0 RSS-лента RSS-лента

Пара историй из практики

Автор блога: ТМУРП
На «хорошо» и «отлично» - 28 07 1988
Экзамены — время волнений не только для курсантов, но и для преподавателей, членов экзаменационной комиссии. Оцениваются не только знания отдельных учащихся, но и качество обучения в целом.
Подведены итоги учебного года в учебно-курсовом комбинате объединения «Эстрыбпром». Комиссия под председательством капитана Таллинского морского рыбного порта С. Хорохонова осталась довольна знаниями курсантов, сдававших экзамены на звание механика маломерного судна с главными двигателями общей эффективной мощностью до 100 квт. Отличные оценки получили курсанты С. Сикора, Р. Раху, Ю. Раагмаа, И. Паэсюльд, X. Эриксоо, В. Киви, И. Аавик. Тем, кто уже выполнил производственную практику в полном объеме и набрал соответствующий плавательный ценз, были даны консультации по оформлению документов на рабочие дипломы.
В Пярну экзамены на звание судоводителя маломерного судна валовой вместимостью до 50 рег. т. и судового оператора-радиотелефониста сдавали 68 человек. Из них на «отлично» членами комиссии оценены ответы Т. Аласа, В. Вака, А. Вилура, Я. Кальюсте, А. Унду. Остальные учащиеся получили оценку «хорошо».
Филиал Таллинской мореходной школы в Пярну готовит кадры не только для ПО «Эстрыбпром». В июне сдали экзамены на звание судового оператора-радиотелефониста юноши и девушки, которые после получения дипломов и свидетельств будут работать в рыболовецких колхозах республики. 11 человек — половина группы сдали экзамены на «отлично».
Пожелаем всем выпускникам удачи и больших уловов.

Т. КРАВЧЕНКО, инженер дипломной группы службы капитана порта ТМРП.
На «Эверест» парусного спорта – 26 07 1988
«Нужны ли кругосветные плавания курсантам мореходных училищ?» На этот вопрос еще в 1803 году ответил И. Крузенштерн, организовав и возглавив первое русское кругосветное плавание. Правда, основная цель экспедиции была охранять берега русской Америки от Аляски до Калифорнии. Научные же работы разрешено было делать лишь попутно, не мешая решению основной задачи.
Не возникал этот вопрос и в последующие годы, когда был организован ряд кругосветных плаваний. Положительно ответили на него и первые руководители молодого советского государства, отправив барк «Товарищ» с курсантами на борту в Южную Америку под командованием Дмитрия Лухманова. Плавание продолжалось без малого два года. В обратный рейс судно вел старший помощник капитана. Не стоял этот вопрос, когда уходили в кругосветное подводное плавание наши атомные подводные лодки. Почему же он всегда возникает, когда приближается время самых популярных регат мира — гонок на больших океанских яхтах — и решаются вопросы об участии в них наших спортсменов. Чтобы рассказать, насколько широко представлена география регат Мира и Дружбы, не хватит, наверное, нескольких страниц. Список же участников намного больший. Давними и постоянными участниками большинства этих регат являются чехи и швейцарцы, у которых нет даже морских границ. О спортсменах Польши, ГДР, ФРГ, Болгарии можно и не упоминать: они постоянные участники.
Участие советских экипажей в гонках на Балтийском, Японском, Северном и Черном морях, в Атлантике в 1984 году (единственный раз две яхты из Ленинграда представляли Балтийское морское пароходство), наполовину состоящих из курсантов морских училищ, показал полную готовность наших яхтсменов к борьбе на океанских трассах, а, ведь, в этих гонках участвовали далеко не лидеры нашего парусного спорта. Сравнивать же материальную часть, на которой выступали наши экипажи, с другими мне просто не позволяет совесть. Скажу только, что знаменитая английская супер-яхта «Грейт Бритн-2» (постройка 1973 года) считается уже «пожилой леди» и имеет пять кругосветных гонок. За кормой польской парусной школы-корабля «Дар Молодежи» уже есть одна кругосветка, хотя и построена яхта в 1982 году. Флаг Болгарии реял над водами не только Северной, но и Южной Атлантики, развеваясь на гафеле небольшой баркентины «Калиакрия». В настоящее время удачно завершен эксперимент по перестройке программы высшей и средне-специальной школ: совмещение плавпрактики с учебным процессом — утвержден так называемый плавсеместр. Уже сейчас эксперимент показал, что наибольший эффект для плавпрактики курсантов и усвоения ими учебных вопросов дадут суда меньших размеров, особенно, если они будут ходить в группе, отрабатывая задачи группового плавания и маневрирования в зонах интенсивного судоходства. На борту должна находиться группа курсантов, им будет предоставлена самостоятельность и простор для проявления инициативы и знаний по практике судовождения. Это подтвердила и практика на учебной яхте «Веста», на борту которой из 9 членов команды было 4 курсанта Таллинского мореходного училища МРХ СССР.
Наибольший эффект в учебе и практи ке дает участие в гонках. Отношение к учебе и практике резко меняется в луч шую сторону. Если во время простого парусного плавания интерес чисто прак тический, то во время гонок вопросы по теории и практике сыпались, как град, так что порой и преподавателям приходи лось браться за книги, чтобы дать полный ответ.
Почему же нужны гонки, а не просто парусные плавания? Да потому, что в гонках вы ведете борьбу не только с капризами природы, соперник у вас не только океан, но и человек. Борьба идет мирная, по правилам заранее всем известным, честная, бескомпромиссная, мужская. Цена же победы одна на всех — настоящая морская дружба и доверие. Ни один настоящий яхтсмен не включит двигатель во время гонки, как это частенько позволяют себе капитаны больших парусных судов. Для честных яхтсменов это конец соперничества, презрение, даже если они ничего и не скажут. И в дальнейшем с капитанами, позволившими себе такое, никто не будет гоняться. Вот почему океанские парусные гонки, совмещенные с плавсеместром и плавпрактикой, дадут необходимый эффект, качественный скачок в подъеме уровня знаний курсантов высших и средних училищ и подготовке таких специалистов, каких требует нынешнее время преобразований всех сфер жизни нашего общества.
Если после публикации этой статьи у вас, читатель, не возникнет вопроса «Нужны ли океанские гонки?», то я, со своей стороны, буду считать свою задачу-минимум выполненной, а, если вы активно включитесь не только в дискуссию по этому и аналогичным вопросам, но и в подготовку к участию в гонках на Балтийском, Японском, Черном и других морях, то это приблизит нас и к осуществлению задачи-максимум: участию кругосветных гонках, в этих «эверестах» парусного спорта.

