты на судовую Доску почета.
Эти несомненные успехи были достигнуты благодаря многим обстоятельствам. В начале рейса промысловая обстановка благоприятствовала рыбакам; рыба шла чистая — в основном ставрида, скумбрия, работать было легко. Это помогло людям сразу же втянуться в работу, да и общий настрой всей команды значительно улучшился, трудились с огоньком. И когда в середине рейса изменился район промысла, пошло много разных пород рыбы, то здесь уже помог приобретенный опыт — бригада работала, не снижая набранного темпа.
Говоря об успехах всей бригады, нельзя не отметить и ее руководителя, бригадира. На протяжении всего рейса бок о бок с рыбообработчиками был рыбмастер Олег Михалев. Своим личным примером мобилизовал он бригаду на выполнение плана, чтобы каждый стремился обеспечить выход продукции высокого качества с наименьшими затратами.
—И, пожалуй, главное — найти со всей бригадой общий язык, найти так необходимый в море взаимный контакт, — считает Михалев, — чтобы люди поняли, зачем они пошли в море, помочь новичкам втянуться в жизнь бригады, ее трудовой ритм. Наконец, стараться к каждому подойти чисто по-человечески. Крепко спаять весь коллектив, чтобы вместе с бригадой не только стоять на трудовой вахте, но и проводить недолгие часы досуга.
Так сложился их общий успех, та производственная победа, с которой судно вернулось домой.

Н. КРУТИКОВА.

На снимке: Олег Михалев, рыбмастер РТМ-7192 «Юлемисте".
Фото А. Дудченко.
ПОРА ЗРЕЛОСТИ - 05 04 1975
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Ему двадцать семь. Это пора молодости пора зрелости, пора, когда человек находится в расцвете своих духовных и творческих сил. Крепко сбитый, среднего роста, с широким и приятным лицом, с глазами, уверенно смотрящими на мир. Таков Валерий Михайлов, молодой моряк, один из славной плеяды передовиков нашего объединения. Валерий рос, мужал, одолевал одну ступеньку за другой своей трудовой биографии вместе с нашим флотом, вместе со своими сверстниками.
Собственно, до 1966 года сельский паренек из Витебской области, где и сейчас живут его родители, никогда не видел моря, но оно властно тянуло юношу к себе. Хотелось увидеть, узнать тот большой мир, который простирался за его деревней Лососино. Однажды в газете Валерий прочитал о Таллинском мореходном училище рыбной промышленности и, недолго думая, успешно сдав экзамены за одиннадцать классов, заторопился в Таллин, как он сам выражается, "на лихом коне». Сметливость, уверенность, настойчивость помогли деревенскому пареньку хорошо выдержать вступительные экзамены. Так Валерий Михайлов стал курсантом Таллинского мореходного училища рыбной промышленности.
— Мне все в жизни дается легко, — вспоминая учебу в ТМУРП, рассказывает Валерий, — и учиться тоже было легко. Легко не потому, что нечего было делать, а потому, что хотелось учиться, быстрее начать самостоятельную жизнь. Охотно я занимался всеми предметами. И экзаменов не боялся. Все шло нормально. Запомнился первый выход в море, на практику, на «Станиславе Монюшко». Нас, практикантов, было человек 15. И море мне понравилось, и экипаж оказался дружным, веселым. Нам все старались помочь, и нельзя было не откликнуться на эту добрую заботу старших и все получше узнать, освоить, приобщиться к морской работе.
Любознательность, стремление все узнать и понять проявил Валерий и когда проходил практику на Пярнуском рыбокомбинате.
Экзамены он сдал успешно и скоро вышел матросом на плавбазе «Фридерик Шопен». Этот рейс ему запомнился тем, что он до мелочей освоил навыки рыбообработчика, приобрел опыт работы лебедчика. И опять же ему все давалось легко, поскольку было и желание, и некоторое умение. И Валерий, осваивая досконально все тонкости процесса обработки рыбы, был скоро назначен помощником мастера, а потом и мастером. В этих должностях он плавал на ТР «Иней», плавбазе «Станислав Монюшко».
Можно с уверенностью сказать, что в полную меру способности молодого моряка раскрылись на плавбазе «Рыбак Балтики». Три рейса сделал на этом судне-гиганте Валерий Михайлов. Все это время под началом молодого моряка работала бригада рыбообработчиков, состоящая из матросов-комсомольцев, парней подвижных, дружных, инициативных. Первую скрипку в коллективе, несомненно, играл Валерий. Он был организатором, учителем, заводилой. Его желание работать лучше, качественнее поддерживали комсомольцы матросы Анатолий Уткин, Вячеслав Климович, Юрий Анисимов, Юрий Романов, Петр Зубку, Владимир Прощалыгин... В общем, вся бригада старалась принять и обработать рыбы больше, чем полагалось по нормам. И это дружному коллективу удалось.
Естественно, было трудно соревноваться с более опытными бригадами, как, например бригадой ветерана «Океана» Егора Федоровича Бичикова, но ребята не падали духом и к концу рейса вышли вперед Их самоотверженный труд был отмечен переходящим вымпелом, грамотами, денежной премией, многим были присвоены звания «Ударник коммунистического труда», многие были названы «Лучшими по профессии".
В беседе со мной капитан-директор «Рыбака Балтики» А. Сиемер заметил:
— Валерий Михайлов — настоящий организатор, знающий свое дело моряк, работать с ним — одно удовольствие. Он умеет быть требовательным, добрым. Собственно, Михайлов растет на моих глазах. В предстоящем рейсе Валерий будет выполнять уже должность технолога.
Ну, а чем еще памятен третий рейс Валерия Михайлова на «Рыбаке Балтики»? В море молодой моряк был принят кандидатом в члены КПСС. Одну из рекомендаций ему дал его наставник, ветеран, мастер своего дела и активный общественник Егор Федорович Бичиков.
Валерий нашел свое счастье и в море, и на берегу. Когда «Рыбак Балтики» возвращается в родной порт, его каждый раз встречает жена с пятилетней дочкой Леной, а другая дочурка — Лариса, от роду девяти месяцев, ждет папу дома,
Естественно, что всем им хочется, чтобы Валерий подольше побыл дома, побольше погулял бы с дочурками, но море снова зовет его, и молодой моряк уходит в рейс, уходит, чтобы вернуться и чтобы следующая встреча на берегу была такой же радостной, как и предыдущая.

