Две природы Иисуса Христа.
Автор
|
Опубликовано: 63 дня назад (4 октября 2024)
Блог: Блог клуба - Пилигрим
|
0 Голосов: 0 |
Две природы Иисуса Христа.
Вторая Ипостась Пресвятой Троицы - Сын Божий (Иисус Христос) был истинным Богом и истинным Человеком. В Нем, в одной сверхесте́ственной Личности или Ипоста́си соединились две природы (су́щности), Божественная (Сын Божий) и Человеческая (Сын Человеческий). Читая Евангелия, мы постоянно видим во Христе, то истинного Бога, то истинного Человека.
«Сам Единоро́дный Сын, рожденный от Бога Отца, или Само Слово Его воплоти́лось и вочелове́чилось, страдало, у́мерло, воскре́сло из мертвых в третий день. Без сомнения, Слово Божие, по собственному Своему естеству́, недоступно страданиям. Никто, конечно, не будет так несмы́слен, чтобы допустить мысль, что естество, превышающее все, может быть способно к страданиям. Но так как Оно сделалось человеком, усво́ив Себе плоть от Святой Девы, то, держась учения о домострои́тельстве, мы утверждаем, что в собственной Своей плоти по челове́честву страдал Тот, Кто как Бог выше всякого страдания» - святой Кирилл Александрийский – Отец и учитель Восточной церкви V века.
Природа – это су́щность объекта или субъекта, которой нельзя дать определение, как, например, нельзя определить, что такое бесконечность, что такое время, что такое пространство, что такое точка, что такое красный цвет, или что такое горькое или сладкое.
Каждой разумной природе свойственны определенные ум, воля и действие. Если во Христе две природы, то и два ума ( ум Божий и ум человеческий), две воли (воля Божия и воля человеческая) и два действия (энергии, творческой силы).
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА ХРИСТА.
Человеческая природа Христа определяется тем, что Он при воплоще́нии воспринял наше повреждённое грехом Адама человеческое естество́ (природу), т.е. естество не укори́зненно стра́стное, тле́нное и сме́ртное. Воспри́нял человеческую душу: сердце (скорбел душой, плакал, пра́ведно гневался, моли́лся), человеческий ум или дух (не знал, как человек, где погребён Лазарь; не знал, кто к Нему прикосну́лся; не знал, что лодку в которой Он спал заливает водой). Имел человеческое тело (испы́тывал потребность в пи́ще, питие́, сне, одежде, как человек испытывал физическую боль и уста́лость). Имел человеческую волю, но волю не поврежденную грехом, т.к. был зача́т сверхесте́ственным образом не от мужа, а от Духа Свята́го и Пречи́стой Девы.
«И Сам Господь наш, придя́ к нам, воспри́нял образ человека, тело и душу человеческие, и – одним словом, по всему, кроме греха, сделался человеком, так сказать, усвоив Себе этим человека и сделав его Своим» - «Душеполезные поучения а́ввы Дорофея» - поучение 20.
Чем отличался Христос по Своему человечеству от нас обычных людей?
Только тем, что не совершил никакого греха.
Если Христос подобно нам родился стра́стным, то, как же Он не совершил никакого греха, ведь под стра́стностью мы обычно понимаем греховность?
Наша поврежденная грехом природа после грехопадения стала подвержена страстя́м (страда́ниям). Но страстям двоякого рода: неукори́зненным (в этих страстях нет греха) и укори́зненным (грехо́вным).
К неукори́зненным страстям относятся: потребность во сне, чувство голода, холода, боли, уста́лости, боязнь смерти, печа́ль об утерянном блаже́нстве, и т.д. В этих страстях нет греха.
К укори́зненным страстям относятся: горды́ня, тщесла́вие, хвастовство́, зависть, отча́яние, злопа́мятность, мстительность, любопытство, сребролю́бие, блуд, осужде́ние ближних, чревоуго́дие, неумеренный сон, сентимента́льность и т.д. Чрезмерное удовлетворение неукори́зненных страстей и преступление евангельских заповедей – есть грех в прямом смысле слова.
