Евангельские заповеди.
Автор
|
Опубликовано: 63 дня назад (4 октября 2024)
Блог: Блог клуба - Пилигрим
|
0 Голосов: 0 |
«Истинное христианство и истинное монашество заключается в исполнении евангельских заповедей. Где нет этого исполнения, там нет ни христианства, ни монашества, какова бы не была наружность». - свт. Игнатий (Брянчанинов) – том 5 - глава 4 – О непрочности монашеского жительства, когда оно не основано на евангельских заповедях.
Евангельские заповеди.
Евангелие от Матфея, глава 5:
1.Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2.Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3.Блаженны кро́ткие, ибо они наследуют землю.
4.Блаженны а́лчущие и жа́ждущие правды, ибо они насы́тятся.
5.Блаженны ми́лостивые, ибо они поми́лованы будут.
6.Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога у́зрят.
7.Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8.Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9.Блаженны вы, когда будут поно́сить вас и гнать и всячески непра́ведно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
10. Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суд. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака́", подлежит синедрио́ну; а кто скажет: "безумный", подлежит гее́нне огненной.
11. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
12. Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделе́нием, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
13. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводну́ю. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодея́ния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
14. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
15. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
16. …и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно по́прище, иди с ним два.
17. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
18. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотвори́те ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных (добро евангельское).
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мы́тари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники (добро па́дшего человеческого естества прису́щее всем религиям – добро всегда сме́шанное со злом, от которого, после пришествия в мир Христа, с гневом отвраща́ется Господь)?
Евангелие от Матфея, глава 6:
19. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
20. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
20а. Молитесь же так: Отче наш…; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…; Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
21. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
22. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребля́ют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребля́ют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нераде́ть. Не можете служить Богу и маммо́не.
23. Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все прило́жится вам (1Тим. Гл.6, ст. 8-11: Имея пропита́ние и одежду, будем довольны тем). Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.
Евангелие от Матфея, глава 7:
24. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою ме́рою ме́рите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
25. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
26. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
27. Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
28. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
29. Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы проро́чествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
Евангелие от Матфея, глава 10:
30. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в гее́нне. Не две ли малые птицы продаются за асса́рий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены30; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
31. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее (чтобы отдели́ть пра́ведных от непра́ведных). И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
32. Сбере́гший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбереже́т её.
Евангелие от Матфея, глава 18:
33. В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обрати́тесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умали́тся, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
34. Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего, если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово, если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
35. Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз.
Евангелие от Матфея, глава 19:
36. Иисус сказал ему (юноше): если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
Евангелие от Матфея, глава 22:
37. Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродиа́нами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать по́дать (налоги и сборы) кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится по́дать. Они принесли Ему дина́рий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: ке́саревы. Тогда говорит им: итак отдавайте ке́сарево ке́сарю, а Божие Богу.
38. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душе́ю твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки {тот Закон, который бесконечно усоверше́нствован светом Евангельских заповедей, а не тот ветхозаве́тный, который призывал иудеев любить, только своих единоплеме́нников: « Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего (т.е. только евреев), но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь Бог ваш». - Книга Левит – гл. 19 ст. 18 }.
Евангелие от Матфея, глава 24:
39. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там,- не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне",- не выходите; "вот, Он в потаенных комнатах",- не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп (умершее тело Иисуса Христа, которое не знало тле́ния и воскре́сло), там соберутся орлы (и будут питаться этим Животворя́щим телом в Таинстве Причаще́ния).
Евангелие от Луки, глава 3:
40. И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неиму́щему, и у кого есть пища, делай то же.
Евангелие от Луки, глава 6:
41. Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресы́щенные ныне! ибо вза́лчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо воспла́чете и возрыдаете.
42. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.
43. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.
44. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают (ветхозаветное добро).
45. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотвори́те, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагода́рным и злым.
Евангелие от Луки, глава 14:
46. Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.
47. Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздая́ния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.
48. …если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;
49. …и кто не несет креста своего (скорбей) и идёт за Мною, не может быть Моим учеником.
Евангелие от Луки, глава 17:
50. Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный же́рнов повесили ему на шею и бросили его в море, не́жели чтобы он соблазнил одного из малых сих.
51. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обрати́тся, и скажет: каюсь,- прости ему.
52. Так и вы, когда исполните всё пове́ленное вам (евангельские заповеди), говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.
Евангелие от Луки, глава 18:
53. Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не уныва́ть, …
Евангелие от Луки, глава 21:
54. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягча́лись объяде́нием и пьянством и заботами житейскими (суето́й), и чтобы день тот не пости́́г вас внезапно.
Евангелие от Иоанна, глава 14:
55. Если любите Меня, соблюди́те Мои заповеди.
Евангелие от Иоанна, глава 15:
56. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто поло́жит душу свою за друзей своих.
Евангельские заповеди в Посланиях Апостольских
Послание святого апостола Иакова глава 2:
57 . Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих,- то не пересу́живаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
Послание святого апостола Иакова глава 5:
58 . Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
1-е Послание святого апостола Петра, глава 2:
59. Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро,- ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей.
