0 RSS-лента RSS-лента

Пара историй из практики

Автор блога: ТМУРП
НА РИНГЕ - БУДУЩИЕ МОРЯКИ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В Нарве состоялось отрытое личное первенство республиканского совета "Трудовые резервы" по боксу среди юниоров и мужчин. Соревнования собрали 190 боксеров из Эстонии, Грузии, Казахстана, РСФСР.
В этом представительном турнире участвовала и команда боксеров Таллиннского морского колледжа. Воспитанники тренера Валерия Павловича Моргуна заняли на этом турнире два первых, три третьих призовых места. Бронзовыми призерами стали студенты колледжа В. Зубов (весовая категория до 63.5 кг) и А. Попов (до 63.5 кг).
Интересная ситуация сложилась в весовой категории до 75 кг, в которой выступали два студента ТМК. В полуфинале И. Сакуненко уступил своему товарищу по команде О. Полилову, затем Олег в очень упорном и напряженном финальном поединке одержал победу над кандидатом в мастера спор та В. Смирновым из Нарвы и стал чемпионом. Первое место в весовой категории до 90 кг занял также секретарь комитета комсомола колледжа М. Строгий, выступавший среди взрослых.
Одним словом, боксировали будущие рыбаки на ринге успешно, остается пожелать им и в дальнейшем спортивных успехов. Радость победы с ребятами по праву могут разделить тренер В. Моргун и председатель профкома учебного заведения У. Сойдла, который в своей работе уделяет этому виду спор та большое внимание и многое делает для его популяризации в колледже.

С. МИШИН.
На с н и м к е : во время турнира боксеров.
ТМУРП 0 Нет комментариев
... ЧТОБ СТАТЬ КАПИТАНОМ – 25 01 1990
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Наши юбиляры — 60 —

Начальнику портнадзора ТМРП, заслуженному рыбаку Эстонской ССР, капитану дальнего плавания Карлу Карловичу Роману исполнилось 60 лет - своего рода рубеж, веха, от которой ярче высвечиваются прожитые годы, по-иному начинается отсчет тех, что еще впереди.
... Говорят, что капитанами не рождаются, а становятся. Может быть, и так. Но в таком случае Карл Карлович родился, чтоб стать капитаном. А родился он на полуострове Пакри, образно говоря, под светом самого высокого на Балтике маяка, смотрителем которого был его дедушка, отец матери. Сколько себя помнит, выходил в море с мамой рыбачить - помогал. А в семь лет помогал уже по настоящему: отец дома бывал нечасто - работал в Таллинне, а даже на самом ближнем лове на лодке нужны две пары рук. Вот мама и передавала иногда весла маленькому Карлу, благо рос он крепким и здоровым. И уже знал: будет капитаном.
На первый взгляд, что тут особенного: кто из мальчишек, живущих на берегу моря (да еще под лучом маяка!), не мечтает о капитанском мостике? Но вот поднимаются на него далёко не все. Подрастая, начинают понимать, что кроме капитанской есть еще много интересных профессий. Но только не для Карла Романа.
Однако путь к ней оказался не из легких. Впрочем, легкого пути он и не ждал. В 17 лет поступил в Таллиннскую мореходную школу, вышел из нее матросом первого класса. Немного поплавал на судах Эстонского пароходства, а потом вместе с Акселем Сиемером подались в рыбопромысловый флот в Мурманск.
Прошел по обычным для моряка этапам — матрос, боцман... Матросы, особенно в те времена, известно - вольница. Ho Карла Романа и тогда отличала особая морская - «капитанская" - четкость, подтянутость, та, что и в самые давние времена была присуща командирам-морякам. И хотя с товарищами-рыбаками был он дружен, относился к ним душевно, внимательно, никогда не отказывая ни в какой помощи, все же что-то незримо выделяло его из других. Этот будет капитаном... - говорили о нем.
Через три года Карл вернулся в Эстонию, закончил Пярнускую мореходную школу, курсы судоводителей, и в 1953 году сбылось давнее предопределение: он стал капитаном буксира Таллиннского морского рыбного порта.
Это было время становления эстонского промышленного океанического рыболовства. Поступали новые суда, промысловые и транспортные, первые плавбазы... Управление сельдяного лова преобразовывалось в базы тралового и рефрижераторного флота. Уже и СРТРы не были новинкой, у причалов строящегося на Пальяссаре порта швартовались БМРТ.
В 1965 году Карл Карлович закончил Таллиннское мореходное училище (тогда техникум рыбной промышленности ) и вышел в море третьим помощником производственного рефрижератора «Саяны». Впереди — океан. Диплом капитана дальнего плавания Карл Карлович получил в 1968 году. Это совпало с приходом в объединение транспортного рефрижератора «Бриз". Почти двадцать лет бессменным капитаном "Бриза" был Карл Карлович Роман. Для него «Бриз" не был, как иногда говорят горе-моряки о судах, куском железа . Бриз и его капитан работали вместе, «дружили ", понимая друг друга с полуслова, с «полузвука". Эта любовь была взаимной: "Бриз" ни разу не подводил своего капитана.
А если немного оторваться от мистики, то не подводил экипаж, воспитанный капитаном Романом. В чем сила его воспитания? Прежде всего, в личном примере. Никто никогда не видел Карла Карловича раздраженным, в дурном настроении (хотя за столько морских лет бывало всякое), не мог заметить ни при каких обстоятельствах небрежности в одежде, резкого тона с товарищами по работе, с подчиненными. Приветливая сдержанность, дружелюбие не переходящее в подыгрывание, скрупулезная точность в соблюдении морской формы — вот отличительные черты капитана Романа.
На какой бы должности Карл Карлович ни находился — капитаном ли портового буксира или красавца «Бриза», или, набирая необходимый опыт и плавательный ценз, третьим штурманом, он всегда остается Капитаном — именно так, с прописной буквы. И это не от высокомерия, как может кому-либо показаться, не от угрюмости характера, а от величайшего уважения к своей, самой для него прекрасной профессии, от уважения и признательности к экипажу, к людям, которые несут вместе с ним нелегкую морскую службу, доверили ему свою жизнь.
Когда, по чьему-то неумному распоряжению от нас отобрали транспортные суда, Карл Карлович сошел на берег. Не захотел изменять «Бризу», не представлял, как он сможет увидеть, с борта другого судна свой «Бриз» в чужих руках.
... И замкнулся круг в его морской судьбе. Снова Карл Карлович в Таллиннском морском рыбном порту. И, поздравляя его с юбилейной датой, желая ему доброго здоровья, можно уверенно сказать — где бы ни трудился капитан Роман, как бы ни складывалась его жизнь, главным для него всегда будет любовь к морю, которая горит в его сердце, как свет маяка, под лучом которого он родился. Чтоб стать капитаном.

