Пара историй из практики
Автор блога: | ТМУРП |
Все рубрики (351) |
Таллинский морской колледж (36) |
Перед самым Днем Победы ушел из жизни бывший рулевой-сигнальщик гвардейского "МО-302", в мирные дни моринспектор службы безопасности мореплавания объединения, сотрудник Морского колледжа Александр Солдатов.
ТМУРП
1 ноября 2019
0
Нет комментариев
|
А. ЛЫОКЕНЕ, начальник Таллинского мореходного училища Минрыбхоза СССР
На мой взгляд, сегодня в докладе было мало анализа соотношений работы бюро парткома и хода перестройки в объединении. Особо мне хотелось бы остановиться на подготовке кадров. Именно отсюда наши многие беды. Ясно, что в современных условиях важно привлечь в училище коренное население. И сдвиг здесь наметился. Прошедшим летом у нас на 350 мест было подано 302 заявления. Однако практика показала: нужны группы с обучением на эстонском языке. Думаю, что уже в следующем учебном году эту проблему решим. Сейчас же делаем упор на профориентацию школьников. Проводим дни открытых дверей, встречи. Наша агитбригада выезжает в города и поселки республики с концертными программами. Работает подготовительное отделение, школа юнг. Впервые в СССР у нас проводится эксперимент. Теперь в училище будут приниматься не вчерашние школьники, а те, кто пройдет курс обучения в Таллинской мореходной школе. Уверен, что многоступенчатость подготовки благотворно скажется на уровне профессионализма моряков. Ведь не случайно в наших рыболовецких колхозах ученикам 3—5-го классов разрешается выходить в море с родителями, 7-го — с братом или дядей. Хочется еще сказать и вот о чем. Спасибо, конечно, А. Бойкову за заботу обо мне, но согласиться с тем, Что на бюро не решаются вопросы, не могу. Да, действительно, меня трижды заслушивали на бюро о ходе подготовки училища к новому учебному году. И именно всесторонний анализ моей деятельности в этом направлении, принципиальность, строгость, практическая помощь мобилизовали меня, помогли успешно решить проблемы. |
ТРУДНОЕ нынче время, горькое и безжалостное. Боюсь, что именно оно уничтожит остатки духовности и нравственности, которые уцелели у нас после построения развитого социализма. Непомерные цены, во сто крат более изнурительный, чем раньше, в силу своей бесплодности магазинный марафон, почти условная, в сравнении со стоимостью жизни, заработная плата, и давление, давление, давление всесильной экономики на уже отчаявшегося простого человека. "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?". Какая уж тут духовность, о чем вы? Не до жиру — быть бы живу... Слава богу, есть еще люди, способные на сопротивление обстоятельствам, отстаивающие личность и личное. Свое и тех, кто за спиной, кто слабее. За спиной Валерия Моргуна не один десяток людей, просто молодых и очень молодых. Ответственность за начинающиеся жизни, согласитесь, самая тяжелая ответственность. Только эстрыбпромовских семнадцать. Школьники, родители которых трудятся в объединении, учащиеся колледжа, которым вскорости здесь трудиться, работники его подразделений. Валерий Моргун — тренер по боксу и рукопашному бою, мастер спорта в весовой категории до 71 килограмма, призер многих престижных соревнований, опытный и энергичный наставник. Моргун занимается с молодежью из любви к чистому искусству. И не один год, заметьте, много, много лет. Хобби, так сказать, которому отдается лучшее: душа, совесть, свободное время. А так он тоже почти наш, — сменный механик второго дока Балтийского судоремонтного завода. Закончил два мореходных училища — торговое и рыбное. Так их попросту называют. За битого двух небитых дают. Моргун — боксер, значит, битый и сильно, сильно битый. Жизнь Валерий постигал хребтом, потом и мозолями, но не подпускал близко к душе ее грязь и дурноту. Проходя свои личные университеты как прирожденный просветитель, учился за себя и за других. За тех, кто наденет потом боксерские перчатки, выйдет на ринг, придет под его рукой в бокс, познает