0 RSS-лента RSS-лента

Пара историй из практики

Автор блога: ТМУРП
3ВУЧИТ КУРСАНТСКAЯ КЛЯТВА – 11 10 1977
Такой день у курсантов Таллинского мореходного училища бывает один раз в году. И проводится он торжественно, празднично. В этот день училище пополняется новым отрядом будущих моряков.
Успешно сданы приемные экзамены, преодолен первый рубеж на пути к трудной, но почетной профессии. Еще вчера молодые, здоровые, энергичные парни с откровенной завистью посматривали на курсантов, мечтали и стремились встать в их ряды. А сегодня они сами одеты в ладно подогнанную красивую морскую форму. Радостью, настоящим счастьем светятся лица.
Зал клуба заполнен и новичками, и старшекурсниками. На почетных местах педагоги, командиры и начальники. Под звуки торжественного марша вносится знамя училища.
И на этот раз вручение новичкам курсантских билетов приурочено к Дню учителя. Именно поэтому в своем выступлении перед аудиторией начальник училища С. Морозов поздравляет преподавательский состав с праздником, отмечает их важный и плодотворный труд, большой вклад в подготовку умелых, стойких, идейно закаленных специалистов. Многие из преподавателей были отмечены почетными грамотами, благодарностями.
Наступает волнующий момент для новичков. Зачитывается приказ о зачислении в училище курсантами. Сергей Семиглазов и Эдуард Шевченко обмениваются радостными взглядами. Оба они приехали из Пярну. С добрым напутствием отцов, тружеников рыбокомбината. И, конечно же, с большим желанием учиться морской профессии. Вдали от морских просторов, в Новомосковске, жил и учился Анатолий Мицура. Но и его потянуло сюда, в училище.
...Замер по стойке «смирно" строй. Четким шагом выходят парни для получения курсантских билетов. С этого момента красная книжечка делает каждого полноправным членом коллектива.
Заключительная часть торжественного ритуала — курсантская клятва. Ее зачитывает Юрий Яливец. Он заметно волнуется. Еще бы! Слова курсантской клятвы накладывают на каждого большие и ответственные обязанности. Трижды звучит в зале громкое, многоголосое «клянусь».
Оркестр исполняет Государственный гимн СССР и гимн Эстонской ССР.
Пройдут месяцы, годы учебы. Повзрослеют и возмужают, наберутся практического опыта посвященные сегодня в курсанты юноши. И так же, будучи старшекурсниками, от души пожмут руки будущим новичкам, как получают сегодня поздравления сами. Их ждет море. Ласковое и суровое, приветливое и штормовое. Их ждет в будущем интересная работа, труд на благо Родины. Свой первый учебный год они начинают в канун знаменательного события — 60-летия Великого Октября. Дав курсантскую клятву, каждый юноша сядет за учебный стол с благодарной мыслью о Родине, партии, о Советской Конституции, дающей право на учебу и свободный выбор профессии.

И. ШПЕРОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вручаются курсантские билеты
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Радостные лица курсантов Э. Шевченко, А. Мицуры, С. Семиглазова.

