Пара историй из практики
Автор блога: | ТМУРП |
Все рубрики (351) |
Можно определенно утверждать, что самым первым ТМУРП окончил именно я. Во-первых, потому, что наш выпуск был первым в его истории, а во-вторых, все списки, построенные как обычно по алфавитному порядку, начинались моей фамилией. Первым защищал диплом, первым — получил аттестат.
Вспоминая то время, хочется сказать, что оно было тяжелое, но интересное. Наверное, потому, что это была наша молодость. Наш техникум не был таким, как сейчас обычно представляется учебное заведение: мы были уже взрослыми парнями, кто-то ходил на уроки в военной форме, кто-то — в рабочей спецовке. Учебников не было, учились мы по конспектам лекций, но нам очень повезло с учителями. Это были настоящие мастера своего дела: преподаватель технологии Пармас, преподаватель технического черчения и сопромата Эринбуш, судомеханик, преподававший нам котельное дело, Олли, химик Ансо, гидравлик Каск и многие другие. Знания они давали фундаментальные. В этом мне пришлось убедиться позднее, при поступлении в вуз, где уровень полученных знаний оценивался очень строго. А после окончания учебы была производственная практика. Нас, курсантов, бросали в самую настоящую работу. Потому что рыба шла сплошным потоком — треска, килька, сельдь, салака, лосось. Ее было так много, что на берегу не всегда успевали перерабатывать. Будущих технологов, нас, ставили на посол. Бочка, соль, рыба были тремя основными компонентами нашей работы, которая выполнялась полностью вручную. Это была тяжелая работа. Но жили мы весело, до сих пор вспоминаются эпизоды из этой жизни. К. АЛАКЮЛА, заместитель председателя колхоза имени Кирова.
ТМУРП
16 марта 2020
0
Нет комментариев
|
Горячая пора сейчас у курсантов Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. Во многих группах проходят экзамены. Строгая комиссия беспристрастно выслушивает ответы и по достоинству оценивает знания, полученные за этот семестр. Особенно ответственно это время для тех, кто получит, наконец, долгожданный диплом и уже не практикантом, а настоящим судоводителем или радистом придет на судно. В некоторых группах экзамены подходят к концу или уже завершены. Наступает время практики. Совсем недавно на паруснике «Крузенштерн" в учебное плавание отправились несколько курсантов третьего курса. Другим предстоит работа на учебно-производственных судах. Будущие технологи непосредственно познакомятся с производством на береговых перерабатывающих предприятиях. За время практики ребята не только проверят прочность своих теоретических знаний, но и получат дополнительные специальности, нужные не только в море, но и на берегу.
НА СНИМКАХ: Учебная группа М-220 на уроке преподавателя А. И. Четверякова изучает конструкцию газораспределения вспомогательного двигателя внутреннего сгорания. Свои знания показывает курсант И. Батрак. В кабинете курсового проектирования судомеханического отделения за расчетами курсовых проектов курсанты IV курса. На переднем плане - Р. Берман и С. Митленко. Светлана МАРЧЕНКО. Фото Р. ЭЙНА. |
Мечта многих мальчишек — мерять время штормами, а расстояния ритмом волн. Но путь во все океаны и моря лежит через мореходную школу или училище, где будущим «морским волкам» предстоит "грызть" гранит науки. В стенах родных училищ ребята живут не только уроками. В свободное время для каждого найдется занятие по душе: художественная самодеятельность, спорт или техническое творчество, где можно показать свои умения и воплотить в жизнь фантазию.