С. ШИШКОВ,
штурман ПО "Эстрыбпром».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Пока на приколе
Фото А. БАРАНОВА.
ВМЕСТЕ УЧИТЬСЯ, ВМЕСТЕ ОТДЫХАТЬ – 26 07 1988
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ВЫПУСК № 16

Около 700 молодых людей, решивших связать свою дальнейшую судьбу с морем, проходят обучение в Таллинском мореходном училище. Поэтому совсем не случайно коллектив училища принял активное участие в праздновании Дня советской молодежи.
Этому празднику был посвящен слет, проходивший на водохранилище Паункюла.
Программа слета оказалась довольно обширной: спортивные соревнования, конкурсы художественной самодеятельности, смотр-конкурс стенных газет. В эти солнечные теплые дни ребята устроили лодочные гонки, соревнования по перетягиванию каната, комбинированную эстафету по плаванию. Особый интерес у будущих рыбаков вызвал конкурс рыболовов, в котором участвовало большинство присутствующих.
Вечером победители и побежденные собрали свои трофеи и вдоволь полакомились душистой наваристой ухой.
Обязанности кока исполнял начальник технологического отделения В. Абих, который во время службы в рядах Советской Армии был поваром. В течение двух дней он жарил, парил, варил... Его кухня очень понравилась всем участникам слета.
После ужина начались конкурсы: самодеятельной песни, сцен-миниатюр — желающих, показать свое мастерство, было не счесть. Задушевные беседы у костров затянулись до самого утра.
На второй день слета были подведены итоги соревнований. Самым сильным среди учащихся признан курсант судомеханического отделения Д. Мельниченко. Команда судоводительского-радиотехнического отделения отличилась в перетягивании каната.
Лучшими пловцами стали курсанты судомеханического отделения А. Петрушенко и В. Бурыгин. Курсанты-судоводители А. Кутепов и П. Варно показали свое преимущество в, управлении лодкой, что в общем-то неудивительно для будущих капитанов.
По итогам всех соревнований и конкурсов первое место заняла сборная команда судомеханического отделения, второе — сборная команда судоводительского-радиотехнического отделения, сборная технологического отделения вышла на третье место.
И все-таки главным итогом проведенного слета я считаю то, что он наверняка послужит оздоровлению взаимоотношений между курсантами разных курсов, ведь младшекурсники наравне со всеми принимали в нем активное участие.

