0 RSS-лента RSS-лента

Пара историй из практики

Автор блога: ТМУРП
ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСТВОМ – 25 04 1986
Бурно развивающаяся научно-техническая революция сегодня охватывает все стороны жизни, предъявляет все более высокие требования к каждому человеку, его знаниям, его профессиональной подготовке. И сколь бы совершенной ни была система подготовки, едва ли она может полностью приспособиться к требованиям сегодняшнего дня. Всегда неизбежен период становления молодого специалиста в условиях производства. Но этот период может быть уменьшен, если с первых дней учебы привлечь курсантов к техническому творчеству, применению полученных знаний на практике.
Кружковая работа — прекрасная школа для профессионального роста. Задача руководителя — направить техническое творчество для формирования морально-психологических качеств, углубления знаний, совершенствования трудовых навыков, Хорошие традиции Таллинского мореходного училища в этой области позволяют успешно решить эту задачу. Достаточно сказать о награждении нашего училища Почетной грамотой ВРПО «Запрыба» — в бассейновом смотре-конкурсе технического творчества курсантов 1985 года ТМУ заняло третье место. Училище экспонировало 41 работу, из них «Двухканальный коммутатор-характериограф», созданный под руководством Л. Бычковой, был удостоен диплома I степени.
Хороший пример кружковой работы — на судомеханическом отделении, где под руководством преподавателя А. Четверикова созданы модели судов — учебного парусника «Крузенштерн», чайного клипера «Катти сарк», патрульного катера. Заканчивается работа над моделью парусника «Ингермаланд». Активная творческая работа на отделении позволила оборудовать своими силами кабинет по предмету «Курсовое проектирование», а также создать ряд стендов и макетов для пополнения учебной базы. К их числу относятся действующие макеты оборудования ДВС, разрезы механизмов и дизельных двигателей, турбонагнетателя, стенды испытания топливной аппаратуры. Много труда и организаторского мастерства при этом потребовалось и от преподавателя Л. Лобанова, который является активным рационализатором.
Следует, однако, заметить, что дальнейшее развитие кружковой работы сдерживается отсутствием современной материальной базы. Ведь для изготовления моделей судов требуются высококачественные краски, шпон ценных пород дерева, а радиоконструирование, идя в ногу со временем, должно вестись на базе интегральных микросхем.
Сейчас училище готовится к очередному экзамену па творческую зрелость. Впереди выставка технического творчества учащихся средних специальных учебных заведений республики, которая пройдет в марте на территории ВДНХ ЭССР.

В. ВОРОБЬЕВ, зав. учебными пособиями.
ТМУРП 0 Нет комментариев
НА ЗВАНИЕ «ЛУЧШИЙ ХИМИК»– 25 04 1986
Проверке знаний, полученных курсантами в процессе обучения, была посвящена состоявшаяся на днях в ТМУ олимпиада по химии.
В олимпиаде участвовали лучшие учащиеся первых курсов всех отделений. По результатам конкурса предстояло определить победителя. Конкурс проходил в два этапа. На первом курсанты показали свои теоретические знания, а на втором они самостоятельно демонстрировали опыты с описанием химических реакций.
Олимпиада по химии убедительно подтвердила, что все курсанты подготовились к ней тщательно. Все теоретические и практические задания были выполнены качественно и грамотно. Поэтому при оценке конкурса были учтены как успеваемость курсантов, так и регулярность посещения ими занятий.
Лучшие результаты показал курсант радиотехнического отделения А. Кононяко. Второе и третье места заняли курсанты судоводительского отделения С. Кугутенко и судомеханического С. Гичкин. Приказом начальника училища многие участники олимпиады по химии поощрены. А «лучшие химики» получили небольшие денежные премии.

