ТМК - КАКОЕ ВЫБРАТЬ ОТДЕЛЕНИЕ? - 26 04 1990

Автор
Опубликовано: 2327 дней назад (12 декабря 2017)
0
Голосов: 0
СУДОМЕХАНИЧЕСКОЕ

Свой рассказ о нашем отделении мне бы хотелось начать с года 1984-го. Ведь именно тогда в нашем учебном заведении вновь, после некоторого перерыва, начали создавать СМО. И меня перевели на это отделение с судоводительского, поручили его возглавить. И, действительно, в том же году СМО было организовано. Флот нуждался в специалистах-механиках, и мы начали их подготовку.
Конечно, за эти годы многое изменилось, и сейчас мы уже крепко стоим на ногах, обладаем достаточно современной материально-технической базой, практически всем необходимым, чтобы готовить специалистов-судомехаников, воспитывать ребят, помочь их становлению как личностей, флотских руководителей.
Итак, судомеханическое отделение сегодня это — 7 специальных лабораторий и 6 кабинетов. Кроме этого, наши студенты занимаются еще и в кабинетах черчения, охраны труда, общественных дисциплин, математики, иностранных языков, военно-морской подготовки .
Теперь, в связи с реорганизацией мореходного училища в морской колледж, у наших выпускников появляются совершенно новые, более широкие профессиональные возможности и перспективы. Это прежде всего связано с реорганизацией учебного процесса. Изменяется сама система подготовки — колледж переходит на трехступенчатую программу подготовки специалистов — теперь наши выпускники будут получать не полное высшее специальное образование. Непосредственно для судомеханического отделения это вот что означает.
После первого курса (первая ступень) студенты получат специальность моториста первого или второго класса. Это — рабочие кадры флота. Ну, а для тех, кого это не устраивает, кто хочет расти над собой, обучаться дальше — пожалуйста, милости просим! Еще два года учебы (вторая ступень) — и у тебя уже специальность техника-механика, а это уже средний командный состав. И, наконец, кто захочет учиться дальше и пойдет на 4 курс, после его окончания покинет ТМК уже младшим инженером (училище, кстати сказать, готовило лишь техников-механиков). В связи с этими изменениями теперь на наше отделение прием осуществляется только на базе 10 классов. Появились в учебной программе и новые предметы, необходимые будущему инженеру. Прежде всего это — прикладная физика, математика, гидравлика.
Обучение на нашем отделении смешанное: преподавание всех спецдисциплин ведется на русском языке, а общеобразовательных предметов, черчения - и на эстонском. В последнем наборе одна группа из 25 человек — с русским языком обучения, а во второй — 8 ребят — эстонцев из Таллинна.
Конечно, чтобы в наши дни стать хорошим специалистом флота, одной теории явно недостаточно. Вот почему полученные знания на лекциях и занятиях студенты закрепляют во время учебных и производственных практик общей продолжительностью не менее 8 месяцев. Практику, кстати сказать, проходят они не только на промысловых судах, но и на знаменитых парусных, крупнейших в мире — «Седов» и »Крузенштерн». Вот и совсем недавно, в феврале, группа студентов отправилась в Севастополь — ребята по май будут проходить практику на четырехмачтовом барке «Седов».
Выпускники судомеханического отделения могут работать во многих местах, в зависимости от того какую специальность получат — и в объединении «Эстрыбпром», и в рыболовецких колхозах, и на береговых предприятиях. И не только в Прибалтике, но и, к примеру, на Дальнем Востоке и Камчатке. Теперь, с переходом на незаконченное высшее образование, потолок профессионального роста наших выпускников становится значительно выше — они могут со временем занимать уже должность старших механиков на судах дальнего плавания. И еще такая деталь, которая, надеюсь, представляет интерес для тех, кто решит связать свою судьбу с ТМК, с судомеханическим отделением: упор в преподавании делается на английский язык. А раз так — то можно получить диплом международного класса и работать на иностранных судах.
...Итак, море ждет вас, друзья, оно ждет и манит; обещает радость интересных встреч, новых открытий. Делайте свой выбор!

