ЗАПАХ РЫБЫ и МОРЯ - 25 08 1971

Автор
Опубликовано: 44 дня назад (31 октября 2018)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


• МОЛОДЕЖЬ ЗНАКОМИТСЯ С МОРЕМ
• НА КАКИЕ КАДРЫ OPИЕHТИРОВАТЬСЯ
• Совершеннолетие - в океане
• "Рыбу легче жарить, чем ловить..."

... Четкие пункты социалистических обязательств, взятых и выполненных экипажем плаврыбозавода "Фридерик Шопен"... Рейс был напряженный. План остался планом, несмотря на то, что 70 человек экипажа - курсанты, молодые парни, в первый раз вышедшие в атлантический рейс ...


Как обычно, весной (и, чем дальше, тем больше) ЭРПО "Океан испытывает острые затруднения с кадрами. В этом, пожалуй, нет ничего удивительного, если познакомиться с системой комплектования судов флота палубными матросами и рыбообработчиками. Люди идут на флот стихийно, как кому вздумается. Уходят - тоже стихийно; захотел - ушел. Если к этому добавить и то факт, что все эти люди, съехавшиеся из разных мест Союза, как правило, ранее с морем не были связаны, а на флот, чего греха таить, многих влекло лишь желание подзаработать, то картина станет совершенно ясной. А ведь это - основная рабочая сила флота.
Можно ли спокойно, с уверенностью смотреть в завтрашний день при такой постановке дела?
Стоит лишь вспомнить, в какую сумму обходится государству один день простоя плавбазы в порту, как станет очевидным, что существующая система комплектования судов кадрами не соответствует требованиям и новой техники и всего производства в целом.
Где же выход? Его ищут. Большие надежды возлагаются на училища и школы рыбной промышленности. Их недаром называют кузницами рыбацких кадров. И, пожалуй, следует именно их держать в центре внимания, когда речь заходит о завтрашнем дне флота, о его будущем, ведь в мореходных школах и училищах учатся юноши, заветной мечтой которых стала "Звезда рыбака"...
Курсанты трех училищ - Таллинского, Ленинградского и Одесского - были на плавбазе полноправными членами экипажа. Просыпаясь по команде судовой трансляции, они жили одной жизнью с коллективом судна: распределенные по бригадам, каждый со своей сменой, спускались в рыбный цех, шли к местам швартовок, поднимались на капитанский мостик - место своей вахты.
- Конечно, сначала было трудно, - рассказывает секретарь комсомольской организации плавбазы Федор Кузьминов. - особенно рыбообработчикам. С рыбой раньше ребята дело не имели, а тут сразу - становись на расфасовку. Но задержек не было, старались не отставать ...
Чаще других приходилось сталкиваться с ними У. Мельникову, старшему помощнику капитана. И дело тут скорее в том, что опытный моряк понимал: это - его будущие помощники его смена. Пройдет год, и кто знает, может, вместе работать придется, вместе нести нелегкую морскую вахту.
- За рейс, - рассказывает Ульян Никитич, - курсанты прошли полный курс подготовки матроса. Осваивали такелажную работу, операции с грузовыми средствами. Под руководством боцмана изготовили два сплеска, много огонов... Правда, поначалу не все клеилось. Смотришь, порой вместе с прядью пеньки руку суют. Приходилось быть начеку, особенно во время швартовок...
- Ульян Никитич, вероятно, курсанты, приписанные к боцманской команде или к штурманам, считали себя счастливчиками?
- К сожалению, всех зачислить в палубную команду не представлялось возможным, - понял мой вопрос старпом. - Их же на борт поступило 70 человек, это, во-первых. Во-вторых, швартоваться в океане, скажем, с такой махиной, как "Станислав Монюшко", - дело не шуточное; зачимлили в боцманскую команду только тех курсантов, которые раньше, до училища, плавали и знакомы с этим делом. Ну, а в-третьих, - улыбнулся моряк, - многим из них не исполнилось еще и восемнадцати, а правила - сами знаете...
- Десятерых курсантов поздравили в рейсе с восемнадцатилетием, - подсказывает комсорг.
- Значит, свое совершеннолетие парни отметили в море?
- Да, их поздравляли всем экипажем…
Вдумайтесь в слова, сказанные Федором.
За бортом шумит беспокойная атлантическая волна, падает редкий майский снег. Бьется на ветру алый флаг Родины, до которой далеко-далеко... А тебе - восемнадцать! И пусть это было без особых торжеств, - только синие листки РДО от родных и друзей с берега, только чуть-чуть торжественный голос культурника, через судовую радиосеть на весь корабль, на весь океан вещающий о твоем совершеннолетии!
Какую пластинку выберет для тебя культурник: может быть, "Лайлу" в исполнении Тома Джонса, а может, "Звезду рыбака"? Прозвучит твоя любимая песня, вся бригада, когда ты спустишься в цех, кинется тебя поздравлять... И все. Не успеешь опомниться после задорных, горячих, шутливых объятий товарищей, не успеешь рубашку поправить, как уже - все по местам; рыба пошла! .. ничего особенного - день как день, трудовой, напряженный, но день это ты запомнишь навсегда!
Слов нет, кто-то празднует свое совершеннолетие иначе. Но не тебе им завидовать, пусть другие завидуют тебе. Потому что есть во всем этом что-то такое, над чем они, отмечающие свой день рождения в иной обстановке, получающие подарки, долго будут ломать голову. И только потом, может быть, поймут, что в твоем дне рождения, в твоем празднике было что-то настоящее, большое. Как хочешь, называй его, это настоящее. Можешь назвать романтикой.