С. ЛААНМЯЭ, преподаватель химии.
ТМУРП 0 Нет комментариев
«ПРИЗВАНИЕ» ВЫХОДИТ В РЕЙС – 02 04 1986
ВАЖНОЕ МЕСТО в процессе подготовки квалифицированных специалистов для флота рыбной промышленности, который осуществляется в Таллинском мореходном училище Минрыбхоза СССР, занимает организация производственной плавательной практики курсантов. Дело это поставлено так, чтобы как можно раньше максимально приблизить курсантов к морю, привить им высокие профессиональные навыки будущей работы, дать возможность непосредственно окунуться в судовую жизнь, почувствовать себя полнокровным членом судового коллектива.
Ежегодно в соответствии с графиком учебного процесса свыше 100 курсантов училища вливаются в состав экипажей Балтийского отряда учебных судов (БОУС). В составе флота этой специализированной организации — современные учебные промысловые суда разных типов, такие, как РТМС «Призвание» и «Эхолот», РТМА «Диплот» и другие. В конце ноября прошлого года 16 курсантов IV курса радиотехнического отделения училища вышли в свой первый рейс на УПС «Призвание". Теперь уже все позади — и романтика первых дней перехода на промысел, и суровые напряженные будни, и проблемы промысла, и трудные радиовахты, и заход в порт Копенгаген... О многом свидетельствует тот факт, что все курсанты, проходившие здесь практику, выразили желание пройти преддипломную практику на этом же судне. И вот в начале февраля 1986 года начался новый рейс РТМС «Признание». Выйдя из порта Рига, судно взяло курс в традиционный район своей работы — Центрально-Восточную Атлантику. Вновь потянулись своей чередой морские будни, до краев наполненные дублерскими радиовахтами, установочными и контрольными учебными занятиями, нарядами, дежурствами — всего не перечислишь. Проблем и задач перед курсантом мною. И от того, как удастся ему их решить, во многом зависит его становление как молодого специалиста. Идет преддипломная практика, после которой до получения диплома об окончании училища — рукой подать. УПС «Призвание» имеет все условия для успешного практического обучения курсантов всех морских специальностей. Здесь оборудованы прекрасно оснащенные учебные классы, специальный радио-класс, учебная штурманская рубка с полным комплектом навигационных и рыбопоисковых приборов последнего поколения, имеется большая техническая библиотека. При безусловном значении технической обеспеченности практики, главное — это люди, сочетающие в себе высокий профессионализм с большими педагогическими способностями. Среди них необходимо отметить, прежде всего, ветеранов судна — капитана-директора М. Рабиновича, первого помощника капитана В. Нечипоренко, начальника радиотехнической службы В. Куликовского, помощника капитана по учебной работе А. Кульбачко, электрорадионавигатора А. Онанко и других членов экипажа. Благодаря им учебный процесс на судне отлажен до мелочей, учтен богатый опыт работы учебного судна, которому в этом году исполняется семь лет. С самого начала промыслового рейса курсанты включаются в работу. Добрых слов со стороны судовой администрации заслужили такие курсанты, как А. Никора, много сил отдавший обновлению судовой наглядной агитации, Н. Зыбин, отчет о прохождении технологической и части преддипломной практики которого признан лучшим и оставлен на судне в качестве методического пособия, И. Дагаев, М. Пашков, Н. Уласовец и другие. Весьма примечателен и тот факт, что в истории УПС «Призвание» не было ни одного рейса, когда судно возвращалось бы в порт без значительного перевыполнения плановых заданий по всем основным показателям. Но, к сожалению, в последнее время постоянно не выполняется один из показателей — количество курсантов, прошедших практику. Например, в прошлом году этот показатель выполнен лишь на 65 процентов. Вины судовой администрации в этом нет. Однако очень грустно смотреть на современное судно, способное принять одновременно свыше 70 курсантов, но которое заполнено ими меньше, чем на четверть. В текущем рейсе пустуют учебные классы механиков и судоводителей. И только радио-класс работает с полной нагрузкой.
— Проблема обеспечения полной нагрузки судов БОУСа стала особенно острой в последние годы, — говорит помощник капитана по учебной работе А. Кульбачко. — Графики учебного процесса учебных заведений совершенно не стыкуются с графиками работы учебных судов.
Здесь есть над чем подумать и руководителям ВРПО «Запрыба», и ответственным работникам БОУСа, в чьем ведении находятся учебно-производственные суда. Но они одни, конечно, не в состояния решить эту проблему. В ее решении обязательно участие и Управления кадров и учебных заведений МРХ СССР и Минвуза СССР. Жизнь настоятельно требует срочной корректировки планов работ этих организаций, приведения их в соответствие с учебными планами. И тогда не будут пустовать классы учебных судов, не будет простаивать дорогостоящее оборудование, не будет проблем с комплектованием этих судов практикантами в течение всего учебного года.

