0 RSS-лента RSS-лента

Пара историй из практики

Автор блога: ТМУРП
И НЕСЁТСЯ СКВОЗЬ ГОДЫ МОРЗЯНКА... – 15 11 1990
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


В этот день, сами того не подозревая, юбилярами стали сразу около 1300 человек, пустившие свои корни в самых различных точках нашей страны — в Эстонии и на Каспии, в Архангельске и на Енисее, во Владивостоке и в порту Находка. «Разве что на Сахалин не пробрались — остров маленький, да там еще своих два училища»,— как бы в оправдание «промашки» пояснил В. Зотов... Через биографии этих людей прошла одна, объединяющая их черта: все они — выпускники разных лет Таллиннского мореходного училища, радиотехнического его отделения. Соберись они вместе 2 ноября по случаю 25-летия со дня первого выпуска — хватило бы в их разговорах баек, накопленных за многолетнюю практику, да и из курсантских будней было бы что вспомнить. Но как тут быть, когда жизнь берет свое?! На юбилей собрались десятки бывших выпускников отделения — те, кому обстоятельства позволили на краткий миг отвлечься от повседневных трудовых обязанностей. И официально вспоминались внешние приметы училища давних лет — безликие аудитории, первый выпуск, участники которого и в форму-то не успели облачиться, поскольку заказ на нее вовремя не смогли реализовать, первые преподаватели — Борис Моисеевич Розенштейн, Тойво Прассь... Воздавалось должное сегодняшним подвижникам отделения. О них — особая статья, потому как взяли они на себя ношу, требующую чрезвычайного напряжения сил: повести учебный процесс так, чтоб из стен заведения выходили не просто радиотехники, но и младшие радиоинженеры — всесторонне образованные специалисты. Для этого и понадобилась система колледжа. Целесообразность ее уже всесторонне обоснована. А применительно к радиотехническому отделению постановка дела мыслится так.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Первое, на чем сосредоточено серьезное внимание, — преподавание обязательных дисциплин. Физика, математика, перестают быть абстрактными, становятся дисциплинами прикладными, на основе которых закладываются элементы импульсной, цифровой техники, теории компьютерных систем. Вводятся новые предметы — автоматизация систем связи и автоматизация систем обеспечения мореплавания, основы технического творчества и основы телевидения. А основы управленческой деятельности? Абстракция? Отнюдь нет. Радиоспециалист на судне ли, на берегу — лицо, через которое проходит обширный поток информации, как производственного характера, таки общественно-политического, бытового. Классифицировать ее, поставить на службу коллективу под силу только администратору, освоившему, хотя бы элементарно, психологию, юриспруденцию, экономику — все то, что и включается как костяк управленческой деятельности и что доселе осваивалось путем «набивания шишек» в процессе трудовой уже жизни (о чем и ходят байки в кругу радиоспециалистов-практиков).
Введение подобных дисциплин требует переоборудования многих аудиторий. Но — благо преподаватели колледжа некоторым образом уже, что называется, отработали навыки в комплектовании наглядного материала.
Гордость отделения — лаборатория радиолокационных станций, заведует которой Арви Арнольдович Норман. Он, кстати, сам из выпускников былого училища — недолго попрактиковав, вернулся в родные пенаты. Из соединения теории и практики, приправленного личной дотошностью, что ли, получился хороший сплав. Коллеги знают Нормана как принципиального наставника курсантов с отточенной методикой преподавания. Где, как не у него, «прозондируешь», чем дышит курс, на что способен тот или иной учащийся — Арви Арнольдович буквально живет их жизнью. Да и воспитанники колледжа ревниво оберегают его престиж — уже тем, что отдают предпочтение именно его лекциям, оценив и знание предмета, и готовность к индивидуальной работе с каждым в отдельности.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

И хоть сходен путь, в несколько ином ключе развивается творчество Лембита Александровича Ыунпуу. Он как предметник, может быть, более традиционен, но стойкая его любовь к избранной дисциплине стала лучшей основой для воспитания курсантов. Оборудованный Лембитом Александровичем кабинет организации радиосвязи и манипуляции признан одним из лучших на Западном бассейне. Впечатляет и кабинет радиотехники — детище заведующего лабораторией Владимира Рудольфовича Боярса.
Вот это — академизм, с одной стороны, с другой стремление и умение прививать курсантам тягу к мыслительной деятельности — это и есть две взаимодополняющие линии, на чем живет отделение, «отпочковываясь» от которых зарождается новое... Вот Виктор Михайлович Жигин — рационализатор, организовавший кружок технического творчества. Вот начальник отделения Владимир Иванович Зотов, подавший и взявшийся претворить в жизнь идею оборудования учебной радиоремонтной мастерской («будем давать технологию ремонта аппаратуры в экстремальных ситуациях эксплуатации»). Виктор Леонидович Белый, Юрий Иванович Равинский, Людмила Васильевна Бычкова... Все это преподаватели, определяющие лицо отделения. Притягательное его лицо. Недаром же вошло в традицию, что начальник отдела связи «Эстрыбпрома» Евгений Федорович Злобин так печется о материальной базе отделения: всякая новинка, прежде чем попасть на рыбопромысловое судно, подвергается изучению здесь, в колледже. Принципиальная деталь: Злобин знает, что отдает дело в надежные руки. И в перспективные. На перспективу работает, когда приводит специалистов-практиков на ежегодные встречи с курсантами — организует для новоявленных моряков своеобразные «круглые столы»...
Редко случаются в колледже праздники. Но тем теплее они становятся, чем настойчивее врываются в них будни. Дыхание радиотехнического отделения звучно — разносятся по коридорам отстукиваемые точки-тире морзянки. И проносится она через годы сотен моряков.

