0 RSS-лента RSS-лента

Пара историй из практики

Автор блога: ТМУРП
СТАЛИ КУРСАНТАМИ – 07 10 1978
С раннего утра в этот день у курсантов Таллинского мореходного училища рыбной промышленности было приподнятое настроение. Еще бы! Торжественно, празднично. В зале клуба строителей ни одного свободного места. Играет музыка. Улыбками светятся лица "именинников". Еще вчера они откровенно завидовали страшим товарищам-курсантам мореходки, носящим красивую морскую форму. Сегодня они сами одеты в хорошо подогнанную форму и скоро станут полноправными членами большого коллектива. В зале на почетных местах — педагоги, те, кто отдает все свои знания и опыт обучению и воспитанию будущих судоводителей, технологов, радистов.
И на этот раз, по традиции, посвящение новичков в курсанты приурочено ко Дню учителя — празднику всех педагогов.
Под звуки торжественного марша знаменосец и ассистенты вносят знамя училища. Начинается торжественное собрание. Его открывает заместитель начальника училища по политической части В. М. Скрипка. Первые его слова — слова приветствия и поздравления с Днем учителя — обращены к педагогам. Много добрых слов в адрес преподавателей сказал в докладе заместитель начальника училища по учебной части, заслуженный учитель Эстонской ССР Б. М. Розенштейн. Он отметил рост успеваемости за последние годы, повышение дисциплины. Социалистическое соревнование между группами способствовало эффективности обучения, улучшилась организация учебного процесса.
От имени курсантов с приветственным словом выступил заместитель секретаря комсомольской организации училища курсант Владимир Науменко. Лучшим педагогам вручаются почетные грамоты. Их получают Л. А. Юдина, И. И. Жомов, Б. А. Розенштейн, А. С. Гусарова, С. Е. Мурашко и другие. Многие отмечены благодарностями.
И вот наступает волнующий момент для новичков. Зачитывается приказ о зачислении их курсантами училища. Замер по стойке «смирно» строй. Один за другим четким шагом выходят из строя юноши, чтобы получить курсантский билет. Радостно переглядываются Юрий Минеев и Евгений Луценко. Сбылась их заветная мечта — они будут моряками. Приятное известие получат родственники Ансона Дайлиса в Латвии. И в Грузию, на родину Анатолия Осадзе, уйдет радостное письмо. Все они отныне — полноправные курсанты. И у каждого уже две нашивки на левом рукаве. С этого года училище проводит набор юношей только со средним образованием, курсанты сразу зачисляются на второй курс. Пройдет три с половиной года, и станут на самостоятельную вахту специалисты — судоводители, технологи, радисты. А пока — учеба, упорный труд.
Заключительная часть торжественного ритуала — курсантская клятва. Ее зачитывает с трибуны курсант Олег Алиев. В зале звучат слова, в которых заложен глубокий смысл. Трижды раздается многоголосое «клянусь».
Нелегок, но почетен рыбацкий труд. К нему начинают готовиться новички-курсанты. Их ждет море, ласковое и суровое, тихое и бурное. Их ждет интересная работа в будущем, труд на благо Родины. Свой первый учебный год они начинают в стенах училище в канун годовщины новой Конституции СССР и будут овладевать знаниями с мыслями о Родине, партии, Советской Конституции, дающей право на труд, учебу, свободный выбор профессии каждому гражданину СССР.

И. ШПЕРОВ.

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

У Знамени училища.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Курсантский билет вручается Юрию Поповичу.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Молодые курсанты В. Кириченко, В. Киданов, С. Тиджиев (слева направо)