1-е Послание святого апостола Петра, глава 3:
60. Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плете́ние волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетле́нной красоте кро́ткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.
1-е Послание святого апостола Иоанна, глава 2:
61. Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: по́́хоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
1-е Послание святого апостола Иоанна, глава 3:
62. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.
63. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворя́ет от него сердце свое,- как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.
1-е Послание святого апостола Иоанна, глава 4:
64. Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
Послание к Римлянам святого апостола Павла, глава 12:
65. …утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;
66. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
67. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.
68. Не мсти́те за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмще́ние, Я возда́м, говорит Господь.
69. Итак, если враг твой го́лоден, накорми его; если жа́ждет, напо́й его: ибо, делая сие́, ты собере́шь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
Послание к Римлянам апостола Павла, глава 13:
70. Итак отдавайте всякому должное: кому по́дать, по́дать; кому обро́к, обро́к; кому страх, страх; кому честь, честь.
1-е Послание к Коринфянам апостола Павла, глава 5:
71. Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.
1-е Послание к Коринфянам апостола Павла, глава 7:
72. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
73. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,- если же разведется, то должна оставаться безбра́чною, или примири́ться с мужем своим,- и мужу не оставлять жены своей.
74. Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.
1-е Послание к Коринфянам апостола Павла, глава 9:
75. Так и Господь повелел пропове́дующим Евангелие жить от благовествования.
1-е Послание к Коринфянам апостола Павла, глава 11:
76. Всякий муж, молящийся или проро́чествующий с покрытою головою, постыжа́ет свою голову.
77. И всякая жена, молящаяся или проро́чествующая с открытою головою, постыжа́ет свою голову, ибо это то же, как если бы она была обри́тая.
1-е Послание к Коринфянам апостола Павла, глава 14:
78. Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?
1-е Послание к Коринфянам апостола Павла, глава 15:
79. Не обма́нывайтесь: худые сообщества развраща́ют добрые нравы.
Послание к Галатам апостола Павла, глава 6 :
80. Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.
Послание к Колоссянам апостола Павла, глава 3 :
81. Итак облеки́тесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, бла́гость, смиренному́дрие, кро́тость, долготерпе́ние, снисходя́ друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облеки́тесь в любовь, которая есть совоку́пность соверше́нств.
82. И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков.
1-е Послание к Тимофею апостола Павла, глава 2:
Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;…
1-е Послание к Тимофею апостола Павла, глава 4:
83. Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо теле́сное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетова́ние жизни настоящей и будущей. Слово сие верно и всякого принятия достойно.
1-е Послание к Тимофею апостола Павла, глава 5:
84. Старца не укоряй, но увещева́й, как отца; младших, как братьев;
85. Если же кто о своих и особенно о домашних не печё́тся, тот отрекся от веры и хуже неверного (см. Мф. гл.10 ст. 34-37: И враги человеку домашние его. Нет добродетели выше рассуждения. - прп. Антоний Великий).
1-е Послание к Тимофею апостола Павла, глава 6:
86. Имея пропита́ние и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и па́губу.
87. …ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому преда́вшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего́, а преуспева́й в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кро́тости.
2-е Послание к Тимофею апостола Павла, глава 2:
88. Итак, переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
2-е Послание к Тимофею апостола Павла, глава 3:
89. Да и все, желающие жить благочести́во во Христе Иисусе, будут гони́мы.
Послание к Титу апостола Павла, глава 3:
90. Еретика́, после первого и второго вразумления, отвраща́йся, зная, что таковой разврати́лся и грешит, будучи самоосужден.
Послание к Эфесянам апостола Павла, глава 4:
91. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
92. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;
Послание к Эфесянам апостола Павла, глава 5:
93. А блуд и всякая нечистота́ и любостяжа́ние не должны даже именоваться у вас, как прилично святым3.
94. И не упивайтесь вином, от которого бывает распу́тство; но исполняйтесь Духом, назида́я самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием.
95. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
96. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
Послание к Эфесянам апостола Павла, глава 6:
97. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.
1-е Послание к Фессалоникийцам апостола Павла, глава 5 :
98. Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоя́телей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.
99. Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчи́нных, утешайте малоду́шных, поддерживайте слабых, будьте долготерпели́вы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.
100. Всегда радуйтесь.
101. Непрестанно молитесь.
102. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
2-е Послание к Фессалоникийцам апостола Павла, глава 3:
103. Ибо когда мы были у вас, то завещева́ли вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
Послание к Евреям апостола Павла, глава 13:
104. Братолюбие между вами да пребывает.
105. Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.
106. Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.
107. Брак у всех да будет че́стен и ложе непоро́чно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.
108. Имейте нрав несребролюби́вый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя.
110. Поминайте наставников ваших, которые пропове́довали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
Евангельские заповеди в учении и жития́х святых Отцов.