Л. СТИШЕНКО.
Фото Р. Эйна
ТМУРП 0 Нет комментариев
Условия приема в Таллиннский морской колледж в 1990 году - 26 04 1990
Таллиннский морской колледж образован на базе Таллиннского мореходного училища МРХ СССР и является учебным заведением нового типа в системе ступенчатой подготовки кадров для рыбной промышленности республики и на основе договорных отношений с другими предприятиями и организациями народного хозяйства страны.
(п. I. Устава ТМК)
В колледж принимаются граждане в возрасте до 30 лет признанные медицинской комиссией годными по состоянию здоровья к морской службе и сдавшие вступительные экзамены. Негодными к поступлению считаются лица, имеющие нарушение цветоощущения «А» и «Б», а также остроту зрения ниже 0,8 на любой глаз, слух на шепотную речь менее 6 метров.
Прием на дневное отделение осуществляется только на базе средней школы (по законодательству предпочтение отслужившим в СА) на следующие специальности.
— «МОРСКОЕ СУДОВОЖДЕНИЕ»
— «ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК»
— «ТЕХНОЛОГИЯ РЫБНЫХ ПРОДУКТОВ»
— «ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ РАДИОСВЯЗИ И ЭЛЕКТРОРАДИОНАВИГАЦИИ СУДОВ»
— ПРАВОВЕДЕНИЕ..
— «ПРОМЫШЛЕННОЕ РЫБОЛОВСТВО»
Учебные группы формируются по языковому принципу по всем специальностям.
Прием заявлений для поступления в колледж на дневное отделение на базе средней школы c l.06. по 20.07.90 г.
К заявлениям, где указана выбранная специальность, прилагается:
— документ об образовании
— шесть фотографий (3x4 см)
— медсправка по форме № 086-у
— справка из психоневрологического диспансера
— характеристика с последнего места работы или учебы
— выписка из трудовой книжки
— направление на учебу
— автобиография.
Прибытие в колледж на вступительные экзамены только с получением вызова из колледжа и в сроки, указанные в нем. По прибытии в колледж поступающий предъявляет лично в приемную комиссию:
— свидетельство о рождении или паспорт
— приписное свидетельство (лица призывного возраста) или военный билет.
Предметы, по которым проводятся вступительные экзамены, устанавливаются общесоюзными Правилами для поступления в средние специальные учебные заведения СССР и дополнительно иностранный язык, изучаемый в школе (собеседование). ПРИМЕЧАНИЕ:
1. ТМК готовит специалистов для рыбохозяйственных предприятий и организаций Западного бассейна на базе населения ЭССР, ЛаССР, ЛиССР, г. Ленинграда, Калининградской и Ленинградской областей.
Прием поступающих из других районов страны осуществляется по направлению предприятий и организаций, гарантирующих выпускнику место работы по окончании колледжа.
2. На специальность «Технология рыбных продуктов» и «Правоведение» (специализация — менеджмент, международные экономические связи) принимаются также девушки, проживающие в Таллинне и его окрестностях (без предоставления общежития).
На специальность «Правоведение» принимаются только лица, имеющие направление от предприятий на основе договора с полной оплатой за обучение (исключение — АО «Эстрыбпром«).
Обучение на заочном отделении ведется по всем специал ностям дневного отделения, исключая специальности «Эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов» и «Правоведение».
Информация по телефонам:
442—280, 444—602, 442—535
Адрес колледжа:
200106 Таллинн, ул. Эндла, 4 Таллиннский морской колледж
ТМУРП 0 Нет комментариев
ТМК - КАКОЕ ВЫБРАТЬ ОТДЕЛЕНИЕ? - 26 04 1990
СУДОМЕХАНИЧЕСКОЕ

Свой рассказ о нашем отделении мне бы хотелось начать с года 1984-го. Ведь именно тогда в нашем учебном заведении вновь, после некоторого перерыва, начали создавать СМО. И меня перевели на это отделение с судоводительского, поручили его возглавить. И, действительно, в том же году СМО было организовано. Флот нуждался в специалистах-механиках, и мы начали их подготовку.
Конечно, за эти годы многое изменилось, и сейчас мы уже крепко стоим на ногах, обладаем достаточно современной материально-технической базой, практически всем необходимым, чтобы готовить специалистов-судомехаников, воспитывать ребят, помочь их становлению как личностей, флотских руководителей.
Итак, судомеханическое отделение сегодня это — 7 специальных лабораторий и 6 кабинетов. Кроме этого, наши студенты занимаются еще и в кабинетах черчения, охраны труда, общественных дисциплин, математики, иностранных языков, военно-морской подготовки .
Теперь, в связи с реорганизацией мореходного училища в морской колледж, у наших выпускников появляются совершенно новые, более широкие профессиональные возможности и перспективы. Это прежде всего связано с реорганизацией учебного процесса. Изменяется сама система подготовки — колледж переходит на трехступенчатую программу подготовки специалистов — теперь наши выпускники будут получать не полное высшее специальное образование. Непосредственно для судомеханического отделения это вот что означает.
После первого курса (первая ступень) студенты получат специальность моториста первого или второго класса. Это — рабочие кадры флота. Ну, а для тех, кого это не устраивает, кто хочет расти над собой, обучаться дальше — пожалуйста, милости просим! Еще два года учебы (вторая ступень) — и у тебя уже специальность техника-механика, а это уже средний командный состав. И, наконец, кто захочет учиться дальше и пойдет на 4 курс, после его окончания покинет ТМК уже младшим инженером (училище, кстати сказать, готовило лишь техников-механиков). В связи с этими изменениями теперь на наше отделение прием осуществляется только на базе 10 классов. Появились в учебной программе и новые предметы, необходимые будущему инженеру. Прежде всего это — прикладная физика, математика, гидравлика.
Обучение на нашем отделении смешанное: преподавание всех спецдисциплин ведется на русском языке, а общеобразовательных предметов, черчения - и на эстонском. В последнем наборе одна группа из 25 человек — с русским языком обучения, а во второй — 8 ребят — эстонцев из Таллинна.
Конечно, чтобы в наши дни стать хорошим специалистом флота, одной теории явно недостаточно. Вот почему полученные знания на лекциях и занятиях студенты закрепляют во время учебных и производственных практик общей продолжительностью не менее 8 месяцев. Практику, кстати сказать, проходят они не только на промысловых судах, но и на знаменитых парусных, крупнейших в мире — «Седов» и »Крузенштерн». Вот и совсем недавно, в феврале, группа студентов отправилась в Севастополь — ребята по май будут проходить практику на четырехмачтовом барке «Седов».
Выпускники судомеханического отделения могут работать во многих местах, в зависимости от того какую специальность получат — и в объединении «Эстрыбпром», и в рыболовецких колхозах, и на береговых предприятиях. И не только в Прибалтике, но и, к примеру, на Дальнем Востоке и Камчатке. Теперь, с переходом на незаконченное высшее образование, потолок профессионального роста наших выпускников становится значительно выше — они могут со временем занимать уже должность старших механиков на судах дальнего плавания. И еще такая деталь, которая, надеюсь, представляет интерес для тех, кто решит связать свою судьбу с ТМК, с судомеханическим отделением: упор в преподавании делается на английский язык. А раз так — то можно получить диплом международного класса и работать на иностранных судах.
...Итак, море ждет вас, друзья, оно ждет и манит; обещает радость интересных встреч, новых открытий. Делайте свой выбор!