В. СТЕПАНОВ, заместитель начальника Таллинского мореходного училища Минрыбхоза СССР.
ТМУРП 0 Нет комментариев
СТАНЕМ МОРЕХОДАМИ И ТЫ, И Я...- 28 03 1986
Дни профориентации на ВДНХ Эстонской ССР, где организована выставка технического творчества учащихся средних специальных учебных заведений республики, пользуются большой популярностью у школьников Таллина. Ни на день не умолкают здесь ребячьи голоса.
День открытых дверей проводило недавно и Таллинское мореходное училище Минрыбхоза СССР. На встречу с учащимися школ пришли руководители и преподавателя, курсанты самых различных специальностей: будущие судоводители и радисты, судомеханики и технологи по обработке рыбопродукции. О многом рассказали они будущим абитуриентам.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Интересным на этой встрече было все: и рассказы курсантов об организации учебного процесса, о том, как проводят они свое свободное время. С большим интересом прослушали собравшиеся выступление начальника училища Арно Фридриховича Лыокене, посмотрели номера художественной самодеятельности, подготовленные курсантами.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В память о встрече будущим абитуриентам были вручены значки Таллинского мореходного училища Минрыбхоза СССР: белой птицей распласталась на небесно-голубом фоне баркентина, как вечный символ прекрасной мечты, олицетворяющий стремление к познанию нового, неизведанного.

И. ФЕДОТОВА.
Фото Р. ЭЙНА.
ТМУРП 0 Нет комментариев
Экспонируются впервые – 24 03 1986
...Современные модели одежды и прекрасные ажурные вышивки, наглядные учебные пособия и забавные игрушки, мини-трактор и различные картинги — эти и многие другие интересные экспонаты представлены в экспозициях открывшейся недавно в Таллине на ВДНХ ЭССР выставки технического творчества учащихся средних специальных учебных заведений республики.
Впервые в выставке принял участие и коллектив Таллинского мореходного училища Минрыбхоза СССР, представив самые разнообразные экспонаты. По некоторым из них прослеживается история развития кораблестроения в нашей стране. Экспонируются, к примеру, действующие макеты паросиловых установок различных типов судов, первого русского дизеля, двигателя в разрезе. Интересны и представленные на выставку учебный стенд «Навигация и лоция», различные модели рыболовных судов.
Все эти экспонаты сделаны самими курсантами в тесном содружестве с преподавателями училища и призваны развивать интерес к профессии, способствовать более глубокому ее изучению.


И. ФЕДОТОВА.
ТМУРП 0 Нет комментариев
ДИСЦИПЛИНА – ЗАЛОГ КАЧЕСТВЕННОЙ УЧЕБЫ - 19 03 1986
В. И. Ленин завещал нам: «Там, где больше организованность, выше дисциплина, там больше успехов, там больше побед». И это подтверждается шагами в социалистическом соревновании между отделениями Таллинского мореходного училища рыбной промышленности СССР. Более высокая дисциплина курсантов судоводительского отделения явилась залогом высоких показателей в их учебе. Лучшей группой в училище в течение первого семестра 1985-86 учебного года признана С-269 судоводительского отделения. Кропотливая работа руководителей отделения и прежде всего заместителя начальника отделения по политработе Г. Нетробчука по воспитанию курсантов в духе высокой сознательности, по поддержанию дисциплины, вовлечению в творческое овладение учебной программой дала положительные результаты,
Выполнение требований «Положения о высших инженерных морских и мореходных училищах МРХ СССР» и «Правил внутреннего распорядка и организации службы в высших инженерных и мореходных училищах МРХ СССР» является основным кодексом дисциплины курсантов. Несоблюдение моральных норм, изложенных в этих регламентирующих документах, и нарушение правил социалистического общежития несовместимы со званием курсанта.
Увы, иногда все еще имеют место нарушения правил ношения формы одежды, самовольный уход из училища, несоблюдение распорядка дня. Административно-преподавательский состав училища принимает решительные меры к их устранению. Так, за последнее время в училище активизировалась работа педагогического совета по применению мер воспитательного воздействия к нарушителям дисциплины Только на двух последних педсоветах обсуждены персональные дела 6 курсантов, склонных к нарушению правил поведения, Изжиты случаи употребления курсантами спиртных напитков. На это повлияло применение командно-преподавательским составом самых крутых мер вплоть до исключения из училища,
Наша задача — создать еще более нетерпимую атмосферу по отношению к нарушителям-
К сожалению, иногда приходится прибегать и к помощи комиссии по делам несовершеннолетних при Октябрьском исполкоме Совета народных депутатов.
Полностью изжить нарушения внутренней дисциплины курсантов — это не только отвечает требованию времени, но и значительно помогает улучшить качество обучения.


