0 RSS-лента RSS-лента

Пара историй из практики

Автор блога: ТМУРП
ДИПЛОМЫ ВРУЧЕНЫ! – 13 07 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ЭТОТ ДЕНЬ вручения дипломов надолго останется в памяти курсантов Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. Торжества состоялись в Таллинском клубе строителей. Дипломы об успешном окончании училища были вручены большой группе судоводителей и радистов.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Будет вспоминать этот вечер и комсомолец Виктор Бобров, которому вместе с дипломом был вручен еще один диплом — рабочий диплом штурмана малого плавания.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Хорошо учились, активно участвовали в комсомольской работе курсанты Калев Юлге, Николай Демин, Сергей Свеженцев. И на выпускном вечере они были отмечены Почетными грамотами Октябрьского райкома ЛKCM Эстонии.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Комсомолец Виталии Ященко был старостой в своей группе. Он служил примером для товарищей и в учебе, и дисциплине. На нижнем снимке: заместитель начальника ТМУРП по учебной части Б. М. Розенштейн вручает Виталию Ященко диплом техника-судоводителя.

Фото А. ДУДЧЕНКО.
ТМУРП 0 3 комментария
ТВЕРДОЕ СЛОВО КУРСАНТА - 22 04 1976
ГОРДО несет высокое звание курсанта большинство юношей Taллинского мореходного учили ща рыбной промышленности. Лучшие из них — отличники и передовики учебы и дисциплины были приглашены на слет, прошедший недавно в училище.
В этот день состоялся полезный деловой разговор семнадцати и девятнадцатилетних, всех тех, кого позвали дальние морские дороги.
Праздничные и подтянутые, в нарядной курсантской форме ребята быстро заняли свои места в актовом зале. В президиуме — начальник училища В. А. Морозов, замполит К. А. Вельц, заместитель начальника по учебной части Б. М. Розенштейн, заслуженный учитель ЭССР Р. И. Ряк, секретарь комитета комсомола училища М. Пановская и другие. На слет были приглашены и почетные гости — начальник Госрыбфлотинспекции Эстонского района Герой Социалистического Труда Л. Сонг и генерал-майор в отставке А. Г. Соловьев.
Открывая слет, заместитель начальника по политической части К. А. Вельц поздравил юношей с отличной учебой, пожелал им дальнейших успехов в выбранной профессии. Курсанты, педагоги училища, гости говорили о той ответственности, которая лежит на каждом учащемся не только за себя, но и за своих товарищей. Быть ответственным за каждого — эта мысль звучала почти во всех выступлениях. Был единодушно поддержан призыв, принятый на недавно проходившем в ТМУРП комсомольском собрании «Ни одного отстающего рядом».
— Выполняя взятые социалистические обязательства, претворяя в жизнь решения XXV съезда КПСС, мы даем слово курсанта, — сказал от лица всех участников слета курсант группы Р-21-С Альберт Балоян, — своим примерным поведением, добросовестным отношением к учебе бороться за повышение учебных показателей и дисциплины.
В этот день 60 лучших курсантов были награждены Почетными грамотами Октябрьского райкома комсомола ЛКСМ Эстонии и комитета комсомола ТМУРП. Будущие радисты Геннадий Григорьев, Владимир Павлович, Игорь Субботкин, Сергей Болотько, Имант Буль, курсанты-судоводители Иван Гуменник, Матти Пальясмаа, Владимир Богданов, Михаил Гофман, холодильщики Евгений Кузьменко, Калле Коов, Геннадий Пехтерев, будущие технологи Константин Ляшенко и Владимир Шеховцев были награждены Центральным Комитетом ВЛКСМ и Министерством высшего и среднего специального образования СССР значком «За отличную учебу», — Идея организации слета отличников принадлежит комитету комсомола, замполитам отделений. — рассказывает секретарь комитета комсомола Маргарита Пановская. — Мы постоянно ведем работу с неуспевающими, а вот отличники учебы порой остаются вне поля зрения. А таких ребят в ТМУРП немало. Но ведь и передовикам нужен какой-то стимул. С этой целью мы и организовали наш слет. Лучшие курсанты смогли обменяться опытом, наметить общие цели. Эту традицию мы обязательно продолжим. В октябре думаем провести следующий слет отличников и надеемся, что количество его участников значительно пополнится.
Мы попросили участников слета рассказать немного о себе, о том, как они представляют свою будущую профессию.