Стало уже доброй традицией проводить выставки технического творчества курсантов всего Западного бассейна. Цель их: шире привлекать курсантов к научной и технической деятельности, разрабатывать новые и модернизировать действующие учебно-наглядные пособия, развивать умения и навыки, обмениваться опытом, выявлять новые интересные работы для популяризации их в учебных заведениях. В этот раз работы курсантов мореходных училищ демонстрировались на выставке в Клайпеде. В ней приняли участие 5 мореходных училищ (Клайпеды, Калининграда, Лиепаи, Таллина, Ленинграда) и Клайпедская мореходная школа. Всего было представлено 145 работ, 41 из них привезли таллинцы. Экспонаты были разложены так, что к ним можно было свободно подойти, прочесть наименование, назначение, возможные способы применения, краткую техническую характеристику. Работы оценивало авторитетное жюри, руководил которым заместитель начальника ВРПО «Запрыба» Р. Калимач. Выставка была посвящена 40-летию Победы, поэтому много рефератов было представлено на военную тему. Очень интересный реферат о рыболовецком колхозе «Сааре калур» подготовил курсант Таллинского мореходного училища М. Ламбер. Работы оценивались по группам. В группе приборов, аппаратов и оборудования «Двухканальный коммутатор-характериограф» таллинских авторов Л. Бычкова и А. Ильина занял первое место. В группе оборудования курсантами классов, кабинетов и лабораторий гости из Эстонии заняли тоже призовое — третье место. Очень большая работа по оборудованию учебных помещений ведется преподавателем черчения В. Ю. Сирком. Под его руководством таллинские курсанты изготовили немало приспособлений и пособий. На выставке были представлены различные геометрические фигуры в разрезе, сделанные на магнитах, карточки для проверок, варианты упражнений и графических работ. Много ценного и для преподавателей: «Методические указания преподавателю», «Основы черчения» и др. Уроки этого увлеченного своим делом человека посещают не только коллеги из училища, но и гости. Много нового для себя вынесли побывавшие на его открытых уроках преподаватели из Саратовского строительного техникума, из Могилева. Руководитель эстонской делегации заместитель начальника по производственной части Л. Канделин отметил, что такие выставки технического творчества очень полезны как для преподавателей, так и для студентов — это и обмен опытом, и также стимул для работы. А я бы добавила, что такие мероприятия играют важную роль в интернациональном воспитании молодежи; встретились в Клайпеде и литовцы, и эстонцы, и русские, и латыши. Гостями выставки были также польские курсанты во главе с капитаном учебного парусного судна «Эмилия Герчак» М. Рыбаком. Для дружбы нет границ: курсанты быстро нашли общий язык. Все участники и гости имели возможность познакомиться с городом, погулять по Куршской косе. По общему подсчету баллов за хорошую подготовку экспонатов, их разнообразие и практическую ценность Таллинскому мореходному училищу присуждено III место с награждением Почетной грамотой ВРПО «Запрыба» и премией. Но кроме наград таллинцы увезли с этого своеобразного кок-курса огромное желание работать и встретиться ка следующей выставке, которая состоится в 1987 году в Ленинграде. Е. СТАРОДУБЦЕВА. НА СНИМКАХ: Преподаватель ТМУ В. Сирк представляет очередной экспонат. На выставке. Фото Л. Стародубцева. |
Более 18 лет Велло Вальтерович Нурмис, начальник технологического отделения Таллинского мореходного училища Минрыбхоза СССР умело передает свои знания курсантам училища, вносит большой вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов для флота рыбной промышленности СССР.
В настоящее время его воспитанники успешно работают во многих рыбохозяйственных организациях нашей страны. Большая педагогическая работа В. Нурмиса тесно переплетается с активным участием в общественной жизни училища. В течение ряда лет он возглавлял Совет технического творчества учащихся. В настоящее время является секретарем первичной партийной организаций. 21 января В. Нурмису исполняется 50 лет. В день Вашего юбилея, уважаемый Велло Вальтерович, преподаватели и сотрудники училища от души поздравляют Вас и желают Вам крепкого здоровья, новых творческих успехов в педагогической и общественной работе, большого личного счастья. В. СТЕПАНОВ, зам. начальника ТМУ МРХ СССР. |
В этом учебном году заочное отделение ТМУ МРХ СССР приняло 105 учащихся на разные специальности. Из них работников «Эстрыбпрома» — 33 человека. Обучение без отрыва от производства не только дает среднее специальное образование и повышает квалификацию работающего по той же специальности, но и решает социальные задачи занятости молодежи в свободное от работы время.