Фото автора
РИXО ПИЛЬВ, НОВАТОР, НАСТАВНИК - 13 09 1977
КОЕ-КТО пытался отговорить Рихо Пильва: - Откажись ты от плавбазы, - речь шла о «Фридерике Шопене", — зачем тебе портить репутацию? Не знаешь разве: холодильные установки работают неустойчиво, вечно по горло в грязи...
Собственно, и отказываться то не было нужды: в отделе комплектации предлагали должность второго рефмеханика на другом судне. Уж там-то морозильные агрегаты работают куда более надежно.
Однако Рихо отказался. Решил проверить себя на прочность: чему-то научился же он за пять лет работы на «Станиславе Монюшко» после окончания Таллинского мореходного училища.
И вот «Фридерик Шопен». С чего начинать? Одних только клапанов в машине рефрижераторного отделения — около двух тысяч. Второй рефмеханик полностью несет за них ответственность. За смену, если даже бегло осматривать, вряд ли проверишь все. А нужно обеспечить их гарантийную работу не на сутки-двое, а на долгие месяцы. Рабочее давление аммиака — 11 атмосфер, так что небрежно выполненная кем-либо из членов бригады профилактическая работа быстро может привести к весьма нежелательным последствиям. К примеру: только труб рассольной и аммиачной системы на плавбазе свыше двадцати километров. Некачественная профилактика их — и труд всего экипажа, считай, пошел насмарку. Но самые сложные и ответственные агрегаты — это компрессоры и нагнетательные насосы всевозможных назначений, и множество других механизмов, предназначение которых — обеспечить рабочий холод для технологического цикла обработка рыбы.
Настораживало Рихо Пильва отношение людей к своим обязанностям. Механизмы вроде бы новые, а работали неустойчиво: что ни день, то поломка..
Чуть ли не сутками напролет приходилось пропадать в компрессорной, лично участвовать во всех профилактических мероприятиях по ремонту агрегатов. Самые сложные механизмы прошли через его руки. Вручную притирал каждый клапан.
Но один много ли сделаешь? Главное — помощники, люди. Перед каждой вахтой проводил Рихо пятиминутные инструктажи, уточнял и разъяснял подчиненным конкретные задания. Вел учет и контроль выполняемых каждым работ. Взыскательно, непрощенчески, хотя и без надрыва, относился к нерадивым. Примечал и отмечал передовых. Это позволило со временем подтянуть дисциплину, добиться слаженности в работе, а самое главное — взаимопонимания между людьми. Надлежащий уход за механизмами был обеспечен. Холодильные агрегаты стали работать более стабильно, чем раньше.
На Рихо лежит большая моральная ответственность за тех, кто здесь находится, ответственность руководителя. Вот уже два года, как ему доверили должность старшего рефмеханика плавбазы «Фридерик Шопен». И, кажется, у него есть основания сделать вывод, что должность эта оказалась ему по плечу...
Случилось однажды: вроде бы без видимой причины начал, барахлить один из компрессоров. Неспокойно стало на сердце у Рихо: почему, кто виноват? В первую очередь —
определить причину неожиданно быстрого износа механизмов. Знания и богатый опыт помогли ему выявить конструкторскую недоработку. Хочешь — не хочешь, а есть над чем поломать теперь голову в свободное от вахты время.. А усердия, усидчивости и терпения у Рихо хватает на двоих.
Составлен план действий. Вопрос: почему преждевременно изнашиваются детали компрессора? Не потому ли, что в процессе работы механизмов интенсивно загрязнялось компрессорное масло? Идея - поставить сепаратор. Реализация этого технического решения дала возможность механическим путем качественно очищать масло от примесей. Плюс к этому — в течение рейса сэкономить до трех тонн компрессорного масла. А самое главное — срок службы агрегатов увеличился.
А сколько хлопот в процессе эксплуатации доставляли шесть цилиндровых блоков компрессора? Раньше на общем выходе для замера температуры устанавливалось два термометра. Допустимая тепловая нагрузка, при которой разрешалось эксплуатировать механизмы, — плюс 130 градусов. Но бывали моменты, когда температура резко повышалась. Рихо решил: какой-то из блоков работает ненормально и требует срочного «хирургического» вмешательства.
Начинался долгий поиск неисправного механизма. Приходилось прощупывать чуть ли не каждый блок, прежде чем удавалось обнаружить повреждение. Уходила на все это уйма времени.
Рихо Пильв поделился с коллегами по работе своими соображениями: «А что, если поставить на каждый блок в отдельности по термометру?» Предложение старшего рефмеханика всех заинтересовало. Так и сделали. В результате — двойной выигрыш: улучшился визуальный надзор за каждым механизмом в отдельности, и сократилось время поиска и ремонта неисправного блока компрессора. В пять раз...
Пожалуй, трудно найти в рефотделении такое место, где бы Рихо Пильв не приложил свои знания и руки. На его счету — семь солидных усовершенствований, позволивших увеличить срок службы морозильных агрегатов и сберечь не одну тысячу рублей.
И все-таки рано успокаиваться на достигнутом. Если вообще это возможно — успокоиться. Впереди новые заботы, новые дела и идеи. После завершения нынешнего рейса плавбаза «Фридерик Шопен» уйдет в Клайпеду на капитальный ремонт. Есть у Рихо мысль — переложить визуальный контроль за работой компрессоров на автоматику, облегчить труд моряков. Удастся ли? Надо!
...За время работы на судах нашего флота Рихо Пильв подготовил около двадцати мотористов и рефмехаников. Обо всех не расскажешь, кто и кем плавает сейчас. Но вот некоторые. Получил у Рихо Пильва трудовую путевку в жизнь Ф. Коган. На плавбазе «Фридерик Шопен» работал он третьим, затем вторым механиком. В настоящий момент — высококвалифицированный специалист, настоящий мастер своего дела. И всем этим он обязан главным образом своему наставнику — Рихо Пильву.
Третий рейс ходит в море вместе с Ф. Коганом рефмоторист Арно Ваарпуу, закончивший в Таллине профтехучилище № 1. К работе относится исключительно добросовестно с душой. Рихо Пильв доверяет ему производить ремонт самых сложных узлов. В частности, клапанной группы. Арно учится заочно на четвертом курсе Таллинского мореходного училища. В свое время Рихо Пильв тоже закончил это училище и теперь помогает Арно. Хороший, толковый рефмеханик получится из него. Пройдет немного времени, и этот его подопечный обретет крепкие крылья. Как и у тех, кому повезло работать бок о бок с Рихо Пильвом...

Е. МАРУСИН, подшкипер.
Борт плавбазы «Фридерик Шопен».
ТМУРП 0 1 комментарий
СЧАСТЛИВЫЕ ДНИ И ГОДЫ ПЭЭТЕРА ПАО – 20 08 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

