ПРАВОСЛАВНЫЙ СИМВОЛ ВЕРЫ (КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ВЕРОУЧЕНИЯ).

Автор
Опубликовано: 22 дня назад (29 июня 2024)
0
Голосов: 0
ПРАВОСЛАВНЫЙ СИМВОЛ ВЕРЫ (КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ И ЕЁ ДОГМАТОВ).

БОГ ОТЕЦ (ПЕРВОЕ ЛИЦО ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ).

«Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым.

(Верую во единого (одного) Бога Отца, Вседержи́теля, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого (ангельского) мира. «Ибо Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святы́й Дух; и Сии́ Три суть еди́но (одно́, наразде́льны)» - 1 посл. Ин. гл. 5 ст.7. Отец является единением и связью Лиц Пресвятой Троицы.

СЫН БОЖИЙ (ВТОРОЕ ЛИЦО ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ).

И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия,

(И верую в Того же единого (одного́) Бога - Иисуса Христа, Сына Божия – второе Лицо единой Пресвятой Троицы. Против е́реси Ария: Арий учил, что Иисус Христос только совершенный человек, а не Бог, не смотря на то, что во всех Евангелиях Христос многократно именуется Сыном Божиим. Но если Сын Божий - не Бог, как учил Арий, то и сын человеческий - не человек, что противоречит здравому смыслу).

Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век;

(Единственного Сына Божия от Бога Отца рожденного по Своему божеству прежде сотворения веко́в, т.е. рожденного прежде сотворения времени и пространства. Как солнечный луч всегда является рожденным от солнца и без солнца рожденным быть не может, и как солнце не способно не рождать луча, так Сын Божий рожден от Бога Отца. Как ум не может не рождать мысли, а, следовательно, и существовать без мысли, и как мысль не может существовать без ума, так Бог Отец не может существовать без Сына Божия, и Сын Божий без Бога Отца. Поэтому никогда не было, чтобы не было Сына Божия. Сын Божий собезнача́лен и сове́чен Богу Отцу).

Све́та от Света, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна,

(Свет рожде́н от Света, истинный Бог рожден от истинного Бога, и никогда Сын Божий не был сотворе́нным - против е́реси Ария).

единосу́щна Отцу́,

(Сын Божий единосущен по Своему божеству, или природе Богу Отцу. Лица, или Ипоста́си Отца и Сына различны, божественная же природа одна и недели́ма. Единого Бога нельзя разделить, у Пресвятой Троицы, в отличии от челове́ков один ум, одна воля, одна энергия (деятельность), одна благодать.

И́мже вся бы́ша.

(Которым, т.е. Христом и через Христа, все сотворено «Все чрез Него (Сына Божия) на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что начало быть» - Евангелие от Иоанна гл. 1, стих 3).

Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося

(Ради нашего спасения Сын Божий обле́кся во плоть человеческую. Никто, кроме Бога, не мог спасти нас от тле́ния, страданий и смерти, т.е. исцели́ть, или восстанови́ть, или обнови́ть поврежденную грехом Адама человеческую природу: ни ангел, ни пророк, ни один из святых. Повреждение нашей природы в результате грехопадения Адама было настолько разрушительным, что для ее исцеления потребовалось воплоти́ться Самому Богу, т.е. Самому Богу во второй Своей Ипостаси стать во всем подобным нам Сыном Человеческим, кроме греха. «Восстановить (исцелить) естество (природу человеческую) мог только Творец естества» - свт. Игнатий (Брянчанинов), том.2: «Судьбы Божии». Воплотился ли Бог? Да. Воплотился ли Бог? Нет. Оба ответа являются верными, т.к. воплотилась только вторая Ипостась Божия – Сын Божий. Бог Отец и Дух Святый не воплоща́лись).


от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася.

(Сам Бог во второй своей Ипостаси воплотился от Духа Свя́та и Пречистой Девы Марии, т.е. стал во всем подобным нам человеком, кроме греха. Зача́́тие Богомла́денца в утробе При́сноде́вы произошло сверхъестественным образом, совершенно отличным от зачатия всех других представителей рода человеческого. Зачатие произошло не от семени мужа, а от семени жены, осене́нного (оживотворе́нного) Духом Святым. Посему́ Дева рождает Богомладе́нца безболе́зненно, оставаясь Присноде́вой и именуется Богородицей. Против е́реси Несто́рия, называвшего Богородицу Христоро́дицей).

Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием.

