0 RSS-лента RSS-лента

Пара историй из практики

Автор блога: ТМУРП
БМРТ -555 Феодор Окк. «МЕТОД ДАШИЧЕВА» - 29 05 1973
Матрос Олег Дашичев — на флоте не новичок. Этот рейс для него — десятый по счету.
— Я работал в бригаде тралмастера Владимира Васильева, — рассказывает он. — Добытчики на судне подобрались опытные, дело знали, работали слаженно. Если бывали порывы, то трал ремонтировали быстро. Впрочем, так случалось не часто. Хорошо работал штурманский состав, бережно относился к тралам, и это во многом нам помогало.
Лебедчиком в нашей бригаде работал Эдмундас Гирецкас — по своему опыту он вполне может быть и тралмастером. Хорошо справлялся со своими обязанностями и другой член нашей бригады, Юрий Галанов.
Говоря о своей работе, Олег Дашичев умолчал, пожалуй, о главном. Об этом добавил рыбмастер В. Помозов:
— Не забудьте написать, что он обучил чуть ли не весь экипаж резке филе..,
Это сейчас Олег Дашичев добытчик. В 1971 году он закончил отделение промышленного рыболовства в Таллинском мореходном училище рыбной промышленности. А раньше он неоднократно ходил в рейсы обработчиком. Бывал на Патагонском шельфе, несколько раз в Южной Африке. В этих рейсах он работал и на изготовлении филе, стал, можно сказать, мастером в этом деле.
Прежний опыт пригодился. В начале рейса на БМРТ-555 мало кто умел резать филе. Тем более, так быстро и умело, как Дашичев: он разделывал рыбу с одновременным удалением пленки. А это — огромная экономия времени!
Скоро «методом Дашичева владел уже весь экипаж. Можно сказать, что он трудился одновременно на двух местах — и на палубе, и в рыбцехе. И везде справлялся отлично!
Не удивительно поэтому, что коммуниста Олега Дашичева экипаж избрал заместителем председателя судового комитета профсоюза.
В гостях у курсантов - 24 02 1973
На днях в Таллинском мореходном училище рыбной промышленности состоялась встреча курсантов с ветеранами гражданской и Отечественной войн, посвященная знаменательной дате - 55-летию Вооруженных Сил СССР.
Ветераны рассказали собравшимся об истории создания Красной Армии и ее первых боевых действиях против интервентов, об Эстонском стрелковом корпусе.
Особый интерес вызвало выступление бывшего военного летчика, майора в отставке С. Н. Красовского. Степан Николаевич пришел в авиацию семнадцати лет. С 1934 по 1960 годы находился в рядах Вооруженных Сил, закончил службу в должности командира боевой эскадрильи. Участвовал в Великой Отечественной войне, освобождал многие города, в том числе и Таллин.
Двадцать восемь лет назад, в феврале сорок пятого года, его ИЛ-2 подбили немецкие зенитчики во время налета нашей авиации на один из крупных железнодорожных узлов в Курляндии. Самолет загорелся. Пламя медленно подбиралось к снарядам. Неумолимо падала высота. А на земле — враг.
— Я бросил машину в "штопор», потом несколько раз круто повернулся в воздухе, чтобы сбить пламя встречной струей воздуха, — вспоминает Степан Николаевич. — Немцы даже не стреляли, думали, видно, что самолет вот-вот взорвется. Но пламя удалось погасить. Я резко ушел в облака и через некоторое время уже обнимал боевых друзей на своем аэродроме...
В заключение преподаватель училища тов. Веетман сказала:
— Мы, педагоги, стараемся и будем стараться, чтобы воспитать ваших курсантов такими же смелыми и мужественными, какими были вы в их годы. И чтобы они в любой момент могли встать на защиту Родины.
А курсанты в знак благодарности за интересный рассказ под дружные аплодисменты преподнесли ветеранам цветы.


