Блоги
Пара историй из практикиПЯТИДЕСЯТЫЙ. ЮБИЛЕЙНЫЙ – 30 01 1979
♦ ФОТОРЕПОРТАЖ ♦

На судах нашего флота, во многих объединениях рыбной промышленности страны трудятся выпускники-судоводители Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. В эти дни здесь готовится к окончанию учебы пятидесятый юбилейный выпуск. Пройдет немного времени и бывшие курсанты получат дипломы судоводителей.
Сейчас все они упорно занимаются. На наших снимках вы видите курсантов группы С-41 на занятиях.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Юноши с интересом изучают вопросы экономики. Занятия с ними ведет опытный педагог Бенита Лайдсалу. Отвечает курсант Александр Максименко.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Отлично учатся и активно участвуют в комсомольских делах своей группы Олег Бровченко и Владимир Кобылкин. Наш фотокорреспондент запечатлел их за изучением прибора РЛС «Нояна».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

За изучением судовых приборов — курсанты этой же группы Анатолий Шейко и Михаил Карчевский.

Фото В. Тракса
Пара историй из практикиНОВОЕ ПОПОЛНЕНИЕ – 13 01 1979
Это событие, знаменательное и торжественное, останется надолго в памяти и молодых моряков, и их родных, и преподавателей. Зал Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. Минули трудные и увлекательные годы учебы, первые выходы на судах в море в качестве практикантов, пора экзаменов. И вот 115 выпускников училища получают дипломы техника-технолога. Торжественное собрание по случаю этого события продолжалось довольно долго: ведь дипломы необходимо было вручить каждому из 115 курсантов.
Это был большой и хорошо подготовленный выпуск техников-технологов. Весь курс брал пример с тех, кто отлично осваивал морские науки, показывал пример в дисциплине. Таких было много: Владимир Онищенко, Сергей Лебедев, Василий Бутер, Иван Реут, Владимир Бурмистров, Сергей Войтеховский, Юрий Кондрашин. Каждый из этих молодых моряков в своих группах оказывал плодотворное влияние на успеваемость, дисциплину и на активное участие в общественных делах. Всем этим юношам — а их семеро — вручены дипломы с отличием, Почетные грамоты училища, памятные сувениры и, конечно, цветы. Имена отличников занесены на училищную Доску почета.
— Это был один из лучших наших выпусков, — сказал в беседе с нами директор ТМУРП Вячеслав Антонович Морозов. — Преподаватели нашего учебного заведения в течение ряда лет передавали свои знания и опыт юным морякам. Естественно, были и трудности, и неудачи, но бывалые педагоги делали все, чтобы каждый из курсантов успешно завершил учебу и получил путевку в жизнь. Это нам удалось достичь. Нынешний выпуск, получив дипломы, уже разъехался во многие уголки нашей Родины. Многие из молодых технологов будут трудиться на судах нашего объединений, другие отправились на Дальний Восток, на Север, в объединения Южного и Западного бассейнов. Мы надеемся, что наши нынешние выпускники станут высококвалифицированными специалистами, по-настоящему полюбят свою нелегкую профессию и будут служить примером и для своих сверстников, для бывалых рыбаков.
В этот же день дипломы об окончании Таллинского мореходного училища рыбной промышленности были вручены и курсантам-заочникам. Учиться им было, конечно, трудней, чем не посредственно курсантам. И все-таки, занятые основной работой, они находили время для совершенствования своих знаний. В основном это были представители плавсостава. Об одной из них - Татьяне Жак, успешно закончившей заочно учебу в училище, получившей диплом технолога, мы уже рассказывали. Вот имена остальных, которые получили дипломы и Почетные грамоты руководства "Эстрыбпрома»: матросы Федор Бойко, Василий Кашер, Михаил Капаченко, Альберт Кисарев, моторист портофлота Александр Плоткин, мастер обработки Валентин Полещук, матросы Михаил Полупанов, Владимир Семенец и Анатолий Смарченко.
После вручения дипломов, многочисленных поздравлений для нового пополнения рыбной промышленности страны был дан прощальный концерт. Этот вечер надолго запомнится всем, кто был его участником.