М. БЛИТШТЕЙН,
декан судомеханического отделения.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ
Специалисты, которых готовит наше отделение — незаменимые люди в современной рыбной отрасли. В самом деле, выловить рыбу — это еще далеко не все, не самоцель. Ведь главное — получить из этого сырья ценную пищевую рыбопродукцию. Ради этого, собственно, и трудятся судовые службы. А последнюю точку в этом трудоемком и сложном процессе ставят специалисты-технологи, которых готовит наше отделение. Именно они, прежде всего, обеспечивают выпуск широкого ассортимента продуктов моря непосредственно в районах промысла. И неудивительно, что технологическое отделение — одно из старейших в нашем учебном заведении. Кстати сказать, учатся у нас сейчас не только юноши, но и девушки. К примеру, в январском выпуске нынешнего года среди лучших были таллиннка Юлия Зайцева и крымчанка Лариса Деревенец (они обе получили направление в «Эстрыбпром»), Анна Биткажева из Палдиски, Ольга Окунь и Наталья Третьякова из Клайпеды.
Выпускники нашего отделения работают не только на Западном бассейне, но и в других регионах: рыбообработчиками и рыбмастерами, технологами на судах и рыбокомбинатах, руководителями лабораторий технологического контроля на современных судах типа «Моонзунд», которые с полным на то основанием называют плавучими консервными заводами. А сейчас, в связи с реорганизацией училища в колледж, учиться на нашем отделении будет еще интересней, да и перспективы у выпускников теперь совершенно иные — ведь они практически получают высшее морское профессиональное образование. В связи с этим на наше отделение теперь принимаются только выпускники средних школ.
Технологическое отделение тоже переходит на трехступенчатую подготовку специалистов. После первого курса наши студенты получат специальность матроса (как и в ТМШ) и смогут идти работать по этой специальности. У них будут для этого не только необходимые знания, но и навыки — ведь за этот год обучения они проходят пятинедельную производственную практику на предприятиях рыбной отрасли, и в течение примерно 5 месяцев учебную практику на промысловых судах.
На втором курсе (это вторая ступень) мы будем готовить рыбообработчиков 3 класса, матросов 2 класса. И, наконец, впервые, по новой программе — и кулинаров. У второкурсников — обязательная стажировка на различных судах, в том числе и плавбазах. Вероятнее всего, наши студенты получат возможность стажироваться и на судах иностранных государств.
И, наконец, третья заключительная ступень подготовки специалистов — младших инженеров, с незаконченным высшим образованием. После третьего курса (вместе с практикой это составит 5 лет) выпускники получат специальность младшего инженера-технолога.
В составе нашего отделения четыре основные лаборатории — аналитической и физколлоидной химии, технологического контроля, биохимии и микробиологии, органической химии. За пять лет обучения студенты-технологи получают широкую общенаучную, техническую, химическую, инженерную и специальную подготовку.
На нашем отделении основной наукой является, конечно, химия — в ее различных современных проявлениях. И во внеучебных занятиях студенты увлекаются химией. А это — кружки технического творчества (по технологии рыбных продуктов, ихтиологии, по органической и физколлоидной химии); олимпиады по химии внутри самого колледжа, ежегодные конкурсы по технологии рыбных продуктов среди курсантов мореходных училищ Западного бассейна и учащихся Белгород-Днестровского техникума в Одесской области. В минувшем году, кстати сказать, в Калининграде наша команда заняла второе место.

Л. ХОРОШЕЖЕНОВА,
декан технологического отделения.