СТАРШИЙ механик-наладчик технологического оборудования плавбазы «Фридерик Шопен» Пээтер Пао посмотрел на часы. Прошло десять минут с момента аварийной остановки морозильного конвейера. Сломался шпиндель морозильной тележки. Пришлось ремонтировать в срочном порядке. И вот, закручена последняя гайка, убраны ставшие ненужными угольники и инструменты.
- Включите, — подал Пээтер команду мастеру рыбообработчиков Виктору Ольшевскому, — работать будет как новая.
- Спасибо за помощь. — ответил мастер.
— Чего уж там, — смущенно пожав плечами, ответил Пао.
Это его рабочий долг. Долг специалиста высокой квалификации. В обычных условиях такой ремонт, вроде проведенного, выполняется за 30 — 35 минут. В условиях же производства мороженой рыбопродукции это считается просто невозможным. Не раз Пээтер задумывался над тем, как сократить продолжительность ремонта. Советовался по этому вопросу с начальством, беседовал со слесарями. Проводил хронометраж рабочего времени и понял: решение только в том, чтобы улучшить организацию ремонтных операций. Была учтена каждая минута рабочего времени. Изготовили про запас наиболее ходкие детали. Подготовили вспомогательные материалы. Все это разместили неподалеку от работающих механизмов. Каждому члену бригады расписали, чем он должен заниматься во время ремонта. Все это дало ощутимые выгоды. Простой механизмов сведен к минимуму. Это, в свою очередь, дало возможность повысить не только производительность морозильных агрегатов, но и значительно улучшить качество рыбопродукции.
Сегодня Пээтер Пао испытывал большое моральное удовлетворение. С пользой для общего дела прожит еще один трудовой день. До конца вахты оставалось 30 минут. В силу выработанной годами привычки Пээтер, как обычно, перед окончанием смены решил проверить технологическое оборудование. Хозяйство у него немалое. Две морозильных камеры, производительность которых в сутки составляет 120 тонн мороженой рыбы. Транспортерные ленты всевозможных назначений и рыбомучные установки. Элеваторы, по которым в трюмы подаются короба с мороженой продукцией. Пресервная линия с ее капризными закаточными машинами. Пээтер обязательно заглянет в редуктор — не подлить ли смазки...
В работе третьего элеватора, как в большом измученном сердце, появились сбои. Сделал пометку в блокнотике: произвести профилактический осмотр.
И так каждый день — работа на совесть, с гарантией. Пао не может представить себя без своего любимого дела. Прикипел к своим «железкам» душой и сердцем. Наверно, поэтому Пээтер работает с огоньком, с творческой выдумкой.
Как-то он прикинул, сколько же подал рационализаторских предложений за время работы на плавбазе «Фридерик Шопен». Оказалось около 25(!), с годовым экономическим эффектом 50 тысяч рублей. Быть рационализатором - дело нелегкое. Но еще труднее быть новатором на судне. Теснота и скученность механизмов. Негусто и с подсобными материалами. Забот — непочатый край, а времени на раздумья отпущено мало. A в общем, есть над чем поломать голову и показать, на что ты способен.
Не раз Пээтер Пао видел, как матросы-пультисты, пользуясь длинным рычагом, зажимали и разжимали на морозильной тележке вручную сорок четыре протвиня. Таких технологических операции за 4 часа приходилось проделывать свыше сорока. Огромный физический труд. «А нельзя ли для этого поставить электрические моторы? " — мелькнула однажды мысль. Вечером засел за расчеты. Из многообразия вариантов был выбран оптимальный. Подобрал нужной мощности двигатель. Как снежный ком обрастал на чертежах и в натуре дополнительными узлами механизм. Приходилось учитывать и технику безопасности. Возбужденный мозг не давал покоя. Иногда Пээтер терзал себя сомнениями. Перебрал почти все соединительные муфты: зубчатые, шариковые, пружинные. Но — слишком жесткое соединение. При эксплуатации появятся перегрузки, что приведет к неизбежной аварии. Снова поиски, эксперименты. Остановился на фрикционной муфте сцепления. Практика показала, что решение его было правильным. Даже при больших перегрузках механизмы с такой муфтой сцепления работают надежно, мягко, а самое главное, — заменен тяжелый ручной труд.
Творческий труд для Пээтера — это радость свершений задуманного. Он постоянно ощущает неудовлетворенность достигнутым. Наладил бесперебойную работу закаточных машин — не успокоился. Попробовал, сконструировать механическую машинку дли резки тушки, Получилось. Производительность труда возросла втрое. Экономисты подсчитали, что только за два Африканских рейса это новшество позволило сэкономить 17 тысяч рублей.
А история с приспособлениями для укладки рыбы в металлические банки? Новшество было позаимствовано им с плавбазы «Севрыба», у мурманчан, но значительно усовершенствовано им самим. Эти приспособления он сделал более универсальными и надежными. Несомненно, и это новшество в нынешнем рейсе принесет ощутимые выгоды.
За повседневной работой не забывает Пээтер Пао и о своих подчиненных, с которыми делит все тяготы и заботы нелегкой морской службы. С должным уважением и пониманием относится он к своему помощнику — второму механику технологического оборудования Николаю Загайнову. Н. Загайнов на плавбазе «Фридерик Шопен» — не случайный человек. Море его родная стихия. Имеет Николай высшее военно-инженерное образование. Долгое время служил на Северном флоте. Не боится никакой работы. Служит настоящим примером для других. Охотно обучает своему ремеслу молодежь, щедро делясь с ней богатым опытом. Трудовая дружба двух механиков крепнет с каждым промысловым рейсом. У них нет друг от друга секретов.
Как-то Николай спросил у Пээтера:
- А ты счастлив? - Да! - не задумываясь, ответил Пао.
Счастливых дней у Пээтера очень много. К примеру, закончил Таллинский морской рыбный техникум. Стал коммунистом. А разве не счастье - иметь любимую жену и симпатичного сына? Его жена Ирика работает в городской больнице медсестрой. Пока он в рейсе, она воспитывает маленького Януса. Недавно получили трехкомнатную квартиру со всеми удобствами - живи и радуйся.
Одним словом, сколько себя помнит Пээтер Пао, столько и счастливых у него дней. Большую гордость испытывает он и за своих родителей. Это они вырастили и привили ему качества, так нужные на широкой дороге жизни.
Сейчас они на заслуженном отдыхе. Отец - Алексей Юханович - потомственный рыбак. Вся его жизнь связана с морем. Во время войны Алексей Юханович принимал активное участие в партизанском движении в Эстонии.
Сам Пээтер Пао родился в 1943 году, уже после войны, когда немного подрос, стал помогать родителям по хозяйству. Можно было бы многое вспомнить ему о тех горячих днях молодости. Комсомолец. Первые самостоятельные шаги на трудовом поприще - на Тойласком рыбокомбинате под Нарвой в качестве сменного слесаря.
Глубокий след оставила служба в Советской Армии. Солдат, младший сержант, сержант, старшина. Впоследствии механик-инструктор. Демобилизовался младшим лейтенантом.
И вот — морская стихия океанические просторы. Вот так и идет он по жизни - кузнец своего счастья, рабочий человек, хозяин своей судьбы, старший механик-наладчик плавбазы «Фридерик Шопен» коммунист Пээтер Пао.