Г. ОТПУЩЕННИКОВ, начальник ОРСО ТМУРХ СССР.
ТМУРП 0 Нет комментариев
ЖДЕМ СМЕНУ! - 19 03 1986
"Ускоренники", так называют в Таллинском мореходном училище Минрыбхоза CCСР группу курсантов-судомехаников, которые до этого длительное время работали мотористами на судах "Эстрыбпрома", и обучающихся теперь по ускоренной программе. Как и всякое новое дело, создание учебной группы было делом нелегким. Что скрывать, пришлись поломать голову над созданием такой группы сотрудникам ОПТОК и отдела кадров. Сейчас закончен первый из четырех семестров. Можно подвести итоги этого, прямо говоря, трудного начала.
Ядро группы - это коммунисты Григорий Белоног, Анатолий Илиенко, активисты Валентин Шульга, Михаил Иванов, Василий Музыка, Николай Бодылевский. Это они помогли сформировать, а затем сплотить группу, нацелить на учебу. В целом группа характеризуется серьезным отношением к учебе, к овладению своей специальностью. Большой перерыв в учебе (в среднем около 10 лет) поставил в тяжелое положение курсантов и преподавателей. Но труд, усидчивость, вера в себя помогли преодолеть то, что казалось непреодолимым. Закончена сессия. Курсант В. Шульга сдает все экзамены на "отлично», В. Колоярский и В. Карежин из колхоза «Маяк» получают только хорошие и отличные оценки. С таким же успехом закончил семестр старшина группы Г. Белоног. Хорошую успеваемость показали Н. Бодылевский, А. Илиенко, П. Катан, О. Калликорм, В. Музыка, А. Прокопец, В. Явтушенко и другие.
Много добрых слов следует сказать о тех преподавателях, которые, не считаясь с личным временем, много внимания уделили курсантам группы ускоренного обучения. По утрам, за час до начала занятий можно было увидеть курсантов, которые дополнительно занимались по таким трудным и давно забытым предметам, как математика, английский язык, у Э. Стульевой, Е. Смирновой, Л. Рулевой. И после окончания классных занятий курсанты получала консультации у преподавателей Ш. Ароновича и Ю. Ровинского. «Ускоренники» выполнили часть работ по совершенствованию учебно-материальной базы судомеханического отделения. Курсанты В. Шульга, Н. Бодылевский, В. Музыка, О. Калликорм,, В. Явтушенко оборудовали несколько учебных мест в кабинете «Курсовое проектирование». По инициативе курсанта П. Катана завезены и обрабатываются детали судовых механизмов для учебных целей.
Постигая давно забытое, много времени затрачивая на общественные мероприятия, курсанты-«ускоренники" должны были думать и о собственных семьях — воспитывать детей, помогать женам, а иногда, несмотря на материальную помощь объединения, и подрабатывать. Здесь потребовались выдержка, настойчивость, умение правильно сочетать учебу с работой.
Итак, начало положено. Хочется выразить надежду, что благодаря усилиям курсантов-«ускоренников», а также всего коллектива училища, рыбопромысловый флот республики получит в 1987 году хорошее пополнение специалистов-судомехаников.


М. БЛИТШТЕЙН, начальник судомеханического отделения;
Н. ГОРБУНОВ, председатель предметной комиссии судомеханического отделения;
А. ЧЕТВЕРИКОВ, преподаватель, секретарь партийной организации отделения.


