0 RSS-лента RSS-лента

Пара историй из практики

Автор блога: ТМУРП
Счастливого плавания друзья! – 19 марта 1974 года
В конце февраля в Таллинском мореходном училище рыбной промышленности начался юбилейный, 25-й выпуск курсантов.
74 будущих технолога успешно прошли через последний этап испытаний — защиту дипломного проекта, из них 21 получил отличную оценку. Все знания, полученные ребятами в училище, на учебной и производственной практиках, будут в дальнейшем еще не раз проверены жизнью.
В клубе строителей состоялось торжественное собрание, на которое пришли поздравить выпускников их родные и близкие, преподаватели, курсанты училища. Начальник училища В. А. Морозов пожелал выпускникам с честью нести славу родного училища на судах и предприятиях рыбной промышленности.
Приказ о вручении дипломов зачитал начальник организационно-строевого отдела Н. 3. Нагорный. Выпускникам были вручены дипломы техников-технологов рыбной промышленности, а лучшим из них — «Отличник учебы».
От имени руководства объединения «Океан» выпускников поздравил председатель квалификационной комиссии А. В. Пшеничный. Он напомнил молодым специалистам, что от их труда и знаний будет зависеть выпуск качественной продукции и правильная организация всего производственного процесса, и пожелал больших успехов в их дальнейшей трудовой деятельности.
К преподавателям с ответным словом обратился выпускник Таллинского мореходного
училища рыбной промышленности 1974 года Александр Курмыза.
В заключение торжественного собрания заместитель начальника училища по политической части К. А. Вельц от имени педагогов и партийной организации выразил твердую уверенность, что выпускники всегда и везде будут высоко нести честь и достоинство советского моряка.
Впереди ребят ждет трудная, но интересная и почетная работа по специальности.

Е. ДАНИЛОВ,
курсант ТМУРП
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Выпускники.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Начальник ТМУРП тов. Морозов вручает диплом с отличием С. Домикасу.
ТМУРП 0 3 комментария
СТАРЕЙШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - 15 июля 1972
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В ЧЕРТЕЖНОМ кабинете на третьем этаже учебного корпуса ТМУРП людно. Все озабочены: семестр подходит к концу, надо успеть сдать чертежи. Преподаватель Оскар Хенрикович Луби разбирает ошибки, еще и еще раз заставляет переделывать работы. Несколько месяцев назад преподавателю исполнилось семьдесят лет. Из них 45 он отдал флоту. Это событие и привело меня в кабинет педагога
— На недавней выставке я видел несколько ваших моделей. Многим присутствовавшим, в том числе и мне, они очень понравились. Вы, наверное, давно занимаетесь судомоделированием?
— Да нет, этим делом я занялся сравнительно недавно, когда мне предложили принять участие в создании морского музея в училище. Было это чуть более года назад. Постепенно судомоделирование захватило меня так, что почти все свободное время занимаюсь им.
— А какие именно модели вы готовите для будущего музея?
— Основная моя задача — показать эволюцию развития эстонского рыболовного флота, начиная буквально со средних веков. Работа интересная, тем более, что расчеты для моделей ведутся по действительным проектам, разумеется, в уменьшенном виде. Они будут служить учебными пособиями для будущих моряков.
... Время от времени наша беседа прерывается. К столику, за которым сидим мы с О. Луби, подходят курсанты с чертежами. Преподаватель спокойно рассматривает чертеж, затем объясняет непонятные вопросы.
— У меня с морем связана вся жизнь. Правда, плавать пришлось мало, больше был на суше. Когда закончил судостроительный факультет Рижского филиала технического университета, мне удалось устроиться в Таллинском порту в качестве инспектора Регистра. Было это в 1929 году. Что такое инспектор Регистра? Что-то вроде современного инженера по технике безопасности. В мои обязанности входила проверка безопасности судов, устранение всех нарушений, которые могли бы привести к трагедии вдали от берегов.
Когда советские войска освободили Таллин, О. Луби, как специалисту по судостроению, предложили работу в Министерстве рыбного хозяйства. Республике нужны были новые типы малых судов. О. Луби первый в Эстонии начал проектировку судов типа «Какуан», мелких сейнеров и МРТ. Тогда он начал работать по совместительству в училище (тогда оно называлось техникумом). Время было сложное, послевоенное. О. Луби преподавал тогда судостроение. А постоянно он работает в училище с 1951 года.
— Когда я впервые пришел в училище, там не было никакого оборудования для черчения. Работали прямо на столах, абсолютно не приспособленных для этого.
О. Луби с помощью курсантов оборудовал первый в республике чертежный кабинет для программированного обучения и с экранизацией учебного процесса. Он же является автором многих диафильмов, которые используются на уроках черчения во многих техникумах. В кабинете проводятся и семинары для преподавателей черчения республики.
О. Луби покатывает мне свою книгу «Судовые двигатели внутреннего сгорания» на русском и эстонском языках, различные учебники и пособия, которые он написал в разное время.
— Вам не трудно столько работать? Ведь все-таки восьмой десяток…
— Знаете, у меня сейчас столько разных дел, что я об этом еще как-то и не думал. Я ведь и председатель предметной комиссии общетехнических дисциплин. Так что, наверное, рано помышлять об отдыхе.
— Оскар Хенрикович, а над чем Вы сейчас работаете?
— Я состою сотрудником редакции Эстонской энциклопедии. Три тома этого издания уже увидели свет. Всего же их — десять.
Сейчас в училище работают преподавателями его ученики А. Канделин, X. Ольтерс, М. Паюлайд.
— Недавно я сделал любопытный подсчет моих учеников, плавающих сейчас на океанских просторах. Оказалось, около 1800 .
За свой труд Оскар Хенрикович Луби не раз награждался почетными грамотами Президиума Верховного Совета Эстонской ССР, Министерства просвещения и Министерства высшего и среднего специального образования. Награжден он и медалью «За трудовое отличие»...
От имени всех курсантов я пожелал О. X. Луби всего наилучшего в его творческой работе и отличного здоровья.

