ЗАПАХ РЫБЫ и МОРЯ - 25 08 1971
Автор
|
Опубликовано: 1975 дней назад (31 октября 2018)
Блог: Пара историй из практики
Рубрика: Долгая дорога от ТРПТ до ТМУРП
|
0 Голосов: 0 |
• МОЛОДЕЖЬ ЗНАКОМИТСЯ С МОРЕМ
• НА КАКИЕ КАДРЫ OPИЕHТИРОВАТЬСЯ
• Совершеннолетие - в океане
• "Рыбу легче жарить, чем ловить..."
... Четкие пункты социалистических обязательств, взятых и выполненных экипажем плаврыбозавода "Фридерик Шопен"... Рейс был напряженный. План остался планом, несмотря на то, что 70 человек экипажа - курсанты, молодые парни, в первый раз вышедшие в атлантический рейс ...
Как обычно, весной (и, чем дальше, тем больше) ЭРПО "Океан испытывает острые затруднения с кадрами. В этом, пожалуй, нет ничего удивительного, если познакомиться с системой комплектования судов флота палубными матросами и рыбообработчиками. Люди идут на флот стихийно, как кому вздумается. Уходят - тоже стихийно; захотел - ушел. Если к этому добавить и то факт, что все эти люди, съехавшиеся из разных мест Союза, как правило, ранее с морем не были связаны, а на флот, чего греха таить, многих влекло лишь желание подзаработать, то картина станет совершенно ясной. А ведь это - основная рабочая сила флота.
Можно ли спокойно, с уверенностью смотреть в завтрашний день при такой постановке дела?
Стоит лишь вспомнить, в какую сумму обходится государству один день простоя плавбазы в порту, как станет очевидным, что существующая система комплектования судов кадрами не соответствует требованиям и новой техники и всего производства в целом.
Где же выход? Его ищут. Большие надежды возлагаются на училища и школы рыбной промышленности. Их недаром называют кузницами рыбацких кадров. И, пожалуй, следует именно их держать в центре внимания, когда речь заходит о завтрашнем дне флота, о его будущем, ведь в мореходных школах и училищах учатся юноши, заветной мечтой которых стала "Звезда рыбака"...
Курсанты трех училищ - Таллинского, Ленинградского и Одесского - были на плавбазе полноправными членами экипажа. Просыпаясь по команде судовой трансляции, они жили одной жизнью с коллективом судна: распределенные по бригадам, каждый со своей сменой, спускались в рыбный цех, шли к местам швартовок, поднимались на капитанский мостик - место своей вахты.
- Конечно, сначала было трудно, - рассказывает секретарь комсомольской организации плавбазы Федор Кузьминов. - особенно рыбообработчикам. С рыбой раньше ребята дело не имели, а тут сразу - становись на расфасовку. Но задержек не было, старались не отставать ...
Чаще других приходилось сталкиваться с ними У. Мельникову, старшему помощнику капитана. И дело тут скорее в том, что опытный моряк понимал: это - его будущие помощники его смена. Пройдет год, и кто знает, может, вместе работать придется, вместе нести нелегкую морскую вахту.
- За рейс, - рассказывает Ульян Никитич, - курсанты прошли полный курс подготовки матроса. Осваивали такелажную работу, операции с грузовыми средствами. Под руководством боцмана изготовили два сплеска, много огонов... Правда, поначалу не все клеилось. Смотришь, порой вместе с прядью пеньки руку суют. Приходилось быть начеку, особенно во время швартовок...
- Ульян Никитич, вероятно, курсанты, приписанные к боцманской команде или к штурманам, считали себя счастливчиками?
- К сожалению, всех зачислить в палубную команду не представлялось возможным, - понял мой вопрос старпом. - Их же на борт поступило 70 человек, это, во-первых. Во-вторых, швартоваться в океане, скажем, с такой махиной, как "Станислав Монюшко", - дело не шуточное; зачимлили в боцманскую команду только тех курсантов, которые раньше, до училища, плавали и знакомы с этим делом. Ну, а в-третьих, - улыбнулся моряк, - многим из них не исполнилось еще и восемнадцати, а правила - сами знаете...
- Десятерых курсантов поздравили в рейсе с восемнадцатилетием, - подсказывает комсорг.
- Значит, свое совершеннолетие парни отметили в море?
- Да, их поздравляли всем экипажем…
Вдумайтесь в слова, сказанные Федором.
За бортом шумит беспокойная атлантическая волна, падает редкий майский снег. Бьется на ветру алый флаг Родины, до которой далеко-далеко... А тебе - восемнадцать! И пусть это было без особых торжеств, - только синие листки РДО от родных и друзей с берега, только чуть-чуть торжественный голос культурника, через судовую радиосеть на весь корабль, на весь океан вещающий о твоем совершеннолетии!
Какую пластинку выберет для тебя культурник: может быть, "Лайлу" в исполнении Тома Джонса, а может, "Звезду рыбака"? Прозвучит твоя любимая песня, вся бригада, когда ты спустишься в цех, кинется тебя поздравлять... И все. Не успеешь опомниться после задорных, горячих, шутливых объятий товарищей, не успеешь рубашку поправить, как уже - все по местам; рыба пошла! .. ничего особенного - день как день, трудовой, напряженный, но день это ты запомнишь навсегда!
Слов нет, кто-то празднует свое совершеннолетие иначе. Но не тебе им завидовать, пусть другие завидуют тебе. Потому что есть во всем этом что-то такое, над чем они, отмечающие свой день рождения в иной обстановке, получающие подарки, долго будут ломать голову. И только потом, может быть, поймут, что в твоем дне рождения, в твоем празднике было что-то настоящее, большое. Как хочешь, называй его, это настоящее. Можешь назвать романтикой.