Когда материал готовился к печати, мы получили дополнительную информацию из отдела ОПТОК: — В предсъездовских документах и материалах XXVII съезда KПCC немало внимания уделяется техническому прогрессу и повышению профессионального уровня работающих на производстве. Эти процессы взаимосвязаны. Не в стороне от них и наше объединение. Уже идет замена морально и физически устаревших судов на самые современные, которые потребуют и соответствующе подготовленных кадров. Мы призываем мотористов нашего объединения, имеющих общее среднее образование, возраст до 40 лет и работающих на судах по специальности не менее двух лет, обратиться к своим экипажам с просьбой рекомендовать Вас на учебу в Таллинскую мореходку в группу «ускоренников». Направление вы получите в отделе подготовки кадров объединения, а экзамены можете сдавать 20 числа каждого месяца (кроме июня и июля) в училище. А через полтора года учебы Вы придете на суда объединения в должности механика.
ТМУРП 0 Нет комментариев
Уважаемые читатели «Рыбака Эстонии» - 19 03 1986
Эта полоса подготовлена корпунктом газеты в Таллинском мореходном училище Минрыбпрома СССР. Ее материалы рассказывают о проблемах и вопросах, связанных с подготовкой молодой смены для рыбной промышленности республики.
У нынешних тружеников рыбной промышленности республики есть немало точек соприкосновения с училищем. Многие из них сами вышли из стен нашего училища, думается, со многими коллектив училища встретится в ближайшие годы как с участниками ускоренных курсов подготовки специалистов, начавших работу в нынешнем учебном году.
Несомненно, читателям газеты будет интересно подробнее узнать о жизни Таллинского мореходного училища Минрыбпрома СССР.
Училище живет напряженной жизнью и во многих отношениях стоит на переломном этапе организации учебно-воспитательной деятельности. Новые задачи ставят перед нами решения XXVII съезда партии. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Эти задачи предусматривают и решительное повышение учебной дисциплины, и постановку учебного процесса па основу самой современной учебно-производственной базы, и организацию взаимных отношений с предприятиями-шефами на новой основе.
Вся эта работа направлена на то, чтобы в текущем году, через год, через два рядом с вами встал товарищ, знающий свое дело, коллега, на которого можно положиться.
Груд рыбака — нелегкий труд. И хотя в помощь ему с каждым годом приходят все новые машины, механизмы, приспособления, его работа, особенно в море, требует особой выдержки, оперативных решений, порой настоящего мужества, и, конечно же, сознательного преодоления трудностей и неудобств морских будней. Именно поэтому уже сейчас необходимо нам готовить будущих специалистов морально к тому, что ждет их па трудовом поприще: подсказывать, давать советы, делиться накопленным опытом. И сегодня мы обращаемся с просьбой ко всем читателям «Рыбака Эстонии»: выскажите на страницах газеты предложения о том, как лучше готовить молодые кадры, какие необходимо внести поправки в организацию практики?
Надеемся, что, открывающаяся полоса, станет надежным помощником в деле воспитания достойной смены, поможет лучше, интереснее организовать учебный процесс в нашем училище.

А. ЛЫОКЕНЕ. начальник ТМУ МРХ СССР.
ТМУРП 0 Нет комментариев
ВОСПИТАТЬ ПАТРИОТОВ - 05 02 1986
Мы — интернационалисты