Б. РОЙТБЛАТ, наш внештатный корр.

На снимке: урок черчения ведет старейший преподаватель ТМУРПО Оскар Хенрикович Луби.

Фото Т. Пыльдма.
ТИЙТ РУТТУ НЕ ПОДВЕДЕТ! – 7 октября 1972 года
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Сводка был лаконична: «Экипаж СРТ-4559, находясь на промысле в Северном море, выполнил план на 190 процентов и вернулся в порт на месяц раньше срока».
СРТ стоял на ремонте. У трапа меня встретил третий механик Тийт Рутту, провел на корабль.
Год назад Тийт закончил механическое отделение Таллинского мореходного училища рыбной промышленности и сразу же был направлен на СРТ-4559. С тех пор он сделал уже три рейса. Недавно экипаж судна оказал Тийту большое доверие, избрав его комсоргом.
— Комсомольская организация у нас небольшая, — говорит Тийт, — всего семь человек, но мы не отчаиваемся. Организовываем досуг на судне во время рейса, выпускаем стенгазету «Атлантика».
Тийт показывает мне несколько номеров газеты. В одном из них, посвященном Дню рыбака, я прочитал статью старшего механика Б. Васина. Механическое отделение судна, говорится в ней, борется и постоянно будет бороться за то, чтобы «исключить произведственные простои из-за неполадок механизмов, вовремя производить планово - предупредительные осмотры, быстро устранять неисправности».
Судя по итогам последнего рейса, команда механиков со своей задачей справилась более чем успешно. Ведь улов в огромной мере зависит от слаженной и четкой работы механизмов.
Малейшее нарушение, совершенное из-за нерасторопности, из-за того, что кто-то из механиков вовремя не проверил машины, грозит в морских условиях длительной задержкой.
... Я заметил, что Тийт охотно рассказывает о роботе своих товарищей, их достижениях, но, когда разговор заходит о нем самом, старается помолчать. Мне помог вступивший в разговор коллега Тийта, второй механик Анатолий Тимофеев.
— Такого работника, как Тийт, надо еще поискать. И вообще трудно оценить ту работу, которую проделал он во время рейса. Как где неисправность — Тийт тут-как-тут, будь это днем или ночью. Он может сутками не выходить из машинного отделения, но механизмы приведет в порядок.
Сейчас СРТ-4559 снова ушел в рейс. Впереди — несколько месяцев напряженного труда. И можно с уверенностью сказать, что Тийт Рутту и в этот раз не подведет.

Б. РОЙТБЛАТ,
курсант ТМУРП.

На снимке: Тийт Рутту.
Зовут его Фам Динь Чунг - 8 ноября 1972
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ЭТОМУ парню двадцать один год. Он невысокого роста, со стройной спортивной фигурой. Любит поиграть в футбол, теннис, спеть песенку под гитару. Зовут его - Фам Динь Чунг. Он курсант второго курса механического отделения Таллинского мореходного училища рыбной промышленности.
- Я родился в Южном Вьетнаме, в городе Дананге. Отца почти не помню. Когда я был совсем маленьким, он ушел в партизаны. С тех пор мы встречались очень редко. Года четыре назад отца ранило в бою, и он написал мне письмо из госпиталя. Это была последняя весточка от него. Мать до пятьдесят девятого года работала на американской базе в Дананге (это одна из крупнейших военных баз США в Южном Вьетнаме). Когда янки узнали, что она выполняет подпольную работу и связана с партизанами, они бросили ее в тюрьму. Где мать сейчас, я не знаю. Может они давно убили ее, как убивают многих, кто борется против них...
... Партизанам нужны были лекарства. В отряде скопилось много раненых, а все дороги в город перекрыли американцы. Подпольщики решили помочь партизанам. Вместе с другими в трудный путь отправился и одиннадцати летний Чунг.
... По узкой горной дороге медленно катятся три телеги. Вот они подъезжают к проверочному пункту. Здоровенный солдат с закатанными по локоть рукавами и с автоматом наперевес проверяет документы, затем лениво осматривает телеги, доверху груженные углем. Поодаль стоят наготове еще несколько солдат.
Можно ехать, — кивает, наконец, головой американец и возвращает документы. Телеги медленно трогаются с места. Мальчишка на одной из них едва прячет улыбку. Он доволен: еще бы, ведь сегодня партизаны получат так нужные им лекарства, скрытые на дне телег.
А если бы американцы заметили лекарства? — спрашиваю я.
Чунг усмехнулся:
— Все было бы просто, янки не любят церемониться с партизанами и с теми, кто помогает им. У меня ведь было два брата. Когда американцы задержали, их с подобным грузом, обоих немедленно расстреляли. Стершему, Хунгу, было шестнадцать лет, Тьену — четырнадцать., .
Чунг задумывается, потом добавляет.
— Видно, мне повезло больше, чем им. Я ходил в такие рейсы три года подряд.
— Однажды, — вспоминает Чунг, — мы здорово взбесили этих янки.
... На берегу моря босоногие мальчишки играют в футбол. Они не обращают внимания на взвод солдат, решивших здесь искупаться. Часовой, оставленный у одежды и оружия, нерешительно мнется, подозрительно смотрит на ребят. Ему жарко и тоже хочется искупаться, но ведь не зря же твердят командиры: каждый вьетнамец — твой потенциальный враг.
Он еще раз оглядывается на мальчишек — им явно не до него, раздумывает с минуту, а затем быстро раздевается и вбегает в спасительную прохладу моря.
... Когда солдаты вышли из воды, мальчишек на пляже уже не было. Не было и автоматов и гранат. А через несколько дней партизаны благодарили Чунга и его товарищей за оружие.
... Есть у вьетнамских партизан любимая песня «Шагаем по горам Чыонг Шон». Вот по этим горам Чунг пробирался к границе.
Затем — учеба в интернате в столице Демократической Республики Вьетнам — Ханое. Через полгода Чунг стал членом Коммунистической организации трудящейся молодежи Вьетнама имени Хо Ши Мина. По окончании школы ему предложили продолжить учебу в Советском Союзе.
— У меня и дед, и отец были потомственными рыбаками, да и я сам с детства ходил в море на рыбацких баркасах, поэтому раздумывать о выборе профессии мне не пришлось.
Первый курс Чунг окончил отлично. Правда, трудно было вначале с русским языком, но теперь и это позади. Вьетнамский комсомол сказал Чунгу: «Республике нужны специалисты.»
И Чунг учится.

