ГЛАВНОЕ – ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - 26 04 1990

Автор
Опубликовано: 2325 дней назад (12 декабря 2017)
0
Голосов: 0
Более двух лет в морских учебных заведениях продолжаются дискуссии о совершенствовании системы подготовки специалистов. Речь идет о многоступенчатой системе морского образования. Флоту нужны специалисты высокой квалификации, и сроки их подготовки не должны растягиваться на многие годы. Так родилась идея создания морских колледжей — учебных заведений нового типа.
Первая ступень, как известно, обеспечивает подготовку высококвалифицированного специалиста на уровне рабочей профессии. Вторая ступень — подготовка командного состава среднего звена. И третья ступень предусматривает высшее профессиональное образование. Выпускники третьей ступени морского колледжа, на наш взгляд, должны обладать такой теоретической и практической подготовкой, которая обеспечивает им занятие высших командных должностей на всех типах судов флота рыбной промышленности. Например, время подготовки капитана дальнего плавания при такой системе обучения должно составить около 9 лет. Немаловажно при этом и то обстоятельство, что на капитанский мостик придет тот, кто действительно этого заслуживает. Не все, к сожалению, могут быть капитанами, старшими и главными механиками. У каждого человека свой потолок, и не нужно пытаться прыгнуть выше головы. Сколько раз приходилось встречать специалистов, которые теряются даже в элементарной ситуации, нервничают, дергают людей, ломают технику. И все это от неуверенности, слабых знаний, порой амбиций, когда хочется стать капитаном любой ценой, даже во вред себе. Такая ситуация на сегодняшний день создается существующей системой подготовки кадров в высших и средних мореходных училищах МРХ СССР. Обучение в высших мореходных училищах длится 6 лет, в течение которых курсант получает начальные знания, необходимые младшим командирам, а под конец и знания, необходимые капитану, которые выпускник сможет применить очень не скоро и если к этому времени вообще что-нибудь будет помнить. В среднем около 7-8 лет выпускнику вуза необходимо для занятия высшей командной должности на судне. В итоге путь к капитанскому мостику занимает 13-14 лет в лучшем случае.
При таком «восхождении» к капитанскому мостику многие сходят с дистанции, имея диплом инженера-судоводителя, инженера-механика, находят применение своих способностей далеко от морской стихии, благо диплом о высшем образовании дает такую возможность, а костяк командного состава составляют те, кто имеет за плечами среднюю мореходку, но в нынешней ситуации вырасти до капитана им не легко. Причина — нет высшего образования. А для его получения необходимо снова учиться в высшем морском училище как минимум 3-4 года с отрывом от производства. К этому времени появляется семья, «заедают» бытовые вопросы, выезд в другой город сопряжен с финансовыми затратами. В плену этих проблем продолжение обучения затягивается. В итоге специалист, имеющий среднюю мореходку, хорошие профессиональные навыки, желание продолжить работу на флоте, ограничивается в служебной карьере. Кому это выгодно? На наш взгляд, кроме устойчивого административно-бюрократического ведомственного законодательства о закреплении командных кадров на судах ФРП — никому. Необходима реформа законодательных актов МРХ СССР или республиканских органов об утверждении командных кадров на судах рыбопромышленного флота. Высшую командную должность необходимо законодательно разрешить занимать лицам, имеющим высшее профессиональное образование на уровне младшего инженера после завершения третьей ступени морского колледжа. Высшие морские училища должны приобрести другой статус, типа «морской академии» и вести подготовку научных кадров, специалистов для КБ, преподавательский состав для морских учебных заведений, руководящий состав береговых предприятий, управленческий аппарат высшей категории, ориентироваться на научную и исследовательскую работу по выработке научно-обоснованных учебных программ и учебных пособий для морских учебных заведений. И, конечно же, в такой морской академии должен иметь право получить полное академическое высшее образование выпускник 3-й ступени колледжа, если по каким-либо причинам он не может продолжить свою работу на флоте, или по направлению предприятия. Срок завершения такого образования должен быть предусмотрен около года-полтора, в зависимости от специальности. Хочу также напомнить, что система колледжа дает возможность студентам, уже начиная со 2-й ступени, параллельно изучать предметы вуза по собственному желанию и одновременно с дипломом младшего инженера возможно получить диплом высшего академического образования, если не подведут способности. Для таких студентов будут выдаваться зачетные листы с указанием необходимых предметов согласно учебным планам, будут при необходимости'' проводиться дополнительные занятия, зачетные сессии, одним слово, индивидуальная работа с каждым студентом. В ближайшее время на эту тему начнутся переговоры с ректоратом Калининградского высшего инженерного морского училища и Ленинградским университетом (для специальности «Правоведение»).