И. СЭД.
ДВА ДНЯ ПРАЗДНИКА - 31 12 1974
Все, конечно, любят веселый и радостный праздник — Новый год. В Таллинском мореходном училище рыбной промышленности начали готовиться к нему заранее. Четкость и организованность придал ему заместитель начальника училища по политчасти Карл Александрович Вельц. Свое умение, выдумку и фантазию проявили многие комсомольцы вместе с секретарем комитета комсомола Олегом Филоновым и заведующим клубом Велло Паю. Заведующий культурным сектором курсант группы Т-11 Николай Харитошкин также был одним из создателей хорошего настроения в новогодний праздник.
С выдумкой, красочно и нарядно оформили актовый зал и украсили новогоднюю елку курсанты из группы Х-32 Сергей Сакка и Олег Якуничев. На стенах зала развесили лучшие праздничные стенгазеты курсантских групп.
Вчера у курсантов училища состоялся первый вечер отдыха.
Праздничный тон задали участники концерта художественной самодеятельности. Вокально-инструментальный ансамбль группы Х-32 «Голубые горизонты» (руководитель Владимир Ткаченко), ансамбль группы X-31 вместе с руководителем Аго Асмаа и ансамбль радистов третьего курса с руководителем Геннадием Велиевым исполнили популярные и любимые всеми песни советских и зарубежных авторов.
В этот вечер прозвучало много морских песен, танцевальных мелодий.
Потом курсантам была предложена викторина. Над ее составлением потрудились Виктор Гуляев из группы Т-21 и Геннадий Алиев из группы Р-32С. Интересные и содержательные вопросы на морские темы, о художественной литературе, о Таллине никого не оставили безучастными. Каждый пытался дать правильный ответ. Победителям викторины были вручены подарки и сувениры.
В этот вечер пришел к курсантам и Дед Мороз. Причем он был введен в курс всех училищных дел. Лучших курсантов поздравил с успехом, пожурил отстающих. И, конечно же, всех поздравил с наступающим Новым годом. Пожелал хороших отметок, интересных дел.
Вечер закончился танцами. Так было вчера. А сегодня вечером в ТМУРП будет еще один вечер отдыха, посвященный новогоднему празднику.
На торжественной части курсантов поздравят с праздником администрация училища, секретарь комитета комсомола О. Филонов, заслуженный учитель республики Р. И. Ряк.
Затем будет предложен, полюбившийся всем мультфильм "Ну, погоди!". Новогодний праздник закончится балом с танцами, играми, песнями.


