0 RSS-лента RSS-лента

Пара историй из практики

Автор блога: ТМУРП
ВЫЗДОРОВЕЕТ ПЕРВИЧКА - УЦЕЛЕЕТ ПАРТИЯ – 25 10 1990
Партийная жизнь: отчёты и выборы


Сначала — официальная информация. Отчетно-выборное собрание коммунистов Таллиннского морского колледжа состоялось 28 сентября. Присутствовало 30 коммунистов, хоть на день на учете состояло 42 члена КПСС и три кандидата. Вел его В. ПИСАРЕЦ, военный руководитель колледжа. С отчетом о проделанной работе выступил секретарь партбюро В. БОЯPC. Собравшимся были предоставлены тезисы программы действий, разработанные партийным бюро первичной организации. На собрании присутствовал заместитель секретаря парткома Б. РУДКОВСКИЙ.


Первичка — капля воды, в которой ясно и полно отражаются все процессы, присущие и Центру и всей КПСС. Она всей плотью и кровью своей вынуждена принимать всякое решение Центра и расплачиваться за всякое решение Центра. И пункт такой-то решения такого-то становится для нее самой жизнью. Может ли быть здоровым, полнокровным, бодрым и энергичным организм, переживший столько уклонов, перегибов, ошибочных решений и неверно избранных направлений? Л потому: выздоровеет первичка — уцелеет партия. Сейчас же, на мой взгляд, «наверху» все еще пытаются спастись косметическими процедурами, подлечить чуть-чуть, добавить витаминчиков. Увы, терпение больного, его запас прочности кончились, большинство рядовых коммунистов не устраивают решения XXVIII съезда КПСС, недаром сегодня столь велик отток из КПСС. И не стоит думать, что уходят только карьеристы, нечестные приспособленцы, лишние и ненужные. Уходят, по большей части, хорошие люди, обескровливая КПСС. Анемия уже налицо, и рядовые коммунисты, видя это, ждали от Центра и съезда решений по жизненно важным вопросам. Но то, что очевидно на земле, почему-то не видно с Олимпа.
Пережила все эти скорбные этапы и первичка Таллиннского морского колледжа, меняя на ходу стратегию и тактику. Перестали существовать цеховые партийные организации, сократилось число коммунистов, за первой волной выходов, когда из КПСС по политическим мотивам уходили в основном представители эстонского населения, накатила вторая — уходят коммунисты из числа некоренного населения. И не только новоиспеченные, увы, в моем присутствии от партбилета отказался человек весьма преклонных лет и имевший немалый партийный стаж. Но наиболее драматическая страница последнего партсобрания, на мой взгляд,— выход из КПСС В. Абиха, фамилия которого не раз и не два звучала в отчетном докладе. Был В. Абих и секретарем цеховой парторганизации, и заместителем секретаря партийной организации.
«Абих — хороший человек. — скажет мне после партсобрания Владимир Рудольфович Бояре,— я сожалею, что он все-таки вышел из партии, у этого человека на то свои, очень серьезные, принципы». На мой взгляд, этот факт из числа переломных, угрожающих балансу, при котором нарушается жизнедеятельность целого. Меня глубоко задела фраза Абиха, на которую, похоже, в пылу никто не обратил внимания: «Обещаю собравшимся больше никогда не вступать ни в какие партии и общественные организации». По-моему, это свидетельствует о глубоком духовном кризисе, который переживает наше общество. Но каждый частный случай, с которым приходится сталкиваться, ранит больнее, чем общая констатация, потому что за ним судьба и жизнь.
Пережили коммунисты колледжа и отмену шестой статьи, пережили по-разному: одни, как потерю твердой почвы, другие, как обретение ее, поскольку девять человек пополнили первичку после падения этой статьи. Вместо СТК появился совет колледжа. Жизнь первички вела счет удачам и просчетам. Партбюро провело 36 заседаний, из них 14 расширенных, но при этом одно из заседаний было посвящено слабому выполнению собственных же решений. Не обошли первичку колледжа и прочие общие тенденции: падение партийной дисциплины, образование внутрипартийных течений, растерянность некоторых коммунистов перед стремительна меняющимися жизненными, политическим и идеологическими реалиями. Из 14 партсобраний посещаемыми оказались только шесть-семь, видимо, это число и является оптимальным, потому что только, где-то одна треть коммунистов посещала каждое второе партсобрание. Но, тем не менее, коллектив колледжа уцелел, уцелел и авторитет партийной организации, ее руководителя, сохранились и даже усилились связи парторганизации со всем коллективом колледжа.
Не могу оставить за пределами этих заметок еще одно ощущение: слишком напомнил мне облик этого партсобрания, партсобрания застойных времен. Все то же деление на центр и галерку: здесь ветераны, там — молодежь. Здесь активность, там шуточки, журнальчик в руках — несогласие, прикрываемое ерничеством. Причем расположилась галерка вокруг В. Абиха, и это тоже симптоматично: как бы не потерять и этих. Может быть, ветераны парторганизации слишком непоколебимы в своем и слишком нетерпимы к иному мнению?
По крайней мере, на этом собрании было отклонено предложение молодых: не устанавливать заранее четких идеологических границ, в пределах которых возможна консолидация сил коммунистов на предстоящем съезде. Старшие настояли на своем: консолидация только на платформе решений XXVIII съезда КПСС.
Думаю, парторганизации очень повезло с секретарем — В. Боярсом. Он интеллигентен, хоть именно интеллигенцию и винит в нынешней смуте и распаде рядов, он современно мыслит, принимает прогрессивные, достаточно непривычные и сложные явления сегодняшнего дня. И программа действий, тезисы которой были предложены собранию, выражают стремление к консолидации, возвращению парторганизации всем строем своей работы и жизни к идеалам коммунистического движения, а значит, и личностного авторитета каждому коммунисту.
За избрание В. Боярса секретарем парторганизации проголосовали единогласно.
...Первична принимает свою программу действий. По-моему, это замечательно! Мы к этому пришли. И именно это дает надежду на то. что рядовые коммунисты, такие вот самостоятельно и неравно душно мыслящие и действующие первички вдохнут новую силу в партию.