Т. ПАВЛОВ

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Выпускники технологического от деления только что получившие дипломы .
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

А это дипломанты-заочники.

Фото В. Тракса
Пара историй из практикиЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ - 25 05 1966
А. БРУСНИЦЫН.
моторист, курсант IV курса Таллинского мореходного училища рыбной промышленности

Скоро я заканчиваю учебу. Мое горячее желание попасть работать в такой же коллектив, как на СРТР-9156. Здесь очень добросовестно и доброжелательно относятся к молодым морякам, только что начинающим свою производственную биографию.
- Если что-нибудь не поймете, спрашивайте второй, десятый , сотый раз, всегда объясним и растолкуем, - сказал мне в первый же день прихода на судно старший механик Александр Михайлович Каргин. С удовольствием работал я со вторым механиком Антсом Александровичем Сеппом, который охотно посвящал меня во все тонкости и сложности ухода за механизмами.
И главное, что я усвоил в этом слаженном коллективе, это любовное, бережное отношение к технике, строгое соблюдение правил ее эксплуатации, что обеспечивает высокую отдачу и долголетнюю службу машин и агрегатов.
Пара историй из практикиОни выбрали море – 19 03 1966
На этих фотографиях — женщины, чьи судьбы, так или иначе, связаны с морем. Нравятся им свои профессии? Этот вопрос мы задали им.
Выпускной вечер ... Белые платья ... Так одеваются невесты. Но тут сосем иная причина: М. Таада, Л. Алласт, М. Лаагус получили дипломы. Они кончили Таллинское мореходное училище рыбной промышленности.
— Теперь мы техники-технологи.
- Куда пойдете работать?
- На море, конечно! Девушки улыбаются. В улыбке - радость и добрая насмешка над теми, кто до сих пор хмурится:
— Женщина в море? К несчастью!
— А нам нравится избранная специальность. Спасибо училищу. Оно подготовило нас теоретически. Приобрели большие знания по технологии переработки рыбы.
- Не пугает вас работа на промысле? Не боитесь штормов?
— Мы проходили практику на плавбазах. И как видите...
Все понятно! Девушки избрали трудную дорогу. Но безбоязненно начали путь по ней. У двадцатилетних - все впереди.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

...Людмила Александровна Юдина - преподаватель.
- Четырнадцать лет работаю. Учу ребят русскому языку и литературе. Люблю свой предмет. Хочу, чтобы уходя с моих уроков, ученики унесли большое желание жить так, как Николай Островский, Алексей Мересьев... Людмила Александровна преподает в училище седьмой год. Много ее бывших курсантов работает на судах рыбопромыслового флота. Юдина с увлечением рассказывает об их успехах. Одни стоят у штурвалов, водят корабли, другие - колдуют у машин...
- мы хотим , чтобы Людмила Александровна всегда знала:
" И где бы ни бывали мы,
Тебя не забывали мы,
Как мать не забывают
сыновья...!
Преподаватель молод, полон энергии. Те, кто в море, и те, кто за партами желают Людмиле Александровне успехов в работе. А также большого личного счастья.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимке - Тийу Ыйге.
— Собственно, точные науки — моя стихия. И они связаны с морем. Пройдет еще немного времени — я буду радисткой. Ыйге курсантка училища. Сейчас на четвертом курсе.
- Меня никогда не интересовали женские занятия. Было пять лет, когда я впервые сломала радиоприемник. Это мое первое знакомство с техникой. Понравилось! А в школе решила; профессия непременно окажется связанной с механикой. И мечта осуществляется.
— Что я могу еще сказать? — Единственное - побыстрее кончить училище и начать плавать.

