0 RSS-лента RSS-лента

Пара историй из практики

Автор блога: ТМУРП
ДЕЛЕГАТ «ОКЕАНА» - 29 01 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В НЕДЛИННОЙ, но достаточно богатой событиями биографии мастера добычи с БМРТ-555 «Феодор Окк» Александра Габинета прибавилась вчера еще одна памятная дата. В качестве делегата от коммунистов ЭРПО «Океан» он принимает участие в работе XVII съезда Компартии Эстонии.
...Рыбаком он стал без малого 15 лет назад, когда, окончив среднюю школу у себя на родине, в Хмельницкой области, решил последовать примеру старшего брата, работавшего тралмастером на СРТ в Таллине. Начинал матросом на плавбазе «Украина» — два рейса в Атлантику. На СРТР-9057 ходил на промысел уже матросом первого класса.
Так начиналась самостоятельная трудовая жизнь Александра Габинета, тогда еще просто Саши, как называли его на судне моряки — от капитана до друзей-добытчиков. На СРТР он был, пожалуй, самый молодой член экипажа.
С юным, «зеленым" именем этим пришлось расстаться в армии, когда он стал командиром отделения радиотелеграфистов, сержантом и был избран сначала секретарем комсомольского бюро роты, а затем — отдельного батальона связи. Там же, в армии, в знаменитом Бресте, вступил сержант А. Габинет в Коммунистическую партию. И это стало памятным событием в его биографии, которому суждено было отныне играть решающую роль в жизни Александра Габинета.
После службы снова вернулся в Таллин, на «старое» место работы. Свой очередной — после перерыва — рейс матрос-добытчик молодой коммунист А. Габинет совершил на БМРТ-431 «Каскад» и, как отмечалось в рейсовом политдонесении, «принимал самое активное участие в общественной жизни экипажа, будучи избран членом партбюро и членом группы народного- контроля». Назначенный вскоре боцманом, а во втором рейсе тралмастером СРТ-4479, Александр Габинет возглавляет здесь партийную организацию судна.
Не хватало знаний, теории. Практики, какой бы богатой ни была она у Александра Габинета, было мало. Несмотря даже на то, что рыбацкими учителями у него были такие признанные мастера своего дела, как старший тралмастер Эвальд Попс с БМРТ-555, Михаил Смирнов с 441-го, Антс Вайкярв и Виктор Баранов с 536-го. Каждому из них в отдельности и всем вместе многим, очень многим обязан Александр Габинет: профессиональными навыками, рыбацким и просто житейским опытом, так пригодившимся в работе с людьми. То же наставничество, организовывать которое довелось не в одном рейсе и не на одном судне А. Габинету как партийному активисту — не по умозрительной, абстрактной схеме, но исходя из личного же опыта, собственной практики...
Первая попытка учиться заочно в ТПИ не увенчалась, как говорится, успехом — «не потянул»: ни времени, ни сил не хватило. Что было делать? Срочно переквалифицироваться, уйти из добытчиков на более подходящую — то бишь, менее беспокойную должность, работу, ведь поймет же, поддержит начальство?.. Не годится: как после этого людям в глаза смотреть — тем же добытчикам Юрию Ралкину, Михаилу Лаврушину, Анатолию Левицкому и многим-многим другим.
Не ушел из добытчиков мастер с «Феодора Окка» Александр Габинет, заканчивающий ныне Таллинские мореходное училище рыбной промышленности по специальности промрыболовство. Уже начата работа над дипломным проектом, уже рукой подать до новых рейсов в океан, куда снова пойдет он со своими старыми и новыми друзьями. Пойдет как рыбак, дипломированный специалист и, как прежде, — партийный активист. Делегат XVII съезда Коммунистической партии Советской Эстонии...