фото автора.
ТМУРП 0 Нет комментариев
КОМСОРГ С «ЮХАНА СМУУЛА» - 19 09 1978
СВОЕ восемнадцатилетие курсант Таллинского мореходного училища рыбной промышленности Ваня Касьян встречал на борту учебно-производственного судна «Гриф». Совершеннолетие пришлось на первую в жизни встречу с морем. Было это ровно десять лет назад, во время плавательной практики. Сегодня многие на «Смууле» величают его по имени-отчеству: Иваном Ивановичем. Да это и не удивительно. Касьян — опытный механик, грамотный специалист.
Самая примечательная его черта — тяга к знаниям, ко всему новому. Когда почувствовал, что нельзя довольствоваться лишь средним образованием, на время прервал работу и поехал учиться в Калининград, в высшее мореходное училище, и успешно его закончил.
Он постоянно в курсе всех технических новинок и открытий. Подвластна должна быть механику любая судовая техника: дизель-генераторы, насосы, котельные механизмы — все обязан уметь разобрать и собрать, знать до последнего шплинта. Вот, пожалуй, единственный и простой секрет успехов Ивана Касьяна. И плюс, конечно, увлечённость. Это же привлекло его к рационализаторской работе на судне. Участвует в разработке предложения «Реконструкция топливных насосов высокого давления вспомогательных дизель-генераторов». Прямо в рейсе — переустройство механизмов. И желаемый результат: совершенствуется работа двигателя, улучшается удобство обслуживания, увеличивается безотказность работы топливных насосов. Так был вскрыт еще один резерв производства. Между прочим, это уже третье предложение Касьяна. А всего в этом рейсе моряками «Юхана Смуула» внесено пять усовершенствований.
Третьему механику Ивану Касьяну минувший рейс, вероятно, особо памятен. Он возглавил судовую комсомольскую организацию. Это стало первым партийным поручением молодого коммуниста.
Не металлом единым жив человек. Комсомольского секретаря волновали духовные запросы молодежи, ее нравственные устремления. Отрадно: молодые моряки показали себя неравнодушными, отзывчивыми на добрые начинания.
Взять, к примеру, судовые лекции. Не для «галочки» они — для того, чтобы каждый на «Смууле» за сотни миль от родных берегов знал о событиях в своей стране, чувствовал себя к ним причастным.
Не один день провели в судовой библиотеке лекторы комсомольцы третий и четвертый помощники капитана Виталий Макаров и Николай Волохно, член КПСС Ивам Касьян. Внимательно следили они за периодикой, изучали брошюры. И рождались темы — о том, что волнует и интересует молодежь. А в часы лекций собиралась большая аудитория.
В дни, когда в Москве проходил XVIII съезд ВЛКСМ — РТМ-7229 шел из Дакара на промысел, — Касьян рассказывает о трудовых свершениях Ленинского комсомола. Доклад его: «Всегда с партией, всегда с народом». Во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов на Кубе выступил Волохно — «Комсомольцы в борьбе за антиимпериалистическую солидарность и дружбу молодежи всех стран».
Не только обязанностью, но внутренней потребностью стала для Ивана Касьяна работа с молодежью. Он пропагандист лекторской группы. Вместе с комсомольцами из редколлегии — врачом Зинаидой Гайдук, матросом Анатолием Харитоновым, мотористом Александром Скачковым — выпускает общесудовую газету «Атлантик». Времени хватило, чтобы помочь матросу Михаилу Грискиву, одиннадцатикласснику заочной средней школы моряков, преодолеть трудности математики. Товарища выручил, когда тому понадобилось смастерить деталь для самодельного маяка -сувенира... Словом, немало друзей осталось у Ивана на «Юхане Смууле". Впрочем, они вокруг него всегда. Быть с людьми, жить с ними одной жизнью — в этом нашел свое призвание молодой коммунист.

Н. КРУТИКОВА.
ТМУРП 0 Нет комментариев
ЗДРАВСТВУЙ, МОРЕХОДКА! - 07 09 1978
+ ФОТОРЕПОРТАЖ +
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