красоту, ясность и чистоту этого спорта. ТАК И ЖИЛ Валерий Моргун пока не грянула эпоха перестройки. Первый удар, начав счет очкам, нанес морской колледж. Раньше это было родное мореходное училище, в спортивном зале которого Моргун знает каждый уголок, а выпускников его, прошедших школу Моргуна, начав перечислять, всех не припомнишь. Валерий, знающий море не понаслышке, убежден: моряку, как никому, нужны физическая, психологическая закалка, устойчивый, крепкий характер. Все это дает бокс, и многое другое, мужскую этику, например. На одном языке многие годы говорили тренер и директор колледжа. Время, где все оценивается в рублях, выиграло первый раунд, разведя Валерия Моргуна и колледж в разные углы ринга. Отделившись от "Эстрыбпрома", учебное заведение предъявило счет тренеру по боксу. И Моргун сделал первую попытку заработать деньги, неудачную попытку — не все из нас менеджеры и коммерсанты. А идея была хорошая, масштабная и эффектная: организовать для всего бывшего Союза на базе Таллинна подготовку профессиональных боксеров, которые затем работали бы на капстраны. Из бывшего тира (напомню место действия — все тот же морской колледж) оборудовали приличный боксерский зал, пригласили нескольких звезд советского бокса, специалиста из Англии, настоящего англичанина. Высоко оценив мастерство советских боксеров, он, тем не менее, признал их совершенно неподготовленными к участию в боксерских турнирах профессионалов, которые больше театр, шоу, игра, бизнес, чем спорт. Пообещав прислать соответствующие программы по обучению профессионалов... исчез. Такой неудачной, такой провальной игры у Валерия Моргуна в жизни не было. Все, пробил второй раунд гонг. Умные головы подсказывали Моргуну и более простой выход: собирай себе деньги с детишек — сейчас за все платят. Такие деньги Валерию не нужны, он на всю жизнь усвоил полные нравственного достоинства уроки своего наставника - заслуженного тренера, заслуженного педагога республики Карла Карловича Лемана. Вы, может быть, думаете, многократно наталкиваясь глазами на слово деньги, что Моргун бьется за свой рубль? Нет, нет и нет. Все годы его тренерский заработок был совершенно условным — на транспортные расходы, скажем так. Деньги нужны, чтобы платить колледжу аренду. Все последнее время тренировались "за счет" отошедшего к колледжу, но оборудованного командой Моргуна боксерского зала. Всему на свете приходит, конец, заканчивается и сумма, в которую оценили стоимость работ по оборудованию зала, и администрация колледжа уже указывает тренеру и его подопечным пальцем на дверь. Как вы думаете, сколь велика арендная стоимость помещения? Наверное, очень велика, раз тренер затрачивает на добывание нужной суммы столь много разнонаправленных усилий, решит читатель, одолев статью почти до конца. Три с половиной тысячи в год. Я теперь и сама не знаю, много это или мало. Видимо, с какой стороны смотреть. На состоявшемся перед встречей с Валерием Моргуном заседании спортивного комитета, благодаря позиции заместителя генерального директора объединения Д. Усанова идет поиск решения проблемы финансирования спорта в объединении. Сообщу в качестве заключения, что Валерий Моргун вообще не хочет иметь к деньгам никакого отношения и он прав. Не тренерское это занятие. Как заработать — это пожалуйста, у Моргуна немало хороших идей. Словом, тренеру нужен организатор, и эту функцию, смею предположить, мог бы взять на себя наш спортивный комитет. Л. КУДРЯВЦЕВА. Фото И. ХМЕЛЕВА. |
«Эстрыбпрома» в конце октября в тире комбината «Балтийская мануфактура» проходили соревнования по пулевой стрельбе из малокалиберной винтовки и малокалиберного пистолета. Первое место заняла команда Морского колледжа, второе — рыбного порта, третье — плавсостава. В личном первенстве среди мужчин и женщин лучшие результаты в стрельбе из винтовки показали Е. Панкин /порт/ и П. Тикк /управление/, из пистолета — Е. Панкин и Н. Лимарева /РСУ/.