Ф. ТЕЛЕЧКУН, курсант судомеханического отделения.
Фото В. КРАВЧЕНКО.
«Исповедь курсанта" - 26 07 1988
ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Опубликованная в «Рыбаке Эстонии» 7 июня с. г. статья «Исповедь курсанта» вызвала живой отклик в коллективе Таллинского мореходного училища Минрыбхоза СССР. Это и неудивительно, ведь в материале были подняты наиболее «больные» вопросы, мешающие нормальной работе учебного заведения.
Основными действующими лицами статьи, как, впрочем, и ее авторами, были курсанты судомеханического отделения. Именно поэтому они и стали наиболее активными участниками обсуждения. Курсанты обратились в редакцию газеты с письмом, которое подписали руководители и преподаватели отделения, а также около 30 учащихся ТМУ МРХ СССР. Предлагаем его вашему вниманию:
«Уважаемые товарищи! Материал «Исповедь курсанта» известен практически всем курсантам училища, прочитан каждым сотрудником и преподавателем. Статья рассмотрена на классных часах во всех учебных группах, обсуждена на совещании командного состава училища.
17 июня с. г. было проведено открытое комсомольское собрание судомеханического отделения, на котором, кроме курсантов этого отделения, присутствовали сотрудники и преподаватели, руководители училища, представители других отделений. На собрании была дана принципиальная оценка фактам, изложенным в статье.
По случаям «дедовщины», издевательства над курсантами младших курсов командованием училища и ранее принимались строгие меры. Так, бывший курсант судомеханического отделения В. Карпенко за свои противоправные действия был отчислен из училища и отдан под суд.
В текущем учебном году за притеснение курсантов младших курсов были отчислены: училища курсанты В. Балагора, Е. Соосар, А. Быстрое. Среди курсантов училища проводилась большая разъяснительная работа, однако многие курсанты младших курсов только сейчас начинают понимать, что время перестройки и гласности предоставило им широкие возможности свободного выступления на собраниях, на страницах прессы, и при этом исключило возможность прослыть «стукачом», позволила не опасаться, что за критику ему будет создана обстановка, в которой он вынужден будет уйти из училища.
Проявления «дедовщины" в училище в большой мере обусловлены молчанием курсантов младших курсов, поэтому выступление газеты нам очень помогло.
Считаем статью «Исповедь курсанта» правильной и своевременной, будем продолжать работу по полному искоренению «дедовщины» в нашем училище.

Коллектив преподавателей, сотрудников и курсантов судомеханического отделения.»

Как видим, «Исповедь курсанта» не прошла мимо цели. Хочется верить, что усилия коллектива училища, в конце концов, принесут желаемый результат и негативные явления, связанные с нетоварищескими от ношениями между курсантами разных курсов, будут полностью устранены.


В. СТЕПАНОВ, руководитель корпункта «РЭ" в ТМУ МРХ СССР,
НЕ ОСТАЛИСЬ В СТОРОНЕ - 26 07 1988
Все больше внимания охране окружающей среды уделяет общественность нашей республики, отдельные граждане. За последние годы в Эстонии, особенно в северной ее части, выросли крупные промышленные предприятия. Ни для кого не секрет, что в результате недостаточного внимания к вопросам охраны окружающей среды, экологическая обстановка в нашей республике в последние годы значительно ухудшилась. Сегодня требуется особо бережное отношение к природе — это единственная возможность избежать превращения нашей земли в бесплодную пустыню. Уже сейчас необходимо проведение специальных мероприятий, в которых бы участвовала значительная часть населения республики.
Недавно курсанты учебной группы С-273 судоводительского отделения во главе с классным руководителем В. Ждановой приняли активное участие в работах по благоустройству этнографического парка-музея в Рокка-аль-Маре. Конечно, работа по уборке территории не относится к разряду «чистых», но, понимая ее важность, курсанты работали с полной отдачей. Лучшими из них стали Сергей Усык, Айвар Филонов, Вальтер Кыргекухи, Сергей Ду-дарев.
В училище курсанты вернулись с чувством удовлетворения — всегда приятно выполнить что-то важное, нужное и выполнить хорошо. На собрании группы ребята решили продолжить начатое дело: активно участвовать в работах по благоустройству столицы Советской Эстонии и ее окрестностей.