— Товарищи курсанты! Комитет комсомола обращается к вам с призывом... — Раздается в наступившей тишине звонкий мальчишеский голос. Слово держит радист-третьекурсник Сергей Ломатченко,
...Пасмурным выдалось первосентябрьское утро. Но моросящий дождь и туманная дымка ранней осени — не помеха. На площадке, окруженной учебными корпусами, стройные шеренги курсантов Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. Идет торжественное построение. Этим праздничным ритуалом 600 воспитанников мореходки отмечают первый день нового учебного года. Пожалуй, он особенно волнующий и памятный для тех, кто впервые надел курсантскую форму, — 252 вчерашних абитуриентов. Сегодня им все в новинку, все интересно.
Начальник училища Вячеслав Антонович Морозов поздравляет учителей и учащихся, знакомит новичков с преподавателями и командирами. Звучит воззвание комитета комсомола ТМУРП: успехами в учебе и труде, отличной дисциплиной отметить 60-летний юбилей Ленинского комсомола. Торжественны минуты общего сбора.
Вот курсанты четким строем направляются в аудитории и кабинеты. Начинается первый учебный день.
Урок для судоводителей — скорее знакомство. Приобщение к профессии через неясные пока науки: навигация, морское дело, ихтиология, техническая механика... Усердно списывают новички расписание занятий. Классный руководитель группы Шолом Мозусович Аронович объясняет суть каждого предмета, его важность для мореходов. Подробнее узнали ребята о самом училище, его традициях, услышали о выпускниках прошлых лет. Еще о главном сказал педагог: пришло время прощаться с детством, сегодня повзрослевшие мальчишки стоят на пороге юности — началась подготовка к самостоятельной жизни.
Прекрасным стал этот сентябрьский день — первый день учебы. Разумеется, много еще предстоит сделать: научиться, упорно работать, прилежно учиться. Но уже положено начало той науке, о которой давно мечтали — науке о том, как стать капитаном... Академический час оказался чересчур короток и тесен для дерзких мечтаний юности. Но хочется, чтобы своим устремлениям и надеждам курсанты остались верны и в скорые годы учебы, и в долгие годы труда,..
В заключение вопрос тем, кто сегодня впервые перешагнул порог мореходки:
— Чем запомнится тебе первый день учебы?
Георгий Ерик: Многое значит сегодняшний день. Позади вступительные экзамены мы стали курсантами. Но это лишь первое испытание, самое трудное у нас впереди — стать настоящими моряками.
Юрий Жигалин: Мне запомнится этот день торжественностью, значительностью. Думаю, каждый почувствовал ответственность своего шага.
Николай Власов: Мы стали причастны к морскому делу большому, важному, интересному, приблизились к своей мечте. Хочу стать достойным моряком.
Анатолий Мамон: Сделан серьезный шаг в жизни, впрочем, думаю, не последний. Впереди годы учебы, но надеюсь справиться. Хочется стать капитаном корабля.

Н. КРУТИКОВА.

НА СНИМКЕ: первый день учебы в группе судоводителей Ш. Ароновича.

Фото К. КАЛЛАСТЕ
ТМУРП 0 Нет комментариев
ПАМЯТЬ ТЕХ ОГНЕННЫХ ЛЕТ... -14 02 1978
На шестнадцати- и восемнадцатилетних с экрана глянула война — курсанты смотрят кинофильм «Малахов курган». А после фильма — выступление участника обороны Севастополя, а теперь заведующего курсами по повышению квалификации при ТМУРП В. Г. Коковихина. Рассказ ветерана войны надолго запомнится курсантам.
А спустя два дня — новая встреча. В ТМУРП пришел еще один участник Великой Отечественной войны — генерал-майор А. Г. Соловьев. Внимательно слушали будущие радисты и судоводители выступление ветерана, рассказы о его боевых товарищах, о тех, кому не пришлось дожить до славного дня победы, о тех, кто продолжает трудиться в мирные дни.

(Наш корр.).
ТМУРП 0 Нет комментариев
РЕПОРТАЖ С TP «НАРВСКИЙ ЗАЛИВ» - 4 апреля 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Недавно в свой очередной 31-й рейс ушел TP «Нарвский залив». А сегодня мы еще раз возвращаемся к прошлому, юбилейному рейсу и рассказываем о тех моряках, которые особенно хорошо поработали на промысле. Отлично потрудились над выполнением рейсового задания передовики производства (слева направо) курсант ТМУРП А. Одинцов, матрос Е. Медведев, курсанты С. Абрамов, А. Миклин, В. Соловьев, матросы С. Бережной и А. Ратников. Все они не только хорошо трудились, но и принимали активное участие в общественной жизни экипажа.

