0 RSS-лента RSS-лента

Пара историй из практики

Автор блога: ТМУРП
ВЫСТУПИЛИ УДАЧНО - 14 06 1975
В Таллинском мореходном училище рыбной промышленности было в этот день многолюдно. Непривычным казалось видеть здесь людей, одетых не в морскую форму, а девушек и парней — в эстонских национальных костюмах. Они то и создали эту атмосферу приподнятости и какого-то праздника. Июньское солнце щедро раздавало таллинцам свое тепло, а доносившаяся из открытых окон музыка невольно заставляла проходящих мимо прислушиваться...
В актовом зале мореходного училища проходил городской смотр-конкурс художественной самодеятельности работников пищевой промышленности, посвященный 30-летню Победы в Великой Отечественной войне и 35-летию Эстонской ССР. В небольшом зрительном зале мореходки разместились самодеятельные артисты. По очереди оставляли они свои места, выходили на сцену и представляли на строгий суд жюри песни, танцы, музыкальные номера. Членам жюри предстояло выбрать лучших самодеятельных артистов для участия в заключительном туре конкурса.
Эстонские народные танцы в исполнении самодеятельных артистов производственного объединения «Ливико», вокально-инструментальные ансамбли кондитерской фабрики «Калев», ансамбль народной музыки Таллинского рыбокомбината, эстрадный оркестр Таллинского хлебокомбината и многие другие приняли участие в этом конкурсе. Выступили и курсанты мореходного училища.
В нашем объединении также трудится много талантливых людей, которые посвящают свой досуг музыке, песням, танцам, художественному чтению. Самодеятельные коллективы созданы во многих береговых подразделениях и на судах нашего флота. Организует и направляет их деятельность клуб ЭРПО «Океан», (заведующая Нинель Пескова), он же устраивает вечера отдыха для работников нашего объединения с участием самодеятельных артистов.
На городском смотре «Океан» представляли два вокально-инструментальных ансамбля и два солиста, прошедшие испытания на конкурсе в нашем объединении и оказавшиеся лучшими.
До этого все они были частыми гостями на праздничных вечерах в различных подразделениях ЭРПО «Океан» и на судах, находящихся в порту. Но вот в подобном конкурсе принимают участие впервые.
Руководитель художественной самодеятельности Астрит Ицкович внимательно приглядывалась к каждому, индивидуально работала с артистами.
И вот остались позади месяцы упорного труда. Свою работу самодеятельные артисты представили на оценку жюри. Интересную программу и оригинальное исполнение предложили ребята из ансамбля «Атлантик» (художественный руководитель Валерий Торопов). Многим понравилось выступление Ирины Островской — солистки ансамбля судоремонтного завода ЭРПО «Океан». Ребята из этих ансамблей исполнили произведения советских и зарубежных авторов, песни о Великой Отечественной войне.
Лучшие солисты нашей самодеятельности — Маргарита Ицкович и Елена Михайлова — представили классический репертуар. В исполнении Маргариты Ицкович прозвучали произведения Вилла-Лобоса и Моццани. Солистка женского вокального ансамбля Елена Михайлова исполнила произведения Шумана, Грига, Россини.
Все наши самодеятельные артисты выступили удачно и были выдвинуты на республиканский конкурс. Там им тоже сопутствовал успех. Все они — лауреаты республиканского конкурса художественной самодеятельности — заняли призовые места.
Гитаристка Маргарита Ицкович завоевала первое место, солистка Елена Михайлова и солистка ансамбля судоремонтного завода Ирина Островская — второе место. Наш вокально-инструментальный ансамбль «Атлантик" также занял второе место.
— Это несомненный успех наших артистов-любителей, — говорит Астрит Ицкович. — Хотя образовались эти ансамбли сравнительно недавно, однако успели уже зарекомендовать себя как хорошие музыкальные коллективы. Нельзя не отметить упорство девушек и парней, которые много сил и энергии отдают своему любимому делу — музыке. После рабочего дня они собираются вместе, внимательно отбирают свой репертуар, а затем проводят многочисленные репетиции.
Впереди у артистов — новое большое испытание. В сентябре этого года состоится первый Всесоюзный смотр художественной самодеятельности, в котором примут участие и наши коллективы. А до осени — упорные занятия, репетиции, выступления...