Христос воспри́нял на Себя нашу неукори́зненную (не греховную) стра́стность.
БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ХРИСТА.
Божественной природе Христа прису́щи все без исключения свойства Божии. Как Бог, Он предви́дит будущее, воскрешает мёртвых, исцеляет больных, претворя́ет воду в вино, пита́ет пятью хлебами пять тысяч человек, изгоняет бесов и т.п.
«…ибо в Нем (Христе) обита́ет вся полнота Божества теле́сно,…» - Послание апостола Павла Коло́сяням гл. 2 ст. 9.
Каждое из Лиц Пресвятой Троицы заключает в Себе всю полноту Божества. Но не три Бога, а один, т.к. три Лица имеют одну недели́мую боже́ственную природу, которая есть Любовь. Исходя из этого у Пресвятой Троицы не три ума, а один, не три воли, а одна, не три энергии (действия, творческой силы), а одна.
При этом воплоти́лась (вочелове́чилась) не Пресвятая Троица, а только Вторая Ипостась - Сын Божий.
4-ый Вселенский Халкидо́нский собор 451 г., дал ответ на вопрос, как во Христе соединились две природы, божественная и человеческая:
- несли́тно (не смешались две природы во что-то третье);
- неизме́нно (обе природы сохранили свои свойства во всей полноте);
- неразде́льно (с момента воплоще́ния невозможно отдели́ть одну природу от другой);
- неразлу́чно (наве́чно Сын Божий воспри́нял на Себя нашу человеческую природу, в т.ч и тело).
«Божество и человечество соединились во Христе, как огонь, прони́зывающий железо, положенное в жаро́вню (раскалённые угли)» - преподобный Максим Исповедник.
Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом, первым после Бога. Человеку невозможно было своими силами исцелить поврежденную грехом Адама человеческую природу. Для её исцеления Самому Богу во второй Своей Ипоста́си потребовалось претерпе́ть преде́льные страдания и смерть на Кресте. Христос исцели́в человеческую природу в Самом Себе дал нам Та́инства, через которые мы освяща́емся и исцеля́емся, если понуждаем себя к исполнению евангельских заповедей и с терпением несём свой крест (претерпева́я посылаемые нам скорби).
«Ибо надлежало, чтобы Тот (Бог), для Которого всё и от Которого всё…, Вождя спасения (Христа) их (челове́ков) соверши́л (сделал соверше́нным) через страдания» - Послание Евреям, гл. 2 ст.10; ап. Павел.
Христос чрез претерп́ение крестных страданий и смерти, воскре́снув из мертвых восстанови́л в Самом Себе безстра́стность, нетле́нность, безсме́ртность человеческой природы и возвел её в непа́дательное состояние, в состояние абсолютной свободы. В Таинстве Крещения в душу человека всева́ется семя исцелённой Христом человеческой природы, и нисхо́дит на душу Дух Святой в Таинстве Миропомазания (эти два Таинства соединены в Православии воеди́но). От человека зависит, возрастёт ли се́мя и даст ли плод или погибнет.
Учение Православной Церкви о двух природах Христа убедительно показывает, что исходит оно от Самого́ Бога и не может быть изобретением человеческим, как прочие религиозные воззрения приписывающие Богу либо человеческие стра́сти и либо человеческие свойства.
Где тот великий фило́сов, который мог бы помы́слить, что Бог один, но в трёх сверхесте́ственных Личностях (Ипоста́сях); что у трёх различных Божественных Ипоста́сей одна недели́мая природа, один ум, одна воля, одна энергия (действие, творческая сила); что эти сверхесте́ственные Личности не могут мыслить, желать и действовать разли́чно, потому что Бог есть Любовь.
Где тот великий фило́сов, который мог бы помы́слить, что в Богочелове́ке Иисусе Христе две природы наве́чно неразде́льно соедини́вшись не изменили ни на йоту одна другую? Где тот фило́сов, который мог бы помы́слить, что в одной сверхесте́ственной Личности или Ипоста́си Иисуса Христа два ума, две воли, две энергии (творческой силы), присущие этим двум различным природам, божественной и человеческой?