В ВОСПИТАНИИ УЧАЩЕЙСЯ молодежи значительное место занимает патриотическое и интернациональное воспитание. Утверждение в сознании молодого поколения идей советского патриотизма и социалистического интернационализма, гордости за страну Советов, за нашу Родину, готовности встать на защиту завоеваний социализма, было и остается важнейшей задачей,
Интернациональное воспитание курсантов в Таллинском мореходном училище Минрыбхоза СССР осуществляется комплексно. В организации этой работы командование, преподавательский состав, партийная, комсомольская и профсоюзная организации училища ставят своей целью дать укрепить в сознании учащихся основные принципы пролетарского интернационализма, воспитать чувство дружбы народов, создать личность, глубоко осознавшую свою причастность к новой исторической общности людей — советскому народу.
Пристальное внимание, уделяемое коллективом училища вопросам интернационального воспитания, обусловлено еще и тем, что на его четырех отделениях обучаются не только представители более двадцати национальностей страны, но и иностранные граждане из Народной Демократической Республики Йемен, Республики Гвинея-Бисау, Лаосской На родной Демократической Республики и других развивающихся государств. Основой интернационального воспитания курсантов является изучение общественных предметов, в ходе которого молодежь овладевает основами марксизма-ленинизма, ленинским теоретическим наследием по национальному вопросу. Успеваемость по общественным наукам составляет в целом по училищу более 99 процентов. В подавляющем большинстве курсанты успешно сдают экзамены по общественным дисциплинам.
С целью формирования прочных знаний, стойких убеждений и активной жизненной позиции курсантов в процессе обучения большое значение придается освещению наиболее ярких исторических событий и факторов последовательного осуществления нашей партией и государством ленинской национальной политики, подчеркивается жизненность идей пролетарского интернационализма, верность которым обеспечила невиданный расцвет всех советских республик.
Одной из форм углубления знаний теории марксизма-ленинизма стали конкурсы творческих работ курсантов, в которых в течение каждого учебного года принимает участие свыше половины всего курсантского состава. Цикловая комиссия общественных дисциплин при разработке совместно с комитетом комсомола тематики творческих работ большое внимание уделяет вопросам интернационализма, истории революционной борьбы эстонского и русского пролетариата, за власть советов, участию народов нашей страны в построении коммунистического общества. Работы, как правило, выполняются с использованием местного краеведческого и исторического материала, архивных документов.
Широкий национальный состав курсантов учитывается при планировании и проведении мероприятий как в рамках учебной, так и во внеклассной работе. Проведение совместных мероприятий, которое широко практикуется в училище, облегчается тем, что курсанты всех национальностей, в том числе и иностранцы, живут все вместе, в одних ротных помещениях и постоянно общаются между собой. Иностранные курсанты принимают активное участие во всех проводимых в училище мероприятиях — субботниках, тематических вечерах и др. В свою очередь советские курсанты — непременные участники всех праздничных мероприятии, посвященных знаменательным датам развивающихся государств Азии и Африки.
В системе интернационального воспитания учащихся видное место занимают клубы интернациональной дружбы, которые имеются во многих учебных заведениях республики. К сожалению, в училище эта работа только начинается: решен вопрос о выделении специального помещения для интерклуба, заказана мебель для него, избран и начал работу совет интерклуба во главе с президентом — курсантом судоводительского отделения А. Суйтсом, В ближайшем будущем, после решения всех организационных и хозяйственных вопросов, планируется сделать интерклуб в комплексе с нашим музеем—центром всей интернациональной и контрпропагандистской работы в училище.
Большое воспитательное и познавательное значение имеет и организованная в начале 1984/1985 учебного года переписка курсантов со сверстниками из братских республик и социалистических стран.
Важным элементом воспитательной работы является и непосредственное общение учащихся с носителями боевых и трудовых традиций, прославленными ветеранами революции, партии, войны и труда, проведение тематических вечеров, викторин, олимпиад, фестивалей дружбы народов, субботников, митингов и других акций солидарности.
Всего за 1984/85 учебный год в училище проведено 52, а за первый семестр 185/86 учебного года — 28 подобных мероприятий. Наиболее масштабными и значительными из них были: патриотическая акция Ленинского комсомола «Равнение на знамена Победы», проведенная в марте 1985 года при непосредственной помощи комитета комсомола объединения «Эстрыбпром», массовый антивоенный митинг в ходе Недели действий за разоружение. Состоялась серия встреч с ветеранами войны и труда объединения «Эстрыбпром", в том числе с Героем Социалистического Труда Ф. Таммом.
Своеобразным подведением итогов работы по интернациональному воспитанию за год стал традиционный вечер интернациональной дружбы, проводимый в канун годовщины образования Советского Союза. Задуманный несколько лет назад и проводившийся до 1984 года как вечер английского языка он и сейчас организуется большими энтузиастами своего дела преподавателями английского языка Е. Володкович, И. Егоровой и Л. Рулевой.
Проведен такой вечер и в прошлом году, Кроме советских и иностранных курсантов, в нем приняли активное участие и учащиеся подшефной 53-й средней школы Таллина.
