0 RSS-лента RSS-лента

Пара историй из практики

Автор блога: ТМУРП
СОРЕВНУЮТСЯ ЮНЫЕ ХИМИКИ – 06 12 1986
В ноябре исполнилось 275 лет со дня рождения М. Ломоносова. Широко отметило эту дату и Таллинское мореходное училище МРХ СССР. Р1нтересно прошла тематическая неделя химии «Жизненный подвиг М. Ломоносова», в которой приняли участие первокурсники всех учебных отделений.
Неделю открыла теоретическая конференция «Великий сын России», на которой с докладами выступили курсанты первого курса технологического отделения В. Бонадысев и О. Лущенко. Сообщения об исследованиях М. Ломоносова в разных областях науки сделали курсанты С. Жученко (группа Т-178), В. Цуркан (группа Р-152), П. Чуйко (группа Р-152), В. Канцер и Р. Hayманис (группа Т-177).
Был проведен также смотр-конкурс химических стенгазет и рефератов. Очень интересно прошел и вечер «Волшебная химия» с демонстрацией занимательных опытов, в подготовке и организации экспериментальной части которых принимали участие курсанты третьего курса В. Кузуб, А. Сварваль и 3. Цверава (группа Т-37).
В рамках недели был организован и просмотр художественного фильма о юношеских годах М. Ломоносова «Дым отечества» и документального фильма «Утро в Ломоносовском парке».
Событием недели стала викторина «Что? Где? Когда?», составленная и проведенная по трудам М. Ломоносова курсантами и преподавателями химии Л. Хорошоженовой, И. Михейкиной, С. Лаанмяэ.
Команды «Атом» (капитан В. Цуркан) и «Молекула» (капитан В. Бонадысев), составленные из первокурсников радиотехнического и технологического отделений, продемонстрировали свои знания о различных аспектах жизни и творчества великого русского ученого и литератора. В литературных паузах викторины звучали стихи М. Ломоносова и Н. Некрасова в исполнении курсанта А. Руднева (группа Т-178).
И хотя победила команда технологического отделения, в общем итоге выиграла наука химия. Ребятам, несомненно, стали ближе и понятнее пророческие слова М. Ломоносова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие».

И. ДЮБА, курсант группы Т-276.
ТМУРП 0 Нет комментариев
ВОСПИТЫВАЕМ ПАТРИОТОВ - 06 12 1986
Большое внимание преподавательский коллектив ТМУ МРХ' СССР уделял и уделяет идейно-политическому, патриотическому воспитанию курсантов. Традицией стали беседы, митинги, посвященные важнейшим политическим событиям, происходящим в мире.
Недавно, к примеру, на высоком уровне прошел в ТМУ митинг, по итогам встречи, состоявшейся в Рейкьявике, Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева и президента США Р. Рейгана.
Открыл его секретарь партийной организации В. Нурмис. Среди выступивших были курсанты технологического отделения В. Малик и 3. Цверава, курсант судомеханического отделения П. Шепель, курсант судоводительского отделения В. Козлов, представитель Йеменской Народно-Демократической Республики Амин Али и другие.
Во всех выступлениях прозвучало горячее одобрение стратегического курса КПСС и Советского государства, направленного на обуздание гонки вооружений, уверенность в том, что голос разума восторжествует, и мир на земле будет сохранен и упрочен.
С большим интересом следил коллектив мореходного училища и за визитом М. С. Горбачева в Индию. Его итоги обсуждаются сейчас во всех учебных группах ТМУ МРХ СССР. Отмечаются те позитивные договоренности, которые были достигнуты между главами таких Двух крупных держав, как СССР и Индия.