МОРЮ НУЖНЫ ЗНАНИЯ
Сергей Войтеховский, группа Т-13, член комитета комсомола, комсорг группы:
— Еще в школе твердо решил, что обязательно буду моряком. Привлекали дальние страны, встречи с интересными людьми. Но в школе еще не имеешь четкого представления о трудностях и ответственности, которые ждут впереди. Но они нас не пугают. Напротив, зовут настойчиво овладевать знаниями. И ради морских далей, о которых мечталось со школьных лет, готов упорно сидеть за учебниками. Понимаю, что прежде, чем выйти в морской рейс, надо получить серьезные знания. Я считаю, для технолога один из важных предметов — это черчение. Нужно быть технически грамотным, уметь разбираться в чертежах, досконально изучить оборудование.

В ОТВЕТЕ ЗА КАЧЕСТВО
Виталий Иванов, группа Т-ЗЗ-С, член комсомольского бюро роты:
— Для нашей группы это последние дни учебы на третьем курсе. Вот-вот начнутся экзамены. Думаю, что для моей будущей профессии технолога очень важны химия, биохимия, ихтиология. По этим предметам нужны особенно прочные знания. У нас уже была практика, на которой мы работали рыбообработчиками. Именно тог -да понял ту главную роль, которая отводится технологу, — следить за качеством, быть в ответе за всю выпускаемую продукцию. А это и почетно, и накладывает особые обязанности на каждого.

ГЛАВНОЕ - ИНТЕРЕСНО
Геннадий Осокин, группа Р-31, член комитета комсомола:
— После окончания школы мечтал поступить в политехнический институт, увлекался техникой, радиоделом. Товарищ посоветовал пойти в мореходное училище, которое сам только что закончил. Так я приехал в Таллин...
Сейчас на третьем курсе приходится много заниматься. Ведь для нас это основной курс, проходим профилирующие предметы. Главный из них для нас, радистов, - манипуляция. А раз главный, значит и требует к себе специальной подготовки, больших знаний.
Когда пойдем на практику, будет больше тренировок. Тогда можно будет говорить уже о каких-то успехах.

ЗДЕСЬ ЗАРОЖДАЕТСЯ ДРУЖБА
Геннадий Григорьев, группа Р-31, физорг: — Здесь, в училище, мы быстрее взрослеем. Когда чувствуешь, что с тобой обращаются как со взрослым, хочется оправдать такое отношение. Это помогает принимать самостоятельные решения. И главное в том, что мы все делаем сообща. Нас объединяет и профессия, и интересы, и одинаковые условия, в которых мы живем и учимся. Считаю, что именно здесь зарождается настоящая морская дружба.
Что привело меня в училище? Если сказать романтика, будет неполно. Уже сейчас понимаешь, что будут и тяжелые трудовые будни. Ответственность, качество знаний, взаимовыручка, работоспособность - такие требования предъявляет будущая профессия к курсантам мореходного училища. Потому так серьезно относятся они к своей учебе. И хочется верить, что «алые паруса" их роман тики не потускнеют, когда их коснутся соленые брызги трудовых морских буден.

Н. КРУТИКОВА

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Секретарь комитета комсомола ТМУРП Маргарита Павловская вручает Почетную грамоту радисту третьего курса Сергею Болотько.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Обращение участников слета к курсантам училища зачитывает Альберт Балоян.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Участники слета передовиков, отличники учебы и дисциплины (справа налево) Виталий Иванов, Геннадий Осокин, Геннадий Григорьев, Сергей Болотько, Сергей Войтеховский, Василий Бутер.