Педагогическим коллективом Таллиннского морского колледжа неоднократно обсуждалась концепция многоступенчатой системы обучения, в целом она принята, ведется напряженная работа по составлению новой учебно-методической документации, хотя есть и много нерешенных проблем. Прежде всего, нас беспокоит материально-техническая база наших факультетов, вопросы финансирования, изменение режима практики студентов, качество преподавания, подготовка к формированию групп с эстонским языком обучения, реформа оплаты преподавательского труда, качественный отбор абитуриентов и многое другое. Для решения этих вопросов АО «Эстрыбпром», на мой взгляд, должен сделать шаг навстречу. Во-первых, отдавать приоритет выпускникам Таллиннского морского колледжа, уменьшить или прекратить вообще заказ специалистов в высших морских учебных заведениях по специальностям, имеющимся в ТМК, начать подготовку к комплектованию групп из числа нашего училища, работающих в объединении, на конкурсной основе для обучения на 3-ем этапе. Выпускникам с дипломом младшего инженера гарантировать служебный рост до высших командных должностей на судах всех групп. Во-вторых, выделить необходимые средства в инвалюте для приобретения современных тренажеров, которые, я убежден, в ближайшие 2-3 года окупятся в связи с использованием их не только для учебного процесса студентами колледжа, но и на договорных началах для курсов повышения квалификации для специалистов других морских предприятий республики и ближайших регионов страны. Оказать помощь в организации практики студентов колледжа, то есть отказ от групповых практик, которые при расходовании крупных денежных средств не дают желаемого результата, а переход только на индивидуальную практику не более двух студентов на одно судно с прикреплением на основании договора руководителем практики старших командиров судна, которые несли бы персональную ответственность перед объединением за качество практической подготовки. Практикант, не выполнивший требования практики, не может приступить к дальнейшему теоретическому обучению. И третье, по просьбе руководства колледжа отзывать лучших капитанов, старших и главных механиков судна, других главных специалистов сроком до одного месяца в распоряжение колледжа для чтения лекций по отдельным темам с сохранением им средней заработной платы, включая инвалюту. Преподавателям колледжа создавать надлежащие условия для стажировки на современных судах сроком до двух месяцев в качестве дублеров главных специалистов с оплатой согласно положения, включая инвалюту. Только такой подход использования высококвалифицированных кадров принесет желаемый результат в подготовке будущих специалистов. Специалистам время работы в колледже рассматривать, как повышение квалификации. Суда БОУСа считаю неэффективными для прохождения групповых практик на старших курсах, их использование возможно только для первой плав-практики сроком 30-45 суток.
Индивидуальный подход к практическому обучению доказан многолетним опытом в зарубежных странах.
Конечно, в данной статье невозможно поднять все вопросы обновления морского образования, использования кадров на флоте рыбной промышленности, и я надеюсь, что специалисты флота, руководители отделов АО «Эстрыбпром» с вниманием отнесутся к нашим проблемам и на страницах газеты выскажут свое мнение и предложения о поднятых вопросах, помогут решить будущее нашего флота.

Г. НЕТРОБЧУК,
проректор Таллиннского морского колледжа по учебной работе.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!