Н. БОНДАРЬ.
Пара историй из практикиКУРСАНТАМ - МОРСКОЙ СПОРТ 02 03 1966
В ФЕВРАЛЕ 1966 года проводились зимние соревнования Прибалтики по морскому многоборью. Среди участников соревнования были команды мужчин и юношей Таллинского мореходного училища рыбной промышленности и команда мужчин Таллинского мореходного училища морского флота.
Соревнование показало, что в училище морского флота администрация, кафедра физкультуры и командиры рот придают большое значение развитию морских видов спорта среди курсантов. В частности, морскому многоборью. Готовятся старшины шлюпок, укомплектованы и регулярно проходят тренировку несколько команд взрослых и юношей по морскому многоборью.
Совершенно иная картина в училище рыбной промышленности. Несмотря на то, что оно готовит командные кадры для флота , морские прикладные виды спорта ( многоборье, водно-моторный, подводный спорт и судомоделизм) в училище фактически отсутствуют.
Водные виды спорта не только физически развивают курсантов, но и повышают специальность. После реорганизации возможности обоих училищ для развития водных видов спорта одинаковы. Правда, училище морского флота имеет водную станцию с материальной базой, которой нет в училище рыбной промышленности. Но кто в этом виноват? Ведь известно, не раз предлагали училищу рыбной промышленности за незначительную плату арендовать водную станцию.
Каждый курсант должен уметь хорошо грести, управлять шлюпкой на веслах и под парусом, плавать, нырять, быть хорошо развитым физически. Этого требует от моряка его профессия.

С. ЛЕВЧОНОК.
Пара историй из практикипамяти штурмана А. Куприенко - ПАРТИИ РЯДОВОЙ – 9 декабрь 1967
СЛОВО ДЕЛЕГАТАМ КОНФЕРЕНЦИИ

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

коммунист А. Куприенко декабрь 1967

Встретиться впервые с Александром Куприенко мне довелось в 1964 году на плавбазе "Иоханнес Варес", когда он сдавал рыбу. Много тогда он говорил о необходимости повышения качества изготовляемой рыбной продукции, о том, как идут его дела на заочном отделении Таллинского мореходного училища рыбной промышленности, где он учился.
Прошло- несколько лет. Купрненко зашел в партийный комитет на заседание бюро парткома. Он заметно волновался. Причину его волнения удалось узнать после того, как он вышел с заседания бюро парткома. Улыбаясь, он сказал:
— Вот, поздравь нашего товарища. Eго приняли в ряды партии. Я впервые участвовал в заседании бюро парткома как секретарь партийной организации. Радость секретаря партийной организации CPTР-9110 была понятна. Ведь в том, что парторганизация пополнилась еще одним коммунистом, есть и его, Куприенко, небольшая заслуга.
Раньше Александр не думал о море, не предполагал, что придет время, и жизнь его будет связана с морем. Родился он в Сумской области. Слишком круто обошлась с ним жизнь. Ему было пять лет, когда погиб его отец, колхозник.
Рано пришлось трудиться в колхозе, чтобы помогать матери растить троих братьев. Его товарищи по школе в летние каникулы гоняли мячи, a он в поле работал с матерью.
Иногда он долго просиживал у речки Псел и наблюдал, как рыбаки ловят рыбy. Он тогда думал; есть где-то большие корабли, которые далеко ходят в море и ловят рыбу. Родилась мечта - выйти в море. Но попасть на корабль ему тогда было не суждено. Его призвали в армию. Служить пришлось в морской авиации. Здесь он впервые и увидел
море.
Александр часто вспоминал тех рыбаков, которые ловят рыбу на родине, в речке Псел. И когда пришла пора увольнения в запас, решил идти по комсомольскому набору в рыболовный флот. Так он в 1957 году стал матросом на СРТ, на плавбазе, потом помощником рыбмастера, рыбмастером.
Куприенко понимал, что ему необходимо учиться, чтобы стать настоящим моряком. Он поступил в Taллинское мореходное училище рыбной промышленности на заочное отделение. Сначала было очень трудно. Но Александр стоял на своем. Надо учиться, без знаний трудно работать. В 1965 году он закончил училище.