Любовь, насажденная Богом в наше естество, повреждена падением и не может действовать правильно. Никак не попусти ей действовать! Действия ее лишены непорочности, мерзостны пред Богом как жертва оскверненная; плоды действий душепагубны, убийственны. Следующим образом возлюби ближнего: не гневайся и не памятозлобствуй на него; не позволяй себе говорить ближнему никаких укорительных, бранных, насмешливых, колких слов; сохраняй с ним мир по возможности своей; смиряйся пред ним; не мсти ему ни прямо, ни косвенно; во всем, в чем можно уступить ему, уступай; отучись от прекословия и спора, отвергни их как знамение гордыни и самолюбия; говори хорошо о злословящих тебя: плати добром за зло; молись за тех, которые устраивают тебе различные оскорбления, обиды, напасти, гонения (Мф.5:21–48). Никак, ни под каким предлогом, не осуждай никого, даже не суди ни о ком, хорош ли он или худ, имея пред глазами того одного худого человека, за которого ты должен отвечать пред Богом, – себя. Поступай относительно ближних так, как бы ты желал, чтоб было поступлено относительно тебя (Мф.7:1–12). Отпускай и прощай из глубины сердца человекам согрешения их против тебя, чтоб и Отец небесный простил тебе твои бесчисленные согрешения, твой страшный греховный долг, могущий тебя низвергнуть и заключить навечно в адские темницы (Мф.18:2335). – свт. Игнатий (Брянчанинов) - том 5 –глава 15.
Ощущение духовной (евангельской ) любви водило пером святого Иоанна Ле́ствичника, когда он сказал: «Любовь к Богу угаша́ет любовь к родителям и прочим близким по плоти; говорящий, что имеет ту и другую любовь, обольща́ет (обманывает) себя». – письма свт. Игнатия Брянчанинова – Письмо (3) к некоторой и́нокине, изменившей свое правило молитвенное большее на меньшее, но внима́тельное...
"Пристрастие к кому-нибудь из родственников или из посторонних весьма вредно; оно может мало-помалу привлечь нас к миру и совершенно погасить огонь нашего умиления. Как невозможно одним глазом смотреть на небо, а другим на землю: так невозможно не подвергнуться душевным бедствиям тому, кто мыслями и телом не устранился совершенно от своих родственников и не родственников"- преп. Иоанн Ле́ствичник- Слово 3-е.
Некогда правитель страны пожелал видеть авву Пи́мена, но старец не позволил видеть себя. Правитель после того взял сына сестры его, будто за какое преступление, и посадил в тюрьму, сказав: если хочет старец – пусть просит за него, я отпущу его. Сестра Пимена со слезами пришла к дверям кельи его, но старец ничего не отвечал ей. Она начала поносить его и взывала: медное сердце! сжалься надо мною - у меня один только сын и есть! Старец послал сказать ей: Пимен не родил детей. Сестра так и ушла от него. Правитель, узнав об этом, сказал: хотя бы он только словесно приказал мне, - и я бы отпустил его. Но старец отзывался так: исследуй по законам: если он достоин смерти, пусть умрет, а если нет, то делай, что хочешь. – Древний Патерик.
Мало быть добрым по естеству́, нужно быть добрым по Евангелию. - свт. Игнатий (Брянчани́нов)
"Возненавидим мнимые добрые дела, возникающие из лжеименного разума, из движений крови, из сердечных чувств как бы ни казались нам наши чувства и помышления возвышенными, непорочными, святыми. Эти дела способны лишь к развитию в нас пагубных самомнения, гордыни, самообольщения. Они не просвещают очей души, как просвещает их заповедь Господня; напротив того, они усиливают слепоту души, делают эту слепоту неисце́льною. Творящие их пойдут в вечную муку, как творящие добро естества падшего, добро всегда смешанное со злом, добро оскверненное , от которого Господь, как от сатанинской мерзости, отвращает Свои всесвяты́е взоры. Для совершения добрых дел падшего естества не нужно быть христианином: они принадлежат всему падшему человечеству. Там, где совершаются добрые дела падшего естества, при громе похвал от мира, исключен, отвергнут Спаситель мира. Дела веры, дела спасения, или, что то же, исполнение евангельских заповедей, принадлежат одним христианам". - свт. Игнатий (Брянчанинов) - том 2 - Слово о спасении и христианском совершенстве.
Не вспоминай о своих добрых делах, чтобы помнил о них Бог. - Свт. Иоанн Златоуст.
Но приступающему ко Господу надлежит, таким образом, прежде всего, даже против воли сердца, принужда́ть себя к добру, всегда с несомненною верою ожидая милости Господней; надлежит принуждать себя к любви, если кто не имеет любви; принуждать себя к кро́тости, если кто не имеет кро́тости; принуждать себя к тому, чтобы милосердным быть и иметь милостивое сердце; принуждать себя к тому, чтобы терпеть пренебрежение, и, когда пренебрегают, быть великодушным, когда уничижа́ют или бесче́стят, не приходить в негодование, по сказанному: не себе отмще́ние, возлюбленные (Рим. 12, 19); надлежит принуждать себя к молитве, если не имеет кто духовной молитвы. В таком случае Бог, видя, что человек столько подвизается и против воли сердца с усилием обуздывает себя, даст ему истинную духовную молитву, даст истинную любовь, истинную кротость, утробы щедрот, истинную доброту и, одним словом исполнит его духовного плода». - прп. Макарий Великий – «Духовные беседы»; беседа 19-я )
И все сии упомянутые художники (ученые, философы, ораторы, стихотворцы и т.п.), облада́емые поселившимся внутри их змием и не сознавая живущего в них греха, сделались пленниками и рабами лукавой силы и никакой не получили пользы от своего знания и искусства. – преп. Макарий Великий – Духовные беседы – беседа 45, раздед 2.
