Виды греха и свободы в Православии.
Автор
|
Опубликовано: 63 дня назад (4 октября 2024)
Блог: Блог клуба - Пилигрим
|
0 Голосов: 0 |
Виды греха и свободы в Православии.
I. ВИДЫ ГРЕХА:
Личный грех.
Личный грех – это преступление заповедей Божьих. Он напрямую зависит от нашей воли. Каждый человек несёт ответственность только за свой личный грех. Адам и Ева первыми совершили грех, уклони́в свою волю во зло. Преступив заповедь послуша́ния воле Божьей, отпали от Бога. Этот первый грех имел естественным следствием повреждение человеческой природы. Повредился душевный и телесный состав человека. К его естеству примешалось зло, соде́лав природу человека удобопрекло́нной ко греху. Человек стал стра́стным, тле́нным и смертным. В результате отпадения от Бога к приро́дному добру человека непреста́нно приме́шивается зло. Следовательно, даже то добро, которое человек пытается осуществить в своей жизни является осквернённым, ни на что него́дным.
«Отделение собственными усилиями привше́дшего зла от природного добра соде́лалось для человека невозможным. Зло проникло в самое начало человека; человек зачина́ется в беззако́ниях, рождается во грехах. С самого рождения своего человек не имеет ни одного дела, ни одного слова, ни одного помышления, ни одного чувствования, ни́же (даже) на кратчайшую минуту, в которых бы добро было без большей или меньшей примеси зла (греха)». – святитель Игнатий (Брянчанинов) – 2-й том.
«Первым признаком начинающегося здравия души является ви́дение грехов своих бесчисленных, как песок морской» - преподобный Иоанн Домаски́н.
Повреждение человеческой природы не есть грех в прямом смысле слова, это повреждение является лишь следствием личного греха Адама. Удобопрекло́нность ко греху так же ещё не грех. Грехом называется искажение естественных потребностей человека, возникших после грехопаде́ния. Радоваться не грех, грех завидовать; пита́ть свое тело не грех, грех пресыща́ться; пить вино не грех, грех напиваться; вступать в брак не грех, грех прелюбоде́йствовать. Адам и его потомки не устояли и преступили ту черту естественных человеческих потребностей, за которой грех взял власть над родом человеческим.
«Разнородные части, составляющие существо мое – ум, сердце и тело – рассечены́́, разъединены́, действуют разногла́сно, противодействуют одна другой; тогда только действуют в минутном, богопроти́вном согласии, когда работают греху…». – святитель Игнатий (Брянчанинов) – том 2-й.
Родовой грех.
Родовой грех – это дурные наклонности (тщеславие, зависть, хвастовство, любопытство, корыстолю́бие и т.п.), передающиеся по роду от родителей к детям. Как наследственные теле́сные и психические болезни передаются по роду, точно также передаются и духовные. Не пови́нны в этом рождающиеся, но рождаются заражёнными той или иной греховной страстью. Родовой грех – не злой рок, потому что Бог наделил человека великим даром, свободной волей.
Что же такое грех?
Грех - это рана наносимая человеком своей душе. На этом настаивает только Православие. Любая рана в зависимости от её тяжести рано или поздно даст о себе знать. Некоторые душевные раны бывают смертельными, такие раны именуются сме́ртными грехами. Когда случаются в судьбе человека тяжелые скорби или жизненные траге́дии, не следует искать виноватых, нужно обратить свой взор на себя. Никто кроме нас не виноват в наших скорбя́х и траге́диях. Те, через кого приходят к нам скорби и искуше́ния, только слепые орудия в руках Божьих, которые также дадут ответ за свои злые дея́ния. Кроме физических законов, которые мы изучаем в школах, есть законы духовные, которые гораздо выше физических и которые практически нигде не изучают.
Бог есть Любовь и закон любви. И чем больше человек преступает этот закон, тем больше калечит свою природу, тем большую рану наносит своей душе. Бог никого не наказывает. Совершая грех, человек наказывает себя. В противодействие греху Бог дал нам евангельские заповеди. Заповедь – это не приказ Бога, не юридический закон, а предупреждение любящего Отца. Понужда́я себя к исполнению заповедей мы соединяемся с Духом Божьим, противодействуя закону любви соединяемся с демонами - мучителями.
