0 RSS-лента RSS-лента

Пара историй из практики

Автор блога: ТМУРП
Памяти курсанта Арви Ояла. ДОСТИГШИЙ МЕЧТЫ - 23 10 1965
ЭТО случилось не сколько лет назад. По улице шло двое парней Мне показалось, что одного я знаю. Пригляделся - да это же Арви Ояла! Поздоровался, и разговорились. Было интересно узнать о жизни знакомого человека.
...Жизнь Арви сложилась обычно, похожа на многие. Родился в деревне, работал в колхозе. После окончания школы служил в армии. Там присвоили ему звание младшего командира. И всегда на груди Арви блестел комсомольский значок...
Мы быстро нашли общий язык. Ояла рассказывал о себе.
-Как учеба? — спросил я его, зная, что он учился в строительном техникуме.
Арви улыбнулся:
— Бросил я техникум.
- Вот как! — меня это неприятно поразило.
Неужели парень испугался трудностей, спасовал, хочет жить «незаметно"?
Арви, видимо, понял, о чем я подумал и договорил:
- Оставил я техникум потому, что увидел море и решил выбрать морскую профессию. Знаю, будет нелегко, но ничего, справлюсь.
Я посмотрел на Арви с уважением. Мы заспорили о целях и смысле жизни, мечтах. Я, будто отговаривая Арви от моря, пугал трудностями, которые встречаются там. Ояла слушал внимательно, потом вдруг сказал:
- Я уже сделал рейс на рыболовном траулере. Ищу романтику.
Больше Арви мог не продолжать. Не мальчишеское увлечение повело его в морские просторы. Передо мной был человек, самостоятельно выбравший дорогу в жизни...
...И вот опять мне довелось встретиться с Арви, заправским моряком.
- Мне казалось, — сказал он, — что все уже освоил, повидал... Но в море нужно много знаний, оно предъявляет строгие требования.
Рейс за рейсом делал траулер под командованием капитана Юрия Масубони. Частенько в штурманскую рубку заглядывал боцман.

- Что скажешь, Арви? - спрашивал капитан. И рассказал ему парень, что хотел бы вот также, самостоятельно вести судно. — Надо тебе учиться. — посоветовал Масубони. - Впрочем, я тоже собираюсь.
В каюте боцмана никогда не переводились учебники: Ояла готовился к экзаменам. Решил поступить в Таллинский рыбопромышленный техникум. Вместе с капитаном Юрием Масубони они изучали теорию морского дела. Совместная работа, а затем учеба, еще больше сдружила промысловиков. Настал день, когда Ояла получил диплом штурмана дальнего плавания. Хоть теперь суда у них разные, но курсы одинаковые — вперед.
— А романтика? — спросил я Арви, вспомнив наш прежний разговор. — Нашел ты ее?
Арви ответил:
- Мне кажется, что романтика везде, где человек идет к своей цели.

В. РЕШЕТИЛОВ.
Комсомольская закваска - 23 10 1965
Мы, курсанты Таллинского мореходного училища рыбной промышленности, были направлены на производственную практику на плавбазу "Ян Анвельт".
Сразу же по приходу на борт судна будущие штурманы влились в комсомольскую организацию. Всего в организации теперь насчитывается 35 человек. Все это молодые, веселые, но вместе с тем серьезные ребята.
Избранное в рейсе бюро руководило деятельностью комсомольцев, направляло социалистическое соревнование среди молодежи. Последнее плавание, надо сказать, оказалось не из легких. Временами на разгрузке промысловых судов создавались пробки. Тогда комсомольцы палубной команды, после вахты, спускались в трюмы на помощь рыбообработчикам. Дело сразу шло быстрее и веселее.
Под руководством коммунистов значительную работу провели комсомольцы по налаживанию учебы в коллективе. Мы приводили в пример членов экипажа, которые повышают свои знания, таких, как подшкипер Антоненко, заканчивающий техникум, а также других товарищей, занимающихся в школе моряков и старших классах средней школы.
Сейчас уже некоторые молодые производственники подали заявления в училища, школы и другие учебные заведения.
Правда, в команде есть молодые люди, которые, будучи на берегу, учились, а когда вышли в море, то забросили книги и тетради.
Рассуждают они примерно так: зарабатываем хорошо, материально обеспечены, так чего еще больше надо?! Мы им терпеливо разъясняли необходимость расширять кругозор, повышать деловое мастерство, обогащаться духовно, ведь тогда и жить станет интереснее.