Н. КРУТИКОВА
ЖИТЬ И УЧИТЬСЯ ПО-ЛЕНИНСКИ – 10 12 1974
ОТЧЕТЫ И ВЫБОРЫ В КОМСОМОЛЕ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Недавно в клубе строителей состоялась X отчетно-выборная комсомольская конференция Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. С отчетным докладом перед делегатами конференции выступил секретарь комитета комсомола Олег Филонов.
Докладчик остановился на основных направлениях деятельности комсомольской организации училища, дал подробный анализ проделанной работе за отчетный период.
Большое внимание уделялось воспитанию коммунистической сознательности, морали и нравственности курсантов. Проводились и различные лекции, и тематические вечера, и беседы на классных часах, экскурсии на предприятия и в музеи города, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и революции. Занимались трудовым, эстетическим и физическим воспитанием курсантов, хорошо была поставлена культурно-массовая работа.
В обстановке нетерпимости к тем, кто из-за слабой работы над собой или по другим причинам не выполнил принятых на себя обязательств, прошел в училище Ленинский зачет.
— Эта большая и ответственная работа, — сказал в своем докладе тов. Филонов, — требует упорядочения. Дело в том, что соцобязательства часто остаются не конкретными, как две капли воды похожими одно на другое. Это говорит о безответственности и должно подвергаться суровой критике.
Надо добиться такого положения, чтобы наши соцобязательства были путеводной звездой для комсомольцев, безусловно, выполнялись, были объектом постоянного контроля как со стороны комитета комсомола училища, так и в особенности бюро рот.
За период Ленинского зачета наши комсомольцы показали себя с лучшей стороны на трудовом фронте. Наша организация в конце 1973/74 учебного года награждена грамотой и кубком Таллинского горкома комсомола, нами проведено 12 воскресников и субботников, мы работали на объектах города и в училище. В октябре активно включились в работу на Таллинском фанерно-мебельном комбинате курсанты — комсомольцы второй, третьей и пятой рот; они показали пример высокой организации и дисциплины.
Далее докладчик остановился на одном из важнейших вопросов сегодняшнего дня.
— Два года не работают актовый зал, спортзал, вышел из строя бассейн... Любимые всеми вечера отдыха отошли в область преданий, фактически не существует клуба, который должен быть в тесном контакте с комитетом комсомола. Вообще трудности, связанные с капитальным ремонтом, можно сравнить со стихийным бедствием, выпавшим на долю нашей организации.
Группа курсантов писала уже об этом в газету «Молодежь Эстонии». Письмо это было продиктовано безвыходностью положения, в котором мы долгое время находимся.
Комитет комсомола больше года не имел своего помещения. О какой же высокой организации труда могла идти речь? Есть старое правило: «Принимаешься за дело, подготовь свое рабочее место». Очень хочется надеяться, что в новом отчетном периоде все же будут созданы нормальные условия для работы, как комитета комсомола, так и всех членов комсомольской организации училища.
Таково положение, а пока что курсантов лишь «кормят» обещаниями. А, кстати сказать, такое положение дел отрицательно влияет и на дисциплину курсантов. Ребятам негде проводить свободное время. Отсюда и нарушения дисциплины, и другие нежелательные явления. В 1973/74 учебном году зарегистрировано 48 грубых дисциплинарных нарушений, двое исключены из комсомола, 7 членов ВЛКСМ получили строгие выговоры с занесением в учетную карточку. Конечно, никакой ремонт не может оправдать нарушителей, не снимает с них ответственности, но свое нежелательное влияние он все-таки оказывает.
В прениях по докладу секретаря комитета комсомола выступили комсомольцы — делегаты конференции, командир третьей роты В. Г. Лепилин, начальник организационно-строевого отдела Н. 3. Нагорный, начальник училища В. А. Морозов.
Работа комитета комсомола единогласно получила удовлетворительную оценку. Участники конференции приняли постановление.
В заключение представители Октябрьского РК ЛКСМЭ и ГК ЛКСМ г. Таллина наградили лучших курсантов почетными грамотами, тов. Филонов вручил курсантам поощрительные грамоты комитета комсомола ТМУРП.
Секретарем комитета комсомола вновь был избран Олег Филонов.

(Наш корр.).
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА СНИМКАХ: идет комсомольская конференция ТМУРП.
Фото С. Сакка.
ПРАВО БЫТЬ МОРЕХОДОМ – 10 12 1974
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Каждый человек рано или поздно должен будет решить для себя главный в жизни вопрос: кем стать? Какую из многих тысяч существующих профессий избрать?..
Для Миши Клепец этот вопрос решился давно, как-то сам собой. Вспоминаются разговоры и споры с друзьями. Еще в школе вместе обсуждали, какую профессию избрать. И Миша всегда признавался: хочу быть моряком.
Со своей родины — Печор — Миша приехал в Таллин. Здесь успешно выдержал вступительные испытания в мореходное училище рыбной промышленности.
Сейчас он — курсант третьего курса радиотехнического отделения. С увлечением занимается парень. В учебном классном журнале его обычные оценки «хорошо» и «отлично». Но получить высокую отметку за свой ответ или контрольную работу для Миши не самоцель. Он понимает всю ответственность своей будущей профессии, понимает, как важны будут там, в море, знания, которые он получает в училище.
— У радиста такая работа, что очень многое зависит от подготовки. И если у человека слабая база знаний, то ему просто нечего будет делать в море, — так думает Миша Клепец.
С ним нельзя не согласиться, разве добавить, что такой подход необходим к любой специальности. Подобное самосознание должно быть у каждого. К сожалению, это не всегда понимают сами учащиеся, оставляя порой пробелы в своих знаниях, занимаясь по принципу: не спро-сят, так можно и не учить.
С такими ребятами Миша Клепец часто разговаривает и в связи со своей общественной работой (сначала был комсоргом группы, теперь — секретарь комсомольского бюро роты), и просто по-доброму, с участием беседует с отстающими курсантами. И, если необходима бывает помощь, всегда объяснит трудный материал, поможет решить сложную задачу. Ну, а некоторых приходится, и заставлять заниматься. Бывают ребята, которым нужно периодически напоминать, чтоб занимался, чтоб ликвидировал задолженности.
Нередко после занятии Миша задерживается в учебных аудиториях: то занимается с отстающими, то стенную газету поможет выпустить.
Будущим летом Мише предстоит плавательная практика. Что может быть для курсанта более романтичным, чем прелесть морских далей?! Скоро в море... Ради этого он готов упорно сидеть за учебниками, готовиться к первой встрече с морем.
А пока что каждое утро он переступает порог учебного класса, где ежедневно держит ответственный экзамен на право быть мореходом.