Н. МОЛЧАНЮК
Фото Р. ЭЙНА.
ТМУРП 0 Нет комментариев
ЛЮБОВЬ К МОРЮ - ПО НАСЛЕДСТВУ – 18 01 1990
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Тому, что Николай Соловьёв, начальник радиотехнической службы на судах "Эстрыбпрома", выбрал себе морскую профессию, удивляться не приходится. Скорее, неожиданным могло бы показаться другое решение. На берегу Балтики, в Таллинне, прошли его детство и юн ость, так что "морские страсти" сопровождали Николая чуть ли не с первых жизненных шагов.
Конечно, не обошлось без примера и влияния отца, Александра Соловьёва. Ему было что вспомнить, что рассказал о сыну. Как в довоенные годы работал на знаменитом Балтийском заводе в Ленинграде — строил ледоколы, легендарный крейсер "Киров", как воевал, а затем, до 1963 года, служил в ВМФ, в том числе и на Балтике последние годы. Кстати, военно-морским офицером был и брат отца.
Поэтому после службы ратной морской А. Соловьёв и осел на берегу в Таллинне, работал на Таллиннском рыбокомбинате. Ну и, конечно, нельзя забывать о том, что в "Эстрыбпроме" на флоте трудился двоюродный брат Николая — Валерий.
Одним словом, старшеклассник Николай Соловьёв сделал свой выбор, особо не мучая себя раздумьями и переживаниями.
А для начала — Таллиннское мореходное училище, радиотехническое отделение которого окончил в 1976 году.
Практику проходил ещё на СРТР, а вот работать радиооператором пришлось на судах куда более солидных — РТМС, БМРТ, ТР; на МСБ "Ураган" тоже в рейс выходил. Районы промысла и моря менялись, как в калейдоскопе — Баренцево море, АЧА, СВА, ЦВА. Тихий океан...
Работа радиооператора и особая, и ответственная. Ведь он обеспечивает связь — и этим сказано всё. Обеспечение безопасности мореплавания, связь с берегом, родным портом, с которым мысленно не расстаются рыбаки все эти долгие месяцы плавания. И, конечно, кроме личных радиограмм, все служебные переговоры, передача оперативных распоряжений и сводок, связь со штабом экспедиции, с другими судами, которые тоже трудятся рядом и далеко, или уже спешат домой.
Поэтому и ждут все от радиста работы чёткой, уверенной, надёжной, оперативной. А вот как раз быстрота не сразу приходит. Чтобы уверенно работать в эфире, навык нужен. А он появляется с опытом, обычно после 2—3 лет работы.
У Николая всё получилось несколько быстрее. Уже в середине первого рейса (а тогда они длились по пять месяцев) на БМРТ-441 "Эдуард Сырмус" у него дела пошли на лад. Весьма кстати оказалась поддержка Николая Лубочкина, начальника РТС; он помогал на ключе, а Н. Соловьёв учился читать на слух. Ну и, конечно, весьма существенным стало то обстоятельство, что посредником (связь тогда осуществлялась по цепочке АЧА — ЦВА — Таллинн) оказался Александр Пономарёв, который был у Николая начальником практики на СРТР и поэтому знал, в каком режиме лучше всего работать со вчерашним курсантом. Нельзя, конечно, сбрасывать со счетов и тот факт, что у Николая музыкальный слух и пальцы пианиста, что называется, от природы.
Одним словом, уже месяца через три Николай Соловьёв мог делать всё самостоятельно, а через год и скорость стабильная у него появилась.
Так до 1984 года и плавал он радиооператором, а затем сдал на первый класс, причём на одни пятёрки. В принципе, конечно, мог это сделать и намного раньше, но просто немного не везло. Дело в том, что экзамены в ТМУ МРХ СССР принимают в мае — июне, а Николай — так уж получалось — обычно в это время бывал в рейсе. После экзаменов его сразу повысили в должности. На ТР " Нарвский залив" ушёл в ЦВА начальником РТС.
Новая должность, естественно, предполагает и другой круг обязанностей, и уровень ответственности на порядок выше. Начальнику РТС нужно уметь организовать работу двух радистов. Самостоятельные вахты уже стоять практически не приходилось, главное — обслуживание приборов.
На ПР "Ханс Пегельман" после " Нарвского залива" работа также строилась. А вот затем, когда вновь ходил на промысловых судах, нужно было организовывать работу уже несколько иначе. Вновь стоять вахту, как радист. И, конечно, — обслуживание приборов, прежде всего тех, от которых зависит вылов. Начальник РТС должен всё уметь, в том числе и ремонтировать такие приборы, хотя прежде всего это обязанность электрорадионавигатора судна. Но если тот, к примеру, молод и неопытен, тогда уж, будь добр, засучи рукава и все сам делай. Николай эту науку хорошо усвоил, и ещё не было случая, чтобы он подвёл экипаж. А что касается скорости работы на ключе — все необходимые навыки уже доведены до автоматизма. Одним словом, теперь он может чувствовать себя уверенно, когда выходит в море.
В море, как известно, работы всем хватает. И на отдых, развлечения времени практически не остаётся. Может быть, именно поэтому и нужно уметь его ценить, использовать с максимальной пользой. Николай всегда старался быть в гуще общественной жизни. Раньше, когда был помоложе, комсомольцы чаще всего избирали его редактором стенной судовой печати. К художественной самодеятельности тоже душой тянулся — различные концерты, вечера отдыха помогая проводить. И сам на них выступал — на гитаре играл. Потом, конечно, пришлось несколько сменить общественное амплуа. В последнем рейсе, к примеру, работал в составе совета экипажа РТМС-7558 "Цветково".
... Недавно у Николая был день рождения — ему исполнилось 34 года. Конечно, приятно моряку в этот день находиться на берегу, в кругу семьи, родных и близких — ведь далеко не часто случается такое. Но и эти "каникулы" скоро кончатся — и снова в море. На новую встречу с работой, профессией.