Б. Ройтблат

Фото А. Дудченко
Пять курсантских ансамблей - 24 июня 1972
Активно работают в Таллинском мореходном училище рыбной промышленности кружки художественной самодеятельности. Заведующая клубом Люция Рихардовна Морель рассказывает:
— Недавно мы давали концерт во Дворце культуры им Я. Томпа для абитуриентов, в котором участвовал один из ведущих вокально-инструментальных ансамблей училища «Юность».
Всего в училище сейчас пять ансамблей. Работает с ними выпускник консерватории Т. И. Силлер.
Пользуется популярностью среди курсантов и танцевальный коллектив училища. Новые танцы разучивает с будущими мореходами энтузиаст этого дела, преподаватель математики Линда Эмильевна Эхатамм. На последнем концерте перед участниками методической конференции руководства и преподавателей мореходных училищ и школ Западного бассейна ансамбль исполнил финский танец.
В концерте с успехом приняли участие и иностранные курсанты, обучающиеся в нашем училище: Фам Динь Чунг (ДРВ) и Окада Еити (Япония). Фам Динь Чунг исполнил песню вьетнамских партизан «Шагаем по горам Чыонг Шон», которую тепло встретили слушатели.
Активно участвуют в художественной самодеятельности курсанты Р. Баумер, А. Бабешко, А. Зотов...
Планы на будущее? Сейчас еще рано говорить об этом, но кое-что намечено. С начала нового учебного годя в училище будут организованы, курсы игры на гитаре, руководство которыми возглавит Т. И. Силлер.