Н. КРУТИКОВА.

НА СНИМКЕ: Миша Клепец на занятиях в мореходном училище.
Фото С. Сакка.
Памяти Вильмы Иохановны Тыэвялья. ВЛЮБЛЕННАЯ В МОРЕ – 30 11 1974
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Признаться откровенно, до знакомства Вильма Иохановна Тыэвялья, сменный помощник капитана морского буксира «Трийги», представлялась совсем иной. Воображение рисовало крупную, с мужественным характером женщину, а увидел я перед собой хрупкую, милую, похожую скорее на подростка, представительницу прекрасного пола. Тихо, застенчиво Вильма Тыэвялья рассказывала о себе, о своей работе, о пройденном жизненном пути.
Да, судьба Вильмы Иохановны во многом не похожа на судьбы ее сверстниц. Ее отец всю жизнь был связан с морем. В детстве он часто брал дочь на судно, все показывал и рассказывал. И этим увлек девочку. Вильма полюбила море, и, пережив в Таллине лишения войны, сразу же после ее окончания поступила в Таллинский морской рыбопромышленный техникум на судоводительское отделение.
Их было всего две девушки, но одна не выдержала и скоро оставила учебу, а Вильма дотянула до конца. Училась упорно, старалась на деле доказать, что и женщина может быть моряком, судоводителем, капитаном. В 1949 году она успешно закончила техникум и, получив диплом, стала матросом на маленьком моторно-парусном суденышке «Линда».
— О, это были, пожалуй, самые трудные дни, — вспоминает Вильма. — На этих плохо приспособленных суденышках мы доставляли продукты на острова, случалось, попадали в шторм.
Через девять месяцев Вильма Тыэвялья была назначена штурманом на буксир «Нарва». На этом суденышке она избороздила все Балтийское море, буксируя грузы в Ригу, Калининград, Ленинград и другие порты. За свою долгую трудовую биографию Вильма Тыэвялья кем только не плавала! Была капитаном на земкараване "Эндла», старпомом на «Тасуя". Почти на тридцати судах работала влюбленная в море Вильма Иохановна.
Ее хорошо знают наши рыбаки. Когда плавбазы, БМРТ, СРТР приходят с промысла, Вильма Тыэвялья первой встречает их с экипажем своего «Трийги» и буксирует в порт, к родному берегу, А когда эти большие суда уходят добывать рыбу, она последней провожает их и желает «ни пуха, ни пера».
Работает Вильма Иохановна посменно. Она старшая. Ее все слушаются, ее все уважают. Это право Вильма Тыэвялья завоевала большими практическими знаниями, умением работать с коллективом. А работа у «Трийги", прямо скажем, суетная, нервная, незаметная. Каждый день перешвартовки судов с одной стороны на другую, буксировки судов и т. д. Хлопотное это дело, а нужное. И, понимая это, Вильма Иохановна выполняет его с душой.
Трудовой стаж Вильмы день в день равен трудовому стажу порта — двадцать пять!
— Когда я пришла сюда, — замечает моя собеседница, — у нас в распоряжении было всего два маленьких суденышка, а теперь, попробуй, посчитай их! Со счету собьешься. В прошлом году Вильма Иохановна в свой женский праздник была приглашала в Москву, на Центральное телевидение. Ее, как единственную женщину-капитана, пригласили рас сказать о своей необычной профессии, о работе. И эстонская морячка с удовольствием поделилась с миллионной аудиторией своим жизненным опытом, своей сбывшейся мечтой. У Вильмы Иохановны растет дочь. Девочка учится петь, заканчивает музыкальную школу, увлекается спортом. Нy, а чем увлекается в свободное время мама?
— Я люблю путешествовать. За последние годы мне удалось побывать в Болгарии, Венгрии, ГДР, Румынии, а нашу страну я проехала всю вдоль и поперек. Часто на своей машине «Жигули» мы путешествуем с дочкой. Очень нам обоим понравилась поездка в Карелию, где мы увидели много интересного и познавательного.
Впереди новые морские и сухопутные дороги, новые трудовые будни, тревоги и радости.
Счастливого плавания Вам, Вильма Иоханов на, по жизни!

