Духовный цветни́к в Творениях святителя Игнатия (Брянчанинова) – том 5 – выписка I.
Автор
|
Опубликовано: 11 дней назад (1 октября 2024)
Блог: Блог клуба - Пилигрим
|
0 Голосов: 0 |
Святитель Игнатий (Брянчанинов) – том 5 – выписка I.
Том 2: Слово о молитве Иисусовой.
Особенным скорбям и гоне́ниям подвергается истинный, богоуго́дный подвижник молитвы от бра́тии своей, челове́ков. И в этом, как мы сказали уже, главные деятели – демоны: они употребляют в свое орудие как тех челове́ков, которые деятельность свою сли́ли воедино с деятельностью бесо́вской, так и тех, которые не понимают бра́ней бесо́вских и потому удобно делаются орудиями бесов, даже и тех, которые, понимая лукавство врага, недостаточно внимательны к себе, и осторожны, и потому допускают себя быть обманутыми…
Том 5:
Глава 4.
Основавший жительство свое на изучении Евангелия и на исполнении евангельских заповедей, основал его на твердейшем камне.
Истинное христианство и истинное монашество заключаются в исполнении евангельских заповедей. Где нет этого исполнения, там нет ни христианства, ни монашества, какова бы ни была наружность.
Глава 6.
Делание заповедей и преуспея́ние в них беспредельны: самые совершенные христиане, приведенные в состояние совершенства Божественною благодатью, пребывают несоверше́нными по отношению к евангельским заповедям.
Глава 9.
При чтении евангелистов должно читать и Благове́стник, то есть объяснение Евангелия блаженным Феофила́ктом, архиепи́скопом Болгарским. Чтение Благове́стника необходимо: оно способствует правильному пониманию Евангелия и, следовательно, точнейшему исполнению его. Притом правила Церкви требуют, чтоб Писание было понимаемо так, как объясняют святые отцы, а отнюдь не произвольно: руководствуясь в понимании Евангелия объяснением святого отца, объяснением, принятым и употребляемым Церковью, мы сохраним предание Святой Церкви.
Глава 11.
Замечено, что миряне и самые монахи, не имеющие духовного рассуждения, почти всегда увлекаются обманщиками, лицемерами и находящимися в бесовской прелести, признают их за святых и благодатных.
Святой Дух действует самовла́стно, как Бог приходит в то время, как смирившийся и уничижи́вший себя человек отнюдь не ча́ет пришествия Его. Внезапно изменяет ум, изменяет сердце. Действием своим объе́млет всю волю и все способности человека, не имеющего возможности размышлять о совершающемся в нем действии. Благодать, когда будет в ком, не показывает чего-либо обычного или чувственного, но тайно научает тому, чего прежде не видел и не воображал никогда. Тогда ум тайно науча́ется высоким и сокровенным тайнам, которых, по Божественному Павлу, не может видеть человеческое око, ниже постигнуть ум сам собою...
«Ум человеческий сам собою, не будучи соединен с Господом, рассуждает по силе своей. Когда же соединится с огнем Божества и Святым Духом, тогда бывает весь облада́ем Божественным Светом, соде́лывается весь светом, воспаляется в пламени Всесвято́го Духа, исполняется Божественного разума, и невозможно ему в пламени Божества мыслить о своем, и о том, о чем хотел бы». Так говорил преподобный Максим Капсокаливи́ преподобному Григорию Синайскому. Напротив того, при демонском явлении всегда предоставляется свобода человеку рассудить о явлении, принять или отвергнуть его.
В образец аскетической книги, написанной из состояния пре́лести, именуемой мне́нием, можно привести сочинение Фомы Кемпийского под названием «Подражание Иисусу Христу». Оно дышит утонченным сладострастием и высокоумием, которые в людях ослепленных и преисполненных страстями производят наслаждение, признаваемое ими вкушением Божественной благодати. Несчастные и омраченные! Они не понимают, что обоня́в утонченную во́ню живущих в себе страстей, они наслаждаются ею, признают ее в слепоте своей во́нею благодати! Они не понимают, что к духовному наслаждению способны одни святые; что духовному наслаждению должно предшествовать покаяние и очищение от страстей; что грешник неспособен к духовному наслаждению; что он должен сознавать себя недостойным наслаждения, отвергать его, если оно начнет приходить к нему, отвергать как несвойственное себе, как явное и па́губное самообольщение, как утонченное движение тщеславия, высокоу́мия и сладостра́стия.