А простые неграмотные рыбаки, такое не только мыслили и пропове́довали, но и приняли за свои убеждения му́ченическую смерть.
Вторая Ипостась Пресвятой Троицы - Сын Божий (Иисус Христос) был истинным Богом и истинным Человеком. В Нем, в одной сверхесте́ственной Личности или Ипоста́си соединились две природы (су́щности), Божественная (Сын Божий) и Человеческая (Сын Человеческий). Читая Евангелия, мы постоянно видим во Христе, то истинного Бога, то истинного Человека.
«Сам Единоро́дный Сын, рожденный от Бога Отца, или Само Слово Его воплоти́лось и вочелове́чилось, страдало, у́мерло, воскре́сло из мертвых в третий день. Без сомнения, Слово Божие, по собственному Своему естеству́, недоступно страданиям. Никто, конечно, не будет так несмы́слен, чтобы допустить мысль, что естество, превышающее все, может быть способно к страданиям. Но так как Оно сделалось человеком, усво́ив Себе плоть от Святой Девы, то, держась учения о домострои́тельстве, мы утверждаем, что в собственной Своей плоти по челове́честву страдал Тот, Кто как Бог выше всякого страдания» - святой Кирилл Александрийский – Отец и учитель Восточной церкви V века.
Природа – это су́щность объекта или субъекта, которой нельзя дать определение, как, например, нельзя определить, что такое бесконечность, что такое время, что такое пространство, что такое точка, что такое красный цвет, или что такое горькое или сладкое.
Каждой разумной природе свойственны определенные ум, воля и действие. Если во Христе две природы, то и два ума ( ум Божий и ум человеческий), две воли (воля Божия и воля человеческая) и два действия (энергии, творческой силы).
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА ХРИСТА.
Человеческая природа Христа определяется тем, что Он при воплоще́нии воспринял наше повреждённое грехом Адама человеческое естество́ (природу), т.е. естество не укори́зненно стра́стное, тле́нное и сме́ртное. Воспри́нял человеческую душу: сердце (скорбел душой, плакал, пра́ведно гневался, моли́лся), человеческий ум или дух (не знал, как человек, где погребён Лазарь; не знал, кто к Нему прикосну́лся; не знал, что лодку в которой Он спал заливает водой). Имел человеческое тело (испы́тывал потребность в пи́ще, питие́, сне, одежде, как человек испытывал физическую боль и уста́лость). Имел человеческую волю, но волю не поврежденную грехом, т.к. был зача́т сверхесте́ственным образом не от мужа, а от Духа Свята́го и Пречи́стой Девы.
«И Сам Господь наш, придя́ к нам, воспри́нял образ человека, тело и душу человеческие, и – одним словом, по всему, кроме греха, сделался человеком, так сказать, усвоив Себе этим человека и сделав его Своим» - «Душеполезные поучения а́ввы Дорофея» - поучение 20.
Чем отличался Христос по Своему человечеству от нас обычных людей?
Только тем, что не совершил никакого греха.
Если Христос подобно нам родился стра́стным, то, как же Он не совершил никакого греха, ведь под стра́стностью мы обычно понимаем греховность?
Наша поврежденная грехом природа после грехопадения стала подвержена страстя́м (страда́ниям). Но страстям двоякого рода: неукори́зненным (в этих страстях нет греха) и укори́зненным (грехо́вным).
К неукори́зненным страстям относятся: потребность во сне, чувство голода, холода, боли, уста́лости, боязнь смерти, печа́ль об утерянном блаже́нстве, и т.д. В этих страстях нет греха.
К укори́зненным страстям относятся: горды́ня, тщесла́вие, хвастовство́, зависть, отча́яние, злопа́мятность, мстительность, любопытство, сребролю́бие, блуд, осужде́ние ближних, чревоуго́дие, неумеренный сон, сентимента́льность и т.д. Чрезмерное удовлетворение неукори́зненных страстей и преступление евангельских заповедей – есть грех в прямом смысле слова.
Христос воспри́нял на Себя нашу неукори́зненную (не греховную) стра́стность.
БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ХРИСТА.