П. Луговской.
Фото М. Жбанкова
ПР «Саяны». НАЧАЛИСЬ ТРУДОВЫЕ БУДНИ – 14 11 1974
Все больше миль отделяют «Саяны» от родного берега. С неумолимой последовательностью накручивает счетчик лага десятки и сотни миль. Скоро, через считанные часы, наши «Саяны» выйдут в район промысла, где их ждут средние рыболовные траулеры.
А на судне подготовка к приему рыбы идет своим чередом. Подготовлены рыбцех, холодильные трюмы, в состоянии готовности весь коллектив рефрижератора. Еще на переходе, на общесудовом собрании экипаж принял повышенные социалистические обязательства.
Шутка ли, вместо 38 плановых тонн решено принимать и перерабатывать 51 тонну в сутки, что сулит 135 процентов выполнения плана. Команда готова выполнить поставленные задачи.
Наконец мы на месте. К борту подходит СРТ-4515 за продуктами и почтой. Узнаем приятные новости: рыбы много, а значит, работа будет. И начались трудовые будни. Швартовка, прием рыбы, отход — и так много раз в сутки. План есть, усталость тоже и, конечно, удовлетворение.
Каждый день руководители флотилии собирают совет капитанов по радио. Почти все СРТ при суточной норме вылова 2,5 тонны подчас вылавливают до 7—8 тонн рыбы. Значит, и мы не останемся без работы.
Итак, все в полном порядке, хотя сейчас штормит и суда эстонской флотилии держатся носом на волну и ждут хорошей погоды, чтобы с новыми силами, по окончании этого вынужденного отдыха, взяться за работу.