И. ЕРЫГИН, заместитель начальника ТМУ МРХ СССР по политработе.
ИНФО ТМУ ВЫПУСК № 15. НЕ «МОРСКОЙ» СПОРТ? – 07 06 1988
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Проходившее в мае первенство Таллинского мореходного училища МРХ СССР по боксу было посвящено памяти бывшего курсанта ТМУ Сергея Козинца. Выступивший перед началом соревнований секретарь комитета комсомола училища К. Григорян рассказал о воине-интернационалисте, погибшем в Афганистане. Присутствующие почтили минутой молчания память курсанта.
Заслуженный тренер ЭССР, заслуженный учитель республики К. Леман рассказал ребятам об истории бокса, привел несколько примеров, когда благодаря боксерской реакции был, например, спасен драгоценнейший экспонат в Эрмитаже. Бокс, наверное, один из самых «удобных» видов спорта для курсантов мореходных училищ и плавсостава.
Соревнования начались выступлением сильнейших боксеров республики: бывшего работника "Эстрыбпрома" мастера спорта А. Макушина и мастера спорта И. Чегурова. С показательными боями выступили курсанты ТМУ и ТМШ.
Победителем первенства стал курсант четвертого курса судомеханического отделения Д. Прядкин. Его бой с курсантом ТМШ И. Зинченко признан самым интересным и напряженным.
Курсантов ТМУ МРХ СССР тренирует мастер спорта двух кратный чемпион Эстонии В. Моргун.

На снимке: Д. ПРЯДКИН

Фото А. СОБОЛЕВА. Страницу подготовили заведующий корпунтком "РЭ" в ТМУ В. СТЕПАНОВ и наш корреспондент А, ХУСАИНОВ,
ИНФО ТМУ ВЫПУСК № 15. ПРОТИВ КЛУБА ЗНАТОКОВ – 07 06 1988
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В Таллинском мореходном училище МРХ СССР состоялись встреча курсантов училища с членами Московского клуба знатоков из «Что? Где? Когда?». Актовый зал был заполнен до предела. На встречу пришли курсанты всех курсов, многие преподаватели и сотрудники училища. Клуб знатоков представляли Р. Шульгина, Г. Казаринов, В. Позднякова, С. и Д. Муравьевы, а также капитан команды Б. Еремин, известный нам по телепередачам.
Встреча началась выступлением Б. Еремина. Он рассказал об истории создания клуба, о его работе, проблемах и перспективах. Курсанты посмотрели слайды о том, где успели побывать члены клуба знатоков, как прошли их встречи с учащимися, рабочими, интересными людьми в различных уголках нашей страны и за рубежом. В заключение своего рассказа Б. Еремин предложил курсантам собрать свою команду и задать членам клуба вопросы. Здесь же в зале была организована команда учили-ща во главе с секретарем комитета комсомола К. Григоряном в которую вошли курсанты А. Кононяко, А. Должиков, А. Савранчук, Е. Дорофеев, И. Седин.
В ходе занимательной игры курсанты и гости показали, кто на что способен. Были заданы самые разнообразные вопросы, на некоторые из которых даже знатоки не нашли ответы. Активное участие в игре приняли и многочисленные зрители. Встреча прошла весело и интересно.
При прощании курсанты и члены клуба знатоков обменялись памятными подарками. Знатоки вручили каждому члену курсантской команды по книге со своими автографами и печатью клуба. Курсанты приобрели друзей, встречи с которыми всегда занимательны и интересны.

И. ЦУРКИН, курсант радиотехнического отделения,
ИНФО ТМУ ВЫПУСК № 15 - 07 06 1988
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ИСПОВЕДЬ КУРСАНТА

Одна из главнейших задач администрации, партийной, комсомольской и профсоюзной организаций ТМУ МРХ СССР — создание нормальных бытовых условий жизни курсантов, исключение случаев нетоварищеских отношений между курсантами разных курсов. В этом деле, хотя и при явных сдвигах в лучшую сторону, остается еще много нерешенных вопросов и проблем.
Многие курсанты еще помнят, как привлекли к уголовной ответственности за притеснения курсантов младших курсов бывшего курсанта судомеханического отделения В. Карпенко. И все-таки негативные явления все еще продолжаются в училище.