В. СТЕПАНОВ, заместитель начальника ТМУ МРХ СССР
ТМУРП 0 Нет комментариев
Готовить рационализаторов - 15 11 1986
Таллинское мореходное училище рыбной промышленности готовит для промыслового флота специалистов-техников. Случается, в море молодой специалист попадает в экстремальную ситуацию, когда помощи ждать неоткуда, надежда лишь на собственные знания. Выпускник радиотехнического отделения должен не только умело эксплуатировать сложную радио- и навигационную аппаратуру, но и поставить диагноз неисправности, ликвидировать поломку. Бывает, теоретических знаний дипломированному специалисту не всегда достаточно.
Уже второй год на радио техническом отделения ТМУ активно работают кружки технического творчества. Руководит ими настоящий энтузиаст своего дела заслуженный рационализатор РСФСР В. Боярс. Именно здесь, на занятиях кружка, ребята получают первые уроки изобретательского мастерства, в них пробуждается интерес к своей работе, к технике.
Курсанты своими руками оборудовали прекрасную лабораторию, где теперь есть все приборы, облегчающие обучение.
В текущем учебном году в кружке в основном первокурсники. Многие из них уже имеют некоторый опыт — занимались в технических кружках в средней школе. Самые активные из ребят — Д. Несмеянов, А. Тюнтин, Б. Лорви, Д. Лашкевич.
У курсантов работы много. Сейчас кружок ставит перед собой задачу сделать кабинет образцовым, где будет все необходимое для того, чтобы теоретические занятия можно было проводить в тесной связи с практикой. Одна из претворяемых идей — создание системы приборов для занятий по манипуляции (аз бука Морзе). Она предполагает возможность обмена сообщениями между учебными кабинетами: во время учебного дня можно будет несколько раз посылать учебные радиограммы.
«Задача нашего кружка» — говорит его руководитель В. Боярс, — не создание каких-то конкретных аппаратов. Главное, к чему мы стремимся, — привить ребятам, будущим молодым специалистам флота, не только любовь, но и потребность изобретательской и рационализаторской работы, стремимся развивать в них техническое мышление, отличное знание техники современной и своей профессии.
С. ВИКТОРОВА.

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Прежде, чем заняться усовершенствованием, нужно хорошо изучить систему. У стенда курсанты А. Тюнтин, Д. Лашкевич, Б. Лорви.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Курсант Борис Лорви проверяет исправность аппаратуры.
Фото Р. ЭЙНА.
ТМУРП 0 1 комментарий
В здоровом теле — здоровый дух! - 23 10 1986
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Ежегодно свыше 200 квалифицированных специалистов четырех морских специальностей покидают стены Таллинского мореходного училища Минрыбхоза СССР, пополняя отряд руководителей-организаторов производства флота рыбной промышленности.
Ни для кого не секрет, что длительная работа в море, выполнение производственных заданий, поддержание судна в хорошем состоянии связано с большими психологическими и физическими нагрузками, которые под силу лишь хорошо подготовленным людям.
В нашем училище созданы хорошие условия для занятий физкультурой и спортом; есть спортивный зал для проведения занятий по гимнастике и спортивным играм, плавательный бассейн, тир, зал для занятий тяжелой атлетикой. Все они оснащены спортивным инвентарем и оборудованием для проведения учебных занятий, тренировок, соревнований. Кроме того, училище арендует детский стадион.
Физвоспитание является одним из обязательных предметов, и неуспеваемость по этому предмету может послужить причиной отчисления из училища, хотя случаев таких в последнее время не отмечалось.
Большое значение для развития у курсантов любви к специальности моряка имеет проведение регулярных занятий по морской прикладной подготовке — прикладное плавание, спасение утопающего. В течение 1985—86 учебного года сдали зачет и получили звание водоспасателя около 100 курсантов училища.
Большой популярностью пользуются спортивные состязания. В 1985—86 учебном году проведено около 30 соревнований и турниров, в которых участвовало около двух тысяч курсантов. С наибольшим успехом прошли кросс на 1000 метров, турнир по волейболу между группами соревнования по пулевой стрельбе среди курсантов V курса, внутриротные соревнования по плаванию.
Спортсмены училища являются и постоянными участниками соревнований среди Таллинских техникумов. В прошедшем году курсанты показали неплохие результаты: четвертые места по волейболу и по баскетболу, пулевой стрельбе, третье место по плаванию. Нужно отметить, что в соревнованиях по пулевой стрельбе среди мореходных училищ Западного бассейна, наша команда заняла второе место.
Итоги нашей спортивной работы определил смотр-конкурс среди специальных учебных заведений Таллина, в котором наше училище заняло третье место.
Успешно сдают курсанты и нормы ГТО. Приятно отметить положительные результаты: нормы первого спортивного разряда выполняли 12 курсантов, второго —57, 3-го—183. Подготовлен 21 общественный инструктор и судья по спорту.
Однако наряду с успехами в организации спортивно-массовой работы имеют место и существенные недостатки. На устранение их и будут направлены усилия не только преподавателей физической культуры, но и всего коллектива преподавателей.