М. ЛЕОНТЬЕВ.
Фото А. Дудченко.
ТМУРП 0 Нет комментариев
И ЛЮДИ ПОВЕРИЛИ... – 26 11 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ЖЕСТЯНОБАНОЧНОМ цехе холодильника начиналась вторая смена. Из комнаты мастеров, где мы беседуем с Сергеем, можно рассмотреть весь корпусной участок.
Сквозь толстые стекла окон не проникает шум станков, видны лишь четкие и размеренные движения станочниц...
- Я рад, что имею дело с людьми, - так начался наш разговор с мастером цеха Сергеем Лукиным.
Смысл сказанного оказался более емким и многогранным, чем могло показаться на первый взгляд — его раскрывала вся дальнейшая беседа. Пожалуй, начало положила мореходка, где Лукин изучал технологию рыбных продуктов: потом был пресервный цех холодильника, где работал закатчиком; позже — специальные курсы при Таллинском рыбокомбинате, и, наконец, жестяно-баночный цех, в котором Сергей трудится со дня его ввода в строй. Он был среди тех, кто первым осваивал новое производство. В цех пришел мастером, но на первых порах приходилось нередко и у станка стоять и работать за двоих, а то и за троих... Накапливался опыт, приходили навыки, умение.
Быть мастером для Лукина — значит не только обеспечивать смену работой, контролировать выпускаемую продукцию. Главное — это люди. Уметь не только требовать, но и объяснить и растолковать, самому показать, как делается та или иная производственная операция. И самое важное: надо, что- бы люди поверили в тебя. Это оказалось самым сложным. Подводила... молодость. Что нужно, чтобы рабочий поверил в мастера, который чуть ли не вдвое моложе его? Словом, бывало всякое... От Сергея потребовалась ка кая-то особая выносливость, что ли, моральная сила, умение доказать, на что способен.
И, может быть, одним из первых шагов к авторитету стал рейд «Комсомольского прожектора". Комсомольцы проверяли качество выпускаемой продукции жестянобаночного цеха. Выявились недостатки: во время пайки допускались потеки швов в банках. Командир «КП» Сергей Лукин вместе с комсомольцами постарался, верно выяснить причины. С одной стороны, сказалась невнимательность отдельных работников, а с другой — техническое несовершенство самих паяльников. И вот тогда было решено: помочь людям разработать новые, усовершенствованные инструменты. В работу подключились специалисты: главный механик Анатолий Геращенко, инженеры-механики Валерий Батрашев, Владимир Бурзак, начальник цеха Леонид Попов, мастер Леонид Лукин. Была разработана новая технология. И тут же, в слесарных мастерских холодильника, приступили к делу. Новый паяльник имел ряд преимуществ: быстрее нагревался, был значительно легче старого, снабжен специальной поддерживающей пружиной. Все это значительно облегчило процесс пайки, повысило ее качество,
Совершенствовалось оборудование, рос новый цех холодильника, и – это вполне закономерно — к молодому мастеру приходил авторитет. Поверили ему люди, потому что, увидели внимательное и доброжелательное к себе отношение, почувствовали справедливость предъявляемых требований... Недавно молодежь холодильника выбрала Сергея заместителем секретаря комсомольской организации, а коллектив жестянобаночного цеха — профгрупоргом. Молодой мастер умеет работать с людьми, и он сумел это доказать.