Подобно Малпасу достигли в отшельничестве сильнейшей бесо́вской пре́лести Франциск д"Аси́з (Аси́зский), Игнатий Лоио́ла и другие подвижники Лати́нства (католицизма), признаваемые в не́дре его святыми. «Когда Франциск был восхищен на небо, – говорит писатель жития его, – то Бог Отец, увидев его, пришел на минуту в недоумение, кому отдать преимущество, Сыну ли Своему по естеству (Иисусу Христу), или сыну по благодати Франциску». Что может быть страшнее, уродливее этой хулы, печальнее этой пре́лести!
Глава 12. О жительстве в послушании у старца.
Те старцы, которые принимают на себя «роль», употребим это неприятное слово, принадлежащее языческому миру, чтоб точнее объяснить дело, которое, в сущности, не что иное, как душепа́губное актерство и, печа́льнейшая комедия, – старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований, да ве́дают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом де́лании – послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольще́ние и бесовская пре́лесть, которая не может не дать соответствующего себе плода в наставляемом ими.
Возразя́т: вера послушника может заменить недоста́точество старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению апостола.
Глава 13. О жительстве по совету.
Как о своих помыслах, так и о помыслах ближнего, о его советах, советуйся с Евангелием. Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисце́льную язву нелепым советом, который принимается неопытным новонача́льным с безотче́тливою доверенностью, с плотским и кровяны́м разгоряче́нием! Им нужен успех, какого бы ни был качества этот успех, какое бы ни было его начало! Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Прослыть святыми, разумными, прозорливыми, старцами, учителями: им нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню.
«Изучай Божественное Писание, – говорит Симеон, Новый Богослов, – и писания святых отцов, особливо деятельные, чтоб с учением их сличи́в учение и поведение твоего учителя и сердца, ты мог их видеть (это учение и поведение) как в зеркале и понимать; согласное с Писанием усва́ивать себе и содержать в мысли; ложное же и худое познавать и отвергать, чтоб не быть обманутым. Знай, что в наши дни появилось много обманщиков и лжеучителей».
Скромное отношение советника к наставляемому совсем другое, нежели старца к безусловному послушнику, рабу о Господе. Совет не заключает в себе условия непременно исполнять его: он может быть исполнен и не исполнен. На сове́тнике не лежит никакой ответственности за совет его, если он подал его со страхом Божиим и смиренномудрием, не самопроизвольно, а будучи спрошен и понужден. Также и получивший совет не связывается им; на произволе и рассуждении его остается исполнить или не исполнить полученный совет. Очевидно, как путь совета и после́дования Священному Писанию сообразен с нашим слабым временем. Заметим, что отцы воспрещают давать совет ближнему по собственному побуждению, без вопроше́ния ближнего: самовольное препода́ние совета есть признак сознания за собою ве́дения и достоинства духовных, в чем явная гордость и самообольщение. Это не относится к настоятелям и начальникам, которые обязаны во всякое время, при всякой встретившейся нужде и не будучи спрошены наставлять врученное им братство (2Тим. 4:2).
Глава 14.
Необходимо уве́рить себя, что Бог управляет участию мира и участию каждого человека. Опыты жизни не замедлят подтвердить и утвердить это учение Евангелия. Следствие принятия верою этого учения – смиренная покорность Богу, отступление смущений, мир души, сила мужества. Кто таким образом примет учение Евангелия, тот воспри́мет «щит веры, в не́мже возмо́жет вся стрелы лукавого разже́нныя угаси́ти» (Еф. 6:16). Эта вера называется святыми отцами деятельною, в отличие от догматической. Она является в человеке от исполнения евангельских заповедей, возрастает по мере исполнения их, увяда́ет и уничтожается по мере пренебрежения ими, преобразуется, в свое время, по осене́нии благодатию, в живую веру, исполняет христианина духовною силою,..
Глава 15. Любовь к ближнему служит средством достижения любви к Богу.