Не говори мне, что представляемое в театрах есть одно лицедейство. Лицедейство это многих сделало прелюбодеями и многие до́мы расстроило. О том-то и особенно скорблю, что в этом деле не подозревают худого, но такие развратные представления принимают с рукоплесканиями, с восклицаниями и громким смехом. – святитель Иоанн Златоуст – Толкование на Евангелие от Матфея – беседа 6 (8).
Отчего же, однако, иной богат? Теперь уже я скажу. Одни приобрели богатство по Божьему благодеянию (Иов многострадальный; царь Давид; праведный Иосиф.); другие же по попущению Божьему. Вот краткая и простая причина. Почему же, скажешь ты, Он делает богатым блудника, прелюбодея, сладострастника, и того, который злоупотребляет своим имением? Он не делает богатым, но только попускает быть богатым; а между деланием и попущением великое, даже бесконечное, различие. Почему же, однако, Он попускает? Потому, что не пришло еще время суда, чтобы каждый получил достойное. – свт. Иоанн златоуст – Толкование на Евангелие от Матфея – беседа 75.
Кто любит человеческую славу, тот не может быть свободен от страстей, но рвение и зависть обитают в нем. - прп. авва Исаия – Древний Патерик.
Употребляй самую простую и дешевую пищу… Не ешь до́сыта. – прп. Антоний Великий.
При насыщении тела (при вкушении пищи до сы́тости) сердце наше не может не порождать блудных ощущений (чувств), а ум – блудных помыслов и мечтаний. - свт. Игнатий (Брянчанинов) - том 2 – Слово о спасении и о христианском совершенстве (часть вторая)
Молящийся за врага будет незлопа́мятен.- прп. Авва Дорофей – Душеполезные поучения.
Каким средством можно получить исцеление от памятозлобия?- Молись от всего сердца о оскорбившем и говоря: «Боже помоги брату моему и мне молитв его ради». - прп. Марк Подвижник.
Приучи язык свой говорить: «Прости мне» и придет к тебе смирение. – прп. Антоний Великий.
Полагаю, что покаяние составляется из следующих трех добродетелей: из очищения помыслов, из непрестанной молитвы и из терпения находящих скорбей. Эти добродетели должны быть совершаемы не только явно, но и умным деланием ( посре́дством Иисусовой молитвы): этим добродетелям предназначено доставлять бесстрастие тем подвижникам, которые долговременным упражнением стя́жут навык в них. – прп. Марк Подвижник.
Вообще Бог установил, чтоб каждому делу, и доброму и злому, последовало естественно надлежащее возмездие (скорбь). Воздаяние не вымышля́ется при каждом случае, как думают некоторые не знающие закона духовного (все случающееся с нами не вымышля́ется Богом при каждом случае, а случается по установленному Богом духовному закону, т.е естественно). Ведая его отчасти, мы должны быть убеждены в том, что возненавидев кого-либо из единоверных как злого, и сами будем отвергнуты Богом, как злые; не приняв покаяния от ближнего, как от грешника, будем и сами отвергнуты, как грешники, не простив ближнему согрешений, ниже сами получим прощение. – прп. Марк Подвижник.
Господь являет милость Свою к рабам Своим не в земном благополучии, а в земных скорбях.- Свт. Игнатий (Брянчанинов).
Обвинение самих себя, а не кого другого в случающихся с нами скорбях доставляет нам великое благо, доставляет глубокое спокойствие и значительное преуспеяние. - прп. Марк Подвижник.
Если хочешь приносить Богу непогреши́тельное исповедание в грехах, то не поминай по виду грехопадений твоих, - мужественно терпи наводимые за них скорби.- прп. Марк Подвижник.
Благодарением (за скорбь) вводится в душу чудное спокойствие, вводится радость, несмотря на то, что отовсюду окружают скорби. - Творения св.свт.Игнатия (Брянчанинова).
Благие помышления полезны человеку во время искушения и уныния; во время молитвы они вредны. – прп. Марк Подвижник.
... молитвенное занятие. Ах! требует понуждения это занятие! Не любит преступник - ум наш - темницы молитвенной; ему нужна безумная свобода; с насилием надо влечь его в темницу, в узы; без того не укротится, не возвратится к здравому смыслу беснующийся. - Письма свт. Игнатия (Брянчанинова) - письмо 89
Самое трудное – молитва. Всякая добродетель от прохождения обращается в навык, а в молитве нужно понуждение до самой смерти. Ей противится наш ветхий человек, и враг особенно восстает на моля́щегося. - Преподобный Варсонофий Оптински.
Нет добродетели выше рассуждения. - прп. Антоний Великий.
Когда человек не ради́т о себе (не бо́рется со страстями), то чувствует себя другом Божьим, когда же очистится от страстей, то чувствует себя крайне отдаленным от Бога - преп. Исайя Нитрийский.
