Духовный цветни́к в Творениях святителя Игнатия (Брянчанинова) – том 5 – выписка II.

Автор
Опубликовано: 11 дней назад (1 октября 2024)
0
Голосов: 0
Святитель Игнатий (Брянчанинов) – том 5 – выписка II.

Глава 28. О памятова́нии смерти.

Инок должен воспоминать ежедневно и по нескольку раз в день о предстоящей ему неизбежной смерти, а в свое время достичь и непрестанного памятования смерти. Ум наш так омрачен падением, что мы, если не будем принуждать себя к воспоминанию о смерти, можем совершенно забыть о ней. Когда забудем о смерти, тогда начинаем жить на земле как бы бессмертные, жертвуя всею деятельностью нашею для земли, нисколько не заботясь ни о страшном переходе в вечность, ни о участи нашей в вечности. Тогда с решительностью и бесстрашием попираем заповеди Христовы; тогда совершаем все самые ужасные грехи; тогда оставляем не только непрестанную молитву, но и установленную в известные часы,.. Забывая о смерти телесной, мы умираем смертью душевною.

Глава 29.

Не до́лжно самому подвижнику своевольно и дерзко ввергаться в скорби и искушать Господа: в этом – безумие, гордыня и падение.

Глава 30. Скорби суть по преимуществу удел иноков последнего времени.

Соделается жительство по Боге очень затруднительным по обширности, всеобщности отступления. Умножившиеся отступники, называясь и представляясь по наружности христианами, тем удобнее будут преследовать истинных христиан; умножившиеся отступники окружат бесчисленными кознями истинных христиан, противопоста́вят бесчисленные препятствия их благому намерению спасения и служения Богу, как замечает святой Тихон Воронежский и Задонский. Они будут действовать против рабов Божиих и насилием власти, и клеветою, и злохитрыми кознями, и разнообразными обольщениями, и гонениями лютыми.

Глава 31. Источники и́ноческих скорбей.

Рабы Божии! Знайте наве́рно, что случающиеся вам скорби приходят не сами собой, а по попуще́нию Божию, и прилагайте возможное тща́ние, чтоб переносить их с терпением и долготерпением, принося за них славосло́вие и благодарение Богу! Знайте, что проти́вящиеся скорбям и ищущие отклонить от себя скорбный путь, действуют против своего спасения, стремятся в слепоте своей разрушить порядок и способ спасения, установленный Богом для всех рабов Его.

Глава 32. О небходимости мужества при искуше́ниях.

Против усиленного и учаще́нного нападения греховных помыслов и ощущений, называемого на монашеском языке бра́нию, нет лучшего оружия для новонача́льного, как исповедь. Исповедь – едва ли не единственное оружие для новоначального во время бра́ни. По крайней мере она – оружие самое сильное и самое действительное.

Выписка из творений преподобного Марка Пожвижника (том 5):

«Если хочешь приносить Богу непогреши́тельное испове́дание в грехах, то не помина́й по виду грехопадений твоих, мужественно терпи наводи́мые за них скорби».

«Разумный и ве́дающий истину исповедуется Богу не воспоминанием соде́ланных грехов, но терпением наводимых на него скорбей».

«Получив жребий учить о Господе и встречая в учи́мых преслуша́ние, скорби́ в духе и не смущайся, не вынару́живай смущения. Скорбя, ты не будешь осужден с неповинующимся; смущаясь же, подвергнешься искушению тою же немощью».

«Полагаю, что покая́ние составляется из следующих трех добродетелей: из очищения помыслов, из непрестанной молитвы и из терпения находящих скорбей. Эти добродетели должны быть совершаемы не только явно, но и умным деланием: этим добродетелям предназначено доставлять бесстрастие тем подвижникам, которые долговременным упражнением стя́жут навык в них».

Вопрос: «Скорби, наводимые на нас, очень разнообразны…; покажи же нам и причины скорбей, чтоб мы, таким образом, поверили тому, что мы именно виновны в наводимых нам скорбях и должны терпеливо переносить нападающие на нас скорби. Ответ: «Причина всякого скорбного случая – по́мыслы каждого. Я мог бы указать как на причину, на слова и дела; но они не рождаются прежде помыслов, а потому помыслам приписываю все».