В последний день октября на первенстве спортклуба «Йыуд» по плаванию команда «Эстрыбпрома» завоевала почетное второе место. Призерами в своих подгруппах стали С. Алексеев и Н. Лимарева. НА СНИМКАХ: На позиции Н. Чуйкина и тренер Е. Панкин. Корректировку «огня» ведет старший преподаватель ТМК В. Зеленцов. Фото И. ХМЕЛЕВА. |
Дороги, которые мы выбираем
Наша газета значительное место уделяет проблемам подготовки кадров рыбаков. Поскольку пополнение для флота должно происходить за счет молодежи Эстонии, то важное место занимает профориентация учащихся общеобразовательных школ. За последние месяцы газета дала фоторепортаж из детской спортивной школы при яхт-клубе, одним на спонсоров которой является «Эстрыбпром» (№ 22. 16 мая. «Под парусом смелые»), рассказала о кружке по шлюпочному делу Таллиннской мореходной школы (№ 27, 13 июня, «Наш первый выезд»), писала о становлении отделения юнг (№ 30, 14 июля, «Готовим достойную смену»). Предлагаем вниманию читателей статью о том, какими заботами живет сегодня отделение юнг ТМШ. На отделении юнг Таллиннской мореходной школы начался учебный год. А в группы профессиональной ориентации еще идет набор. Школьники, если вы решили связать свою судьбу с морем, не упускайте время. Это особенно касается девятиклассников. В первую очередь мы принимаем детей тех родителей, которые так или иначе связаны с работой на море. В прошлом году кое-кто упустил время, не стоит повторять такие ошибки. Обращайтесь по адресу: ул. Эндла, 13, тел.: 44-26-20, учебная часть. Нынче мы создали пять групп профориентации: матросы, мотористы, радисты, электрики и рефмотористы. В течение года два-три раза в неделю с ними будет работать преподаватель. За это время можно определить, есть ли способности и желание трудиться на море. И после окончания 9-го класса молодой человек подает документы для поступления на стационар. После двух лет учебы он получит не только аттестат зрелости, но и диплом по морской специальности. И, в зависимости от успехов, может продолжить учебу в среднем или высшем морском учебном заведении. А успехи у всех разные. Нас, преподавателей TMIШ, тревожит упавший за последнее время уровень подготовки в общеобразовательной школе, ибо к нам приходят ребята, слабо подготовленные по общеобразовательному минимуму. Тем, кто собирается продолжить учебу у нас, следует уже сегодня больше внимания уделять физике, математике, языкам. Первый выпуск отделения юнг состоялся в нынешнем году. Юноши получили специальности матросов, мотористов, радистов. Из них четверо — стипендиаты "Эстрыбпрома" — поступили в Калининградское высшее инженерно-морское училище при конкурсе четыре человека на место. А 12 выпускников отделения юнг приняты в Таллиннский морской колледж. Для поступления в КВИМУ ребята сдавали вступительные экзамены в Таллиннском техническом университете, причем проходили собеседование по эстонскому языку, так как в дальнейшем будут работать в нашей республике. Если кого-то волнует, где выучить эстонский язык, сообщаю: в школе юнг с нынешнего года вводится усиленная подготовка, на эстонский язык отводится три часа в неделю. Причем для создания возможно лучших условий группу из 25 человек делим пополам. На первом курсе ребята должны получить знание эстонского языка в объеме категории "D", а на втором — категории «С». Втрое больше прежнего отводим времени па освоение английского языка. Знания пригодятся и для продолжения учебы, и для работы на море. В комплектовании новых групп активное участие принимала инженер по подготовке кадров «Эстрыбпрома» М. Юурисоо. Она же помогла определить наших парней на подготовительные курсы для поступления в КВИМУ. Словом, это человек всегда готовый помочь не только советом, но и делом. Если бы и от других работников объединения мы получали помощь и поддержку, подготовка специалистов шла куда успешнее. Например, после первого курса юнги проходят небольшую практику. И тут порой возникают затруднения. Мало кто хочет, возиться с несовершеннолетними. Хотелось бы почувствовать взаимопонимание в коллективах на судах, находящихся в ремонте, на буксирах и в других местах, где проходят практику ребята. Почему бы, например, родителям из плавсостава не брать на практику своих детей'? В ТМШ заботятся как о телесном, так и о духовном развитии учащихся. Договорились о возможности посещать бассейн. Хорошие связи сложились с Русским драматическим театром: ребята посильно помогают в подсобных работах на сцене, для них открыты двери и на спектакли. Словом, скучать не приходится. А. КОЗЛОВ. заведующий отделением юнг ТМШ. На снимках: В штурманской рубке на учебном судне «Крузенштерн». На практических занятиях в кабинете ТМК. Будущие моряки на палубе «Крузенштерна». Фото И. ХМЕЛЕВА. |
Таллиннский морской колледж продолжает готовить специалистов рыбопромыслового флота, несмотря на проблемы, рождаемые нынешним временем.