Н. ВАЛЕНТИНОВА.
Фото А. Дудченко.
ТМУРП 0 Нет комментариев
КОМСОМОЛЬСКИЙ ВОЖАК - 29 10 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ВЫБРАТЬ собеседника мне помогли в комитете комсомола нашего объединения: — Виктор Ермолаев — бессменный комсомольский секретарь, один из наших надежных помощников.
...БМРТ-253 «Март Саар» стоял в доке. Поднимаясь по трапу, вспомнила, как два года назад присутствовала на вручении экипажу переходящего Красного знамени ЦК ЛКСМ Эстонии. Эту высокую награду комсомольцы судна получили за отличную работу в третьем квартале 1975 года. Разговор начался именно с этого события.
В 1975 году Виктор сделал свой первый рейс на «Марте Сааре». К этому времени за его плечами были Таллинская мореходка, три года работы рефмотористом на различных судах. В том рейсе он впервые работал рефмехаником, впервые был выбран секретарем судовой комсомольской организации. Конечно, сказался труд предшественников, комсомольцы лишь закрепили успех, итогом которого и явилось переходящее Красное знамя. А для молодого комсомольского секретаря это было хорошим началом.
В прошлом году Виктор Ермолаев был награжден бронзовым знаком ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки». А через несколько дней после нашего разговора он должен был уезжать в Ленинград. Передовик производства, отличник предоктябрьской трудовой вахты рефмеханик Виктор Ермолаев в дни «Недели революционной славы» будет сфотографирован у легендарного крейсера «Аврора».
— Виктор, каким вы представляете современного вожака комсомольцев?
— Прежде всего, то, что известно каждому: секретарь всегда впереди, он пример для каждого члена ВЛКСМ, должен быть авторитетом и на производстве, и в общественной жизни. Меньше словами, больше делами влиять на коллектив. Требования к себе должны быть выше, чем к другим.
Необходим контакт с молодежью, комсомольским бюро, каждым членом ВЛКСМ. Один человек при всем желании не может охватить всего объема работы. И залог успеха — в умении понять психологию человека, его интересы, настроения. Тогда будешь знать, кому и что можно поручить, с кого необходимо строго спросить, а кого надо только направить. И, конечно, нельзя обойтись без доброжелательности и внимания к людям, без доброты, заботы, простого человеческого тепла.
— И вы легко находите такой контакт?
— Считаю, что в основном легко. Установить добрые отношения с новыми членами команды стараюсь с первого же дня. Использую время па переходе, когда ребята посвободнее. Причем знакомиться стараюсь не в официальной обстановке, а во время совместной работы, отдыха, И такой подход себя оправдывает. Судите сами. Нередко приходится слышать, что молодежь пассивна и в организации досуга, и в культурных мероприятиях. У нас такого не скажут. Напротив, комсомольцы часто сами приходят со своими предложениями. В одном из рейсов на «Марте Сааре» Мария Смолина предложила организовать художественную самодеятельность. Комсомольцы вызвались кто спеть, кто станцевать, кто прочитать стихи. То есть инициатива исходила от самой молодежи. А когда по своей охоте, да по доброй воле — все сладится быстрее и лучше. Помню, частушки сочиняли всей командой. Да и сам вечер прошел интересно. А совместная работа по его организации сблизила ребят.
— Наверное, у вас много друзей?
— Без друзей нигде не обойтись. А в море они, быть может, необходимы более всего. Сказывается специфика морских условий. Во-первых, тяжелая, порой однообразная работа, во-вторых, и это важнее — моральный фактор: оторванность от дома, семьи, наконец, от земли. В таких условиях люди особенно тянутся друг к другу. С друзьями легче и трудности переносятся, можно поговорить, поспорить. В море больше, узнаешь о жизни друзей на берегу.
Много друзей и по совместной работе. В первом рейсе на БМРТ-253 мы очень подружились с Сергеем Костиным. Он ходил третьим помощником капитана, был моим заместителем по комсомольской работе, командиром «Комсомольского прожектора". Вместе мы организовали не один рейд КП, в которые включался практически весь экипаж. Если проводим рейд в рыбцехе — подключаются технолог, мастера, судовой комитет; рейд по чистоте кают — привлекаются доктор, старпом.
Связь с Сергеем поддерживаю и теперь, хотя это и трудно. Он сейчас в рейсе на БМРТ-368 «Оскар Лутс». Знаю, что его на судне выбрали секретарем комсомольской организации.
— Как можно определить ваши отношения с коллективом?..
— Не хочу показаться самоуверенным. И все-таки, думаю, что мои отношения с комсомольцами строятся на взаимном уважении. Такой факт. В первом рейсе на «Марте Сааре» меня избрали секретарем комсомольской организации. Во втором рейсе мне также доверили эту работу. Не скрою, было очень приятно, хочется оправдать доверие коллектива.
— Чувствовать доверие коллектива, пользоваться авторитетом среди комсомольцев необходимо каждому секретарю,
что называется, положение обязывает. Как оцениваете свои возможности?
— К себе предъявляю жесткие требования. Это касается и моей основной работы, и работы в комсомоле. Ничего не пускаю на самотек. Главное — поставить цель и приложить все усилия для ее достижения. Так было во время учебы в мореходке, в первых рейсах, когда сталкивался с трудностями. Есть и сейчас цель. Хочу поступить в Калининградский технический институт, чтобы продолжить изучение своей специальности — холодильные установки. Готовлюсь вступить кандидатом в члены КПСС. В море свои законы, свои сложности. Порой бывает и трудно, и не всегда все ладится. Но стараюсь, чтобы это никогда не отражалось на работе. В этих случаях нужно немного меньше думать о себе и больше о тех, кто находится рядом с тобой. А вообще-то по натуре я человек веселый. И потом шутка, улыбка всегда располагают....