Л. КУДРЯВЦЕВА, наш спец. корр.
ТМУРП 0 Нет комментариев
ЧТО ЖДЁТ КОЛЛЕДЖ? – 19 04 1990
Совет Министров СССР Постановлением от 7.02.90 года № 120 передал наше учебное заведение в подчинение республики. Причем согласно этому постановлению передача должна производиться на основе договора между Министерством рыбного хозяйства СССР и правительством республики. На основании этого Совет Министров ЭССР принял свое постановление о передаче нашего учебного заведения в подчинение республики. Все это сделано вопреки мнению нашего трудового коллектива, который неоднократно высказывался против передачи в подчинение республики и высказал пожелание остаться в составе АП «Эстрыбпром». На собрании трудового коллектива колледжа десятого февраля представители "Эстрыбпрома» заявили, что, как только наше учебное заведение будет передано республике, "Эстрыбпром" прекратит его финансирование. А заместитель министра просвещения ЭССР на этом же собрании заявил, что у республики нет средств, содержать наше учебное заведение. Что же ждет наш коллектив, наших студентов? Закрытие учебного заведения! Не дожидаясь заключения договора между МРХ СССР и правительством ЭССР о передаче нашего учебного заведения, ректор А. Лыокене создает комиссию для передачи колледжа в подчинение республики. Кроме того, статья 2 Закона «Об экономической самостоятельности Литовской, Латвийской и Эстонской ССР» гласит: «Предприятия могут самостоятельно заключать договоры с хозяйственными партнерами и вступать на добровольных началах в республиканские, союзные и другие ассоциации. Получается, что, приняв решение остаться в составе АП «Эстрыбпром", наш коллектив поступил в соответствии с этим законом. Так о какой передаче может идти речь. Что же ждет наше учебное заведение? А что думает по этому поводу СТК объединения?

А. ЧЕТВЕРИКОВ, член совета Таллиннского морского колледжа.
ТМУРП 0 Нет комментариев
РАСШИРЯЮТСЯ ГРАНИЦЫ ДРУЖБЫ - 09 11 1989
Таллиннский морской колледж — бывшее мореходное училище МРХ СССР — в плане развития интернациональных связей заключил прямые договора с Кубинским институтом рыболовства им. А. Г. Линеса в Гаване и с финским морским колледжем в г. Котка.
Кубинскому институту в порядке учебно-методической и материальной помощи переданы учебные пособия и оборудование, инструменты, станки, литература, фильмы на сумму 19 тысяч рублей. В текущем учебном году преподаватель колледжа Л. Канделин и заслуженный преподаватель ЭССР В. Сирк в течение месяца работали в институте им. А. Г. Линеса на кафедрах промрыболовства и технического черчения. С 15 сентября на Кубе продолжает эту работу преподаватель Л. Устич, а в марте 1990 года в Таллиннский колледж прибывает на стажировку преподаватель института.
На базе учебных центров ПО «Эстрыбпром» и «Эстрыбакколхозсоюза», тренажера нашего объединения, на судах в море прошли стажировку десять специалистов кубинского рыболовного флота — судоводители, механики, мастера промрыболовства. В ближайшее время ожидаем еще группу в пять человек.
А на судах кубинского рыболовного флота в текущем году прошли стажировку с углубленным изучением испанского языка четверо выпускников Таллиннского морского колледжа, которые затем будут работать в "Эстрыбпроме". В настоящее время там же проходят преддипломную практику пятеро курсантов судомеханического отделения ТМК, а затем такую же практику пройдут десять радистов и технологов.
Расширяются связи с морским колледжем в г. Котка. 12 преподавателей-таллиннцев в течение недели стажировались в Финляндии. Подготовлены договор и программа сотрудничества наших учебных заведений. В них предусмотрена взаимная стажировка преподавателей, обмен студентами для аудиторных занятии, а также практика на учебных судах "Крузенштерн" и финском "Катарина".
Коткаский политехникум будет готовить для нас судомехаников. Уже достигнута договоренность по этому вопросу.
В сентябре на базе Коткаского Морского колледжа состоялось международное совещание морских учебных заведений Балтийского региона, на котором выступил проректор по учебной работе ТМК Г. Нетробчук.
В конце сентября мы принимали УС "Катарина" с преподавателями и курсантами из Котки. Для финских коллег были организованы экскурсии в рыболовецкий колхоз им. С. М. Кирова, на Парусный центр, в Морской музей, по Старому городу.
Гости осмотрели кабинеты и лаборатории колледжа, курсанты из Котка в нашем клубе встречались со своими товарищами-курсантами ТМК на вечере отдыха.
Во время стоянки УС "Катарина" в рыбном порту Талина на борту судна побывали руководители нашего объединения, "Эстрыбакколхозсоюза", Таллиннского морского колледжа.
В дальнейшем руководство ТМК предлагает расширять интернациональные связи с морскими учебными заведениями СРР, ГДР и Польши.