Что нового ожидается в системе подготовки кадров, в каком направлении будет проходить процесс обучения в Таллиннском морском колледже ? 18 апреля сего года в стенах Калининградского Высшего Инженерного Мореходного училища состоялось заседание Президиума Ассоциации учебных заведений Балтийского бассейна, членом которой является и Таллиннский морской колледж. В числе рассмотренных, был вопрос, имеющий для нас важное значение, — возможность получения нашими учащимися высшего инженерного образования при непрерывном обучении. Решено, что после приобретения специальности техника-механика в ТМК для способных учащихся появится перспектива продолжить учебу в КВИМУ сразу с третьего курса с целью получения высшего образования. Что положительного в этом новшестве? Сокращаются затраты и государства, и учащегося на обучение, рациональным образом он получает высшее образование, имея средне-техническое образование. Учащийся имеет возможность начать учебу непосредственно по месту жительства, получить специальность техника, а затем или начать трудовую деятельность, или продолжить учебу в высшем учебном заведении. Продолжившие учебу в КВИМУ, военное дело будут изучать на спецкафедре. Наше базовое предприятие АО «Эстрыбпром» дало заказ ТМК на прием абитуриентов 1991 года и подготовку специалистов по 8 специальностям, в том числе отдельно начать подготовку по новым специальностям для судомеханического отделения: рефмеханик, механик-наладчик, электромеханик. Количество подготавливаемых специалистов определяется заказом не только АО «Эстрыбпром», но и других предприятий, не обязательно рыбной промышленности. Судомеханическое отделение обращается к работникам объединения: используйте возможность для получения среднего специального и высшего образования вашими детьми в ТМК. М. БЛИТШТЕЙН, начальник судомеханического отделения ТМК. - Таллиннский Морской колледж — член Ассоциации учебных заведений Балтийского бассейна - Таллиннский Морской колледж — это возможность получения высшего инженерного образования при непрерывном обучении - Таллиннский Морской колледж — это подготовка специалистов по 8 специальностям - Таллиннский Морской колледж — это новые перспективные специальности: рефмеханик, механик-наладчик, электромеханик - Таллиннский морской колледж — это знания, квалификация, перспектива! |
Актуальное интервью
В конце прошлого года Таллиннский морской колледж перешел в ведение Эстонской Республики. В связи с этим состоялась беседа нашего корреспондента Г. ВОРОБЬЕВА с директором колледжа А. ЛЫОКЕНЕ и заместителем директора по учебной части Г. НЕТРОБЧУКОМ. Корр. Оформление документов началось давно, но подписание договора между Минрыбхозом СССР и Министерством просвещения ЭР затянулось. Наконец, договор подписан. Какие обязательства приняли на себя стороны? А. Л. Минрыбхоз обязуется оказывать нам учебно-методическую помощь, содействовать в получении для учебных целей новейшего технологического оборудования и укрепления материальной базы колледжа. А также совершенствовать связи ТМК с морскими учебными заведениями Союза и зарубежных стран для повышения качества и распространения передового опыта в подготовке специалистов флота рыбной промышленности. Министерство просвещения Эстонии, со своей стороны, приняло колледж в свое ведение для обеспечения подготовки морских кадров Эстонии, союзных республик и других стран. На наш колледж теперь распространяется действие Закона ЭР «О народном образовании» и других нормативных актов, регулирующих методическое обеспечение и финансирование учебного заведения. Г. Н. Короче, колледж подчиняется Минрыбхозу республики лишь в вопросах учебно-методической деятельности. Все остальное — фонды, внутренний распорядок и так далее — относится к ведению колледжа. Корр. У вас как бы новые паруса, ведь став самостоятельным, ТМК получил больше прав. В чем они заключаются? Г. Н. Раньше мы должны были, строго следовать учебным планам, единым для всей страны. Они были стабильны, менялись не чаще одного раза в пять лет. Сегодня же мы имеем право вести занятия по тем планам, которые считаем нужными, изменять их можем в любое время, согласовав с «Эстрыбпромом» и высшими учебными заведениями, с которыми сотрудничаем. Изменилась система планирования и финансирования. Не могу не привести такой пример: Москва указывала принять 250 человек. А почему именно столько — никто ответить не мог. Хорошо, если половина наших выпускников находила работу, остальные — гуляйте, где хотите. А. Л. Кстати, по моим данным, такое несуразное положение было и в других учебных заведениях. Скажем, только четыре (!) процента радиоспециалистов — выпускников КВИМУ трудятся на флоте. Г. Н. Поэтому мы и, перешли на разумную, как нам кажется, систему — на основе договора с предприятием, заинтересованным в получении специалиста. Оно оплачивает его учебу — а стоит она довольно дорого — и после ее завершения обеспечивает молодого человека