Е. МАРУСИН, подшкипер плавбазы «Фридерик Шопен».
СТУПЕНИ МАСТЕРСТВА – 05 12 1991
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Фотография эта сделана по весне, когда РТМКС-903 «Штральзунд» только что вернулся из рейса и готовился к выходу по направлению на судоверфь в Германии, где судну предстоял запланированный ремонт. Надо было видеть с какой тщательностью и пунктуальностью готовил свое заведование к предстоящим работам начальник радиотехнической станции Юрий Чигасов. В радиорубке, по сути, значительный ремонт не предполагался, но, ответственный за свое дело, Чигасов счел необходимым еще и еще раз перепроверить вверенное ему хозяйство. Объяснение тому простое. Несколькими годами раньше Юрий Леонидович принимал «Штральзунд» из новостроя и тут, перед ремонтом, словно бы итожил, насколько оправдала себя аппаратура и как долго она еще может прослужить. Заботясь о работоспособности оборудования, имел в виду не только то, что надлежало передать его подменному начальнику РТС в наилучшем виде — предвидел, что впредь самому же возвращаться на судно и к кому тогда претензии, как не к самому себе?
Через несколько месяцев исполнится ровно 10 лет, как Ю. Чигасов пришел в объединение после окончания радиотехнического отделения Таллиннского мореходного училища. По неписаному правилу приобретал практические навыки, работая на разнотипных судах, а значит — имея дело с различного уровня технической сложности аппаратурой. Полагающиеся ступени: оператор радиосвязи, электрорадионавигатор, начальник РТС — прошел не просто как неизбежность, но вполне четко осознавая: плох тот начальник РТС, кто рвется миновать должность электрорадионавигатора, потому что приведись экстремальная ситуация — безоружным окажется перед ее лицом специалист «сомнительной» руки.
Сейчас его навыков и знаний хватает буквально на всякого, кто выходит с ним в рейс в одной «связке». Доведись работать с малоопытным радистом — Ю. Чигасов сумеет довести до его сведения максимум из того, чем располагает сам; а встретится в экипаже равный по уровню подготовки радиоспециалист — Чигасов, опять же, готов помочь, если тот еще не успел освоить отдельные тонкости ремесла.
Человек по характеру, что называется, дотошный, Ю. Чигасов во все вникает сам, не передоверяя своих функций подчиненным. А вникнуть в заботы и интересы моряка ему помогают коммуникабельность и та особая тактичность, которая неизменно рождает доверие людей, а значит, и ответное желание — быть ему под стать...
Ожидая «Штральзунд» из очередного рейса, Юрий Леонидович, после положенного отпуска, занимается на курсах переподготовки, связанной с введением международного диплома по ГМССБ (Глобальная морская система службы безопасности мореплавания).

НАШ КОРР.

Фото Р. ЭЙНА
ПО РЕШЕНИЮ КОЛЛЕКТИВА – 27 06 1991
Конфликт между директором Таллиннского морского колледжа (мореходного училища рыбной промышленности) А. Лыокене и частью преподавательского коллектива начался несколько лет назад. Усилия профсоюзной и партийной организации, администрации «Эстрыбпрома», структурным подразделением которого являлось тогда это учебное заведение, ни ликвидировать это противостояние, ни найти какие-либо взаимоприемлемые решения, не давали никаких результатов.
Наоборот, в последние год-два, после выхода колледжа из юрисдикции Минрыбхоза СССР и перехода его в ведение республиканских органов, проблемы обострились настолько, что уже грозили сорвать нормальную подготовку специалистов рыбной промышленности в республике. В конфликт оказались втянуты не только почти весь преподавательский и администрационный состав, но и часть курсантов.
Основными претензиями, предъявляемыми к директору, были разногласия в методах и формах обучения, предполагавшееся частичное перепрофилирование обучения — введение подготовки работников морской пограничной и таможенной службы, передача штурманского отделения в Центр морского образования, несогласованность действий директора с педагогическим советом колледжа и общественными организациями, хотя многие из этих действий полностью касались всего коллектива.
Много нареканий и возражений вызывала финансовая и коммерческая деятельность, создание кооперативов, сдача помещений колледжа в аренду различным организациям, не имеющим прямого отношения к учебному заведению.
То, что А. Лыокене во многом принимал самостоятельные решения, эмоционально было расценено, как нежелание считаться «ни с кем», что вызывало определенные обиды и напряженность всей обстановки. Все это никак не способствовало нормальной учебе курсантов, дисциплине.
Когда противостояние директора и педагогического коллектива подошло к кризисной черте, по инициативе ряда преподавателей и профсоюзной организации было созвано общее собрание коллектива, на которое были приглашены представители Министерства просвещения республики, «Эстрыбпрома», присутствовали также курсанты.
Несмотря на несколько повышенную эмоциональность собрания, недостаточную его организованность, все же выяснился ряд действительно серьезных упущений в финансово-хозяйственной деятельности, как самого директора, так и административного аппарата колледжа. Например, в своем выступлении и в ответах на многочисленные вопросы главный бухгалтер не смогла разъяснить неясности в поступлении и расходовании денежных, в том числе и инвалютных, средств, ссылаясь на то, что у нее нет соответствующих документов. Директор же утверждал, что все необходимые документы переданы в бухгалтерию.
Найдя невозможным дальнейшее пребывание А. Лыокене на должности директора колледжа, большинством (43 голоса «за» и 9— «против») при тайном голосовании было выражено недоверие. Решение коллектива поддержало Министерство просвещения Эстонской Республики.
Исполняющим обязанности директора колледжа назначен Георгий Андреевич Нетробчук, который до этого был заместителем директора колледжа по учебной работе.