Человек, получивший образование без отрыва от производства, редко изменяет своей профессии. Он приобретает необходимое для специалиста качество — умение работать самостоятельно. В процессе обучения у учащихся пробуждается интерес к изучению предмета, формируется научное мировоззрение, ответственное отношение к делу. Научно-технический прогресс, изменив характер труда человека, вызвал у многих специалистов производства потребность в повышении своего образования. Избрав заочную форму обучения, некоторые из них психологически оказались неподготовленными к преодолению трудностей, связанных с учебой. Неумение организовать себя, рационально спланировать время, установить жесткий график и железную дисциплину приводит к тому, что даже способные люди прекращают занятия. Они ссылаются на неустроенность быта, загруженность на работе, а настоящая причина неуспеваемости заключается в отсутствии воли, собранности, т. е. тех качеств, которые необходимо в себе постоянно развивать. На помощь заочникам приходят преподаватели нашего училища. Они знакомят их с тем, как планировать свою учебу, составлять конспект, учиться самостоятельно. Учащиеся получаю методические указания, в которых содержится много советов по решению задач, выполнению домашних контрольных работ. Среди успешно окончивших училище заочно такие работники «Эстрыбпрома», как А. Пугачев, В. Рыбаков, М. Шалавин, Ю. Исмаилджанов, В. Кленовский, Н. Лещев, В. Софронов. Успешно учатся по специальности «эксплуатация судовых силовых установок" такие, как В. Кредернац, М. Рухов, В. Кравченко, С. Романченко, И. Швец и другие. График лабораторно-экзаменационных сессий составлен с таким расчетом, чтобы учащиеся одни раз в год могли явиться на сессию. Но имеется немало таких товарищей, которые, несмотря на вызовы заочного отделения на лабораторно-экзаменационную сессию, упорно не являются и не приступают к занятиям. Это А. Иваненко Ш. Меремкулов, В. Устинов, Р. Абнер, Н. Румынский и другие. Они только числятся, а не учатся. Напоминаем, что заочное отделение Таллинского мореходного училища МРХ СССР проводит лабораторно-экзаменационные сессии для учащихся по специальности "Технология рыбных продуктов". — с 29.01.85 по 30.03.85 - дипломное проектирование, с 02.03.85 по 03.03.85 — защита дипломных проектов. По специальностям «Морское судовождение» и "Судовая радиосвязь» — с 10.12.84 по 19.01.85 - сессия для учащихся IV курса. Э. СТУЛЬЕВА, заведующая заочным отделением ТМУРП. |
ЭТОТ ПЕРВЫЙ ПАМЯТНЫЙ ШАГ 16 КУРСАНТОВ ТАЛЛИНСКОГО МОРЕХОДНОГО УЧИЛИЩА СДЕЛАЛИ В ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЙ ДЕНЬ 66-Й ГОДОВЩИНЫ ЛКСМ ЭСТОНИИ, КОГДА ИМ В ТОРЖЕСТВЕННОЙ ОБСТАНОВКЕ БЫЛИ ВРУЧЕНЫ ПЕРВЫЕ В ИХ ЖИЗНИ КОМСОМОЛЬСКИЕ БИЛЕТЫ.
Вначале заместитель секретаря комитета комсомола объединения «Эстрыбпром» Сергей Пищев (кстати, в недавнем прошлом он сам окончил это училище) выступил перед курсантами одной из групп во время проведения классного часа. Поздравил ребят с праздничным днем, рассказал будущим мореходам о том, какие испытания выпали на долю первых комсомольцев в Эстонии; как сейчас трудится молодежь республики. Затем он вручил ребятам комсомольские билеты, а девушки-курсантки подарили им алые гвоздики. Позднее торжество продолжалось на плацу. Стройными шеренгами стояли курсантские роты. И вновь поздравления, цветы, улыбки, вручение комсомольских билетов. Будущих рыбаков нашего объединения приветствовали начальник ТМУ Арно Лыокене, Сергей Пищев, заместитель начальника училища Валерий Степанов и секретарь комитета комсомола Вольдемар Абих. О своей комсомольской юности рассказал ветеран комсомола, начальник судомеханического отделения Марк Блитштейн. А в заключение торжественной церемонии группе курсантов за активную общественную работу были вручены Почетные грамоты Таллинского ГК ЛКСМ Эстонии и комитета комсомола «Эстрыбпрома». НАШ КОРР. Фото Д. ПРАНЦА. |
Продолжается работа по совершенствованию клубной работы в нашем училище. В текущем учебном году перед широкой аудиторией слушателей открыли свои двери два новых клуба: киноклуб «Мастера западноевропейского искусства ХIII—XVIII веков» и клуб «Общество и молодежь».