Н. ВАЛЕНТИНОВА.
С ДИПЛОМАМИ СПЕЦИАЛИСТОВ – 24 05 1975
В ТАЛЛИНСКОМ мореходном училище рыбной промышленности обучаются молодые люди из многих зарубежных стран, в том числе из ряда молодых развивающихся африканских государств. В этом учебном году приступили к занятиям ребята из группы P-13-и, приехавшие из Экваториальной Гвинеи, Республики Гвинея. Их будущая специальность — радисты. В нашем училище они живут одной большой дружной семьей вместе с эстонскими и русскими курсантами, вместе с ребятами из других союзных республик.
Родина девятнадцатилетнего Рамона Митуй Абага — город Бата в Экваториальной Гвинее, расположенный в Западной Африке, на побережье Атлантического океана. В своей стране он успешно закончил среднюю общеобразовательную школу. Его, как одного из лучших учеников, направили на дальнейшую учебу в Советский Союз. Сегодня Рамон — курсант первого курса мореходного училища.
— Русского языка до приезда в вашу страну не знал, — рассказывает молодой гвинеец, — начал изучать его в Астрахани на специальных курсах. Сначала пришлось тяжело, но всегда шел вперед к тому, к чему стремился. Упорно занимался. Здесь, в училище, продолжаю совершенствовать русский. Читаю в оригинале русских классиков. Очень нравятся произведения Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого.
Работоспособного и серьезного в учении молодого человека заметили и преподаватели. Рамон всегда внимательно относится к учебным занятиям. Своим трудом, усидчивостью, способностями он зарекомендовал себя как один из лучших курсантов. Его портрет помещен на Доске почета отделения.
Совсем, казалось бы, недолго живет Рамон Митуй в Советском Союзе. Но он уже успел побывать во многих городах страны, познакомиться с жизнью советских людей. Особенно запомнились ему столица нашей Родины, Киев, Донецк, Львов, Харьков, Краснодар.
В ТМУРП Рамон учится вместе со своим земляком Раймундо Мба Абага. Здесь, в училище, появилось у него много новых хороших друзей и среди советских ребят. Часто можно видеть парней из Гвинеи вместе с секретарем комсомольской организации училища курсантом Володей Ильиным. В свободные часы молодые люди любят побродить по нашему городу, знакомятся с его достопримечательностями, бывают в музеях и кинотеатрах, посещают интересные выставки. Очень нравится им Кадриорг.
Но, конечно, основное для ребят — учеба. Подходит к концу первый год их обучения. Скоро начнутся экзамены. Много времени у них сейчас занимает подготовка к предстоящей экзаменационной сессии. Курсанты из группы Р-13-и — Бангура Ибрахим и Камара Огустин из Республики Гвинея, йеменец Ахмед Саид Мокша — стараются не отставать от Рамона. Вместе занимаясь, помогая друг другу, они стремятся как можно лучше усвоить заданный материал. И всегда рядом с ними опытные педагоги и руководители. Здесь постоянно чувствуют они внимание и заботу коллектива.
После сдачи экзаменов у ребят начнутся летние каникулы, во время которых многие из них поедут к себе на родину. Отдохнут вместе с родными, расскажут им о новых советских друзьях, о нашей стране.
А когда вернутся в училище, подойдет время первой учебной практики. Получив первую необходимую подготовку в учебных аудиториях, курсанты будут закреплять полученные знания во время практических занятий.
Впереди у них еще годы упорного труда. И когда закончится учеба в Таллинском мореходном училище рыбной промышленности, они вернутся к себе на родину с прочными знаниями специалистов, хорошо овладев русским языком, с большим запасом знаний о Советском Союзе.


Н. КРУТИКОВА.
ПОРА ЗРЕЛОСТИ - 05 04 1975
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Ему двадцать семь. Это пора молодости пора зрелости, пора, когда человек находится в расцвете своих духовных и творческих сил. Крепко сбитый, среднего роста, с широким и приятным лицом, с глазами, уверенно смотрящими на мир. Таков Валерий Михайлов, молодой моряк, один из славной плеяды передовиков нашего объединения. Валерий рос, мужал, одолевал одну ступеньку за другой своей трудовой биографии вместе с нашим флотом, вместе со своими сверстниками.
Собственно, до 1966 года сельский паренек из Витебской области, где и сейчас живут его родители, никогда не видел моря, но оно властно тянуло юношу к себе. Хотелось увидеть, узнать тот большой мир, который простирался за его деревней Лососино. Однажды в газете Валерий прочитал о Таллинском мореходном училище рыбной промышленности и, недолго думая, успешно сдав экзамены за одиннадцать классов, заторопился в Таллин, как он сам выражается, "на лихом коне». Сметливость, уверенность, настойчивость помогли деревенскому пареньку хорошо выдержать вступительные экзамены. Так Валерий Михайлов стал курсантом Таллинского мореходного училища рыбной промышленности.
— Мне все в жизни дается легко, — вспоминая учебу в ТМУРП, рассказывает Валерий, — и учиться тоже было легко. Легко не потому, что нечего было делать, а потому, что хотелось учиться, быстрее начать самостоятельную жизнь. Охотно я занимался всеми предметами. И экзаменов не боялся. Все шло нормально. Запомнился первый выход в море, на практику, на «Станиславе Монюшко». Нас, практикантов, было человек 15. И море мне понравилось, и экипаж оказался дружным, веселым. Нам все старались помочь, и нельзя было не откликнуться на эту добрую заботу старших и все получше узнать, освоить, приобщиться к морской работе.
Любознательность, стремление все узнать и понять проявил Валерий и когда проходил практику на Пярнуском рыбокомбинате.
Экзамены он сдал успешно и скоро вышел матросом на плавбазе «Фридерик Шопен». Этот рейс ему запомнился тем, что он до мелочей освоил навыки рыбообработчика, приобрел опыт работы лебедчика. И опять же ему все давалось легко, поскольку было и желание, и некоторое умение. И Валерий, осваивая досконально все тонкости процесса обработки рыбы, был скоро назначен помощником мастера, а потом и мастером. В этих должностях он плавал на ТР «Иней», плавбазе «Станислав Монюшко».
Можно с уверенностью сказать, что в полную меру способности молодого моряка раскрылись на плавбазе «Рыбак Балтики». Три рейса сделал на этом судне-гиганте Валерий Михайлов. Все это время под началом молодого моряка работала бригада рыбообработчиков, состоящая из матросов-комсомольцев, парней подвижных, дружных, инициативных. Первую скрипку в коллективе, несомненно, играл Валерий. Он был организатором, учителем, заводилой. Его желание работать лучше, качественнее поддерживали комсомольцы матросы Анатолий Уткин, Вячеслав Климович, Юрий Анисимов, Юрий Романов, Петр Зубку, Владимир Прощалыгин... В общем, вся бригада старалась принять и обработать рыбы больше, чем полагалось по нормам. И это дружному коллективу удалось.
Естественно, было трудно соревноваться с более опытными бригадами, как, например бригадой ветерана «Океана» Егора Федоровича Бичикова, но ребята не падали духом и к концу рейса вышли вперед Их самоотверженный труд был отмечен переходящим вымпелом, грамотами, денежной премией, многим были присвоены звания «Ударник коммунистического труда», многие были названы «Лучшими по профессии".
В беседе со мной капитан-директор «Рыбака Балтики» А. Сиемер заметил:
— Валерий Михайлов — настоящий организатор, знающий свое дело моряк, работать с ним — одно удовольствие. Он умеет быть требовательным, добрым. Собственно, Михайлов растет на моих глазах. В предстоящем рейсе Валерий будет выполнять уже должность технолога.
Ну, а чем еще памятен третий рейс Валерия Михайлова на «Рыбаке Балтики»? В море молодой моряк был принят кандидатом в члены КПСС. Одну из рекомендаций ему дал его наставник, ветеран, мастер своего дела и активный общественник Егор Федорович Бичиков.
Валерий нашел свое счастье и в море, и на берегу. Когда «Рыбак Балтики» возвращается в родной порт, его каждый раз встречает жена с пятилетней дочкой Леной, а другая дочурка — Лариса, от роду девяти месяцев, ждет папу дома,
Естественно, что всем им хочется, чтобы Валерий подольше побыл дома, побольше погулял бы с дочурками, но море снова зовет его, и молодой моряк уходит в рейс, уходит, чтобы вернуться и чтобы следующая встреча на берегу была такой же радостной, как и предыдущая.