Мы удовольствовались здесь немногими выписками (святооте́ческими): их можно сделать несравненно больше; но это было бы повторением одного и того же учения в различной форме.- Свт. Игнатий (Брян
Евангельские заповеди.
Евангелие от Матфея, глава 5:
1.Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2.Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3.Блаженны кро́ткие, ибо они наследуют землю.
4.Блаженны а́лчущие и жа́ждущие правды, ибо они насы́тятся.
5.Блаженны ми́лостивые, ибо они поми́лованы будут.
6.Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога у́зрят.
7.Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8.Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9.Блаженны вы, когда будут поно́сить вас и гнать и всячески непра́ведно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
10. Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суд. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака́", подлежит синедрио́ну; а кто скажет: "безумный", подлежит гее́нне огненной.
11. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
12. Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделе́нием, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
13. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводну́ю. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодея́ния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
14. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
15. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
16. …и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно по́прище, иди с ним два.
17. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
18. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотвори́те ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных (добро евангельское).
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мы́тари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники (добро па́дшего человеческого естества прису́щее всем религиям – добро всегда сме́шанное со злом, от которого, после пришествия в мир Христа, с гневом отвраща́ется Господь)?
Евангелие от Матфея, глава 6:
19. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
20. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
20а. Молитесь же так: Отче наш…; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…; Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
21. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
22. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребля́ют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребля́ют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нераде́ть. Не можете служить Богу и маммо́не.
23. Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все прило́жится вам (1Тим. Гл.6, ст. 8-11: Имея пропита́ние и одежду, будем довольны тем). Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.
Евангелие от Матфея, глава 7:
24. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою ме́рою ме́рите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
25. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
26. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
27. Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
28. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
29. Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы проро́чествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
Евангелие от Матфея, глава 10:
30. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в гее́нне. Не две ли малые птицы продаются за асса́рий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены30; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
31. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее (чтобы отдели́ть пра́ведных от непра́ведных). И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
32. Сбере́гший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбереже́т её.
Евангелие от Матфея, глава 18:
33. В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обрати́тесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умали́тся, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
34. Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего, если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово, если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
35. Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз.
Евангелие от Матфея, глава 19:
36. Иисус сказал ему (юноше): если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
Евангелие от Матфея, глава 22:
37. Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродиа́нами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать по́дать (налоги и сборы) кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится по́дать. Они принесли Ему дина́рий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: ке́саревы. Тогда говорит им: итак отдавайте ке́сарево ке́сарю, а Божие Богу.
38. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душе́ю твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки {тот Закон, который бесконечно усоверше́нствован светом Евангельских заповедей, а не тот ветхозаве́тный, который призывал иудеев любить, только своих единоплеме́нников: « Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего (т.е. только евреев), но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь Бог ваш». - Книга Левит – гл. 19 ст. 18 }.
Евангелие от Матфея, глава 24:
39. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там,- не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне",- не выходите; "вот, Он в потаенных комнатах",- не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп (умершее тело Иисуса Христа, которое не знало тле́ния и воскре́сло), там соберутся орлы (и будут питаться этим Животворя́щим телом в Таинстве Причаще́ния).
Евангелие от Луки, глава 3:
40. И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неиму́щему, и у кого есть пища, делай то же.
Евангелие от Луки, глава 6:
41. Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресы́щенные ныне! ибо вза́лчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо воспла́чете и возрыдаете.
42. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.
43. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.
44. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают (ветхозаветное добро).
45. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотвори́те, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагода́рным и злым.
Евангелие от Луки, глава 14:
46. Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.
47. Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздая́ния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.
48. …если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;
49. …и кто не несет креста своего (скорбей) и идёт за Мною, не может быть Моим учеником.
Евангелие от Луки, глава 17:
50. Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный же́рнов повесили ему на шею и бросили его в море, не́жели чтобы он соблазнил одного из малых сих.
51. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обрати́тся, и скажет: каюсь,- прости ему.
52. Так и вы, когда исполните всё пове́ленное вам (евангельские заповеди), говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.
Евангелие от Луки, глава 18:
53. Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не уныва́ть, …
Евангелие от Луки, глава 21:
54. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягча́лись объяде́нием и пьянством и заботами житейскими (суето́й), и чтобы день тот не пости́́г вас внезапно.
Евангелие от Иоанна, глава 14:
55. Если любите Меня, соблюди́те Мои заповеди.
Евангелие от Иоанна, глава 15:
56. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто поло́жит душу свою за друзей своих.
Евангельские заповеди в Посланиях Апостольских
Послание святого апостола Иакова глава 2:
57 . Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих,- то не пересу́живаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
Послание святого апостола Иакова глава 5:
58 . Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
1-е Послание святого апостола Петра, глава 2:
59. Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро,- ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей.
1-е Послание святого апостола Петра, глава 3:
60. Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плете́ние волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетле́нной красоте кро́ткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.
1-е Послание святого апостола Иоанна, глава 2:
61. Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: по́́хоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
1-е Послание святого апостола Иоанна, глава 3:
62. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.
63. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворя́ет от него сердце свое,- как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.
