3. Новый Феодализм России 21 века - Взглянем на реального батинида.
Автор
|
Опубликовано: 17 дней назад (27 июня 2025)
Блог: Пара историй из практики
Рубрика: Total recall - Вспомнить Все!
|
0 Голосов: 0 |
Хорошо бы взглянуть и на менее предвзятое жизнеописание какого-нибудь батинида. Мало кому известно, что верования батинидов распространялись до территорий непосредственно примыкавшим к России-Руси еще до вышеописанных событий в Аравии. В далеком от Баку Ширазе существует могила, пользующаяся особой популярностью у местного населения и у многочисленных паломников. Погребение это окружено многочисленными легендами. Согласно одной из их, выдающийся поэт Востока, великий персидский поэт Хафиз, получил свой поэтический дар после ночной молитвы у этой могилы своего учителя. Человеком, заслужившим столь большое уважение при жизни, и так глубоко почитаемым на протяжении почти тысячи лет был уроженец Ширвана Баба Кухи Бакувии. Бакуви - батинит. Но диапазон батинитства трактуют очень широк, и этот вопрос решают гораздо конкретнее…Считают, что он суфий. Баба Кухи Бакуви принадлежат дошедшие до нас философские трактаты на арабском языке "Ахбар ал-арифин", "Ахбар ал-гафилин", "Бадаят хал ал-Халладж" и сборник стихов - "Диван" на персидском языке. Академик Крымский пишет об этом "Диване": это "старейший из суфийских диванов, где, пожалуй, иногда еще труднее бывает отличить аллегорический гимн про горячую любовь мистика к богу от жгуче чувственной песни доброго молодца, страстно тянущегося к живой кокетливой женщине".
Родился Баба Кухи в Баку в 933/4 году. Считается, что он был братом известного мыслителя, богослова и визира ширваншаха Манучехра - Пир Хусейна Ширвани, гробница которого и ханека при ней в селе Навахи на реке Пирсагат сохранились до наших дней и являются предметом особого почитания верующих. Прожил он свыше стал лет и умер в 1074 году. Полное имя Баба Кухи с небольшими расхождениями средневековые авторы приводят в виде: Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах ибн Убайдуллах ибн Бакуйе (что отождествляют с названием города Баку). Первоначальное образование Баба Кухи получает у своего отца, который был богословом. Еще в юности он проявляет независимый характер и склонность к путешествиям. После ссоры с братом он поселяется сначала в долине реки Пирсагат, а затем в районе священной горы Бабадаг (ряд исследователей считает, что гора эта была названа так в честь Баба Кухи). В дальнейшем он много путешествует по Азербайджану, Ирану и другим странам, встречается с учеными, посещает святые места. По некоторым данным он на некоторое время в 988/90 годах даже возвращается в Ширван. Авторитет его как ученого-богослова растет. В молодости Баба Кухи мечтал стать мухадистом - составителем сборников хадисов. Однако для поисков новых хадисов нужны были встречи с другими мухадисами и приходилось для этого много ездить по разным городам и странам. Бакуви собрал огромное количество хадисов. Абдаллах Ансари пишет, что со слов Бакуви, ему удалось записать 30000 хикайатов и 3000 хадисов.
Много лет Бакуви провел в Ширазе, продолжая учебу у Абу Абдаллах ибн Хафифа. Очевидно, под его влиянием Бакуви становится последователем суфизма. В 981-82 году Абу Абдаллах ибн Хафиф умирает. Исследователи творчества Бакуви считают, что после этого Бакуви опять отправляется в путешествия. Он посещает известные научные центры, в том числе и Багдад. Затем попадает в Нишапур - общепризнанный центр распространения суфийского учения в Х-XI веков. Об этом периоде жизни Солмаз Рзакулизаде пишет: "Здесь действовали, с одной стороны, ученики шейха Байазида ал-Бистами, звавшие к "экстазу( подобному употреблению гашиша)", проповедовавшие "упоение богом", "опьянение (ар.сукр.) божественной любовью", с другой стороны, - ученики шейха Джунейда ал-Багдади, видевшие в "экстазе" и "опьянении" опасность для суфия (искусственно возбуждая себя, он принимает свои фантазии за подлинное единение с богом). Как известно, масса ценителей поэзии уверенно полагает, что Омар Хайам постоянно бухал и сочинял алкоголические частушки. Это - заблуждение.
Для запада Хайама открыл Фитцджеральд, который ничего не понял первым. Это к вопросу "о точных", или, как говорят, "дословных" переводах. Что характерно, до этого Хайама и в родной Азии знали только те, кому надо было знать. Но именно Фитцджеральд оттрактовал правильные стихи как алкоголические частушки. А потом уже пошло повсеместно.