Производственная практика курсантов на судах рыбопромыслового флота - дело сравнительно новое. Раньше эту практику они проходили на парусниках. И парторг, и комсорг в беседе со мной высказались за практику на рыбопромысловых судах. Как думает старпом?
- Парусная практика нужна, пусть короткая, но нужна. На парусниках курсанты досконально проходят судовождение и такелажную работу, больше обучаются борьбе за живучесть судна.
Здесь, у нас , в условиях ежедневной напряженной работы трудно обучить всему тому, что необходимо будущим штурманам. Но практика у нас имеет и свои плюсы. Главный из них: курсанты обучаются непосредственно в сфере производства, следовательно, хорошо поймут его организацию, освоят распределение работ по конвейеру, работу на пультах управления...
Вспоминаю, что прибавил к этому парторг:
- Проходя практику у нас, курсанты приобретают первые навыки жизни в трудовом коллективе, здесь формируются такие неотъемлемые качества будущего рыбака, как морская спайка, взаимопомощь, взаимовыручка, стойкость и убежденность. Без всего этого немыслим настоящий моряк...
Как проходила у вас учеба? - с таким вопросом обратился я к курсанту Ленинградской мореходки Петру Чернецкому.
- С нами в море был руководитель практики Ф. А. Филатов. Администрация судна выделила для нас специальное помещение. Мы его оборудовали, подготовили для занятий. Это еще на переходе. Пришли в район промысла - и ежедневно, по сменам, по четыре часа в день, занимались. Большую помощь в учебе нам оказывали старпом, штурманы судна. Они выделили для занятий карты, приборы. Особенно понравился старпом - всегда на любой вопрос ответит..
Мы разговорились с Петром в "курилке" у правого борта. Вскоре в наш разговор включились и другие курсанты. Откровенно делились впечатлениями о прошедшем рейсе. Вспоминали, как строго, четверо суток подряд, принимала комиссия во главе с капитаном экзамен на звание матроса второго класса. Кое-кому, оказывается, пришлось сделать по "второму заходу"...
Атлантика встретила их ка и положено - девятибалльным штормом, длившимся несколько суток, и многим было не до шуток. Но вскоре это прошло. Пошла рыба, и о качке забыли - на работе ведь качки не замечаешь...
Пока они обо всем этом рассказывали, перед моими глазами возник пульт морозильной камеры, этакая громоздкая установка, вся в инее. О ней не зря говорят: "Кто у пульта не стоял, тот и моря не видал".
- Кто-нибудь стоял из вас у пульта?
- О котором остряки придумали: "нажал кнопку - и на спину?" - улыбнулся Петр. - А как же! ... Вот мы с ним вдвоем и ворочали, - и указал на курсанта А. Баженова, такого же рослого и плечистого, как и он сам.
Заглянув в записную книжку, я неожиданно обнаружил, что фамилия Петра в ней уже есть. Вспомнил, парторг и комсорг говорили мне о нем много хорошего. Чернецкий - член КПСС, старшина курса. На самый трудный участок встал он. Правда, сам Петр и его друг объясняют это проще: мы же вроде посильнее других...
Слушаешь их и приходишь к выводу, что так называемых "трудностей" у них в рейсе и не было. А какого высокого мнения они о корабле, на котором плавали! Курсант Воробей, например, в своей заметке в судовой стенгазете так и пишет, что они гордятся тем, что их направили на судно, оснащенное передовой техникой. Что ж, вот поработают и, как говорится, на своем горбу испытают, что трудности еще есть, что дел впереди - непочатый край и, скажем , с тем же пультом морозильной камеры придется еще повозиться. Но это, видимо, произойдет с ними потом. А пока - пока пусть они остаются оптимистами. И это отрадно. Окончив тяжелый, напряженный рейс, поработав на славу, не хнычут, не жалуются, не морщат лбы, а удовлетворенные результатом первого в их жизни серьезного испытания, устремлены в будущее… Ведь прав поэт: "Рыбу легче жарить, чем ловить...".
- Скучали ли вдали от родных берегов? - спрашиваю.
- Бывало. Особенно, когда заштормит и работы отменяются. Возьмет товарищ гитару и споет что-нибудь про "берег желанный"... Ну, а если с погодой все нормально, то скучать некогда.
Да. Кроме работы и занятий с руководителем практики, раз в неделю собирались курсанты в красном уголке, изучали материалы XXIV съезда КПСС.
Все активно участвовали в общественной жизни судна. Курсант Зацаренко из Таллинской мореходной школы, редактировал "Комсомольский прожектор". Или, скажем, курсант Воробей. Он теннисист первого разряда, естественно, постарался "заразить" этим видом спорта и своих товарищей...
День выборов в Советы и День рыбака отмечали в море. Ну, разве можно встретить свой рыбацкий праздник без концерта самодеятельности? Талантов хоть отбавляй. Курсанты Черных и Яковлев "понимают толк" в гитаре, а Кошелев лихо управляется с ударными. Нашелся и солист - курсант Шанкевич...
- Здесь лучше, чем на паруснике! - без раздумий говорят ребята.
- Что парусник? Выведут на Балтику, поставят на рейд - и стой все лето! А здесь не сравнишь: здесь запах рыбы и моря!
Они все в робах: ведь на палубе во всю кипит работа. Заканчивается выгрузка рыбной продукции.
А. ЛЕБЕДЕВ, наш нешт. корр.
На шкерке дорога каждая минута. Все зависит от ловкости рук и опыта
Фото И. Иванова
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!