И. Ерыгин, проректор Таллинского Морского колледжа
ТМУРП 0 Нет комментариев
Хельмут Олтерс. ЗА ВЕРНОСТЬ МОРЮ И МОРСКОЙ ПРОФЕССИИ - 05 10 1989
1 ОКТЯБРЯ - ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Хельмут Олтерс... Его в Таллинском мореходном училище знают все. За 30 с лишним лет, что проработал Олтерс в стенах училища, был он и директором тогдашнего рыбопромышленного техникума, и преподавателем на судоводительском отделении, а с недавнего времени Хельмут заведует учебно-производственными мастерскими. Но главным и любимым делом для него была и осталась преподавательская работа.
Слово «учитель» берет свое начало от глагола «учить». Но есть у этого слова и другое, не менее, а, может быть, и более важное значение. — воспитать. Воспитать, прежде всего, человека. Главную роль в этом процессе играет личность самого учителя, его человеческие качества или, выражаясь языком педагогики, «личный пример».
Авторитет Олтерса среди коллег и курсантов училища всегда был бесспорен. Заслужил он его не только великолепным знанием предмета судовождения, но и своими душевными качествами. Всегда спокойный, уравновешенный, мягкий, Хельмут никогда не повысил голоса, не вышел из себя... Неизменно вежлив. Не потому ли на урок к нему курсанты всегда идут с удовольствием? Для Хельмута Олтерса же, как и для любого учителя, лучшей наградой за свой труд являются достойные ученики. А за доброту и талант преподавательский Олтерс вознагражден сторицей — не пересчитать, пожалуй, сколько классных специалистов, настоящих моряков, учившихся у Олтерса искусству судовождения, бороздят ныне морские просторы. Некоторые из его учеников сами стали преподавателями морского дела, и теперь вспоминают его уроки с благодарностью.
О ней, о благодарности учителю за доброе отношение, за ту душевную щедрость, которую много лет отдавал Хельмут Олтерс своим ученикам, говорил почти каждый из тех, кто пришел на торжество, посвященное 60-летию Олтерса. Кстати, гладя на Хельмута, никогда не скажешь, что ему уже шестьдесят - настолько моложаво и подтянуто он выглядит. А ведь труд учителя не назовешь легким...
В юбилейные дни обычно принято перечислять все регалии и награды юбиляров. У Олтерса их предостаточно. Можно назвать хотя бы такие, как звание "Преподаватель-методист", присвоенное Олтерсу Министерством рыбного хозяйства в 1988 году, звание "Ветеран объединения», вспомним также, что Хельмут избирался секретарем партбюро, депутатом райсовета, а в настоящее время является секретарем партийной организации судоводительского отделения.
Несмотря на то, что шестьдесят лет возраст пенсионный, Олтерс не оставил преподавательскую работу, а продолжает отдавать свои знания и опыт молодому поколению. Думается, что и не мог Хельмут поступить иначе,
Ведь преданность любимому делу неотъемлемая черта его характера. В тексте поздравления Олтерсу от его коллег есть такие слова: "... за верность морю и морской профессии." Воистину, лучше и не скажешь.