Б. РОЙТБЛАТ,
наш нештатный корр.
ТМУРП 0 4 комментария
МОРСКАЯ ЗАКАЛКА - 1 января 1972
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ практика курсантов - третьекурсников Таллинского мореходного училища рыбной промышленности на БМРТ-474 «Оскар Сепре» началась задолго до выхода судна на промысел. В первых числах августа тринадцать молодых подтянутых парней в матросской форме поднялись по трапу на борт судна стоявшего тогда на южной стороне рыбного порта в межрейсовом ремонте.
Они представились старпому как матросы первого и второго класса и сразу же включились в напряженный ритм подготовки судна к рейсу. Грузили промвооружение и технологическое снабжение, завозили продовольствие и боцманское имущество, приводили в порядок палубу и несли вахту у трапа. Вместе с курсантами — однокурсниками из Ростовского МУРП — они выполнили львиную долю всех работ по подготовке судна к выходу на промысел. На трудности не жаловались, работали по-комсомольски, с огоньком. Старпом Маратканов и боцман Рааг остались довольны дружной работой молодых моряков. Судно вышло в море на двое суток раньше срока, предусмотренного рейсовым заданием.
На переходе им отдыхать почти не пришлось. Переход на промысел был коротким — всего четверо суток. За это время нужно было вооружить тралы, отработать судовые расписания, освоить правила техники безопасности. Кроме того, согласно программе нужно было нести штурманскую вахту. Но в море усталость не чувствуется, за работой незаметно летит время. А стоять штурманскую вахту — курсантам одно удовольствие. Особенно ночью в ясную погоду, когда небо усыпано звездами, на берегу приветливо мигают маяки, а вдали виднеются огоньки встречных кораблей. В ходовой рубке темно и под ногами слегка вибрирует палуба да доносится мерный гул работающей машины, приглушенно гудят умформеры да мигают красные лампочки, навигационных приборов. А ты почти штурман, пеленгуешь маяки, определяешь место судна по звездам, ведешь свою первую навигационную практику в море. Правда, тебя контролируют и вахтенный штурман, и руководитель практики, но все-таки тебе чертовски нравится это занятие. А разве не интересно нести штурманскую вахту при прохождении пролива Зунд? И бывалые штурманы испытывают волнение при подходе к маяку Дрогдал с его мощным ревуном и коварными течениями в том районе. Здесь мы берем на борт лоцмана. Вскоре ложимся на фарватер, огражденный многочисленными буями. Слева виднеется берег Дании, вырисовывается силуэт Копенгагена.
Справа в туманной дымке — шведский берег. Плавучие и береговые маяки, большие и малые острова, древние форты. Но штурману любоваться всем этим недосуг... Движение оживленное, как нигде, переменное течение, узкий фарватер, и , хоть лоцман на борту, нужно вести тщательное путеисчисление судна. Лучшей практики, как при плавании Датскими проливами, для будущих штурманов не придумаешь. Погода нас баловала на всем переходе, не штормило, и видимость была отменная, поэтому штурманская вахта для курсантов била плодотворной. И оценки получены высокие.
Сейчас мы находимся на промысле. Уже четвертый месяц. Сначала промышляли в Северном море сайду, затем перешли к Гебридским островам за пикшей и сельдью.
На наших глазах курсанты становятся заправскими рыбаками. Часть из них расписана на постановке и выборке трала. Это — так называемые добытчики. Они работают на верхней палубе под открытым небом и поэтому носят непромокаемые куртки, зюйдвестки и высокие резиновые сапоги. И вид у них вполне рыбацкий.
Основная часть курсантов работает в рыбцехе на обработке рыбы. У них снаряжение другое: прорезиненный фартук, резиновые сапоги да шкерочный нож. Но специальностей несколько: головорубщики, шкерщики, расфасовщики, упаковщики и укладчики рыбы. У каждой из этих малых специальностей имеются свои тонкости, на каждом месте требуются определенные навыки, сноровка. Рыба идет по конвейеру, и если где-нибудь появится слабое звено, заедает весь процесс изготовления рыбопродукции. Поэтому здесь нужно работать с полной отдачей сил, до седьмого пота, без перекуров.
На судне имеются две комплексные бригады, в которые входят добытчики и обработчики. Они работают круглосуточно в две смены по восемь часов. И когда идет рыба, бывает, что за смену бригада, вырабатывает до 12 тонн готовой продукции. Курсанты на обработке рыбы несут основную нагрузку. Так что от них зависит выполнение плана пищевой продукции.
Теперь они работают уверенно и, можно сказать, даже красиво. Если на первых порах побаливали руки и спины и после смены не хотелось даже смотреть кино, то теперь окрепли мускулы у ребят, и усталость уже не валит в койку, а становится приятной, и быстро проходит.
Забот у курсантов хоть отбавляй. Кроме рабочей смены нужно выполнять программу практики: нести штурманскую вахту, посещать занятия, писать отчет, а хочется еще сходить в кино или почитать интересную книгу. Но молодого комсомольского задора хватает на все. Не унывает молодежь и справляется со всеми своими делами.
Все ребята — комсомольцы. Сейчас они вместе с комсомольцами судна готовятся к Ленинскому зачету «Решения XXIV съезда КПСС — в жизнь!», берут на себя индивидуальные социалистические обязательства. И хотя все достойны похвалы, есть и среди них лучшие. Это, прежде всего, Тармо Ояметс — отличник учебы, старшина роты в училище, а здесь, на практике, — староста группы. Рослый, спортивного телосложения, подтянутый курсант. За любое дело берется с готовностью, работает с огоньком на самых трудных участках. Никогда не унывает. Общителен с товарищами. Всегда готов прийти на помощь попавшему в беду. Штурманы и руководитель практики считают его вполне подготовленным для самостоятельного несения штурманской вахты. Любит море, свой корабль. Одним словом, морская душа. Так паренек из сухопутного местечка Мярьямаа Раплаского района, прочитавший в детстве книгу капитана дальнего плавания X. Серго «Море зовет», становится моряком...
А вот Тоомас Раудсепп из Вильянди стал мечтать о море после рассказов родственника-моряка о дальних походах, о трудной, но интересной судьбе рыбаков. Тоомас тоже никогда не унывает, ему по нраву морская жизнь. А в знании английского языка — первенства никому в группе не уступит. Свои способности в английском он показал на деле. Когда мы проходили проливом Зунд, он оживленно беседовал с лоцманом и был нашим переводчиком. Так что преподаватель английского языка может гордиться своим учеником — экзамен он выдержал блестяще. Тоомас физически развит и никогда не отлынивает от трудной работы. Поэтому мастер им доволен.
Всяческой похвалы заслуживают курсанты Ааво Таавет и Харри Таллинурм. Эти веселые ребята — специалисты по рыборазделке, активные комсомольцы, отлично несут штурманскую вахту, успешно работают над своими отчетами за практику. Из них тоже должны получиться хорошие моряки.
Администрация судна высоко оценивает работу, дисциплину и организованность курсантов и выражает благодарность руководству училища за хороших воспитанников. Немалая заслуга в этом и руководителя практики преподавателя X. X Олтерса, который уделяет много времени обучению и воспитанию курсантов и оказывает всестороннюю помощь командованию судна в деле выполнения плановых заданий.
Итоги первого месяца практики и работы на промысле показали, курсанты - комсомольцы успешно готовятся к Ленинскому зачету и достойны именоваться членами «Экипажа коммунистического труда» — это почетное звание коллектив судна подтвердил к 54-й годовщине Великого Октября.