НАШ КОРР.
ТМУРП 0 1 комментарий
НА ПУТИ К КОНВЕРТИРУЕМОМУ ДИПЛОМУ - 24 10 1991
НА ПУТИ К КОНВЕРТИРУЕМОМУ ДИПЛОМУ находится Таллиннский морской колледж, которому 20 сентября 1991 года на основании решения № 158 Министерства просвещения Эстонской Республики дан статус высшего учебного заведения.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Нетробчук Георгий Андреевич ректор ТМК - 24 10 1991



Как вы понимаете, за этим радостным событием — вороха, кипы проблем, которые, если и не требуют сиюминутного разрешения, то и ждать недели или месяцы не могут. 20 сентября — это тот день, с которого колледж обязан работать как высшее учебное заведение. Можно спорить по поводу названия (есть на нынешний день два варианта: прежнее, то бишь, нынешнее и Таллиннский морской университет), но образование нужно давать высшее уже ежедневно, на каждом академическом часе лекций, практических занятий. И тут даже самому непосвященному ясно, что учебный процесс переходит в совершенно новое качество. Меня же очень обрадовало то обстоятельство, что преподавательский состав колледжа во главе с его ректором Георгием Андреевичем Нетробчуком (на верхнем снимке) с первых дней поставил перед собой цель (и, на мой взгляд, ее успешно решает!) дать курсантам не просто высшее образование, а высшее образование на уровне лучших мировых морских учебных заведений. Наверное, далеко не все знают, что для того, чтобы получить, так сказать, конвертируемый диплом, нужно обучаться по учебным планам, утвержденным в ИМО (есть в Лондоне такая специальная международная организация, которая осуществляет проверку учебных планов высших учебных заведений всех стран на предмет их соответствия ныне действующим эталонам). Осуществить подготовку таких планов, естественно, нелегко. К счастью, нашему колледжу взялся помогать Саутгемптонский институт высшего образования (Великобритания). Англичане дважды побывали в таллиннском учебном заведении, познакомились с опытом его работы, традициями, преподавателями и курсантами, дали немало ценных советов по методике учебно-воспитательного процесса. Все эти чисто дружеские отношения в недалеком будущем будут подкреплены и в официальном плане: в декабре Таллиннский морской колледж и Саутгемптонский институт высшего образования заключат договор о сотрудничестве. А пока будущие мореходы получили возможность отправить своего достойного представителя на четыре года в Великобританию учиться в престижном вузе на факультете управления рыбным хозяйством и морским транспортом.
Стипендиатом Саутгемптонского института высшего образования стал Пюви Каупо. Хочу сразу отсечь все разговоры по поводу того, что вот, мол, опять русских обошли. В таком решении вопроса о кандидатуре стипендиата никакой дискриминации нет. Просто Пюви оказался единственным, кто может без всяких адаптации и дополнительных занятий постигать науки, слушать лекции, общаясь с преподавателями на английском языке. К тому же этот курсант уже был на стажировке в Финляндии, откуда привез похвальные отзывы и характеристики.
Кстати, информация для тех, кто мечтает учиться за рубежом. На следующий год англичане собираются выделить три-четыре стипендии для будущих мореходов. Дело, как вы понимаете, за вами. А терпение, настойчивость, усидчивость, наконец, желание овладеть иностранными языками — это те самые спонсоры, которые помогут получить зарубежную стипендию.
Наверное, многих наших читателей заинтересует вопрос, чем таллиннцы смогут, ответить на внимание, гостеприимство и щедрость англичан. В долгу колледж не останется. Его преподаватели окажут английским коллегам, а также студентам из Великобритании помощь в изучении руского языка, экономики Эстонии.
Надо отметить, что добрые взаимоотношения складываются у колледжа и с Финляндией. Швецией, Норвегией. Так, Союз северных стран подарил будущим мореходам два крупных современных тренажера стоимостью в полмиллиона долларов. В специализированных морских учебных заведениях Котка и Кальмара оказывается содействие в составлении учебных планов. С ними заключены договоры о сотрудничестве, обмене преподавателями. Кстати, 25 преподавателей колледжа уже побывали в Финляндии, где принимали участие в коллоквиумах и симпозиумах, читали лекции, вели занятия. Сейчас Нью-Йоркскую международную академию управления и менеджмента собирается посетить Г. Нетробчук. Он поставил перед собой цель изучить проблемы морского и бизнесобразования, в деталях познакомиться с деятельностью известного Нью-Йоркского турококомплекса. Словом, нового и интересного в организации учебного процесса в Таллиннском морском колледже уже много и сейчас, но и не меньше ожидается в будущем. Скажем, среди таких привычных факультетов, как по подготовке судоводителей, судомехаников, электриков, рефмехаников, радистов, специалистов по технологии рыбных производств, промышленного рыболовства, судоремонта, появились и принципиально новые: факультет морской экологии и факультет международных отношений. Обучение ведется (и выбирается по желанию курсанта) на русском или эстонском языке. Преподаватели колледжа полны решимости и в будущем, строго следовать этой традиции. А вот что касается иностранных языков, то здесь вступает в действие правило: все старшеклассники должны хорошо изучить английский, а курсанты факультетов международных отношений, кроме английского, будут изучать еще и один европейский язык: финский, шведский, немецкий, испанский и т.д. (по желанию предприятия, давшего студенту направление).
Могут ли курсанты в совершенстве овладеть иностранными языками? Да, кафедра в колледже сильная. Монтируется новейшая аппаратура лингафонного кабинета. К тому же в учебной программе много дисциплин, по которым занятия будут вести английские, шведские, финские преподаватели, так что практически у каждого курсанта будет прекрасная возможность поупражняться, превратив пассивный запас иностранных слов в активный.
Все нововведения, разумеется, стоят денег, при том денег немалых. И, конечно, меня интересовал вопрос, как это Таллиннский морской колледж собирается не просто выжить в условиях рыночной экономики, но и еще в рекордно короткий срок подняться на качественно новую ступень, заслужив авторитет на международном уровне. Георгий Андреевич Нетробчук со вздохом сказал:
— Да, финансы остаются, пожалуй, самым «узким» местом в нашей деятельности. Основную часть выделяемых средств съедает ремонт. Сегодня косметическим уже не обойтись, требуется капитальный. Но выручают, как сегодня принято говорить, спонсоры.
Думаю, что о спонсорах, а их, основных, у колледжа два, нужно сказать особо. Первый — Министерство просвещения Эстонской Республики. Оно, естественно, в роли спонсора оказалось волей-неволей после перехода колледжа в ведение республики. Какими-то большими ресурсами оно не располагает, но, тем не менее, всегда поддерживает новое высшее учебное заведение не только пониманием и советами. Так, выделив колледжу 1 млн. 800 тысяч рублей в год, министерство уже дважды в этом году добавляло из своего резервного фонда по 300 тысяч рублей.
Второй спонсор — побогаче — это Русский союз (есть, оказывается, в Эстонии такое общественное формирование, и «Рыбак Эстонии» постарается в будущем рассказать |о нем). Объединяет Союз предприятия, кооперативы и т.д. Оказывает колледжу существенную материальную помощь. В будущем обе стороны планируют расширить рамки сотрудничества, охватив и отдельные социальные вопросы.
Короче, дело двигается, ремонт, хотя и не быстрыми темпами, идет.
Не знаю почему, но, разглядывая повеселевшие стены коридоров и аудиторий, я вспомнила, как по колледжу — тогда еще, правда, училищу — пронесся года два-три назад вихрь какого-то разрушительства и вандализма. Били стекла и раковины, выдирали дверные ручки и оконные шпингалеты... Вглядываюсь в лица курсантов и уверенно заключаю: нет, эти такого сделать не могут. Да и преподаватели ребят хвалят: они, мол, сегодня сами стараются что-то починить, в субботнике принять участие. Одним словом, и здесь изменение статуса, перспектива колледжа сыграли свою роль в воспитательном процессе.
Сегодня обучение студента в ТМК стоит восемь тысяч рублей в год. Платит, как правило, предприятие, выдавшее направление. Но, как вы понимаете, предприятие навряд ли будет оплачивать умышленную порчу имущества колледжа. К тому же предприятие заинтересовано, чтобы на производство пришел высококвалифицированный специалист. А это, в свою очередь, приведет к тому, что в скором времени у преподавателей не будет проблем с успеваемостью. (Кстати, сегодня в ТМК за счет АО «Эстрыбпром» обучаются 64 студента).
Но это дело будущего, а пока у колледжа серьезные проблемы с теми, кто поступил на учебу два-три года назад, затем был призван в армию, а сегодня же вернулся продолжить обучение. У них нет направлений — значит, никто за них не платит те необходимые восемь тысяч. Колледж просто не в состоянии нести столь крупные расходы. Так что же — выставить этих ребят вон?! И здесь Министерство народного образования Эстонской Республики делает (заметьте: без лишних слов, шумихи, парадности) еще один благородный жест: берется доучить этих курсантов за свой счет. Но положение остается крайне сложным: какое предприятие возьмет этих выпускников на работу? Как будет с пропиской? Пока на эти вопросы ответа нет. Вот почему колледж с нетерпением ждет межправительственного соглашения между Эстонией и Россией, Белоруссией, Украиной и другими нашими республиками. Ведь тогда будет решен вопрос и о взаимном признании дипломов. Значит, можно будет начать ходатайство о трудоустройстве «ненаправленцев» в тех регионах, где остро испытывают недостаток в морских специалистах.
Словом, забот у колледжа много. Ну, а как чувствуют себя в его стенах курсанты? Сложно? Да. Трудно? Очень. Зато есть перспектива — перспектива интересной специальности, должности, места работы. А это определяет цель, которая и способствует той одухотворенности, которая озаряет лица нынешних студентов Таллиннского морского колледжа — высшего учебного заведения Эстонской Республики.