Фото А. Баранова
ТМУРП 0 Нет комментариев
ТМУ НА ХОЗРАСЧЕТЕ? – 04 05 1989
Отвечая на приглашение к серьезному разговору, прозвучавшее в статье начальника Таллиннского мореходного училища Минрыбхоза СССР Аарне Лыокене «Каким быть училищу ? » ( Рыбак Эстонии » за 21 марта 1989 года), и мне захотелось поделиться мыслями по вопросу, вынесенному автором в заголовок. Согласен с А. Лыокене: не форма училища, а качество обучения специалистов главное в рассматриваемом вопросе: профессиональное соответствие выпускников учебного заведения требованиям производства.
Издавна известно: каковы командные кадры, такова и армия. Отлично подготовленные в профессиональном отношении, физически и духовно здоровые, имеющие соответствующий практический опыт работы на судах специалисты способны повести весь экипаж, трудовой коллектив на решение самых сложных производственных задач в неспокойное время перестройки. Да, в нашем училище есть маяки - преподаватели, отдающие все знания, всю душу становлению молодого поколения командных кадров флота. Немало в училище и курсантов, занимающихся только на отлично, активно участвующих в техническом творчестве, физкультурно-спортивной работе, общественной жизни училища. Сделать опыт лучших достоянием всего коллектива ТМУ — задача администрации, партийной, комсомольской и профсоюзной организаций.
Другим моментом, положительно отражающимся на деятельности училища, по моему мнению, должно быть перезаключение договоров о сотрудничестве между отделениями ТМУ и отделами (службами) управления, структурными подразделениями объединения. Автор правильно указывает, что договоры были заключены более трех лет тому назад. После этого приняты законы и постановления директивных органов, которые значительно расширяют права предприятий (объединений), трудовых коллективов. Да и сама жизнь вносит свои коррективы. Почему бы теперь не учесть всего этого? Бесспорно, в этих договорах нужно отразить расчетные взаимоотношения, положительный опыт взаимодействия радиотехнического отделения (начальник В. Зотов) с отделом связи ( Е. Злобин), судо-механического отделения (М. Блитштейн) с механико-судовой службой (А. Эрсис). Бесспорно и то, что инициатива должна исходить от отделений училища.
Следующий фактор, который мог бы поднять престиж училища - это повышение требовательности приемной комиссии. Что имеется в виду? При беседах с курсантами второго курса на комиссии по оформлению паспорта моряка, в характеристиках, оформленных, классными руководителями и представителями общественных организаций, весьма часто можно слышать и читать: "среднеуспевающий", или даже "имеющий текущие неудовлетворительные оценки" и т. д. Выясняется и то, что эти знания, с позволения сказать, — фундамент - был заложен еще в общеобразовательной школе, а училищная комиссия при приеме пошла на поводу у плана набора в ущерб качеству. Думается, что установление постоянных контактов с определенными своими школами, шефство над потенциальными абитуриентами еще в период их учебы в младших классах, и, конечно, более энергичное использование в этих целях школы юнг — все это позволит добиться более качественного отбора абитуриентов.
Все, о чем говорилось выше,— внутренние дела училища, не требующие особых денежных вложений. Конечно, необходимо подумать и о рациональном использовании имеющихся помещений училища под учебные аудитории. Для чего должна быть проведена ревизия учебно-лабораторной базы: ее соответствие учебным планам подготовки специалистов, загруженность занятиями; разработан единый общеучилищный план развития и совершенствования учебно-материальной базы с возложением обязанностей на отделения, конкретных лиц и определением сроков выполнения.
Совсем иначе звучит следующий вопрос. Известно, что в условиях хозяйственного расчета предприятиям, заказывающим специалистов, не безразлично - какого качества выпускник. Предприятия ищут и будут, искать наиболее выгодные, варианты. В этих условиях педагогический коллектив, если он хочет «быть на коне", - должен постоянно не просто искать «рынки сбыта своей продукции«, но и предлагать промышленным предприятиям более выгодные договоры, чем соседние учебные заведения. Видимо, такими вариантами могут быть расширение возможностей выпускаемых специалистов. Скажем: выпускник-судомеханик имеет навыки и квалификационное свидетельство на производство электросварочных работ, а выпускник-радиоспециалист — право на ремонт и обслуживание видеоустановок и т.д. Естественно, могут быть и другие варианты. Важно также и то, чтобы выпускники по прибытию из училища на предприятие сразу могли включаться в производственный процесс. Другими словами, у них имеется рабочий диплом и паспорт моряка; а те, кому положено, прошли стажировку на тренажерах, имеют удостоверение специалиста по плотам и спасательным шлюпкам или по кислородным изолирующим приборам, и т.п. В условиях быстротечной смены технологического оборудования и технологий, весьма важную роль приобретает способность выпускника к самостоятельной работе, его привычка выполнять свою работу только хорошо.
Что касается наносимого ущерба специальному образованию - престиж его зависит от качества выпускников! Известны факты назначения выпускников нашего училища сразу на должности третьих механиков, и в то же время отдельные выпускники «умудряются» по два-три года (весь период молодого специалиста!) находиться на рабочих должностях. Из этих фактов тоже следует делать правильные выводы: широкое использование внеучебного времени на участие в работе кружков технического творчества, рационализации, занятие водными техническими видами спорта - все это важно для становления специалиста высокой культуры.
И последнее. Аргумент, высказанный А. Лыокене в пользу морского колледжа, на мой взгляд, несостоятелен: уже два года без экзаменов — по собеседованию — зачисляют в вузы по специальностям, полученным в среднем мореходном училище.