Э. АЛЬПЕРОВИЧ
Фото В. ШАЛЯ.
ТМУРП 0 Нет комментариев
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДЕЛО СВОЁ... – 11 01 1990
В Таллиннском морском колледже

Сегодня, когда наша страна взяла курс на коренные преобразования в экономике, народному хозяйству, рыбной отрасли в том числе, потребуются специалисты новой формации. Жизнь предъявит к ним самые высокие требования и в профессиональной подготовке, и в общей культуре. Ведь иначе соответствовать уровню требований в избранном для себя деле они вряд ли смогут, и останутся на периферии происходящих событий.
Именно в таком ключе и шел разговор на недавней встрече студентов только что созданного на базе ТМУ Таллиннского морского колледжа и специалистов-связистов «Эстрыбпрома». Делегация шефов была весьма представительной — начальник отдела связи объединения Е. Злобил, начальник радиоцентра Б. Сорокинский, начальники судовых РТС М. Лисанов, А. Криворучко, А. Виноградов, заместитель секретаря комитета комсомола объединения электрорадионавигатор В. Злобин.
Открывая встречу, начальник радиотехнического отделения В. Зотов акцентировал внимание на необходимости непрерывного повышения уровня знаний и квалификации, стремлении к обязательному достижению конечного результата, несмотря на возникающие трудности.
Но некоторые студенты, отметил В. Зотов, пока еще не приучены трудиться добросовестно, слишком долго культивируется у них «барское» отношение к работе.
Эту мысль поддержали и, выступившие затем, Е. Злобин, М. Лисанов. Будущие радиоспециалисты, как показывает опыт, еще не научились с максимальным эффектом использовать учебно-материальную базу, которой располагает это учебное заведение. В последнее время в объединение пришли работать выпускники с низкими знаниями, которых нельзя использовать на флоте как радиоспециалистов. Анализ показывает, что за время учебы такие курсанты не совсем добросовестно относились к приобретению знаний. И при первой же встрече с трудностями, с которыми приходится встречаться молодым специалистам на первых порах своей самостоятельной работы, они не выдерживают экзамена на профпригодность. В этой связи выступавшие дали слушателям конкретные советы, на что именно, прежде всего, необходимо обратить внимание в учебе. О том, какие требования предъявляет море связистам, говорил и В. Злобин. Он — выпускник ТМУ, два рейса на промысловых судах сделал электрорадионавигатором, а заместителем секретаря комитета комсомола объединения избран в сентябре минувшего года. Естественно, речь зашла и о недавно состоявшемся XXI съезде ЛКСМ Эстонии, о том, какую позицию на нем занимали представители «Эстрыбпрома», что может произойти с молодежным движением в нашей республике. И вопросы — а студенты колледжа на них не поскупились — касались не только чисто профессиональных проблем связистов, но и различных сторон жизни республики.

