КАПИТАН МАТТИ КАСК – 31 01 1991

Автор
Опубликовано: 1871 день назад (23 октября 2019)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

... О море таллиннцы знают не понаслышке: оно здесь рядом. Это и определило почти три десятилетия назад выбор Матти Каска, ныне заслуженного рыбака Эстонии. Окончив Таллиннский рыбопромышленный техникум (теперь морской колледж), он уже четверть века трудится в нашем объединении, название и статус которого за эти годы также претерпели изменения. Неизменным оставалось притяжение моря. В нелегком рыбацком труде, когда некогда вспомнить о романтике, находят свое призвание сильные, крепкие мужчины. Это и о Каске, отдавшем половину своей жизни морю.
Сегодня он на промысле, где 7 февраля и отметит свой пятидесятилетний юбилей. На своем СТМ-8349 "Одоев", который принимал в Штральзунде из новостроя летом 84-го года и на котором зимой 91-го совершает свой тринадцатый рейс, из них десятый капитаном.
А начинался его морской путь в 60-е годы. Была тогда на флоте плавбаза «Иоханнес Варес», прозванная среди моряков за специфику работы селедочной. На ней, как и на производственном рефрижераторе «Альбатрос". Матти Каск работал матросом, проходя практику, набирая плавательный ценз. Затем были годы профессионального становления — ходил штурманом на средних и больших рыболовных траулерах. И вот уже пятнадцать лет он капитан дальнего плавания. Замечу: удачливый, "прогарных" рейсов у него не бывает. Впрочем, сам Каск успешную работу своих экипажей (а было их за это время немало) отнюдь не со счастливой звездой связывает. Если хочешь чего-нибудь добиться, считает он, нужно просто взяться за дело и сделать его. Точный хозяйский расчет, умение видеть перспективы — вот что характерно для его работы.
Когда-то в Эстонии говорили, замечает Матти Юханович, у капитана должна быть железная рука. но... в шелковой перчатке. Объясняет он это так:
— От командира требуется особая твердость характера. Но требовательность должна обязательно сочетаться с пониманием людей, которыми руководишь, их заботами и проблемами. Сказал бы даже — с отеческим вниманием. Сумей понять, не обидеть человека, и он станет твоим помощником.
Добавлю: вероятно, именно на такое умение общаться с людьми и стремятся моряки попасть на его судно. Как отметили в службе мореплавания нашего объединения, Каск — один из немногих капитанов флота, чей экипаж достаточно стабилен в непростых условиях рыбацкого труда. Спокойная, доброжелательная обстановка привлекает.
А как Матти Каск считает, удается ли ему самому придерживаться того старого морского правила?
— Не всегда,— замечает мой собеседник.— Выполнение строгих, повышенных требований должно соответствующим образом и оцениваться, в том числе материально. Ведь работа в море тяжела не только физически, по существу человек добровольно на долгие месяцы отрекается от очень многого. По-моему, этого нельзя не учитывать.
Есть несоответствие иного рода, - продолжает Каск.— В семье меня воспитали: если что обещал — выполни. К сожалению, в работе приходилось сталкиваться с обратным. Слишком легко порой люди и к делу, и к профессии своей подходят...
Мы беседовали с Матти Юхановичем в одно из недолгих пребываний рыбака на берегу. Тогда экипаж «Одоева» только что вернулся из Центрально-Восточной Атлантики. Рыбачили в районе Гвинеи-Бисау, где Каск и его команда работают и сегодня. В том рейсе, по мнению капитана, просто нельзя было плохо сработать. Расщедрился океан: ставрида, каранкс, сардинелла, макрель, другая рыба шла солидными косяками.
Только успевай поднимать на борт. Тогда на СТМ-8349 перекрыли все производственные задания. И сорок человек экипажа за 145 суток работы в море принесли «Эстрыбпрому 333 тысячи рублей чистой прибыли. Хочется пожелать им столь же успешной работы и в нынешнем рейсе
Хотя знаю: в иных случаях Матти Каск — противник рекордов. Зачем, к примеру, гнаться за максимальными уловами, если их переработка снизит качество продукции, поставит под удар морозильные мощности?! Рыбу с умом надо брать, даже, если сама в руки идет. Поэтому на «Одоеве» внимательно следят, чтобы каждый подъем не превышал 15 тонн — такой установлен допустимый предел. На больших глубинах его контролируют специальные приборы, а на малых используются исключительно рыбацкие чутье и опыт.
Ни того, ни другого не занимать Каску — рачительному хозяину, классному специалисту. Его экипажу удается опережать многие другие флотские коллективы. Во многом благодаря усилиям этого замечательного и инициативного человека.
В мае завершится нынешний рейс юбиляра. И после короткого отдыха на берегу семья вновь проводит его в плавание. Родные и друзья знаю: многолетняя верность морю — его путь. Жизненный путь Матти Каска.

Н. КРУТИКОВА.
Фото Р. ЭЙНА.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!