На судах он возглавлял комсомольскую работу, избирался неоднократно секретарем, а затем его, передового моряка, приняли в ряды Коммунистической партии.
Коммунист Куприенко длительное время возглавлял группу народного контроля на СРТ-4572 и был заместителем секретаря партийной организации.
Коммунист Александр Куприенко вырос от матроса до второго помощника капитана. Коммунист, секретарь партийной организации обрел прочное место в жизни, крепко породнился с морем.

Н. ЕРМОЛАЕВ
Пара историй из практикиМолодое пополнение - 22 01 1966
ОЧЕРЕДНОЙ ВЫПУСК В ТМУРП
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В Таллинской мореходном училище рыбной промышленности состоялся очередной выпуск. Тринадцать девушек и один юноша (в прошлом студенты Таллинского рыбопромышленного техникума) вышли из училища технологами по обработке рыбных продуктов. После месячного отпуска они отправятся к месту работы - в распоряжение ТБРФ и на рыбокомбинаты республики.
Выпускники второй группы из тринадцати человек получили специальность техников-механиков по холодильно-компрессорным установкам. Сейчас они проходят полуторамесячную стажировку на судах.
Побывав после стажировки в отпуске, они уйдут в распоряжение ТБРФ и ТБОРФ.
Один из механиков — Тойво Таммик — получивший на выпускных экзаменах диплом с отличием, будет работать на новой плавбазе «Станислав Монюшко". Командование базы позаботилось о нем и прислало ему персональный вызов.
На снимке: группа выпускников Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. На переднем плане командование и преподаватели училища.

Текст И. Градова.
Фото Э. Полланда.
Пара историй из практикиВОТ И СТАЛИ МЫ НА ГОД ВЗРОСЛЕЙ...- 01 01 1966
Прожит еще один год. На пороге нового хочется оглянуться, вспомнить, богат ли он был событиями. Что нового ты узнал, чего достиг?
В один из предновогодних дней я пришла в Таллинское мореходное училище рыбной промышленности. Да, за этот год здесь изменений немало. Теперь ребята в форме — они курсанты. Кажется, вместе с ними и само здание училища стало строже, подтянутее, опрятнее. В коридорах — тишина. Идут занятия. Узнав в преподавательской, что сейчас не занимаются лишь дипломанты, решила повидаться с ними.
Как говорится, на ловца...
Навстречу мне идет знакомый курсант - Саша Ильин. Он дипломант судоводительского отделения. Конец декабря и почти весь январь у них семестровые экзамены. Сейчас с папкой в руках он направляется в читальный зал заниматься. Поздоровались и побрели по улице.
— С наступающим тебя!
— Спасибо. И вас тоже!
— А прошедшего не жаль?
- Да, немножкр есть. Хо
тя бы уже потому, что это последний учебный год.
Да и вообще хороший он был, для меня знаменательный. В этом году меня приняли кандидатом в члены
партии. А это значит, что
этот год я запомню на всю
жизнь. В зтом году я получил назначение на работу.
— Куда?
— В ТБОРФ. —- Доволен?
— Не очень. Мне хотелось на Диксон.
— Почему именно туда?
— Не знаю, думаю, что там труднее, а значит, и интереснее. Смеетесь, да? А я говорю откровенно.
Я шла и улыбалась, слушая его. Романтик ты, Саша, хотя ты уже совсем взрослый, самостоятельный человек. Но и это хорошо! Мы расстались, и я ушла в общежитие. Ребята называют его экипажем. Так положено в училище.
Стучусь в двери комнат— никого нет. Наконец, меня встречает Эгон Петерсон, комсорг группы механиков холодильных установок. На столе - чертежная доска.
Эгон готовится к защите диплома.
Этот год, как и его товарищам, принес ему немало. Он сделал пять рейсов на «Боре» рефмотористом. Из них два — в Африку.
— Я увидел новые города, новых людей. В Гане мы ездили на экскурсию в Аккру. Эти пять рейсов работы и жизни в судовом коллективе помогли мне укрепить теоретические знания, полюбить свою профессию. Работать я буду в ТБРФ. Четвертого января состоится защита моего дипломного проекта, тема — «Переоборудование дизель-электрохода «Альбатрос".
Пожелав Эгону отличной защиты, я попрощалась с ним.
А вот уже знакомая мне 109 комната. Здесь живут однокурсники Саши Ильина. Ребята встречают меня дружелюбно, усаживают за стол. Беседа завязывается сразу. Они рассказывают об экзаменах, о прошедшей на днях защите курсового проекта, о вечере, посвященном Сергею Есенину. В это время дверь приоткрылась и в комнату заглянул темноволосый юноша в очках.
— Заходи, Аулемб!—пригласили ребята.
Молодой человек вошел, поздоровался, представился:
— Аулемб Симм,
- Вы судоводитель?
— Что вы, что вы, — замахал Аулемб руками, — как вы такое могли подумать? Я судовой механик! - с гордостью закончил он. И началась перепалка.
- Ох, эти механики. Ковыряются в своем отделении, что кроты.
- Машинное отделение - сердце корабля!
— Эй, ты, горе-моряк! Ты хоть знаешь, что такое секстан? В руках его держал?
- Подумаешь, диковинка, секстан. А ты знаешь что такое ...
Морская терминология сыплется со всех сторон. Ребята шутят весело, беззлобно. Видно, этот спор ведется давно. Каждый отстаивает свою профессию, считая ее самой главной на судне, самой интересной. Наконец, немного утихомирились, и я смогла поговорить с Аулембом, узнать, как он прожил этот год.
— Нынче я по-настоящему почувствовал себя моряком. У нас была практика почти десять месяцев. Учеба, конечно, продолжилась.
В это время мы были как заочники. Я практиковался в Пярну. Ходил мотористом на рыбокомбинатском PP. Когда получу диплом, работать буду там же. А вообще для меня годы учебы пробежали удивительно быстро. Порой, даже не верится, что через пару месяцев получу путевку в жизнь. Кажется, совсем недавно я поступал учиться и подсчитывал, что в 1966 году я получу диплом. А вот он уже и 1966-й!