А. ФЕЛЬДБАХ, курсант ТМУРП.
АРМЕЙСКАЯ ДРУЖБА – 07 11 1974
Николай Демин был призван в ряды Советской Армии из города Пермь, а Николай Армайкин — из чувашского села Русские Атаи. Здесь, в армии, произошла их первая встреча; здесь же, бок о бок, прошли у них годы службы в пограничных войсках. Уже тогда познали они на деле, как помогает локоть друга в трудную минуту. Б свободное время их всегда можно было встретить вместе. Мало ли было у них общих дел! Вместе строили планы на будущее, по какой из дорог отправиться в большую жизнь, мечтали. И тогда пришло желание учиться мореходной науке.
После увольнения в запас решили вместе поступать в Таллинское мореходное училище рыбной промышленности. Может быть, здесь какую-то роль сыграл и старший брат Демина — Анатолий, работающий в эстонском рыболовецком колхозе им. Кирова, и, конечно же, прочитанные книжки о море, о смелых и отважных людях, служащих на флоте.
Приехав в Таллин, оба успешно сдали вступительные экзамены в мореходное училище рыбной промышленности. Оба поступили на отделение судовой радиосвязи и радионавигационного оборудования. Сбылась их юношеская мечта — они курсанты мореходного училища. Сейчас уже Николай Демин и Николай Армайкин учатся на третьем курсе.
— На первых порах пришлось трудновато, — говорит Николай Армайкин.
Очевидно, сказался и большой перерыв после школы. Но здесь на помощь пришла закаленная армейская дружба. Ведь вдвоем всегда легче разобраться и в сложных жизненных вопросах и... в задачах по математике.
Однако оба парня не замыкаются в своих личных делах. Николай Демин — заместитель старшины роты. И вот уже 9 семестров рота держит первое место в училище по дисциплине, успеваемости, спорту. В этом есть заслуга и Николая, который всегда придет на помощь старшине роты Олегу Морозову во всех общественных делах, следит за учебой курсантов, контролирует дисциплину.
У Николая Армайкина есть тоже свои обязанности. Он старшина учебной группы вто-рого курса.
— Имея уже некоторый опыт
воспитательной работы, — рассказывает начальник организационно-строевого отдела Н.З. Нагорный, — оба оказывают большую помощь командирам рот в организации и сплочении курсантского коллектива, Лично сами проявляют высокие моральные качества, настойчиво преодолевают все трудности и уверенно готовят себя для плавания на судах флота рыбной промышленности.
За делами проходят годы учебы. Пока у них была лишь одна практика — на судоремонтном заводе ЭРПО «Океан». Будущим летом во время плавательной практики у них будет первое боевое крещение. Они выйдут в море, чтобы закрепить знания, полученные в училище, ближе познакомиться с выбранной профессией.
А пока что идут четкие и размеренные дни учебы. Ежедневно на каждом уроке накапливают необходимые знания, все ближе они к осуществлению своей мечты.
Но вот выдался свободный денек. Друзья нередко выбираются вместе со своим старшим другом Анатолием Деминым на рыбалку. Подолгу сидят рыболовы с удочками на берегу речки. Уловы пока еще небольшие, но ведь у друзей все еще впереди!

Н. КРУТИКОВА.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА СНИМКЕ: Николай Демин (слева) и Николай Армайкин у штурманского пульта.