Любовь, насажденная Богом в наше естество, повреждена падением и не может действовать правильно. Никак не попусти ей действовать! Действия ее лишены непорочности, ме́рзостны пред Богом как жертва оскверненная; плоды действий душепа́губны, убийственны. Следующим образом возлюби ближнего: не гневайся и не памятозло́бствуй на него; не позволяй себе говорить ближнему никаких укори́тельных, бранных, насмешливых, ко́лких слов; сохраняй с ним мир по возможности своей; смиряйся пред ним; не мсти ему ни прямо, ни косвенно; во всем, в чем можно уступить ему, уступай; отучись от прекосло́вия и спора, отвергни их как знамение гордыни и самолюбия; говори хорошо о злосло́вящих тебя: плати добром за зло; молись за тех, которые устраивают тебе различные оскорбления, обиды, напасти, гонения (Мф. 5:21–48). Никак, ни под каким предлогом не осуждай никого, даже не суди ни о ком, хорош ли он или худ, имея пред глазами того одного худого человека, за которого ты должен отвечать пред Богом, – себя. Поступай относительно ближних так, как бы ты желал, чтоб было посту́плено относительно тебя (Мф. 7:1–12). Отпускай и прощай из глубины сердца человекам согрешения их против тебя, чтоб и Отец небесный простил тебе твои бесчисленные согрешения, твой страшный греховный долг, могущий тебя низвергнуть и заключить навечно в адские темницы (Мф 18:23-35).
Глава 19. О внимании при молитве.
Искусственное внимание – так назовем наше собственное внимание, еще неосене́нное благодатью – состоит в том, чтоб, по совету святого Иоанна Лествичника, заключать ум в слова молитвы. Если ум, по причине новости своей в молитвенном подвиге, выйдет из заключения в слова́, то должно опять вводить его в них. Свойственны уму, в его состоянии паде́ния, нестоя́тельность и расположение пари́ть повсюду. Но Бог может даровать ему непоколебимость и дарует ее в свое время за постоянство и терпение в подвиге. - Особенно способствует сохранению внимания во время молитвы весьма неспе́шное произнесение слов молитвы… - Произноси слова несколько вслух, когда ты молишься наедине, и это способствует сохранению внимания.
Глава 20. О келейном правиле.
Оно (келейное правило) назначается для каждого сообразно силам души и тела… Общий устав для молитвенного правила заключается в том, чтоб оно никак не превышало сил подвижника, не истощало этих сил, не расстраивало здоровья и этим не прину́дило подвижника отказаться от всякого правила. Оставление молитвенного правила обыкновенно бывает следствием правила, принятого или возложенного превыше сил.
Глава 21. О поклонах.
Поклоны надо полагать весьма неспе́шно, одушеви́в этот телесный подвиг в плаче сердца и молитвенным во́плем ума. Желая начать коленопреклоне́ния, дай телу твоему самое благоговейное положение, какое должно иметь рабу и созданию Божию в присутствии Господа Бога его. Потом собери мысли от скита́ния повсюду и с крайнею неспе́шностью, вслух лишь самому себе, заключая ум в слова, произнеси от сердца, сокрушенного и смиренного, молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Произнесши молитву, сотвори неспе́шно земной поклон, с благоговением и страхом Божиим, без разгоряче́ния, с чувством кающегося и умоляющего о прощении грешника как бы к ногам Самого Господа Иисуса Христа.
Для душеназида́ния возлюбленных братий наших не умолчим о нижеследующем: поклоны, совершаемые для числа, неодушевленные правильным умным и сердечным деланием, более вредны, нежели полезны.
Глава 22.
Для внимательного прочтения одной кафизмы нужно времени около 20 минут.
Глава 23. О молитве Иисусовой.
Сперва должно обучиться устно молитве Иисусовой. Исполняется Иисусова молитва стоя; при изнеможении же сил – сидя и даже лежа. Существенными принадлежностями этой молитвы должны быть: внимание, заключение ума в слова молитвы, крайняя неспе́шность при произнесении ее и сокрушение духа. Хотя эти условия необходимы при всякой молитве, но удобнее сохраняются и более требуются при совершении молитвы Иисусовой.
Глава 24. О упражнении молитвою Иисусовою.
На неспе́шное и внимательное произнесение ста молитв (Иисусовых) потре́бно времени 30 минут, или около получаса; некоторые подвижники нуждаются и еще в более продолжительном времени. Не произноси молитв спешно, одной немедленно за другою; делай после каждой молитвы краткий отдых и тем способствуй уму сосредоточиваться. Безостановочное произнесение молитв рассеивает ум. Переводи дыхание с осторожностию; дыши тихо и медленно: этот механизм охраняет от рассеянности.
Склоняясь ко сну, повторяй молитву: засыпай с нею. Приучи себя так, чтоб, проснувшись от сна, первою твоею мыслью, первым словом и делом была молитва Иисусова. Произне́сши ее несколько раз, вставай с одра́ и спеши к у́трени.