(Чрез претерпе́ние кре́стных страданий и смерти исцели́вший нашу человеческую природу в Самом Себе, соде́лав ее безстра́стной, нетле́нной, безсме́ртной и возведя ее в непа́́дательное состояние. Во Христе несли́тно, неразде́льно, неизме́нно и неразлу́чно (наве́чно) соединились две природы: божественная и человеческая, т.е. два ума, две воли и две энергии (действия, творческой силы) присущие этим природам. При этом во Христе одно Лицо, т.е. одна Ипоста́сь Богочеловека. Поэтому говорим, что Сам Бог во второй Своей Ипоста́си непостижимым для нашего ума образом страдал на Кресте Своим Человечеством, будучи неспосо́бным страдать по своей божественной природе. Когда страдает в одной Ипостаси (сверхестественной Личности) видимое, то сострадает ему и невидимое. Против ереси монофизи́тов утверждавших, что во Христе только одна природа – божественная, которая полностью поглощает Его человеческую природу. Но если во Христе только божественная природа, то, следовательно, страдания Его на Кресте были при́зрачными, не настоя́щими, т.к. Бог существо безстрастное, т.е. не способное страдать. Страдал ли Бог на Кресте? Да. Страдал ли Бог на Кресте? Нет. Оба ответа верны. На Крест взошла только вторая Ипостась – Сын Божий, Богочеловек, обновивший и воскресивший человеческую природу в третий день по Писаниям): «Сам Единородный Сын, рожденный от Бога Отца, или Само Слово Его воплотилось и вочеловечилось, страдало, умерло, воскресло из мертвых в третий день. Без сомнения, Слово Божие, по собственному Своему естеству, недоступно страданиям. Никто, конечно, не будет так несмыслен, чтобы допустить мысль, что естество, превышающее все, может быть способно к страданиям. Но так как Оно сделалось человеком, усвоив Себе плоть от Святой Девы, то, держась учения о домостроительстве, мы утверждаем, что в собственной Своей плоти по человечеству страдал Тот, Кто как Бог выше всякого страдания» - святой Кирилл Александрийский – Отец и учитель Восточной церкви V века.

И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́.

(И взошла (вознесла́сь) исцеленная человеческая природа Христа на Небеса и наве́чно воссе́ла одесну́ю (по правую сторону) Бога Отца. Благодаря воплощению Христа, Бог стал наве́чно видим для челове́ков. «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» - Ин. гл. 14 ст. 8-10. В вочелове́чевшемся Иисусе Христе заключена вся полнота Божества «…ибо в Нем (Христе) обитает вся полнота Божества телесно,…» - Кол. гл. 2 ст. 9. Ранее же Бога не видел никто и никогда).

И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́.

(И гряде́т Господь судить живых и мертвых и когда прии́дет, Царствию Его не будет конца. Против ереси хилиа́зма, утверждавшей, что Христос, придя на землю, будет царствовать на земле со святыми и мучениками тысячу земных лет до Страшного суда. Церковь же учит, что второе пришествие Христа будет единственным, а тысяча лет, о которых упоминается в Откровении (Апока́липсисе), означает полноту време́н, т.е. вечность и не относится к нынешнему веку).

ДУХ СВЯТОЙ (ТРЕТЬЕ ЛИЦО ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ).