П. ЛУГОВСКОЙ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимке: Валерий Михайлов (слева) и члены его бригады Вячеслав Климович, Владимир Федоров, Анатолий Уткин и Николаи Зюков.

Фото М. Никоноровой.
ПОКА ЕЩЕ БЕЗ ДИПЛОМОВ - 03 04 1975
Не так давно с отличными . производственными показателями возвратился в родной порт транспортный рефрижератор «Нарвский залив». В этом рейсе проходили практику курсанты четвертого курса Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. Цель практики — привить будущим судоводителям практические навыки. В этом им помогли командование и экипаж судна. При несении вахт курсанты имели возможность пользоваться всеми необходимыми приборами, картами и пособиями, получить квалифицированную помощь в ведении навигационной прокладки, мореходной астрономии и другим наукам.
— Этот рейс был интересным для судоводителей, — рассказывает руководитель практики B. П. Ежков, который вместе с курсантами ходил в этот рейс. — Судно дважды пересекло Атлантику, заходило на рейды Гавра и Гетеборга, попадало в жестокие штормы и шло во льдах. Все это закалило курсантов, дало им возможность получить опыт судовождения в сложных условиях плавания. Программа практики была выполнена успешно.
Ребята быстро втянулись в рабочий ритм судовых "будней, активно участвовали в общественной жизни. И когда командование обратилось к ним с просьбой оказать помощь в разгрузке промысловых судов, которые стояли в ожидании разгрузки, курсанты охотно согласились. Их четкая и слаженная работа на промысле во многом помогла экипажу, в результате чего судно загрузилось на несколько дней раньше срока. Практиканты отлично справлялись с грузовыми операциями, узнали характер этой работы.
Среди семнадцати курсантов, проходивших практику на ТР «Нарвский залив», многие выделялись своим трудолюбием, добросовестным отношением к делу. Виктор Буцкевич и Александр Иванов — одни из тех, кто отлично зарекомендовал себя в учебе и работе.
— Большинство ребят стали такими же помощниками, как и мы, хотя пока еще и без диплома,—таково мнение третьего штурмана ТР «Нарвский залив» Владимира Аристова, который непосредственно занимался с курсантами во время рейса.
После прихода судна из рейса курсанты вновь вернулись в училище. Впереди у них государственные экзамены. Сегодняшние курсанты — завтрашние выпускники, они вернутся на наши суда дипломированными специалистами.

Н. КРУТИКОВА

НА СНИМКЕ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

идут практические занятия на ТР «Нарвский залив».

Фото М. Москаленко.
КАПИТАН ЗАБЕГАЕВ - 21 06 1977
ЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Крупным планом Забегаев В. Н. и СРТ - 4590