«Вступили они (апостолы) в общение словами, умоляя нас, угрожая нам, уча, обличая, показывая срам маловерия нашего и невежества, объясняя Писание о значении времен, исповедуя Христа, проповедуя, что Он был распят за нас, что Он – вочелове́чившееся Слово, что вочелове́чившееся Слово – единая Личность, а не две личности, хотя и исповедуется в двух естествах, соединенных нераздельно и неслитно, останавливая зловерие и преграждая ему путь во всяком времени, месте и деле, не соглашаясь с ложью, удаляясь от хвалящихся по плоти, с тщеславными не пребывая, кичли́вых не боясь, уничижа́я лицемеров, прие́мля смиренных, усвоя́я благоговейных, научая нас такому же поведению».

«Вообще Бог установил, чтоб каждому делу, и доброму и злому, последовало естественно надлежащее возмездие. Воздаяние не вымышляется при каждом случае, как думают некоторые не знающие закона духовного. Ведая его отчасти, мы должны быть убеждены в том, что возненавидев кого-либо из единоверных как злого, и сами будем отвергнуты Богом, как злые; не приняв покаяния от ближнего, как от грешника, будем и сами отвергнуты, как грешники, не простив ближнему согрешений, ниже сами получим прощение». - Преподобный Марк Подвижник.

Выписка из творений преподобного а́ввы Дорофея (том 5):

«Иное – злосло́вить, иное – осуждать и иное – уничижа́ть. Злосло́вить – это сказать о ком-либо: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или сделал что-либо подобное. Сказавший так впал в злоречие, то есть сказал пристрастно о согрешении брата. Осудить – это сказать: такой-то лжец, гневлив, блудник. Выразившийся так, осудил самое расположение души, произнес приговор на всю жизнь, сказав о всем человеке: он таков-то. Это – тяжко… Иное – осуждать, как уже сказал я, и иное – уничижа́ть. Уничиже́ние состоит не только в осуждении ближнего, но и в презрении его, когда гнушаемся ближним, когда отвращаемся от него, как от мерзости. Это гораздо хуже и пагубнее осуждения».

«Обвинение самих себя, а не кого другого, в случающихся с нами скорбях доставляет нам великое благо, доставляет глубокое спокойствие и значительное преуспея́ние».
«Каким средством можно получить исцеление от памятозло́бия? Молясь от всего сердца о оскорбившем и говоря: «Боже! Помоги брату и мне молитв ради его».

Мы удовольствовались здесь немногими выписками (из святых Отцов): их можно сделать несравненно больше, но это было бы повторением одного и того же учения в различной форме.

Глава 34. О трезве́нии.

Трезве́ние есть духовное жительство; Трезвение есть жительство небесное; Трезвение есть истинное смирение, сосредоточившее надежду свою в Боге, отре́кшееся от всякой самонаде́янности и от надежды на челове́ков; по этой причине оно представляется им ужаснейшею гордостию, хули́тся, с ожесточением преследуется ими…

Трезве́ние приобретается постепенно; стяжава́ется долгим временем и трудом; рождается преимущественно от внимательных чтения и молитвы, от навыка наблюдать за собою, бо́дрствовать, обдумывать каждое предлежащее нам слово и дело, быть внимательным ко всем своим помыслам и ощущениям, наблюдая за собою, чтоб не соде́латься каким-либо образом лови́твою греха…

Благоразумное воздержание чрева есть дверь ко всем добродетелям. Удержи чрево, и войдешь в рай. Если ж будешь угождать чреву и излишне питать себя, то низвергнешься в пропасть блудной скверны, в огнь гнева и ярости, одебе́лишь и омрачишь ум, приведешь кровь свою в разгоряче́ние, в особенную способность к волнению, чем будет наве́тываться и разрушаться твое внимание к себе, твое трезве́ние…

Глава 41. Значение слова «мiр».