Еще до поступления в училище я знал, что там меня ждут определенные трудности. Это и лишение всех благ родительского дома, и участие в уборке жилых и общественных помещений, и наряды, построения, строевые занятия. Однако те условия, в которые я попал после успешной сдачи вступительных экзаменов, «превзошли» все мои ожидания.
Поступив в училище в сентябре 1987 года, сразу после окончания 8-летней школы, я и мои товарищи были буквально ошарашены порядками, царившими в училище, теми отношениями, которые сложились между курсантами разных курсов. Здесь царил культ грубой физической силы, и сильный всегда оказывался прав. Живя в ротном помещении, мы часто просто-напросто забывали о том, что на календаре — XX век. Казалось, вернулось средневековье. В будни и по праздникам большинство старшекурсников курили, да и до сих пор курят в помещениях роты (хотя это строжайше запрещено), иногда некоторые из них приходили в нетрезвом состоянии. Вот тогда и наступал тот самый момент, когда первокурснику или приходится полночи не спать (это в лучшем случае), или всю ночь работать, выполняя различную работу за своих «старших товарищей» под их «чутким руководством».
Живем мы в кубриках по 8—10 человек. В этих помещениях стоят только кровати да по одной тумбочке на двоих — вот и весь интерьер, который дополняется, и довольно живописно, нашей одеждой, которую некуда деть и которая валяется поэтому, где попало. Двери в кубрике не закрываются согласно «морскому закону», однако это настоящая лазейка для нечестных людей, склонных к воровству.
Не лучшим образом поставлена и информация. Телевизор стоит в холле роты, но его, как правило, не удается посмотреть, потому что тебя или заберут на работу, или отправят с каким-нибудь поручением. Радио в училище вообще нет, газеты никто из первокурсников не читает, потому что они постоянно забираются старшекурсниками, особенно «дембелями», которые предпочитают читать их в кубриках, находясь в горизонтальном положении, а, прочитав, рвут на части.
Однажды ночью, приблизительно в 3 часа, нас подняли два пьяных курсанта (одним из них был В. Карпенко) и потребовали от нас 10 рублей, объясняя это тем, что в тот момент, когда они проходили вдоль общежития, на них из нашего окна была якобы выброшена тумбочка, которая чуть не убила их. Этот факт был, конечно, выдуман, так как в это время наш кубрик спал. Один из них сказал: «Или давайте 10 рублей, или представьте нам того, кто кидал!». Из их слов было ясно, что, если мы не выдадим «заложника» или не дадим денег, то будем избиты. Вот и пришлось нам собирать по карманам деньги, у кого сколько было. Только получив деньги, они ушли. В следующую ночь, они вновь пришли в наш кубрик и спросили, не нашли ли мы того, кто бросал тумбочку. А когда мы ответили, что среди нас такого нет, они потребовали от нас еще 10 рублей. И пришлось снова собрать для них деньги. Мы много говорили между собой о подобных фактах и считаем, что такие поборы нельзя ставить в вину командиру роты или другому начальству. Виноваты мы сами, т. е. те, кто дает, и те, кто требует денег. Мы даже не думали возразить этим «сборщикам», потому что просто боялись их. А они, вероятно, считают эти поборы вполне законными и дозволенными, ведь с ними, когда они учились на младших курсах, делали, вероятно, то же самое.
