ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КОЛЛЕДЖ! - 26 04 1990

Автор
Опубликовано: 217 дней назад (12 декабря 2017)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Спецвыпуск для абитуриентов

Таллиннский морской колледж... Не будет преувеличением сказать, что сегодня это название Таллиннского мореходного училища МРХ СССР у одних вызывает удивление, у других — недоумение, третьих бесит. И тем не менее, колледж растет, совершенствуется, всей своей сложной и современной системой учебного и воспитательного процесса приноравливается к курсанту /да-да!/, к современным условиям и к международному уровню подготовки морских специалистов. У истоков такого прямо-таки революционного переворота стоит директор колледжа Аарно Фридрихович ЛЫОКЕНЕ. Интервью с ним и открывает тематический номер «Рыбака Эстонии», посвященный учебному заведению, готовящему мореходов.
— Аарно Фридрихович, назовите отправной момент перестройки училища.
— Март 1989 года. Ваша газета обратилась ко мне с просьбой рассказать о том, как перестройка коснулась училища, какие в нем грядут перемены. Я тогда с удовольствием поделился своими мечтами, планами. А раз пообещал — надо выполнять.
— Каковы же преимущества колледжа?
— Прежде всего — экономические. При многоступенчатой подготовке, отборе в колледже резко сокращаются расходы. Подготовка идет по ступеням, таланту и желанию.
Не нужно готовить 50 специалистов высшей ступени, если из них штурманами смогут работать 25, а капитанами — 5. Кроме того, колледж будет получать от предприятий компенсацию за подготовку специалистов. Если первоначально такой подход позволяет экономить 10—30 процентов средств, то в дальнейшем эта цифра возрастет до 50.
— А что дает подготовка в колледже каждому конкретному курсанту?
— Резкое повышение качества подготовки специалистов повышает престиж и учебного заведения, и его выпускника. Ведь не секрет, что хороший специалист умеет делать хорошие деньги. Именно в таком специалисте заинтересованы сегодня предприятия, фирмы. Именно такого специалиста мы должны подготовить, если хотим работать на международном уровне.
— Расшифруйте хотя бы несколько моментов такой подготовки.
— Главное. Если раньше мы говорили: будешь плохо учиться — будешь рабочим, то теперь мы и ориентируемся на то, что на первом этапе — будешь рабочим. После первого периода обучения курсант отправляется на год работать. Трудоустраиваются сами, но при необходимости колледж может помочь. Здесь главное — заработать плавательный ценз. Вторая ступень — подготовка капитана малого плавания и так далее. Курсант заканчивает колледж — при желании, разумеется,— младшим инженером (по международному уровню — сертификат капитана), может поступить, если требуется ("Рыбакколхозсоюз», например, не требует) в высшую мореходку. Колледж: дает высшее, но не академическое морское образование.
— Каков, на ваш взгляд, уровень подготовки курсантов колледжа?
— Уверен, что они могут сдавать экзамены на любом европейском уровне. Мы многое делаем для того, чтобы наши ребята имели возможность стажироваться на зарубежных судах. Сейчас мы заключаем договор с Коткаским высшим морским учебным заведением — одним из лучших в Европе. Это ведь все — престиж.
— Как повлиял перевод училища в колледж на микроклимат в коллективе курсантов?
— Колледж — во всем более прогрессивная форма. Во-первых, это новая форма: темно-синий пиджак современного покроя, красивая эмблема. Во-вторых, ребята могут жить или в экипаже, или дома, на квартире. Знаете, раньше из уст в уста передавалась горькая шутка по поводу распорядка дня в училище: мол, днем курсант привязан к скамейке, ночью — к постели. И стиль был под стать: крики, команды. Самое, пожалуй, благотворное: ушел солдафонский распорядок, а вслед за ним — и дедовщина. Отношения между курсантами очень хорошие. Но пусть не сложится впечатление, что в колледже к дисциплине относятся с прохладцей. Пьянки, невыходы на вахту — это «ЧП» и наказывается предельно строго — отчислением.