Том 2: Слово о молитве Иисусовой.
Особенным скорбям и гоне́ниям подвергается истинный, богоуго́дный подвижник молитвы от бра́тии своей, челове́ков. И в этом, как мы сказали уже, главные деятели – демоны: они употребляют в свое орудие как тех челове́ков, которые деятельность свою сли́ли воедино с деятельностью бесо́вской, так и тех, которые не понимают бра́ней бесо́вских и потому удобно делаются орудиями бесов, даже и тех, которые, понимая лукавство врага, недостаточно внимательны к себе, и осторожны, и потому допускают себя быть обманутыми…
Том 5:
Глава 4.
Основавший жительство свое на изучении Евангелия и на исполнении евангельских заповедей, основал его на твердейшем камне.
Истинное христианство и истинное монашество заключаются в исполнении евангельских заповедей. Где нет этого исполнения, там нет ни христианства, ни монашества, какова бы ни была наружность.
Глава 6.
Делание заповедей и преуспея́ние в них беспредельны: самые совершенные христиане, приведенные в состояние совершенства Божественною благодатью, пребывают несоверше́нными по отношению к евангельским заповедям.
Глава 9.
При чтении евангелистов должно читать и Благове́стник, то есть объяснение Евангелия блаженным Феофила́ктом, архиепи́скопом Болгарским. Чтение Благове́стника необходимо: оно способствует правильному пониманию Евангелия и, следовательно, точнейшему исполнению его. Притом правила Церкви требуют, чтоб Писание было понимаемо так, как объясняют святые отцы, а отнюдь не произвольно: руководствуясь в понимании Евангелия объяснением святого отца, объяснением, принятым и употребляемым Церковью, мы сохраним предание Святой Церкви.
Глава 11.
Замечено, что миряне и самые монахи, не имеющие духовного рассуждения, почти всегда увлекаются обманщиками, лицемерами и находящимися в бесовской прелести, признают их за святых и благодатных.
Святой Дух действует самовла́стно, как Бог приходит в то время, как смирившийся и уничижи́вший себя человек отнюдь не ча́ет пришествия Его. Внезапно изменяет ум, изменяет сердце. Действием своим объе́млет всю волю и все способности человека, не имеющего возможности размышлять о совершающемся в нем действии. Благодать, когда будет в ком, не показывает чего-либо обычного или чувственного, но тайно научает тому, чего прежде не видел и не воображал никогда. Тогда ум тайно науча́ется высоким и сокровенным тайнам, которых, по Божественному Павлу, не может видеть человеческое око, ниже постигнуть ум сам собою...
«Ум человеческий сам собою, не будучи соединен с Господом, рассуждает по силе своей. Когда же соединится с огнем Божества и Святым Духом, тогда бывает весь облада́ем Божественным Светом, соде́лывается весь светом, воспаляется в пламени Всесвято́го Духа, исполняется Божественного разума, и невозможно ему в пламени Божества мыслить о своем, и о том, о чем хотел бы». Так говорил преподобный Максим Капсокаливи́ преподобному Григорию Синайскому. Напротив того, при демонском явлении всегда предоставляется свобода человеку рассудить о явлении, принять или отвергнуть его.
В образец аскетической книги, написанной из состояния пре́лести, именуемой мне́нием, можно привести сочинение Фомы Кемпийского под названием «Подражание Иисусу Христу». Оно дышит утонченным сладострастием и высокоумием, которые в людях ослепленных и преисполненных страстями производят наслаждение, признаваемое ими вкушением Божественной благодати. Несчастные и омраченные! Они не понимают, что обоня́в утонченную во́ню живущих в себе страстей, они наслаждаются ею, признают ее в слепоте своей во́нею благодати! Они не понимают, что к духовному наслаждению способны одни святые; что духовному наслаждению должно предшествовать покаяние и очищение от страстей; что грешник неспособен к духовному наслаждению; что он должен сознавать себя недостойным наслаждения, отвергать его, если оно начнет приходить к нему, отвергать как несвойственное себе, как явное и па́губное самообольщение, как утонченное движение тщеславия, высокоу́мия и сладостра́стия.