Н. ЕРМОЛАЕВ, организатор внеклассной культурно-массовой работы Таллиннского морского колледжа.
ТМУРП 0 Нет комментариев
ДЕКЛАРАЦИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ ССР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ ССР И КОНГРЕССА ЭСТОНИИ – 12 04 1990
Верховный Совет Эстонской ССР признает Конгресс Эстонии в качестве представительного органа граждан Эстонской Республики, восстанавливающего государственную власть Эстонской Республики.
Верховный Совет Эстонской ССР готов к сотрудничеству с Конгрессом Эстонии и Комитетом Эстонии в деле восстановления Эстонской Республики на основе правовой преемственности.

Председатель Верховного Совета Эстонской ССР
А. РЮЙТЕЛЬ. Таллинн, 30 марта 1990 г.
ТМУРП 0 Нет комментариев
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СТАТУСЕ ЭСТОНИИ – 12 04 1990
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СТАТУСЕ ЭСТОНИИ

Верховный Совет Эстонской ССР утверждает, что оккупация Эстонской Республики Союзом ССР 17 июня 1940 года не прервала существование Эстонской Республики де-юре: территория Эстонской Республики является оккупированной до настоящего времени.
Верховный Совет Эстонской ССР, учитывая ясно выраженную волю эстонского народа к восстановлению самостоятельности Эстонской Республики и законной государственной власти:
— признает незаконной государственную власть Союза ССР в Эстонии с момента ее установления и провозглашает начало восстановления Эстонской Республики (restitutio ad integ-rum];
— объявляет переходный период, который закончится формированием конституционных органов государственной власти Эстонской Республики.
Верховным Советом Эстонской ССР разрабатывается временный порядок правления на переходный период, включающий правовые гарантии для всех жителей, независимо от национальности.
Настоящее постановление вступает в силу с момента принятия.

Председатель Верховного Совета Эстонской ССР А. РЮЙТЕЛЬ. Таллинн, 30 марта 1990 г.
ТМУРП 0 Нет комментариев
СЕБЯ НЕ РАСТЕРЯТЬ – 12 04 1990
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