КАПИТАНА MБ "Лембит» Владимира Николаевича Забегаевa в нашем объединении знают давно. Почти двадцать три года прошло с тех пор, как пришел в Таллинский рыбопромысловый техникум юноша, твердо решивший стать моряком, рыбаком.
А родился Владимир Николаевич в Вологодской области, в лесном краю. С детства его окружали лесорубы, сплавщики, рабочие лесоскладов, железнодорожники. Нелегкими были детство и юность. Когда разразилась война, ему было всего четыре года, а младшему брату Виктору — и того меньше. Хотя военные действия не докатились до Вологды, но тяжкие испытания военного времени переживали и здесь.
— Кончилась война, — вспоминает Владимир Николаевич, — отец не вернулся. Остались мы с матерью одни. У меня за плечами восемь классов школы. По тому времени этого было вполне достаточно, чтобы начать самостоятельную жизнь. И выбрал я профессию моряка. Дело в том, что военным моряком был отец матери. Да и мой отец служил на Балтике. О морской службе дедушки часто вспоминала мать. Ее рассказы дополнялись литературой и кино. Что надо еще мальчишке?.. Первая практика, знакомство с морем, его стихией прошли для меня на рыбацком промысле Каспия. Затем снова Балтика. В рыбопромысловом флоте начинал с азов, матросом. Техникум закончил в 1958 году.
Первая командная должность — третий помощник капитана РР-1282. Стояли мы как-то в старом рыбном порту. Нужно было произвести перешвартовку судна. Помню, капитан А. Обоймов коротко сказал: «Ваша работа - действуйте!» Признаюсь, я растерялся: ведь первая самостоятельная перешвартовка. Акватория порта — узка. Однако, успокоился: капитан-то рядом, в случае чего поправит, подскажет. Но я выполнил перешвартовку без подсказок.
Первая самостоятельная работа окрылила. Я понял, что недаром учился, плавал пять лет матросом, и понял, что нужно еще многое познать в искусстве судовождения и рыболовства. Так прошло три года — срок немалый, прежде чем я ступил на мостик капитаном. Во многом тут помог капитан-наставник Олег Иванович Ровбут, очень требовательный к себе и подчиненным. Но требовательность сочеталась у него с большим уважением к людям. Спрашивал строго и в тоже время не выходил из себя из-за ошибок и упущений. Эти уроки не прошли даром, — они пригодились позже, когда я в течение двух лет учил молодых моряков на Кубе. Всему, что знал сам. Вернувшись с Кубы, продолжил плавать, но подвело здоровье, и пришлось сменить бескрайнюю Атлантику на малый каботаж. И вот уже третий год работаю на буксире. Коллектив у нас крепкий, работает на совесть. С заданиями справляется. В 1975 году мы заняли второе место в смотре технического состояния судов. В 1976 году экипаж МБ «Лембит» был награжден Почетной грамотой на конкурсном смотре по технике безопасности. А по технике эксплуатации экипаж «Лембита» признан лучшим во вспомогательном флоте объединения. Третий год работаю с этим коллективом, и третий год не знаю, что такое нарушения трудовой дисциплины...
Примером для других служат у нас старший помощник Пээт Тыниссон, старшин механик Аарне Реммелькор. Они работают со дня ввода буксира в строй. В том, что «Лембит» уже четыре года плавает без заводского ремонта и может находиться в эксплуатации еще год, заслуга в первую очередь старшего механика. Выделить кого-либо в палубной команде затрудняюсь. Впрочем, назову матроса первого класса Василия Горланова...
Задаю последний вопрос: «Какие дни в вашей жизни считаете самыми счастливыми?»
Владимир Николаевич подумал немного и ответил:
— Всякое было в жизни. Как говорят, «и шишки, и пышки». Но самым радостным помнится день, когда мне было доверено, самостоятельно работать. И еще — когда приняли в ряды Коммунистической партии Советского Союза.
Таких людей, как Владимир Николаевич, в нашем объединении немало. Честь и уважение им!

А. ПЕТРОВСКИЙ.
ТМУРП 0 1 комментарий
Памяти Людмилы Александровны Юдиной. И НЕТ ВЫСШЕЙ НАГРАДЫ... - 08 03 1975
ПЕРЕДО МНОЙ пачка писем, и все они адресованы одному человеку — преподавателю литературы Таллинского мореходного училища рыбной промышленности Людмиле Александровне Юдиной.
«Здравствуйте, уважаемая Людмила Александровна! С горячим флотским приветом к Вам бывшие курсанты В. Волков и Л. Горбунов. Немножко о наших делах. Доехали хорошо. В дороге провели восемь суток, но не жалеем, так как увидели много интересного. Уж очень здесь красиво, особенно в районах озера Байкал».
Здравствуйте, уважаемая Людмила Александровна! Пишу Вам из Находки. Сюда мы доставили очередной груз рыбы из района Гавайских островов. Сразу же по возвращении из Таллина стал оформлять документы на рабочий диплом, неожиданно попросили идти в визированный рейс рефмотористом. Вначале думал, пойдем в Одессу, но в Корсакове сообщили - идем на Гавайи».
«Получил от Вас письмо, за которое огромное спасибо! Людмила Александровна, я очень благодарен Вам за то, что Вы хотите помочь подготовиться к экзаменам. Я бы очень попросил, если достали учебники, то пусть они у Вас полежат до мая. Демобилизуюсь где-то в двадцатых числах и заеду к Вам. Сейчас готовлюсь к экзаменам. Скоро мы начинаем сдавать итоговую проверку. Нужно самому сдать на «отлично», да и за роту душа болит. Не у всех все в порядке. А мне, как старшине, поручили двоих ребят подтянуть по политподготовке и вождению».
Это лишь некоторые из писем, но какое ни прочтешь — в каждом ощущаешь искренность и подкупающую непосредственность. Ребята делятся со своей бывшей учительницей, как с близким человеком, своими сомнениями и надеждами, рассказывают о планах, благодарят за поздравления, обращаются с просьбами. В этой обширной переписке не исключены и письма от родителей. Находясь далеко от детей, они беспокоятся, спрашивают о поведении и учебе сыновей.
Не случайно я привела эти выдержки. За их строками — ребята, добрые и отзывчивые, благодарные и целеустремленные. А главное — красноречивее всяких слов письма говорят о тех, кому они адресованы.
Переписка не может долго продолжаться, если она односторонняя. Людмила Александровна, несмотря на свою занятость, ни одно из них не оставляет без ответа. Как и в училище, она делится с бывшими воспитанниками жизненным опытом, ненавязчиво помогает добрым советом, добросовестно выполняет их просьбы. Она искренне заинтересована в их судьбах.
Когда я спросила у Л. А. Юдиной, как она умудряется найти контакт с такими разными по характеру и развитию ребятами, она ответила очень просто: «Не злоупотребляю их доверием. Пятнадцатилетние мальчишки, какими они приходят в училище, очень доверчивые и искренние. И если ты идешь к ним с открытой душой, они платят тебе тем же. Стоит один раз воспользоваться их прямодушием и откровенностью в корыстных целях, как они быстро отвернутся от тебя».
Может быть, это и есть один из педагогических «секретов» Людмилы Александровны?
Приведенные выше письма написаны курсантами последнего выпуска Юдиной. Сейчас у нее новая группа Х-32 — третьекурсники, будущие специалисты по холодильным установкам. Своими учениками она довольна. В группе не стоит вопроса об успеваемости. Ребята дисциплинированные, исполнительные, отзывчивые. Людмила Александровна называет своих помощников — комсорга Валеру Тимофеева, старшину Валерия Калиничева, преподавателей группы Ш. Ароновича, Р. Ряка, начальника специальности Б. Михайлова, с которыми Юдина сообща делает одно общее дело — воспитывает будущих командиров производства.
За 23 года педагогического стажа и пятнадцать лет преподавания в училище Людмила Александровна научилась находить «ключик» к ребячьим душам, хорошо понимать их. Но не будь у нее главного — любви к ним — не было бы теплоты и сердечности, которыми ребята одаривают свою учительницу.
Л. А. Юдина всегда среди своих воспитанников. И по долгу службы (она еще и классный руководитель), и по велению души. На уроках литературы она прививает ребятам любовь к прекрасному, к своему предмету. Не случайно, о курсантах этой группы говорят «заядлые театралы». Дежуря на самоподготовке, Людмила Александровна всегда поможет, поддержит спор или разговор и на отвлеченную тему. В загородных поездках, на вечерах она старший товарищ, друг.
Нелегко заслужить доверие своих учеников, воспитать в них требовательность к себе, чувство благодарности за чужой труд. Достижению этой цели преподавательница отдает всю себя. И нет высшей награды для нее, как видеть своих воспитанников настоящими людьми.
Воспитанники Людмилы Александровны несут трудную морскую вахту в разных уголках земного шара. И, как пишет один из них, стараются работать, так, чтобы училищу не было стыдно за них.