М. БЛИТШТЕЙН,
декан судомеханического отделения.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ
Специалисты, которых готовит наше отделение — незаменимые люди в современной рыбной отрасли. В самом деле, выловить рыбу — это еще далеко не все, не самоцель. Ведь главное — получить из этого сырья ценную пищевую рыбопродукцию. Ради этого, собственно, и трудятся судовые службы. А последнюю точку в этом трудоемком и сложном процессе ставят специалисты-технологи, которых готовит наше отделение. Именно они, прежде всего, обеспечивают выпуск широкого ассортимента продуктов моря непосредственно в районах промысла. И неудивительно, что технологическое отделение — одно из старейших в нашем учебном заведении. Кстати сказать, учатся у нас сейчас не только юноши, но и девушки. К примеру, в январском выпуске нынешнего года среди лучших были таллиннка Юлия Зайцева и крымчанка Лариса Деревенец (они обе получили направление в «Эстрыбпром»), Анна Биткажева из Палдиски, Ольга Окунь и Наталья Третьякова из Клайпеды.
Выпускники нашего отделения работают не только на Западном бассейне, но и в других регионах: рыбообработчиками и рыбмастерами, технологами на судах и рыбокомбинатах, руководителями лабораторий технологического контроля на современных судах типа «Моонзунд», которые с полным на то основанием называют плавучими консервными заводами. А сейчас, в связи с реорганизацией училища в колледж, учиться на нашем отделении будет еще интересней, да и перспективы у выпускников теперь совершенно иные — ведь они практически получают высшее морское профессиональное образование. В связи с этим на наше отделение теперь принимаются только выпускники средних школ.
Технологическое отделение тоже переходит на трехступенчатую подготовку специалистов. После первого курса наши студенты получат специальность матроса (как и в ТМШ) и смогут идти работать по этой специальности. У них будут для этого не только необходимые знания, но и навыки — ведь за этот год обучения они проходят пятинедельную производственную практику на предприятиях рыбной отрасли, и в течение примерно 5 месяцев учебную практику на промысловых судах.
На втором курсе (это вторая ступень) мы будем готовить рыбообработчиков 3 класса, матросов 2 класса. И, наконец, впервые, по новой программе — и кулинаров. У второкурсников — обязательная стажировка на различных судах, в том числе и плавбазах. Вероятнее всего, наши студенты получат возможность стажироваться и на судах иностранных государств.
И, наконец, третья заключительная ступень подготовки специалистов — младших инженеров, с незаконченным высшим образованием. После третьего курса (вместе с практикой это составит 5 лет) выпускники получат специальность младшего инженера-технолога.
В составе нашего отделения четыре основные лаборатории — аналитической и физколлоидной химии, технологического контроля, биохимии и микробиологии, органической химии. За пять лет обучения студенты-технологи получают широкую общенаучную, техническую, химическую, инженерную и специальную подготовку.
На нашем отделении основной наукой является, конечно, химия — в ее различных современных проявлениях. И во внеучебных занятиях студенты увлекаются химией. А это — кружки технического творчества (по технологии рыбных продуктов, ихтиологии, по органической и физколлоидной химии); олимпиады по химии внутри самого колледжа, ежегодные конкурсы по технологии рыбных продуктов среди курсантов мореходных училищ Западного бассейна и учащихся Белгород-Днестровского техникума в Одесской области. В минувшем году, кстати сказать, в Калининграде наша команда заняла второе место.

Л. ХОРОШЕЖЕНОВА,
декан технологического отделения.