Фото М. Никоноровой.
НИ ОДНОГО ОТСТАЮЩЕГО РЯДОМ - 15 04 1976
Идет Всесоюзное комсомольское собрание «Решения XXV съезда КПСС - выполним!" в Таллинском мореходном училище рыбной промышленности. Около шестисот курсантов собрались в этот день, чтобы подвести итоги сделанному, наметить новые рубежи в своей деятельности. Шел деловой разговор о злободневных проблемах, повышении успеваемости и дисциплины. В выступлении секретаря комитета комсомола Маргариты Пановской была дана объективная оценка учебе курсантов. В докладе отмечалось повышение успеваемости в 1975/76 учебном году до 98,2% по сравнению с предыдущим годом (96,4%). Этому способствовало соревнование за право подписать Рапорт Ленинского комсомола XXV съезду партии, возросшая сознательность учащихся. Однако в борьбе за качество учебы еще предстоит большая работа. Неважно обстоят дела с текущей успеваемостью. Среди неуспевающих — 40 комсомольцев. Много двоек в учебных группах X—21-а, Т— 13-а, Т—12. Есть и систематические задолжники. В последнем семестре это курсанты из группы Т—12 Сергей Софронов, Сергейи Белкин, из группы Т—13 — Александр Русяев и Андрей Усов, Хейно Тинт (группа X—21-а), Валерий Янковский и Валерий Евстигнеев (группа С—21) и некоторые другие.
Вести непримиримую борьбу с неуспеваемостью — такова главная задача, стоящая перед всей комсомольской организацией училища. Непосредственно решать эту задачу должен общественный деканат, созданный при комитете комсомола ТМУРП. В составе деканата две группы — методическая и учебно-воспитательная. В них входят лучшие курсанты, избираемые на ротных бюро.
— Мы стараемся так поставить работу общественного деканата, — сказала в своем выступлении М. Пановская, — чтобы он стал полномочным курсантским органом, способным решать поставленную перед ним важную задачу.
О состоянии учебы говорила и заместитель секретаря комитета комсомола, декан общественного деканата преподаватель химии Ирина Михейкина. Наметилась определенная тенденция среди различных отделений ТМУРП. Так, например, на радиотехническом отделении проблемы неуспеваемости не существует. К сожалению , этого нельзя сказать о технологическом отделении, здесь пока еще низкая успеваемость. Общественный деканат призван поддержать ребят и помочь им, а если надо, то и заставить их заниматься. Конечно, один преподаватель не в силах преодолеть трудности, здесь нужна помощь всех курсантов и в первую очередь отличников и ударников учебы, пользующихся авторитетом своих товарищей. Встречаются и такие курсанты, которые надеются на то, что их "вытянут". С подобным мнением необходимо вести борьбу.
На вопросах дисциплины остановились заместитель начальника организационного отдела Н. З. Нагорный и командир третьей роты В. Г. Лепилин. Несмотря на большую работу, проделанную в группах и ротах по идейно-нравственному воспитанию курсантов, вопросы с дисциплиной еще не решены. Отдельные курсанты продолжают нарушать нормы поведения. Так, например, с сентября прошлого года органами милиции было задержано 17 человек, из них 10 членов ВЛКСМ. Необходимо улучшить дисциплину. И это дело не только командиров рот, преподавателей, комитета комсомола, но и личное дело каждого комсомольца.
В работе комсомольского собрания ТМУРП также приняли участие начальник училища В. А. Морозов, замполит радиотехнического отделения И. Н. Носков, комсорг роты курсант группы Т—23-С Виктор Бабко, член штаба оперативного комсомольского прожектора курсант группы Т—13 Владимир Смолик и другие.
Комсомольцы училища постановили считать главной задачей комсомольской организации борьбу за повышение качества учебы и проводить ее под девизом «Ни одного отстающего рядом", определить в ней конкретное участие каждого курсанта.

Н. КРУТИКОВА.
У БУДУЩИХ РАДИСТОВ - 02 03 1976
Большой популярностью среди молодежи пользуется Таллинское мореходное училище рыбной промышленности. Многие юноши после окончания средней школы поступают именно сюда, продолжают свое обучение в училище, приобретают морские специальности и становятся моряками.
Каждый год в училище проходит соревнование на лучшую группу. Одной из передовых является группа радиотехников. Второй год ее курсанты занимают первое место по успеваемости.
Они представляют собой дружный сплоченный коллектив. Часто курсанты посещают выставки и кинотеатры, встречаются с передовиками производства объединения "Океан" и других предприятий.
В группе судоводителей немало отличников учебы, активных комсомольцев – это Олег Столяров, Сергей Болотько, Григорий Григорьев. Руководит группой опытный преподаватель, бывший фронтовик Евгений Михайлович Гаршин.
Ко дню открытия XXV съезда партии курсанты училища подошли с высокими показателями. В результате кропотливой , упорной работы улучшилась успеваемость, повысилась дисциплина.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

- начальник строевого отделения ТМУРП Николай Зиновьевич Нагорный зачитывает приказ перед составом училища.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

на приеме у зубного врача Валентины Алексеевны Коршуновой.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

отличник учебы судоводительского отделения Сергей Болотько.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

старшина группы судоводителей Олег Столяров
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

курсант судоводитель Геннадий Григорьев.