Божественной природе Христа прису́щи все без исключения свойства Божии. Как Бог, Он предви́дит будущее, воскрешает мёртвых, исцеляет больных, претворя́ет воду в вино, пита́ет пятью хлебами пять тысяч человек, изгоняет бесов и т.п.
«…ибо в Нем (Христе) обита́ет вся полнота Божества теле́сно,…» - Послание апостола Павла Коло́сяням гл. 2 ст. 9.
Каждое из Лиц Пресвятой Троицы заключает в Себе всю полноту Божества. Но не три Бога, а один, т.к. три Лица имеют одну недели́мую боже́ственную природу, которая есть Любовь. Исходя из этого у Пресвятой Троицы не три ума, а один, не три воли, а одна, не три энергии (действия, творческой силы), а одна.
При этом воплоти́лась (вочелове́чилась) не Пресвятая Троица, а только Вторая Ипостась - Сын Божий.
4-ый Вселенский Халкидо́нский собор 451 г., дал ответ на вопрос, как во Христе соединились две природы, божественная и человеческая:
- несли́тно (не смешались две природы во что-то третье);
- неизме́нно (обе природы сохранили свои свойства во всей полноте);
- неразде́льно (с момента воплоще́ния невозможно отдели́ть одну природу от другой);
- неразлу́чно (наве́чно Сын Божий воспри́нял на Себя нашу человеческую природу, в т.ч и тело).
«Божество и человечество соединились во Христе, как огонь, прони́зывающий железо, положенное в жаро́вню (раскалённые угли)» - преподобный Максим Исповедник.
Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом, первым после Бога. Человеку невозможно было своими силами исцелить поврежденную грехом Адама человеческую природу. Для её исцеления Самому Богу во второй Своей Ипоста́си потребовалось претерпе́ть преде́льные страдания и смерть на Кресте. Христос исцели́в человеческую природу в Самом Себе дал нам Та́инства, через которые мы освяща́емся и исцеля́емся, если понуждаем себя к исполнению евангельских заповедей и с терпением несём свой крест (претерпева́я посылаемые нам скорби).
«Ибо надлежало, чтобы Тот (Бог), для Которого всё и от Которого всё…, Вождя спасения (Христа) их (челове́ков) соверши́л (сделал соверше́нным) через страдания» - Послание Евреям, гл. 2 ст.10; ап. Павел.
Христос чрез претерп́ение крестных страданий и смерти, воскре́снув из мертвых восстанови́л в Самом Себе безстра́стность, нетле́нность, безсме́ртность человеческой природы и возвел её в непа́дательное состояние, в состояние абсолютной свободы. В Таинстве Крещения в душу человека всева́ется семя исцелённой Христом человеческой природы, и нисхо́дит на душу Дух Святой в Таинстве Миропомазания (эти два Таинства соединены в Православии воеди́но). От человека зависит, возрастёт ли се́мя и даст ли плод или погибнет.
Учение Православной Церкви о двух природах Христа убедительно показывает, что исходит оно от Самого́ Бога и не может быть изобретением человеческим, как прочие религиозные воззрения приписывающие Богу либо человеческие стра́сти и либо человеческие свойства.
Где тот великий фило́сов, который мог бы помы́слить, что Бог один, но в трёх сверхесте́ственных Личностях (Ипоста́сях); что у трёх различных Божественных Ипоста́сей одна недели́мая природа, один ум, одна воля, одна энергия (действие, творческая сила); что эти сверхесте́ственные Личности не могут мыслить, желать и действовать разли́чно, потому что Бог есть Любовь.
Где тот великий фило́сов, который мог бы помы́слить, что в Богочелове́ке Иисусе Христе две природы наве́чно неразде́льно соедини́вшись не изменили ни на йоту одна другую? Где тот фило́сов, который мог бы помы́слить, что в одной сверхесте́ственной Личности или Ипоста́си Иисуса Христа два ума, две воли, две энергии (творческой силы), присущие этим двум различным природам, божественной и человеческой?
А простые неграмотные рыбаки, такое не только мыслили и пропове́довали, но и приняли за свои убеждения му́ченическую смерть.
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!