Фото В. Тракса.
ТМУРП 0 Нет комментариев
РЫБАК - ЭТО ДВАЖДЫ МОРЯК - 1961 год
С дома № 1 по улице Луйзе сняли старую вывеску. Событие вроде не ахти какое. Но какую бурю чувств вызвало оно у обитателей здания! Мы ощутили ее силу еще в вестибюле, где толпилась молодежь.
- А форма у нас, какая будет? - допытывался у товарищей белобрысый паренек, весь вид которого свидетельствовал, что он весьма ревниво следит за своей внешность.
- Тебе капитанскую сразу дадут, а мы в курсантской походим, - съязвил кто-то под общий смех.
Вспыхивает жаркий спор о том, чему и как будут учить. Каждый из спорящих так торопится блеснуть морской эрудицией, что догадываешься - это абитуриенты.
Вывеска "Таллинский рыбопромышленный техникум" снята не спроста. Ее место займет другая: "Таллинсое мореходное училище рыбной промышленности". Чем же вызвано такое преобразование?
Начальник училища (еще вчера его именовали - директор) Юрий Васильевич Васильев объясняет:
- Рыболовный флот растет так стремительно и настолько модернизируется, что старые формы подготовки специалистов уже не удовлетворяют его нужд. Рассудите сами: разве можно сравнить суда, на которых начинал ловить рыбу, с тем, что пополняют теперь наш флот?
"Коралл", "Альбатрос" и другие корабли по красоте и навигационному вооружению поспорят, пожалуй, с пассажирскими лайнерами. Кстати говоря, вы знаете, что мы, рыбники, обогнали по количеству судов торговый флот? А скоро, наверно, по тоннажу догоним!
Эстонские рыбаки, например, получают в нынешнем году такие громадины, как "Фридерик Шопен". Это плавучие заводы для переработки рыбы. И понятно, что управлять ими должны люди, обладающие высокой морской и технической культурой. Их-то мы и призваны готовить ...
- Что же для этого предусматривают сделать? Видимо, увеличится срок обучения? - спрашиваю я.
- Как раз нет. Остаются те же четыре курса, как и в техникуме. Но знания курсанты приобретут более глубокие, чем студенты техникума. Во-первых, потому, что коренным образом изменится распорядок их учебы и быта. Они перейдут полностью на государственное обеспечение, будут жить в общежитиях.
Во-вторых, обновим и расширим нашу учебно-техническую базу и т. д. Многое уже сделано: посмотрите наши классы...
Штурманский класс пуст: группы судоводителей, сдав экзамены, ушли в море на летнюю практику и уже показали себя перед опытными моряками отнюдь не "салажатами". Вот выдержка из приказа капитана учебного судна "Тропик":
"... За коротки срок матросы-практиканты освоили все судовые работы и в период подготовки судна к выходу в море выполнили большой объем работ, оказав тем самым неоценимую помощь экипажу..."
Всем тринадцати курсантам объявлена благодарность. Будь сейчас здесь сами отличившиеся, расспросили бы, сколько пота пролили, сколько мозолей набили, снаряжая корабль...
Следующий класс оборудован поисковыми приборами. Новейшая аппаратура - эхолоты с самописцами, фишлупы – это "подводные разведчики" рыбаков. "Пашет" траулер морскую ниву, а на экранах приборов, отраженный от дна ультразвук, вычерчивает его рельеф. Но вот резкий выброс в обе стороны от вертикальной линии. Косяк? Да! Точно укажут умные приборы глубину, на которой он идет, примерную площадь, занятую им. Маневрируй быстрей, капитан, пошевеливайся, команда...
И хотя сейчас в классе роль косяка "играет" передвижной металлический щит, техники-радисты выпускники Валерий Бочаров, Лев Колесников, Раймонд Паузер
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



с неподдельной серьезностью "засекают глубину" , на котрой он "идет".
Скоро, очень скоро им придется испытать то непередаваемое словами чувство, охватывающее каждого рыбака, когда на "крючок" эхолота попадается косяк окуня или мерлузы весом в несколько тонн...
В радиоклассе готовились к экзаменам Виктор Алексеев, Владимир Абрамов, Владимир Зайцев и Борис Сорокинский.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Четкая дробь телеграфных ключей, стук "морзянки" заставили и меня, бывшего радиста, тряхнуть стариной, потягаться с ребятами. Но куда там! Через минуту пришлось капитулировать - темп, взятый курсантами, оказался для меня непосильным. А потом я узнал, что Виктор Алексеев - победитель юношеских соревнований радистов мореходных училищ и передает - 170 знаков в минуту. Да и другие немногим ему уступали. Видно было сразу, что они прошли хорошую школу. И точно: их наставник Михаил Александрович Гофман, ветеран радиосвязи, начинал с матроса, а вышел в отставку в звании капитана I ранга.
Новорожденному училищу уже сейчас тесно. В будущем году начнется строительство общежития, в котором разместятся 650 курсантов. Расширяются и учебные корпуса.
Да, многое изменится к лучшему в жизни вчерашних студентов, а ныне курсантов.
Не изменится, пожалуй, лишь одно: стремление упрочить добрую славу училища, принять от него эстафету. Бывший техникум дал рыболовному флоту республики сотни хороших специалистов, которые занимают важные командные посты, известных как мастера лова. Фридрих Тамм, Олев Риивитс, Лео Сангельт и многие другие выпускники награждены орденами и медалями - их фамилии занесены на Доску почета училища. Есть все основания полагать, что список героев труда пополнится - недаром девизом училища служит гордая поговорка: "Рыбак- дважды моряк!".