работой. Корр. А какие теперь связи у колледжа с «Эстрыбпромом»? А. Л. Самые тесные. ТМК входит в систему самостоятельных предприятий и учреждений арендного объединения «Эстрыбпром», которое финансирует и обеспечивает хозяйственную деятельность колледжа в пределах сметы на подготовку заказанных специалистов. В 1990 году «Эстрыбпром» заказал 115 человек. Всего же приняли около 150 — в основном из районов нашей республики. Вообще отношения с объединением надо еще больше укреплять. Базой для «Эстрыбпрома» должен стать только наш колледж. Мы будем улучшать подготовку специалистов, и у объединения отпадет необходимость, как нынче, еще стажировать, чтобы, наконец, получить хорошего специалиста. Г. Н. Надо разрешать нашим студентам брать деньги в кредит, заключать тройной договор: одним — учить, другим — добросовестно усваивать, третьим — оплачивать. А. Л. Разумеется. Подготовка специалистов для рыболовецких колхозов, предприятий МРХ и других ведется на основе договора с возмещением всех расходов на обучение. Корр. С первых месяцев нового года переходите на арендные отношения. Как предполагаете развивать самостоятельность? Г. Н. Мы хотим перейти на внутрихозяйственную аренду: все подразделения получают право самостоятельно распоряжаться заработанными финансами. Начальник отделения имеет право привлекать дополнительных учащихся, например, для профориентации школьников. Может появиться и такой вариант: преподаватель колледжа подготовит школьников по трем-четырем предметам для поступления в вуз, а деньги пойдут не только на оплату труда, но и на новое оборудование. Корр. Тем не менее, опасность стать миллионерами преподавателям не грозит... Г.Н. А вы знаете, какова у нас оплата труда преподавателя? 2 рубля 36 копеек в час. Недавно я был в Швеции, там за час платят 430 крон! При одинаковом количестве учащихся — 450 человек — будущие моряки получают от Шведского государства 11 миллионов крон, плюс четыре миллиона платят частные компании и три миллиона зарабатывает сам колледж. В результате он может решить все свои проблемы и обеспечить себя полностью. Мы же не можем ничего. «Эстрыбпром» выделяет нам только полтора миллиона рублей, часть средств — очень малую — получаем от других предприятий рыбной промышленности. Дотация государства должна составлять 60 процентов. Однако намечается тенденция не на увеличение, а на сокращение и без того мизерной суммы. Корр. Согласитесь, сейчас диплом еще не всегда отвечает требованиям, предъявляемым специалистам. Что делается для повышения качества обучения? А. Л. Для этого у нас есть система работы с высшими учебными заведениями. Сейчас составляем сквозные учебные планы: выпускник колледжа за один год учебы в Калининградском высшем инженерном морском училище получит высшее инженерное образование. А с кафедрой технологии рыбных продуктов Калининградского технического института у нас уже есть тесные связи. Г. Н. С Московским институтом имени Плеханова мы создали новый факультет — международные экономические отношения. Это хозрасчетный отдельный факультет при колледже, в котором преподают два доцента и заведующий кафедрой английского языка. Срок обучения около трех лет, специальность — бакалавр по внешнеэкономическим связям. Первый выпуск состоится в 1992 году, необходимость в таком факультете продиктована созданием совместных предприятий. «Эстрыбпром» и пароходство выходят на прямые связи, капитаны должны свободно ориентироваться в международной экономике. А. Л. Кроме контактов в Союзе, установили прямые связи за рубежом: с Коткаским колледжем, Калмарской морской академией (Швеция), с Сауптгемптонеким морским училищем (Великобритания), с Гдыньской (Польша) и Которской (Югославия) мореходками. Эти контакты — не только возможность обмена опытом и курсантами на время практики и учебы, но и взаимное использование программ, перевод наиболее интересных учебников, чтение ведущими преподавателями и бизнесменами циклов лекций за рубежом и прочее. Самостоятельность колледжа позволяет теперь — как, например, шведам или финнам — менять программу хоть каждый год, включая в них циклы лекций по последним новинкам морской техники и технологии. Более того, предполагаем, заняться и наукой. При поддержке Эстонской академии наук, точнее Института экологии морских исследований, готовимся к открытию научного центра по морской экологии и рыбоводству. Ближе к весне на базе колледжа планируется создание Британско-Эстонского центра по подготовке менеджеров. Это обещает широкий обмен преподавателями, учебной литературой, справочниками. Мы сравнивали теоретическую подготовку наших студентов с зарубежными, оказалось — она нисколько не ниже, а порой и выше. Зато явно уступаем в практической подготовке. Теперь стараемся заполнить пробел. Корр. Имеется ввиду стажировка студентов на иностранных судах? Г. Н. Не только. Преподаватели изучают новую технологию преподавания и новые программы, знакомятся