«Вообще Бог установил, чтоб каждому делу, и доброму и злому, последовало естественно надлежащее возме́здие. Воздая́ние не вымышля́ется при каждом случае, как думают некоторые не знающие закона духовного (все случающееся с нами не вымышляется Богом при каждом случае, а случается по установленному Богом духовному закону, т.е естественно). Ве́дая его отча́сти, мы должны быть убеждены в том, что возненавидев кого-либо из единове́рных как злого, и сами будем отвергнуты Богом, как злые; не приняв покая́ния от ближнего, как от грешника, будем и сами отвергнуты, как грешники, не простив ближнему согрешений, сами не получим прощение». - преподобный Марк Подвижник.
«А попробуй, поживи внимательно хоть один день, понаблюдай за собой. Кто ты есть по отношению к людям? Сначала узнай себя, потом попробуй пожить, сопротивляясь греху. Узнаешь, как это трудно; а узнав, научишься снисхожде́нию к не́мощам человеческим и не будешь никого осуждать» - архимандрит Иоанн Крестьянкин, человек святой жизни.
«Ты обманываешься, если считаешь, что любовь к человеку – в потака́нии его грехам и страстям́. Тогда ты любишь его смерть, а не его самого». – преподобный Иусти́н (Попович).
«Путь христианский очень трудный. Потому-то и мало христиан настоящих, и всегда было мало. Но Христос сказал: «Не бойся ма́лое стадо!». Бояться нечего, если с нами Господь. Бояться нужно только двух вещей: Бога и греха». – протоиерей Дмитрий Смирнов, человек святой жизни.
I. СТЕПЕНИ СВОБОДЫ В ПРАВОСЛАВИИ:
Свобода и произвол.
Христианство в отличии от атеи́зма утверждает, что смыслом нашей жизни может быть только вечная жизнь. Оно утверждает, что с телесной смертью наша жизнь не прекращается, а продолжается, и в эту жизнь переходят и наши неизжи́тые страсти. Страсть в переводе с церковно-славянского языка означает страдание. Значит смыслом нашей жизни является борьба с греховными страстя́ми и достижение возможного для нас безстра́стия. Что же такое безстра́стие? Безстра́стие – есть свобода от страданий, свобода от греха или другими словами – чистота души. Безстра́стие - это не безчу́вствие, безстра́стие - это здра́вие естества (природы). Примеры безстра́стия и стра́сти: здоровый человек и ра́ковый больной, трезвенник и пьяница; здоровый зуб и зубная боль, радость и зависть, милосердие и жадность, любовь и ненависть и т.п.). Человек одержи́мый греховными страстями по определению не может быть счастливым.
Что же такое свобода и чем она отличается от произво́ла? Свобода и произво́л – антипо́ды. Различают три степени свободы:
Социальная свобода или права человека.
Сюда отно́сится: свобода вероиспове́дания, свобода слова, свобода печати, право на труд, право на отдых, право на образование и другие свободы, связанные с так называемыми правами человека. Эту степень свободы като́лики, протеста́нты, либералы и весь западный мир ставят на первое место. Именно свобода реализации своих прав, независимо от их духовного содержания, и породили тот материализм и нравственную распущенность, которая царит на «просвещённом» Западе. А с падением «железного занавеса» и в нашей стране. Христианство не против различных свобод связанных с правами человека, но оно утверждает, что эти внешние свободы нельзя ставить во главу угла, что внешние свободы без внутренней духовной свободы разлагают душу человека, развращают её. Яркими примерами правоты православия являются дела западного католи́ческого и протеста́нтского мира: свободная продажа оружия и связанные с этим трагедии; права детей против их родителей; насильственная пропаганда гомосексуали́зма, скотоло́жства, педофили́и и смены пола; право на однополые браки; женское священство и т.д. А к чему привела человечество свобода научной мысли неограни́ченная никакими рамками? Она привела его к экологической катастрофе, истощению природных и биологических ресурсов, цифровому рабству, полной нравственной распущенности и вымиранию «просвещённых» народов.
По слову русского писателя и мыслителя XIX века И. С. Аксакова, «… прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов, становится регрессом; цивилиза́ция завершается одича́нием; свобода — деспотиз́мом (произво́лом) и рабством. Совле́кши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечёт (уже совлекает с себя) и образ человеческий, и возревну́ет об образе звери́ном».
«Либералы пишут о нашем народе: Дик и невежественен. Не чета европейскому... Да наш народ — святой! То, что для нас сме́ртный грех — для них привычка! И эту цивилизацию они (либералы и западники) хотят перенести к нам. Начинается она с рабского подража́ния, а кончается содо́мским грехом». – Ф.М. Достоевский.