В. ШЕВЧУК.
На снимках (сверху вниз):
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Экзамены экзаменами, но о новогоднем бале тоже не нужно забывать. Саша Ильин к нему уже готовится.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

— Разве я похож на штурмана? Что, вы, я судовой
механик!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Эгон Петерсон за работой над дипломным проектом.

Фото А. Дудченко.
Пара историй из практикиНА СТАРОМ СРТ - 30 08 1967
Стоит в порту CPT-1045. Теперь он уже не плавает. Отработал свое. Крепко держат его швартовые концы. Не пускают в море. Но СРТ-1045 продолжает «работать». Именно так...
Команда на нем — необычная. Это ребята из училища. Курсанты. Будущие моряки. Через несколько лет они поведут суда на промысел. А пока вот «учатся» мудрости у старого «рыбака».
- Сегодня надо покрасить мотор, - говорит т. Варанди, руководитель практики курсантов, капитан СРТ-1045.
Трудовой день начался. На вахту заступили холодильщики. Они сами себя так именуют. Правильнее – рефрижераторные механики. Но, опять-таки, только после окончания училища будут ими. Сейчас им по шестнадцать—восемнадцать. Они перешли на второй курс.
Вахту несут по очереди Игорь Смирнов, Лембит Шевчук и Георг Японцев. Двадцать четыре часа находятся на CPT-1045. Меняются через четыре.
— Мотор покрашен, — докладывает кто-нибудь из ребят капитану.
— Отлично. Займемся теперь... — он назначает другое задание.
Теорию тут же проходят. Осваивают ребята, что такое судно, какого ухода оно требует. И вообще, каково оно быть рыбаком.
Георг, например, уже испытал свой первый шторм. Он во время известного урагана находился на судне.
— Крепко нас трепануло, - рассказывал потом ребятам Японцев. – Думал, что концы оторвет. Свет везде потух. Работать было невозможно.
— И как же ты? — спрашивали его потом приятели.
— Начеку был. Приготовился "СОС» давать, — пошутил он.
Но настоящие штормы еще только ждут ребят.
Сейчас они читают книги о дальних морях. Мечтают о них. Осваивают специальность.
- Скоро опять учебный год, - говорит Лембит. - У меня полный чемодан конспектов... Хочется побыстрее, окончить училище.
Он прав. Наверное, любой из них не против скорее стать моряком.
СРТ-1045. С него они начинают путь в океан.