Ф. ЛОДЕЙКИН
матрос первого класса, заместитель секретаря комсомольского бюро плавбазы "Ян Анвельт", курсант 4-го курса.
НОВОЕ ПОПОЛНЕНИЕ ИДЕТ В УЧИЛИЩЕ – 17 08 1965
Я ПОСТУПЛЮ на факультет судовождения, - говорит Валерий Новиков. - Еще не плавал ни разу в жизни, но люблю море. Романтика? Быть может. Только по душе мне и техника, - улыбается парень.
Этот разговор произошел в Таллинском мореходном училище рыбной промышленности перед вступительными экзаменами. В коридоре толпятся парни. Семьсот человек держат испытания.
— Прошу на экзамен! — произносит традиционную фразу преподаватель и широко распахивает двери в аудиторию.
Ребята волнуются. Но вот взяли ручки. Вывели первые буквы. Наступает удивительное спокойствие. Диктант начался.
Большинство из поступающих — пятнадцатилетние. За плечами у них по восемь классов, и училище продолжит их образование. На базе десятилетки поступающие пишут сочинение. Предложены интересные темы. Большинство ребят выбирают образы - борцов за свободу. Все, что они знают, связывают с современностью. Борьба за мир, труд, счастье — вот главные мысли каждой работы.
Абитуриент М. Гринс пишет: «Человек должен задать себе вопрос: что я сделал, чтобы оправдать слова Фучика «Люди, будьте бдительны!". У нас есть цель в жизни, мечта, мы живем в прекрасной стране, где представлены все возможности учиться и трудиться. Люди этого поколения не имеют права дать разрушить то, за что боролись наши деды. Пусть звучат слова: «Миру — мир!».
Пройдет пять лет. Сегодняшние юные абитуриенты покинут стены училища судомеханиками, судоводителями, технологами и радистами.
Этот набор войдет в историю учебного заведения. Он первый, после реорганизации техникума. Изменится направление обучения. Крепкие знания получат ребята. — Классы полностью подготовлены, — говорит директор Ю. Васильев. В распоряжении курсантов современные учебные пособия. Отлично оборудованные кабинеты. Наша гордость —электрорадионавигационный, радиооборудования, морского дела и другие. Преподавательский состав полностью укомплектован. Занятия начнутся с первого сентября. Ребята будут находиться на полном государственном обеспечении. Училище на протяжении ряда лет станет их родным домом....
Следующий экзамен — математика. Как выдержат его? Это основная дисциплина.
Впереди — будущее. У всех. Успеха вам всем, юные моряки!

Н. МИХАЙЛОВА.
ТМУРП 0 Нет комментариев
«ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ..." - 12 06 1965
Я учусь в Таллинском рыбопромышленном техникуме на третьем курсе, осваиваю силовые судовые установки.
В техникуме много кабинетов, которые оборудованы наглядными пособиями. Это помогает нам всесторонне изучать технику. Но, конечно, самой лучшей школой является практика на судах промыслового флота. Там и сам много видишь, и получаешь практические советы судовых специалистов.
После практики мы снова занимаемся в классах и не бываем на судах. А почему бы периодически не посещать суда в ходе учебы, памятуя народную поговорку: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

А. СЯАСК.
ТМУРП 0 Нет комментариев
Здравствуй море … - 12 06 1965
СКОРО мы произнесем эти слова. В них заложена и романтика и мечты. Этого времени ждут все ребята, которые учатся со мной в группе.
Мне хочется увидеть морские просторы, встретиться со штормом. Но я понимаю, что для этого надо знать устройство судна, его машины. Ведь я готовлюсь стать механиком.
Мне уже пришлось побывать на практике. Не без волнения вступил первый раз на трап СРТ-209. Меня зачислили дублером моториста. Промысел начался, и стал работать со вторым механиком. Он объяснял все непонятное, с чем я сталкивался.
— Укачает, — говорили ребята из группы еще на берегу.
А на судне рыбаки шутили:
— Морским волком будешь, если выдержишь...
Ничем не нарушался привычный распорядок дня. Но вот погода изменилась. На море поднимался шторм в 8—9 баллов. Наш маленький траулер здорово качало. Я работал в машинном отделении, и шторм никак на меня не действовал.
110 суток мы провели в рейсе. Я понял, что в жизни моряка много и романтики, но главное -
человеческого труда. Я научился понимать машину. Уже по шуму мог узнать, вое ли в ней в порядке.
В следующий год практику я проходил на СРТР-9130. Там я плавал мотористом. В рейсе случилась небольшая авария. Мы принялись за ремонт Случай нежелательный, но он мне помог ближе познакомиться с техникой, потрогать своими руками каждую гаечку. Потом в классе мне было намного легче понимать то, чему учили преподаватели, книги. К сожалению, в техникуме практика начинается только на третьем курсе, а специальные дисциплины раньше. Хорошо, если практику ввели бы на первом курсе. Тогда ученики глубже усваивали бы свои специальности