Г. МЕЛИКОВА.
ТМУРП 0 1 комментарий
КРАЖА – 23 12 1976
Из зала суда
— Встать! Суд идет!
— Фамилия, имя, отчество: Чернев Сергей Николаевич.
— Год рождения: 1960-й
— Образование: 8 классов.
На скамье подсудимых — шестнадцатилетний подросток, бывший курсант Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. Слушается дело по обвинению несовершеннолетнего Сергея Чернова в краже денег и вещей, принадлежащих курсантам ТМУРП.
Сначала очень кратко о фактах.
Приказом начальника ТМУРП от 16 августа 1976 г. «за употребление спиртных напитков и устроение беспорядков» Сергей Чернов лишается стипендии сроком на три месяца и предупреждается, что в случае дальнейших нарушений дисциплины будет отчислен из училища. Приказом от 20 августа этого года за самовольную отлучку Чернов был отчислен из мореходного училища
В пятидневный срок бывшему курсанту Сергею Чернову необходимо уехать к себе домой в город Калининград. В это-то время и были совершены им два преступления.
В ночь с 22 на 23 августа Чернов обыскивает карманы курсанта, живущего вместе с ним в общежитии. Из найденных сорока семи рублей — двадцать два берет себе. На украденные деньги покупает билет на калининградский поезд. Но уехать домой не пришлось — слишком долгим оказалось прощание с друзьями, на поезд Чернов опоздал.
Через несколько дней Сергей и его приятель Игорь Самарин (тоже отчисленный из училища) отмечают день рождения, а заодно и... свое отчисление. Купленных трех бутылок вина показалось мало. И Чернов идет на новую кражу. На этот раз у двух курсантов училища украдена крупная сумма денег, личные вещи. Спустя некоторое время Чернов относит краденое в камеру хранения железнодорожного вокзала — в этот день он все-таки собирался уехать в Калининград. Но до отхода поезда оставалось время, Чернов решает в последний раз зайти в училище. Здесь-то его и задерживают. Парень сначала отпирался, юлил, но, когда его, что называется, прижали к стенке, во всем признался.
Так выглядела фактическая сторона дела. Что же скрывалось за этими фактами? Что привело шестнадцатилетнего подростка на скамью подсудимых?
...Отца не стало, когда Сереже был всего один год. Мальчику шел пятый, когда мать привела в дом нового мужа. Пожалуй, именно с приходом в семью этого человека началась история, развязка которой происходила уже в суде...
Отчим не утруждал себя даже элементарной заботой о ребенке. Все его воспитание сводилось к пьяным окрикам и постоянным упрекам и понуканиям. Мальчика называли обидными словами, за малейшую провинность били, упрекали куском хлеба, называли дармоедом. Отчим избивал Сережу и за плохие отметки, полученные в школе. Побои, грубость, несправедливые горькие упреки ожесточали детское сердце. Его самозащитой, его протестом становились упрямство, лживость, непослушание, которые развивались с каждым годом. Да и как еще может защитить себя восьмилетний ребенок от пьяной жестокости и самодурства такого «воспитателя»? В Сереже росли замкнутость и озлобленность, которые вели его к воровству. Украденный пирожок или булка в магазине — такой была его реакция на постоянные упреки в дармоедстве, таким путем он пытался самостоятельно добывать себе пропитание.
Сережу неоднократно задерживали. Но и это не заставило его родителей спохватиться. Они даже не стремились найти контакт с сыном. Сережа, его мать, отчим только жили под одной крышей, больше их ничего не связывало. И царящие в доме ненависть и неприязнь сделали родной дом чужим. А в школе у него были сверстники, чья благополучная домашняя обстановка еще сильнее подчеркивала контраст с его собственной. Все чаще замечает Сережа свою плохую одежду, все больнее отзывается в его сердце пьяная ругань отчима... В таких условиях развивался его характер. Мальчик старается найти выход. И находит... в темных подъездах, в компаниях таких же безнадзорных ребят.
В свои десять лет Сережа Чернов уже состоял на учете в детской комнате милиции, занимался мелким воровством, хулиганством, бродяжничал — таким был результат безответственного отношения родителей к воспитанию сына. Так появилась в его жизни Сланцевская специальная школа для трудновоспитуемых. В ней он и заканчивает восемь классов.
В 1975 году Чернов поступает в Таллинское мореходное училище рыбной промышленности. За сотни километров остался дом, но то зло, которое было в нем посеяно, уже пустило глубокие корни.
В училище Сергей начал обучение по технологической специальности. Смышленый, и сообразительный, он быстро овладевал учебными предметами, мог самостоятельно разобраться в новом материале. И не только сам для себя, но и помогал своим новым товарищам. Интересовался судостроением, посещал специальный кружок. Учиться начал неплохо.
Плохо было другое: Чернов не выносил дисциплины, которой требует морская служба. Быт курсантов построен здесь четко и строго, по-морскому: регламентировано время для занятий и отдыха, выход из училища разрешен лишь по определенным дням, курсанты обязаны соблюдать форму одежды. Эти и другие требования предъявляет мореходное училище к каждому курсанту.
Сергею Чернову все это показалось невыполнимым. Учиться — учился, но подчинить себя общему порядку не смог. Самовольно уходил из училища, случалось — выпивал, нарушал форму одежды, стал пропускать уроки, недобросовестно относился к выполнению заданий. Все это повлекло за собою плохую успеваемость. И, несмотря на способности к учебе, стали в его зачетке появляться неудовлетворительные оценки. Дальше — больше: несколько раз был замечен в воровстве.
Как же реагировали на это его товарищи, курсанты из группы Т-12, в которой он учился? Об этой группе в училище проскальзывало мнение, что курсанты в ней как-то разобщены, каждый сам по себе. Группа в целом подобралась трудная, в ней чаще, чем в других, бывали нарушения дисциплины. Это с самого начала учебного года вызывало тревогу преподавателей и в первую очередь командира роты Сергея Михайловича Наумова, который особо занимался с Т-12: проводил общие беседы, индивидуально работал со многими курсантами. И те из ребят, которые извлекли пользу из таких уроков, сегодня учатся на втором курсе. Чернову стать второкурсником не пришлось. Хотя, пожалуй, ни с кем из других курсантов столько не занимались, сколько с ним. Он был под особым наблюдением Сергея Михайловича. Долгие часы проводили они вдвоем. И как будто не было между ними недосказанного. Обо всем поведал своему воспитателю Сергей: и о своем нелегком детстве, и о том, сколько незаслуженных обид перенес он о доме отчима. Взаимопонимание и сочувствие нашел мальчик у воспитателя. Но вот ответить на него не смог. Все чаще и чаще приходилось Чернову отчитываться за свое неудовлетворительное поведение, каждый раз обещал исправиться и тут же совершал новый проступок, и опять раскаивался, и опять совершал... Беседовали с ним и классный руководитель группы Виктория Станиславовна Бертель, и его товарищи. Справедливо требовали от него отчета в своих действиях старшина группы Николай Грицук, комсорг Владимир Онищенко, курсант Вячеслав Раткевич.
Зато родители словно вливали в него силы, мешавшие принять новую жизнь. И когда на каникулах курсанты торопились домой, к близким, Сергею свидание с семьей не сулило радости. Дом встречал его той же пьяной бранью, участились столкновения с отчимом. Еще большую моральную ущербность приносят Сергею те недолгие часы, которые проводит он дома: садится есть — его обвиняют в обжорстве; случилось взять вещи отчима — в результате жестоко избили. Всякий раз он возвращался в училище глубоко уязвленный. Так родители сводили на нет все попытки педагогов училища перевоспитать их сына, подрывали в нем веру в добро, в справедливость, вселяли в сердце подростка подозрения, неверие в людей.
И, возвращаясь в училище, Сергей продолжал лгать; был недисциплинирован и упрям. И вот очередное нарушение повлекло за собой отчисление Чернова из мореходки. Ему надо уехать из Таллина в Калининград. Где взять деньги на билет? У сокурсников, которым он нанес немало обид? Но рядом с ним были и взрослые люди, воспитатели, отвечающие за него, хотя бы до тех пор, пока он не покинет Таллин. Многие из них проявляли заботу о нем на протяжении всего учебного года. Однако никто не поинтересовался, на какие деньги неработающий подросток доберется до Калининграда. И формальный ответ, что он в свое время получил стипендию (которую он вполне мог уже и истратить) здесь не удовлетворяет. Конечно невозможно оправдать тот способ, каким Чернов ре шил добыть деньги на билет, и две кражи, совершенные им, ни в коей мере не оправдывают его — за эти преступления он ответил перед законом. Но, наверное, не следовало и администрации училища так быстро слагать с себя всякую ответственность за судьбу недавнего своего воспитанника.
Сам Чернов обратиться за помощью ни в училище, ни домой не пожелал. Сработал принцип, которому он был сызмальства научен. Как в детстве, когда хотел есть — крал в магазине, так и сейчас, когда не оказалось денег на билет — пошел и украл у своего же товарища.
...Заседание суда было недолгим. Подсудимый Чернов свою вину признал. Решением народного суда Октябрьского района города Таллина он был приговорен к полутора годам лишения свободы. Трудовой колонии предстоит перевоспитывать Сергея Чернова, вернуть человека обществу.
На судебном процессе присутствовала женщина, давшая жизнь Сергею Чернову - Пекина Анна Францевна. Долгие годы мирилась она с той обстановкой в доме, которая в конечном итоге привела ее сына к преступлению, сделала его озлобленным, одиноким подростком.
Смогла ли осознать эта женщина все то горе, которое принесла собственному сыну? Ведь воспитание ребенка - это не только личное дело, но и общественный долг, за выполнение которого родители отвечают перед государством. Сергея Чернова будут перевоспитывать другие люди, но дома, в Калининграде, у него осталась маленькая сестренка. Что будет с нею? Сумеет ли мать понять то, что случилось, и не просто понять, но и предъявить к себе самой строгие требования? Пока на эти вопросы ответить трудно. Поэтому сейчас в этой истории еще нельзя поставить точку. Она продолжается...