В. СТЕПАНОВ, заместитель начальника училища по политработе.
ТМУРП 0 Нет комментариев
ПОЗЫВНЫЕ ЭФИРА - 23 10 1986
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Важнейшая задача радиосвязи на флоте — повышение безопасности мореплавания. Для этого безотказно работает международная система спутниковой морской связи и навигации «Инмарсат», которая позволяет вести круглосуточную связь с судами в любой точке Мирового океана. Благодаря этому каждый моряк невидимыми нитями связан с родным портом, домом. Не рвут эти нити ни шквальный ветер, ни огромные волны. Радиосвязь способна принять по фототелеграфу текст свежей газеты, сигнал бедствия.
Сейчас на судах устанавливается новая аппаратура, позволяющая повысить надежность радиосвязи. Знать ее, уметь поддерживать в рабочем состоянии, в короткий срок найти и устранить неисправности — задача радиста.
Большую помощь в приобретении профессионального мастерства нашим радистам оказывает и работа с радиолюбительскими станциями. Одна из них на радиолюбительских соревнованиях неоднократно занимала призовые места.
А вот курсанта первого курса В. Цуркана привлекает прежде всего романтика — романтика «путешествий" в эфире, неожиданность приятных встреч с далекими друзьями. Но кроме этого, при работе в эфире учится азбука Морзе, тренируется слух, вырабатывается дикция, умение сосредоточить свое внимание, ясно и четко выразить мысль, вести разговор с незнакомыми людьми. А ведь все это необходимо нам, специалистам морской связи, в будущей профессии.

НА СНИМКЕ: перед выходом в эфир.

П. ПЕТРОВ, курсант четвертого курса РТО
ТМУРП 0 Нет комментариев
ИНТЕРЕСНАЯ ВСТРЕЧА – 23 10 1986
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Состоялась встреча коллектива Таллинского мореходного училища Минрыбхоза СССР с находящимся в Таллине заместителем министра рыбного хозяйства СССР Н. Лысенко: В ходе беседы, состоявшейся в актовом зале, были затронуты основные вопросы улучшения организации учебно- воспитательного процесса, тщательно проанализирован ход эксперимента по включению в состав ПО «Эстрыбпром».
Во встрече приняли участие: начальник управления кадров учебных заведений Минрыбхоза СССР Р. Новочадов, генеральный директор ПО «Эстрыбпром» X. Майде, заместитель генерального директора Н. Митюрев, начальник Таллинской мореходной школы В. Зайцев, руководящие работники ВРПО «Запрыба» и Таллинского мореходного училища. В заключение присутствующим были показаны два рекламных кинофильма, один из которых посвящен празднованию 40-летия училища.

С. АЛЕКСЕЕВ, преподаватель.

На снимке: министр рыбного хозяйства СССР Н. Лысенко в гостях у курсантов.