Ю. ВАНДЕРФЛИТ.
АКТИВНОСТЬ РАСТЕТ - 08 12 1965
В Таллинском мореходном училище рыбной промышленности идет учебный год. Он принес с собой много нового курсантам в быту и комсомольской жизни.
Я встретился с секретарем комитета комсомола рыбопромыслового флота К. Карофельтом. Попросил его рассказать, как обстоят комсомольские дела в училище.
— Комсомольцы училища — это будущие капитаны, штурмана, радисты. В учебном заведении формируется их характер. Они осваивают специальность. Секретарем комсомольской организации училища избран Велло Пыдер. И надо сказать, что работа заметно улучшилась. Впрочем, пойдите сами в училище и убедитесь.
Я вхожу в вестибюль... - Вам кого? — останавливает меня дневальный.
— Хочу видеть секретаря комсомольской организации.
—K Велло? - перебивает парень. - Вряд ли его найдете в кабинете. Он сейчас у ребят в десятой комнате.
Ожидаю Велло, прохаживаюсь по коридору. Вот двое курсантов пронесли шабру и ведро: блестит свежевымытый пол. Со стены смотрит «Бригантина» — газета училища. Яркая, интересная. В ней рассказывается об учебе и отдыхе курсантов. Вдруг сзади меня раздается голос:
— Вы ко мне? Оборачиваюсь: передо мной высокий крепкий парень с открытым приятным лицом. Мы не успели начать разговор, как Пыдера окружили ребята. Он как будто собирался сказать: " Вот никак не освободиться. Подождите еще несколько минут». Мне пришлось оставаться одному не долго, вернулся секретарь.
О своих предшественниках говорить не стал. Мне было известно, комсомольская работа в техникуме не считалась хорошей, отсутствовал организатор. По-видимому, Велло Пыдер сумел проанализировать ошибки прежних секретарей. — Мы решили работать с комсомольцами по-новому. Думали с чего начать. Основное — учеба, отдых, общественная работа и строгая дисциплина. В этом нам помогла реорганизация техникума. Курсанты разделены на роты, взводы и отделения. Дисциплина стала намного лучше.
В училище избран комсомольский комитет из девяти человек. Это лучшие наши курсанты, передовики учебы. В ротах создали комсомольские группы. До каждого комсомольца доводим конкретные задания. Теперь все принимают у нас участие в комсомольской жизни училища. В последнее время пополнились ряды организации ВЛКСМ. Собрания проходят живо, интересно. На обсуждение выносим острые проблемы, много говорим о спорте, в группах выпускаем сатирические листки и стенные газеты. Они похожи на "Бригантину".
Велло Пыдер рассказал мне о жизни курсантов. Из разговора ясно одно: учебное заведение для них - родной дом. В нем они проведут несколько лет. За это время вырастет и еще больше окрепнет комсомольская организация.

Г. ИГОНИН.
Он будет штурманом - 13 11 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Чтобы стать настоящим моряком, надо многое знать. Э. Туго, курсант Таллинского мореходного училища рыбной промышленности, это понимает прекрасно. Не случайно, в свободное время он постоянный посетитель кабинета навигации. Курсант хорошо освоил морские дисциплины, все зачеты сдал с высокими оценками.
Недавно Э. Туго проходил практику на судах Таллинской базы рефрижераторного флота. Он не раз бывал на практике. Но на этот раз было интереснее — курсант исполнял обязанности штурмана.
Старшие товарищи дали высокую оценку практической работе молодого моряка.