Наряды внутренней училищной службы мы несем по специальному графику. Как здорово было бы, если в период несения нарядов мы выполняли бы только обычные работы, предусмотренные Уставом училища и приказом МРХ СССР. На деле же все происходит далеко не так. При заступлении на вахту в карманах должно быть не меньше 4 пачек сигарет. Это традиционный «закон», и за его нарушение тебя ждет строгое наказание со стороны старшекурсников. А на следующий день командир будет допытываться о происхождении твоих синяков, а ты будешь упорно убеждать его в том, что упал с трапа. Если же тебе во время несения службы удастся ублажить старшекурсников, по первому требованию выдавая им необходимое количество сигарет, то никаких синяков не будет. Вот так и приходится находиться постоянно между двух огней. В неофициальные функции дежурного наряда входят также уборка кубриков, в которых живут «старшие товарищи», походы в магазин за продуктами, сигаретами и другими товарами. Однажды одному из моих товарищей пришлось в два часа ночи ехать в аэропорт за сигаретами. Хорошо хоть деньги были и на сигареты, и на такси. Невыполнение подобных требований старшекурсников, как правило, без последствий не остается.
Особенно трудно приходилось нам в первые два-три месяца учебы. Как только мы пришли в ротное помещение, а командир роты отлучился по своим делам, нас тут же вежливо предупредили, что «стучать» нехорошо и за это можно поплатиться. В училище существует «проверенная временем» четкая система «обработки» молодых курсантов, включающая в себя и подъем за 30 секунд, и различные упражнения (их имеется великое множество: отжимания, приседания со стулом, «велосипед» и др.), после выполнения которых, у нас по два-три дня болели все мышцы и суставы. А после того, как нам сделают «подъем» в середине ночи, мы спим на уроках. Какая уж тут учеба?!
Однажды, это было в ноябре 1987 года, наша группа в чем-то провинилась, точно не помню в чем, но знаю, что это было что-то незначительное. Так вот, за это «прегрешение» нас всех выстроили в кубрике, а затем дали звонок, по которому мы были обязаны бежать вдоль коридора до холла. А в то время, пока мы бежали вдоль коридора, стоявшие у стен третьекурсники били нас ремнями, ногами и всем, чем только возможно. Стоявшему здесь же старшине роты, и обязанность которого входит поддержание порядка в роте, было абсолютно все равно, как будто здесь проводилось очередное мероприятие по плану командира роты или начальника ОРСО. Это особенно потрясло меня и моих товарищей. Никогда не ожидали мы такого безответственного и бездушного отношения со стороны человека, который по своему положению обязан бороться с «дедовщиной» и издевательством над людьми.
Бездушно относятся к нам и некоторые работники училища. Навсегда запомню, например, такой случай. Как-то я проходил через КПП училища и был остановлен дежурным, хотя никаких нарушений формы одежды у меня не было. Мне было приказано заняться уборкой училищного холла, хотя в состав наряда я не входил. Вот и пришлось мне до половины второго ночи мыть холл и соседние помещения. Присутствующий при этом обеспечивающий из числа старшего командного состава училища сделал вид, что ничего страшного не происходит, что все так и должно быть. Я думаю, что если бы на моем месте был его сын, то его отношение ко всему происходящему было другим.
Конечно, администрация училища принимает меры по борьбе с этим злом, но нам — «черепкам» (так называют в училище курсантов первого курса) результатов этой борьбы ощутить, пока не пришлось. Все остается по-прежнему.
Этот материал написан от имени всех курсантов первого курса. И написан он не для того, чтобы пожаловаться. Просто очень хочется, чтобы те ребята, которые придут в училище наследующий год, могли спокойно жить, получать знания, необходимые для осуществления своей мечты о море.