Тематика первого охватывает широкий круг вопросов. Курсанты познакомятся с жизнью и творчеством великих художников и архитекторов средневековья Джотто, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана и многих других, В более широком аспекте будут рассматриваться взаимоотношения религии и культуры. Входила ли религия в состав культуры? Способно ли буржуазное общество довести процесс высвобождения культуры из-под эгиды религии и церкви? Возможно ли существование культуры на началах атеизма? Все эти вопросы ставит практика культурной жизни развитого социалистического общества и отвечает задачам коммунистического воспитания. В этом направлении построит свою работу и клуб «Общество и молодежь». Много лекций будет посвящено становлению личности в нашем обществе, проблемам, стоящим перед ней. Сейчас ведется острая идеологическая борьба за молодого человека, поэтому много времени лекторы уделят вопросам контрпропаганды, разоблачению фальшивой буржуазной, идеологии. К работе этого интересного клуба привлекаются кандидаты философских наук и психологии городов Москвы и Ленинграда. Несколько изменил направление деятельности клуб интересных встреч. По-прежнему была, есть и остается традиционная форма работы этого клуба — встреча с известными людьми республики: артистами, художниками, передовиками производства. Наряду с этим утверждается новый стиль работы: сотрудничество с профессиональными театральными и художественными коллективами города. Хорошим примером начинания послужил спектакль самодеятельного коллектива Таллинского дома офицеров «Игра в куклы» в постановке У. Ветемаа на сцене училища. Остросюжетная тема взаимоотношений детей и родителей привлекла немало курсантов и дала хороший повод для размышлений. Уверены, что это не последняя встреча. Впереди новые знакомства и встречи с другими театральными группами Таллина. С. АФАНАСЬЕВА, заведующая клубом училища |
В ноябре исполнилось 275 лет со дня рождения М. Ломоносова. Широко отметило эту дату и Таллинское мореходное училище МРХ СССР. Р1нтересно прошла тематическая неделя химии «Жизненный подвиг М. Ломоносова», в которой приняли участие первокурсники всех учебных отделений.
Неделю открыла теоретическая конференция «Великий сын России», на которой с докладами выступили курсанты первого курса технологического отделения В. Бонадысев и О. Лущенко. Сообщения об исследованиях М. Ломоносова в разных областях науки сделали курсанты С. Жученко (группа Т-178), В. Цуркан (группа Р-152), П. Чуйко (группа Р-152), В. Канцер и Р. Hayманис (группа Т-177). Был проведен также смотр-конкурс химических стенгазет и рефератов. Очень интересно прошел и вечер «Волшебная химия» с демонстрацией занимательных опытов, в подготовке и организации экспериментальной части которых принимали участие курсанты третьего курса В. Кузуб, А. Сварваль и 3. Цверава (группа Т-37). В рамках недели был организован и просмотр художественного фильма о юношеских годах М. Ломоносова «Дым отечества» и документального фильма «Утро в Ломоносовском парке». Событием недели стала викторина «Что? Где? Когда?», составленная и проведенная по трудам М. Ломоносова курсантами и преподавателями химии Л. Хорошоженовой, И. Михейкиной, С. Лаанмяэ. Команды «Атом» (капитан В. Цуркан) и «Молекула» (капитан В. Бонадысев), составленные из первокурсников радиотехнического и технологического отделений, продемонстрировали свои знания о различных аспектах жизни и творчества великого русского ученого и литератора. В литературных паузах викторины звучали стихи М. Ломоносова и Н. Некрасова в исполнении курсанта А. Руднева (группа Т-178). И хотя победила команда технологического отделения, в общем итоге выиграла наука химия. Ребятам, несомненно, стали ближе и понятнее пророческие слова М. Ломоносова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие». И. ДЮБА, курсант группы Т-276. |
Большое внимание преподавательский коллектив ТМУ МРХ' СССР уделял и уделяет идейно-политическому, патриотическому воспитанию курсантов. Традицией стали беседы, митинги, посвященные важнейшим политическим событиям, происходящим в мире.