СУДОВОДИТЕЛЬСКОЕ
Конечно, перед всеми специалистами современных рыболовных судов, оснащенных сложнейшей аппаратурой, стоят ответственные задачи. И все же наибольшая ответственность ложится на судоводителей, и прежде всего на капитана. Ведь от него многое требуется — быть хорошим судоводителем, экономистом и ихтиологом, юристом — разбираться в международном морском праве, психологом,— все так сразу и не перечислишь. Вот почему теперь, переходя на неполное высшее специальное образование, мы постараемся выпускникам судоводительского отделения дать крепкое базовое образование, которое позволит им со временем занимать командные судоводительские должности. Как говорится — стать плацдармом для взлета.
Вот почему мы вносим в систему обучения коррективы, и причем довольно существенные. Прежде всего — о следующем первоначальном условии. Теперь принимаем только юношей со средним образованием и отслуживших действительную срочную службу в Советской Армии и ВМФ. Тем самым будут созданы условия для того, чтобы студенты сосредоточились на учебе, прошли полный цикл без отвлечений.
Система получения образования на судоводительском отделении теперь трехступенчатая.
На первом году обучения будут изучаться предметы, необходимые матросам. Затем — одногодичная производственная практика. Курсанты-судоводители проходят ее в должности матроса, они посещают порты во многих странах Европы, Африки и Америки.
За это время произойдет необходимый естественный отбор, наши студенты, прежде всего, сами себе смогут ответить на вопрос — смогут ли они учиться дальше, или лучше — покинуть колледж.
Вторая ступень обучения — это овладение сугубо морскими науками. Иначе говоря, обучение штурманскому делу, изучение навигации, мореходной астрономии, рыбопромыслового и рыбопоискового дела, и, кроме этого, общественных дисциплин. Одним словом, еще два года учебы — в объеме среднего мореходного училища. И как итог этого этапа — экзамены, получение диплома, который дает право плавать вахтенным помощником капитана. Работа в этой должности позволит не только набрать необходимый плавценз на рабочий диплом, но и прогнозировать будущее. Она покажет, у кого из студентов есть необходимые задатки, чтобы затем стать старпомом, капитаном. И, видимо, прежде всего, есть смысл идти учиться дальше тем студентам, которые успешно сдадут этот неформальный экзамен на профессиональную пригодность.
Поэтому на третьей ступени уже будет строго целенаправленная подготовка. Специфическая — то, что нужно современному капитану: международное морское право, трудовое законодательство, коммерция, менеджмент, последние достижения мореплавания, инженерная математика. И, конечно, за этот год обучения нужно будет заниматься на различных тренажерах. Бесспорно, все это не так легко и просто, но зато есть стимул — получить со временем диплом капитана дальнего плавания. А значит — приблизиться к заветной цели и мечте.

И. ХАФИЗОВ,
декан судоводительского отделения.

РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ
Летом 1993 года на нашем факультете должно состояться событие радостное и знаменательное — будут вручены дипломы выпускникам, которые обучались по полной программе колледжа. Это — студенты той самой экспериментальной группы (на базе 10 классов), которую мы набрали минувшим летом и которые покинут родные пенаты младшими инженерами.
С этой группы и начался переход на двухэтапную подготовку специалистов радиотехнического профиля, для чего сейчас началась «обкатка» программ и учебных планов. Дело в том, что, как мы считаем, существующий план и программы не соответствуют реалиям сегодняшнего дня — в них слишком много академизма, от чего нужно избавляться. Ведь наши выпускники должны быть не теоретиками, а подготовленными специалистами-эксплуатационниками, которые сразу бы могли твердо встать на свое рабочее место.
На это и будет направлен учебный процесс. Так, будущие электрорадионавигаторы будут прежде всего изучать акустические (рыбопоисковые) и электрорадионавигационные приборы и системы, а радиооператоры — средства радиосвязи (телеграфная, телефонная, телетайпная) и ее обеспечение. Конечно, наших выпускников будем готовить к к эксплуатации аппаратуры спутниковой и радионавигационной связи, без которой вскоре трудно будет представить большое плавание судов рыбопромысловых экспедиций. Кроме того, современный морской инженер должен владеть иностранным языком — так что нашим студентам предстоят занятия и на кафедре английского языка...
Три года обучения составят первый этап подготовки специалистов. За это время студенты колледжа смогут получить среднетехническое образование по специальности радиотехник. Радиотехники могут работать электрорадионавигаторами или радиооператорами первого и второго класса на судах всех типов. Для того, чтобы сдать на первый класс, нужно иметь необходимый плавательный ценз — 6 месяцев.
Наш колледж — чисто морское учебное заведение, и поэтому, естественно, обучение ведется с учетом флотской специфики. Но с дипломом радиотехника можно идти работать и на радиозавод, и на береговой радиоцентр — оператором-радиотелеграфистом. Необходимые навыки для этого будут — ведь и раньше учебный план предусматривал различные практики на начальных курсах — месячную технологическую. электро- и радиомонтажную в радиомастерских, пятимесячную на 4 курсе — совмещенную технологическую и преддипломную на промысловых судах или на УС «Крузенштерн», «Седов». Сейчас мы будем менять сроки прохождения практики и длительность — ведь на плавпрактике нужно прежде всего закреплять теоретические знания по спецпредметам. Кроме того, практика в море позволяет прочувствовать меру ответственности, это — первое серьезное испытание на правильность профессионального выбора. Так что после первого курса мы планируем направлять ребят в море на полгода, а после третьего курса — на 3 месяца.
Итак, уже после первого этапа наши выпускники могут работать по своей специальности, имея для этого необходимый диплом о среднем специальном образовании. А те, кто поработав немного, захотят повысить свой уровень — милости просим учиться дальше. Идите на четвертый курс. Для этого необходимо представить направление с места работы и пройти собеседование. Конечно, лучшие студенты получат возможность перейти на четвертый курс сразу после третьего — по представлению Совета колледжа.
Четвертый и пятый курс — это и есть вторая ступень образования. Колледж покидают младшие инженеры. У них есть все шансы, чтобы на судах получить должность начальника радиотехнической службы. А на берегу можно работать радиоинженером.
Сейчас мы думаем и о дальнейших перспективах для наших выпускников. Планируем с Калининградским высшим инженерным морским училищем и Калининградским техническим институтом заключить соглашение о том, что наши выпускники по направлению на основании собеседования смогут там через год-полтора получить полное базовое высшее образование. Вот почему будем приглашать преподавателей этих учебных заведений к нам на государственные экзамены — чтобы была полная ясность с уровнем подготовки студентов в Таллиннском колледже.
Студенты нашего отделения тоже активно занимаются в кружках технического творчества, которые созданы при каждой лаборатории: они изготавливают и восстанавливают макеты и стенды лабораторных и практических занятий. А лучшие из этих работ экспонируются на смотрах-конкурсах в самом колледже и среди учебных заведений Западного бассейна. Я бы мог выделить кружки под руководством заведующего лабораторией В. Боярса, преподавателей спецдисциплин В. Жикина, А. Нордмана, Л. Бычковой. Надеюсь, что и в дальнейшем наши студенты будут проявлять смекалку и творческую инициативу.

