И НЕСЁТСЯ СКВОЗЬ ГОДЫ МОРЗЯНКА... – 15 11 1990
Автор
|
Опубликовано: 2550 дней назад (13 декабря 2017)
Блог: Пара историй из практики
Рубрика: Таллинский морской колледж
|
0 Голосов: 0 |
В этот день, сами того не подозревая, юбилярами стали сразу около 1300 человек, пустившие свои корни в самых различных точках нашей страны — в Эстонии и на Каспии, в Архангельске и на Енисее, во Владивостоке и в порту Находка. «Разве что на Сахалин не пробрались — остров маленький, да там еще своих два училища»,— как бы в оправдание «промашки» пояснил В. Зотов... Через биографии этих людей прошла одна, объединяющая их черта: все они — выпускники разных лет Таллиннского мореходного училища, радиотехнического его отделения. Соберись они вместе 2 ноября по случаю 25-летия со дня первого выпуска — хватило бы в их разговорах баек, накопленных за многолетнюю практику, да и из курсантских будней было бы что вспомнить. Но как тут быть, когда жизнь берет свое?! На юбилей собрались десятки бывших выпускников отделения — те, кому обстоятельства позволили на краткий миг отвлечься от повседневных трудовых обязанностей. И официально вспоминались внешние приметы училища давних лет — безликие аудитории, первый выпуск, участники которого и в форму-то не успели облачиться, поскольку заказ на нее вовремя не смогли реализовать, первые преподаватели — Борис Моисеевич Розенштейн, Тойво Прассь... Воздавалось должное сегодняшним подвижникам отделения. О них — особая статья, потому как взяли они на себя ношу, требующую чрезвычайного напряжения сил: повести учебный процесс так, чтоб из стен заведения выходили не просто радиотехники, но и младшие радиоинженеры — всесторонне образованные специалисты. Для этого и понадобилась система колледжа. Целесообразность ее уже всесторонне обоснована. А применительно к радиотехническому отделению постановка дела мыслится так.
Первое, на чем сосредоточено серьезное внимание, — преподавание обязательных дисциплин. Физика, математика, перестают быть абстрактными, становятся дисциплинами прикладными, на основе которых закладываются элементы импульсной, цифровой техники, теории компьютерных систем. Вводятся новые предметы — автоматизация систем связи и автоматизация систем обеспечения мореплавания, основы технического творчества и основы телевидения. А основы управленческой деятельности? Абстракция? Отнюдь нет. Радиоспециалист на судне ли, на берегу — лицо, через которое проходит обширный поток информации, как производственного характера, таки общественно-политического, бытового. Классифицировать ее, поставить на службу коллективу под силу только администратору, освоившему, хотя бы элементарно, психологию, юриспруденцию, экономику — все то, что и включается как костяк управленческой деятельности и что доселе осваивалось путем «набивания шишек» в процессе трудовой уже жизни (о чем и ходят байки в кругу радиоспециалистов-практиков).
Введение подобных дисциплин требует переоборудования многих аудиторий. Но — благо преподаватели колледжа некоторым образом уже, что называется, отработали навыки в комплектовании наглядного материала.
Гордость отделения — лаборатория радиолокационных станций, заведует которой Арви Арнольдович Норман. Он, кстати, сам из выпускников былого училища — недолго попрактиковав, вернулся в родные пенаты. Из соединения теории и практики, приправленного личной дотошностью, что ли, получился хороший сплав. Коллеги знают Нормана как принципиального наставника курсантов с отточенной методикой преподавания. Где, как не у него, «прозондируешь», чем дышит курс, на что способен тот или иной учащийся — Арви Арнольдович буквально живет их жизнью. Да и воспитанники колледжа ревниво оберегают его престиж — уже тем, что отдают предпочтение именно его лекциям, оценив и знание предмета, и готовность к индивидуальной работе с каждым в отдельности.
И хоть сходен путь, в несколько ином ключе развивается творчество Лембита Александровича Ыунпуу. Он как предметник, может быть, более традиционен, но стойкая его любовь к избранной дисциплине стала лучшей основой для воспитания курсантов. Оборудованный Лембитом Александровичем кабинет организации радиосвязи и манипуляции признан одним из лучших на Западном бассейне. Впечатляет и кабинет радиотехники — детище заведующего лабораторией Владимира Рудольфовича Боярса.
Вот это — академизм, с одной стороны, с другой стремление и умение прививать курсантам тягу к мыслительной деятельности — это и есть две взаимодополняющие линии, на чем живет отделение, «отпочковываясь» от которых зарождается новое... Вот Виктор Михайлович Жигин — рационализатор, организовавший кружок технического творчества. Вот начальник отделения Владимир Иванович Зотов, подавший и взявшийся претворить в жизнь идею оборудования учебной радиоремонтной мастерской («будем давать технологию ремонта аппаратуры в экстремальных ситуациях эксплуатации»). Виктор Леонидович Белый, Юрий Иванович Равинский, Людмила Васильевна Бычкова... Все это преподаватели, определяющие лицо отделения. Притягательное его лицо. Недаром же вошло в традицию, что начальник отдела связи «Эстрыбпрома» Евгений Федорович Злобин так печется о материальной базе отделения: всякая новинка, прежде чем попасть на рыбопромысловое судно, подвергается изучению здесь, в колледже. Принципиальная деталь: Злобин знает, что отдает дело в надежные руки. И в перспективные. На перспективу работает, когда приводит специалистов-практиков на ежегодные встречи с курсантами — организует для новоявленных моряков своеобразные «круглые столы»...
Редко случаются в колледже праздники. Но тем теплее они становятся, чем настойчивее врываются в них будни. Дыхание радиотехнического отделения звучно — разносятся по коридорам отстукиваемые точки-тире морзянки. И проносится она через годы сотен моряков.
Л. СТИШЕНКО.
Фото Р. Эйна
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!