Подобно Малпасу достигли в отшельничестве сильнейшей бесо́вской пре́лести Франциск д"Аси́з (Аси́зский), Игнатий Лоио́ла и другие подвижники Лати́нства (католицизма), признаваемые в не́дре его святыми. «Когда Франциск был восхищен на небо, – говорит писатель жития его, – то Бог Отец, увидев его, пришел на минуту в недоумение, кому отдать преимущество, Сыну ли Своему по естеству (Иисусу Христу), или сыну по благодати Франциску». Что может быть страшнее, уродливее этой хулы, печальнее этой пре́лести!
Глава 12. О жительстве в послушании у старца.
Те старцы, которые принимают на себя «роль», употребим это неприятное слово, принадлежащее языческому миру, чтоб точнее объяснить дело, которое, в сущности, не что иное, как душепа́губное актерство и, печа́льнейшая комедия, – старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований, да ве́дают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом де́лании – послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольще́ние и бесовская пре́лесть, которая не может не дать соответствующего себе плода в наставляемом ими.
Возразя́т: вера послушника может заменить недоста́точество старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению апостола.
Глава 13. О жительстве по совету.
Как о своих помыслах, так и о помыслах ближнего, о его советах, советуйся с Евангелием. Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисце́льную язву нелепым советом, который принимается неопытным новонача́льным с безотче́тливою доверенностью, с плотским и кровяны́м разгоряче́нием! Им нужен успех, какого бы ни был качества этот успех, какое бы ни было его начало! Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Прослыть святыми, разумными, прозорливыми, старцами, учителями: им нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню.
«Изучай Божественное Писание, – говорит Симеон, Новый Богослов, – и писания святых отцов, особливо деятельные, чтоб с учением их сличи́в учение и поведение твоего учителя и сердца, ты мог их видеть (это учение и поведение) как в зеркале и понимать; согласное с Писанием усва́ивать себе и содержать в мысли; ложное же и худое познавать и отвергать, чтоб не быть обманутым. Знай, что в наши дни появилось много обманщиков и лжеучителей».
Скромное отношение советника к наставляемому совсем другое, нежели старца к безусловному послушнику, рабу о Господе. Совет не заключает в себе условия непременно исполнять его: он может быть исполнен и не исполнен. На сове́тнике не лежит никакой ответственности за совет его, если он подал его со страхом Божиим и смиренномудрием, не самопроизвольно, а будучи спрошен и понужден. Также и получивший совет не связывается им; на произволе и рассуждении его остается исполнить или не исполнить полученный совет. Очевидно, как путь совета и после́дования Священному Писанию сообразен с нашим слабым временем. Заметим, что отцы воспрещают давать совет ближнему по собственному побуждению, без вопроше́ния ближнего: самовольное препода́ние совета есть признак сознания за собою ве́дения и достоинства духовных, в чем явная гордость и самообольщение. Это не относится к настоятелям и начальникам, которые обязаны во всякое время, при всякой встретившейся нужде и не будучи спрошены наставлять врученное им братство (2Тим. 4:2).
Глава 14.
Необходимо уве́рить себя, что Бог управляет участию мира и участию каждого человека. Опыты жизни не замедлят подтвердить и утвердить это учение Евангелия. Следствие принятия верою этого учения – смиренная покорность Богу, отступление смущений, мир души, сила мужества. Кто таким образом примет учение Евангелия, тот воспри́мет «щит веры, в не́мже возмо́жет вся стрелы лукавого разже́нныя угаси́ти» (Еф. 6:16). Эта вера называется святыми отцами деятельною, в отличие от догматической. Она является в человеке от исполнения евангельских заповедей, возрастает по мере исполнения их, увяда́ет и уничтожается по мере пренебрежения ими, преобразуется, в свое время, по осене́нии благодатию, в живую веру, исполняет христианина духовною силою,..
Глава 15. Любовь к ближнему служит средством достижения любви к Богу.
Любовь, насажденная Богом в наше естество, повреждена падением и не может действовать правильно. Никак не попусти ей действовать! Действия ее лишены непорочности, ме́рзостны пред Богом как жертва оскверненная; плоды действий душепа́губны, убийственны. Следующим образом возлюби ближнего: не гневайся и не памятозло́бствуй на него; не позволяй себе говорить ближнему никаких укори́тельных, бранных, насмешливых, ко́лких слов; сохраняй с ним мир по возможности своей; смиряйся пред ним; не мсти ему ни прямо, ни косвенно; во всем, в чем можно уступить ему, уступай; отучись от прекосло́вия и спора, отвергни их как знамение гордыни и самолюбия; говори хорошо о злосло́вящих тебя: плати добром за зло; молись за тех, которые устраивают тебе различные оскорбления, обиды, напасти, гонения (Мф. 5:21–48). Никак, ни под каким предлогом не осуждай никого, даже не суди ни о ком, хорош ли он или худ, имея пред глазами того одного худого человека, за которого ты должен отвечать пред Богом, – себя. Поступай относительно ближних так, как бы ты желал, чтоб было посту́плено относительно тебя (Мф. 7:1–12). Отпускай и прощай из глубины сердца человекам согрешения их против тебя, чтоб и Отец небесный простил тебе твои бесчисленные согрешения, твой страшный греховный долг, могущий тебя низвергнуть и заключить навечно в адские темницы (Мф 18:23-35).