С почтением отзывается о Владимире Рудольфовиче Боярсе начальник отдела подготовки и технического обучения кадров объединения Юрий Иванович Коротков, чье мнение в редакции авторитетно, — и уже одно это привлекло наше внимание к личности старшего специалиста радиотехнического отделения по лабораторному оборудованию, секретаря партийной организации морского колледжа. Позднее имя Боярса «всплыло», когда назывались кандидаты в состав делегации объединения на партийную конференцию республики. Участником ее он не стал, но впоследствии вошел в число делегатов XX съезда КПЭ.
... Нет в нем той бравой самоуверенности, какая свойственна подчас иным нашим офицерам-отставникам. Вот хоть недавний случай. Владимир Рудольфович заглянул в редакцию, когда материал о нем уже готовился к печати. Нерешительно предложил: может, повременить с публикацией"? И без обиняков пояснил: в повестку дня очередного заседания парткома вынесен вопрос об идейно-воспитательной работе в колледже. Заслушивается отчет коммуниста А. Лыокене. Но он, Боярс, как секретарь партийной организации не мог позволить себе оставаться в этом деле сторонним наблюдателем. Не лучше бы, в таком случае, подождать результатов заседания?...
Самоуверенные не так поступают. Самоуверенные являются в редакцию и настаивают на том, чтобы подобный материал был срочно опубликован. Есть в том известный «резон"— будет тогда чем «заслониться» (в случае чего) от замечаний.
Однако, лишенный самоуверенности, Владимир Рудольфович наделен в то же время прочным чувством самоуважения. Гордость его — кабинет радиотехники в колледже, оборудованный им же самим — с привлечением, разумеется, к этому делу учащихся. Стенды подготовлены из современных материалов, аппаратура — как на ладони, все расписано до мельчайших деталей — так, что и несведущий, приглядевшись, может получить общее представление о принципе ее работы. Чувствуется: все это — дело рук педанта. В хорошем смысле этого слова. Да Боярс и сам не возражал бы, думается, против этого «ярлыка». Главная его идея — колледж: должен готовить людей высокообразованных, интеллигентных по большому счету, и средством для этого должны быть даже такие, казалось бы, мелочи, как привычка к порядку. Порядку в оформлении любой, даже незначительной по объему работы, порядку в одежде, в поведении будущего моряка.
Педантичен он и в том, что касается самообразования. Попав в мореходное (тогда еще) училище, имея за плечами опыт военного моряка и преподавательской деятельности, Владимир Рудольфович перелопатил кучу специальной литературы, чтобы не чувствовать себя полным дилетантом в области рыбопромышленного хозяйства. Мыслительная деятельность, по Боярсу, должна быть непрерывной, и задача учебного заведения, тем более такого, как колледж, должна состоять именно в этом: в развитии способностей учащихся к мыслительной деятельности. Именно по этой причине он, в свое время, поддержал начальника училища А. Лыокене в его идее преобразования училища в колледж. Надеялся: от формы неизбежно придется прийти к углублению содержания учебного процесса — того, что так необходимо будущим морякам.
Не так скоро дело делается, как хотелось бы. Тем более, что и та уверенность, с какой шли к организации колледжа, лично у Боярса вскоре порассеялась. Нет, идейное обоснование преобразований сомнений не вызывало. Надо смотреть в будущее, а самое ближайшее развитие науки и техники неизбежно обгонит нас с той мизерной подготовкой, какую давало училище. Кому ж тогда нужна такая подготовка, с которой впоследствии придется «барахтаться» в практической деятельности ?! Но, начав, инициаторы создания колледжа упустили главное — основополагающие документы: разработку четкого положения, устава, функциональных обязанностей, создание совета колледжа и прочее. Осознав это, Владимир Рудольфович уже, как будто, несколько поостыл. Но от идеи отмахиваться не торопился. Понял: чтобы прийти к окончательному выводу относительно направленности всей деятельности колледжа, нужно учесть весь спектр мнений преподавателей. Возможность такую находил в практике отчетов коммунистов перед партбюро. Глубоко прислушивается к тому, что высказывают опытные преподаватели колледжа — Ольтерс, Ыунпуу, Кислыч... Коллегиальность он видит и в тесном сотрудничестве с «Эстрыбпромом». В объединении, указывает, есть два человека, которым не безразлично молодое пополнение. Называет поименно: Евгений Федорович Злобин и Антс Альфредович Эрсис. Уж они-то, говорит, знают: из кувшина может вытечь только то, что в него налито. Стиль работы начальников отдела связи и механике — судовой службы — это, видит Боярс, работа не только «на себя» (на завтрашний день своих служб) — это конкретная, действенная помощь колледжу. Они собирают специалистов и, опираясь на их опыт, заводят с учащимися колледжа столь необходимый неформальный разговор о рыбацкой доле. Вот тут уже дело за преподавательским составом. " смотришь в такие минуты на ребят, и уже по их реакции можно определить — будут ли они дальше учиться, воспримут ли рыбацкую тяжкую службу, как свою или нет... А дальше? Дальше, уже определенно зная, что это им действительна нужно, с полной уверенностью можно испытывать их на трудностях в учебе...»
Ожидая известной поддержки от объединения, они, в колледже, размышляют еще и над тем, как не быть у него, по выражению Боярса, в «алчных нахлебниках». Надо, в таком случае, арендовать судно для работы на нем (и главное материальной отдачи) учащихся колледжа. Надо полнее использовать практику на зафрахтованном в ФРГ пароходе, а для этого срочно и углубленно обучать студентов английскому языку. В противном случае — при языковом барьере с иностранными моряками — ну, какой от них рабочий результат?!
А как насчет национального барьера? На родной почве?
Нет такого в колледже, утверждает Владимир Рудольфович. И мотивировку убедительную находит: видимо, море в своей суровости, со своими экстремальными условиями не разбирается русский ты, латыш или эстонец — здесь идет крепкая спайка...
Упоминание о латышах у Боярса не случайно. Он по национальности латыш. Отец был видным политическим деятелем Латвии и Союза в довоенное и военное время. Не обошли его и репрессии. Но, свято веря в отца, памятуя о нем, Владимир Рудольфович не думает отворачиваться от того дела, ради которого пострадал и отец, да и сам он, как партиец, не знал легкого пути. Есть некоторая параллель во внешних обстоятельствах его судьбы и судьбы Марью Лаурис-тин, но сколь различно их мировоззрение. В чем тут дело?
Не касаясь принципов М. Лауристин, Боярс стоит на своем. Не может он дезертировать, если, по его же словам, прошел с партией и войну, и разруху, и репрессии, и беззаконие. Но, быть может, у латышской партии своя дорога? И этот «намек» Владимир Рудольфович не принимает, как категорически не принимает линию прибалтийцев на самоизоляцию. По его убеждению, «нельзя быть мещанином, обывателем — надо помнить, сколько погибло в процентном отношении русских и людей других национальностей
— и погибло за общую страну. И вспомнить голод, разорение русских деревень от Москвы до самых границ... А как нас эвакуировали из Юрмалы? Мне пришлось бежать через Валга в Иванов. А потом — разве забыть это?!
— русская женщина одинаково делила последнюю картошку: мне и своим детям.
Уж не «белая ли ворона» Владимир Рудольфович среди латышей? Да нет, рассеивает он мои сомнения, и называет друзей, с которыми поддерживает связи в Латвии. Все — видные люди, устоявшие от националистических шараханий...
По семейному положению Владимир Рудольфович Боярс — уже дед. Но нередко смотришь на таких «дедов» и диву даешься: как могли не растерять себя в той, полной испытаний жизни? Что помогает? Закалка отцов'! Труд души ?