На самом деле у Хайама речь идёт не о пьянстве, а об экстатическом переживании, каковое позволяет воспринимать бога. Это технические, прикладные стихи суфия.
Ученики Джунейда считали, что единственный верный путь для суфия состояние "трезвости" - сахв (ар), "тихая трезвая молитва"… Источники сообщают о дружбе Бакуви с хоросанскими Абу Абд ар-Рахманом Суллами и Абу ал-Касимом Кушайри, о его дискуссиях с Абу Аббасом Нехавенди (в которых последний признал превосходство Бакуви), о его непосредственных контактах с Абу-Саидом ибн Абу-л-Хайром, суфийским шейхом, который пользовался в свое время большой популярностью". О нишапурском периоде жизни Бакуви, Е. Э. Бертельс пишет: "Можно допустить, что в Шинапуре богословские воззрения Кухи должны были претерпевать существенные изменения. Теории хорасанской школы суфиев во многом решительно отличались от учений школы иракской. Это был тот момент, когда хорасанские суфии оторвались от влияния Ирака и изложили свою концепцию суфизма в многочисленных теоретических работах (Кушайри, Саррадж, Джуллаби, Сулами). Решительный экстремизм Абу-Йазида (умер в 873/74) продолжал находить себе пламенных приверженцев, среди которых Абу-л-Хасан Харакани (1033/34) пытался примирить свои концепции активной филантропической любви со свирепой мистикой бистамского отшельника. Таким образом, кухи оказался в среде, которая должна была вызвать у него серьезную внутреннюю борьбу".
После смерти Сулами руководство его суфийской ханакой переходит к Бакуви, что свидетельствует о его большом авторитете. Однако по каким-то, до конца не выясненным причинам, уже через год он оставляет Нишапур и переезжает в Шираз. Недалеко от Шираза, в горах, у селения Джафарабад находились карстовые пещеры. Бакуви поселяется в одной из них и больше ее не покидает, проводя свои последние годы в упорном труде и молитвах. Здесь рождаются основные труды Баба Кухи. Известность ученого-отшельника распространяется по всему Востоку. Отовсюду к нему, как к святому, едут за советом и на поклонение. Как пишет известный географ Н. К. Керемов местность, где он был похоронен, в дальнейшем, в честь ученого-поэта, называется Баба-Кухи. Баба-Кухи Бакуви посвящают свои стихи такие выдающиеся поэты, как Низами Гянджеви ("Искаандернамэ"), Саади, Хафиз, Абдурахман Джами, Насими, Сейид Азим Ширвани и многие другие.
Итак, снова гностик завершающий свой путь как отшельник-философ. Кроме "упоения богом" иных "наркотических" средств не применял и даже сумел уйти из под влияния "свирепой мистики бистамского отшельника" и остановиться на фазе "активной филантропической любви", более роднящей его с Франциском Ассизским. Но и ранее мы наблюдали, что батиниды не обязательно "резники" - это чаще именно просвещенные люди ( визири, например,) исповедовавшие определенную философию, но наиболее успешные из которых становились "старцем на скале", подобным Будде.
Родился Баба Кухи в Баку в 933/4 году. Считается, что он был братом известного мыслителя, богослова и визира ширваншаха Манучехра - Пир Хусейна Ширвани, гробница которого и ханека при ней в селе Навахи на реке Пирсагат сохранились до наших дней и являются предметом особого почитания верующих. Прожил он свыше стал лет и умер в 1074 году. Полное имя Баба Кухи с небольшими расхождениями средневековые авторы приводят в виде: Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах ибн Убайдуллах ибн Бакуйе (что отождествляют с названием города Баку). Первоначальное образование Баба Кухи получает у своего отца, который был богословом. Еще в юности он проявляет независимый характер и склонность к путешествиям. После ссоры с братом он поселяется сначала в долине реки Пирсагат, а затем в районе священной горы Бабадаг (ряд исследователей считает, что гора эта была названа так в честь Баба Кухи). В дальнейшем он много путешествует по Азербайджану, Ирану и другим странам, встречается с учеными, посещает святые места. По некоторым данным он на некоторое время в 988/90 годах даже возвращается в Ширван. Авторитет его как ученого-богослова растет. В молодости Баба Кухи мечтал стать мухадистом - составителем сборников хадисов. Однако для поисков новых хадисов нужны были встречи с другими мухадисами и приходилось для этого много ездить по разным городам и странам. Бакуви собрал огромное количество хадисов. Абдаллах Ансари пишет, что со слов Бакуви, ему удалось записать 30000 хикайатов и 3000 хадисов.