М. КАЗАКОВ,
первый помощник капитана БМРТ-474 «Оскар Сепре».
На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В. Сильд
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

X. Таллинурм
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Т. Раудсепп.

фото автора
ТМУРП 0 Нет комментариев
МНОГОБОРЕЦ - 12 августа 1972
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

АНДРЕЙ Тимофеевич Белобородов, тренер морских пятиборцев ТМУРП, на мой вопрос, о ком из его воспитанников лучше рассказать читателям «Рыбака Эстонии», не задумываясь, ответил:
— О Валерии Катаеве. Отличный парень, способный, на недавнем первенстве училища занял первое место...
... Катаев в тот день стоял дежурным по экипажу, поэтому я без всякого труда нашел его. - Валера,- ты до училища занимался морским пятиборьем?
- Откровенно говоря, знал о нем только понаслышке. В Коломне, где я жил до поступления в ТМУРП, очень развит конькобежный спорт. Там, кстати, находится один из немногих в стране искусственных катков. Занимался коньками, можно сказать, по сложившейся традиции, как и многие наши коломенские мальчишки. Бегал выше второго разряда, приближался к первому. Пятиборье сразу же захватило меня. В этом виде спорта таятся неограниченные возможности. Раньше я весьма плохо стрелял, а о парусах вообще, не имел никакого понятия.
- Наверное, поначалу не все удавалось…
- Да, трудновато было. Очень помогали ребята и тренер. Вообще Андрей Тимофеевич уделяет нам много своего личного времени, может целыми днями заниматься, с каждым из нас, и очень, переживает, если нам что-то не удается. В течение учебного года по воскресеньям обучал нас парусному делу. Он в парусах отлично разбирается. Поэтому я считаю, что с тренером мне очень повезло.
- Валера, расскажи, как проходило последнее первенство училища?
- Для меня это было третье по счету первенство. Одно из них я уже выигрывал однажды. Участвовало около 60 человек. Соревновались мы по программе троеборья - плавание, кросс, стрельба. Бег 1500 метров я выиграл, затем мы с перворазрядником Ваней Барановским (он уже окончил училище в этом году) получили одинаковое количество очков в плавании, а в стрельбе он выиграл у меня одно очко.
- Это был твой основной соперник?
- Если ответить «да», то это будет неточно. Я опасался и Олега Серебрянского, и Валеру Подшумляка. Они тоже сильные пятиборцы. Вообще, у нас много способных ребят.
У Валерия отлично идет бег, полуторакилометровую дистанцию он пробегает с результатом 4 минуты 20 секунд.
- Вероятно, сказываются длительные занятия коньками?
- Да, коньки здорово помогают. И там, и здесь, в пятиборье, нужны хорошее дыхание, выносливость. И вообще в беге чувствую себя уверенно.
... Пятиборцы тренируются очень много. Посудите сами: утром — кросс 30 минут, после занятий — стрельба или шлюпки, а по вечерам три раза в недель - бассейн.
- В день мы тренируемся по 2,5-3 часа. Много, конечно, но и в учебе не отстаем. Все наши ребята учатся хорошо, не имеют никаких нарушений дисциплины.
- Ну, а у тебя самого как?
- Нормально. На третий курс перешел без троек.
- А специализация, радиодело?
- Пять, конечно.
- Кроме спорта, ты увлекаешься еще чем-нибудь?
- Техникой. Дома у меня мотоцикл, люблю повозиться с ним. Я и специальность радиста потому выбрал, что с техникой связана. Еще играю немного на гитаре. Ну, и общественная работа. Провожу политинформации в группе.
- В новом учебном году в училище открываются курсы игры на гитаре. Ты запишешься туда?
- Еще бы! Придется только распорядок дня сделать жестче, чтобы успевать заниматься там и тренировки не пропускать.
В конце августа состоится первенство республики по морскому многоборью. Спортсмены училища готовятся к этим соревнованиям особенно усиленно: ведь здесь нужно на деле доказать, что год усиленных тренировок не пропал даром.
- Это будет мое первое крупное соревнование, - говорит Валерий Катаев - постараюсь выступить успешно.
- Ну что ж, успехов тебе, Валера!

Б. РОЙТБЛАТ,
наш нештатный корр.

На снимке: Валерий Катаев
ТМУРП 0 Нет комментариев
Твое общежитие, курсант - октябрь 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Таллинское мореходное училище рыбной промышленности готовит специалистов различных квалификаций для нужд рыбной промышленности республики. Училище выпускает судоводителей, технологов рыбных продуктов и других специалистов среднего звена. Для улучшения культурно-бытовых условий курсантов в конце прошлого года в Таллине начато строительство общежития на 850 человек. Участок, выделенный для строительства общежития, расположен в Калининском районе на территории, которая ограничивается улицами Эндла, Луизе, бульваром Гагарина и участками существующих домов. Общежитие запроектировано шестиэтажным с цокольным этажом. Из-за большого уклона рельефа, часть цокольного этажа будет подземным.
На первом этаже расположится главный вестибюль, амбулатория, изолятор, столовая на 400 мест и часть помещений пищеблока. На остальных пяти этажах будут комнаты для курсантов, умывальные, помещения бытового обслуживания и другие. На каждом этаже разместится 170 курсантов.
Жилые комнаты оборудуются встроенными шкафами для верхней одежды и рассчитаны на восемь человек.
В ЦОКОЛЬНОМ этаже расположатся помещения пищеблока, склады для хранения белья и обмундирования, мастерские по ремонту белья и обуви, камера хранения личных вещей, бассейн 4,5х25 метров, раздевалки, душевые и ряд других. На первом этаже запроектированы горячий и холодный цехи, мойка столовой посуды, хлеборезка. Запроектирова ны также складские помещения (склад овощей, склад сухих продуктов) и холодильные камеры, заготовочная мяса , рыбы, помещения персонала и контора.
Первый этаж соединяется с цокольным этажом лестницей и двумя грузовыми лифтами грузоподъемностью 100 килограммов каждый. Один из лифтов предназначен для транспортировки продуктов из складов и заготовочных на первый этаж.
Второй лифт - для транспортировки пищевых отходов с первого этажа в помещение отходов, находящееся в цокольном этаже.
Надо сказать что, общий ход строительства в этом году неудовлетворительный. Выполнено работ всего на 29 процентов от годового плана. Как видно по фотографии, работы нулевого цикла еще не закончены. Предстоит выполнить немалы объем работ по устройству фундаментов и кладке наружных стен подвала. Основной причиной невыполнения плана 1967 года является большая загруженность подрядной строительно-монтажной организации, основные силы которой направлены сейчас на сдаточные
объекты юбилейного года.