М. ТЕНАПСУУ.
ТМУРП 0 Нет комментариев
В Таллинском рыбопромышленном... - 12 06 1965
НОВОЕ В ТЕХНИКУМЕ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Коллектив Таллинского рыбопромышленного техникума много делает по созданию учебно-материальной базы. Не прекращая занятий, преподаватели и учащиеся оборудовали классы. Отделано 18 кабинетов и лабораторий, в которых установлены новейшие оборудование и приборы. Среди них кабинеты навигации и лоции, морской практики, электронавигационных и рыбопоисковых приборов, радиотехники и радиоизмерений, радиооборудования судов, обществоведения и другие. Скоро будет готов кабинет английского языка. Он оснащен специальными столами, магнитофонами. В кабинете обществоведения есть киноаппаратура для демонстрации документальных фильмов. Готовятся учебно-производственные мастерские.
Но недостаток в помещениях не позволяет создать полный комплекс мастерских, где будущие моряки могли бы приобрести всесторонние знания. Не хватает токарных станков. Негде разместить кузнечную, сварочную, жестяно-медницкую мастерские.
С этого года техникум преобразуется в училище. Сейчас идет прием документов от желающих, поступить на дневное и заочное отделение. Предполагаем принять в 1965 году 900 человек на дневное отделение и столько же на заочное. Училище будет готовить судоводителей, специалистов по судовым установкам, холодильным и компрессорным установкам и других работников рыбной промышленности,
Все учащиеся в мореходном училище будут обеспечиваться питанием. Поэтому предстоит провести работу по организации столовой. Готовим форменную одежду для ребят.
Сейчас в техникуме проводятся занятия в две, а иногда и в три смены. В связи с образованием мореходного училища и переходом на типовой распорядок дня учебная часть отрабатывает расписание занятий в одну смену.
Создание мореходного училища рыбной промышленности позволит повысить успеваемость учащихся, укрепить дисциплину среди них. Специалисты, выпускаемые для флота и предприятий рыбной промышленности, будут более квалифицированные, что обеспечит повышение производительности труда, а следовательно, и выпуск рыбной продукции.

Ю. ВАСИЛЬЕВ, директор техникума.

На снимке: выпускники-заочники (слева направо). А. Логинов, Ю. Плотников, В. Карулин, А. Ояла.

Фото А. Дудченко.
ТМУРП 0 Нет комментариев
Памяти мастера добычи Валерия Смирнова. ПРОИЗВОДСТВЕННИК ПОСТУПАЕТ УЧИТЬСЯ - 12 06 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Успех промысла всегда зависит от умелой организация поиска рыбы и правильной вооруженности орудий лова. Последнее - в руках мастеров добычи. На БМРТ-350 не было случая, чтобы трал отказывал в работе. Он имел хорошее раскрытие и обеспечивал максимальную обработку площади облова. В этой немалая заслуга мастера добычи Валерия Смирнова.
Вместе с опытным специалистом добычи Григорием Федоренко он еще на переходе настраивал трал, выверял ваера. И надо сказать, что труд даром не пропал - по прибытии на промысел экипаж «Эвальда Таммлаана» стал сразу брать высокие уловы. Во время работы всякое случается: можно порвать трал. Для настройки нового требуется много времени. Поэтому на палубе БМРТ-350 всегда находились три готовых к эксплуатации трала.
Экипаж БМРТ «Эвальд Таммлаан» успешно справился с производственным заданием, план добычи перевыполнен.
Сейчас Валерий Смирнов сдает экзамены в Таллинский рыбопромышленный техникум.

На снимке: В. Смирнов
ТМУРП 0 Нет комментариев
БУДУ РАДИСТОМ - 12 05 1965
Я учусь в Таллинском рыбопромышленном техникуме. Через два года буду радистом.
Производственную практику мы проходили на учебном судне «Курган». Это была первая встреча с эфиром, проверка наших знаний, приобретенных в классе. Нам помогали судовые радисты. На практике я многому научился, нес вахту рядом с радиооператорами, добивался хорошего качества приема на слух...
Мне и моим товарищам нравится выбранная профессия. После окончания техникума пойду работать на рыбопромысловые суда.