Фото С. Сакка.
ВАЛЕРИЙ ПОПОВ И ЕГО ТОВАРИЩИ - 08 10 1974
НА ТЕМЫ МОРАЛИ
• ЛОЖНОЕ ЧУВСТВО ТОВАРИЩЕСТВА •

НА СТАДИОНЕ Таллинского мореходного училища рыбной промышленности собралась группа парней. Собрались не просто так, а с определенной целью: выпить. Об этом свидетельствуют заранее купленные бутылки спиртного. Хотя впоследствии разные люди по-разному будут истолковывать это событие.
Непосредственные участники утверждают, что инициаторы выпивки — абитуриенты, которые не поступили в этом году в училище и якобы собрались «обмыть" свой отъезд домой. Курсанты будто бы и отреагировать не успели, как к месту, где должны были разворачиваться дальнейшие события, подошли начальник училища и начальник организационно-строевого отдела. Некоторым удалось скрыться, а вот оставшиеся А. Котов, А. Алексеев, В. Рябых и В. Попов были задержаны, как говорится, с поличным. Может быть, они оказались честнее своих приятелей, может быть, просто не успели удрать. Даже по этому вопросу мнения сейчас очень противоречивы. Но, так или иначе, этим четырем ребятам пришлось ответить преподавателям училища, своим товарищам.
Мнение начальника ОРСО ТМУРП категорично: собрались выпить. Доказательства налицо. Причем, инициаторы и все участники, к сожалению, ребята из мореходки.
Скрывшиеся ребята также курсанты училища. Абитуриенты, по его мнению, психологически не были подготовлены к бегству. Они просто не смогли бы так быстро сориентироваться в подобной ситуации.
ТАК ЧТО, вполне возможно, что сбежавшие, которые так позорно предали своих товарищей, продолжают свою учебу в стенах училища, пользуются репутацией хороших товарищей. Но неужели та низость, которую они проявили к своим товарищам, ни разу не потревожила их совесть? Пока что их трусости свидетели лишь они сами.
Но наверняка впоследствии у них еще будут испытания жизнью, которые они вряд ли будут преодолевать по совести. Возможно, и об этом их низком поступке узнают окружающие. Но пока что на положении "не пойманных воров" им удается скрываться.
Но, наверное, наедине с собою неспокойно у них на душе. К слову сказать, ТМУРП является закрытым учебным заведением. Естественно, здесь и более строгие правила поведения, более жесткий распорядок дня, больший спрос с ребят, а у курсантов соответственно должно быть больше ответственности за свои поступки. Ведь выпускники училища - это будущий командный состав нашего рыбопромыслового флота, многим впоследствии предстоит представлять свою Родину за рубежом. И поэтому в училище нравственным принципам, сознанию общественного долга, дисциплине уделяется особое внимание. С курсантами проводится на эти темы разъяснительная работа. Но, наверное, и сам человек, даже если ему еще нет восемнадцати, должен иметь какую-то ответственность за свои поступки. И вот четырем курсантам ТМУРП пришлось держать ответ.
МНЕ ХОЧЕТСЯ остановиться на одном из них — Валере Попове. Для него этот случай был «последней каплей». Парня отчислили из училища. Но до этого у него была возможность чистосердечно во всем признаться, рассказать правду о случившемся — да разве это не первейший долг для каждого? Тем более, он бы мог остаться в училище.
Но, очевидно, у семнадцатилетнего парня был «свой нравственный принцип», который запрещал ему, выдать собутыльников.
Не захотел сделаться «предателем» Валера Попов и пожертвовал ради этого своей мечтой, своей будущей дорогой в жизнь, которую сам же избрал. Здесь, наверное, тоже требуется определенное, мужество, чтобы бросить под ноги и безжалостно растоптать то, о чем мечтал долгие годы.
Но ради чего были принесены подобные жертвы?!
На комсомольском собрании Попов упорно стоял на своем, наотрез отказался назвать сбежавших приятелей. Парень не захотел назвать тех, кто, ни секунды не задумываясь, удрал, лишь почувствовав, что может быть замечен; позорно бежал, бросив своих же товарищей, того же Попова.
«Вместе собирались выпить, но вот не получилось, так пусть теперь расплачиваются другие», — так очевидно, думали те, сбежавшие. — "Зачем им отвечать за свои проступки, которые удалось скрыть?
Гораздо тяжелее пришлось Попову. Не в меру легкомысленным, мягкотелым, с ложным пониманием товарищества оказался парень. А ведь мог учиться, и неплохо. Здесь, в училище, появились у него интересные дела: занимался в курсантском ансамбле (играл на гитаре.). Сам разыскал спортивную секцию при строительном техникуме и с увлечением начал изучать дзю-до. В общем, на первый взгляд, обычный парень со своими заботами и увлечениями. Но вот, когда обстоятельства заставили копнуть поглубже, вышло, что не совсем обычный это парень — Валера Попов.
ПОСЛЕ РАЗГОВОРА с ним я почувствовала, что парень хочет учиться в мореходке и очень жалеет о случившемся. Но, видимо, не настолько сильно желание учиться, сильнее то ложное чувство товарищества, которое заставило его скрыть своих соучастников. И невдомек ему, что скрывает он, в общем-то, тех, кто предал его, оставил, расхлебывать кашу, которую заварили сообща. Попов скрыл их имена, показывая себя, как он думает, «настоящим товарищем": скрыл, жертвуя своим званием курсанта.
Попова исключили из училища, конечно, не за один проступок. Незадолго до этого был еще один неприятный случай, о котором потом говорили, что это «позорное пятно для всего училища».
Валерий Попов в числе способных курсантов был направлен училищем на Международную парусную регату. Курсанты, командование доверили ему защищать честь училища, честь своей Родины в этом международном соревновании. Доверили, хотя и раньше за ним замечалась недисциплинированность.
И вот Попов в числе тринадцати курсантов ТМУРП прибыл к месту соревнования. Но в состязаниях ему участвовать так и не пришлось. Уйдя в двухдневную самовольную отлучку, он был немедленно списан с судна и возвращен в училище. Подобное легкомыслие, даже если тебе всего семнадцать лет, просто недопустимо. Но, очевидно, Попов не привык свою жизнь подчинять строгой дисциплине, которая так необходима, особенно здесь в училище. За два года обучения не могли приучить его к пониманию своего общественного долга.
С Валерой Поповым много говорили после этого случая, предупредили, что, если подобное повторится, он будет отчислен из училища. Однако эти беседы, очевидно, не возымели своего действия.
Следующим был случай на стадионе с попыткой выпивки.
В РАЗГОВОРЕ с командиром роты Вячеславом Григорьевичем Лепилиным я пыталась выяснить, почему произошло такое, ведь в училище проводится большая работа по воспитанию молодых людей, им стараются привить высокое сознание общественного долга, учат честности и правдивости.
— Слишком все просто достается у нас молодому человеку. Попов очень легкомыслен, совершенно лишен чувства ответственности. Не умеет оценивать обстановку, в которой находится, не контролирует свои действия. Группа, где учился Попов, вообще очень трудная, — таково мнение командира роты.
Да, действительно, не раз приходилось начальнику ОРСО Н. 3. Нагорному, разбираться с ребятами этой группы.
Пока что отчислен один курсант. Но не пора ли задуматься и том, кто уже сейчас находится на грани отчисления? А такие есть, и их не один, не два. Пора бы ребятам быть более ответственными и не столь легкомысленными. Этого требуют их курсантские честь и долг. Наконец, этого требует их будущая трудная и ответственная профессия мореходов.