Производственная практика курсантов на судах рыбопромыслового флота - дело сравнительно новое. Раньше эту практику они проходили на парусниках. И парторг, и комсорг в беседе со мной высказались за практику на рыбопромысловых судах. Как думает старпом?
- Парусная практика нужна, пусть короткая, но нужна. На парусниках курсанты досконально проходят судовождение и такелажную работу, больше обучаются борьбе за живучесть судна.
Здесь, у нас , в условиях ежедневной напряженной работы трудно обучить всему тому, что необходимо будущим штурманам. Но практика у нас имеет и свои плюсы. Главный из них: курсанты обучаются непосредственно в сфере производства, следовательно, хорошо поймут его организацию, освоят распределение работ по конвейеру, работу на пультах управления...
Вспоминаю, что прибавил к этому парторг:
- Проходя практику у нас, курсанты приобретают первые навыки жизни в трудовом коллективе, здесь формируются такие неотъемлемые качества будущего рыбака, как морская спайка, взаимопомощь, взаимовыручка, стойкость и убежденность. Без всего этого немыслим настоящий моряк...
Как проходила у вас учеба? - с таким вопросом обратился я к курсанту Ленинградской мореходки Петру Чернецкому.
- С нами в море был руководитель практики Ф. А. Филатов. Администрация судна выделила для нас специальное помещение. Мы его оборудовали, подготовили для занятий. Это еще на переходе. Пришли в район промысла - и ежедневно, по сменам, по четыре часа в день, занимались. Большую помощь в учебе нам оказывали старпом, штурманы судна. Они выделили для занятий карты, приборы. Особенно понравился старпом - всегда на любой вопрос ответит..
Мы разговорились с Петром в "курилке" у правого борта. Вскоре в наш разговор включились и другие курсанты. Откровенно делились впечатлениями о прошедшем рейсе. Вспоминали, как строго, четверо суток подряд, принимала комиссия во главе с капитаном экзамен на звание матроса второго класса. Кое-кому, оказывается, пришлось сделать по "второму заходу"...
Атлантика встретила их ка и положено - девятибалльным штормом, длившимся несколько суток, и многим было не до шуток. Но вскоре это прошло. Пошла рыба, и о качке забыли - на работе ведь качки не замечаешь...
Пока они обо всем этом рассказывали, перед моими глазами возник пульт морозильной камеры, этакая громоздкая установка, вся в инее. О ней не зря говорят: "Кто у пульта не стоял, тот и моря не видал".
- Кто-нибудь стоял из вас у пульта?
- О котором остряки придумали: "нажал кнопку - и на спину?" - улыбнулся Петр. - А как же! ... Вот мы с ним вдвоем и ворочали, - и указал на курсанта А. Баженова, такого же рослого и плечистого, как и он сам.
Заглянув в записную книжку, я неожиданно обнаружил, что фамилия Петра в ней уже есть. Вспомнил, парторг и комсорг говорили мне о нем много хорошего. Чернецкий - член КПСС, старшина курса. На самый трудный участок встал он. Правда, сам Петр и его друг объясняют это проще: мы же вроде посильнее других...
Слушаешь их и приходишь к выводу, что так называемых "трудностей" у них в рейсе и не было. А какого высокого мнения они о корабле, на котором плавали! Курсант Воробей, например, в своей заметке в судовой стенгазете так и пишет, что они гордятся тем, что их направили на судно, оснащенное передовой техникой. Что ж, вот поработают и, как говорится, на своем горбу испытают, что трудности еще есть, что дел впереди - непочатый край и, скажем , с тем же пультом морозильной камеры придется еще повозиться. Но это, видимо, произойдет с ними потом. А пока - пока пусть они остаются оптимистами. И это отрадно. Окончив тяжелый, напряженный рейс, поработав на славу, не хнычут, не жалуются, не морщат лбы, а удовлетворенные результатом первого в их жизни серьезного испытания, устремлены в будущее… Ведь прав поэт: "Рыбу легче жарить, чем ловить...".
- Скучали ли вдали от родных берегов? - спрашиваю.
- Бывало. Особенно, когда заштормит и работы отменяются. Возьмет товарищ гитару и споет что-нибудь про "берег желанный"... Ну, а если с погодой все нормально, то скучать некогда.
Да. Кроме работы и занятий с руководителем практики, раз в неделю собирались курсанты в красном уголке, изучали материалы XXIV съезда КПСС.
Все активно участвовали в общественной жизни судна. Курсант Зацаренко из Таллинской мореходной школы, редактировал "Комсомольский прожектор". Или, скажем, курсант Воробей. Он теннисист первого разряда, естественно, постарался "заразить" этим видом спорта и своих товарищей...
День выборов в Советы и День рыбака отмечали в море. Ну, разве можно встретить свой рыбацкий праздник без концерта самодеятельности? Талантов хоть отбавляй. Курсанты Черных и Яковлев "понимают толк" в гитаре, а Кошелев лихо управляется с ударными. Нашелся и солист - курсант Шанкевич...
- Здесь лучше, чем на паруснике! - без раздумий говорят ребята.
- Что парусник? Выведут на Балтику, поставят на рейд - и стой все лето! А здесь не сравнишь: здесь запах рыбы и моря!
Они все в робах: ведь на палубе во всю кипит работа. Заканчивается выгрузка рыбной продукции.

А. ЛЕБЕДЕВ, наш нешт. корр.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На шкерке дорога каждая минута. Все зависит от ловкости рук и опыта

Фото И. Иванова
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!