СУДОВОДИТЕЛЬСКОЕ
Конечно, перед всеми специалистами современных рыболовных судов, оснащенных сложнейшей аппаратурой, стоят ответственные задачи. И все же наибольшая ответственность ложится на судоводителей, и прежде всего на капитана. Ведь от него многое требуется — быть хорошим судоводителем, экономистом и ихтиологом, юристом — разбираться в международном морском праве, психологом,— все так сразу и не перечислишь. Вот почему теперь, переходя на неполное высшее специальное образование, мы постараемся выпускникам судоводительского отделения дать крепкое базовое образование, которое позволит им со временем занимать командные судоводительские должности. Как говорится — стать плацдармом для взлета.
Вот почему мы вносим в систему обучения коррективы, и причем довольно существенные. Прежде всего — о следующем первоначальном условии. Теперь принимаем только юношей со средним образованием и отслуживших действительную срочную службу в Советской Армии и ВМФ. Тем самым будут созданы условия для того, чтобы студенты сосредоточились на учебе, прошли полный цикл без отвлечений.
Система получения образования на судоводительском отделении теперь трехступенчатая.
На первом году обучения будут изучаться предметы, необходимые матросам. Затем — одногодичная производственная практика. Курсанты-судоводители проходят ее в должности матроса, они посещают порты во многих странах Европы, Африки и Америки.
За это время произойдет необходимый естественный отбор, наши студенты, прежде всего, сами себе смогут ответить на вопрос — смогут ли они учиться дальше, или лучше — покинуть колледж.
Вторая ступень обучения — это овладение сугубо морскими науками. Иначе говоря, обучение штурманскому делу, изучение навигации, мореходной астрономии, рыбопромыслового и рыбопоискового дела, и, кроме этого, общественных дисциплин. Одним словом, еще два года учебы — в объеме среднего мореходного училища. И как итог этого этапа — экзамены, получение диплома, который дает право плавать вахтенным помощником капитана. Работа в этой должности позволит не только набрать необходимый плавценз на рабочий диплом, но и прогнозировать будущее. Она покажет, у кого из студентов есть необходимые задатки, чтобы затем стать старпомом, капитаном. И, видимо, прежде всего, есть смысл идти учиться дальше тем студентам, которые успешно сдадут этот неформальный экзамен на профессиональную пригодность.
Поэтому на третьей ступени уже будет строго целенаправленная подготовка. Специфическая — то, что нужно современному капитану: международное морское право, трудовое законодательство, коммерция, менеджмент, последние достижения мореплавания, инженерная математика. И, конечно, за этот год обучения нужно будет заниматься на различных тренажерах. Бесспорно, все это не так легко и просто, но зато есть стимул — получить со временем диплом капитана дальнего плавания. А значит — приблизиться к заветной цели и мечте.

И. ХАФИЗОВ,
декан судоводительского отделения.

РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ
Летом 1993 года на нашем факультете должно состояться событие радостное и знаменательное — будут вручены дипломы выпускникам, которые обучались по полной программе колледжа. Это — студенты той самой экспериментальной группы (на базе 10 классов), которую мы набрали минувшим летом и которые покинут родные пенаты младшими инженерами.
С этой группы и начался переход на двухэтапную подготовку специалистов радиотехнического профиля, для чего сейчас началась «обкатка» программ и учебных планов. Дело в том, что, как мы считаем, существующий план и программы не соответствуют реалиям сегодняшнего дня — в них слишком много академизма, от чего нужно избавляться. Ведь наши выпускники должны быть не теоретиками, а подготовленными специалистами-эксплуатационниками, которые сразу бы могли твердо встать на свое рабочее место.
На это и будет направлен учебный процесс. Так, будущие электрорадионавигаторы будут прежде всего изучать акустические (рыбопоисковые) и электрорадионавигационные приборы и системы, а радиооператоры — средства радиосвязи (телеграфная, телефонная, телетайпная) и ее обеспечение. Конечно, наших выпускников будем готовить к к эксплуатации аппаратуры спутниковой и радионавигационной связи, без которой вскоре трудно будет представить большое плавание судов рыбопромысловых экспедиций. Кроме того, современный морской инженер должен владеть иностранным языком — так что нашим студентам предстоят занятия и на кафедре английского языка...
Три года обучения составят первый этап подготовки специалистов. За это время студенты колледжа смогут получить среднетехническое образование по специальности радиотехник. Радиотехники могут работать электрорадионавигаторами или радиооператорами первого и второго класса на судах всех типов. Для того, чтобы сдать на первый класс, нужно иметь необходимый плавательный ценз — 6 месяцев.
Наш колледж — чисто морское учебное заведение, и поэтому, естественно, обучение ведется с учетом флотской специфики. Но с дипломом радиотехника можно идти работать и на радиозавод, и на береговой радиоцентр — оператором-радиотелеграфистом. Необходимые навыки для этого будут — ведь и раньше учебный план предусматривал различные практики на начальных курсах — месячную технологическую. электро- и радиомонтажную в радиомастерских, пятимесячную на 4 курсе — совмещенную технологическую и преддипломную на промысловых судах или на УС «Крузенштерн», «Седов». Сейчас мы будем менять сроки прохождения практики и длительность — ведь на плавпрактике нужно прежде всего закреплять теоретические знания по спецпредметам. Кроме того, практика в море позволяет прочувствовать меру ответственности, это — первое серьезное испытание на правильность профессионального выбора. Так что после первого курса мы планируем направлять ребят в море на полгода, а после третьего курса — на 3 месяца.
Итак, уже после первого этапа наши выпускники могут работать по своей специальности, имея для этого необходимый диплом о среднем специальном образовании. А те, кто поработав немного, захотят повысить свой уровень — милости просим учиться дальше. Идите на четвертый курс. Для этого необходимо представить направление с места работы и пройти собеседование. Конечно, лучшие студенты получат возможность перейти на четвертый курс сразу после третьего — по представлению Совета колледжа.
Четвертый и пятый курс — это и есть вторая ступень образования. Колледж покидают младшие инженеры. У них есть все шансы, чтобы на судах получить должность начальника радиотехнической службы. А на берегу можно работать радиоинженером.
Сейчас мы думаем и о дальнейших перспективах для наших выпускников. Планируем с Калининградским высшим инженерным морским училищем и Калининградским техническим институтом заключить соглашение о том, что наши выпускники по направлению на основании собеседования смогут там через год-полтора получить полное базовое высшее образование. Вот почему будем приглашать преподавателей этих учебных заведений к нам на государственные экзамены — чтобы была полная ясность с уровнем подготовки студентов в Таллиннском колледже.
Студенты нашего отделения тоже активно занимаются в кружках технического творчества, которые созданы при каждой лаборатории: они изготавливают и восстанавливают макеты и стенды лабораторных и практических занятий. А лучшие из этих работ экспонируются на смотрах-конкурсах в самом колледже и среди учебных заведений Западного бассейна. Я бы мог выделить кружки под руководством заведующего лабораторией В. Боярса, преподавателей спецдисциплин В. Жикина, А. Нордмана, Л. Бычковой. Надеюсь, что и в дальнейшем наши студенты будут проявлять смекалку и творческую инициативу.

