СЕБЯ НЕ РАСТЕРЯТЬ – 12 04 1990

Автор
Опубликовано: 2298 дней назад (13 декабря 2017)
Редактировалось: 1 раз — 27 августа 2018
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

С почтением отзывается о Владимире Рудольфовиче Боярсе начальник отдела подготовки и технического обучения кадров объединения Юрий Иванович Коротков, чье мнение в редакции авторитетно, — и уже одно это привлекло наше внимание к личности старшего специалиста радиотехнического отделения по лабораторному оборудованию, секретаря партийной организации морского колледжа. Позднее имя Боярса «всплыло», когда назывались кандидаты в состав делегации объединения на партийную конференцию республики. Участником ее он не стал, но впоследствии вошел в число делегатов XX съезда КПЭ.
... Нет в нем той бравой самоуверенности, какая свойственна подчас иным нашим офицерам-отставникам. Вот хоть недавний случай. Владимир Рудольфович заглянул в редакцию, когда материал о нем уже готовился к печати. Нерешительно предложил: может, повременить с публикацией"? И без обиняков пояснил: в повестку дня очередного заседания парткома вынесен вопрос об идейно-воспитательной работе в колледже. Заслушивается отчет коммуниста А. Лыокене. Но он, Боярс, как секретарь партийной организации не мог позволить себе оставаться в этом деле сторонним наблюдателем. Не лучше бы, в таком случае, подождать результатов заседания?...
Самоуверенные не так поступают. Самоуверенные являются в редакцию и настаивают на том, чтобы подобный материал был срочно опубликован. Есть в том известный «резон"— будет тогда чем «заслониться» (в случае чего) от замечаний.
Однако, лишенный самоуверенности, Владимир Рудольфович наделен в то же время прочным чувством самоуважения. Гордость его — кабинет радиотехники в колледже, оборудованный им же самим — с привлечением, разумеется, к этому делу учащихся. Стенды подготовлены из современных материалов, аппаратура — как на ладони, все расписано до мельчайших деталей — так, что и несведущий, приглядевшись, может получить общее представление о принципе ее работы. Чувствуется: все это — дело рук педанта. В хорошем смысле этого слова. Да Боярс и сам не возражал бы, думается, против этого «ярлыка». Главная его идея — колледж: должен готовить людей высокообразованных, интеллигентных по большому счету, и средством для этого должны быть даже такие, казалось бы, мелочи, как привычка к порядку. Порядку в оформлении любой, даже незначительной по объему работы, порядку в одежде, в поведении будущего моряка.
Педантичен он и в том, что касается самообразования. Попав в мореходное (тогда еще) училище, имея за плечами опыт военного моряка и преподавательской деятельности, Владимир Рудольфович перелопатил кучу специальной литературы, чтобы не чувствовать себя полным дилетантом в области рыбопромышленного хозяйства. Мыслительная деятельность, по Боярсу, должна быть непрерывной, и задача учебного заведения, тем более такого, как колледж, должна состоять именно в этом: в развитии способностей учащихся к мыслительной деятельности. Именно по этой причине он, в свое время, поддержал начальника училища А. Лыокене в его идее преобразования училища в колледж. Надеялся: от формы неизбежно придется прийти к углублению содержания учебного процесса — того, что так необходимо будущим морякам.
Не так скоро дело делается, как хотелось бы. Тем более, что и та уверенность, с какой шли к организации колледжа, лично у Боярса вскоре порассеялась. Нет, идейное обоснование преобразований сомнений не вызывало. Надо смотреть в будущее, а самое ближайшее развитие науки и техники неизбежно обгонит нас с той мизерной подготовкой, какую давало училище. Кому ж тогда нужна такая подготовка, с которой впоследствии придется «барахтаться» в практической деятельности ?! Но, начав, инициаторы создания колледжа упустили главное — основополагающие документы: разработку четкого положения, устава, функциональных обязанностей, создание совета колледжа и прочее. Осознав это, Владимир Рудольфович уже, как будто, несколько поостыл. Но от идеи отмахиваться не торопился. Понял: чтобы прийти к окончательному выводу относительно направленности всей деятельности колледжа, нужно учесть весь спектр мнений преподавателей. Возможность такую находил в практике отчетов коммунистов перед партбюро. Глубоко прислушивается к тому, что высказывают опытные преподаватели колледжа — Ольтерс, Ыунпуу, Кислыч... Коллегиальность он видит и в тесном сотрудничестве с «Эстрыбпромом». В объединении, указывает, есть два человека, которым не безразлично молодое пополнение. Называет поименно: Евгений Федорович Злобин и Антс Альфредович Эрсис. Уж они-то, говорит, знают: из кувшина может вытечь только то, что в него налито. Стиль работы начальников отдела связи и механике — судовой службы — это, видит Боярс, работа не только «на себя» (на завтрашний день своих служб) — это конкретная, действенная помощь колледжу. Они собирают специалистов и, опираясь на их опыт, заводят с учащимися колледжа столь необходимый неформальный разговор о рыбацкой доле. Вот тут уже дело за преподавательским составом. " смотришь в такие минуты на ребят, и уже по их реакции можно определить — будут ли они дальше учиться, воспримут ли рыбацкую тяжкую службу, как свою или нет... А дальше? Дальше, уже определенно зная, что это им действительна нужно, с полной уверенностью можно испытывать их на трудностях в учебе...»
Ожидая известной поддержки от объединения, они, в колледже, размышляют еще и над тем, как не быть у него, по выражению Боярса, в «алчных нахлебниках». Надо, в таком случае, арендовать судно для работы на нем (и главное материальной отдачи) учащихся колледжа. Надо полнее использовать практику на зафрахтованном в ФРГ пароходе, а для этого срочно и углубленно обучать студентов английскому языку. В противном случае — при языковом барьере с иностранными моряками — ну, какой от них рабочий результат?!
А как насчет национального барьера? На родной почве?
Нет такого в колледже, утверждает Владимир Рудольфович. И мотивировку убедительную находит: видимо, море в своей суровости, со своими экстремальными условиями не разбирается русский ты, латыш или эстонец — здесь идет крепкая спайка...
Упоминание о латышах у Боярса не случайно. Он по национальности латыш. Отец был видным политическим деятелем Латвии и Союза в довоенное и военное время. Не обошли его и репрессии. Но, свято веря в отца, памятуя о нем, Владимир Рудольфович не думает отворачиваться от того дела, ради которого пострадал и отец, да и сам он, как партиец, не знал легкого пути. Есть некоторая параллель во внешних обстоятельствах его судьбы и судьбы Марью Лаурис-тин, но сколь различно их мировоззрение. В чем тут дело?
Не касаясь принципов М. Лауристин, Боярс стоит на своем. Не может он дезертировать, если, по его же словам, прошел с партией и войну, и разруху, и репрессии, и беззаконие. Но, быть может, у латышской партии своя дорога? И этот «намек» Владимир Рудольфович не принимает, как категорически не принимает линию прибалтийцев на самоизоляцию. По его убеждению, «нельзя быть мещанином, обывателем — надо помнить, сколько погибло в процентном отношении русских и людей других национальностей
— и погибло за общую страну. И вспомнить голод, разорение русских деревень от Москвы до самых границ... А как нас эвакуировали из Юрмалы? Мне пришлось бежать через Валга в Иванов. А потом — разве забыть это?!
— русская женщина одинаково делила последнюю картошку: мне и своим детям.
Уж не «белая ли ворона» Владимир Рудольфович среди латышей? Да нет, рассеивает он мои сомнения, и называет друзей, с которыми поддерживает связи в Латвии. Все — видные люди, устоявшие от националистических шараханий...
По семейному положению Владимир Рудольфович Боярс — уже дед. Но нередко смотришь на таких «дедов» и диву даешься: как могли не растерять себя в той, полной испытаний жизни? Что помогает? Закалка отцов'! Труд души ?