Э. СЕПП старший инженер ОКСа ЭПУРП
ИХ ЖДЕТ МОРЕ - 1969
ТИШИНА, которой встречают нас коридоры Таллинского мореходного училища рыбной промышленности, обманчива. Стоит лишь приоткрыть дверь любого учебного кабинета и вы убеждаетесь — училище живет напряженной жизнью. Идут занятия в кабинете радиоманипуляции.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Курсанты ТМУРп занимаются в кабинете радиоманипуляции ма 1969

За ключом преподаватель Л. Ыунапуу. Задача курсантов: успеть записать все, что он передает. А скорость передачи возрастает. Сейчас она доходит до 100 знаков в минуту. Чтобы вести прием передачи на такой скорости, нужно обладать поистине музыкальным слухом.
Ровными строчками, превращенные из хаоса точек и тире, ложатся в тетради В. Осипова слова текста:
"Передать на ондуляторе... Передавайте без текста отдельные буквы..."
Текст большой, сложный, и приводить его здесь нет смысла, так как он занял бы очень много места. Но ясно одно: большинство курсантов хорошо справляются с заданием. Вот Владимир Сулимов. Принять 100 знаков в минуту для него не составляет большого труда. Владимир — чемпион Эстонии по приему и передаче, свободно принимает более 120 знаков в. минуту. В училище он пришел, уже имея звание радиста третьего класса. Дело свое Владимир любит. Когда наблюдаешь за его работой на ключе, то становится понятным, почему радист должен обладать пальцами и слухом музыканта. Сулимов — радист по признанию.
Стать хорошим специалистом помогают курсантам различные кружки технического творчества. Человек, влюбленный в технику, найдет себе занятие по душе в любом из них. Хочешь, занимайся в радиотехническом, или электротехническом, или механикой - выбор большой. И тяга к ним огромна. Ребята сами делают специальные пособия для учебных занятий, следят за новшествами науки и техники.
В радиомастерской мы застали за сборкой селектора курсанта,
комсомольца Анатолия Сорокина.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Курсант Анатолий Сорокин собирает селектор ТМУРП март 1969 2


Он очень увлекается радиоделом. Занятия в радиотехническом кружке помогают ему хорошо успевать в учебе.
Есть в училище три учебные группы, в которых учатся курсанты— посланцы Африки, Кубы, OAP.
Осторожно, стараясь не помешать преподавателю тов. Каеву, входим в класс. Будущие радисты, курсанты третьего курса внимательно слушают его рассказ о гирокомпасе "Курс-4". Этот гирокомпас
был создан в Советском Союзе и считается лучшим в мире. Все попытки создать лучший прибор пока еще не увенчались успехом.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Курсанты из Арабской Объединенной республики ТМУРП март 1969

Но ребят из ОАР это не не смущает.
- А мы создадим
«Курс-5». - говорит Самала Мохамед Салама, - выучимся и создадим...
Что ж, вполне возможно, что будут ходить по морям суда, оснащенные аппаратурой, построенной руками ребят, получивших образование в Советском Союзе, в нашем родном Таллине.
Училище живет напряженной жизнью: учеба, практические занятия, дежурства. А по субботам курсанты собираются отдохнуть в своем клубе, послушать лекцию, посмотреть фильм.
В училище более десяти оркестров, но особой популярностью пользуется эстрадный оркестр группы Р2Б.
На смотре художественной самодеятельности, посвященном 50-летию Ленинского комсомола, он занял первое место и был премирован за это поездкой в Ленинград.
Пара историй из практики прохождения «профессиональной практики» курсанта ТМУРП на судах ЭстРыбПром в период 1973-1974 годов.
Не помню сам, как я вошел туда,
Настолько сон меня опутал ложью,
Когда я сбился с верного следа.