с учебным оборудованием и лабораториями, созданными по последнему слову техники. Важно знать, куда идти, к чему стремиться. А студенты, те просто «купаются» в технике и в колледжах, и на современных судах, ибо у нас нет таких тренажеров. Такая практика дает опыт международного плавания и соответствующий диплом. Можно сказать, получается «конвертируемый» специалист. Суда для нас строят за рубежом — значит, и практику надо проходить там, чтобы владеть техникой абсолютно, а не кое-как. А. Л. Гдыньская мореходка имеет судоводительский тренажер — имитацию крупнотоннажного судна. Второй такой находится во Франции. Он стоит безумно дорого. Даже судомеханический тренажер «Norkontrol» стоит полмиллиона долларов. Разумеется, приобрести его нам не по карману. Первый в Союзе такой тренажер недавно появился в Калининграде. Мы договорились о допуске наших студентов к этому тренажеру.. Имеем возможность тренироваться и на современном оборудовании морских колледжей Литвы и Латвии. Корр. Значит, связи с соседними республиками не только не сокращаются, но развиваются? А, Л. Именно так. Совсем недавно на встрече руководителей морских колледжей Литвы, Латвии. Эстонии и Калининграда был подписан протокол намерений, открывающий новые перспективы. В Калининграде, например, наши ребята, идущие по системе ступенчатой подготовки, смогут получить высшее образование, дающее право на капитанскую должность не за три года, как обычно, а за один. Оттуда же надеемся получить преподавателей. Г. Н. Кстати, преподавать у нас могут и лучшие капитаны, старшие механики судов «Эстрыбпрома», скажем, в течение месяца. Для них это станет повышением квалификации, так как подготовка к лекциям заставит их порыться в книгах и узнать что-то новое для себя, ведь время-то идет вперед, многое меняется. Для поощрения стоит сохранить среднюю заработную плату, в том числе и в валюте. А вообще для улучшения подготовки специалистов колледжу нужен спонсор, еще лучше несколько, которые могли бы выделить пару миллионов долларов. Тогда у нас будут такие тренажеры, что Европа приедет сюда учиться, а мы получим хорошую отдачу и в деньгах тоже. Только не видно что-то пока такого смелого спонсора, все живут по старинке: экономить и ничего не иметь. И еще у меня такое пожелание: пусть «Эстрыбпром» смотрит на нас, как на свое будущее. Нашим выпускникам вести рыболовный флот. Для этого, право, стоит оказать и моральную, и материальную помощь. Вклад окупится сторицей. |
В июне нынешнего года в Гданьске в стенах Морской академии состоялась учредительная конференция морских учебных заведений Европы, в которой приняли участие директор Таллиннского морского колледжа А. Лыокене и заместитель директора Г. Нетробчук. Тогда и была достигнута договоренность, что осенью представители Сауптгемптонского морского колледжа из Англии, Коткаского морского колледжа и Морской академии из города Кальмар (Швеция) посетят Таллиннский морской колледж.
Встреча состоялась 23 ноября и совпала со 125-й годовщиной Айнажской мореходной школы в Латвии, в которой получали морское образование выходцы из простого народа Латвии и Эстонии. Во второй половине XIX века Айнажи стали крупнейшим судостроительным центром на Видземском побережье. Здесь до начала XX века построено 50 кораблей. Но морякам недоставало специальных знаний в навигации. Крупный общественный деятель того времени, представитель движения младолатышей Кришьянис Валдемар предложил создать в Айнажи первое в стране мореходное училище, где морскими профессиями бесплатно могли бы овладевать все желающие независимо от возраста и образования. По призыву К. Валдемара айнажские крестьяне-мореходы собрали денежные средства. Осенью 1864 года было открыто мореходное училище, обучение там велось на латышском и эстонском языках. Основываясь на опыте Айнажского мореходного училища, в 1867 году правительство России издало указ об учреждении в стране мореходных училищ нового типа. До 1915 года училище подготовило для Российского торгового флота более 1000 штурманов и капитанов дальнего плавания. Одним из первых айнажских парусных торговых судов дальнего плавания был корабль «Георг», пересекший в 1869 году экватор. В 1877 —1878 годах капитаны X. Даль и Н. Раудсепп руководили научно-исследовательской экспедицией в устье реки Оби и Северном Ледовитом океане. На базе этой школы состоялся семинар по проблемам морского образования, в котором приняли участие представители учебных заведений Литвы. Латвии. Эстонии и гости из Англии. Швеции и Финляндии. Своим видением проблемы поделились работники Латвийской морской академии, Клайпедского мореходного училища, Таллиннского морского музея, Таллиннского морского колледжа, рыболовецких колхозов Эстонии и Латвии и многие других. Большой интерес вызвали доклады ректора Коткаского морского колледжа Йормы Лаксоо, ректора Морской академии из Швеции Эрика Бьеркмана и начальника судоводительского отделения