Текст и фото А. БАРАНОВА.
3ВУЧИТ КУРСАНТСКAЯ КЛЯТВА – 11 10 1977
Такой день у курсантов Таллинского мореходного училища бывает один раз в году. И проводится он торжественно, празднично. В этот день училище пополняется новым отрядом будущих моряков.
Успешно сданы приемные экзамены, преодолен первый рубеж на пути к трудной, но почетной профессии. Еще вчера молодые, здоровые, энергичные парни с откровенной завистью посматривали на курсантов, мечтали и стремились встать в их ряды. А сегодня они сами одеты в ладно подогнанную красивую морскую форму. Радостью, настоящим счастьем светятся лица.
Зал клуба заполнен и новичками, и старшекурсниками. На почетных местах педагоги, командиры и начальники. Под звуки торжественного марша вносится знамя училища.
И на этот раз вручение новичкам курсантских билетов приурочено к Дню учителя. Именно поэтому в своем выступлении перед аудиторией начальник училища С. Морозов поздравляет преподавательский состав с праздником, отмечает их важный и плодотворный труд, большой вклад в подготовку умелых, стойких, идейно закаленных специалистов. Многие из преподавателей были отмечены почетными грамотами, благодарностями.
Наступает волнующий момент для новичков. Зачитывается приказ о зачислении в училище курсантами. Сергей Семиглазов и Эдуард Шевченко обмениваются радостными взглядами. Оба они приехали из Пярну. С добрым напутствием отцов, тружеников рыбокомбината. И, конечно же, с большим желанием учиться морской профессии. Вдали от морских просторов, в Новомосковске, жил и учился Анатолий Мицура. Но и его потянуло сюда, в училище.
...Замер по стойке «смирно" строй. Четким шагом выходят парни для получения курсантских билетов. С этого момента красная книжечка делает каждого полноправным членом коллектива.
Заключительная часть торжественного ритуала — курсантская клятва. Ее зачитывает Юрий Яливец. Он заметно волнуется. Еще бы! Слова курсантской клятвы накладывают на каждого большие и ответственные обязанности. Трижды звучит в зале громкое, многоголосое «клянусь».
Оркестр исполняет Государственный гимн СССР и гимн Эстонской ССР.
Пройдут месяцы, годы учебы. Повзрослеют и возмужают, наберутся практического опыта посвященные сегодня в курсанты юноши. И так же, будучи старшекурсниками, от души пожмут руки будущим новичкам, как получают сегодня поздравления сами. Их ждет море. Ласковое и суровое, приветливое и штормовое. Их ждет в будущем интересная работа, труд на благо Родины. Свой первый учебный год они начинают в канун знаменательного события — 60-летия Великого Октября. Дав курсантскую клятву, каждый юноша сядет за учебный стол с благодарной мыслью о Родине, партии, о Советской Конституции, дающей право на учебу и свободный выбор профессии.

И. ШПЕРОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вручаются курсантские билеты
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Радостные лица курсантов Э. Шевченко, А. Мицуры, С. Семиглазова.

Фото автора
Дорогань Анатолий начальник радиостанции – НА СВЯЗИ – ЗНАТОКИ - 21 03 1991
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Рейс на БМРТ-605 «Мыс Челюскин» начальник радиостанции судна Анатолий Дорогань расценил для себя как самый обычный: ровно работалось, итоги убедительные — чего же больше? Впрочем, следом за этой скупой характеристикой он одно за другим перечисляет имена радиста и электрорадионавигатора, капитана — людей, тех, кто, по его мнению, смог предвосхитить эту ровную атмосферу и на пароходе, и в службе, в частности.
Радистом на БМРТ-605 был в этом рейсе Вячеслав Киселев, с кем Анатолий Дорогань в свое время вместе заканчивал мореходное училище. А электрорадионавигатор Валентин Алексеевич Яковенко был у них у обоих преподавателем. При таком составе и правильная эксплуатация аппаратуры обеспечена, и сохранность ее — тоже, да и какому специалисту не интересно работать на новехоньких локаторах, на отличной радио- и поисковой аппаратуре? Связь на судне обеспечивалась надежно (это уже свидетельство капитана), сводки принимались и передавались оперативно. Не в последнюю очередь обусловлено это было тем обстоятельством, что радиоспециалисты сами приняли участие в установке новой аппаратуры во время капремонта судна. С локаторами, правда, пришлось еще покорпеть и на промысле, но этим дело не ограничивалось: сверх непосредственных своих обязанностей и электрорадионавигатор, и начальник радиостанции охотно откликались, когда требовалась помощь специалистам других судов.
После училища А. Дорогань работал на судах самого различного типа: на производственных рефрижераторах, БМРТ и «суперах» — начинал радистом, позже электрорадионавигатором и начальником радиостанции. Обще-признана в нем основательная профессиональная подготовка, сочетающаяся с несуетливой деловитостью. Однозначно характеризует его и тот факт, что, объективно оценивая уровень своей подготовки, Анатолий Дорогань не претендует на собственную исключительность, не ищет для себя удобных рейсов на комфортабельных судах. Так и сейчас: не успев отчитаться в службе добычи за предыдущий рейс на БМРТ-605, Дорогань определил очередной — на МРТР-288 «Пагрус». Работа на креветколовах имеет, безусловно, свои, чисто материальные преимущества, но даются-то они отнюдь не дешевой ценой (если учесть насколько изношены два старых креветколова, еще недавно планируемых на скорое списание). Но у Анатолия Дороганя имеется завидное свойство: там, где есть «минусы», умеет найти для себя «плюсы». И не только для себя, но и для ближайшего своего рабочего окружения.

