МОРСКАЯ ДРУЖБА - 21 06 1979

Автор
Опубликовано: 1786 дней назад (7 июня 2019)
0
Голосов: 0
СНАЧАЛА были солнце и уголь. Нет, не то солнце, что слепит глаза, отражаясь от синей скатерти моря. А то, что выгоняет пот, и разъедает глаза. И угольная пыль проникала во все поры.
Курсанты работали на разгрузке угля, заготавливали топливо на зиму для училища...
Потом была первая практика. Первый корабль. Но не тот, современный, о котором мечталось в родном городке вдали от моря, не тот, сверкающий медью и никелем, а небольшая учебная баркентина «Меридиан», стоящая у причала Андреевской гавани на Даугаве.
Оказывается, долог путь к морю...
Снова по утрам — физзарядка. Бег по вантам на 30-метровую высоту. Днем — циклевание мачт и рей, вечером закатывание пресной воды ручной помпой в танки баркентины. Раз — два! Раз — два!.. — до бесконечности.
Курсанты Таллинского мореходного училища готовили судно в плавание. Это было их первое плавание в жизни.
Впервые они увидели, как горизонт может крениться и вставать по обоим бортам — вверх-вниз, влево вправо.
— На брассы! На правые!..
— Пошел верхний марсель! Старпом, широко расставив
ноги, стоял на юте и подавал жесткие команды в мегафон.
— Трави левые шкоты!
— Пошел правые брассы! — Поднять стаксель!..
И никуда теперь не деться: парусный аврал. Соленый ветер, соленые брызги, соленый пот...
Так вот, значит, каков вкус моря!
Но это было еще не настоящее море — Рижский залив. Однако первый урок оно дана-ло настоящий. Будущие моряки поняли: море — это целый мир со своими законами, странностями и сложностями, и вход туда дилетанту заказан.
Вот здесь, работая на одних парусах, и сдружились Арви Аадель из Раквере и Арвет Прууль из Кохтла-Ярве.
Потом снова было училище — лекции, занятия в навигационном кабинете, самоподготовка...
В свободное время друзья выступали в эстрадном ансамбле, участвовали в спортивных соревнованиях. Но главное — учеба. Урок, преподанный на парусной практике, не забывался. После выпускных экзаменов — распределение на суда. Друзья получают направление в «Эстрыбпром», на разные корабли. Уходят в море четвертыми штурманами на БМРТ. Вот когда пригодились знания, полученные в училище. Не нужно учиться корректировать карты, сличать хронометр, пользоваться анемометром. Все это уже знакомо. И все это уже — настоящее, как настоящее море за бортом — Атлантика.
КАЗАЛОСЬ бы — все, предел мечтаний. Человек добился своего, можно успокоиться.
Нет, в 1974 году Арви и Арвет подают документы в Калининградское высшее инженерное морское училище. И снова — синий курсантский воротник, фуражка с якорем, снова — лекции, учебники, схемы, самоподготовки...

-2- Морская дружба

В Калининграде друзья-земляки неразлучны. После выпускного бала — обратно в «Эстрыбпром». И на этот раз направление у них на разные корабли. Арви Аадель идет в море на производственном рефрижераторе «Саяны», Арвет Прууль — на транспортном рефрижераторе «Аутуст Якобсон».
Специфика у разного типа судов — различная. Производственный рефрижератор рыбу не ловит, он принимает ее от добывающего флота, перерабатывает и сдает на транспорты. Транспортный рефрижератор перевозит готовую рыбопродукцию. Но обязанности третьих штурманов всюду одинаковые, подбор карт и лоций для перехода и района промысла, ведение журналов, сличение хронометра, наблюдение за навигационными приборами. Да и вахты у всех в одно и то же время: с 8 утра до 12 и с 20 до ноля. Так каждый день в течение долгих месяцев рейса. Конечно, рядом с тобой старшие товарищи: капитан, старпом, второй штурман — и тем более неловко подвести их в чем-то, не выполнив, запустив по незнанию свое дело.
В РЕЙСЕ 3/37 на ПP «Аугуст Корк» (капитан-директор В. В. Витязев) комсомольцы выбирают своим вожаком третьего штурмана Арви Ааделя. Многие знают его по работе на «Саянах».
27 ноября прошлого года новый экипаж принял судно в Дакаре. На приемку — времени в обрез. старый экипаж должен вылететь этой же ночью. На судне, пробывшем в рейсе полгода, много неполадок. Но на раскачку нет времени. Люди подключались к работе буквально с трапа самолета.
Главное внимание — морозильной установке. Мало осталось аммиака. Когда вышли из Дакара в район промысла и начали принимать от "кошельковых» траулеров сардину и мелочь третьей группы, морозить пришлось попеременно то одним бортом, то другим. Пока не дополучили снабжение.
Вызвали на социалистическое соревнование ПР "Крейцвальд. Работать в паре хорошо тем, что сразу видно свои и чужие промахи.
На борту "Августа Корка» тоже развернулось соревнование между подвахтами. Отстояв положенные четыре часа на мостике или в машинном отделении, люди шли в производственный цех, помогать матросам-рыбообработчикам делать пресервы. Первое место здесь удерживала бригада, организованная третьим помощником капитана Арви Ааделем.
Матрос Виктор Мельник выходил на подвахту 41 раз. Матрос Раис Кутлиахметов, токарь Владимир Пучков, матрос Анатолий Каркодин — по 38 раз. Уборщица Галина Борисенко вышла на подвахту 37 раз. Таким образом, всего подвахте отдано 4638 часов, что соответствует тому, если бы бригада из 13 человек работала в течение 45 суток.
Суточная норма приема рыбопродукции была 20 тонн, но экипаж постоянно перекрывал ее. В итоге принято и заморожено 3029 тонн рыбы, что составляет 132 процента от планового задания; изготовлено 68582 банки пресервов. Это и того больше — 228 процентов. Как отмечает в рейсовом донесении первый помощник капитана X. Раяметс, молодежь, комсомольцы в этом рейсе успешно выдержали экзамен на зрелость. А комсомольцы составляют 50 процентов экипажа!..
ОДНАЖДЫ в район промысла за готовой рыбопродукцией прибыл транспорт «Аугуст Якобсон». Друзья встретились в море. Было чем поделиться, что вспомнить. Оказывается, Арвет уже — второй штурман. Арви поздравил друга...
Определившись последний раз по радиомаякам Зингишор и Бисау на африканском берегу, ПР «Аугуст Корк» в конце апреля снялся с промысла и взял курс в родной порт.
Судно четвертый год ходит без ремонта, поэтому не было ничего удивительного, что износившийся дейдвудный сальник дал течь. «Аугуст Корк» зашел в порт Лас-Пальмас. Были вызваны водолазы. Они снаружи залепили пастой дейдвудную втулку, перекрыв доступ воде. Машинная команда самостоятельно за пару часов поменяла сальниковые кольца В этой операции отличился комсомолец — 4-й механик Анатолий Вышгородцев.
На переходе на борту судна состоялось партийное собрание, подводившее итоги рейса. На повестке дня стоял также вопрос о приеме в партию комсомольца Арви Ааделя.
— Ну что ж, Арви показал себя прекрасным моряком и, товарищем, — сказали коммунисты.
— Единогласно! — констатировал председательствовавший.
По приходу в порт друзья встретились вновь. И полилась беседа, обмен воспоминаниями, планами. Теперь очередь поздравлять друга была за Арветом Пруулем.

В. РОЩЕНКО.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!