Л. СТИШЕНКО.
Комментарии (3)
ТМУРП # 13 декабря 2017 в 08:22 0
Статья дюже интересная! Коммунист и ветеран ВОВ Коротков - начальник ОК! - пишет о коммунисте и педагоге. Стоило бы ее изучить социологам, политологам и даже психиатрам - как происходит предательство и разрушение плодов всей их жизни и ее идеалов?! Эти люди всегда четко понимают, что от них требует "эпоха". Мечется их сердце, вихляют мысли, "путает следы" угодливый разум ... но сурово идут гадкой тропой. Становится понятно как эти людишки пробрались когда-то в "коммунисты" ... и однажды взорвали СССР.
ТМУРП # 13 декабря 2017 в 08:27 0
Кстати, созванивался год назад с ветераном-коммунистом Коротковым (жена тоже коммунист и ветеран ВОВ) - просил для сайтов что-то рассказать, вспомнить ... Представился с пиететом... Ответ - ничего и никого не помню... Хотя речь и голос ясные, желания разговаривать явно нет - все подтверждают, что Коротковы на удивление в их годы в прекрасной - дай им бог далее - кондиции.
ТМУРП # 13 декабря 2017 в 08:36 0
Статья из Рыбак Эстонии - С ОГНЕМ ШУТИТЬ ОПАСНО... – 12 04 1990

Прошу слова!