П. ЛУГОВСКОЙ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимке: Валерий Михайлов (слева) и члены его бригады Вячеслав Климович, Владимир Федоров, Анатолий Уткин и Николаи Зюков.

Фото М. Никоноровой.
ЗА ВСЕ В ОТВЕТЕ – 26 06 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НЕСКОЛЬКО дней назад к нам в редакцию позвонил, а затем и пришел младший лейтенант Кейлаского отделения милиции Владимир Розенберг. И привело его в «Океан» не какое-то скандальное дело, что, к сожалению, случается чаще, а желание рассказать о своем добром товарище и добровольном помощнике Виталии Астафьеве, нашем молодом моряке. И потому, как молодой участковый взволнованно и сбивчиво рассказывал о Виталии Астафьеве, его выдержке и его мужестве, я понял: Владимир Розенберг не мог не проделать этот довольно длинный путь из Кейла до «Океана». Участковый хотел, чтобы о мужестве его верного помощника Виталия Астафьева знали и товарищи его по судну, и в Таллинском мореходном училище рыбной промышленности, воспитавшем его, и во всем «Океане». То, что поведал нам Владимир Розенберг, действительно заслуживает внимания, того, чтобы о Виталии Астафьеве узнали наши читатели.
Более десяти лет живет Виталий Астафьев в Кейла. Здесь он закончил десятилетку, отсюда он уезжал в Сибирь с геологической экспедицией после того, как не смог поступить в институт, сюда он вернулся через год и поступил в Таллинское мореходное училище рыбной промышленности, чтобы стать высокообразованным морским специалистом, отсюда он уходил в свой первый рейс старшим матросом на БМРТ-457 «Каарел Лийманд», здесь он сыграл свадьбу, здесь родился у него сын и здесь же он познакомился и подружился с таким же сильным и смелым парнем, как он сам, участковым милиционером Владимиром Розенбергом. Когда младший лейтенант несет дежурство, ему, если, конечно, не в рейсе, помогает Виталий Астафьев. И помогает не только коротать время, но по-настоящему, если, естественно, понадобится. Это Владимир Розенберг и Виталий Астафьев задержали и обезоружили нынешней весной убийцу. Впрочем, предоставим слово участковому милиционеру:
— Я в тот день дежурил, пришел ко мне и Виталий. Наговорившись, он уже собирался уходить, когда по телефону сообщили об убийстве в общежитии Харьюской ПМК. Мы тут же выехали на место. Первыми увидели и попытались оказать помощь тяжелораненому, кстати, ни в чем не повинному молодому человеку, но было уже поздно. Раненый потерял столько крови, что вскоре скончался. Нам же необходимо было задержать убийцу. Мы обшарили все общежитие и нашли его. Он был вооружен. Мы с Виталием его с трудом обезоружили и доставили в милицию, а затем и в камеру предварительного заключения. Выяснилось, что убийца, фамилию которого я не хочу называть, так как сейчас идет следствие, и еще один его собутыльник подвыпили и поспорили. Дело дошло до драки. Видевший все это юноша пытался их разнять, успокоить, но один из споривших пырнул его ножом. Не знаю, смог ли бы я один, без Виталия справиться с убийцей.
Владимир Розенберг припомнил еще несколько случаев, когда Виталий Астафьев оказался рядом и помог задержать преступников. Долго пришлось разыскивать одного грабителя. Случилось так, что тот, обворовав квартиру в Мустамяэ и нажившись, крепко подвыпил. Этого было достаточно, чтобы другие ловкачи его ограбили. Проспавшись, потерпевший явился в милицию и потребовал найти бандитов, забравших у него крупную сумму денег. Когда у него спросили, откуда у него столько денег, тот ничего внятного ответить не смог. Однако, прямых улик не было и его отпустили. Вскоре участковый выяснил, что именно он и ограбил квартиру в Мустамяэ.