Н. БЕЛОБОКОВА.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимке: студент Таллиннского морского колледжа.

Фото И. ХМЕЛЕВА.
ОТКРЫТЫЙ РИНГ - 11 04 1991
После капитального ремонта, благодаря поддержке «Эстрыбпрома», председателя профкома Таллиннского морского колледжа У. Сойдла, самих ребят распахнул свои двери зал бокса ТМК.
23 и 24 марта впервые в новом зале проводились соревнования открытого ринга Эстонской Республики. Наряду с многократно выступающими боксерами в соревнованиях приняли участие начинающие спортсмены, совсем юные ребята. Глядя на них, так хочется верить в возрождение былых традиций и славы эстонского бокса.
Молодых участников пришли приветствовать все ветераны этого вида спорта в республике. Прибыл и гость из Финляндии — бывший чемпион Европы Олли Мяки.
Соревнования прошли в переполненном зале, несмотря на скудность рекламы. Среди 70 участников были и дети работников «Эстрыбпрома", которые поддерживают развитие этого спорта. Школьник Николай Базаров и студент ТМК Александр Попов заняли почетные вторые места. Особо интересная ситуация сложилась между участниками в весовой категории до 71 килограмма А. Поповым и спортсменом из Синди: бой велся жестко, с большой волей к победе. В итоге судьи вручили переходящий кубок А. Попову как лучшему боксеру Таллиннского морского колледжа.
Открытый ринг стал для многих первой ступенью мужества, которую они преодолели: бокс, как известно, спорт сильных и смелых ребят.