Наш корр.

Фото Р. Эйна
ЛЮБОВЬ К МОРЮ - ПО НАСЛЕДСТВУ – 18 01 1990
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Тому, что Николай Соловьёв, начальник радиотехнической службы на судах "Эстрыбпрома", выбрал себе морскую профессию, удивляться не приходится. Скорее, неожиданным могло бы показаться другое решение. На берегу Балтики, в Таллинне, прошли его детство и юн ость, так что "морские страсти" сопровождали Николая чуть ли не с первых жизненных шагов.
Конечно, не обошлось без примера и влияния отца, Александра Соловьёва. Ему было что вспомнить, что рассказал о сыну. Как в довоенные годы работал на знаменитом Балтийском заводе в Ленинграде — строил ледоколы, легендарный крейсер "Киров", как воевал, а затем, до 1963 года, служил в ВМФ, в том числе и на Балтике последние годы. Кстати, военно-морским офицером был и брат отца.
Поэтому после службы ратной морской А. Соловьёв и осел на берегу в Таллинне, работал на Таллиннском рыбокомбинате. Ну и, конечно, нельзя забывать о том, что в "Эстрыбпроме" на флоте трудился двоюродный брат Николая — Валерий.
Одним словом, старшеклассник Николай Соловьёв сделал свой выбор, особо не мучая себя раздумьями и переживаниями.
А для начала — Таллиннское мореходное училище, радиотехническое отделение которого окончил в 1976 году.
Практику проходил ещё на СРТР, а вот работать радиооператором пришлось на судах куда более солидных — РТМС, БМРТ, ТР; на МСБ "Ураган" тоже в рейс выходил. Районы промысла и моря менялись, как в калейдоскопе — Баренцево море, АЧА, СВА, ЦВА. Тихий океан...
Работа радиооператора и особая, и ответственная. Ведь он обеспечивает связь — и этим сказано всё. Обеспечение безопасности мореплавания, связь с берегом, родным портом, с которым мысленно не расстаются рыбаки все эти долгие месяцы плавания. И, конечно, кроме личных радиограмм, все служебные переговоры, передача оперативных распоряжений и сводок, связь со штабом экспедиции, с другими судами, которые тоже трудятся рядом и далеко, или уже спешат домой.
Поэтому и ждут все от радиста работы чёткой, уверенной, надёжной, оперативной. А вот как раз быстрота не сразу приходит. Чтобы уверенно работать в эфире, навык нужен. А он появляется с опытом, обычно после 2—3 лет работы.
У Николая всё получилось несколько быстрее. Уже в середине первого рейса (а тогда они длились по пять месяцев) на БМРТ-441 "Эдуард Сырмус" у него дела пошли на лад. Весьма кстати оказалась поддержка Николая Лубочкина, начальника РТС; он помогал на ключе, а Н. Соловьёв учился читать на слух. Ну и, конечно, весьма существенным стало то обстоятельство, что посредником (связь тогда осуществлялась по цепочке АЧА — ЦВА — Таллинн) оказался Александр Пономарёв, который был у Николая начальником практики на СРТР и поэтому знал, в каком режиме лучше всего работать со вчерашним курсантом. Нельзя, конечно, сбрасывать со счетов и тот факт, что у Николая музыкальный слух и пальцы пианиста, что называется, от природы.
Одним словом, уже месяца через три Николай Соловьёв мог делать всё самостоятельно, а через год и скорость стабильная у него появилась.
Так до 1984 года и плавал он радиооператором, а затем сдал на первый класс, причём на одни пятёрки. В принципе, конечно, мог это сделать и намного раньше, но просто немного не везло. Дело в том, что экзамены в ТМУ МРХ СССР принимают в мае — июне, а Николай — так уж получалось — обычно в это время бывал в рейсе. После экзаменов его сразу повысили в должности. На ТР " Нарвский залив" ушёл в ЦВА начальником РТС.
Новая должность, естественно, предполагает и другой круг обязанностей, и уровень ответственности на порядок выше. Начальнику РТС нужно уметь организовать работу двух радистов. Самостоятельные вахты уже стоять практически не приходилось, главное — обслуживание приборов.
На ПР "Ханс Пегельман" после " Нарвского залива" работа также строилась. А вот затем, когда вновь ходил на промысловых судах, нужно было организовывать работу уже несколько иначе. Вновь стоять вахту, как радист. И, конечно, — обслуживание приборов, прежде всего тех, от которых зависит вылов. Начальник РТС должен всё уметь, в том числе и ремонтировать такие приборы, хотя прежде всего это обязанность электрорадионавигатора судна. Но если тот, к примеру, молод и неопытен, тогда уж, будь добр, засучи рукава и все сам делай. Николай эту науку хорошо усвоил, и ещё не было случая, чтобы он подвёл экипаж. А что касается скорости работы на ключе — все необходимые навыки уже доведены до автоматизма. Одним словом, теперь он может чувствовать себя уверенно, когда выходит в море.
В море, как известно, работы всем хватает. И на отдых, развлечения времени практически не остаётся. Может быть, именно поэтому и нужно уметь его ценить, использовать с максимальной пользой. Николай всегда старался быть в гуще общественной жизни. Раньше, когда был помоложе, комсомольцы чаще всего избирали его редактором стенной судовой печати. К художественной самодеятельности тоже душой тянулся — различные концерты, вечера отдыха помогая проводить. И сам на них выступал — на гитаре играл. Потом, конечно, пришлось несколько сменить общественное амплуа. В последнем рейсе, к примеру, работал в составе совета экипажа РТМС-7558 "Цветково".
... Недавно у Николая был день рождения — ему исполнилось 34 года. Конечно, приятно моряку в этот день находиться на берегу, в кругу семьи, родных и близких — ведь далеко не часто случается такое. Но и эти "каникулы" скоро кончатся — и снова в море. На новую встречу с работой, профессией.