В. ЗОТОВ.
декан радиотехнического отделения


НА ПРАКТИКУ - ЗА ГРАНИЦУ
Начало международным связям нашего колледжа с родственными учебными заведениями за рубежом положил договор, заключенный в 1988 году с Институтом рыболовства имени Гонсалеса Ликеса в городе Гаване.
В течение последних полутора лет в рамках прямых связей наш колледж оказал институту большую помощь учебной, методической, специальной литературой, наглядными пособиями, моделями. Кубинской стороне было передано оборудование для штурманского кабинета, некоторые учебные инструменты.
Большую помощь в организации работы кафедр института оказали побывавшие на Кубе преподаватель-методист, Заслуженный учитель ЭССР В. Сирк и преподаватель Л. Канделин.
Три выпускника судомеханического отделения в течение полугода проходили стажировку в море на судах кубинского рыболовного флота.
В 1984 году наши связи расширились. На судах объединения «Эстрыбпром» в море прошли стажировку восемь специалистов рыболовного флота Кубы, а в настоящее время на ПБ «Станислав Монюшко» находятся на переподготовке два выпускника института.
Лучшим студентам нашего колледжа предоставлена возможность проходить производственную практику на судах иностранных фирм. Сейчас 10 студентов судомеханического и радиотехнического отделений находятся на практике на судах кубинского рыболовного флота. Мы надеемся, что за это время они овладеют разговорным испанским языком, что, кстати, входит в задание по практике.
В ноябре 1982 года возвратилась из служебной командировки на Кубу наш преподаватель промрыболовства Л. Устич. Она оказывала помощь в организации преподавания этого предмета в институте. Сейчас мы принимаем у себя профессора технических дисциплин института рыболовства Терозиту Флорес, которая знакомится с системой курсового и дипломного проектирования в колледже.
В 1989 году наш колледж установил прямые связи с Коткаским морским колледжем (Финляндия). Несколько раз группа наших преподавателей выезжала в Котка, где знакомилась с организацией учебного процесса. На учебном судне «Катарина» прошли учебное плавание по Таллиннскому заливу студенты нашего колледжа. В ТМК состоялась матчевая встреча по волейболу и баскетболу с командами из Котка, в марте этого года 17 наших спортсменов ездили в Финляндию на ответную встречу.
Будущим летом студенты судоводительского и технологического отделений колледжа пройдут практику на предприятиях рыбной промышленности Финляндии и на судне «Таллинн».
Расширяются и наши научные связи. Проректор по учебной работе Г. Нетробчук принял недавно участие в Международном симпозиуме стран Балтийского моря но проблемам образования в морских учебных заведениях, который состоялся в Котка.
Ректор Коткаского колледжа Йорма Лаксоо выступил у нас и во Владивостокском морском колледже с серией лекций по курсу «Мореходная астрономия».
В этом году мы вновь пригласили к себе учебное судно «Катарина» для совместного учебного плавания наших и финских студентов. Ожидается визит датского учебного барка «Стаге», трех учебных судов из Польши, ГДР и Финляндии. В настоящее время ведутся переговоры о сотрудничестве с морскими колледжами Англии, Швеции и ФРГ. Международные контакты преподавателей морских учебных заведений наших студентов со сверстниками из зарубежных стран помогут укреплению дружбы, взаимопонимания, будут способствовать совершенствованию учебного процесса и позволят нам в дальнейшем готовить специалистов международного класса.

И. ЕРЫГИН проректор.

ЭКЗАМЕН ПОД ПАРУСАМИ НА «ОТЛИЧНО»!
Это было осенью минувшего года.
После сдачи вступительных экзаменов и зачисления на первый курс судоводительского отделения Таллиннского морского колледжа 51 студента направили для прохождения практики на четырехмачтовый барк «Седов» в порт Рига. Нужно было сдать первые экзамены морю — чтобы проверить себя, понять, правильно ли выбрал профессию моряка. Ведь они, еще новоиспеченные курсанты-студенты, не знали и не понимали, что такое море, что такое качка. Поэтому вначале в Риге и смотрели с ужасом на 64-метровые мачты барка — на них надо будет забираться и работать с парусами даже во время шторма и дождя, раскачиваясь на реях на этакой высоте...
Двое парней сразу поняли, что это не для них, и уехали в Таллинн отчисляться из колледжа. А 49 студентов судоводительского отделения ТМК 23 сентября 1989 года вышли в море. Кроме них на барке «Седов» были также курсанты Ленинградского и Калининградского мореходного училищ.
Нашим ребятам досталось обслуживать фок-мачту и кливера. Вскоре, естественно, как и в любой группе людей, появились лидеры и антилидеры, смекалистые и не совсем таковые. Но вот что было интересно — самосознание ребят не позволяло разгуляться их псевдовожакам. А признанным лидером стал Каупо Пюви — высокий, физически хорошо развитый парень, с симпатичным лицом, хорошо владеющий английским языком. К тому же у него за плечами уже была служба во флоте — на подводной лодке.
Премудрости парусного дела, устройство и название рангоута, стоячего и бегучего такелажа, название парусов, акробатические лазания по реям, постановка и уборка парусов — все это постигалось с большим желанием и интересом. Парни прекрасно понимали, что это все должен обязательно знать и уметь будущий моряк.
При постановке парусов, почти всегда с мостика раздавалась благодарность капитана практикантам колледжа за быструю и слаженную работу на фок-мачте. Л при постановке верхнего фор-марселя наши ребята нобили рекорд всех предыдущих практикантов — за 43 секунды ставили они этот очень «трудный» парус.
Обучение шло успешно, поэтому такой же результат был в итоге спустя два месяца. Так что первые испытания труду и морю будущие эстонские рыбаки выдержали успешно: 42 студентам была присвоена квалификация матроса второго класса, а семи — матроса первого класса.
В конце рейса проходила общесудовая спартакиада; такое своеобразное многоборье: ориентация по судну, подтягивание на перекладине, поднятие гири, перетягивание каната, «железная рука» и другие виды. Наши ребята вновь отличились — первое командное место, и почти по всем видам программы получили очень много грамот, других наград. И главные призы тоже — жареные утки и торты.
На всем протяжении рейса дисциплина таллиннских ребят соответствовала требованиям, предъявляемым к студентам морского колледжа. И при списании с судна капитан направил письмо ректору ТМК А. Лыконе о поощрении студентов Таллиннского морского колледжа дополнительным отпуском за отличное прохождение практики, примерное поведение и воспитанность, чем, кстати сказать, выгодно отличались от курсантов Ленинградского и Калининградского мореходных училищ. Так что домой все возвращались с превосходным настроением — свой первый экзамен морю будущие судоводители из Таллинна сдали на «отлично». Так держать!