Л. СТИШЕНКО.
ТМУРП 0 3 комментария
Их ждет море – 02 08 1990
Летом для многих наших молодых сограждан время начинает измеряться количеством прочитанных учебников и конспектов. В учебных заведениях наступает пора вступительных экзаменов. Распахнулись для абитуриентов и двери Таллиннского морского колледжа.
Как известно, колледж создан на базе Таллиннского мореходного училища МРХ СССР — ведущего в республике по подготовке специалистов для флота рыбной промышленности. И по сравнению со своим предшественником имеет ряд преимуществ, которые, вероятно, заинтересуют поступающих.
— Мы стремимся к международному уровню подготовки специалистов. — рассказывает директор колледжа Арне Лыокене. — Учебный процесс строим на основе многоступенчатой программы обучения. У учащегося есть выбор. Отучился год, может идти работать матросом, мотористом. Заинтересованные в своем профессиональном росте продолжают учебу в колледже еще два года и получают дипломы младших морских специалистов. Для желающих и, разумеется, способных предусмотрена завершающая ступень учебной программы. По нашему направлению и в зависимости от избранной специальности можно продолжить учебу в Таллиннском техническом университете или в Калининградском высшем инженерно-морском училище, в Ленинградском высшем училище им. Макарова или в Московском институте народного хозяйства им. Плеханова. С этими учебными заведениями у нас заключен соответствующий договор. Хочется подчеркнуть, — продолжает Арне Фридрихович. — действующий теперь принцип добровольности во многом способствует развитию у студентов ответственности, научит самостоятельно принимать решения, верности избранному делу, наконец. Эти качества считаю главными в морской профессии. Кроме того, важное внимание уделяем изучению иностранных языков. Недаром уже в этом году к вступительным экзаменам допускаются те, кто прошел собеседование на английском, немецком или другом изучаемом в школе языке. Будущие моряки заграничного плавании должны быть и подготовлены соответствующим образом. Замечу, к примеру, что на старших курсах ряд дисциплин для студентов будет читаться по-английски. Конечно, есть возможность эстонским парням выучить русский, а русским — эстонский язык.
Современный рыбопромысловый флот (а именно туда придет большая часть выпускников колледжа нуждается в грамотных специалистах. И педагогический коллектив стремится дать своим воспитанникам хорошие знания, обеспечить квалификацией. Преподаватели здесь опытные, многие трудятся не один десяток лет: заслуженный учитель республики Сирк Ваппер, Марк Блитштейн, Велло Нурмис, Нина Карулина, Лембит Ыунпуу, Владимир Боярс. Продолжает работу и первый директор (в те годы рыбопромышленного техникума) Хельмут Ольтерс.
В этом году колледж продолжает подготовку студентов по морским специальностям — судоводителей, технологов, механиков, радистов, мастеров добычи. И открывает новый факультет — внешнеэкономические отношения, где будут готовить дипломированных коммерсантов. Желающих посвятить себя бизнесу оказалось более чем достаточно, конкурс здесь самый большой. Впрочем, на эту специальность принимаются только те, кто заручился финансовой поддержкой предприятия, готового оплатить учебу своего направленца.
Как сообщили в колледже, стоимость полного курса порядка 8 тысяч рублей. Исключение составляет объединение "Эстрыбпром", которое не вносит указанной суммы, направляя молодежь обучаться секретам менеджмента.