— А как обстоят дела со свободным посещением занятий?
— От этого мы отказались. Согласитесь, учебный процесс без преподавателя полным не будет, поэтому у нас не посещать занятия нельзя. Хотя отступления бывают. Те, кто хочет продлить свою практику, получают индивидуальный план самостоятельных занятий. Так учатся в настоящий момент 15 ребят, проходящих практику на кубинских судах. Но это лучшие из лучших, как и те, кто имеет индивидуальный график практики на финском судне «Катарина».
— К нам в редакцию приходит много писем с просьбой сообщить, как поступить в колледж. Несомненно, после этого рекламного, номера поток желающих возрастет. Поэтому, пожалуйста, несколько слов о том, кого и как принимают в колледж.
— Жители Прибалтики, Ленинграда и Калининграда могут обращаться непосредственно к нам, а вот ребятам из других районов нужно побеспокоиться о направлении зонального, краевого, областного морского, рыбохозяйственного предприятия. Сейчас вообще рассматривается вопрос о том, чтобы колледж не занимался распределением выпускников.
— Что-то новое ожидает выпускников школы юнг?
— Да, и довольно существенное. Первая ступень у этих ребят пройдена, но поступить в колледж, на работу по полученной специальности они смогут, только отслужив в армии.
— Вам не кажется, что нецелесообразно сужать подготовку специалистов только для рыбопромыслового флота. Ведь эстонское морское пароходство — наши добрые соседи.
— Разумеется, если речь идет о международном уровне, то почему же мы должны забывать о своих соседях-коллегах. Этот вопрос прорабатывается, и здесь наши помощники — союз моряков Эстонии: в программе закладываются звенья общей системы подготовки. Но это пока еще — будущее, перспективы.
Да, будущее у колледжа, несомненно, большое, потому что в его основе, хотя и аппелировал Аарно Фридрихович в начале нашей беседы к сухой статистике цифр,— забота о человеке. Ведь кто из нас не мечтал об образовании на международном уровне? А вот здесь, в колледже, эта мечта становится реальностью. Становится реальностью, благодаря борьбе с косностью и рутиной, смелости подходов и поисков. Не знаю, как вы, а я по-хорошему завидую и тем, кто активно включился в создание учебного заведения нового типа, и тем, кто получил возможность иметь диплом специалиста, которого будут признавать равным среди равных мореходы всех стран и континентов.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Беседу вела Н. БЕЛОБОКОВА
Комментарии (2)
ТМУРП # 12 декабря 2017 в 08:58 0
Жуткое впечатление от статьи у человека, закончившего ТМУРП. Из подтекста льется утонченная казуистическая клевета на ТМУРП и его советских педагогов, на сам принцип подготовки советских кадров... именно потому, что они "советские". Аарно Фридрихович ЛЫОКЕНЕ под звуки мягенькой антисоветской по сути риторики захватил достояние трудовой советской Эстонии в личное пользование, сделал себе имя и карьеру за счет советских моряков Океан-Эстрыбпром. Опустил г. Лыокене уровень подготовки курсантов до сертифицированных на некоем "европейском уровне" каких-то "морских рабочих" - потом каждый сам..сам устроит свою карьеру, если ему это позволит "свободный трудовой рынок", эволюционным путем ты превратишься может быть в капитана. Зато курточка с нашивочкой престижная - престижная т. к. ты сможешь мантулить матросом или мотылем на западных судах, на мировых просторах...
aleks1 # 15 декабря 2017 в 11:04 0
Знаете, раньше из уст в уста передавалась горькая шутка по поводу распорядка дня в училище: мол, днем курсант привязан к скамейке, ночью — к постели. И стиль был под стать: крики, команды. Самое, пожалуй, благотворное: ушел солдафонский распорядок, а вслед за ним — и дедовщина.
_________________________________________________________________
бред какой-то,как и вся статья