В. МОРОЗОВ,
руководитель практики — преподаватель Таллиннского морского колледжа.
ТМУРП 0 1 комментарий
ГЛАВНОЕ – ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - 26 04 1990
Более двух лет в морских учебных заведениях продолжаются дискуссии о совершенствовании системы подготовки специалистов. Речь идет о многоступенчатой системе морского образования. Флоту нужны специалисты высокой квалификации, и сроки их подготовки не должны растягиваться на многие годы. Так родилась идея создания морских колледжей — учебных заведений нового типа.
Первая ступень, как известно, обеспечивает подготовку высококвалифицированного специалиста на уровне рабочей профессии. Вторая ступень — подготовка командного состава среднего звена. И третья ступень предусматривает высшее профессиональное образование. Выпускники третьей ступени морского колледжа, на наш взгляд, должны обладать такой теоретической и практической подготовкой, которая обеспечивает им занятие высших командных должностей на всех типах судов флота рыбной промышленности. Например, время подготовки капитана дальнего плавания при такой системе обучения должно составить около 9 лет. Немаловажно при этом и то обстоятельство, что на капитанский мостик придет тот, кто действительно этого заслуживает. Не все, к сожалению, могут быть капитанами, старшими и главными механиками. У каждого человека свой потолок, и не нужно пытаться прыгнуть выше головы. Сколько раз приходилось встречать специалистов, которые теряются даже в элементарной ситуации, нервничают, дергают людей, ломают технику. И все это от неуверенности, слабых знаний, порой амбиций, когда хочется стать капитаном любой ценой, даже во вред себе. Такая ситуация на сегодняшний день создается существующей системой подготовки кадров в высших и средних мореходных училищах МРХ СССР. Обучение в высших мореходных училищах длится 6 лет, в течение которых курсант получает начальные знания, необходимые младшим командирам, а под конец и знания, необходимые капитану, которые выпускник сможет применить очень не скоро и если к этому времени вообще что-нибудь будет помнить. В среднем около 7-8 лет выпускнику вуза необходимо для занятия высшей командной должности на судне. В итоге путь к капитанскому мостику занимает 13-14 лет в лучшем случае.
При таком «восхождении» к капитанскому мостику многие сходят с дистанции, имея диплом инженера-судоводителя, инженера-механика, находят применение своих способностей далеко от морской стихии, благо диплом о высшем образовании дает такую возможность, а костяк командного состава составляют те, кто имеет за плечами среднюю мореходку, но в нынешней ситуации вырасти до капитана им не легко. Причина — нет высшего образования. А для его получения необходимо снова учиться в высшем морском училище как минимум 3-4 года с отрывом от производства. К этому времени появляется семья, «заедают» бытовые вопросы, выезд в другой город сопряжен с финансовыми затратами. В плену этих проблем продолжение обучения затягивается. В итоге специалист, имеющий среднюю мореходку, хорошие профессиональные навыки, желание продолжить работу на флоте, ограничивается в служебной карьере. Кому это выгодно? На наш взгляд, кроме устойчивого административно-бюрократического ведомственного законодательства о закреплении командных кадров на судах ФРП — никому. Необходима реформа законодательных актов МРХ СССР или республиканских органов об утверждении командных кадров на судах рыбопромышленного флота. Высшую командную должность необходимо законодательно разрешить занимать лицам, имеющим высшее профессиональное образование на уровне младшего инженера после завершения третьей ступени морского колледжа. Высшие морские училища должны приобрести другой статус, типа «морской академии» и вести подготовку научных кадров, специалистов для КБ, преподавательский состав для морских учебных заведений, руководящий состав береговых предприятий, управленческий аппарат высшей категории, ориентироваться на научную и исследовательскую работу по выработке научно-обоснованных учебных программ и учебных пособий для морских учебных заведений. И, конечно же, в такой морской академии должен иметь право получить полное академическое высшее образование выпускник 3-й ступени колледжа, если по каким-либо причинам он не может продолжить свою работу на флоте, или по направлению предприятия. Срок завершения такого образования должен быть предусмотрен около года-полтора, в зависимости от специальности. Хочу также напомнить, что система колледжа дает возможность студентам, уже начиная со 2-й ступени, параллельно изучать предметы вуза по собственному желанию и одновременно с дипломом младшего инженера возможно получить диплом высшего академического образования, если не подведут способности. Для таких студентов будут выдаваться зачетные листы с указанием необходимых предметов согласно учебным планам, будут при необходимости'' проводиться дополнительные занятия, зачетные сессии, одним слово, индивидуальная работа с каждым студентом. В ближайшее время на эту тему начнутся переговоры с ректоратом Калининградского высшего инженерного морского училища и Ленинградским университетом (для специальности «Правоведение»).
Педагогическим коллективом Таллиннского морского колледжа неоднократно обсуждалась концепция многоступенчатой системы обучения, в целом она принята, ведется напряженная работа по составлению новой учебно-методической документации, хотя есть и много нерешенных проблем. Прежде всего, нас беспокоит материально-техническая база наших факультетов, вопросы финансирования, изменение режима практики студентов, качество преподавания, подготовка к формированию групп с эстонским языком обучения, реформа оплаты преподавательского труда, качественный отбор абитуриентов и многое другое. Для решения этих вопросов АО «Эстрыбпром», на мой взгляд, должен сделать шаг навстречу. Во-первых, отдавать приоритет выпускникам Таллиннского морского колледжа, уменьшить или прекратить вообще заказ специалистов в высших морских учебных заведениях по специальностям, имеющимся в ТМК, начать подготовку к комплектованию групп из числа нашего училища, работающих в объединении, на конкурсной основе для обучения на 3-ем этапе. Выпускникам с дипломом младшего инженера гарантировать служебный рост до высших командных должностей на судах всех групп. Во-вторых, выделить необходимые средства в инвалюте для приобретения современных тренажеров, которые, я убежден, в ближайшие 2-3 года окупятся в связи с использованием их не только для учебного процесса студентами колледжа, но и на договорных началах для курсов повышения квалификации для специалистов других морских предприятий республики и ближайших регионов страны. Оказать помощь в организации практики студентов колледжа, то есть отказ от групповых практик, которые при расходовании крупных денежных средств не дают желаемого результата, а переход только на индивидуальную практику не более двух студентов на одно судно с прикреплением на основании договора руководителем практики старших командиров судна, которые несли бы персональную ответственность перед объединением за качество практической подготовки. Практикант, не выполнивший требования практики, не может приступить к дальнейшему теоретическому обучению. И третье, по просьбе руководства колледжа отзывать лучших капитанов, старших и главных механиков судна, других главных специалистов сроком до одного месяца в распоряжение колледжа для чтения лекций по отдельным темам с сохранением им средней заработной платы, включая инвалюту. Преподавателям колледжа создавать надлежащие условия для стажировки на современных судах сроком до двух месяцев в качестве дублеров главных специалистов с оплатой согласно положения, включая инвалюту. Только такой подход использования высококвалифицированных кадров принесет желаемый результат в подготовке будущих специалистов. Специалистам время работы в колледже рассматривать, как повышение квалификации. Суда БОУСа считаю неэффективными для прохождения групповых практик на старших курсах, их использование возможно только для первой плав-практики сроком 30-45 суток.
Индивидуальный подход к практическому обучению доказан многолетним опытом в зарубежных странах.
Конечно, в данной статье невозможно поднять все вопросы обновления морского образования, использования кадров на флоте рыбной промышленности, и я надеюсь, что специалисты флота, руководители отделов АО «Эстрыбпром» с вниманием отнесутся к нашим проблемам и на страницах газеты выскажут свое мнение и предложения о поднятых вопросах, помогут решить будущее нашего флота.