Недавно, к примеру, на высоком уровне прошел в ТМУ митинг, по итогам встречи, состоявшейся в Рейкьявике, Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева и президента США Р. Рейгана. Открыл его секретарь партийной организации В. Нурмис. Среди выступивших были курсанты технологического отделения В. Малик и 3. Цверава, курсант судомеханического отделения П. Шепель, курсант судоводительского отделения В. Козлов, представитель Йеменской Народно-Демократической Республики Амин Али и другие. Во всех выступлениях прозвучало горячее одобрение стратегического курса КПСС и Советского государства, направленного на обуздание гонки вооружений, уверенность в том, что голос разума восторжествует, и мир на земле будет сохранен и упрочен. С большим интересом следил коллектив мореходного училища и за визитом М. С. Горбачева в Индию. Его итоги обсуждаются сейчас во всех учебных группах ТМУ МРХ СССР. Отмечаются те позитивные договоренности, которые были достигнуты между главами таких Двух крупных держав, как СССР и Индия. В. СТЕПАНОВ, заместитель начальника ТМУ МРХ СССР |
Таллинское мореходное училище рыбной промышленности готовит для промыслового флота специалистов-техников. Случается, в море молодой специалист попадает в экстремальную ситуацию, когда помощи ждать неоткуда, надежда лишь на собственные знания. Выпускник радиотехнического отделения должен не только умело эксплуатировать сложную радио- и навигационную аппаратуру, но и поставить диагноз неисправности, ликвидировать поломку. Бывает, теоретических знаний дипломированному специалисту не всегда достаточно.
Уже второй год на радио техническом отделения ТМУ активно работают кружки технического творчества. Руководит ими настоящий энтузиаст своего дела заслуженный рационализатор РСФСР В. Боярс. Именно здесь, на занятиях кружка, ребята получают первые уроки изобретательского мастерства, в них пробуждается интерес к своей работе, к технике. Курсанты своими руками оборудовали прекрасную лабораторию, где теперь есть все приборы, облегчающие обучение. В текущем учебном году в кружке в основном первокурсники. Многие из них уже имеют некоторый опыт — занимались в технических кружках в средней школе. Самые активные из ребят — Д. Несмеянов, А. Тюнтин, Б. Лорви, Д. Лашкевич. У курсантов работы много. Сейчас кружок ставит перед собой задачу сделать кабинет образцовым, где будет все необходимое для того, чтобы теоретические занятия можно было проводить в тесной связи с практикой. Одна из претворяемых идей — создание системы приборов для занятий по манипуляции (аз бука Морзе). Она предполагает возможность обмена сообщениями между учебными кабинетами: во время учебного дня можно будет несколько раз посылать учебные радиограммы. «Задача нашего кружка» — говорит его руководитель В. Боярс, — не создание каких-то конкретных аппаратов. Главное, к чему мы стремимся, — привить ребятам, будущим молодым специалистам флота, не только любовь, но и потребность изобретательской и рационализаторской работы, стремимся развивать в них техническое мышление, отличное знание техники современной и своей профессии. С. ВИКТОРОВА. НА СНИМКАХ: Прежде, чем заняться усовершенствованием, нужно хорошо изучить систему. У стенда курсанты А. Тюнтин, Д. Лашкевич, Б. Лорви. Курсант Борис Лорви проверяет исправность аппаратуры. Фото Р. ЭЙНА. |