Э. АЛЬПЕРОВИЧ
Фото В. ШАЛЯ.
ТМУРП 0 Нет комментариев
СТАЛИ КУРСАНТАМИ – 07 10 1978
С раннего утра в этот день у курсантов Таллинского мореходного училища рыбной промышленности было приподнятое настроение. Еще бы! Торжественно, празднично. В зале клуба строителей ни одного свободного места. Играет музыка. Улыбками светятся лица "именинников". Еще вчера они откровенно завидовали страшим товарищам-курсантам мореходки, носящим красивую морскую форму. Сегодня они сами одеты в хорошо подогнанную форму и скоро станут полноправными членами большого коллектива. В зале на почетных местах — педагоги, те, кто отдает все свои знания и опыт обучению и воспитанию будущих судоводителей, технологов, радистов.
И на этот раз, по традиции, посвящение новичков в курсанты приурочено ко Дню учителя — празднику всех педагогов.
Под звуки торжественного марша знаменосец и ассистенты вносят знамя училища. Начинается торжественное собрание. Его открывает заместитель начальника училища по политической части В. М. Скрипка. Первые его слова — слова приветствия и поздравления с Днем учителя — обращены к педагогам. Много добрых слов в адрес преподавателей сказал в докладе заместитель начальника училища по учебной части, заслуженный учитель Эстонской ССР Б. М. Розенштейн. Он отметил рост успеваемости за последние годы, повышение дисциплины. Социалистическое соревнование между группами способствовало эффективности обучения, улучшилась организация учебного процесса.
От имени курсантов с приветственным словом выступил заместитель секретаря комсомольской организации училища курсант Владимир Науменко. Лучшим педагогам вручаются почетные грамоты. Их получают Л. А. Юдина, И. И. Жомов, Б. А. Розенштейн, А. С. Гусарова, С. Е. Мурашко и другие. Многие отмечены благодарностями.
И вот наступает волнующий момент для новичков. Зачитывается приказ о зачислении их курсантами училища. Замер по стойке «смирно» строй. Один за другим четким шагом выходят из строя юноши, чтобы получить курсантский билет. Радостно переглядываются Юрий Минеев и Евгений Луценко. Сбылась их заветная мечта — они будут моряками. Приятное известие получат родственники Ансона Дайлиса в Латвии. И в Грузию, на родину Анатолия Осадзе, уйдет радостное письмо. Все они отныне — полноправные курсанты. И у каждого уже две нашивки на левом рукаве. С этого года училище проводит набор юношей только со средним образованием, курсанты сразу зачисляются на второй курс. Пройдет три с половиной года, и станут на самостоятельную вахту специалисты — судоводители, технологи, радисты. А пока — учеба, упорный труд.
Заключительная часть торжественного ритуала — курсантская клятва. Ее зачитывает с трибуны курсант Олег Алиев. В зале звучат слова, в которых заложен глубокий смысл. Трижды раздается многоголосое «клянусь».
Нелегок, но почетен рыбацкий труд. К нему начинают готовиться новички-курсанты. Их ждет море, ласковое и суровое, тихое и бурное. Их ждет интересная работа в будущем, труд на благо Родины. Свой первый учебный год они начинают в стенах училище в канун годовщины новой Конституции СССР и будут овладевать знаниями с мыслями о Родине, партии, Советской Конституции, дающей право на труд, учебу, свободный выбор профессии каждому гражданину СССР.