1-е Послание святого апостола Иоанна, глава 4:
64. Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
Послание к Римлянам святого апостола Павла, глава 12:
65. …утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;
66. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
67. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.
68. Не мсти́те за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмще́ние, Я возда́м, говорит Господь.
69. Итак, если враг твой го́лоден, накорми его; если жа́ждет, напо́й его: ибо, делая сие́, ты собере́шь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
Послание к Римлянам апостола Павла, глава 13:
70. Итак отдавайте всякому должное: кому по́дать, по́дать; кому обро́к, обро́к; кому страх, страх; кому честь, честь.
1-е Послание к Коринфянам апостола Павла, глава 5:
71. Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.
1-е Послание к Коринфянам апостола Павла, глава 7:
72. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
73. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,- если же разведется, то должна оставаться безбра́чною, или примири́ться с мужем своим,- и мужу не оставлять жены своей.
74. Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.
1-е Послание к Коринфянам апостола Павла, глава 9:
75. Так и Господь повелел пропове́дующим Евангелие жить от благовествования.
1-е Послание к Коринфянам апостола Павла, глава 11:
76. Всякий муж, молящийся или проро́чествующий с покрытою головою, постыжа́ет свою голову.
77. И всякая жена, молящаяся или проро́чествующая с открытою головою, постыжа́ет свою голову, ибо это то же, как если бы она была обри́тая.
1-е Послание к Коринфянам апостола Павла, глава 14:
78. Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?
1-е Послание к Коринфянам апостола Павла, глава 15:
79. Не обма́нывайтесь: худые сообщества развраща́ют добрые нравы.
Послание к Галатам апостола Павла, глава 6 :
80. Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.
Послание к Колоссянам апостола Павла, глава 3 :
81. Итак облеки́тесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, бла́гость, смиренному́дрие, кро́тость, долготерпе́ние, снисходя́ друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облеки́тесь в любовь, которая есть совоку́пность соверше́нств.
82. И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков.
1-е Послание к Тимофею апостола Павла, глава 2:
Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;…
1-е Послание к Тимофею апостола Павла, глава 4:
83. Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо теле́сное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетова́ние жизни настоящей и будущей. Слово сие верно и всякого принятия достойно.
1-е Послание к Тимофею апостола Павла, глава 5:
84. Старца не укоряй, но увещева́й, как отца; младших, как братьев;
85. Если же кто о своих и особенно о домашних не печё́тся, тот отрекся от веры и хуже неверного (см. Мф. гл.10 ст. 34-37: И враги человеку домашние его. Нет добродетели выше рассуждения. - прп. Антоний Великий).
1-е Послание к Тимофею апостола Павла, глава 6:
86. Имея пропита́ние и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и па́губу.
87. …ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому преда́вшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего́, а преуспева́й в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кро́тости.
2-е Послание к Тимофею апостола Павла, глава 2:
88. Итак, переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
2-е Послание к Тимофею апостола Павла, глава 3:
89. Да и все, желающие жить благочести́во во Христе Иисусе, будут гони́мы.
Послание к Титу апостола Павла, глава 3:
90. Еретика́, после первого и второго вразумления, отвраща́йся, зная, что таковой разврати́лся и грешит, будучи самоосужден.
Послание к Эфесянам апостола Павла, глава 4:
91. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
92. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;
Послание к Эфесянам апостола Павла, глава 5:
93. А блуд и всякая нечистота́ и любостяжа́ние не должны даже именоваться у вас, как прилично святым3.
94. И не упивайтесь вином, от которого бывает распу́тство; но исполняйтесь Духом, назида́я самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием.
95. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
96. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
Послание к Эфесянам апостола Павла, глава 6:
97. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.
1-е Послание к Фессалоникийцам апостола Павла, глава 5 :
98. Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоя́телей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.
99. Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчи́нных, утешайте малоду́шных, поддерживайте слабых, будьте долготерпели́вы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.
100. Всегда радуйтесь.
101. Непрестанно молитесь.
102. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
2-е Послание к Фессалоникийцам апостола Павла, глава 3:
103. Ибо когда мы были у вас, то завещева́ли вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
Послание к Евреям апостола Павла, глава 13:
104. Братолюбие между вами да пребывает.
105. Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.
106. Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.
107. Брак у всех да будет че́стен и ложе непоро́чно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.
108. Имейте нрав несребролюби́вый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя.
110. Поминайте наставников ваших, которые пропове́довали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
Евангельские заповеди в учении и жития́х святых Отцов.