Н. КРУТИКОВА.
ТМУРП 0 2 комментария
ПОСВЯЩЕНИЕ В МОРЯКИ - 23 11 1976
Необычным, волнующим и по-праздничному радостным был этот день для курсантов-первокурсников Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. Надолго останется он в памяти ребят, и воспоминание о нем будет освещать выбранный ими путь, путь нескончаемой синевы морских дорог... Торжественное посвящение в курсанты на борту судна — событие действительно особенное, памятное, которому суждено положить начало еще одной доброй традиции будущих мореходов.
...Словно пришедший из мальчишеской мечты, застыл у пирса красавец-парусник. Курсанты поднимаются по трапу четырехмачтового барка «Крузенштерн», одного из самых больших в мире парусных судов. Раздаются торжественные звуки музыки. Праздничная церемония посвящения началась... В торжественном строю застыли вчерашние мальчишки, сегодняшние курсанты мореходки, а завтра — штурманы, технологи, радисты, отважные моряки. Внимательно слушают они слова напутствия своего первого командира — начальника ТМУРП Вячеслава Антоновича Морозова, поздравления капитана «Крузенштерна» Владимира Тимофеевича Роева.
...Уверенно звучат слова курсантской клятвы. И вместе с радистом-первокурсником Александром Брызгалиным вторят ей преданные морю сердца. Каждодневным трудом, хорошей учебой и отличной дисциплиной докажут они свою принадлежность к семье морских тружеников.
Технолог первого курса Виктор Селиванов зачитывает призыв курсантов ТМУРП ко всем учащимся мореходных училищ Западного бассейна — торжественное посвящение в курсанты проводить на борту судов.
Начальники учебных отделений училища В. В. Нурмис, X. X. Ольтерс, П. М. Ялакас вручают новичкам курсантские билеты. И, пожалуй, радость этого дня можно сравнить разве что с радостной взволнованностью поступления в мореходное училище. Каждому первокурснику были подарены фотографии с изображением парусника «Крузенштерн», как память о том, что на его борту происходило посвящение в курсанты, как символ того, что юношеской мечте дано осуществиться, что посвящение в будущую профессию состоялось.