Г. НЕТРОБЧУК,
проректор Таллиннского морского колледжа по учебной работе.
ТМУРП 0 Нет комментариев
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КОЛЛЕДЖ! - 26 04 1990
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Спецвыпуск для абитуриентов

Таллиннский морской колледж... Не будет преувеличением сказать, что сегодня это название Таллиннского мореходного училища МРХ СССР у одних вызывает удивление, у других — недоумение, третьих бесит. И тем не менее, колледж растет, совершенствуется, всей своей сложной и современной системой учебного и воспитательного процесса приноравливается к курсанту /да-да!/, к современным условиям и к международному уровню подготовки морских специалистов. У истоков такого прямо-таки революционного переворота стоит директор колледжа Аарно Фридрихович ЛЫОКЕНЕ. Интервью с ним и открывает тематический номер «Рыбака Эстонии», посвященный учебному заведению, готовящему мореходов.
— Аарно Фридрихович, назовите отправной момент перестройки училища.
— Март 1989 года. Ваша газета обратилась ко мне с просьбой рассказать о том, как перестройка коснулась училища, какие в нем грядут перемены. Я тогда с удовольствием поделился своими мечтами, планами. А раз пообещал — надо выполнять.
— Каковы же преимущества колледжа?
— Прежде всего — экономические. При многоступенчатой подготовке, отборе в колледже резко сокращаются расходы. Подготовка идет по ступеням, таланту и желанию.
Не нужно готовить 50 специалистов высшей ступени, если из них штурманами смогут работать 25, а капитанами — 5. Кроме того, колледж будет получать от предприятий компенсацию за подготовку специалистов. Если первоначально такой подход позволяет экономить 10—30 процентов средств, то в дальнейшем эта цифра возрастет до 50.
— А что дает подготовка в колледже каждому конкретному курсанту?
— Резкое повышение качества подготовки специалистов повышает престиж и учебного заведения, и его выпускника. Ведь не секрет, что хороший специалист умеет делать хорошие деньги. Именно в таком специалисте заинтересованы сегодня предприятия, фирмы. Именно такого специалиста мы должны подготовить, если хотим работать на международном уровне.
— Расшифруйте хотя бы несколько моментов такой подготовки.
— Главное. Если раньше мы говорили: будешь плохо учиться — будешь рабочим, то теперь мы и ориентируемся на то, что на первом этапе — будешь рабочим. После первого периода обучения курсант отправляется на год работать. Трудоустраиваются сами, но при необходимости колледж может помочь. Здесь главное — заработать плавательный ценз. Вторая ступень — подготовка капитана малого плавания и так далее. Курсант заканчивает колледж — при желании, разумеется,— младшим инженером (по международному уровню — сертификат капитана), может поступить, если требуется ("Рыбакколхозсоюз», например, не требует) в высшую мореходку. Колледж: дает высшее, но не академическое морское образование.
— Каков, на ваш взгляд, уровень подготовки курсантов колледжа?
— Уверен, что они могут сдавать экзамены на любом европейском уровне. Мы многое делаем для того, чтобы наши ребята имели возможность стажироваться на зарубежных судах. Сейчас мы заключаем договор с Коткаским высшим морским учебным заведением — одним из лучших в Европе. Это ведь все — престиж.
— Как повлиял перевод училища в колледж на микроклимат в коллективе курсантов?
— Колледж — во всем более прогрессивная форма. Во-первых, это новая форма: темно-синий пиджак современного покроя, красивая эмблема. Во-вторых, ребята могут жить или в экипаже, или дома, на квартире. Знаете, раньше из уст в уста передавалась горькая шутка по поводу распорядка дня в училище: мол, днем курсант привязан к скамейке, ночью — к постели. И стиль был под стать: крики, команды. Самое, пожалуй, благотворное: ушел солдафонский распорядок, а вслед за ним — и дедовщина. Отношения между курсантами очень хорошие. Но пусть не сложится впечатление, что в колледже к дисциплине относятся с прохладцей. Пьянки, невыходы на вахту — это «ЧП» и наказывается предельно строго — отчислением.
— А как обстоят дела со свободным посещением занятий?
— От этого мы отказались. Согласитесь, учебный процесс без преподавателя полным не будет, поэтому у нас не посещать занятия нельзя. Хотя отступления бывают. Те, кто хочет продлить свою практику, получают индивидуальный план самостоятельных занятий. Так учатся в настоящий момент 15 ребят, проходящих практику на кубинских судах. Но это лучшие из лучших, как и те, кто имеет индивидуальный график практики на финском судне «Катарина».
