ПОД НОВЫМИ ЛИ ПАРУСАМИ ? - 28 03 1991

Автор
Опубликовано: 2515 дней назад (17 января 2018)
0
Голосов: 0
На днях мне попался на глаза экземпляр нашей рыбацкой газеты за 31 января прошлого года, где опубликована беседа с руководством Таллиннского морского колледжа. Естественно, интервью меня заинтересовало: до недавнего времени мы были, так сказать, в одной упряжке — занимались реорганизацией мореходного училища в колледж, к тому же не один год знаю инициативный, напористый характер директора Арне Фридриховича Лыокене и думающего (если хотите — «мозговой центр»), с солидным педагогическим опытом, постоянно стремящегося к его расширению и изучению всего нового в методике обучения, — заместителя директора Георгия Андреевича Нетробчука. Не претендуя на бесспорность и справедливость всех своих размышлений, я приглашаю читателей к обсуждению высказанных в интервью положений и взглядов.

Перелом нынешнего экономического состояния страны невозможен без коренной перестройки в образовании различных уровней квалификации. Согласен и с тем, что экономия на профессиональной учебе оборачивается значительными потерями, а скупой будет вынужден платить дважды. Безусловно, и то, что всякое новшество на пути к признанию проходит три ступеньки: сначала говорят, будто этого не может быть, потом — в этом что-то есть, и наконец — кто же этого не знает? Наш колледж сейчас уже с первой ступеньки переместился на вторую: сделано много в организационно-структурном плане. Однако всерьез хозяйственные и финансовые руководители объединения и сторонних организации не будут вести разговор до первых выпусков по программе колледжа (а не училища) и отработки с вузами условий передачи выпускников колледжа по договору для продолжения образования.
Но что уже сделано на сегодняшний день? Это в интервью не показано. Вызывает недоумение, если не сказать больше, как наш выпускник «за один год учебы в КВИМУ получит высшее инженерное образование»? Сегодня выпускнику мореходного училища требуется иметь рабочий диплом по специальности и три с половиной года учебы в КВИМУ. Конечно, за счет разработки сквозных учебных планов возможно сократить время пребывания в высшем мореходке; но не в три же раза.
Арне Фридрихович называет значительное количество учебных заведений за рубежом, с которыми установлены прямые связи, но ничего практически не говорит о внедрении их положительного опыта у нас. Возможно, это коммерческая тайна? Во всяком случае, участников беседы можно понять так: одних студентов отправим за рубеж в учебные заведения, других — на практику на верфи, где строят суда для «Эстрыбпрома», «чтобы владеть техникой абсолютно» (а за время эксплуатации и ремонта в объединении этого достичь никак нельзя?), третьих — пошлем на тренажеры и т. д. Поймите, никто не против развития контактов, но нельзя браковать и хаять все отечественное. Получается парадокс: иностранцы едут получать необходимые практические навыки на радиолокационном тренажере электрорадионавигационного комплекса нашего объединения и на УТС «Коралл» — решать вопросы борьбы за живучесть судна, а наших студентов (вместе с руководителями) не дозовешься.
Приветствуя как положительный фактор возможности изменять учебные планы в зависимости от потребности производства по согласованию с объединением «Эстрыбпром», высшими учебными заведениями, с которыми установлено колледжем сотрудничество, и изменение системы планирования приема студентов — по договорам с предприятиями, для которых осуществляется обучение, — нельзя согласиться с тем, что в колледже продолжает существовать прежнее, порочное отношение к студенту (бывшему курсанту). Руководящие работники по-прежнему гоняют студентов по базовым предприятиям, направившим молодых людей на учебу, в поисках места для размещения на практику или выпрашивания денежных сумм для поездки на стажировку за рубеж. Думается, это функции штатных работников колледжа. Что вразумительного может сказать будущий бакалавр по внешнеэкономическим связям, не видя учебного плана, не зная продолжительности и цели стажировки в Англии. Как можно вести переговоры о финансировании такого мероприятия? Какая требуется сумма? В какой валюте? (В скобках заметим, что среди студентов факультета «международные экономические отношения» ни одного капитана или других судоводителей нет. Видимо, следует организовать повышение знаний на курсах Учебного, центра «Эстрыбпрома»).
Вызывает одобрение расширение связей с зарубежными учебными заведениями, подготовка к открытию научного центра по морской экологии и рыбоводству. Но не является ли это журавлем в небе? Смотрите сами: в колледже создана лаборатория судомеханического отделения, а программные лабораторные работы будущие механики проходят на УТС "Коралл»; до сих пор еще не решен вопрос привития первоначальных навыков в слесарных, токарных, газоэлектросварочных работах с использованием своей собственной мастерской: пока мало студентов вовлечено в систематические занятия водными, прикладными, техническими видами спорта (подводный, водномоторный, судомодельный и др.), которые помимо физического здоровья дают дополнительный импульс в становлении будущих специалистов флота. Можно приводить и другие примеры из жизни колледжа. Главное, к чему призываю — обратить самое пристальное внимание к использованию внутренних резервов: устранению недостатков и решению своих проблем!
Интересная мысль высказана Георгием Андреевичем: «перевести все подразделения колледжа на внутрихозяйственную аренду». Но для этого следует отработать договор об аренде собственности Минрыбхоза и объединения коллективом колледжа. Такого договора нет. А без него нельзя предоставлять подразделениям право самостоятельного решения вопросов. Так же пора от слов переходить к делу в вопросах привлечения к педагогической деятельности лучших капитанов, старших механиков и другого комплавсостава «Эстрыбпрома". Колледж должен дать конкретные предложения начальникам служб (отделов) управления о темах и сроках выступления представителей производства.
И наконец — финансовые вопросы. Очевидно, сейчас никаких спонсоров, желающих «выделить пару миллионов долларов», не найти — у самих мест приложения предостаточно. Что же делать? Надо поступать так, как в больших семьях: собираются и решают, что и в какой последовательности приобретать. Коллектив колледжа должен сам решить, на что и куда тратить денежные средства, выделяемые для подготовки заказанных специалистов. Ведь только «Эстрыбпром» до 1990 года (включительно) ежегодно утверждал сметы по 1.7-1.9 миллиона рублей. Надо думать, и другие организации помогают создавать бюджет. Если государство действительно должно давать 60 процентов дотации — обратиться в Минпрос Эстонии, нормативные акты которого используются колледжем. И, конечно, нельзя больше допускать ошибок, как в прошлом, при заключении договора с Казанским НИИ на разработку учебной документации.
Еще раз хочу подчеркнуть, что мое высказывание на страницах рыбацкой газеты имеет цель помочь дружному коллективу морского колледжа.

Ю. Коротков,
сотрудник учебного центра объединения «Эстрыбпром».
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!