Н. КРУТИКОВА.

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Впереди курсантского строя гордо реет знамя училища.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Торжественное построение курсантов ТМУРП на палубе парусника «Крузенштерн».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Начальник отделения X. X. Ольтерс вручает курсантский билет первокурснику Антсу Тислеру.

Фото М. РАУДЕ.
ДИПЛОМЫ ВРУЧЕНЫ! – 13 07 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ЭТОТ ДЕНЬ вручения дипломов надолго останется в памяти курсантов Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. Торжества состоялись в Таллинском клубе строителей. Дипломы об успешном окончании училища были вручены большой группе судоводителей и радистов.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Будет вспоминать этот вечер и комсомолец Виктор Бобров, которому вместе с дипломом был вручен еще один диплом — рабочий диплом штурмана малого плавания.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Хорошо учились, активно участвовали в комсомольской работе курсанты Калев Юлге, Николай Демин, Сергей Свеженцев. И на выпускном вечере они были отмечены Почетными грамотами Октябрьского райкома ЛKCM Эстонии.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Комсомолец Виталии Ященко был старостой в своей группе. Он служил примером для товарищей и в учебе, и дисциплине. На нижнем снимке: заместитель начальника ТМУРП по учебной части Б. М. Розенштейн вручает Виталию Ященко диплом техника-судоводителя.