Стали его искать, но он, почуяв недоброе, стал скрываться и, как потом выяснилось, хотел уже уехать из Кейла. Последнее свидание с девушкой и ищи-свищи его. Прогуливаясь по городу, Виталий Астафьев и Владимир Розенберг лицом к лицу встретились с грабителем, не успел тот опомниться, как наручники прочно сковали его руки.
Таких случаев мужества, находчивости, смекалки у Виталия Астафьева было немало.
— Когда он уходит в море, — замечает участковый, — я жду его возвращения с нетерпением. Виталий не только мой хороший друг, но и верный помощник. Именно с помощью таких, как он, нам удалось в последние годы в Кейла навести порядок.
Прошло еще несколько дней, и в редакцию заглянул Виталий Астафьев. Ему было не когда. Он собирался в очередной рейс на РТМС-7504 «Пейпси». Высокий, стройный, молодой, сильный, он с ходу заявил, что крупно поругался с Владимиром.
— Я его не просил афишировать меня, — бросил он, — зачем мне это.
Пришлось вступиться за участкового, который обратился к нам из добрых побуждений, ибо совершенно справедливо считал, что о таком человеке, как Виталий Астафьев, который за все в ответе, должны знать в «Океане», следовать его примеру, его непримиримости к злу, порокам, нарушителям общественного порядка.
Успокоившись, Виталий рассказал о себе. Родина его — Алтайский край. Его родители геологи, вечные странники. И сейчас они снова ведут разведку недр этого края. А Виталий стал моряком. Да, утверждает он, ему нравится его профессия моряка, нравится с тех пор, как он три года назад сделал свой первый рейс на БМРТ457 «Каарел Лийманд». Юноше запомнился этот рейс многим. Именно на бор ту «Каарела Лийманда" он вкусил всю романтику моря и все невзгоды, именно здесь повстречался ему мастер своего дела Вениамин Юшков, раскрывший азы постигаемой Виталием специальности мастера обработки... Собственная настойчивость, учеба опытных моряков помогли Виталию преодолеть ступени роста. На БМРТ-436 «Крестьян Рауд" он пошел уже в качестве помощника мастера по консервам, затем ходил на суператлантиках, энергично осваивал их новое, сложное технологическое оборудование. Запомнился Виталию рейс на РТМС-7507 «Саадъярв», на котором он был принят кандидатом в ряды ленинской партии. И в море все близко и дорого рукам и сердцу Виталия Астафьева. Он отличный специалист, активный общественник. "Комсомольский прожектор», который вы пускают в рейсах Виталий и его товарищи, всегда боевит, зубаст, помогает бороться за хорошую, качественную продукцию, за порядок на судне.
Доволен ли тем, как живет, работает Виталий Астафьев?
- Люблю свою работу, люблю свою семью, друзей, море, -говорит молодой моряк, - но хочется делать все еще лучше, больше и в этом плане я собой часто не доволен.
Думаю, что это хорошее чувство, быть человеком не со стороны, и в большом и в малом жить для людей, быть за все в ответе , никогда не покинет таких сильных и целенаправленных, как моряк Виталий Астафьев и милиционер Владимир Розенберг.

П. ЛУГОВСКОЙ.

На снимке: Виталий Астафьев.

Фото А. Дудченко