В. ЗОТОВ.
декан радиотехнического отделения


НА ПРАКТИКУ - ЗА ГРАНИЦУ
Начало международным связям нашего колледжа с родственными учебными заведениями за рубежом положил договор, заключенный в 1988 году с Институтом рыболовства имени Гонсалеса Ликеса в городе Гаване.
В течение последних полутора лет в рамках прямых связей наш колледж оказал институту большую помощь учебной, методической, специальной литературой, наглядными пособиями, моделями. Кубинской стороне было передано оборудование для штурманского кабинета, некоторые учебные инструменты.
Большую помощь в организации работы кафедр института оказали побывавшие на Кубе преподаватель-методист, Заслуженный учитель ЭССР В. Сирк и преподаватель Л. Канделин.
Три выпускника судомеханического отделения в течение полугода проходили стажировку в море на судах кубинского рыболовного флота.
В 1984 году наши связи расширились. На судах объединения «Эстрыбпром» в море прошли стажировку восемь специалистов рыболовного флота Кубы, а в настоящее время на ПБ «Станислав Монюшко» находятся на переподготовке два выпускника института.
Лучшим студентам нашего колледжа предоставлена возможность проходить производственную практику на судах иностранных фирм. Сейчас 10 студентов судомеханического и радиотехнического отделений находятся на практике на судах кубинского рыболовного флота. Мы надеемся, что за это время они овладеют разговорным испанским языком, что, кстати, входит в задание по практике.
В ноябре 1982 года возвратилась из служебной командировки на Кубу наш преподаватель промрыболовства Л. Устич. Она оказывала помощь в организации преподавания этого предмета в институте. Сейчас мы принимаем у себя профессора технических дисциплин института рыболовства Терозиту Флорес, которая знакомится с системой курсового и дипломного проектирования в колледже.
В 1989 году наш колледж установил прямые связи с Коткаским морским колледжем (Финляндия). Несколько раз группа наших преподавателей выезжала в Котка, где знакомилась с организацией учебного процесса. На учебном судне «Катарина» прошли учебное плавание по Таллиннскому заливу студенты нашего колледжа. В ТМК состоялась матчевая встреча по волейболу и баскетболу с командами из Котка, в марте этого года 17 наших спортсменов ездили в Финляндию на ответную встречу.
Будущим летом студенты судоводительского и технологического отделений колледжа пройдут практику на предприятиях рыбной промышленности Финляндии и на судне «Таллинн».
Расширяются и наши научные связи. Проректор по учебной работе Г. Нетробчук принял недавно участие в Международном симпозиуме стран Балтийского моря но проблемам образования в морских учебных заведениях, который состоялся в Котка.
Ректор Коткаского колледжа Йорма Лаксоо выступил у нас и во Владивостокском морском колледже с серией лекций по курсу «Мореходная астрономия».
В этом году мы вновь пригласили к себе учебное судно «Катарина» для совместного учебного плавания наших и финских студентов. Ожидается визит датского учебного барка «Стаге», трех учебных судов из Польши, ГДР и Финляндии. В настоящее время ведутся переговоры о сотрудничестве с морскими колледжами Англии, Швеции и ФРГ. Международные контакты преподавателей морских учебных заведений наших студентов со сверстниками из зарубежных стран помогут укреплению дружбы, взаимопонимания, будут способствовать совершенствованию учебного процесса и позволят нам в дальнейшем готовить специалистов международного класса.