Беседу вела Н. КРУТИКОВА.

Фото И. Шперова.
РИXО ПИЛЬВ, НОВАТОР, НАСТАВНИК - 13 09 1977
КОЕ-КТО пытался отговорить Рихо Пильва: - Откажись ты от плавбазы, - речь шла о «Фридерике Шопене", — зачем тебе портить репутацию? Не знаешь разве: холодильные установки работают неустойчиво, вечно по горло в грязи...
Собственно, и отказываться то не было нужды: в отделе комплектации предлагали должность второго рефмеханика на другом судне. Уж там-то морозильные агрегаты работают куда более надежно.
Однако Рихо отказался. Решил проверить себя на прочность: чему-то научился же он за пять лет работы на «Станиславе Монюшко» после окончания Таллинского мореходного училища.
И вот «Фридерик Шопен». С чего начинать? Одних только клапанов в машине рефрижераторного отделения — около двух тысяч. Второй рефмеханик полностью несет за них ответственность. За смену, если даже бегло осматривать, вряд ли проверишь все. А нужно обеспечить их гарантийную работу не на сутки-двое, а на долгие месяцы. Рабочее давление аммиака — 11 атмосфер, так что небрежно выполненная кем-либо из членов бригады профилактическая работа быстро может привести к весьма нежелательным последствиям. К примеру: только труб рассольной и аммиачной системы на плавбазе свыше двадцати километров. Некачественная профилактика их — и труд всего экипажа, считай, пошел насмарку. Но самые сложные и ответственные агрегаты — это компрессоры и нагнетательные насосы всевозможных назначений, и множество других механизмов, предназначение которых — обеспечить рабочий холод для технологического цикла обработка рыбы.
Настораживало Рихо Пильва отношение людей к своим обязанностям. Механизмы вроде бы новые, а работали неустойчиво: что ни день, то поломка..
Чуть ли не сутками напролет приходилось пропадать в компрессорной, лично участвовать во всех профилактических мероприятиях по ремонту агрегатов. Самые сложные механизмы прошли через его руки. Вручную притирал каждый клапан.
Но один много ли сделаешь? Главное — помощники, люди. Перед каждой вахтой проводил Рихо пятиминутные инструктажи, уточнял и разъяснял подчиненным конкретные задания. Вел учет и контроль выполняемых каждым работ. Взыскательно, непрощенчески, хотя и без надрыва, относился к нерадивым. Примечал и отмечал передовых. Это позволило со временем подтянуть дисциплину, добиться слаженности в работе, а самое главное — взаимопонимания между людьми. Надлежащий уход за механизмами был обеспечен. Холодильные агрегаты стали работать более стабильно, чем раньше.
На Рихо лежит большая моральная ответственность за тех, кто здесь находится, ответственность руководителя. Вот уже два года, как ему доверили должность старшего рефмеханика плавбазы «Фридерик Шопен». И, кажется, у него есть основания сделать вывод, что должность эта оказалась ему по плечу...
Случилось однажды: вроде бы без видимой причины начал, барахлить один из компрессоров. Неспокойно стало на сердце у Рихо: почему, кто виноват? В первую очередь —
определить причину неожиданно быстрого износа механизмов. Знания и богатый опыт помогли ему выявить конструкторскую недоработку. Хочешь — не хочешь, а есть над чем поломать теперь голову в свободное от вахты время.. А усердия, усидчивости и терпения у Рихо хватает на двоих.
Составлен план действий. Вопрос: почему преждевременно изнашиваются детали компрессора? Не потому ли, что в процессе работы механизмов интенсивно загрязнялось компрессорное масло? Идея - поставить сепаратор. Реализация этого технического решения дала возможность механическим путем качественно очищать масло от примесей. Плюс к этому — в течение рейса сэкономить до трех тонн компрессорного масла. А самое главное — срок службы агрегатов увеличился.
А сколько хлопот в процессе эксплуатации доставляли шесть цилиндровых блоков компрессора? Раньше на общем выходе для замера температуры устанавливалось два термометра. Допустимая тепловая нагрузка, при которой разрешалось эксплуатировать механизмы, — плюс 130 градусов. Но бывали моменты, когда температура резко повышалась. Рихо решил: какой-то из блоков работает ненормально и требует срочного «хирургического» вмешательства.
Начинался долгий поиск неисправного механизма. Приходилось прощупывать чуть ли не каждый блок, прежде чем удавалось обнаружить повреждение. Уходила на все это уйма времени.
Рихо Пильв поделился с коллегами по работе своими соображениями: «А что, если поставить на каждый блок в отдельности по термометру?» Предложение старшего рефмеханика всех заинтересовало. Так и сделали. В результате — двойной выигрыш: улучшился визуальный надзор за каждым механизмом в отдельности, и сократилось время поиска и ремонта неисправного блока компрессора. В пять раз...
Пожалуй, трудно найти в рефотделении такое место, где бы Рихо Пильв не приложил свои знания и руки. На его счету — семь солидных усовершенствований, позволивших увеличить срок службы морозильных агрегатов и сберечь не одну тысячу рублей.
И все-таки рано успокаиваться на достигнутом. Если вообще это возможно — успокоиться. Впереди новые заботы, новые дела и идеи. После завершения нынешнего рейса плавбаза «Фридерик Шопен» уйдет в Клайпеду на капитальный ремонт. Есть у Рихо мысль — переложить визуальный контроль за работой компрессоров на автоматику, облегчить труд моряков. Удастся ли? Надо!
...За время работы на судах нашего флота Рихо Пильв подготовил около двадцати мотористов и рефмехаников. Обо всех не расскажешь, кто и кем плавает сейчас. Но вот некоторые. Получил у Рихо Пильва трудовую путевку в жизнь Ф. Коган. На плавбазе «Фридерик Шопен» работал он третьим, затем вторым механиком. В настоящий момент — высококвалифицированный специалист, настоящий мастер своего дела. И всем этим он обязан главным образом своему наставнику — Рихо Пильву.
Третий рейс ходит в море вместе с Ф. Коганом рефмоторист Арно Ваарпуу, закончивший в Таллине профтехучилище № 1. К работе относится исключительно добросовестно с душой. Рихо Пильв доверяет ему производить ремонт самых сложных узлов. В частности, клапанной группы. Арно учится заочно на четвертом курсе Таллинского мореходного училища. В свое время Рихо Пильв тоже закончил это училище и теперь помогает Арно. Хороший, толковый рефмеханик получится из него. Пройдет немного времени, и этот его подопечный обретет крепкие крылья. Как и у тех, кому повезло работать бок о бок с Рихо Пильвом...