Саутгемптонского морского колледжа Билла Финдлэя. которые рассказали об организации и подготовке морских кадров в своих странах. По итогам обсуждения подписан Протокол намерений о сотрудничестве между Таллиннским и Клайпедским морскими колледжами и Латвийской морской академией. Прошедший семинар показал и другое — ни в одной из республик нет четкой и до конца ясной концепции морского образования. Везде идут поиски и эксперименты но повышению качества подготовки специалистов, методики обучения, организации структуры учебных заведений. Все это предстоит еще построить. Участники семинара ознакомились с экспозицией Музея Айнажской мореходной школы, студенты ТМК и ученики морского класса из Салацгривы возложили цветы к памятнику общественному деятелю, создателю школы К. Валдемару. Неподалеку от музея решено поставить небольшой мемориал первым эстонским и латвийским мореходам. Объявлен конкурс на лучший проект. Первая премия — 4000 рублей, вторая — 3000, третья — 2000. Конкурс продлится до мая следующего года. А 24 мая, уже в Таллиннском морском колледже, состоялся семинар на тему: "Морское образование в странах Европы». В нем приняли участие преподаватели, сотрудники и студенты ТМК. С интересными сообщениями выступили Йорма Лаксоо — ректор Коткаского морского колледжа, Эрик Бьёркман - ректор Шведской морской академии из города Кальмар, Ингемар Фриберг — проректор этой академии, представитель фирмы «Норд-Контроль» в Швеции, Михал Озмин — проректор Сауптгемптонского морского колледжа и Вилл Финдлэй — начальник судоводительского отделения этого колледжа. Состоялся широкий обмен мнениями между гостями и работниками колледжа, который позволил глубже познакомиться с организацией подготовки молодых специалистов в этих европейских странах. Собран хороший материал для изучения и использования его в нашем колледже, открылась возможность совместной работы с морскими учебными за ведениями Англии, Швеции и Финляндии, вплоть до обмена преподавателями и студентами. И. ЕРЫГИН, заместитель директора ТМК, |
А. ЧЕТВЕРИКОВ, преподаватель Таллиннского морского колледжи
В начале своего выступления считаю необходимым дать оценку деятельности парткома. Она значительно изменилась в лучшую сторону, поэтому, думаю, что, оценивая ее удовлетворительно, выражаю мнение всех коммунистов. Считаю также необходимым подчеркнуть, что коммунисты поддерживаю линию ЦК КПЭ (КПСС). Мы остаемся верны социалистическому выбору. Сегодня ясно, что Эстония идет к катастрофе, прежде всего, потому, что вышла из состава СССР. Причина кризиса политика нынешних руководителей республики. Выход из кризиса один | сегодня это понимает большинство трезво мыслящих людей) — остаться в составе обновленного Союза, но для республиканских политиканов это — политическая смерть. Вот и пытаются они убедить всех, что какие-то темные силы выступают против суверенитета республики. Но кто, где и когда выступал против суверенитета? Поэтому считаю необходимым, поддержать решение Калининского райкома КПЭ города Таллинна об отставке правительства. |
На последнем отчетно-выборном собрании коммунисты Таллиннского морского колледжа вновь единогласно избрали своим секретарем Владимира Рудольфовича Боярса, делегировав его, в числе других, на XV отчетно-выборную конференцию коммунистов «Эстрыбпрома». НАШУ партийную организацию большой не назовешь — всего 42 коммуниста. После реорганизации колледжа, естественно, сократился штат, да и выходят нынче из партии. Не обошла стороной эта тенденция и нас. Я не могу сказать, что уходят из партии плохие люди, отщепенцы какие-то. Нет, в большинстве своем это порядочные люди, хорошие труженики, ничем не запятнавшие себя за годы пребывания в ) партии. Значит, в деятельности КПСС какой-то большой просчет, сбой, который уже серьезно угрожает ее жизнедеятельности. И тем не менее, у нас, в большинстве своем, здоровая партийная организация. Мы находим взаимопонимание, несмотря на то, что у большинства свои, вполне определенные взгляды, особенно остро проявившиеся в ходе последних непростых событий. В этом есть свои несомненные плюсы и минусы. Люди, занимающие противоположные позиции слишком жестко, слишком непримиримо, слишком безоглядно, «гнут» свою линию, не желая ни оглянуться на пройденный путь, ни задуматься над аргументами другой стороны. Противостояние двух компартий наносит обществу непоправимый вред. Бег на скорость, когда препятствия просто обходятся стороной, либо сметаются жесткой законодательной практикой, в политике, особенно в жизнеопределяющие ее моменты,— это бег к катастрофе. Причем бежим, не оглядываясь на отставших, сошедших с дистанции, стоящих в стороне: тот, кто не с нами, тот против нас. В том, что мы столь жестко соединили две эти части — кроется большая беда. Не построить в нашей маленькой Эстонии демократическое государство, разделившись на две компартии, на эстонцев и неэстонцев, на истинных с 47-го и тех, чья родословная