Глава 19. О внимании при молитве.
Искусственное внимание – так назовем наше собственное внимание, еще неосене́нное благодатью – состоит в том, чтоб, по совету святого Иоанна Лествичника, заключать ум в слова молитвы. Если ум, по причине новости своей в молитвенном подвиге, выйдет из заключения в слова́, то должно опять вводить его в них. Свойственны уму, в его состоянии паде́ния, нестоя́тельность и расположение пари́ть повсюду. Но Бог может даровать ему непоколебимость и дарует ее в свое время за постоянство и терпение в подвиге. - Особенно способствует сохранению внимания во время молитвы весьма неспе́шное произнесение слов молитвы… - Произноси слова несколько вслух, когда ты молишься наедине, и это способствует сохранению внимания.
Глава 20. О келейном правиле.
Оно (келейное правило) назначается для каждого сообразно силам души и тела… Общий устав для молитвенного правила заключается в том, чтоб оно никак не превышало сил подвижника, не истощало этих сил, не расстраивало здоровья и этим не прину́дило подвижника отказаться от всякого правила. Оставление молитвенного правила обыкновенно бывает следствием правила, принятого или возложенного превыше сил.
Глава 21. О поклонах.
Поклоны надо полагать весьма неспе́шно, одушеви́в этот телесный подвиг в плаче сердца и молитвенным во́плем ума. Желая начать коленопреклоне́ния, дай телу твоему самое благоговейное положение, какое должно иметь рабу и созданию Божию в присутствии Господа Бога его. Потом собери мысли от скита́ния повсюду и с крайнею неспе́шностью, вслух лишь самому себе, заключая ум в слова, произнеси от сердца, сокрушенного и смиренного, молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Произнесши молитву, сотвори неспе́шно земной поклон, с благоговением и страхом Божиим, без разгоряче́ния, с чувством кающегося и умоляющего о прощении грешника как бы к ногам Самого Господа Иисуса Христа.
Для душеназида́ния возлюбленных братий наших не умолчим о нижеследующем: поклоны, совершаемые для числа, неодушевленные правильным умным и сердечным деланием, более вредны, нежели полезны.
Глава 22.
Для внимательного прочтения одной кафизмы нужно времени около 20 минут.
Глава 23. О молитве Иисусовой.
Сперва должно обучиться устно молитве Иисусовой. Исполняется Иисусова молитва стоя; при изнеможении же сил – сидя и даже лежа. Существенными принадлежностями этой молитвы должны быть: внимание, заключение ума в слова молитвы, крайняя неспе́шность при произнесении ее и сокрушение духа. Хотя эти условия необходимы при всякой молитве, но удобнее сохраняются и более требуются при совершении молитвы Иисусовой.
Глава 24. О упражнении молитвою Иисусовою.
На неспе́шное и внимательное произнесение ста молитв (Иисусовых) потре́бно времени 30 минут, или около получаса; некоторые подвижники нуждаются и еще в более продолжительном времени. Не произноси молитв спешно, одной немедленно за другою; делай после каждой молитвы краткий отдых и тем способствуй уму сосредоточиваться. Безостановочное произнесение молитв рассеивает ум. Переводи дыхание с осторожностию; дыши тихо и медленно: этот механизм охраняет от рассеянности.
Склоняясь ко сну, повторяй молитву: засыпай с нею. Приучи себя так, чтоб, проснувшись от сна, первою твоею мыслью, первым словом и делом была молитва Иисусова. Произне́сши ее несколько раз, вставай с одра́ и спеши к у́трени.
Духовная сокро́вищница в Творениях святителя Игнатия (Брянчанинова) – том 2 – выписка III. Духовный цветни́к в Творениях святителя Игнатия (Брянчанинова) – том 5 – выписка II.
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!