Фото А. ДУДЧЕНКО.
ТМУРП 0 3 комментария
ЗА ВСЕ В ОТВЕТЕ – 26 06 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НЕСКОЛЬКО дней назад к нам в редакцию позвонил, а затем и пришел младший лейтенант Кейлаского отделения милиции Владимир Розенберг. И привело его в «Океан» не какое-то скандальное дело, что, к сожалению, случается чаще, а желание рассказать о своем добром товарище и добровольном помощнике Виталии Астафьеве, нашем молодом моряке. И потому, как молодой участковый взволнованно и сбивчиво рассказывал о Виталии Астафьеве, его выдержке и его мужестве, я понял: Владимир Розенберг не мог не проделать этот довольно длинный путь из Кейла до «Океана». Участковый хотел, чтобы о мужестве его верного помощника Виталия Астафьева знали и товарищи его по судну, и в Таллинском мореходном училище рыбной промышленности, воспитавшем его, и во всем «Океане». То, что поведал нам Владимир Розенберг, действительно заслуживает внимания, того, чтобы о Виталии Астафьеве узнали наши читатели.
Более десяти лет живет Виталий Астафьев в Кейла. Здесь он закончил десятилетку, отсюда он уезжал в Сибирь с геологической экспедицией после того, как не смог поступить в институт, сюда он вернулся через год и поступил в Таллинское мореходное училище рыбной промышленности, чтобы стать высокообразованным морским специалистом, отсюда он уходил в свой первый рейс старшим матросом на БМРТ-457 «Каарел Лийманд», здесь он сыграл свадьбу, здесь родился у него сын и здесь же он познакомился и подружился с таким же сильным и смелым парнем, как он сам, участковым милиционером Владимиром Розенбергом. Когда младший лейтенант несет дежурство, ему, если, конечно, не в рейсе, помогает Виталий Астафьев. И помогает не только коротать время, но по-настоящему, если, естественно, понадобится. Это Владимир Розенберг и Виталий Астафьев задержали и обезоружили нынешней весной убийцу. Впрочем, предоставим слово участковому милиционеру:
— Я в тот день дежурил, пришел ко мне и Виталий. Наговорившись, он уже собирался уходить, когда по телефону сообщили об убийстве в общежитии Харьюской ПМК. Мы тут же выехали на место. Первыми увидели и попытались оказать помощь тяжелораненому, кстати, ни в чем не повинному молодому человеку, но было уже поздно. Раненый потерял столько крови, что вскоре скончался. Нам же необходимо было задержать убийцу. Мы обшарили все общежитие и нашли его. Он был вооружен. Мы с Виталием его с трудом обезоружили и доставили в милицию, а затем и в камеру предварительного заключения. Выяснилось, что убийца, фамилию которого я не хочу называть, так как сейчас идет следствие, и еще один его собутыльник подвыпили и поспорили. Дело дошло до драки. Видевший все это юноша пытался их разнять, успокоить, но один из споривших пырнул его ножом. Не знаю, смог ли бы я один, без Виталия справиться с убийцей.
Владимир Розенберг припомнил еще несколько случаев, когда Виталий Астафьев оказался рядом и помог задержать преступников. Долго пришлось разыскивать одного грабителя. Случилось так, что тот, обворовав квартиру в Мустамяэ и нажившись, крепко подвыпил. Этого было достаточно, чтобы другие ловкачи его ограбили. Проспавшись, потерпевший явился в милицию и потребовал найти бандитов, забравших у него крупную сумму денег. Когда у него спросили, откуда у него столько денег, тот ничего внятного ответить не смог. Однако, прямых улик не было и его отпустили. Вскоре участковый выяснил, что именно он и ограбил квартиру в Мустамяэ.
Стали его искать, но он, почуяв недоброе, стал скрываться и, как потом выяснилось, хотел уже уехать из Кейла. Последнее свидание с девушкой и ищи-свищи его. Прогуливаясь по городу, Виталий Астафьев и Владимир Розенберг лицом к лицу встретились с грабителем, не успел тот опомниться, как наручники прочно сковали его руки.
Таких случаев мужества, находчивости, смекалки у Виталия Астафьева было немало.
— Когда он уходит в море, — замечает участковый, — я жду его возвращения с нетерпением. Виталий не только мой хороший друг, но и верный помощник. Именно с помощью таких, как он, нам удалось в последние годы в Кейла навести порядок.
Прошло еще несколько дней, и в редакцию заглянул Виталий Астафьев. Ему было не когда. Он собирался в очередной рейс на РТМС-7504 «Пейпси». Высокий, стройный, молодой, сильный, он с ходу заявил, что крупно поругался с Владимиром.
— Я его не просил афишировать меня, — бросил он, — зачем мне это.
Пришлось вступиться за участкового, который обратился к нам из добрых побуждений, ибо совершенно справедливо считал, что о таком человеке, как Виталий Астафьев, который за все в ответе, должны знать в «Океане», следовать его примеру, его непримиримости к злу, порокам, нарушителям общественного порядка.
Успокоившись, Виталий рассказал о себе. Родина его — Алтайский край. Его родители геологи, вечные странники. И сейчас они снова ведут разведку недр этого края. А Виталий стал моряком. Да, утверждает он, ему нравится его профессия моряка, нравится с тех пор, как он три года назад сделал свой первый рейс на БМРТ457 «Каарел Лийманд». Юноше запомнился этот рейс многим. Именно на бор ту «Каарела Лийманда" он вкусил всю романтику моря и все невзгоды, именно здесь повстречался ему мастер своего дела Вениамин Юшков, раскрывший азы постигаемой Виталием специальности мастера обработки... Собственная настойчивость, учеба опытных моряков помогли Виталию преодолеть ступени роста. На БМРТ-436 «Крестьян Рауд" он пошел уже в качестве помощника мастера по консервам, затем ходил на суператлантиках, энергично осваивал их новое, сложное технологическое оборудование. Запомнился Виталию рейс на РТМС-7507 «Саадъярв», на котором он был принят кандидатом в ряды ленинской партии. И в море все близко и дорого рукам и сердцу Виталия Астафьева. Он отличный специалист, активный общественник. "Комсомольский прожектор», который вы пускают в рейсах Виталий и его товарищи, всегда боевит, зубаст, помогает бороться за хорошую, качественную продукцию, за порядок на судне.
Доволен ли тем, как живет, работает Виталий Астафьев?
- Люблю свою работу, люблю свою семью, друзей, море, -говорит молодой моряк, - но хочется делать все еще лучше, больше и в этом плане я собой часто не доволен.
Думаю, что это хорошее чувство, быть человеком не со стороны, и в большом и в малом жить для людей, быть за все в ответе , никогда не покинет таких сильных и целенаправленных, как моряк Виталий Астафьев и милиционер Владимир Розенберг.

П. ЛУГОВСКОЙ.

На снимке: Виталий Астафьев.

Фото А. Дудченко