Ю. КОРОТКОВ, начальник отдела подготовки кадров и учебных заведений ПО «Эстрыбпром».
В БЮРО ПАРТКОМА ОБЪЕДИНЕНИЯ - 11 04 1989
Состоялось очередное заседание парткома объединения, на котором был рассмотрен вопрос "О личном вкладе коммуниста А. Лыокене в организацию учебно-воспитательного процесса, улучшение условий быта и отдыха курсантов Таллиннского мореходного училища Минрыбхоза СССР ".
Бюро парткома отметило, что комиссией по подготовке данного вопроса выявлены значительные недостатки в организации учебно-воспитательного процесса, быта и отдыха курсантов. Комиссия признала работу коммуниста А. Лыокене неудовлетворительной.
Бюро парткома указало коммунисту А. Лыокене на необходимость оперативного устранения отмеченных недостатков.
Политические «Проходимцы» в трагикомедии Перестройки…
«Думаю, данный вопрос волнует многих - не только тех, кто посвятил какой-то отрезок своей жизни воспитанию молодежи и сейчас работает в училище, но и тех людей, которые по роду своем деятельности связаны с проблемами обеспечения флота квалифицированными командными кадрами…»
Так начинает свою статью «КАКИМ БЫТЬ УЧИЛИЩУ?» Арне Фридрихович Лыокене, начальник Таллиннского мореходного училища МРХ СССР в марте 1989 года. Очень важно сразу запомнить - в 1977 А. Лыокене был заместителем начальника училища по политической части А. Лыокене. Т. е. этот эстонский советский «товарищ», включая политический смысл слова, был верный коммунист-ленинец с большим стажем.
Итак Арне Фридрихович первым делом дает понять нам …о неких своих заслугах в деле воспитания и профессионального обучения курсантов ТМУРП, о наличии личного авторитета.
Он, коммунист со стажем и пропагандист, и сторонник советского образа жизни, с первых строк постулирует, что «… неважно, каким будет по форме училище в будущем, главное каких специалистов оно будет выпускать. Смогут ли эти специалисты успешно работать в современных условиях?». С качеством специалистов ТМУРП периода СССР как-то справлялось и до и без А. Лыокене. А условия у нас в 1989 году очень мутные. Во все еще пока Советской Эстонии круто разворачивается антисоветское, русофобское, сепаратистское движение на фоне Буржуазной революции в России и реставрации Капитализма. Логично рассуждает и верный линии Партии Арне Фридрихович – ТМУРП требуется тоже Перестройка. Основания он подводит немедленно – низкий уровень подготовки в училище, который можно и за год дать курсанту. А то, что многие курсанты приходят после 8 классов и им требуется общеобразовательное обучение, что необходимо дать курсантам и более продвинутое средне-техническое Лыокене опускает. Откровенно врет и спекулирует в своей статье Фридрихович тем, что после окончания училища «курсантов» не продвигают сразу же на командные должности, а держат «на рабочих должностях». Можно привести массу противоположных примеров из истории Эстрыбпром, можно системно объяснить даже необходимость стажировки курсантов и выпускников, но для Лыокене, болеющего за судьбу курсантов, за их карьеру, за будущее современного моряка и профессиональный уровень будущих работников Эстрыбпрома, это непостижимо! «Слеза ребенка не стоит…».
« А с другой стороны, он все чаще задумывается о том, стоило ли учиться три-четыре года для того, чтобы достичь результат, к которому можно придти и за один год. Такие мысли вместе с неизбежной "воспитательной" работой наносят непоправимый ущерб среднему специальному образованию, существенно снижая его престиж. Именно подъем престижа образования, совместная работа в этом плане коллектива училища и базового предприятия являются главными целями в ходе перестройки.» О каком ущербе от "воспитательной" работы среднему специальному образованию и снижении его престижа говорит Фридрихович, бывший заместитель начальника училища по политической части? Кажется, этот прохиндей знает, что делает, и учитывает, что Советская Власть формально еще не демонтирована, поэтому тут же отрабатывает назад.
« Необходимо отметить, что для достижения вышеуказанных целей и училище и ПО Эстрыбпром находятся в весьма благоприятных условиях. Проходившим в течение трех с лишним лет эксперименте по включению училища в состав объединения показал, что это важное и нужное дело. Руководство училища уже не видит других вариантов сотрудничества и с большим удовлетворением относится к завершаемой сейчас работе по включению училища в состав объединения в качестве структурного подразделения. За три года мы приобрели большой опыт совместной работы. Между отделениями училища и отделами объединения заключены договора о сотрудничестве. Проведено много совместных мероприятий, в том числе и по линии партийного и комсомольского комитетов."
Так, все идет хорошо или плохо? Может быть, не требуется вмешательство Фридриховича? Похоже, это не господин-товарищ Лыокене, а партийно-комсомольские органы и руководство ПО Эстрыбпром проводят реструктуризацию и обновление ТМУРП, и проводят, если следовать сказанному Лыокене, довольно успешно. О «чем плач Ярославны?» Господин-товарищ и коммунист всеми способами, правдами-неправдами, финтами и наскоками, пытается вывести ТМУРП из состава Эстрыбпром, из под влияния советских идеологических формирований, и слить с Таллиннским мореходным училищем МРХ, а затем этот конгломерат увести под крыло намечающейся буржуазной Республики Эстонии. Ай да ветеран, ай да коммунист!
Как это может быть? А прикрывает разрушительные и антисоветские действия коммуниста Арне Фридриховича еще более тяжеловесный товарищ-коммунист и депутат, обвешанный медалями и облизанный, обласканный Советской Властью …Хуго Майде, генеральный директор ПО Эстрыбпром. Правда и он успокаивает, что это вряд ли произойдет раньше, чем через 6-7 лет!
Для проработки данного вопроса организована совместная комиссия из представителей ТМУ МРХ СССР, ТМШ МРХ СССР (которая тоже подлежит ликвидации), ПО Эстрыбпром (будет уничтожено даже раньше, чем через 6-7 лет) и УКП КТИРПХ. Возглавляет комиссию заместитель генерального директора Ю. Дергунов.
Ю. Дергунов сам ветеран Эстрыбпром и выпускник «злосчастного» ТРТП-ТМУРП. Вот как упоминают о ТРТП – «Немало славных тружеников моря подготовил Таллинский рыбопромышленный техникум. У нас на флоте хорошо знают Ю. Дергунова, Г. Нечкина, В. Токмакова, Н. Трунова, Б. Зенева, А. Сафонова, Ф. Тамма и других судоводителей. Все они получили специальное образование в этом техникуме». Как господин-коммунист Дергунов смог поднять руку на свою «альма-матер»?!
Лыокене раздает много «плюшек» сомневающимся: здесь и экономия средств, в духе горбачевской Перестройки; возможность (только теоретическая) в будущем поступать без экзаменов в высшие мореходные училища; отказ от традиционной морской формы курсантов – Лыокене предлагает шить гражданские костюмы и пришивать на них эмблемы. Особенно хороша идея, что уровень подготовки курсантов позволит, стажироваться за рубежом и получать там работу! Какова «конфетка»! Правда, странно, убежденный коммунист-ленинец, взращенный в социальной среде СССР и никогда не плативший за образование, общежитие, питание и форму, предлагает сразу же, сделать платным питание курсантов, и красивый костюмчик штатский с эмблемой на 70% оплачивать им же. Социалист..!?
И все же ренегат-отступник, политический проститут, главное видит в другом. По его мнению, закрытую форму содержания курсантов следует отменить – не нужно общежитие, не нужны педагоги-воспитатели (часто коммунисты, ветераны и отставники ВМФ), и не нужны такие Лыокене Арне Фридриховичи, коммунисты - заместители начальника училища по политической части. Вообще коммунисты не нужны…Чистое профобразование для будущих буржуазных курсантов, без всякой там идеологии. Ну разве что – буржуазной, антисоветской. А начальником училища по буржуазной политической части останется «человек и пароход» Арне Фридрихович.
В конечном итоге, путь предательства кончается всегда одинаково – подлинное мурло морального и идейного деграданта всплывает и начинает диктовать образ жизни. Новый буржуа коммунистического розлива, Лыокене Арне Фридрихович, был уволен по требованию преподавательского коллектива того самого «буржуазного Морского Колледжа» за использование служебного положения в целях личного обогащения и неподобающие начальнику действия, вредившее существованию самого Колледжа.
САЛЮТ, КАМАРАДОС! – 24 01 1989
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Дневник «Крузенштерна»