Фото П. Петрова.
ТМУРП 0 Нет комментариев
СОВЕЩАЮТСЯ АКТИВИСТЫ - 23 10 1986
КОМСОМОЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Традиционными стали в училище совещания комсомольского актива. На одном из последних в Аэгвийду говорили комсомольцы о том, как перестроить работу по-новому.
Большое внимание было уделено повышению роли наглядной агитации и стенной печати училища. Отмечалось, что комсомольская печать от делений и рот должна шире и глубже освещать жизнь курсантов, вскрывать те недостатки, которые есть, смелее пропагандировать лучших и учиться у них. Говоря о роли комсомольского собрания, все активисты были единодушны в том, что оно должно стать не только реальный показателем активности комсомольцев, но и их политической зрелости. Активисты отмстили также необходимость повышения личной ответственности каждого комсомольца за поддержание должной дисциплины на отделениях и надлежащего порядка в ротах. Регулярная шефская помощь младшим курсантам должна стать обязательной для всех старшекурсников. Активизировать эту форму комсомольской работы в нашем училище, предать ей новый импульс — дело не только комсомольской организации, но и каждого комсомольца.
Дни пребывания в Аэгвийду были насыщены и другими интересными мероприятиями. Организован массовый просмотр программы "Время". Живой отклик вызвало выступление тов. М. С. Горбачева по Центральному телевидению перед партийно-хозяйственным активом Краснодарского и Ставропольского краев.
Ребята организовали также комсомольскую викторину. Отрадно, что комсомольцы показали хорошие знания истории комсомола.
Курсанты оказали помощь и администрации турбазы в заготовке дров. В свободное время устраивались различные соревнования.

Т. ПАСИЛЕВСКАЯ, курсант третьего курса радиотехнического отделения
ТМУРП 0 Нет комментариев
ВОСПИТАТЕЛЬ, ПЕДАГОГ, АВТОР... 02 10 1986
РАССКАЖУ О СВОЕМ ТОВАРИЩЕ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

КУЛНО ИОХАННЕСОВИЧ OЛEB прошел славный трудовой путь. Вся его трудовая биография связана с Таллинским мореходным училищем МРХ СССР. В нем он проработал 35 лет.
Участник Великой Отечественной войны, он был тяжело ранен в бою при освобождении Латвии. Награжден орденом Отечественной войны I степени и восемью медалями.
После демобилизации из рядов Советской Армии Кулно Иоханнеович успешно закончил Тартуский государственный университет и с 1961 года работает преподавателем английского языка в мореходном училище.
Глубокое знание языка, отличное владение методикой преподавания позволяет ему давать курсантам основательную подготовку.
Он является автором многих методических работ, составленный Кулно Иоханнесовичем "Англо-эстонско-русский словарь" помогает в работе и судоводителям, и механикам, и радистам.
Словарь служит добрую службу и тем, кто изучает английский язык в морских учебных заведениях.
Польза от него всем: учащимся курсов, мореходных школ, средних и высших мореходных училищ. Книга содержит большое количество сведений, приведенных в виде терминов, устоявшихся выражений, команд по судовождению. Новый словарь для моряков хороший маяк в море терминов.
Но не только профессиональным морякам интересен этот словарь. Все, кто увлекается морским делом, найдут в нем много для себя интересного, а кому-то он и подскажет дорогу к морской профессии.
Готовится к выходу его справочник-разговорник по английскому языку для командного состава судов рыбопромыслового флота.
Словарь-разговорник может использоваться в работе штурманским составом, радиооператорами, судомеханиками, добытчиками и технологами судов и другими специалистами флота, а также курсантами мореходных училищ и студентами вузов при изучении английской, эстонской и русской морской терминологии и деловой речи.
За добросовестный труд в обучении и воспитании будущих мореходов Кулно Иоханнесович имеет ряд наград о руководства ВРПО "Запрыба", начальника Таллинского мореходного училища МРХ.
Он награжден Почетной грамотой и нагрудным знаком от Президиума Верховного Совета Латвийской ССР.
Кулно Иоханнесович был руководителем практики курсантов в море.
К. Олев ведет большую общественную работу, избирался депутатом Калининского райсовета Таллина, занимается военно-патриотическим воспитанием.
Недавно Кулно Иоханнесович отметил свое шестидесятилетие. Эта дата отмечена также и общественным признанием: он представлен к званию "Отличник просвещения ЭССР".
По поручению группы товарищей и учеников и от себя лично горячо поздравляем Кулно Иоханнесовича и желаем ему доброго здоровья и больших творческих успехов в деле обучения и воспитания будущих моряков