Е. МАРУСИН, подшкипер.
Борт плавбазы «Фридерик Шопен».
ТМУРП 0 1 комментарий
СТУПЕНИ МАСТЕРСТВА – 05 12 1991
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Фотография эта сделана по весне, когда РТМКС-903 «Штральзунд» только что вернулся из рейса и готовился к выходу по направлению на судоверфь в Германии, где судну предстоял запланированный ремонт. Надо было видеть с какой тщательностью и пунктуальностью готовил свое заведование к предстоящим работам начальник радиотехнической станции Юрий Чигасов. В радиорубке, по сути, значительный ремонт не предполагался, но, ответственный за свое дело, Чигасов счел необходимым еще и еще раз перепроверить вверенное ему хозяйство. Объяснение тому простое. Несколькими годами раньше Юрий Леонидович принимал «Штральзунд» из новостроя и тут, перед ремонтом, словно бы итожил, насколько оправдала себя аппаратура и как долго она еще может прослужить. Заботясь о работоспособности оборудования, имел в виду не только то, что надлежало передать его подменному начальнику РТС в наилучшем виде — предвидел, что впредь самому же возвращаться на судно и к кому тогда претензии, как не к самому себе?
Через несколько месяцев исполнится ровно 10 лет, как Ю. Чигасов пришел в объединение после окончания радиотехнического отделения Таллиннского мореходного училища. По неписаному правилу приобретал практические навыки, работая на разнотипных судах, а значит — имея дело с различного уровня технической сложности аппаратурой. Полагающиеся ступени: оператор радиосвязи, электрорадионавигатор, начальник РТС — прошел не просто как неизбежность, но вполне четко осознавая: плох тот начальник РТС, кто рвется миновать должность электрорадионавигатора, потому что приведись экстремальная ситуация — безоружным окажется перед ее лицом специалист «сомнительной» руки.
Сейчас его навыков и знаний хватает буквально на всякого, кто выходит с ним в рейс в одной «связке». Доведись работать с малоопытным радистом — Ю. Чигасов сумеет довести до его сведения максимум из того, чем располагает сам; а встретится в экипаже равный по уровню подготовки радиоспециалист — Чигасов, опять же, готов помочь, если тот еще не успел освоить отдельные тонкости ремесла.
Человек по характеру, что называется, дотошный, Ю. Чигасов во все вникает сам, не передоверяя своих функций подчиненным. А вникнуть в заботы и интересы моряка ему помогают коммуникабельность и та особая тактичность, которая неизменно рождает доверие людей, а значит, и ответное желание — быть ему под стать...
Ожидая «Штральзунд» из очередного рейса, Юрий Леонидович, после положенного отпуска, занимается на курсах переподготовки, связанной с введением международного диплома по ГМССБ (Глобальная морская система службы безопасности мореплавания).