Н. КРУТИКОВА.

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ассистент Е. Емельянова записывает на доске условия задач:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

будущие технологи и бизнесмены пишут сочинение.

Фото К. Калласте.
ТМУРП 0 Нет комментариев
И НЕСЁТСЯ СКВОЗЬ ГОДЫ МОРЗЯНКА... – 15 11 1990
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


В этот день, сами того не подозревая, юбилярами стали сразу около 1300 человек, пустившие свои корни в самых различных точках нашей страны — в Эстонии и на Каспии, в Архангельске и на Енисее, во Владивостоке и в порту Находка. «Разве что на Сахалин не пробрались — остров маленький, да там еще своих два училища»,— как бы в оправдание «промашки» пояснил В. Зотов... Через биографии этих людей прошла одна, объединяющая их черта: все они — выпускники разных лет Таллиннского мореходного училища, радиотехнического его отделения. Соберись они вместе 2 ноября по случаю 25-летия со дня первого выпуска — хватило бы в их разговорах баек, накопленных за многолетнюю практику, да и из курсантских будней было бы что вспомнить. Но как тут быть, когда жизнь берет свое?! На юбилей собрались десятки бывших выпускников отделения — те, кому обстоятельства позволили на краткий миг отвлечься от повседневных трудовых обязанностей. И официально вспоминались внешние приметы училища давних лет — безликие аудитории, первый выпуск, участники которого и в форму-то не успели облачиться, поскольку заказ на нее вовремя не смогли реализовать, первые преподаватели — Борис Моисеевич Розенштейн, Тойво Прассь... Воздавалось должное сегодняшним подвижникам отделения. О них — особая статья, потому как взяли они на себя ношу, требующую чрезвычайного напряжения сил: повести учебный процесс так, чтоб из стен заведения выходили не просто радиотехники, но и младшие радиоинженеры — всесторонне образованные специалисты. Для этого и понадобилась система колледжа. Целесообразность ее уже всесторонне обоснована. А применительно к радиотехническому отделению постановка дела мыслится так.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Первое, на чем сосредоточено серьезное внимание, — преподавание обязательных дисциплин. Физика, математика, перестают быть абстрактными, становятся дисциплинами прикладными, на основе которых закладываются элементы импульсной, цифровой техники, теории компьютерных систем. Вводятся новые предметы — автоматизация систем связи и автоматизация систем обеспечения мореплавания, основы технического творчества и основы телевидения. А основы управленческой деятельности? Абстракция? Отнюдь нет. Радиоспециалист на судне ли, на берегу — лицо, через которое проходит обширный поток информации, как производственного характера, таки общественно-политического, бытового. Классифицировать ее, поставить на службу коллективу под силу только администратору, освоившему, хотя бы элементарно, психологию, юриспруденцию, экономику — все то, что и включается как костяк управленческой деятельности и что доселе осваивалось путем «набивания шишек» в процессе трудовой уже жизни (о чем и ходят байки в кругу радиоспециалистов-практиков).
Введение подобных дисциплин требует переоборудования многих аудиторий. Но — благо преподаватели колледжа некоторым образом уже, что называется, отработали навыки в комплектовании наглядного материала.
Гордость отделения — лаборатория радиолокационных станций, заведует которой Арви Арнольдович Норман. Он, кстати, сам из выпускников былого училища — недолго попрактиковав, вернулся в родные пенаты. Из соединения теории и практики, приправленного личной дотошностью, что ли, получился хороший сплав. Коллеги знают Нормана как принципиального наставника курсантов с отточенной методикой преподавания. Где, как не у него, «прозондируешь», чем дышит курс, на что способен тот или иной учащийся — Арви Арнольдович буквально живет их жизнью. Да и воспитанники колледжа ревниво оберегают его престиж — уже тем, что отдают предпочтение именно его лекциям, оценив и знание предмета, и готовность к индивидуальной работе с каждым в отдельности.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