Ю. КОНТОРИН.
ТМУРП 0 Нет комментариев
ЗАВИСИТ И ОТ ПЕРВОЙ ВСТРЕЧИ - 27 09 1986
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ОДНИМ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПУНКТОВ В НАШЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ЯВЛЕТСЯ ПРОВОДИМАЯ ЕЖЕГОДНО РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ НОВОГО УЧЕБНОГО НАБОРА, ИМЕНО ОТ ТОГО, НАСКОЛЬКО ОНА ЭФФЕКТИВНА, БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ НЕ ТОЛЬКО ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА НАБОРА, НО И ЕГО КАЧЕСТВО.

Подготовка к проведению нового набора началась заранее и осуществлялась по плану мероприятий профориентации молодежи. Много сделали сотрудники и преподаватели училища. Их регулярные встречи с выпускниками школ, организация дней отрытых дверей — бесспорный результат глубокого понимания нашим коллективом задач сегодняшнего дня. Опыт такого общения доказал, что многим школьникам, вступающим в жизнь, мы помогли сделать правильный выбор будущей профессии. Для повышения качества сдачи вступительных экзаменов при училище были организованы шестимесячные подготовительные курсы, на которых в этом году обучалось 75 человек. Показатель не плохой и говорит о том, что наша работа не прошла бесследно.
Не последнюю роль призвана сыграть и приемная комиссия. Состав приемной комиссии был определен заранее приказом начальника училища: в нее вошли компетентные специалисты от каждого отделения, умеющие встретить абитуриента, убедить его в правильности избранной профессии, помочь оформить документы.
Новой формой в работе нашей комиссии стал тесный контакт с классными руководителями и педагогами.
Регулярное знакомство с личными делами абитуриентов, тщательное изучение школьных или производственных характеристик, а иногда и просто беседы, позволили нашим преподавателям ближе узнать своих возможных воспитанников.
В поле деятельности приемной комиссии вошла и работа с письмами. За истекший период отвечено более чем на 1000 писем. Причем ответы давались исчерпывающие, отсылались в самые короткие сроки.
Комиссия закончила свою работу. Для успешно сдавших экзамены, наступил ответственный момент — зачисление в курсанты. Впервые в этом году отбор проводился в актовом зале в присутствии абитуриентов.
Это хорошее начинание и его необходимо продолжить в будущем. Не хочется оставить без внимания и наших работников и преподавателей училища В. Базунова, В. Боярса, Л. Юдину, М. Шелудякову, Ш. Аронович и всех тех, кто своим добросовестным участием в работе приемной комиссии способствовал ее слаженной работе.
Прозвенел первый звонок. В учебные классы и лаборатории пришло новое пополнение. Начался новый учебный год. Надеемся, что «молодые» курсанты своей прилежной учебой и примерной дисциплиной оправдают доверие нашего коллектива и еще выше поднимут звание советского моряка.