В. МОРГУН,
тренер Таллиннского морского колледжа.

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

«Сейчас я его...» (слева — А. Попов)
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В перерыве между раундами (тренер — В. Моргун)
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

«Совсем, как мы когда-то...» (бывшие профессиональные боксеры Р. Турья, О. Мяки (Финляндия) и В. Каунисмяги) - ТМК 11 04 1991

Фото И. ХМЕЛЕВА.
ТМУРП 0 1 комментарий
ПОД НОВЫМИ ЛИ ПАРУСАМИ ? - 28 03 1991
На днях мне попался на глаза экземпляр нашей рыбацкой газеты за 31 января прошлого года, где опубликована беседа с руководством Таллиннского морского колледжа. Естественно, интервью меня заинтересовало: до недавнего времени мы были, так сказать, в одной упряжке — занимались реорганизацией мореходного училища в колледж, к тому же не один год знаю инициативный, напористый характер директора Арне Фридриховича Лыокене и думающего (если хотите — «мозговой центр»), с солидным педагогическим опытом, постоянно стремящегося к его расширению и изучению всего нового в методике обучения, — заместителя директора Георгия Андреевича Нетробчука. Не претендуя на бесспорность и справедливость всех своих размышлений, я приглашаю читателей к обсуждению высказанных в интервью положений и взглядов.

Перелом нынешнего экономического состояния страны невозможен без коренной перестройки в образовании различных уровней квалификации. Согласен и с тем, что экономия на профессиональной учебе оборачивается значительными потерями, а скупой будет вынужден платить дважды. Безусловно, и то, что всякое новшество на пути к признанию проходит три ступеньки: сначала говорят, будто этого не может быть, потом — в этом что-то есть, и наконец — кто же этого не знает? Наш колледж сейчас уже с первой ступеньки переместился на вторую: сделано много в организационно-структурном плане. Однако всерьез хозяйственные и финансовые руководители объединения и сторонних организации не будут вести разговор до первых выпусков по программе колледжа (а не училища) и отработки с вузами условий передачи выпускников колледжа по договору для продолжения образования.
Но что уже сделано на сегодняшний день? Это в интервью не показано. Вызывает недоумение, если не сказать больше, как наш выпускник «за один год учебы в КВИМУ получит высшее инженерное образование»? Сегодня выпускнику мореходного училища требуется иметь рабочий диплом по специальности и три с половиной года учебы в КВИМУ. Конечно, за счет разработки сквозных учебных планов возможно сократить время пребывания в высшем мореходке; но не в три же раза.
Арне Фридрихович называет значительное количество учебных заведений за рубежом, с которыми установлены прямые связи, но ничего практически не говорит о внедрении их положительного опыта у нас. Возможно, это коммерческая тайна? Во всяком случае, участников беседы можно понять так: одних студентов отправим за рубеж в учебные заведения, других — на практику на верфи, где строят суда для «Эстрыбпрома», «чтобы владеть техникой абсолютно» (а за время эксплуатации и ремонта в объединении этого достичь никак нельзя?), третьих — пошлем на тренажеры и т. д. Поймите, никто не против развития контактов, но нельзя браковать и хаять все отечественное. Получается парадокс: иностранцы едут получать необходимые практические навыки на радиолокационном тренажере электрорадионавигационного комплекса нашего объединения и на УТС «Коралл» — решать вопросы борьбы за живучесть судна, а наших студентов (вместе с руководителями) не дозовешься.
Приветствуя как положительный фактор возможности изменять учебные планы в зависимости от потребности производства по согласованию с объединением «Эстрыбпром», высшими учебными заведениями, с которыми установлено колледжем сотрудничество, и изменение системы планирования приема студентов — по договорам с предприятиями, для которых осуществляется обучение, — нельзя согласиться с тем, что в колледже продолжает существовать прежнее, порочное отношение к студенту (бывшему курсанту). Руководящие работники по-прежнему гоняют студентов по базовым предприятиям, направившим молодых людей на учебу, в поисках места для размещения на практику или выпрашивания денежных сумм для поездки на стажировку за рубеж. Думается, это функции штатных работников колледжа. Что вразумительного может сказать будущий бакалавр по внешнеэкономическим связям, не видя учебного плана, не зная продолжительности и цели стажировки в Англии. Как можно вести переговоры о финансировании такого мероприятия? Какая требуется сумма? В какой валюте? (В скобках заметим, что среди студентов факультета «международные экономические отношения» ни одного капитана или других судоводителей нет. Видимо, следует организовать повышение знаний на курсах Учебного, центра «Эстрыбпрома»).
Вызывает одобрение расширение связей с зарубежными учебными заведениями, подготовка к открытию научного центра по морской экологии и рыбоводству. Но не является ли это журавлем в небе? Смотрите сами: в колледже создана лаборатория судомеханического отделения, а программные лабораторные работы будущие механики проходят на УТС "Коралл»; до сих пор еще не решен вопрос привития первоначальных навыков в слесарных, токарных, газоэлектросварочных работах с использованием своей собственной мастерской: пока мало студентов вовлечено в систематические занятия водными, прикладными, техническими видами спорта (подводный, водномоторный, судомодельный и др.), которые помимо физического здоровья дают дополнительный импульс в становлении будущих специалистов флота. Можно приводить и другие примеры из жизни колледжа. Главное, к чему призываю — обратить самое пристальное внимание к использованию внутренних резервов: устранению недостатков и решению своих проблем!
Интересная мысль высказана Георгием Андреевичем: «перевести все подразделения колледжа на внутрихозяйственную аренду». Но для этого следует отработать договор об аренде собственности Минрыбхоза и объединения коллективом колледжа. Такого договора нет. А без него нельзя предоставлять подразделениям право самостоятельного решения вопросов. Так же пора от слов переходить к делу в вопросах привлечения к педагогической деятельности лучших капитанов, старших механиков и другого комплавсостава «Эстрыбпрома". Колледж должен дать конкретные предложения начальникам служб (отделов) управления о темах и сроках выступления представителей производства.
И наконец — финансовые вопросы. Очевидно, сейчас никаких спонсоров, желающих «выделить пару миллионов долларов», не найти — у самих мест приложения предостаточно. Что же делать? Надо поступать так, как в больших семьях: собираются и решают, что и в какой последовательности приобретать. Коллектив колледжа должен сам решить, на что и куда тратить денежные средства, выделяемые для подготовки заказанных специалистов. Ведь только «Эстрыбпром» до 1990 года (включительно) ежегодно утверждал сметы по 1.7-1.9 миллиона рублей. Надо думать, и другие организации помогают создавать бюджет. Если государство действительно должно давать 60 процентов дотации — обратиться в Минпрос Эстонии, нормативные акты которого используются колледжем. И, конечно, нельзя больше допускать ошибок, как в прошлом, при заключении договора с Казанским НИИ на разработку учебной документации.
Еще раз хочу подчеркнуть, что мое высказывание на страницах рыбацкой газеты имеет цель помочь дружному коллективу морского колледжа.