Свобода воли
Свобода воли – это свобода избрания каждым человеком добра или зла. Эта степень свободы присуща каждому человеку, является неотъемлемой частью его природы и коренным образом отличает человека от живо́тного. К этой свободе не может прикоснуться и Сам Бог. Адам пал, человек познал добро и зло, и теперь вы́нужден выбирать. Никто не может запретить человеку свободно выбирать между добром и злом. Сам Бог не ограничивает и не может ограничить человека в свободе выбора. В результате отпадения от Бога, от источника всякого блага, в человеке к его приро́дному добру непреста́нно стало приме́шиваться зло, вследствие чего даже то добро, которое человек пытается осуществить в своей жизни является осквернённым, ни на что него́дным. И невозможно человеку только своими силами освободиться от этого зла. Здесь нужен Спаситель – Бог. Но и Бог не может исцелить человека без желания самого человека. Требуется сорабо́тничество.
Духовная (внутренняя) свобода.
Духовная свобода – это свобода от греха, свобода от страсте́й или иными словами непреста́нное и ве́чное блаже́нство. Вот та свобода, которую Православие ставит на высшую ступень совершенства, обретая которую мы становимся подобными Богу. Высшая степень духовной свободы – когда человек становится не способным грешить. Возможно ли это? Возможно. Мы знаем, что даже в нашем па́дшем состоянии есть люди, которые ни при каких обстоятельствах не способны украсть, они предпочту́т голодную смерть. Еще больше людей, которые не способны убить. Что же это за люди? Это люди, которые понужда́ют себя к ограничению своей «свободы» творить грех, идти против своей совести. Высшая степень свободы - это уте́ря человеком способности выбирать между добром и злом, а окончательно и наве́чно, актом своей свободой воли избрать добро. Бог не выбирает между добром и злом, Бог не спосо́бен на зло.
«Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» - 2-е послание Коринфянам, гл. 3, ст. 17 – ап. Павел
«Зло не от природы (сущности человека), а от воли (поврежденной воли человека)» – святитель Иоанн Златоуст.
«Делающий грех, раб есть греха» - Евангелие.
Почему же Бог сразу не сотворил человека неспосо́бным грешить? Потому, что тогда человек утерял бы свободу воли, свободу выбора и уподобился театральной ку́кле или живо́тному. Человек должен выбрать абсолютную свободу (неспосо́бность грешить) – свобо́дно.
I. ВИДЫ ГРЕХА:
Личный грех.
Личный грех – это преступление заповедей Божьих. Он напрямую зависит от нашей воли. Каждый человек несёт ответственность только за свой личный грех. Адам и Ева первыми совершили грех, уклони́в свою волю во зло. Преступив заповедь послуша́ния воле Божьей, отпали от Бога. Этот первый грех имел естественным следствием повреждение человеческой природы. Повредился душевный и телесный состав человека. К его естеству примешалось зло, соде́лав природу человека удобопрекло́нной ко греху. Человек стал стра́стным, тле́нным и смертным. В результате отпадения от Бога к приро́дному добру человека непреста́нно приме́шивается зло. Следовательно, даже то добро, которое человек пытается осуществить в своей жизни является осквернённым, ни на что него́дным.
«Отделение собственными усилиями привше́дшего зла от природного добра соде́лалось для человека невозможным. Зло проникло в самое начало человека; человек зачина́ется в беззако́ниях, рождается во грехах. С самого рождения своего человек не имеет ни одного дела, ни одного слова, ни одного помышления, ни одного чувствования, ни́же (даже) на кратчайшую минуту, в которых бы добро было без большей или меньшей примеси зла (греха)». – святитель Игнатий (Брянчанинов) – 2-й том.
«Первым признаком начинающегося здравия души является ви́дение грехов своих бесчисленных, как песок морской» - преподобный Иоанн Домаски́н.
Повреждение человеческой природы не есть грех в прямом смысле слова, это повреждение является лишь следствием личного греха Адама. Удобопрекло́нность ко греху так же ещё не грех. Грехом называется искажение естественных потребностей человека, возникших после грехопаде́ния. Радоваться не грех, грех завидовать; пита́ть свое тело не грех, грех пресыща́ться; пить вино не грех, грех напиваться; вступать в брак не грех, грех прелюбоде́йствовать. Адам и его потомки не устояли и преступили ту черту естественных человеческих потребностей, за которой грех взял власть над родом человеческим.