Проведению вечера предшествовала большая подготовительная работа, в которой были задействованы курсанты всех четырех отделений училища. Особенно отличились будущие радиоспециалисты И. Василевская, Р. Сергеева, Д. Лычаков, И. Демидовец, К. Рывкин, будущий судоводитель А. Шевлюга, механик Е. Агеев и В. Савченко, будущий технолог Н. Акимов. Это они оформили зал, подготовили пригласительные билеты, нарисовали веселые и серьезные лозунги, обращения, плакаты. Хорошо помня большой успех подобных вечеров в прошлом, его с нетерпением ждали и курсанты, и преподаватели. И вот назначенный час наступил... В фойе главного корпуса гостей встречают курсанты дежурного взвода (группа С-170) во главе с курсантом И. Сидоренко. Главная задача дежурного взвода — следить за порядком, встречать прибывающих гостей, а после окончания вечера — убрать и привести в порядок зал, фойе и коридоры. Насыщенная программа вечера включила в себя русские, украинские, эстонские, молдавские и греческие песни в исполнении курсантов судомеханического отделения В. Порошина и А. Лийвамяги, фортепьянные миниатюры, исполненные будущим технологом С. Карцевой, литературную композицию о Родине, подготовленную курсантами-судоводителями I курса.
С большим интересом участники вечера встретили выступление танцевальной группы в составе курсантов I курса технологического отделения и девушек 53-й средней школы, которые исполнили три танца — сибирский, белорусский и узбекский, красочные национальные костюмы, хорошая техника исполнения — все это очень понравилось зрителям, и они долго не отпускали танцоров со сцены. Ярким было и выступление группы девушек, продемонстрировавших спортивные танцы.
Надолго запомнят участники вечера и песни в исполнении Э. Шакурова, и выступления курсантов из Йемена и Мозамбика, покоривших своеобразием национальных танцев и исполнением песни «катюша», кстати, после выступления на вечере иностранные курсанты получили предложение представить йеменский праздничный танец и песню «катюша» на республиканском конкурсе политической песни. И, надо сказать, они выступили там весьма успешно, заняв почетное третье место.
Вечер, как обычно, прошел на высоте, чему во многом способствовала умелая работа ведущих — курсантов радиотехнического отделения И. Тамберга и Э. Шакурова, и хорошее свето-звуковое оформление, организованное диско-ром училища — курсантом В. Злобиным. Побольше бы таких вечеров — таково мнение всех его участников. Заурядная дискотека, проходившая обычно скучновато, ничем не отличаясь от обычных «танцулек», приобрела здесь особенную окраску и, главное, полезность, будучи совмещенной с вечером интернациональной дружбы. Здесь есть над чем подумать и организаторам художественной самодеятельности, и руководству клуба училища, и комитету комсомола. Отмечая определенные успехи в становлении интернациональной зрелости нашей молодежи, необходимо, однако, отметить, что сделано еще далеко не все. Работу по интернациональному воспитанию необходимо совершенствовать ежедневно и повсеместно, стремиться к тому, чтобы каждый преподаватель, а тем более преподаватель-общественник классный руководитель, командир роты проявляли максимум активности в работе с курсантами, постоянно изыскивая новые формы и методы.
В целях углубления содержания деятельности по интернациональному воспитанию как основной части коммунистического воспитания молодежи средних специальных учебных заведений, в том числе и мореходных училищ, необходимо сосредоточить внимание на усилении пропаганды непримиримости двух идеологий, классового подхода к оценке общественных явлений. В этих целях необходима разработка методики оперативного политического информирования учащихся, в том числе ведения контрпропаганды как основной части общей методики коммунистического воспитания молодежи техникумов и училищ.
В постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС было подчеркнуто, что воспитание советских людей в духе социалистического интернационализма надо вести широко, настойчиво, в органической связи с патриотическим воспитанием, выступать с позиций партийной принципиальности и непримиримости к любым проявлениям национальной ограниченности или национального нигилизма, бережно относиться к чувствам и достоинству людей всех национальностей. И коллектив преподавателей и сотрудников училища в тесном сотрудничестве с широкой общественностью призваны внести, и вносят достойный вклад в решение этих ответственных задач.

В. СТЕПАНОВ, заместитель начальника Таллинского мореходного училища Минрыбхоза СССР по политработе.
Для будущих капитанов - 03 02 1986
Учащиеся и преподаватели Таллинского мореходного училища рыбной промышленности в Доме культуры «Строитель» торжественно учредили новую форму в организации досуга и внеклассной работы — клуб будущих капитанов. Его гостями станут опытные капитаны и первые помощники, много лет отдавшие работе в море, передовики социалистического соревнования, лучшие специалисты всех служб объединения. Тему для каждого совместного разговора предложат сами курсанты — участники клуба. Но в главном она будет постоянной — о трудной работе в море, о тех ситуациях, которые преподносит практика, о морально-волевых и организаторских качествах, которые должен выработать в себе будущий руководитель рыбацкого коллектива. Председателем клуба избран преподаватель навигации и лоции, кандидат в члены КПСС С. Милютин. Члены клуба установили контакты с советом молодых специалистов объединения, члены которого вскоре поделятся опытом участия в конкурсах молодых организаторов производства.

В. АБИХ, секретарь комсомольской организации ТМУ.