И. ШПЕРОВ.

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

У Знамени училища.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Курсантский билет вручается Юрию Поповичу.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Молодые курсанты В. Кириченко, В. Киданов, С. Тиджиев (слева направо)

фото автора.
ТМУРП 0 Нет комментариев
КОМСОРГ С «ЮХАНА СМУУЛА» - 19 09 1978
СВОЕ восемнадцатилетие курсант Таллинского мореходного училища рыбной промышленности Ваня Касьян встречал на борту учебно-производственного судна «Гриф». Совершеннолетие пришлось на первую в жизни встречу с морем. Было это ровно десять лет назад, во время плавательной практики. Сегодня многие на «Смууле» величают его по имени-отчеству: Иваном Ивановичем. Да это и не удивительно. Касьян — опытный механик, грамотный специалист.
Самая примечательная его черта — тяга к знаниям, ко всему новому. Когда почувствовал, что нельзя довольствоваться лишь средним образованием, на время прервал работу и поехал учиться в Калининград, в высшее мореходное училище, и успешно его закончил.
Он постоянно в курсе всех технических новинок и открытий. Подвластна должна быть механику любая судовая техника: дизель-генераторы, насосы, котельные механизмы — все обязан уметь разобрать и собрать, знать до последнего шплинта. Вот, пожалуй, единственный и простой секрет успехов Ивана Касьяна. И плюс, конечно, увлечённость. Это же привлекло его к рационализаторской работе на судне. Участвует в разработке предложения «Реконструкция топливных насосов высокого давления вспомогательных дизель-генераторов». Прямо в рейсе — переустройство механизмов. И желаемый результат: совершенствуется работа двигателя, улучшается удобство обслуживания, увеличивается безотказность работы топливных насосов. Так был вскрыт еще один резерв производства. Между прочим, это уже третье предложение Касьяна. А всего в этом рейсе моряками «Юхана Смуула» внесено пять усовершенствований.
Третьему механику Ивану Касьяну минувший рейс, вероятно, особо памятен. Он возглавил судовую комсомольскую организацию. Это стало первым партийным поручением молодого коммуниста.
Не металлом единым жив человек. Комсомольского секретаря волновали духовные запросы молодежи, ее нравственные устремления. Отрадно: молодые моряки показали себя неравнодушными, отзывчивыми на добрые начинания.
Взять, к примеру, судовые лекции. Не для «галочки» они — для того, чтобы каждый на «Смууле» за сотни миль от родных берегов знал о событиях в своей стране, чувствовал себя к ним причастным.
Не один день провели в судовой библиотеке лекторы комсомольцы третий и четвертый помощники капитана Виталий Макаров и Николай Волохно, член КПСС Ивам Касьян. Внимательно следили они за периодикой, изучали брошюры. И рождались темы — о том, что волнует и интересует молодежь. А в часы лекций собиралась большая аудитория.
В дни, когда в Москве проходил XVIII съезд ВЛКСМ — РТМ-7229 шел из Дакара на промысел, — Касьян рассказывает о трудовых свершениях Ленинского комсомола. Доклад его: «Всегда с партией, всегда с народом». Во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов на Кубе выступил Волохно — «Комсомольцы в борьбе за антиимпериалистическую солидарность и дружбу молодежи всех стран».
Не только обязанностью, но внутренней потребностью стала для Ивана Касьяна работа с молодежью. Он пропагандист лекторской группы. Вместе с комсомольцами из редколлегии — врачом Зинаидой Гайдук, матросом Анатолием Харитоновым, мотористом Александром Скачковым — выпускает общесудовую газету «Атлантик». Времени хватило, чтобы помочь матросу Михаилу Грискиву, одиннадцатикласснику заочной средней школы моряков, преодолеть трудности математики. Товарища выручил, когда тому понадобилось смастерить деталь для самодельного маяка -сувенира... Словом, немало друзей осталось у Ивана на «Юхане Смууле". Впрочем, они вокруг него всегда. Быть с людьми, жить с ними одной жизнью — в этом нашел свое призвание молодой коммунист.