А. СИБИРЯКОВ, курсант судомеханического отделения.
ТМУРП 0 3 комментария
ТАК СОКРАЩАЮТСЯ БОЛЬШИЕ РАССТОЯНИЯ – 21 05 1988
МЫ — ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТЫ!

В Таллинском мореходном училище МРХ СССР целую неделю находились гости с острова Свободы — заместитель начальника управления кадров и учебных заведений Министерства рыбной промышленности Кубы Рафаэль Агиар и Умберто Гонсалес Алонсо — директор института рыболовства имени Андреса Гонсалеса Линеса.
Кубинская делегация прибыла в Таллин для разработки и подписания программы сотрудничества между нашими учебными заведениями. Это предусматривает заключенный в январе нынешнего года в столице Кубы договор об установлении прямых связей советских и кубинских рыбацких учебных заведений, который — в составе делегации СССР — подписал тогда в Гаване и начальник ТМУ А. Лыокене.
И вот — ответный визит.
Подписание документа проходило в торжественной обстановке в интерклубе училища. Заключенная программа прямых связей предусматривает оказание кубинскому институту рыболовства им. А. Г. Линеса учебно-методической и материальной помощи, предоставление технических средств обучения, материалов, оборудования и инструментов. Преподаватели ТМУ будут выезжать на Кубу и оказывать помощь в подготовке специалистов для кубинского рыболовного флота. Наши выпускники, а также квалифицированные специалисты объединения, будут проходить стажировку на кубинских судах, которая позволит им глубже изучить испанский язык. Кроме того, рыболовецкий колхоз «Хийу Калур» передаст институту некоторое радионавигационное оборудование.
Предусматривается также направление кубинских специалистов по различным специальностям для стажировки на наших судах сроком на один рейс; преподаватели института будут повышать квалификацию в ТМУ МРХ СССР по трем специальностям.
Договорились продолжить хорошую традицию, и наш барк «Крузенштерн» вновь примет на борт кубинских курсантов для прохождения практики, как это уже было в начале минувшего года.
Подписанная программа, рассчитанная до июня 1989 года, посвящается 70-летию ВЛКСМ и 30-летию Кубинской революции. А в июле 1989 года в Гаване планируется подписание программы на следующий годичный срок.
Пребывание кубинской делегации в столице нашей республики было насыщенным и плодотворным. Сразу по прибытии в Таллин состоялось знакомство с коллективом преподавателей и сотрудников училища. Выступил начальник ТМУ МРХ СССР. А. Лыокене, начальники отделений рассказали о подготовке специалистов по различным профилям. Гости с интересом познакомились с оформлением кабинетов и лабораторий судомеханического, радиотехнического и судоводительского, а также технологического отделений, побывали на занятиях, посетили выставку технического творчества курсантов, осмотрели спортивный комплекс училища. Для них был дан и небольшой концерт художественной самодеятельности.
Р. Агиар и У. Гонсалес также встретились с руководством рыболовецких колхозов «Маяк», «Хийу Калур» и имени С. М. Кирова, обменялись мнениями о возможностях сотрудничества предприятий Минрыбпрома Кубы с этими хозяйствами. Достигнуты некоторые предварительные договоренности в этом направлении. Кроме того, сделаны первые шаги для заключения договора о сотрудничестве - между организацией Союза молодых коммунистов Кубы в институте рыболовства и комитетами комсомола «Эстрыбпрома» и ТМУ.
В объединении «Эстрыбпром» кубинских товарищей принял заместитель генерального директора О. Спирин, они побывали на УТС «Коралл», где присутствовали на учениях по борьбе за живучесть судов. Особый интерес вызвал осмотр тренажерных центров «Эстрыбпрома» и «Эстрыбакколхозсоюза».


И. ЕРЫГИН, заместитель начальника ТМУ МРХ СССР.
ПРАКТИКА-ОСНОВА БУДУЩЕЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ - 29 04 1988
ВЫПУСК № 14

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Два года назад закончил ТМУ МРХ СССР четвертый механик И. Климок. По отзывам преподавателей, курсант не был отстающим учащимся. И то, что все те практические навыки, которые необходимы ему для работы, получены им не в стенах училища, а уже на судах флота — вина не его. Публикуем некоторые его «воспоминания», тем более, что они актуальны и сегодня.


— Пройдя полный куре обучения по специальности «техник-судомеханик», я закончил Таллинское мореходное училище Минрыбхоза СССР в 1986 году и был направлен по распределению в ПО «Эстрыбпром». А в октябре того же года уже ушел в свой первый рейс на «суператлантике» в должности моториста — у меня не было достаточного плавательного ценза для получения диплома судового механика, а также — что самое главное — знаний и навыков, которые в училище получить в достаточной мере не удалось. Учиться работать пришлось прямо на судне, используя для этого и свое личное время. Хорошо, что в экипаже были опытные мотористы, которые приходили на помощь в трудную минуту. Нужно отметить, что организация производственной практики для курсантов 3-4 курсов — самое слабое место в учебно-воспитательном процессе училища. Очень часто курсантам приходится самим искать рабочее место для прохождения практики, обивая пороги различных рыбохозяйственных организаций в республике и даже за ее пределами. Нередки случаи, когда курсанты устраиваются не по специальности, кем угодно, лишь бы быть поближе к флоту, к месту своей будущей работы. С такими трудностями столкнулся и я в период учебы в училище.
Думаю, что система практической подготовки будущих специалистов флота требует коренной перестройки. Ей необходимо придать большую плановость и целенаправленность, и это, вероятно, сразу скажется на качестве подготовки специалистов.