И хоть сходен путь, в несколько ином ключе развивается творчество Лембита Александровича Ыунпуу. Он как предметник, может быть, более традиционен, но стойкая его любовь к избранной дисциплине стала лучшей основой для воспитания курсантов. Оборудованный Лембитом Александровичем кабинет организации радиосвязи и манипуляции признан одним из лучших на Западном бассейне. Впечатляет и кабинет радиотехники — детище заведующего лабораторией Владимира Рудольфовича Боярса.
Вот это — академизм, с одной стороны, с другой стремление и умение прививать курсантам тягу к мыслительной деятельности — это и есть две взаимодополняющие линии, на чем живет отделение, «отпочковываясь» от которых зарождается новое... Вот Виктор Михайлович Жигин — рационализатор, организовавший кружок технического творчества. Вот начальник отделения Владимир Иванович Зотов, подавший и взявшийся претворить в жизнь идею оборудования учебной радиоремонтной мастерской («будем давать технологию ремонта аппаратуры в экстремальных ситуациях эксплуатации»). Виктор Леонидович Белый, Юрий Иванович Равинский, Людмила Васильевна Бычкова... Все это преподаватели, определяющие лицо отделения. Притягательное его лицо. Недаром же вошло в традицию, что начальник отдела связи «Эстрыбпрома» Евгений Федорович Злобин так печется о материальной базе отделения: всякая новинка, прежде чем попасть на рыбопромысловое судно, подвергается изучению здесь, в колледже. Принципиальная деталь: Злобин знает, что отдает дело в надежные руки. И в перспективные. На перспективу работает, когда приводит специалистов-практиков на ежегодные встречи с курсантами — организует для новоявленных моряков своеобразные «круглые столы»...
Редко случаются в колледже праздники. Но тем теплее они становятся, чем настойчивее врываются в них будни. Дыхание радиотехнического отделения звучно — разносятся по коридорам отстукиваемые точки-тире морзянки. И проносится она через годы сотен моряков.

Л. СТИШЕНКО.
Фото Р. Эйна
ТМУРП 0 Нет комментариев
Условия приема в Таллиннский морской колледж в 1990 году - 26 04 1990
Таллиннский морской колледж образован на базе Таллиннского мореходного училища МРХ СССР и является учебным заведением нового типа в системе ступенчатой подготовки кадров для рыбной промышленности республики и на основе договорных отношений с другими предприятиями и организациями народного хозяйства страны.
(п. I. Устава ТМК)
В колледж принимаются граждане в возрасте до 30 лет признанные медицинской комиссией годными по состоянию здоровья к морской службе и сдавшие вступительные экзамены. Негодными к поступлению считаются лица, имеющие нарушение цветоощущения «А» и «Б», а также остроту зрения ниже 0,8 на любой глаз, слух на шепотную речь менее 6 метров.
Прием на дневное отделение осуществляется только на базе средней школы (по законодательству предпочтение отслужившим в СА) на следующие специальности.
— «МОРСКОЕ СУДОВОЖДЕНИЕ»
— «ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК»
— «ТЕХНОЛОГИЯ РЫБНЫХ ПРОДУКТОВ»
— «ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ РАДИОСВЯЗИ И ЭЛЕКТРОРАДИОНАВИГАЦИИ СУДОВ»
— ПРАВОВЕДЕНИЕ..
— «ПРОМЫШЛЕННОЕ РЫБОЛОВСТВО»
Учебные группы формируются по языковому принципу по всем специальностям.
Прием заявлений для поступления в колледж на дневное отделение на базе средней школы c l.06. по 20.07.90 г.
К заявлениям, где указана выбранная специальность, прилагается:
— документ об образовании
— шесть фотографий (3x4 см)
— медсправка по форме № 086-у
— справка из психоневрологического диспансера
— характеристика с последнего места работы или учебы
— выписка из трудовой книжки
— направление на учебу
— автобиография.
Прибытие в колледж на вступительные экзамены только с получением вызова из колледжа и в сроки, указанные в нем. По прибытии в колледж поступающий предъявляет лично в приемную комиссию:
— свидетельство о рождении или паспорт
— приписное свидетельство (лица призывного возраста) или военный билет.
Предметы, по которым проводятся вступительные экзамены, устанавливаются общесоюзными Правилами для поступления в средние специальные учебные заведения СССР и дополнительно иностранный язык, изучаемый в школе (собеседование). ПРИМЕЧАНИЕ:
1. ТМК готовит специалистов для рыбохозяйственных предприятий и организаций Западного бассейна на базе населения ЭССР, ЛаССР, ЛиССР, г. Ленинграда, Калининградской и Ленинградской областей.
Прием поступающих из других районов страны осуществляется по направлению предприятий и организаций, гарантирующих выпускнику место работы по окончании колледжа.
2. На специальность «Технология рыбных продуктов» и «Правоведение» (специализация — менеджмент, международные экономические связи) принимаются также девушки, проживающие в Таллинне и его окрестностях (без предоставления общежития).
На специальность «Правоведение» принимаются только лица, имеющие направление от предприятий на основе договора с полной оплатой за обучение (исключение — АО «Эстрыбпром«).
Обучение на заочном отделении ведется по всем специал ностям дневного отделения, исключая специальности «Эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов» и «Правоведение».
Информация по телефонам:
442—280, 444—602, 442—535
Адрес колледжа:
200106 Таллинн, ул. Эндла, 4 Таллиннский морской колледж
ТМУРП 0 Нет комментариев