На снимке: Э. Туго выполняет учебное задание по навигации.
Фото матроса Ф. Лодейкина
Памяти курсанта Арви Ояла. ДОСТИГШИЙ МЕЧТЫ - 23 10 1965
ЭТО случилось не сколько лет назад. По улице шло двое парней Мне показалось, что одного я знаю. Пригляделся - да это же Арви Ояла! Поздоровался, и разговорились. Было интересно узнать о жизни знакомого человека.
...Жизнь Арви сложилась обычно, похожа на многие. Родился в деревне, работал в колхозе. После окончания школы служил в армии. Там присвоили ему звание младшего командира. И всегда на груди Арви блестел комсомольский значок...
Мы быстро нашли общий язык. Ояла рассказывал о себе.
-Как учеба? — спросил я его, зная, что он учился в строительном техникуме.
Арви улыбнулся:
— Бросил я техникум.
- Вот как! — меня это неприятно поразило.
Неужели парень испугался трудностей, спасовал, хочет жить «незаметно"?
Арви, видимо, понял, о чем я подумал и договорил:
- Оставил я техникум потому, что увидел море и решил выбрать морскую профессию. Знаю, будет нелегко, но ничего, справлюсь.
Я посмотрел на Арви с уважением. Мы заспорили о целях и смысле жизни, мечтах. Я, будто отговаривая Арви от моря, пугал трудностями, которые встречаются там. Ояла слушал внимательно, потом вдруг сказал:
- Я уже сделал рейс на рыболовном траулере. Ищу романтику.
Больше Арви мог не продолжать. Не мальчишеское увлечение повело его в морские просторы. Передо мной был человек, самостоятельно выбравший дорогу в жизни...
...И вот опять мне довелось встретиться с Арви, заправским моряком.
- Мне казалось, — сказал он, — что все уже освоил, повидал... Но в море нужно много знаний, оно предъявляет строгие требования.
Рейс за рейсом делал траулер под командованием капитана Юрия Масубони. Частенько в штурманскую рубку заглядывал боцман.

- Что скажешь, Арви? - спрашивал капитан. И рассказал ему парень, что хотел бы вот также, самостоятельно вести судно. — Надо тебе учиться. — посоветовал Масубони. - Впрочем, я тоже собираюсь.
В каюте боцмана никогда не переводились учебники: Ояла готовился к экзаменам. Решил поступить в Таллинский рыбопромышленный техникум. Вместе с капитаном Юрием Масубони они изучали теорию морского дела. Совместная работа, а затем учеба, еще больше сдружила промысловиков. Настал день, когда Ояла получил диплом штурмана дальнего плавания. Хоть теперь суда у них разные, но курсы одинаковые — вперед.
— А романтика? — спросил я Арви, вспомнив наш прежний разговор. — Нашел ты ее?
Арви ответил:
- Мне кажется, что романтика везде, где человек идет к своей цели.

В. РЕШЕТИЛОВ.
Комсомольская закваска - 23 10 1965
Мы, курсанты Таллинского мореходного училища рыбной промышленности, были направлены на производственную практику на плавбазу "Ян Анвельт".
Сразу же по приходу на борт судна будущие штурманы влились в комсомольскую организацию. Всего в организации теперь насчитывается 35 человек. Все это молодые, веселые, но вместе с тем серьезные ребята.
Избранное в рейсе бюро руководило деятельностью комсомольцев, направляло социалистическое соревнование среди молодежи. Последнее плавание, надо сказать, оказалось не из легких. Временами на разгрузке промысловых судов создавались пробки. Тогда комсомольцы палубной команды, после вахты, спускались в трюмы на помощь рыбообработчикам. Дело сразу шло быстрее и веселее.
Под руководством коммунистов значительную работу провели комсомольцы по налаживанию учебы в коллективе. Мы приводили в пример членов экипажа, которые повышают свои знания, таких, как подшкипер Антоненко, заканчивающий техникум, а также других товарищей, занимающихся в школе моряков и старших классах средней школы.
Сейчас уже некоторые молодые производственники подали заявления в училища, школы и другие учебные заведения.
Правда, в команде есть молодые люди, которые, будучи на берегу, учились, а когда вышли в море, то забросили книги и тетради.
Рассуждают они примерно так: зарабатываем хорошо, материально обеспечены, так чего еще больше надо?! Мы им терпеливо разъясняли необходимость расширять кругозор, повышать деловое мастерство, обогащаться духовно, ведь тогда и жить станет интереснее.

Ф. ЛОДЕЙКИН
матрос первого класса, заместитель секретаря комсомольского бюро плавбазы "Ян Анвельт", курсант 4-го курса.