«Разнородные части, составляющие существо мое – ум, сердце и тело – рассечены́́, разъединены́, действуют разногла́сно, противодействуют одна другой; тогда только действуют в минутном, богопроти́вном согласии, когда работают греху…». – святитель Игнатий (Брянчанинов) – том 2-й.
Родовой грех.
Родовой грех – это дурные наклонности (тщеславие, зависть, хвастовство, любопытство, корыстолю́бие и т.п.), передающиеся по роду от родителей к детям. Как наследственные теле́сные и психические болезни передаются по роду, точно также передаются и духовные. Не пови́нны в этом рождающиеся, но рождаются заражёнными той или иной греховной страстью. Родовой грех – не злой рок, потому что Бог наделил человека великим даром, свободной волей.
Что же такое грех?
Грех - это рана наносимая человеком своей душе. На этом настаивает только Православие. Любая рана в зависимости от её тяжести рано или поздно даст о себе знать. Некоторые душевные раны бывают смертельными, такие раны именуются сме́ртными грехами. Когда случаются в судьбе человека тяжелые скорби или жизненные траге́дии, не следует искать виноватых, нужно обратить свой взор на себя. Никто кроме нас не виноват в наших скорбя́х и траге́диях. Те, через кого приходят к нам скорби и искуше́ния, только слепые орудия в руках Божьих, которые также дадут ответ за свои злые дея́ния. Кроме физических законов, которые мы изучаем в школах, есть законы духовные, которые гораздо выше физических и которые практически нигде не изучают.
Бог есть Любовь и закон любви. И чем больше человек преступает этот закон, тем больше калечит свою природу, тем большую рану наносит своей душе. Бог никого не наказывает. Совершая грех, человек наказывает себя. В противодействие греху Бог дал нам евангельские заповеди. Заповедь – это не приказ Бога, не юридический закон, а предупреждение любящего Отца. Понужда́я себя к исполнению заповедей мы соединяемся с Духом Божьим, противодействуя закону любви соединяемся с демонами - мучителями.
«Вообще Бог установил, чтоб каждому делу, и доброму и злому, последовало естественно надлежащее возме́здие. Воздая́ние не вымышля́ется при каждом случае, как думают некоторые не знающие закона духовного (все случающееся с нами не вымышляется Богом при каждом случае, а случается по установленному Богом духовному закону, т.е естественно). Ве́дая его отча́сти, мы должны быть убеждены в том, что возненавидев кого-либо из единове́рных как злого, и сами будем отвергнуты Богом, как злые; не приняв покая́ния от ближнего, как от грешника, будем и сами отвергнуты, как грешники, не простив ближнему согрешений, сами не получим прощение». - преподобный Марк Подвижник.
«А попробуй, поживи внимательно хоть один день, понаблюдай за собой. Кто ты есть по отношению к людям? Сначала узнай себя, потом попробуй пожить, сопротивляясь греху. Узнаешь, как это трудно; а узнав, научишься снисхожде́нию к не́мощам человеческим и не будешь никого осуждать» - архимандрит Иоанн Крестьянкин, человек святой жизни.
«Ты обманываешься, если считаешь, что любовь к человеку – в потака́нии его грехам и страстям́. Тогда ты любишь его смерть, а не его самого». – преподобный Иусти́н (Попович).
«Путь христианский очень трудный. Потому-то и мало христиан настоящих, и всегда было мало. Но Христос сказал: «Не бойся ма́лое стадо!». Бояться нечего, если с нами Господь. Бояться нужно только двух вещей: Бога и греха». – протоиерей Дмитрий Смирнов, человек святой жизни.
I. СТЕПЕНИ СВОБОДЫ В ПРАВОСЛАВИИ:
Свобода и произвол.
Христианство в отличии от атеи́зма утверждает, что смыслом нашей жизни может быть только вечная жизнь. Оно утверждает, что с телесной смертью наша жизнь не прекращается, а продолжается, и в эту жизнь переходят и наши неизжи́тые страсти. Страсть в переводе с церковно-славянского языка означает страдание. Значит смыслом нашей жизни является борьба с греховными страстя́ми и достижение возможного для нас безстра́стия. Что же такое безстра́стие? Безстра́стие – есть свобода от страданий, свобода от греха или другими словами – чистота души. Безстра́стие - это не безчу́вствие, безстра́стие - это здра́вие естества (природы). Примеры безстра́стия и стра́сти: здоровый человек и ра́ковый больной, трезвенник и пьяница; здоровый зуб и зубная боль, радость и зависть, милосердие и жадность, любовь и ненависть и т.п.). Человек одержи́мый греховными страстями по определению не может быть счастливым.