Н. ПЛЕС
Пара историй из практикиДИПЛОМ — ЗА 2,5 ГОДА – 19 06 1967
учиться, учиться, учиться...

Таллинское мореходное училище рыбной промышленности в течение многих лет готовит специалистов для моря по шести специальностям. До сих пор практики, не имеющие на руках диплома об окончании мореходного училища, пополняли свои знания на заочном отделении. В настоящее время на заочном отделении обучается около 800 практиков. Подготовка специалистов на этом отделении будет проводиться и в дальнейшем, как форма повышения квалификации без отрыва от производства.
В 1967 году на заочное отделение принимаются новые курсанты по пяти специальностям: морское судовождение, эксплуатация судовых силовых установок, эксплуатация судовых холодильных установок, судовая радиосвязь и электрорадионавигация, технология рыбных продуктов. Группы организуются на базе 8-классного общего образования и на базе средней школы.
Для того, чтобы практики, работающие в рыбой промышленности страны, в более короткий срок могли получить на руки дипломы, приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР разрешено организовать специальные группы с отрывом от производства со сроком обучения до двух с половиной лет.
Правом на поступление в очные группы по подготовке специалистов плавающего состава, имеющего плавательный ценз, пользуются лица, работающие на флоте рыбной промышленности, в возрасте до 40 лет, положительно проявившие себя на работе.
Лица, окончившие 7-или 8-летние школы или 9 классов средней школы принимаются в группы на базе 8 классов со сроком обучения два с половиной года. Лица, окончившие средние школы, принимаются в группы со сроком обучения 1 год и 10 месяцев.
Все, поступающие в указанные группы, должны иметь плавательный ценз и стаж производственной работы, необходимый для получения морского диплома по данной специальности.
В Таллинском мореходном училище рыбной промышленности в 1967 году запланировано открыть группы ускоренной подготовки по двум специальностям: судовая радиосвязь и электрорадионавигация; эксплуатация судовых силовых установок.
Поступающие в указанные группы, подают заявления на имя начальника училища с указанием избранной специальности с приложением: документа об образовании в подлиннике; автобиографии; характеристики с места работы; справки о плавательном цензе; медицинской книжки (представляется лично), 4 фотокарточек (снимок без головного убора 4х6 см), направление по установленной форме для лиц, командируемых на обучение рыбо-хозяйственными организациями, предприятиями, рыболовецкими колхозами.
Прием заявлений и документов производится с 1 июня по 31 августа с. г., вступительные экзамены: для поступающих по специальности «судовая радиосвязь и электрорадионавигация» — с 1 по 9 августа; для поступающих по специальности «эксплуатация судовых силовых установок» — с 19 по 25 августа.
Вступительные экзамены будут проводиться по следующим дисциплинам: на базе средней школы — по математике (письменно и устно); по литературе (сочинение). На базе неполной средней школы — по математике (письменно и устно); по родному языку (диктант).
Лица, имеющие незаконченное среднее специальное образование и справку о плавательном цензе, освобождаются от вступительных экзаменов».
Начало учебных занятий 1 сентября 1967 года.
Следует отметить, что указанные группы с сокращенным сроком обучения разрешено организовать только в течение двух лет.
Моряки-практики!
Пользуйтесь возможностью для получения диплома об окончании мореходного училища в короткий срок.
Ждем ваших писем! Наш адрес: г. Таллин, ул. Луйзе, 1а.

X. ЛАУРИ,
заместитель начальника ТМУРП.