Иудейское духовенство противоста́ло с ожесточением Богочеловеку, когда Он явил Себя миру; оно противоста́ло Ему, имея полное убеждение в его Божественности, как это засвидетельствовал Никодим, один из членов верховного иудейского собора – синедрио́на (Ин. 3:2). Иудейское духовенство решилось на богоубийство и совершило его, зная наве́рно (совершенно точно), что оно действует против Месси́и и, в омраче́нии своем, высказывая это сознание в тех насмешках, которыми оно осыпало мироспасительную Жертву на Ее жертвеннике – кресте…

Иудейское духовенство едва услышало весть о рождении Богочеловека, как возненавидело Его, приняло меры избавиться от Него. Это ясно видно из Евангелия…

По причине миролю́бия иерусалимля́н для них был сно́снее, приятнее Царя-Бога чудовище Ирод. Угадывая с верностью душевное отношение тирана, лицемера и лицедея, какими были и члены синедриона, они при первом вопросе о месте рождения Месси́и, решительно, нисколько не остановившись и не задумавшись, указывают Ироду с точностью на место рождения Месси́и, предают Мессию в руки убийцы…

Глава 47. О сродстве между собой, как добродетелей, так и пороков.

Смертный грех решительно порабощает человека диаволу и решительно расторгает общение человека с Богом, доколе человек не уврачу́ет себя покая́нием: увлечение по́мыслами и мечтаниями производит меньшие порабоще́ние и разобщение, но производит их…

Например, многие, хранясь от блудных по́мыслов и мечтаний, считают ничего не значащими услаждение помыслами и мечтаниями корыстолюбия и тщеславия, между тем как, по духовному закону, по́мыслы и мечтания о имуществе, о почестях, о славе человеческой суть те же блудные. Такое значение имеют все греховные помыслы и мечтания в отношениях человека к Богу, как отвлекающие человека от любви Божией. По закону духовному, услаждающийся тщеславными и другими греховными помыслами и мечтаниями никогда не освободится от блудной страсти, сколько бы он против нее ни подвизался…

Глава 48. О особенном противодействии падших духов молитве.

Нам должно последовать примеру и учению Господа: отвергать помыслы земной славы, земного преуспея́ния, земного оби́лия, отвергать радость, приносимую такими мечтаниями и размышлениями, уничтожающую в нас сокрушение духа, сосредоточенность и внимание при молитве, вводящую самомне́ние и рассеянность…

Узнав тот порядок, тот чин и устав, которого держится враг при борьбе с нами, мы можем устраивать соответствующее сопротивление. Не будем судить и осуждать ближнего ни под каким предлогом, будем прощать ближним все тягчайшие оскорбления, нанесенные нам ближними. Когда бы ни явился помысел памятозло́бия против ближнего, будем немедленно обращаться с молитвою к Богу о том ближнем, испрашивая ему милость Божию во времени и в вечности…

Глава 50. О покаянии и плаче.

Священномученик Садок сказал: «Кто духо́вен, тот с радостию, желанием и великою любовию ожидает мученической смерти и не боится ее, будучи готов; плотскому же человеку страшен час смертный»…

Покаяние есть евангельская заповедь…

Так, Пи́мен Великий говаривал сожи́тельствовавшим ему братиям: «Братия! Поверьте: куда будет вве́ржен сатана, туда вве́ргнут и меня»…

Плач инока.

Статья третья.

Айн.

Возде́ланная железными орудиями и удобренная согни́вшими веществами земля особенно способна к плодородию: так и сердце, возде́ланное скорбями, напоенное уничиже́нием, особенно способно к возвышеннейшей добродетели. Время напастей есть время преимущественного памятования о нас Бога; время напастей есть то время, в которое Бог зи́ждет души наши. Блаже́н не только тот, кто безви́нно подвергается искушениям; блаже́н и тот, кого Господь наказу́ет за грехи и вытесняет скорбями с широкого пути на путь заповедей Божиих.

Фав.

Падение в смертный грех служителя Божия, увлеченного не́мощию, стече́нием обстоятельств, потом пока́явшегося во грехе, причисляется к попуще́ниям Божиим для вразумле́ния, а не к конечному оставлению Богом за обду́манную злонаме́ренность. Бесконечным различием различи́лись между собою падения двух апостолов, Петра и Иуды, хотя по наружности отречение близко подходит к предательству. Возста́х покаянием и еще есмь с Тобою, говорит пораженный удивлением, говорит падший в тяжкие грехи и пока́явшийся Давид, – говорит, увидев в себе, сверх чаяния, присутствие и действие Святого Духа, которое, по совершении греха, когда разлились по всему существу падшего человека дым и смрад греховный, сокрылось, которое, может быть, признавалось потерянным навсегда.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!