И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго,

(И верую в Того же единого (одного́) Бога – Духа Свята́го - третье Лицо единой Троицы, Который все животвори́т, т.е. всему тварному дарует жизнь. Бог ве́чен и Он есть Жизнь. Следовательно, жизнь была всегда, а смерти не было. Бог не творил зла. Значит, не было и зла. Но пришел в мир грех (отпадение от Бога, отпадение от Источника жизни), а за ним смерть. Значит зло не в природе (су́щности) человека, а в его воле. Жизнь ве́чна, а смерть вре́менна. Современная наука пытается доказать обратное, что мертвая материя была всегда, а жизнь возникла случайно, т.е., что смерть ве́чна, а жизнь вре́менна. При этом наука не может объяснить, как из мертвой материи могла возникнуть живая клетка, из расти́тельного живо́тное, из неразу́много разу́мное. А Библия объясняет: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безви́дна и пуста, и тьма над бе́здною, и Дух Божий (Дух Святой) носился над водою (т.е согревал и оживотворя́л водное естество) » - книга Бытия гл. 1 ст. 1-2. В творении мира принимали участие все три Ипостаси Пресвятой Троицы. Каким же образом? Следующим: всё от Отца через Сына в Духе Святом. Бог один? Да. Бог один? Нет. Оба ответа являются верными при определенных условиях. Бог один, т.к. имеет один ум, одну волю, одну энергию, одну благодать, но единство Его в Трех Лицах, или Ипоста́сях, которые невозможно разделить, как невозможно разделить точку или бесконечность. Другими словами, можно сказать, что в одном Боге Три сверхестественных Личности (Лица), у Которых единый (один) ум, единая (одна) воля, единое (одно) действие (энергия) и единая (одна) благодать. Все Три Лица единого Бога по Своей природе не могут мыслить, жела́ть и действовать разро́зненно, потому что Бог есть, не существо имеющее в себе любовь, а Сама Любовь. Если Бог есть Любовь, следовательно, совершенно невозможно, чтобы у трех различных Ипостасей Пресвятой Троицы было три ума, три воли, три энергии, три благодати, и совершенно невозможно, чтобы Бог любил кого-то больше, а кого-то меньше: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотвори́те ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных» (Евангелие от Матфея, гл. 5). «…, а различие Ипостасей познаем в одних только трех свойствах: в том, что Один безвино́вен и есть Отец (нерожде́нный), а Другой произошел от Причины и Сын (рожде́нный), и Третий произошел от Причины и – исходя́щ; причем мы убеждены, что Они [т.е. Ипостаси] не могут быть удалены и разлучены Одна от Другой, и что Они соединены и несли́тно проникают Одна в Другую». – преподобный Иоанн Дамаски́н - Точное изложение Православной веры . Три Ипостаси неразде́льно разли́чны не по существу́ (природе), а по ипоста́стным свойствам.

И́же от Отца́ исходя́щего,

(Об исхождении Духа Святаго от Бога Отца во всех Писаниях упоминается всего один раз*: «Когда же прии́дет Уте́́шитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух и́стины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» - Ин. гл. 15 ст. 26. Как от солнца исходит тепло, которое прони́зывает и согревает, как само солнце, так и солнечный луч, так Дух Святой исходит от Бога Отца, неотдели́м от Отца и Сына и всему тва́рному миру дарует жизнь.

И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки.

(Дух Святой равен по чести и Отцу, и Сыну, и называется в Евангелиях Уте́шителем и Ду́хом и́стины. Дух и́стины говорил роду человеческому через проро́ков. «Посему говорю вам: всякий грех и хула́ простятся человекам, а хула́ на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не прости́тся ему ни в сем веке, ни в будущем». - (Мф. гл. 12. Ст. 31–32). Приме́ры хулы́ на Духа Свята́го: Иу́да предавший Христа; фарисе́и и саддуке́и распявшие Христа; еретики; иноверцы; Дарвин и его «теория», писатель Лев Толстой и т.п., т.е. все те, кто сознательно противостои́т И́стине.

Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь.

(Святая, Собо́рная и Апо́стольская Церковь есть единство Духа Свята́́го живущего во множестве разумных творений покоряющихся Богу, понуждающих себя к исполнению заповедей Божьих, объединенных церковными Таинствами и священнонача́лием, и которая есть тело Христово, т.е. единый живой организм. Днем рождения Церкви является Пятидеся́тница, когда Дух Святой сошел на апостолов в виде о́гненных язы́ков).

Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в.

(Крещение – есть добровольное рождение от Бога. Человек может быть креще́н только один раз в жизни. Не может быть двух крещений. В Таинстве Креще́ния в креща́емого всева́ется семя нового человека, семя исцеленной Христом человеческой природы. От человека зависит, возрасте́т ли семя или погибнет, преумножит ли человек этот духовный талант, или закопает его в землю. В Таинстве Крещения человеку прощаются все грехи прежде им соверше́нные, при условии истинного раска́яния в них. Таинство Миропома́зания является отдельным Таинством и отличается от Таинства Крещения. В Таинстве Миропома́зания на человека нисхо́дит Дух Святой. Оба эти Таинства в Православии соединены воеди́но).

Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Аминь.

(Ожидаю всеобщего воскресения мертвых, всеобщего суда Божия над челове́ками и вечной жизни в Царствии Небесном).

*- «Только в одном месте Писания троичность и единство Лиц в Боге выражены с полною ясностью и определенностью (см. 1Ин гл.5; ст. 7), но этим нисколько не ослабляется свидетельство Писания». - Полное жизнеописание святителя Игнатия Брянчанинова: «Отзыв Православного (свт. Игнатия Брянчанинова) на рецензию «Слова о смерти»… священником П. Матвеевским …» стр. 492.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!