Что же такое свобода и чем она отличается от произво́ла? Свобода и произво́л – антипо́ды. Различают три степени свободы:
Социальная свобода или права человека.
Сюда отно́сится: свобода вероиспове́дания, свобода слова, свобода печати, право на труд, право на отдых, право на образование и другие свободы, связанные с так называемыми правами человека. Эту степень свободы като́лики, протеста́нты, либералы и весь западный мир ставят на первое место. Именно свобода реализации своих прав, независимо от их духовного содержания, и породили тот материализм и нравственную распущенность, которая царит на «просвещённом» Западе. А с падением «железного занавеса» и в нашей стране. Христианство не против различных свобод связанных с правами человека, но оно утверждает, что эти внешние свободы нельзя ставить во главу угла, что внешние свободы без внутренней духовной свободы разлагают душу человека, развращают её. Яркими примерами правоты православия являются дела западного католи́ческого и протеста́нтского мира: свободная продажа оружия и связанные с этим трагедии; права детей против их родителей; насильственная пропаганда гомосексуали́зма, скотоло́жства, педофили́и и смены пола; право на однополые браки; женское священство и т.д. А к чему привела человечество свобода научной мысли неограни́ченная никакими рамками? Она привела его к экологической катастрофе, истощению природных и биологических ресурсов, цифровому рабству, полной нравственной распущенности и вымиранию «просвещённых» народов.
По слову русского писателя и мыслителя XIX века И. С. Аксакова, «… прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов, становится регрессом; цивилиза́ция завершается одича́нием; свобода — деспотиз́мом (произво́лом) и рабством. Совле́кши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечёт (уже совлекает с себя) и образ человеческий, и возревну́ет об образе звери́ном».
«Либералы пишут о нашем народе: Дик и невежественен. Не чета европейскому... Да наш народ — святой! То, что для нас сме́ртный грех — для них привычка! И эту цивилизацию они (либералы и западники) хотят перенести к нам. Начинается она с рабского подража́ния, а кончается содо́мским грехом». – Ф.М. Достоевский.
Свобода воли
Свобода воли – это свобода избрания каждым человеком добра или зла. Эта степень свободы присуща каждому человеку, является неотъемлемой частью его природы и коренным образом отличает человека от живо́тного. К этой свободе не может прикоснуться и Сам Бог. Адам пал, человек познал добро и зло, и теперь вы́нужден выбирать. Никто не может запретить человеку свободно выбирать между добром и злом. Сам Бог не ограничивает и не может ограничить человека в свободе выбора. В результате отпадения от Бога, от источника всякого блага, в человеке к его приро́дному добру непреста́нно стало приме́шиваться зло, вследствие чего даже то добро, которое человек пытается осуществить в своей жизни является осквернённым, ни на что него́дным. И невозможно человеку только своими силами освободиться от этого зла. Здесь нужен Спаситель – Бог. Но и Бог не может исцелить человека без желания самого человека. Требуется сорабо́тничество.
Духовная (внутренняя) свобода.
Духовная свобода – это свобода от греха, свобода от страсте́й или иными словами непреста́нное и ве́чное блаже́нство. Вот та свобода, которую Православие ставит на высшую ступень совершенства, обретая которую мы становимся подобными Богу. Высшая степень духовной свободы – когда человек становится не способным грешить. Возможно ли это? Возможно. Мы знаем, что даже в нашем па́дшем состоянии есть люди, которые ни при каких обстоятельствах не способны украсть, они предпочту́т голодную смерть. Еще больше людей, которые не способны убить. Что же это за люди? Это люди, которые понужда́ют себя к ограничению своей «свободы» творить грех, идти против своей совести. Высшая степень свободы - это уте́ря человеком способности выбирать между добром и злом, а окончательно и наве́чно, актом своей свободой воли избрать добро. Бог не выбирает между добром и злом, Бог не спосо́бен на зло.
«Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» - 2-е послание Коринфянам, гл. 3, ст. 17 – ап. Павел
«Зло не от природы (сущности человека), а от воли (поврежденной воли человека)» – святитель Иоанн Златоуст.
«Делающий грех, раб есть греха» - Евангелие.
Почему же Бог сразу не сотворил человека неспосо́бным грешить? Потому, что тогда человек утерял бы свободу воли, свободу выбора и уподобился театральной ку́кле или живо́тному. Человек должен выбрать абсолютную свободу (неспосо́бность грешить) – свобо́дно.
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!