Если кто-то не узнал строки Данте из его «Божественной комедии», то я сразу же объясню причину их предшествования моему «профессиональному» рассказу. Люди, читавшие мое воспоминание на сайте об учебе в ТМУРП, наверняка восприняли мой образ жизни и учебы как достаточно легковесный и в чем-то даже безответственный.
Я не готовил себя усиленно именно к предстоящим производственным трудностям. Используя полученные знания в физматклассе 15 средней школы и облегчение жизни проживанием в родном городе, я, можно даже сказать, «парил где-то в облаках …» спортзалов и книгочтения, в то время как мои сокурсники, более «приземленные» тяжким трудом в нарядах и лишениями без поддержки родной семьи в чужом городе пробивали себе путь к профессии.
Но в жизни все уравновешивается какими-то «божественными» законами Природы. Настало время «Первой практики» и мои сотоварищи радостно побежали устраиваться практикантами на БМРТ, Плавбазы, а наиболее «романтичные» из «приземленных» попали на парусник «Крузенштерн», чтобы в светлых радиорубках давить «на ключ», радостно ощущать себя «младшим комсоставом» и отдыхать в офицерских каютах «на двоих».
Самым «непрактичным» из всех практикантов оказался я. Мой же практичный Отец очень по деловому предложил мне поработать за зарплату матросом, хотя это и было формально запрещено - практику мне могли и должны были не защитать. Но только не сыну всем известного капитана – в морском братстве «все схвачено», и корочки матроса III класса дядя Леша Евреинов, пусть земля ему будет пухом, вручил мне вместе с направлением на транспортный рефрижератор «Нарвский залив», загадочно улыбаясь.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Судно выходило в СЗА уже буквально через пару дней. Мне следовало только сильно не светиться в радиорубке – вдруг не выдержат нервы у тамошнего начальника РТС. Переход на промысел – какую-то неделю - прошел скучно под присмотром боцмана, который постарался устроить мне мастер-класс на палубе со шваброй и докучал то вязанием тросов, то покраской судовых надстроек. Еще до выхода в море я слабо представлял себе, в чем конкретно будет заключаться моя работа матросом на «Нарвском заливе». Потом-то я узнал, что на период практики стал «матросом-грузчиком» III класса . На «заливы» «матросом-грузчиком» брали тех, кто был лишен паспорта моряка или вообще не способен делать ничего, кроме «бери больше и тащи дальше», нередко это были люди « пьющие на берегу». Зарплата там была хорошая. Работали на промысле по схеме «4 через 4» - 4 часа работа и 4 часа делай что хочешь … если сможешь.
Мы разгружали с поступающих сверху поддонов 24-х и 40-ка килограммовые картонные короба с мороженой брикетами рыбой, которую в точку рандеву доставили БМРТ, и снова укладывали короба, в штабеля, на свои поддоны в 10-15 метровом трюме.


Швартовка с кормы к ТР «Нарвский залив»

Отработав первые 8 часов, я уснул здоровым юношеским сном. Прошли очередные 4 часа, и я встал на ужин, чтобы затем идти на работу в трюм. Но к моему удивлению пальцы на руках напоминали распухшие сосиски и совершенно не гнулись! Одеться или взять в руки ложку в кают-компании было проблематично. В трюме мы работали исключительно в нитяных перчатках, чтобы удобнее было хватать короб. Пальцы получали обморожение, но, пока мы усердно работали, теплая кровь сохраняла подвижность суставов, которая пропадала после длительного бездействия. Через полчаса работы в трюме руки стали как новенькие, чтобы через 8-12 часов все повторилось снова.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Так мы работали почти весь период моей практики. Прошла неделя, другая, и я, хорошо тренированный в атлетическом зале, заметил, что в свободное время уже почти никто не показывается в кают-компании, и я в одиночестве кручу в который раз фильм «Руслан и Людмила» (нас еще обучали работе техника-кино-демонстратора и даже корочки соответствующие выдавали!). Тогда, я стал делать осторожные вылазки на капитанский мостик, в гирокомпасное отделение и в радиорубку, расспрашивая офицеров, как они работают с приборами. Это их несколько удивляло, но они отвечали и рассказывали. Наверное, я держался достаточно непринужденно т.к. привык вести себя хотя и вежливо, но естественно и свободно на кораблях отца.
К концу рейса я узнал, что не все местные «круги Ада» мной пройдены. На закуску мне досталась приемка … «рыбной муки». В бытность советским гражданином, я регулярно потреблял курятинку, слегка отдававшую запахом рыбы. Мы все знали - кур кормят рыбной мукой. До этого я имел слабое представление о таком морепродукте. Технология была не очень сложной. Вся непригодная рыба или специально выловленная полностью разваривалась в котле, затем мололась мельнице и такая «мука» подсушивалась, расфасовывалась в мешки по 90 килограмм и складировалась. В рыбоварном цехе было очень жарко и амбре стоял удушающий.
Плотные матерчатые, часто еще горячие, мешки пропитывались рыбьим жиром, и ухватить их за «ушки» было трудно даже вдвоем, а по мере заполнения поддона их предстояло забросить еще и наверх. В трюме становилось жарко, работа была очень тяжелая и мы оставляли на себе только штаны от робы и «гады» на ногах. Света постепенно делалось в трюме все меньше т.к. рыбная мука буквально как туман висела в воздухе. По телу медленно стекал пот грязными серыми потеками, смешанный с рыбьим жиром и, что особенно было неприятно, с крохотными и жесткими крапинками рыбьих костей, как песок царапавшими кожу. К счастью, рыбной муки не бывало так много как, поступавших бесконечно – теперь уже совсем легеньких - коробов.
По возвращении в «родную» роту я отрешенно наблюдал веселые лица сокурсников, слушал как что-то постороннее и легковесное их веселые рассказы о подвахтах, но ничего и никому не говорил о своей «практике» - нельзя было, хотя справочку я предоставил, как и положено.



У здоровых психически людей все плохое и неприятное уходит, превращаясь в занимательные и не без юмора воспоминания. Ко второй практике я, как мне казалось, был уже прагматичным и ко всему подготовленным моряком. Поэтому легко согласился и в этот раз на предложение отца поработать под крылом его старого товарища, капитана Жоры Мамренко не далеко от дома – на Балтике – матросом. Если я и был когда-то близок к «7-му кругу ада», то именно в тот год.
Георгий Мамренко, старый одессит и морской волк, работал всю жизнь на крошечных СРТ и СРТР с экипажами от 12 до 17 человек– на самых денежных, но и на самых изматывающих «селедочных» и тому подобных рейсах. Отчасти Жоре не позволяла выбраться с таких судов и любовь к спиртному. Эти «морские противники» превратили высокого ростом одессита в сутулого и жилистого, высохшего старика с кучей жестких седых волос на нечесаной голове. Его правильных форм с почти прямым носом, коричневое от ветров и соленой воды, от беспрестанного курения папирос лицо долихоцефала покрывали глубокие морщины.
Мы вышли в предновогодние дни в Балтику на Жорином «баночнике» РР 1280 - катать в жестяные банки балтийскую салаку и кильку пряного посола .
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Модель-клон нашего «баночника» - их обозначали РР или РОС.