Борт УС "Крузенштерн" (но радио). Завершается переход нашего учебного парусного судна через Атлантику. Барк подошел к берегам Кубы. В самом начале рейса "Крузенштерн" подвергся суровому испытанию — ураганный ветер более 3,5 метров в секунду задерживал продвижение в южной Балтике. Пришлось воспользоваться услугами МСБ "Ураган". От пролива Ла-Манш погода благоприятствовала - плаванию.
Покинув Канарские острова, судно, используя северо-восточный пассат, большую часть пути прошло под парусами.
С первых дней рейса курсанты Таллиннского и Мурманского мореходных училищ проводят напряженные занятия по программе плавпрактики и выполнению заданий плав семестра. Добросовестное отношение руководителей практики, судовых специалистов, курсантского состава к выполнению своих основных обязанностей позволило отработать объем вопросов плав-практики и плавсеместра более, чем на 30 процентов. Маяками в учебе являются курсанты Мурманского мореходного училища В. Буяков и Е. Жамайтин, Таллиннского мореходного училища И. Мельник, С. Целоусов, С. Огарков. Передовики производства среди членов постоянного экипажа — боцман Ю. Иващенко, старший матрос О. Аниховский, механик В. Шушковский, старший штурман Е. Немержицкий, второй помощник капитана В. Рахманин.
Не только учебой, трудом, парусными авралами заняты экипаж и курсанты. Свободные от вахт и работ занимаются атлетической гимнастикой, в кружке по судомоделизму, фотоделом, в судовом вокально-инструментальном ансамбле, а также в группе по изучению эстонского языка.
Заканчивается и подготовка к проведению информационно-пропагандистской работы в портах острова Свободы. Впереди очередной этап рейса — совместная плавпрактика с кубинскими курсантами, большая интернациональная работа.

Г. КОЛОМЕНСКИЙ,
капитан;
А. ЗАЛУЖНЫЙ,
первый помощник капитана.
ТМУРП 0 Нет комментариев
ПО РЕШЕНИЮ КОЛЛЕКТИВА – 27 06 1991
Конфликт между директором Таллиннского морского колледжа (мореходного училища рыбной промышленности) А. Лыокене и частью преподавательского коллектива начался несколько лет назад. Усилия профсоюзной и партийной организации, администрации «Эстрыбпрома», структурным подразделением которого являлось тогда это учебное заведение, ни ликвидировать это противостояние, ни найти какие-либо взаимоприемлемые решения, не давали никаких результатов.
Наоборот, в последние год-два, после выхода колледжа из юрисдикции Минрыбхоза СССР и перехода его в ведение республиканских органов, проблемы обострились настолько, что уже грозили сорвать нормальную подготовку специалистов рыбной промышленности в республике. В конфликт оказались втянуты не только почти весь преподавательский и администрационный состав, но и часть курсантов.
Основными претензиями, предъявляемыми к директору, были разногласия в методах и формах обучения, предполагавшееся частичное перепрофилирование обучения — введение подготовки работников морской пограничной и таможенной службы, передача штурманского отделения в Центр морского образования, несогласованность действий директора с педагогическим советом колледжа и общественными организациями, хотя многие из этих действий полностью касались всего коллектива.
Много нареканий и возражений вызывала финансовая и коммерческая деятельность, создание кооперативов, сдача помещений колледжа в аренду различным организациям, не имеющим прямого отношения к учебному заведению.
То, что А. Лыокене во многом принимал самостоятельные решения, эмоционально было расценено, как нежелание считаться «ни с кем», что вызывало определенные обиды и напряженность всей обстановки. Все это никак не способствовало нормальной учебе курсантов, дисциплине.
Когда противостояние директора и педагогического коллектива подошло к кризисной черте, по инициативе ряда преподавателей и профсоюзной организации было созвано общее собрание коллектива, на которое были приглашены представители Министерства просвещения республики, «Эстрыбпрома», присутствовали также курсанты.
Несмотря на несколько повышенную эмоциональность собрания, недостаточную его организованность, все же выяснился ряд действительно серьезных упущений в финансово-хозяйственной деятельности, как самого директора, так и административного аппарата колледжа. Например, в своем выступлении и в ответах на многочисленные вопросы главный бухгалтер не смогла разъяснить неясности в поступлении и расходовании денежных, в том числе и инвалютных, средств, ссылаясь на то, что у нее нет соответствующих документов. Директор же утверждал, что все необходимые документы переданы в бухгалтерию.
Найдя невозможным дальнейшее пребывание А. Лыокене на должности директора колледжа, большинством (43 голоса «за» и 9— «против») при тайном голосовании было выражено недоверие. Решение коллектива поддержало Министерство просвещения Эстонской Республики.
Исполняющим обязанности директора колледжа назначен Георгий Андреевич Нетробчук, который до этого был заместителем директора колледжа по учебной работе.