Ю. Коротков,
сотрудник учебного центра объединения «Эстрыбпром».
Дорогань Анатолий начальник радиостанции – НА СВЯЗИ – ЗНАТОКИ - 21 03 1991
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Рейс на БМРТ-605 «Мыс Челюскин» начальник радиостанции судна Анатолий Дорогань расценил для себя как самый обычный: ровно работалось, итоги убедительные — чего же больше? Впрочем, следом за этой скупой характеристикой он одно за другим перечисляет имена радиста и электрорадионавигатора, капитана — людей, тех, кто, по его мнению, смог предвосхитить эту ровную атмосферу и на пароходе, и в службе, в частности.
Радистом на БМРТ-605 был в этом рейсе Вячеслав Киселев, с кем Анатолий Дорогань в свое время вместе заканчивал мореходное училище. А электрорадионавигатор Валентин Алексеевич Яковенко был у них у обоих преподавателем. При таком составе и правильная эксплуатация аппаратуры обеспечена, и сохранность ее — тоже, да и какому специалисту не интересно работать на новехоньких локаторах, на отличной радио- и поисковой аппаратуре? Связь на судне обеспечивалась надежно (это уже свидетельство капитана), сводки принимались и передавались оперативно. Не в последнюю очередь обусловлено это было тем обстоятельством, что радиоспециалисты сами приняли участие в установке новой аппаратуры во время капремонта судна. С локаторами, правда, пришлось еще покорпеть и на промысле, но этим дело не ограничивалось: сверх непосредственных своих обязанностей и электрорадионавигатор, и начальник радиостанции охотно откликались, когда требовалась помощь специалистам других судов.
После училища А. Дорогань работал на судах самого различного типа: на производственных рефрижераторах, БМРТ и «суперах» — начинал радистом, позже электрорадионавигатором и начальником радиостанции. Обще-признана в нем основательная профессиональная подготовка, сочетающаяся с несуетливой деловитостью. Однозначно характеризует его и тот факт, что, объективно оценивая уровень своей подготовки, Анатолий Дорогань не претендует на собственную исключительность, не ищет для себя удобных рейсов на комфортабельных судах. Так и сейчас: не успев отчитаться в службе добычи за предыдущий рейс на БМРТ-605, Дорогань определил очередной — на МРТР-288 «Пагрус». Работа на креветколовах имеет, безусловно, свои, чисто материальные преимущества, но даются-то они отнюдь не дешевой ценой (если учесть насколько изношены два старых креветколова, еще недавно планируемых на скорое списание). Но у Анатолия Дороганя имеется завидное свойство: там, где есть «минусы», умеет найти для себя «плюсы». И не только для себя, но и для ближайшего своего рабочего окружения.

Наш корр.

Фото Р. Эйна
В ЛЮБОМ ДЕЛЕ - МАСТЕР - 21 02 1991
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Можно считать — повезло Юрию Плотникову, впервые вышедшему в качестве помощника капитана по производству на PTMKС-903 "Штральзунд". Экипаж на судне подобрался стабильный, нацеленный на продуктивное дело, и серьезному, работоспособному человеку легко было вписаться в такой коллектив. Плотников, как показал этот рейс, к такой категории — серьезных и относится.
Иные технологи предпочитают, подвести под свою деятельность, прежде всего, теоретическую основу, которая лучше, считают, вырабатывается в кабинетной тиши. И цехом они управляют, как бы со стороны. Юрий Плотников, будучи уже и помощником капитана по производству, не поспешил оторваться от работы в цехе, анализом деятельности бригад обработки привык заниматься буквально по ходу технологического процесса, так сказать, изнутри его. Ни сам он, ни служба обработки не остались в проигрыше от такой тактики. В последнем перед гарантийным ремонтом рейсе на "Штральзунде" выполнены все производственные плановые показатели (об этом уже рассказывалось в одном из предыдущих номеров Рыбака Эстонии).

Фото Р. ЭЙНА