А. КАЛУНИН
ТМУРП 0 Нет комментариев
ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ – 03 03 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Таллинский рыбопромышленный техникум. В актовом зале полно народа. Сегодня здесь вручают дипломы молодым специалистам. На торжестве присутствуют преподаватели, родители, знакомые выпускников.
Еще несколько дней назад ребята были учениками. Слушали лекции, дрожали перед экзаменами. Но вот на лацканах пиджаков блестят значки-ромбики. Вчерашние ученики — сегодня уже моряки.
У ребят немного смущенный, торжественный вид.
Плавание начинается. Это не только море. Жизнь. Говорит директор техникума т. Ряк.
— Сегодня рыбный флот пополнился новыми судоводителями. Ваш диплом, ребята, путевка в жизнь. Она открывает «голубые дороги». Дерзайте, ребята! Учитесь! Везде будьте исследователями. И тогда назовут вас настоящими специалистами. А мы станем гордиться вами.
Выпускников поздравляют преподаватели, представители парткома КП Эстонии рыбопромыслового флота ЭПУРПа.
Простые, теплые слова старших — молодым. Наступает церемония вручения дипломов. Молодым морякам дарят цветы. Щелкают затворы фотоаппаратов: на память. Сияющие лица.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вот Лембит Кыве. Ему двадцать лет. Как всем.
- Мои планы? - говорит он. — Большие. Пока иду плавать матросом на промысловое судно. Наберу ценз. Хочу быстрее получить право работать штурманом.
Так думают и все товарищи Лембита: финн Виктор Пекконен, украинец Евгений Бень. Ребята собираются группами. Море, море, море,— слышится со всех сторон.
— Я выбрал море в детстве, — сказал Женя Бень, — по романам Жюля Верна. И, наверное, не ошибся. — Он улыбнулся. А еще мне нравится спорт, книги. И во всем романтика. Ребята уже немного знакомы с ней. Практику проходили в Атлантике.
А пройдет немного времени, и выпускники станут прокладывать курсы голубых дорог. Ни, пуха, вам, ни пера!

Н. БОНДАРЬ.
ТМУРП 0 Нет комментариев
РОМАНТИКИ – 07 11 1964
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


47-й год Великого Октября будет знаменательным для Велло Пальма, Киура Мельдера и Владимира Большагина. Велло и Киур заканчивают Таллинский рыбопромышленный техникум, Владимир поступил в него в этом году.
Велло мечтал стать рефмехаником, его страсть — машины, и вот теперь его мечта сбывается.
Юноша был настойчив, добросовестен в учебе. В кабинетах внимательно слушал объяснения. На судомеханическом заводе изучил токарное и слесарное дело, получил второй разряд. На третьем курсе практика проходила на рыбокомбинате в Хийумаа. Целых три месяца работал дублером машиниста. Кийн Калье показал ему сначала устройство холодильника, приборов, аппаратов.
Иногда, что особенно радовало Велло, Кийн позволял ему самостоятельное дежурство.
В прошлом году Велло защищал курсовой проект — конструирование холодильника мощностью 750 тонн. Получил хорошую оценку.
Сейчас Велло готовится защищать дипломный проект. Тема довольно серьезная: «Реконструирование холодильника Пярнуского рыбокомбината». Она требует тщательного изучения механизмов, устройства холодильника. У Велло уже есть кое-какие расчеты, соображения — творческая мысль в поисках правильного решения.
Киура привела на судоводительский факультет романтика. В юности она первая спутница. Коротенькое слово «море» звучало для него по-особому: в нем был и соленый вкус волны, и пронзительный крик чайки, и тревога бессонных штормовых ночей...
Любовь к морю привела его в яхт-клуб. Серьезные занятия, увлеченность спортом помогли ему получить звание рулевого 2 класса и 2 спортивный разряд. И до сих пор Киур убежден в том, что хождение на яхте — лучший вид спорта кроме удовольствия, дает большую закалку, развивает судоводительское чутье.
Поэтому в техникуме ему было легко учиться. Он был уже знаком с сигнализацией, с правилами предупреждения столкновений судов в море.
Первые выходы в рейс на учебном судне, первые практические занятия по морскому делу показали Киуру, что море — не только романтика, это, прежде всего, труд, работа. Порой нелегкая. Однако первые трудности еще больше укрепили в нем стремление стать штурманом, во что бы то ни стало.
С нетерпением ждал Киур практики, когда можно выходить в море. Побывал уже на Каспии, в Мурманске, Пярну. Плавал матросом, а одно время даже исполнял обязанности тралмастера.
Володе 15 лет. Он так же, как и Киур, романтик. Буду капитаном, — решил он. Кончил 8 классов и -— в техникум, на судоводительский факультет. До этого был членом клуба юных моряков. Нравилось ходить на шлюпках, был даже боцманом.
Интересные были эти походы. Совершали их по Псковскому и Чудскому озерам. Володя знает, как вязать морские узлы. Правда, из 32 видов запомнил пока 26. Стоял на руле, работал при швартовке.
Учеба в техникуме началась. И Володя уже сумел проявить себя с хорошей стороны. Воспитатель группы первокурсников И. Н. Марголин отзывается о Володе, как о добросовестном, аккуратном, прилежном студенте. Первая практика перед занятиями показала, что Володя добьется своего: он будет капитаном!
- Идут на смену старшему поколению рыбаков новые, молодые специалисты, достойная замена.

Р. РАКИТИНА.
На снимке: слева направо — Владимир Большагин, Киур Мельдер, Велло Пальм.
Фото Ф. Ключика.