И. ЕРЫГИН проректор.

ЭКЗАМЕН ПОД ПАРУСАМИ НА «ОТЛИЧНО»!
Это было осенью минувшего года.
После сдачи вступительных экзаменов и зачисления на первый курс судоводительского отделения Таллиннского морского колледжа 51 студента направили для прохождения практики на четырехмачтовый барк «Седов» в порт Рига. Нужно было сдать первые экзамены морю — чтобы проверить себя, понять, правильно ли выбрал профессию моряка. Ведь они, еще новоиспеченные курсанты-студенты, не знали и не понимали, что такое море, что такое качка. Поэтому вначале в Риге и смотрели с ужасом на 64-метровые мачты барка — на них надо будет забираться и работать с парусами даже во время шторма и дождя, раскачиваясь на реях на этакой высоте...
Двое парней сразу поняли, что это не для них, и уехали в Таллинн отчисляться из колледжа. А 49 студентов судоводительского отделения ТМК 23 сентября 1989 года вышли в море. Кроме них на барке «Седов» были также курсанты Ленинградского и Калининградского мореходного училищ.
Нашим ребятам досталось обслуживать фок-мачту и кливера. Вскоре, естественно, как и в любой группе людей, появились лидеры и антилидеры, смекалистые и не совсем таковые. Но вот что было интересно — самосознание ребят не позволяло разгуляться их псевдовожакам. А признанным лидером стал Каупо Пюви — высокий, физически хорошо развитый парень, с симпатичным лицом, хорошо владеющий английским языком. К тому же у него за плечами уже была служба во флоте — на подводной лодке.
Премудрости парусного дела, устройство и название рангоута, стоячего и бегучего такелажа, название парусов, акробатические лазания по реям, постановка и уборка парусов — все это постигалось с большим желанием и интересом. Парни прекрасно понимали, что это все должен обязательно знать и уметь будущий моряк.
При постановке парусов, почти всегда с мостика раздавалась благодарность капитана практикантам колледжа за быструю и слаженную работу на фок-мачте. Л при постановке верхнего фор-марселя наши ребята нобили рекорд всех предыдущих практикантов — за 43 секунды ставили они этот очень «трудный» парус.
Обучение шло успешно, поэтому такой же результат был в итоге спустя два месяца. Так что первые испытания труду и морю будущие эстонские рыбаки выдержали успешно: 42 студентам была присвоена квалификация матроса второго класса, а семи — матроса первого класса.
В конце рейса проходила общесудовая спартакиада; такое своеобразное многоборье: ориентация по судну, подтягивание на перекладине, поднятие гири, перетягивание каната, «железная рука» и другие виды. Наши ребята вновь отличились — первое командное место, и почти по всем видам программы получили очень много грамот, других наград. И главные призы тоже — жареные утки и торты.
На всем протяжении рейса дисциплина таллиннских ребят соответствовала требованиям, предъявляемым к студентам морского колледжа. И при списании с судна капитан направил письмо ректору ТМК А. Лыконе о поощрении студентов Таллиннского морского колледжа дополнительным отпуском за отличное прохождение практики, примерное поведение и воспитанность, чем, кстати сказать, выгодно отличались от курсантов Ленинградского и Калининградского мореходных училищ. Так что домой все возвращались с превосходным настроением — свой первый экзамен морю будущие судоводители из Таллинна сдали на «отлично». Так держать!

В. МОРОЗОВ,
руководитель практики — преподаватель Таллиннского морского колледжа.
Комментарии (1)
ТМУРП # 12 декабря 2017 в 10:09 0
Забавно - раньше кубинцы к нам считали счастьем попасть на практику, а теперь наших заманивают ТМК зарубежной практикой на Кубе. Игореше Ерыгину привет!