несколько подмочена, на имеющих приоритет и не имеющих приоритета. Надеюсь на здравый смысл, он должен восторжествовать. Я ведь был делегатом XX съезда и знаю те драматические события не только по газетной полосе, а как человек, который лично пережил драматизм и губительную непоправимость тех дней и тех решений. Мы разошлись не по национальным причинам — по идейным. И тем не менее, сегодня я верю в возможность объединения коммунистов Эстонии в одну партию, верю в объединительную миссию XXI съезда КПЭ. Нельзя не видеть, что они идут, эти объединительные процессы. Во что уперлись тогда, разделившись на два лагеря, делегаты съезда: в вопрос самостоятельности и независимости Компартии Эстонии, за этим стояла и тенденция самостоятельности и независимости самой республики. Теперь этого вопроса просто нет — его стерло время. Время лечит нас всех, снимая одни за другим противоречия. Но горячие, а может быть, совершенно трезвые головы, громоздят их вновь и вновь: то акция на границе, то 25-летний ценз проживания, теперь вот возведение экономической границы. Все тот же безумный бег к цели, которая начинает казаться сомнительной все большему числу людей. Экономическая граница, когда экономика, республики дышит на ладан. Замкнуть ее теперь границей, а границу на запор, значит, лишиться маневра, комбинаторности, да рынка настоящего, наконец, ведь товар должен перемещаться свободно. Пустые прилавки, отсутствие одного, второго... десятого. Крайние меры в такой ситуации не всегда выводят из кризиса. И все-таки присутствие Силлари в качестве секретаря Политбюро — это кое-что да значит. Мне кажется, мы окончательно подошли к моменту принятия окончательных решений. Ситуация, сделав виток, вновь подвела нас к сакраментальным вопросам, не ответить на которые определенно и окончательно нельзя: люди устали от уловок, люди хотят ясности и правды о том. что ждет их впереди. Нынешнее наступление на КПСС по силе и потерям можно сравнить, разве что, с Великой Отечественной войной. Идет жесткая, обескровливающая война, а я до сих пор не вижу позиции партии по жизненно важным для судьбы Союза, миллионов и миллионов людей вопросам. Где глубокие решения, где понимание и предвидение ситуации, ее перспективы? Я лично от XXVIII съезда, кроме нового устава, не получил ничего. А рабочий класс ждет от партии очень многого. Он терпелив. Он ждет давно. Позиция рабочего класса открыта: он за партию и он не позволит ее развалить. Раздвоенность, распад, измену идеалам борьбы рабочего класса за свои права несет в партию некоторая часть интеллигенции. Настоящий рабочий человек не выйдет из партии, но ведь и партия должна осознать, наконец, всю степень ответственности за это доверие, за падение уровня жизни народа, за разгул партократии. Полная свобода производителя, предприятия, демократия, профессионализм, производительный труд, ответственность и дисциплина — все это «нарастет», как только появится «скелет» — рынок, регулируемый рынок. Цель любой партии — власть, только при этом можно реализовать свои задачи и идеалы. Пора и нашей партии решительно взять ее в свои руки. Ослабление власти КПСС, а оно уже налицо, ведет к распаду. Жизненно необходимо взять ее на всех ступенях. Вы помните бойкот выборов в горисполком? Сейчас тяжесть этой ошибки полностью легла на плечи рядовых жителей города. Ошибаются верхи, расплачиваются низы. Горисполком принимает решения, которым в нынешнем его составе некому противостоять. Коммунисты училища, кстати, не приняли участия в бойкоте, ошибочность этой акции была очевидна. У первичек масса вопросов к вышестоящим органам, и это при полной самостоятельности, которую дает нам устав. Раньше мы получали голую инструкцию, выполнение которой шло силовыми приемами, упором на партийную дисциплину. Сейчас мы доходим до каждого человека, учитываем мнение каждого коммуниста. Первичка не очень вмешивается в административно-хозяйственную деятельность. На жизнь коллектива идет опосредованное влияние, не напрямую, а через личность, пример коммуниста. Что я жду от парткома"? Чтобы он не потерял окончательно связь с первичками, чтобы это был боевой наступательный орган, чтобы он с таким же упорством боролся за власть, с каким борются за нее наши противники. Трудно сейчас парткому, тяжело, ведь в «Эстрыбпроме», кроме всех прочих сложностей, есть различные течения, это пока что больше вредит делу, чем помогает. В чем сила парткома? В коммунистах! Но сам партком должен быть мобильным, гибким, деятельным. Я думаю, нет необходимости в столь многочисленном его составе. 30 человек, но 30 непоколебимых, исключительно авторитетных, готовых не пощадить живота своего. Я желаю новому составу парткома стать мозговым центром объединения, чувствительным к малейшим изменениям ситуации, не только поспевать, но и опережать, иначе быть нам вечно в проигравших. В. БОЯPC, секретарь партийной организации Таллиннского морского колледжа. |