Э. СТУЛЬЕВА, начальник заочного отделения
ТМУРП 0 Нет комментариев
ОРИЕНТИРЫ - ЧЕТКИЕ - 27 09 1986
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ТАЛЛИНСКОЕ МОРЕХОДНОЕ УЧИЛИЩЕ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА НАЧИНАЕТ НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД, ВЗЯВ ЗА ОСНОВУ ЧЕТКУЮ ПАРТИЙНУЮ ПРОГРАММУ ДЕЙСТВИЙ — ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕСТРОЙКИ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ, КОТОРЫЕ ТРЕБУЮТ ОБЕСПЕЧИТЬ ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИЛИСТОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Наше учебное заведение имеет свою специфику подготовки, специалистов, поэтому большое внимание уделяется совершенствованию коммунистического воспитания курсантов, внедрению высокой морской культуры, созданию в училище обстановки подлинной борьбы за знания.
И вот настала торжественная минута, которую так ждали и первокурсники, и старшие курсы, и те, кто уже в этом учебном году защитит свое право на получение диплома. Утром 1 сентября на училищном плацу состоялось торжественное построение курсантов, на которое прибыли генеральный директор «Эстрыбпрома» X. Майде, секретарь парткома Я. Ялакас, вместе с ними пришли в училище специалисты «Эстрыбпрома», которые будут наставниками в учебных отделениях. Надолго запомнится первокурсникам и то, как под звуки Государственного гимна на мачту взметнулся Государственный флаг СССР, и вынос знамени училища.
Есть глубокий смысл в том, что первый час учебного года стал у нас в училище Уроком мира, а этот торжественный день — День знаний — всенародное торжество страны, где знания стали силой, созидающей новый мир, где идея партийного съезда о качественном преобразовании труда предъявляют высокие требования к подготовке моряка рыбопромыслового флота — такую мысль в своем приветствии высказал генеральный директор X. Майде. С приветствиями выступили также секретарь парткома Я. Ялакас, зместитель секретаря комитета комсомола «Эстрыбпрома» И. Кашинская и другие. И было очень отрадно, что был такой торжественный ритуал по случаю начала учебного года, какого не было уже давно.
Уроком мира начались занятия во всех учебных группах. Хотелось бы пожелать молодым людям осознать правильность выбранного в жизни пути, научиться нести ответственность за свои поступки и за поступки людей, рядом с которыми ты живешь. Сейчас, как никогда, нужно дать каждому курсанту почувствовать свою необходимость производству, свою будущую причастность к флоту рыбного хозяйства.
Известно, что на совещании в ЦК КПСС в июне этого года, как и на XXVII съезде КПСС» вновь было отмечено, что ни темпы, ни глубина реализации школьной реформы не удовлетворяют сегодняшние требования. Есть еще сила инерции, боязнь принятия самостоятельных решений. Быть с веком наравне не просто, а особенно в системе просвещения. Нельзя забывать, во имя чего и кого начинается перестройка. Ее центральная фигура в нашем училище — курсант. Можно иметь замечательный учебный корпус, обще житие, лаборатории, но все это богатство окажется бесплодным, если курсант останется школяром, нахлебником на пиру чуждого ему знания.
Главной заботой в училище также становится качество преподавания. И мы начинаем учебный год с признания и критического анализа наших ошибок, в процессе воспитания и обучения. Курс сейчас берется на активные формы и методы ведения учебного процесса, на резкое повышение требовательности к качеству лабораторных и практических занятий, повышение качества курсового проектирования.
Ваш преподавательский состав опытен, умеет побуждать курсантов мыслить, воспитывает интерес к будущей специальности — это А. Нордман, Л. Бычкова, А. Четвериков, Н. Горбунов, X. Ольмерс, М. Шелудякова, Л. Юдина, Е. Воложкович, Л. Хорошоженова, Р. Вестман, Л. Ыунпуу. В своей педагогической деятельности они проявляют не снисходительность, а понимание, не поучение, а духовное наставничество, не опеку, а подлинную заботу, не придирчивость, а строгость.
Есть еще у нас ряд недостатков и в воспитательном, и учебном процессе, немало нерешенных хозяйственных вопросов, которые и командование училища, и преподавательский состав стараются исправить и имеют уже ряд обнадеживающих результатов.
Особую необходимость училище испытывает в ремонте жилых и учебных помещений, укреплении материальной базы.
На августовском педагогическом совете училища, на общем партийном собрании выработан ряд первостепенных мероприятий для коренной перестройки всей деятельности училища. Нет сомнений в том, что командование, преподаватели и сами курсанты будут неуклонно умножать свой вклад в реализацию качественного преобразования всей деятельности училища. И думается, что из сегодняшних курсантов вырастет социально активное поколение молодых специалистов.

В. Боярс, заведующий лабораторией, заслуженный рационализатор РСФСР.
ТМУРП 0 Нет комментариев