Любовь, насажденная Богом в наше естество, повреждена падением и не может действовать правильно. Никак не попусти ей действовать! Действия ее лишены непорочности, мерзостны пред Богом как жертва оскверненная; плоды действий душепагубны, убийственны. Следующим образом возлюби ближнего: не гневайся и не памятозлобствуй на него; не позволяй себе говорить ближнему никаких укорительных, бранных, насмешливых, колких слов; сохраняй с ним мир по возможности своей; смиряйся пред ним; не мсти ему ни прямо, ни косвенно; во всем, в чем можно уступить ему, уступай; отучись от прекословия и спора, отвергни их как знамение гордыни и самолюбия; говори хорошо о злословящих тебя: плати добром за зло; молись за тех, которые устраивают тебе различные оскорбления, обиды, напасти, гонения (Мф.5:21–48). Никак, ни под каким предлогом, не осуждай никого, даже не суди ни о ком, хорош ли он или худ, имея пред глазами того одного худого человека, за которого ты должен отвечать пред Богом, – себя. Поступай относительно ближних так, как бы ты желал, чтоб было поступлено относительно тебя (Мф.7:1–12). Отпускай и прощай из глубины сердца человекам согрешения их против тебя, чтоб и Отец небесный простил тебе твои бесчисленные согрешения, твой страшный греховный долг, могущий тебя низвергнуть и заключить навечно в адские темницы (Мф.18:2335). – свт. Игнатий (Брянчанинов) - том 5 –глава 15.
Ощущение духовной (евангельской ) любви водило пером святого Иоанна Ле́ствичника, когда он сказал: «Любовь к Богу угаша́ет любовь к родителям и прочим близким по плоти; говорящий, что имеет ту и другую любовь, обольща́ет (обманывает) себя». – письма свт. Игнатия Брянчанинова – Письмо (3) к некоторой и́нокине, изменившей свое правило молитвенное большее на меньшее, но внима́тельное...
"Пристрастие к кому-нибудь из родственников или из посторонних весьма вредно; оно может мало-помалу привлечь нас к миру и совершенно погасить огонь нашего умиления. Как невозможно одним глазом смотреть на небо, а другим на землю: так невозможно не подвергнуться душевным бедствиям тому, кто мыслями и телом не устранился совершенно от своих родственников и не родственников"- преп. Иоанн Ле́ствичник- Слово 3-е.
Некогда правитель страны пожелал видеть авву Пи́мена, но старец не позволил видеть себя. Правитель после того взял сына сестры его, будто за какое преступление, и посадил в тюрьму, сказав: если хочет старец – пусть просит за него, я отпущу его. Сестра Пимена со слезами пришла к дверям кельи его, но старец ничего не отвечал ей. Она начала поносить его и взывала: медное сердце! сжалься надо мною - у меня один только сын и есть! Старец послал сказать ей: Пимен не родил детей. Сестра так и ушла от него. Правитель, узнав об этом, сказал: хотя бы он только словесно приказал мне, - и я бы отпустил его. Но старец отзывался так: исследуй по законам: если он достоин смерти, пусть умрет, а если нет, то делай, что хочешь. – Древний Патерик.
Мало быть добрым по естеству́, нужно быть добрым по Евангелию. - свт. Игнатий (Брянчани́нов)
"Возненавидим мнимые добрые дела, возникающие из лжеименного разума, из движений крови, из сердечных чувств как бы ни казались нам наши чувства и помышления возвышенными, непорочными, святыми. Эти дела способны лишь к развитию в нас пагубных самомнения, гордыни, самообольщения. Они не просвещают очей души, как просвещает их заповедь Господня; напротив того, они усиливают слепоту души, делают эту слепоту неисце́льною. Творящие их пойдут в вечную муку, как творящие добро естества падшего, добро всегда смешанное со злом, добро оскверненное , от которого Господь, как от сатанинской мерзости, отвращает Свои всесвяты́е взоры. Для совершения добрых дел падшего естества не нужно быть христианином: они принадлежат всему падшему человечеству. Там, где совершаются добрые дела падшего естества, при громе похвал от мира, исключен, отвергнут Спаситель мира. Дела веры, дела спасения, или, что то же, исполнение евангельских заповедей, принадлежат одним христианам". - свт. Игнатий (Брянчанинов) - том 2 - Слово о спасении и христианском совершенстве.
Не вспоминай о своих добрых делах, чтобы помнил о них Бог. - Свт. Иоанн Златоуст.
Но приступающему ко Господу надлежит, таким образом, прежде всего, даже против воли сердца, принужда́ть себя к добру, всегда с несомненною верою ожидая милости Господней; надлежит принуждать себя к любви, если кто не имеет любви; принуждать себя к кро́тости, если кто не имеет кро́тости; принуждать себя к тому, чтобы милосердным быть и иметь милостивое сердце; принуждать себя к тому, чтобы терпеть пренебрежение, и, когда пренебрегают, быть великодушным, когда уничижа́ют или бесче́стят, не приходить в негодование, по сказанному: не себе отмще́ние, возлюбленные (Рим. 12, 19); надлежит принуждать себя к молитве, если не имеет кто духовной молитвы. В таком случае Бог, видя, что человек столько подвизается и против воли сердца с усилием обуздывает себя, даст ему истинную духовную молитву, даст истинную любовь, истинную кротость, утробы щедрот, истинную доброту и, одним словом исполнит его духовного плода». - прп. Макарий Великий – «Духовные беседы»; беседа 19-я )
И все сии упомянутые художники (ученые, философы, ораторы, стихотворцы и т.п.), облада́емые поселившимся внутри их змием и не сознавая живущего в них греха, сделались пленниками и рабами лукавой силы и никакой не получили пользы от своего знания и искусства. – преп. Макарий Великий – Духовные беседы – беседа 45, раздед 2.