Н. КРУТИКОВА.
ТМУРП 0 Нет комментариев
ЗДРАВСТВУЙ, МОРЕХОДКА! - 07 09 1978
+ ФОТОРЕПОРТАЖ +
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

— Товарищи курсанты! Комитет комсомола обращается к вам с призывом... — Раздается в наступившей тишине звонкий мальчишеский голос. Слово держит радист-третьекурсник Сергей Ломатченко,
...Пасмурным выдалось первосентябрьское утро. Но моросящий дождь и туманная дымка ранней осени — не помеха. На площадке, окруженной учебными корпусами, стройные шеренги курсантов Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. Идет торжественное построение. Этим праздничным ритуалом 600 воспитанников мореходки отмечают первый день нового учебного года. Пожалуй, он особенно волнующий и памятный для тех, кто впервые надел курсантскую форму, — 252 вчерашних абитуриентов. Сегодня им все в новинку, все интересно.
Начальник училища Вячеслав Антонович Морозов поздравляет учителей и учащихся, знакомит новичков с преподавателями и командирами. Звучит воззвание комитета комсомола ТМУРП: успехами в учебе и труде, отличной дисциплиной отметить 60-летний юбилей Ленинского комсомола. Торжественны минуты общего сбора.
Вот курсанты четким строем направляются в аудитории и кабинеты. Начинается первый учебный день.
Урок для судоводителей — скорее знакомство. Приобщение к профессии через неясные пока науки: навигация, морское дело, ихтиология, техническая механика... Усердно списывают новички расписание занятий. Классный руководитель группы Шолом Мозусович Аронович объясняет суть каждого предмета, его важность для мореходов. Подробнее узнали ребята о самом училище, его традициях, услышали о выпускниках прошлых лет. Еще о главном сказал педагог: пришло время прощаться с детством, сегодня повзрослевшие мальчишки стоят на пороге юности — началась подготовка к самостоятельной жизни.
Прекрасным стал этот сентябрьский день — первый день учебы. Разумеется, много еще предстоит сделать: научиться, упорно работать, прилежно учиться. Но уже положено начало той науке, о которой давно мечтали — науке о том, как стать капитаном... Академический час оказался чересчур короток и тесен для дерзких мечтаний юности. Но хочется, чтобы своим устремлениям и надеждам курсанты остались верны и в скорые годы учебы, и в долгие годы труда,..
В заключение вопрос тем, кто сегодня впервые перешагнул порог мореходки:
— Чем запомнится тебе первый день учебы?
Георгий Ерик: Многое значит сегодняшний день. Позади вступительные экзамены мы стали курсантами. Но это лишь первое испытание, самое трудное у нас впереди — стать настоящими моряками.
Юрий Жигалин: Мне запомнится этот день торжественностью, значительностью. Думаю, каждый почувствовал ответственность своего шага.
Николай Власов: Мы стали причастны к морскому делу большому, важному, интересному, приблизились к своей мечте. Хочу стать достойным моряком.
Анатолий Мамон: Сделан серьезный шаг в жизни, впрочем, думаю, не последний. Впереди годы учебы, но надеюсь справиться. Хочется стать капитаном корабля.

Н. КРУТИКОВА.

НА СНИМКЕ: первый день учебы в группе судоводителей Ш. Ароновича.

Фото К. КАЛЛАСТЕ
ТМУРП 0 Нет комментариев