НАШ КОРР.

Фото Р. ЭЙНА
В ЛЮБОМ ДЕЛЕ - МАСТЕР - 21 02 1991
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Можно считать — повезло Юрию Плотникову, впервые вышедшему в качестве помощника капитана по производству на PTMKС-903 "Штральзунд". Экипаж на судне подобрался стабильный, нацеленный на продуктивное дело, и серьезному, работоспособному человеку легко было вписаться в такой коллектив. Плотников, как показал этот рейс, к такой категории — серьезных и относится.
Иные технологи предпочитают, подвести под свою деятельность, прежде всего, теоретическую основу, которая лучше, считают, вырабатывается в кабинетной тиши. И цехом они управляют, как бы со стороны. Юрий Плотников, будучи уже и помощником капитана по производству, не поспешил оторваться от работы в цехе, анализом деятельности бригад обработки привык заниматься буквально по ходу технологического процесса, так сказать, изнутри его. Ни сам он, ни служба обработки не остались в проигрыше от такой тактики. В последнем перед гарантийным ремонтом рейсе на "Штральзунде" выполнены все производственные плановые показатели (об этом уже рассказывалось в одном из предыдущих номеров Рыбака Эстонии).

Фото Р. ЭЙНА
Радиооператор Анатолий Ерема. ПБ «Станислав Монюшко». ХОЗЯИН РАДИОРУБКИ - 19 07 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Анатолий Ерема работает в нашем объединении почти три года. Срок небольшой. Но за это время Ерема зарекомендовал себя хорошим специалистом. Два последних рейса он выходил в море на плавбазе «Станислав Монюшко» в должности радиооператора первого класса. В радиорубке Анатолий чувствует себя хозяином. Советом и делом он помогает новичкам. Работает с инициативой, оперативно и четко решает задачи, постав ленные перед ним. Активно участвует Анатолий и в общественной жизни судна.

Р. УРИЦКИЙ, начальник радиостанции.
ТМУРП 0 Нет комментариев
Страницы: Первая Предыдущая 1 2 3