Не говори мне, что представляемое в театрах есть одно лицедейство. Лицедейство это многих сделало прелюбодеями и многие до́мы расстроило. О том-то и особенно скорблю, что в этом деле не подозревают худого, но такие развратные представления принимают с рукоплесканиями, с восклицаниями и громким смехом. – святитель Иоанн Златоуст – Толкование на Евангелие от Матфея – беседа 6 (8).
Отчего же, однако, иной богат? Теперь уже я скажу. Одни приобрели богатство по Божьему благодеянию (Иов многострадальный; царь Давид; праведный Иосиф.); другие же по попущению Божьему. Вот краткая и простая причина. Почему же, скажешь ты, Он делает богатым блудника, прелюбодея, сладострастника, и того, который злоупотребляет своим имением? Он не делает богатым, но только попускает быть богатым; а между деланием и попущением великое, даже бесконечное, различие. Почему же, однако, Он попускает? Потому, что не пришло еще время суда, чтобы каждый получил достойное. – свт. Иоанн златоуст – Толкование на Евангелие от Матфея – беседа 75.
Кто любит человеческую славу, тот не может быть свободен от страстей, но рвение и зависть обитают в нем. - прп. авва Исаия – Древний Патерик.
Употребляй самую простую и дешевую пищу… Не ешь до́сыта. – прп. Антоний Великий.
При насыщении тела (при вкушении пищи до сы́тости) сердце наше не может не порождать блудных ощущений (чувств), а ум – блудных помыслов и мечтаний. - свт. Игнатий (Брянчанинов) - том 2 – Слово о спасении и о христианском совершенстве (часть вторая)
Молящийся за врага будет незлопа́мятен.- прп. Авва Дорофей – Душеполезные поучения.
Каким средством можно получить исцеление от памятозлобия?- Молись от всего сердца о оскорбившем и говоря: «Боже помоги брату моему и мне молитв его ради». - прп. Марк Подвижник.
Приучи язык свой говорить: «Прости мне» и придет к тебе смирение. – прп. Антоний Великий.
Полагаю, что покаяние составляется из следующих трех добродетелей: из очищения помыслов, из непрестанной молитвы и из терпения находящих скорбей. Эти добродетели должны быть совершаемы не только явно, но и умным деланием ( посре́дством Иисусовой молитвы): этим добродетелям предназначено доставлять бесстрастие тем подвижникам, которые долговременным упражнением стя́жут навык в них. – прп. Марк Подвижник.
Вообще Бог установил, чтоб каждому делу, и доброму и злому, последовало естественно надлежащее возмездие (скорбь). Воздаяние не вымышля́ется при каждом случае, как думают некоторые не знающие закона духовного (все случающееся с нами не вымышля́ется Богом при каждом случае, а случается по установленному Богом духовному закону, т.е естественно). Ведая его отчасти, мы должны быть убеждены в том, что возненавидев кого-либо из единоверных как злого, и сами будем отвергнуты Богом, как злые; не приняв покаяния от ближнего, как от грешника, будем и сами отвергнуты, как грешники, не простив ближнему согрешений, ниже сами получим прощение. – прп. Марк Подвижник.
Господь являет милость Свою к рабам Своим не в земном благополучии, а в земных скорбях.- Свт. Игнатий (Брянчанинов).
Обвинение самих себя, а не кого другого в случающихся с нами скорбях доставляет нам великое благо, доставляет глубокое спокойствие и значительное преуспеяние. - прп. Марк Подвижник.
Если хочешь приносить Богу непогреши́тельное исповедание в грехах, то не поминай по виду грехопадений твоих, - мужественно терпи наводимые за них скорби.- прп. Марк Подвижник.
Благодарением (за скорбь) вводится в душу чудное спокойствие, вводится радость, несмотря на то, что отовсюду окружают скорби. - Творения св.свт.Игнатия (Брянчанинова).
Благие помышления полезны человеку во время искушения и уныния; во время молитвы они вредны. – прп. Марк Подвижник.
... молитвенное занятие. Ах! требует понуждения это занятие! Не любит преступник - ум наш - темницы молитвенной; ему нужна безумная свобода; с насилием надо влечь его в темницу, в узы; без того не укротится, не возвратится к здравому смыслу беснующийся. - Письма свт. Игнатия (Брянчанинова) - письмо 89
Самое трудное – молитва. Всякая добродетель от прохождения обращается в навык, а в молитве нужно понуждение до самой смерти. Ей противится наш ветхий человек, и враг особенно восстает на моля́щегося. - Преподобный Варсонофий Оптински.
Нет добродетели выше рассуждения. - прп. Антоний Великий.
Когда человек не ради́т о себе (не бо́рется со страстями), то чувствует себя другом Божьим, когда же очистится от страстей, то чувствует себя крайне отдаленным от Бога - преп. Исайя Нитрийский.
Мы удовольствовались здесь немногими выписками (святооте́ческими): их можно сделать несравненно больше; но это было бы повторением одного и того же учения в различной форме.- Свт. Игнатий (Брян
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!