Очень даже недурные как закуска к водочке на кусочке хлебца! Они были и неплохим дополнением к Жориному древнему «докторскому» саквояжу, вмещавшему ящик «Столичной».
Если кто-то думает, дескать, самая страшная качка в Северной Атлантике, на «ревущих 40-х» или «где-то там далеко», то спешу обрадовать самая дурная и изматывающая качка на мелких морях типа Балтийского. Зимой она еще хуже. На «баночнике» же ее превращал в самую изощренную пытку запах специй густо наполнявший рабочее помещение, занимавшее пространство от бака до середины корпуса судна. От этого сладко-пряного запаха иногда просто выворачивало наизнанку. Никакая тренировка вестибулярного аппарата здесь не помогала – требовалось дождаться атрофии вкусовых рецепторов.
Зимой в море рано темнеет, и на горизонте черно-свинцовые воды сливаются с таким же небом в одно целое, и в пасмурную погоду создается ощущение, что все вокруг задрапировано в черно-серый бархат, и только палуба судна выделяется желтым пятном света прожекторов, иссеченным струями дождя. Кильку и салаку нам выгружали по-очереди пришвартовавшиеся сейнеры эстонских рыболовецких колхозов. На больших садках с рыбой, которые грузно раскачивались во время выгрузки, обязательно повисал самый отчаянный из колхозников, контролировать подачу рыбы. Наш СРТ был на фоне сейнеров грозной посудиной.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.




Облаченные в желтые проолифенки, в любую погоду мы целыми сутками стояли за металлическими столами и укладывали рыбу в большие банки, добавляли мерными ложками из бочонков засолочную смесь и закатывали банки. Когда палуба у вас уходит из под ног 24 часа в сутки, и вы сами уже превратились в «кильку пряного посола» в морском рассоле, такая простая работенка высосет ваши «соки» и мозги уже через пару лет. Волею судьбы мне довелось и после выпуска из ТМУРП походить в море с Георгием Мамренко, но уже на другом не менее занятном кораблике, о чем я расскажу на сайте Эстрыбпром. И если по молодости лет я еще и мог как-то в душе осуждать капитана за его пристрастие к алкоголю, то, повзрослев, не могу представить себе, как можно было 20 и более лет работать морякам в таком режиме и не прикладываться к рюмашке?! Никакие нервы не выдержат.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Представьте себе, вы лежите уставший и с пустым желудком после смены, не снимая одежды, в тесной двухъярусной койке носового кубрика на 8 человек как знакомые вам ранее кильки. В кубрике полумрак, а в койке с занавешенным проемом, чтобы легче уснуть, и того темнее, когда нос кораблика вдруг летит куда-то вниз, а вы съезжаете по матрасу вслед за ним и неприятно упираетесь затылком в переборку, то в голову лезет одна мысль: «Мы еще над водой или уже под ней?» Так и ждешь, что вот-вот неудержимо польется на пол леденящая соленая вода. Затем, нос корабля взмывает вверх, и твои ноги упирается в противоположную переборку. Нет, врешь! Не возьмешь! А если накатить … на два пальца в стакане, хотя бы?
В цех попадала не только килька с салакой - в невод заходили и треска и селедка, поэтому мы немного закатывали консервов и для себя. Собственно, треску отправляли за борт, а печенку консервировали отдельно. На тот момент существовал официальный запрет на заготовление тресковой печени и производства рыбьего жира для детей из-за обнаружения в ней ДДТ или по-простому «дуста», которым американца сдуру отравили пол планеты. Балтийская треска оказалась почти не зараженной, но ее малый вылов не позволял промышленно добывать печенку, а для себя мы отбирали понемногу.
Новый год экипаж выторговал у капитана встретить у пирса, наврали Конторе про неполадки на судне, а те сделали вид, что поверили и разрешили ремонтироваться на колхозном пирсе острова Сааремаа. Два мешка сахара быстренько перекочевали в местную лавку, волшебным образом превратившись в «водочку» безо всякой тягомотины с перегонкой и возгонкой. К двум часам ночи ваш покорный слуга сидел в кубрике трезвый до омерзения т.к. видеть иначе в таком состоянии празднование было невозможно, когда квелый голос вахтенного, вышедшего отлить с подветренной стороны, проорал: «Человек за бортом!» Очень повезло « мотылю», что мочевой пузырь напомнил вахтенному о себе именно в тот момент – более 15 минут в такой воде да еще ночью не живут. Через день, когда моториста оттерли спиртом, отогрели и привели в себя, он поведал леденящую кровь историю, так и остававшуюся до сегодняшнего дня предусмотрительно забытой.
Сколько надо выпить или сколько лет надо пить, чтобы за 3-4 часа пития словить «белочку»?! Закрутилось с того, что мотыль услышал, как кто-то осторожно сверлит стенку за его спиной. Сначала это было в одном месте, затем в двух и так далее. Когда сверление шло по всем поверхностям каюты, моторист ясно и с ужасом понял – ОН идет за ним! Спасение было в море!
Была ли это еще Практика или уже Реальная жизнь – не берусь судить. Я и сегодня не всегда понимаю – серьезно все это вокруг или просто попытка № …
ТМУРП 0 3 комментария