— К нам в редакцию приходит много писем с просьбой сообщить, как поступить в колледж. Несомненно, после этого рекламного, номера поток желающих возрастет. Поэтому, пожалуйста, несколько слов о том, кого и как принимают в колледж.
— Жители Прибалтики, Ленинграда и Калининграда могут обращаться непосредственно к нам, а вот ребятам из других районов нужно побеспокоиться о направлении зонального, краевого, областного морского, рыбохозяйственного предприятия. Сейчас вообще рассматривается вопрос о том, чтобы колледж не занимался распределением выпускников.
— Что-то новое ожидает выпускников школы юнг?
— Да, и довольно существенное. Первая ступень у этих ребят пройдена, но поступить в колледж, на работу по полученной специальности они смогут, только отслужив в армии.
— Вам не кажется, что нецелесообразно сужать подготовку специалистов только для рыбопромыслового флота. Ведь эстонское морское пароходство — наши добрые соседи.
— Разумеется, если речь идет о международном уровне, то почему же мы должны забывать о своих соседях-коллегах. Этот вопрос прорабатывается, и здесь наши помощники — союз моряков Эстонии: в программе закладываются звенья общей системы подготовки. Но это пока еще — будущее, перспективы.
Да, будущее у колледжа, несомненно, большое, потому что в его основе, хотя и аппелировал Аарно Фридрихович в начале нашей беседы к сухой статистике цифр,— забота о человеке. Ведь кто из нас не мечтал об образовании на международном уровне? А вот здесь, в колледже, эта мечта становится реальностью. Становится реальностью, благодаря борьбе с косностью и рутиной, смелости подходов и поисков. Не знаю, как вы, а я по-хорошему завидую и тем, кто активно включился в создание учебного заведения нового типа, и тем, кто получил возможность иметь диплом специалиста, которого будут признавать равным среди равных мореходы всех стран и континентов.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Беседу вела Н. БЕЛОБОКОВА
ТМУРП 0 2 комментария
«СПАСИБО ТАЛЛИННСКОМУ МОРСКОМУ КОЛЛЕДЖУ!» - 20 12 1990
Так сказал преподаватель спецпредмета - морского дела — Салацгривской средней школы Валдис Озолиньш, прибывший в Таллинн с группой своих учеников по приглашению руководства ТМК.
— Откровенно говоря, мы были удивлены вниманием к нам со стороны вашего колледжа, — рассказывает В. Озолиньш. — Ведь только в нынешнем году мы организовали первый экспериментальный набор школьников, желающих изучать морское дело. А в Эстонии сразу же об этом узнали, и в сентябре к нам приехала делегация из ТМК во главе с директором Арне Лыокене, интересовалась постановкой учебы. Как ни странно, но Рижская морская академия до сих пор не проявила к нам никакого интереса, а таллиннцы не только побывали у нас, но и пригласили к себе.
Почему же в Салацгривской школе выбрали для изучения такой спецпредмет, как морское дело? Во второй половине XIX века в поселке Хейнасте (ныне Айнажи) было создано первое в стране мореходное училище. В Салацгриве решили возродить изучение морского дела. Справедливости ради надо отметить, что и раньше здесь его тоже преподавали в 10-м классе, но практически никто из учеников в дальнейшем не связал себя с морской специальностью — профессия не заинтересовала ребят. Поэтому нынче организовали спецнабор: на конкурсной основе из разных районов республики отобрали ребят, которые хотят стать моряками. Теперь десятиклассники пять уроков в неделю изучают морскую тематику. Из них три часа занимаются теорией — штудируют историю мореплавания, классификацию судов, организацию труда, и два часа практикой — работают с канатами и тросами, вяжут узлы, читают карты... В соседнем рыболовецком колхозе есть возможность освоить азы радиодела и механики. В. Озолиньш сам составляет программу обучения, так как в Латвии такой класс — единственный. Задача ставится не столько обучать, сколько дать основные понятия о морских профессиях. Однако, возможно, будут выдаваться и удостоверения матроса второго класса — для первого нужна практика. В дальнейшем ребята смогут продолжить учебу в Рижской морской академии или другом училище.
Поездка в Таллинн стала поощрением для лучших учеников. Тем более, что представилась возможность побывать на учебном судне "Катарина» Коткаского морского колледжа и совершить на нем увлекательную прогулку по заливу.
Кстати, в свое время под руководством первого преподавателя мореходного училища в Хейнасте X. Даля ребята выходили в Западную Европу на учебном паруснике, носившем такое же название— "Катарина". Неудивительно, что гости и сейчас предполагали прогулку под парусами, но финская «Катарина" — теплоход и ознакомиться с его помещениями и техникой тоже было весьма увлекательно.

Г. ВОРОБЬЕВ.
ТМУРП 0 Нет комментариев
Страницы: Первая Предыдущая 1 2 3 4