НАШ КОРР.
ТМУРП 0 1 комментарий
НА ПУТИ К КОНВЕРТИРУЕМОМУ ДИПЛОМУ - 24 10 1991
НА ПУТИ К КОНВЕРТИРУЕМОМУ ДИПЛОМУ находится Таллиннский морской колледж, которому 20 сентября 1991 года на основании решения № 158 Министерства просвещения Эстонской Республики дан статус высшего учебного заведения.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Нетробчук Георгий Андреевич ректор ТМК - 24 10 1991



Как вы понимаете, за этим радостным событием — вороха, кипы проблем, которые, если и не требуют сиюминутного разрешения, то и ждать недели или месяцы не могут. 20 сентября — это тот день, с которого колледж обязан работать как высшее учебное заведение. Можно спорить по поводу названия (есть на нынешний день два варианта: прежнее, то бишь, нынешнее и Таллиннский морской университет), но образование нужно давать высшее уже ежедневно, на каждом академическом часе лекций, практических занятий. И тут даже самому непосвященному ясно, что учебный процесс переходит в совершенно новое качество. Меня же очень обрадовало то обстоятельство, что преподавательский состав колледжа во главе с его ректором Георгием Андреевичем Нетробчуком (на верхнем снимке) с первых дней поставил перед собой цель (и, на мой взгляд, ее успешно решает!) дать курсантам не просто высшее образование, а высшее образование на уровне лучших мировых морских учебных заведений. Наверное, далеко не все знают, что для того, чтобы получить, так сказать, конвертируемый диплом, нужно обучаться по учебным планам, утвержденным в ИМО (есть в Лондоне такая специальная международная организация, которая осуществляет проверку учебных планов высших учебных заведений всех стран на предмет их соответствия ныне действующим эталонам). Осуществить подготовку таких планов, естественно, нелегко. К счастью, нашему колледжу взялся помогать Саутгемптонский институт высшего образования (Великобритания). Англичане дважды побывали в таллиннском учебном заведении, познакомились с опытом его работы, традициями, преподавателями и курсантами, дали немало ценных советов по методике учебно-воспитательного процесса. Все эти чисто дружеские отношения в недалеком будущем будут подкреплены и в официальном плане: в декабре Таллиннский морской колледж и Саутгемптонский институт высшего образования заключат договор о сотрудничестве. А пока будущие мореходы получили возможность отправить своего достойного представителя на четыре года в Великобританию учиться в престижном вузе на факультете управления рыбным хозяйством и морским транспортом.
Стипендиатом Саутгемптонского института высшего образования стал Пюви Каупо. Хочу сразу отсечь все разговоры по поводу того, что вот, мол, опять русских обошли. В таком решении вопроса о кандидатуре стипендиата никакой дискриминации нет. Просто Пюви оказался единственным, кто может без всяких адаптации и дополнительных занятий постигать науки, слушать лекции, общаясь с преподавателями на английском языке. К тому же этот курсант уже был на стажировке в Финляндии, откуда привез похвальные отзывы и характеристики.
Кстати, информация для тех, кто мечтает учиться за рубежом. На следующий год англичане собираются выделить три-четыре стипендии для будущих мореходов. Дело, как вы понимаете, за вами. А терпение, настойчивость, усидчивость, наконец, желание овладеть иностранными языками — это те самые спонсоры, которые помогут получить зарубежную стипендию.
Наверное, многих наших читателей заинтересует вопрос, чем таллиннцы смогут, ответить на внимание, гостеприимство и щедрость англичан. В долгу колледж не останется. Его преподаватели окажут английским коллегам, а также студентам из Великобритании помощь в изучении руского языка, экономики Эстонии.
Надо отметить, что добрые взаимоотношения складываются у колледжа и с Финляндией. Швецией, Норвегией. Так, Союз северных стран подарил будущим мореходам два крупных современных тренажера стоимостью в полмиллиона долларов. В специализированных морских учебных заведениях Котка и Кальмара оказывается содействие в составлении учебных планов. С ними заключены договоры о сотрудничестве, обмене преподавателями. Кстати, 25 преподавателей колледжа уже побывали в Финляндии, где принимали участие в коллоквиумах и симпозиумах, читали лекции, вели занятия. Сейчас Нью-Йоркскую международную академию управления и менеджмента собирается посетить Г. Нетробчук. Он поставил перед собой цель изучить проблемы морского и бизнесобразования, в деталях познакомиться с деятельностью известного Нью-Йоркского турококомплекса. Словом, нового и интересного в организации учебного процесса в Таллиннском морском колледже уже много и сейчас, но и не меньше ожидается в будущем. Скажем, среди таких привычных факультетов, как по подготовке судоводителей, судомехаников, электриков, рефмехаников, радистов, специалистов по технологии рыбных производств, промышленного рыболовства, судоремонта, появились и принципиально новые: факультет морской экологии и факультет международных отношений. Обучение ведется (и выбирается по желанию курсанта) на русском или эстонском языке. Преподаватели колледжа полны решимости и в будущем, строго следовать этой традиции. А вот что касается иностранных языков, то здесь вступает в действие правило: все старшеклассники должны хорошо изучить английский, а курсанты факультетов международных отношений, кроме английского, будут изучать еще и один европейский язык: финский, шведский, немецкий, испанский и т.д. (по желанию предприятия, давшего студенту направление).