Сейчас становится модой говорить, и прежде всего в этом преуспевают новоявленные политики. Очень часто они вспоминают и события истории, прежде всего конца тридцатых-сороковых годов. Но почему-то они отдают дань воспоминаниям лишь под строго определенным углом зрения, предпочитая кое о чем умалчивать. Сейчас, в преддверии 45-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, о ней не часто вспоминают. Словно не было в истории второй мировой войны освободительной миссии Советской Армии.
Но я этого никак забыть не могу, и прежде всего того, как в 1944 году в составе действующей армии 3-го Прибалтийского фронта принимал участие в освобождении территорий Эстонии и Латвии от немецко-фашистских оккупантов. И без одержанной тогда нами победы ничего бы не было возможно сегодня. Но тогда мы не занимались делением на эстонцев и русских, мы были солдатами Свободы, боровшимися против коричневой чумы. Так почему мы этим занимаемся сейчас, в период перестройки? Нам всем вместе нужно двигать ее, строить равноправные межнациональные отношения во имя большой цели — чтобы народ Эстонии в составе обновленной федерации мог жить мирно и прекрасно.
Но, к моему глубочайшему сожалению, за последнее время политическая обстановка в республике накалялась националистическими элементами. Многие союзные законы и положения Конституции СССР на территории Эстонии уже не действуют. Продолжается планомерная ликвидация основ Советской власти в Эстонии, не утихают яростные атаки на КПСС. Советскую Армию, КГБ, МВД. И про ветеранов тоже не забыли, преподнесли им «подарок»— Таллинский горисполком принял решение о ликвидации льгот ветеранам войны, которые установлены союзным правительством.
Такое решение я и многие мои товарищи не можем расценивать иначе, как политическую провокацию накануне 45-летия Победы. Но всех льгот также лишены эстонские коммунисты-революционеры, которые в годы правления буржуазного правительства сидели в тюрьмах, боролись за Советскую власть. Они сейчас подвергаются такому давлению, что даже не могут рассказать всю правду о событиях 1940 года в Эстонии. Это особенно горько сознавать теперь — ведь именно в этом году будет отмечаться 50-летие восстановления Советской власти в Эстонии. И это событие должно служить сплочению всех здоровых, демократических сил республики. Но, увы... Искажаются страницы истории Великой Отечественной войны, а некоторые партийные руководители пытаются даже реабилитировать немецких пособников —лесных братьев, бандитов, наемников из 20-й дивизии СС — всех тех, кто убивал граждан различных национальностей. И вот теперь этих фашистских убийц восхваляют, выдавая их за борцов за свободу Эстонии.
А тем временем делается все для того, чтобы демонтировать основы советской власти; разваливается КПСС, идет роспуск партийных организаций — бегут карьеристы, все те, кто боится трудностей. В это внес свою лепту и Конгресс Граждан Эстонии, который, не имея на то законных оснований, говорит от имени народа. Принятые им националистические контрреволюционные решения не только ставят своей целью ликвидацию Советской власти в Эстонии; врагами Эстонии объявлены КПСС, Советская Армия, КГБ, МВД. Видимо, господа забыли, что именно благодаря мощи Советской Армии мы все уже 45 лет живем под мирным небом.
Думается, что позиция всех этих политиканов, ее цели сейчас стали предельно ясными — борьба за власть, под прикрытием лицемерных лозунгов «во имя народа, во благо народа», от его имени. Спекуляция на трудностях; под видом перестройки они хотят совершить контрреволюцию, добиться выхода из состава Союза ССР.
Я уверен, что для трудового народа Эстонии такая политика крайне опасна, чревата эксплуатацией напряжения и без того сложной, взрывоопасной внутриполитической обстановки. Хотелось бы предостеречь таких ретивых политиканов — не заблуждайтесь, господа. Времена уже не те, это не двадцатые годы, когда, пригласив на помощь белофиннов, русских белогвардейцев и английский военный флот, удалось на время ликвидировать Советскую власть. Сейчас в Эстонии имеется достаточно прогрессивных сил, чтобы решительно ее отстоять. Поэтому— кончайте играть с огнем, у вас все равно ничего не выйдет.

К. ВЕЛЬЦ,
ветеран войны и труда, работник культбазы плавсостава ПО «Эстрыбпром».