Много лет Бакуви провел в Ширазе, продолжая учебу у Абу Абдаллах ибн Хафифа. Очевидно, под его влиянием Бакуви становится последователем суфизма. В 981-82 году Абу Абдаллах ибн Хафиф умирает. Исследователи творчества Бакуви считают, что после этого Бакуви опять отправляется в путешествия. Он посещает известные научные центры, в том числе и Багдад. Затем попадает в Нишапур - общепризнанный центр распространения суфийского учения в Х-XI веков. Об этом периоде жизни Солмаз Рзакулизаде пишет: "Здесь действовали, с одной стороны, ученики шейха Байазида ал-Бистами, звавшие к "экстазу( подобному употреблению гашиша)", проповедовавшие "упоение богом", "опьянение (ар.сукр.) божественной любовью", с другой стороны, - ученики шейха Джунейда ал-Багдади, видевшие в "экстазе" и "опьянении" опасность для суфия (искусственно возбуждая себя, он принимает свои фантазии за подлинное единение с богом). Как известно, масса ценителей поэзии уверенно полагает, что Омар Хайам постоянно бухал и сочинял алкоголические частушки. Это - заблуждение.
Для запада Хайама открыл Фитцджеральд, который ничего не понял первым. Это к вопросу "о точных", или, как говорят, "дословных" переводах. Что характерно, до этого Хайама и в родной Азии знали только те, кому надо было знать. Но именно Фитцджеральд оттрактовал правильные стихи как алкоголические частушки. А потом уже пошло повсеместно.
На самом деле у Хайама речь идёт не о пьянстве, а об экстатическом переживании, каковое позволяет воспринимать бога. Это технические, прикладные стихи суфия.
Ученики Джунейда считали, что единственный верный путь для суфия состояние "трезвости" - сахв (ар), "тихая трезвая молитва"… Источники сообщают о дружбе Бакуви с хоросанскими Абу Абд ар-Рахманом Суллами и Абу ал-Касимом Кушайри, о его дискуссиях с Абу Аббасом Нехавенди (в которых последний признал превосходство Бакуви), о его непосредственных контактах с Абу-Саидом ибн Абу-л-Хайром, суфийским шейхом, который пользовался в свое время большой популярностью". О нишапурском периоде жизни Бакуви, Е. Э. Бертельс пишет: "Можно допустить, что в Шинапуре богословские воззрения Кухи должны были претерпевать существенные изменения. Теории хорасанской школы суфиев во многом решительно отличались от учений школы иракской. Это был тот момент, когда хорасанские суфии оторвались от влияния Ирака и изложили свою концепцию суфизма в многочисленных теоретических работах (Кушайри, Саррадж, Джуллаби, Сулами). Решительный экстремизм Абу-Йазида (умер в 873/74) продолжал находить себе пламенных приверженцев, среди которых Абу-л-Хасан Харакани (1033/34) пытался примирить свои концепции активной филантропической любви со свирепой мистикой бистамского отшельника. Таким образом, кухи оказался в среде, которая должна была вызвать у него серьезную внутреннюю борьбу".
После смерти Сулами руководство его суфийской ханакой переходит к Бакуви, что свидетельствует о его большом авторитете. Однако по каким-то, до конца не выясненным причинам, уже через год он оставляет Нишапур и переезжает в Шираз. Недалеко от Шираза, в горах, у селения Джафарабад находились карстовые пещеры. Бакуви поселяется в одной из них и больше ее не покидает, проводя свои последние годы в упорном труде и молитвах. Здесь рождаются основные труды Баба Кухи. Известность ученого-отшельника распространяется по всему Востоку. Отовсюду к нему, как к святому, едут за советом и на поклонение. Как пишет известный географ Н. К. Керемов местность, где он был похоронен, в дальнейшем, в честь ученого-поэта, называется Баба-Кухи. Баба-Кухи Бакуви посвящают свои стихи такие выдающиеся поэты, как Низами Гянджеви ("Искаандернамэ"), Саади, Хафиз, Абдурахман Джами, Насими, Сейид Азим Ширвани и многие другие.
Итак, снова гностик завершающий свой путь как отшельник-философ. Кроме "упоения богом" иных "наркотических" средств не применял и даже сумел уйти из под влияния "свирепой мистики бистамского отшельника" и остановиться на фазе "активной филантропической любви", более роднящей его с Франциском Ассизским. Но и ранее мы наблюдали, что батиниды не обязательно "резники" - это чаще именно просвещенные люди ( визири, например,) исповедовавшие определенную философию, но наиболее успешные из которых становились "старцем на скале", подобным Будде.
4. Новый Феодализм России 21 века - Брифинг по термину "батин". 2. Новый Феодализм России 21 века - «Терроризм низов» против «Беспредела верхов».
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!