Могут ли курсанты в совершенстве овладеть иностранными языками? Да, кафедра в колледже сильная. Монтируется новейшая аппаратура лингафонного кабинета. К тому же в учебной программе много дисциплин, по которым занятия будут вести английские, шведские, финские преподаватели, так что практически у каждого курсанта будет прекрасная возможность поупражняться, превратив пассивный запас иностранных слов в активный.
Все нововведения, разумеется, стоят денег, при том денег немалых. И, конечно, меня интересовал вопрос, как это Таллиннский морской колледж собирается не просто выжить в условиях рыночной экономики, но и еще в рекордно короткий срок подняться на качественно новую ступень, заслужив авторитет на международном уровне. Георгий Андреевич Нетробчук со вздохом сказал:
— Да, финансы остаются, пожалуй, самым «узким» местом в нашей деятельности. Основную часть выделяемых средств съедает ремонт. Сегодня косметическим уже не обойтись, требуется капитальный. Но выручают, как сегодня принято говорить, спонсоры.
Думаю, что о спонсорах, а их, основных, у колледжа два, нужно сказать особо. Первый — Министерство просвещения Эстонской Республики. Оно, естественно, в роли спонсора оказалось волей-неволей после перехода колледжа в ведение республики. Какими-то большими ресурсами оно не располагает, но, тем не менее, всегда поддерживает новое высшее учебное заведение не только пониманием и советами. Так, выделив колледжу 1 млн. 800 тысяч рублей в год, министерство уже дважды в этом году добавляло из своего резервного фонда по 300 тысяч рублей.
Второй спонсор — побогаче — это Русский союз (есть, оказывается, в Эстонии такое общественное формирование, и «Рыбак Эстонии» постарается в будущем рассказать |о нем). Объединяет Союз предприятия, кооперативы и т.д. Оказывает колледжу существенную материальную помощь. В будущем обе стороны планируют расширить рамки сотрудничества, охватив и отдельные социальные вопросы.
Короче, дело двигается, ремонт, хотя и не быстрыми темпами, идет.
Не знаю почему, но, разглядывая повеселевшие стены коридоров и аудиторий, я вспомнила, как по колледжу — тогда еще, правда, училищу — пронесся года два-три назад вихрь какого-то разрушительства и вандализма. Били стекла и раковины, выдирали дверные ручки и оконные шпингалеты... Вглядываюсь в лица курсантов и уверенно заключаю: нет, эти такого сделать не могут. Да и преподаватели ребят хвалят: они, мол, сегодня сами стараются что-то починить, в субботнике принять участие. Одним словом, и здесь изменение статуса, перспектива колледжа сыграли свою роль в воспитательном процессе.
Сегодня обучение студента в ТМК стоит восемь тысяч рублей в год. Платит, как правило, предприятие, выдавшее направление. Но, как вы понимаете, предприятие навряд ли будет оплачивать умышленную порчу имущества колледжа. К тому же предприятие заинтересовано, чтобы на производство пришел высококвалифицированный специалист. А это, в свою очередь, приведет к тому, что в скором времени у преподавателей не будет проблем с успеваемостью. (Кстати, сегодня в ТМК за счет АО «Эстрыбпром» обучаются 64 студента).
Но это дело будущего, а пока у колледжа серьезные проблемы с теми, кто поступил на учебу два-три года назад, затем был призван в армию, а сегодня же вернулся продолжить обучение. У них нет направлений — значит, никто за них не платит те необходимые восемь тысяч. Колледж просто не в состоянии нести столь крупные расходы. Так что же — выставить этих ребят вон?! И здесь Министерство народного образования Эстонской Республики делает (заметьте: без лишних слов, шумихи, парадности) еще один благородный жест: берется доучить этих курсантов за свой счет. Но положение остается крайне сложным: какое предприятие возьмет этих выпускников на работу? Как будет с пропиской? Пока на эти вопросы ответа нет. Вот почему колледж с нетерпением ждет межправительственного соглашения между Эстонией и Россией, Белоруссией, Украиной и другими нашими республиками. Ведь тогда будет решен вопрос и о взаимном признании дипломов. Значит, можно будет начать ходатайство о трудоустройстве «ненаправленцев» в тех регионах, где остро испытывают недостаток в морских специалистах.
Словом, забот у колледжа много. Ну, а как чувствуют себя в его стенах курсанты? Сложно? Да. Трудно? Очень. Зато есть перспектива — перспектива интересной специальности, должности, места работы. А это определяет цель, которая и способствует той одухотворенности, которая озаряет лица нынешних студентов Таллиннского морского колледжа — высшего учебного заведения Эстонской Республики.

Н. БЕЛОБОКОВА.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимке: студент Таллиннского морского колледжа.

Фото И. ХМЕЛЕВА.