Н. КРУТИКОВА.
ДЕЛО ВАЖНОЕ, ОТВЕТСТВЕННОЕ. - 05 10 1974
ЗАВТРА-ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Хорошо оборудованные кабинеты, подтянутые и аккуратные ученики, опытные учителя — так встречает входящих Таллинское мореходное училище рыбной промышленности.
— Товарищ преподаватель, группа в количестве столько-то человек на урок прибыла, — такими словами для учителей ТМУРП начинаемся каждое, утро.
Очень привычны они и для двух преподавательниц химии — Хелье Аугустовны Калласте и Хельмы Юхановны Оорн. Обе они уже «старожилы» училища, работают здесь с 1958 года. Раньше они преподавали в школе.
Хелье Аугустовна преподает свой предмет во всех группах технологов ТМУРП уже больше 15 лет. У первого и второго курса — это аналитическая химия, у третьекурсников — физическая коллоидная химия.
— В училище приходят ребята с очень разной подготовкой, — рассказывает Хелье Калласте, — к сожалению, порой попадаются и такие, у которых отсутствует даже знание основ. Тем, кому это необходимо, мы устраиваем дополнительные занятия: консультации и опросы. Ведь для технологов химия является одним из основных предметов, с ее помощью объясняются важнейшие технологические процессы.
Хельма Оорн много внимания уделяет внеклассной работе. После уроков ее можно встретить в курсантском общежитии. Она старается лучше узнать своих учеников, их интересы, стремления. Расспрашивает ребят о том, где бы они хотели побывать. Часто проводит для курсантов экскурсии на предприятия города, на суда, стоящие в порту, для лучшего ознакомления с их будущей специальностью: устраивает культпоходы в театр, кино. А для любителей своего предмета она организовала химический кружок. Здесь ребята проводят интересные опыты, глубже узнают этот увлекательный предмет.
Не так давно X. А. Калласте и X. Ю. Оорн за успешную организацию социалистического соревнования в ТМУРП в 1974 году были награждены знаком «Отличник социалистического соревнования". Их работа неоднократно отмечалась почетными грамотами. Опытные преподаватели, они несут свои знания все новым и новым курсантам, выполняют важное и ответственное дело - воспитание нового человека.

Н. КРУТИКОВА

НА СНИМКЕ: члены жюри химической олимпиады преподавательницы химии Х. А. Калласте (слева) и X. Ю. Оорн.